Протокол судебного заседания по уголовному делу образец. Порядок оформления протокола судебного заседания и ознакомления с ним

Cлайд 1

Политическое поведение 1.Многообразие форм политического поведения. 2. Политический терроризм. 3. Регулирование политического поведения.

Cлайд 2

Многообразие форм политического поведения. Прочитать пункт 1 стр.173-177 и проанализировать план. 1.Сущность политического поведения: а) политическое поведение как взаимодействие с социальной средой, различными политическими слоями; б) мотивы политического поведения. 2. Формы политического поведения: а) открытые и закрытые; действие и бездействие; б) традиционные и инновационные; в) конструктивные и деструктивные; г) индивидуальные, групповые и массовые; электоральное поведение; д) нормативные и отклоняющиеся; экстремальные; е) протестные; ж) аффективное поведение

Cлайд 3

Политический терроризм. ТЕРРОРИЗМ (террор) (от франц. terreur - страх, ужас), термин вошел в употребление в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. Впоследствии приобрел универсальное значение и используется для обозначения мотивированного насилия с политическими целями. Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Политический терроризм- систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия или угроза применения насилия, причиняющего вред людям имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти.

Cлайд 4

Причины терроризма: Неравномерное распределение ресурсов, доходов и богатства внутри отдельных стран и между странами; Обострение проблемы бедности; Концентрация населения в городах, создающая опасность их перенаселения и деградации; Усиление конфронтации между этническими группами и культурными слоями, приводящее к росту агрессивного поведения, к пренебрежению законами и усвоению маргинальной частью населения преступного опыта; Сопротивление глобализации, стремление к сохранению национальной (религиозной) самобытности

Cлайд 5

КОНФРОНТАЦИЯ (франц. confrontation), противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр., политика конфронтации, военная конфронтация, конфронтация взглядов). МАРГИНАЛЬНЫЙ (от франц. marginal - побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный. ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. extremus - крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).

Cлайд 6

Регулирование политического поведения. Почему необходимо законом установить границы политической свободы? В чем состоит связь между утверждением в общественном сознании демократических ценностей и политическим поведением? Почему наличие политических организаций увеличивают возможность регуляции политического поведения? Почему политические знания и информированность о событиях благоприятно влияют на политическое поведение? Какие качества политических лидеров оказывают воздействие на политическое поведение их сторонников?

Политическое поведение охватывает все формы полити­ческой активности личности, ее действия и бездействие.

По своей целевой направленности политическое поведе­ние может быть конструктивным (способствующим нор­мальному функционированию политической системы) и де структивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, груп­повым и массовым. Индивидуальное политическое поведе­ние - это поступки индивида, имеющие общественно-поли­тическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и по­литике). Групповое политическое поведение связано с дея­тельностью политических организаций или стихийно сло­жившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения яв­ляются …
выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведе­нии наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Значительно различаются поведение в организованных и поведение в стихийных формах. Поведение членов органи­зованных политических групп (например, партий) регулиру­ется нормами, зафиксированными в их уставах; оно зависит от распределения ролей между лидерами и сторонниками, от распределения функций внутри группы. Стихийные дей­ствия, т. е. незапланированные, необдуманные поступки от-

Дельных людей и неорганизованные массовые выступления, возникают в условиях политических кризисов, нестабильно­сти и характеризуются преобладанием иррациональных чувств над осознанными.

Исследователи говорят и о патологических формах поли­тического поведения. Их проявлением могут быть крайние аффективные состояния, постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме, состояния паники, маниакальные политические предубеждения и т. п. Признаком патологии политического поведения является его несоответствие требо­ваниям ситуации или установкам личности. Так, при воз­никновении пугающей ситуации масса людей испытывает потрясение, страх и, вместо того чтобы организованно про­тивостоять угрозе, впадает в панику, пытается спастись, предпринимая беспорядочные действия, создавая хаос и тем самым усиливая опасные последствия случившегося.

Психологами обстоятельно описано поведение людей в толпе. Характерные черты толпы - скученность на ограни­ченном пространстве; относительная длительность пребыва­ния в одном месте; разнородность и неустойчивость состава; отсутствие внутренней структуры; анонимность. В «коллек­тивной душе» толпы блокируется способность отклика на логическую аргументацию, зато возможен ответ на эмоцио­нальное воздействие. Толпой управляют инстинкты, ей зна­комы лишь простые и крайние чувства.

] «Люди необразованные в глазах толпы кажутся более;
| убедительными, чем образованные». ]

I Аристотель;

В толпе исчезает чувство ответственности. В полити­зированной толпе вероятны проявления аффективного бес­сознательного поведения. Аффективное (от лат. affectus - душевное волнение) поведение проявляется в бурно про­текающей реакции субъекта на сильный внешний раздра­житель, при котором сознательный контроль человека над своими действиями вытесняется частично или полно­стью. Французский ученый Г. Лебон (1841-1931) писал: «…Становясь частицей организованной толпы, человек спу­скается на несколько ступеней лестницы цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культур­ным человеком; в толпе - это варвар, т. е. существо ин­стинктивное. У него обнаруживается склонность к произво­лу, буйству, свирепость, но также и к энтузиазму и героизму, свойственному первобытному человеку». Толпе свойственны нетерпимость, импульсивность, раздражитель­ность, податливость к внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Человек в толпе скандирует те политические лозунги и совершает те дейст-

Вия, которые он бы не совершил, находясь в уравновешен­ном состоянии. Толпа таит в себе опасность агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

Агрессивная толпа характеризуется яростью, злобой по отношению к объекту агрессии. Она направлена на причи­нение страдания, физического или психологического вреда другим людям или общностям. За внешне стихийной агрес­сией стоит внутренняя агрессивность, возникающая как ре­акция на переживание социальной обездоленности, недо­ступности каких-либо общественных благ и т. п. Психологи считают, что в формах агрессии, развивающейся в массовых социальных и политических процессах, например в расо­вых, этнических, религиозных, идеологических столкнове­ниях, происходит заражение и взаимная индукция, прояв­ляется значительное влияние стереотипных представлений, предрассудков, особенно образа врага. Если кто-либо воспри­нимается в качестве лидера, направляющего агрессию, власть его над толпой становится неограниченной и возбуж­денная масса слепо следует его призывам.

Поскольку наиболее массовой формой политического уча­стия являются выборы, особое внимание исследователей привлекает именно электоральное поведение граждан: за кого и почему голосуют представители тех или иных слоев населения, каковы причины неучастия в выборах части граждан?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определенными партиями довольно устойчи­вы. От выборов к выборам они голосуют за партию, кото­рую они традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, ко­торые предлагают наиболее приемлемое для них решение су­ществующих проблем. Наконец, имеет место индивидуаль­ная и групповая приверженность определенным кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать. Названные факторы вза­имодействуют между собой, подчас противоречат один дру­гому, а иногда накладываются друг на друга. В связи с этим происходит их ослабление.

Вернемся к вопросу об участии или неучастии в выборах. К примеру, в США более или менее регулярно на выборах всех уровней голосуют от 25 до 35% взрослого населения; еще 30-40% голосуют очень редко или никогда не прихо­дят на избирательный участок; от 3 до 7% избирателей со­вершенно не интересуются политикой. Есть страны, где го­лосуют до 95% избирателей. Как вы знаете, уклонение от участия в выборах называется абсентеизмом (от латинского

Слова, буквально означающего «отсутствующий»). Абсенте­изм может иметь серьезные последствия: если количество голосующих будет ниже определенной нормы (скажем, 50 или 25% от состава избирателей), то выборы будут призна­ны несостоявшимися. А это может парализовать важнейшие звенья политической системы. Поэтому в демократических государствах большую роль играют средства массовой ин­формации, дающие возможность гражданам получить сведе­ния о политике и различных политических силах, содейст­вующие преодолению равнодушия, политической апатии.

В структуре политического поведения выделяются проте стные формы. Политический протест - это проявление не­гативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политичес­ким решениям в открыто демонстрируемой форме. Протест-ные действия осуществляются как в «мягком» варианте (пе­тиции, воззвания), так и в «жестком» (забастовка). К протестным формам относят также митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Бывают случаи, когда протестное поведение выходит за пределы демократических норм и про­является в бойкотах, занятии административных зданий, перекрытии транспортных магистралей, других насильст­венных действиях. Протестное поведение, как правило, объ­ясняется состоянием недовольства, вызываемым расхожде­нием между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Российская политическая жизнь 90-х гг. XX в. проде­монстрировала и экстремальные формы политического поведения. В самом общем виде экстремизм (от лат. extremus - крайний) понимается как приверженность в по­литике к крайним взглядам и мерам. Конкретные проявле­ния политического экстремизма многообразны. К ним относятся такие действия, как осуществление массовых бес­порядков, хулиганских действий и актов вандализма по мо­тивам идеологической, политической, расовой, националь­ной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; создание незаконных воору­женных формирований; захват или присвоение властных полномочий; пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; публичные призы­вы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также иные подобные действия.

Как считают эксперты, разновидностям экстремизма при­сущи общие черты: одностороннее восприятие общественных проблем и путей их решения; использование демагогичес­ких лозунгов и призывов, создающих образ врага; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; бездум-

Ное, беспрекословное выполнение приказов руководителей террористических организаций; фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои взгляды оппонентам; неспособ­ность к толерантности, компромиссам; применение насилия. Экстремизм в современном мире характеризуется ростом масштабности, усилением жестокости и безоглядности дей­ствий, использованием новейших технических достижений. К наиболее опасным проявлениям политического экстремиз­ма относится терроризм (о нем пойдет речь в следующей части учебника).

В центре внимания политологии чаще всего находится проблема законности или незаконности конкретных видов политического поведения, речь идет о законопослушании или нарушении закона. Рассматривая политическое поведение, исследователи чаще всего выделяют его правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы. К законопослушным относятся те формы политического поведения, которые связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом. Можно сказать, что это «нормальное» поведение. Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др. К экстремистским формам политического поведения можно отнести такие, как конформизм, нонконформизм, политический экстремизм, политический терроризм, популизм и др. На характеристике этих форм политического поведения следует остановиться более подробно в силу их специфики и негативных последствий воздействия на общество. Одной из форм политического поведения личности является конформизм. Его цель состоит в стремлении личности приспособиться к существующему в обществе экономическому и политическому строю, покорно выполнять требования властей, соглашаться с авторитетами, подчиняться устоявшимся взглядам и традициям, стереотипам массового сознания и т. д., и это при том, что отличные от господствующих взглядов мнения самой личности обычно не высказываются. Такое поведение становится возможным в силу, с одной стороны, отсутствия собственной позиции или твердости в ней, беспринципности, общественной и политической пассивности, а с другой - в результате колоссального воздействия режима. Конформистское поведение граждан присуще прежде всего тоталитарному и авторитарному типу политического режима, которые считают формирование конформизма одной из своих задач. Ее решение обеспечивается ограничением доступа граждан к информации, подавлением индивидуальности, поощрением вмешательства государственных и общественных структур в личную жизнь граждан, насаждением страха и т. д. Конформистское поведение было довольно широко распространено в нашей стране в годы сталинизма. В то время люди по различным причинам старались вести себя «как все». И дело здесь не только в устрашающих репрессиях НКВД, но и в их внутреннем состоянии. Говоря об этом, А. И. Солженицын подчеркивал, что у него тоже была вера в Сталина «до мозга костей» и некоторая доля притворства, когда это ему было выгодно. Подобную мысль высказывал в свое время и академик А. Д. Сахаров. Немало людей конформистского поведения есть и в современной России. Прямо противоположной конформизму формой политического поведения личности является нонконформизм. Он, как и конформизм, получил политическую окраску в 60 - 80-е годы нынешнего столетия, когда в ряде стран Запада среди молодежи и этнических меньшинств распространились настроения, связанные с неприятием устоявшихся форм общественной жизни. Это вылилось в движение молодежного протеста, хиппи, сексуальную революцию. В психолого-политическом плане носители конформизма и нонконформизма могут характеризоваться высоким и низким уровнями уверенности. В первом случае они в большей степени поддаются внушению, во втором - скорее лишь считаются с нормами социального окружения. Широко распространенной формой политического поведения личности в настоящее время является политический экстремизм. Его сторонники придерживаются крайних взглядов и методов при решении политических проблем, достижении своих политических целей. Зародившись еще в конце XVIII в., во времена Великой французской революции 1789-1794 гг., политический экстремизм получил практически повсеместное распространение в XX в., особенно во второй его половине. Его ареной стали в 60-80-е годы Италия, ФРГ, Испания, Франция, Великобритания, США, Япония, страны Латинской Америки, а также другие государства нашей планеты. Среди факторов, способствовавших появлению и развитию политического экстремизма в современном мире, обычно называют такие, как социальные и экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, деформация политических институтов и структур, их неспособность решать назревшие вопросы общественного развития, тоталитарный характер режимов, подавление властями оппозиции, преследование инакомыслия, национальный гнет, стремление социальных или политических групп ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политические амбиции их лидеров и т. д. Характеризуя причины появления экстремизма в политической жизни современных государств, некоторые политологи в качестве решающей из них часто называют существовавшие в них еще совсем недавно фашистские политические режимы, а также относительную неразвитость демократических принципов организации общества и отсутствие демократических традиций в политической жизни. Другие же исследователи считают, что эти особенности не могут рассматриваться как основные, тем более единственные причины, порождающие такое явление, как политический экстремизм. В подтверждение своей точки зрения они обращают внимание на то, что в последние годы политический экстремизм во всем многообразии его проявлений заметно активизировался и в тех западных странах, которые не пережили фашизма и имеют давние демократические традиции. В качестве примера называют Великобританию, Францию, США. Свою задачу в политической области экстремизм видит в борьбе против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть их для достижения своих целей. Если говорить об идейных основах политического экстремизма, то прежде всего необходимо указать на следующее: он отрицает всякое инакомыслие, пытаясь утвердить свою систему политических, идеологических или религиозных взглядов, навязать их оппонентам любой ценой. От своих сторонников он требует слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. В пропаганде своих взглядов и представлений экстремизм делает ставку не на разум, а на чувства и предрассудки людей. При этом он рассчитывает не на знания, а на примитивное сознание и инстинкты. В результате утверждения таких идей сторонники данной формы политического поведения становятся склонными к самовозбуждению, теряют контроль над своим поведением, готовы на любые акции, нарушение норм, сложившихся в обществе. Методы и средства, к которым прибегает политический экстремизм, являются самыми радикальными, включая все виды насилия и террора. Различные экстремистские организации и движения используют подстрекательского содержания лозунги и призывы, откровенную демагогию, самими же спровоцированные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны и т. п. Социальная база современного политического экстремизма выглядит следующим образом: мелкобуржуазные слои, часть интеллигенции, отдельные группы военных, студенчества, националистические и религиозные движения, разочаровавшиеся в существующих порядках. Особенно это характерно для современной молодежи. Как свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные в ряде стран Западной Европы и США, многие молодые люди не верят в возможности своего влияния на политические структуры государства, обещаниям политических и государственных деятелей. Политические кризисы, материальные лишения, чувство разочарования, утраты жизненной перспективы, отчаяния, процесс вытеснения молодежи из общественной жизни - эти и многие другие явления общественной жизни толкают значительные слои молодежи к противопоставлению себя общественной политической структуре, к политическому экстремизму. Именно в нем отчаявшиеся и разочаровавшиеся молодые люди видят кратчайший путь к преодолению острых социальных и политических проблем современного общества. К экстремистским формам политического поведения склонны также различные угнетаемые национальные и социальные меньшинства. В первую очередь это относится к рабочим-иммигрантам, которые часто испытывают двойное, а то и тройное угнетение. В экстремистских формах зачастую выражают свой протест национальные религиозные меньшинства. Таким образом, политический экстремизм присущ представителям различных социальных групп и слоев современного общества. Современный политический экстремизм характеризуется многообразием разновидностей и форм проявления. Традиционно выделяют правый и левый политический экстремизм. Первый представляют прежде всего неофашистские партии и группировки. В основе их идеологии лежит воинственный антидемократизм и антимарксизм, популизм, антисемитизм, национализм, расизм и шовинизм. Они возвеличивают тоталитаризм, проповедуют необходимость сильной, даже беспощадной власти. Достижение своих целей они связывают с сильной армией. Правый экстремизм отдает предпочтение террористическим политическим режимам, стремится к ликвидации демократических свобод и институтов. Нормой жизни он считает всеобщее насилие. Действия неофашистских правоэкстремистских групп и движений представляют собой серьезную угрозу демократическим институтам в различных странах. Они способствуют возникновению политических кризисов и политической напряженности. Второй олицетворяют различные левацкие партии и движения, а также *новые левые». Последние представляют собой совокупность идейно-политических течений конца 60 - начала 70-х годов нынешнего столетия в развитых странах. Их представители выступали с критикой теории и практики «старых левых» - коммунистических и рабочих партий, обвинявшихся в недооценке роли вооруженного насилия и устаревших представлениях о движущих силах современного революционного движения. Словосочетание «новые левые» вошло в широкий обиход в первой половине 60-х годов. Наряду с ростом политической активности молодежи, сопровождавшейся появлением на Западе множества студенческих организаций «лево»-анархистского и троцкистского толка, решающим для формирования «новых левых» стал подъем национальноосвободительного движения в колониальных и зависимых странах Африки и Латинской Америки. Особый акцент «новые левые» делали на насильственные политические методы борьбы, главным образом на вооруженное насилие, критикуя за их недооценку «старых левых». Сразу же после «пика», наступившего в конце 60-х годов, движение «новые левые» резко пошло на спад. Основной причиной этого было отрицательное отношение общественности западных стран к левоэкстремистским действиям «новых левых», которые нередко выливались в акты вандализма и терроризма. Левые экстремисты обычно апеллируют к идеям марксизма-ленинизма и другим левым взглядам, объявляя себя наиболее последовательными борцами «за дело пролетариата», «трудящихся масс» и т. п. Они критикуют капитализм за социальное неравенство, подавление личности, эксплуатацию, а социализм - за бюрократизацию, забвение принципов классовой борьбы и т. д. И для «левого», и для «правого» экстремизма характерен антикоммунизм. Часть левых экстремистских организаций находится на нелегальном положении, ведет партизанскую войну, совершает террористические акты. Однако большинство экстремистских организаций и движений действуют легально и даже имеют своих представителей в парламентах и местных органах власти различных стран современного мира. Еще одной формой политического поведения личности является терроризм. Он представляет собой одну из форм политического насилия, крайнее проявление экстремизма. Исследователи этого политического явления относят его зарождение еще к эпохе Великой французской революции, то есть к концу XVIII в. В нынешнем столетии наибольший всплеск политического терроризма пришелся на 70-80-е годы. Однако он продолжает оставаться в арсенале различных политических сил и в настоящее время. Политический терроризм политологами характеризуется как средство достижения политических целей путем совершения актов насилия по отношению к политическим организациям и их лидерам, государственным и общественным деятелям, рядовым гражданам той или иной страны. Им широко используются убийства, налеты, разбойные нападения, похищения, диверсии, захват заложников, получение денег, специальных материалов, транспорта или оружия, освобождение политических заключенных, устранение «сильной личности» или ее сторонников, провоцирование репрессий со стороны государства, которые, по мнению организаторов террора, могут дать детонирующий политический эффект. Носителями политического террора могут выступать отдельные личности, политические партии радикального толка или спонтанно возникающие политические группировки и организации экстремистской направленности, которые отрицают или считают недостаточной легальную политическую борьбу и делающие ставку на «вооруженное насилие» (например, «красные бригады» в Италии). Ими являются также специальные органы государственной власти или создаваемые ими «самодеятельные» организации, предназначенные для физической расправы с противниками существующего политического режима. Политический терроризм, осуществляемый от лица государственных институтов и перенесенный в сферу международных отношений, обычно называют государственным терроризмом. Результатом терроризма может быть в одних случаях дестабилизация общественно-политического строя в стране, в других - создание приемлемого, безопасного для существующей власти положения, когда реально способные противостоять ей оппозиционные силы полностью ликвидируются или ослабляются настолько, что уже не представляют собой никакой угрозы этой власти. Во всех случаях последствием политического терроризма является нагнетание в обществе атмосферы неуверенности в завтрашнем дне, страха и беззакония, что отрицательно влияет на политический климат и способствует росту разрушительных настроений. . Длительное время наша страна оставалась в стороне от проявлений политического экстремизма и терроризма. Однако в последние годы эти явления вошли и в политическую жизнь России. Подтверждением тому могут служить убийства главы временной администрации в Северной Осетии и Ингушетии В. Поляничко, а также ряда депутатов российского парламента, захват российских пограничников в Таджикистане. В последнее время в России имели место проявления и международного терроризма - взрыв посольства Объединенных Арабских Эмиратов в Москве и захват рейсового самолета «Аэрофлота» иранскими гражданами с последующим угоном его в Норвегию (1993). Наряду с рассмотренными формами политического поведения существует и такая, как популизм. Он возник в XIX в. в США. Носителями идей популизма чаще всего являются промежуточные слои общества. Идейные течения популизма обладают весьма различным социальным содержанием: от программ «улучшенного» капитализма до революционно-демократических лозунгов. Он близок к консерватизму, национализму и реформизму. Его левое крыло является составной частью демократического течения. Популизм ориентирован в основном на решение политических задач с помощью манипуляций избирателями, частичного перераспределения власти. В числе его основных признаков называют: отражение чаяний и ожиданий различных слоев общества; демагогическую апелляцию к «народу»; использование принципа приоритета «воли народа»; стремление лидеров к прямым контактам с массами без посредничества каких-либо политических институтов. Примером популизма в нашей стране может служить Либерально-демократическая партия Российской Федерации и ее лидер - В. В. Жириновский.

Политический порядок современных обществ представляет собой сложную конструкцию норм и правил, обусловливающую появление многообразных форм политической активности. Человек может участвовать в выборах и референдумах, создавать партии и общественные организации, выражать свое мнение о действиях властей, участвовать в акциях протеста и т.д. Чем сложнее политические системы и насыщеннее по содержанию политические культуры, тем разнообразнее становятся формы политического поведения. Многообразие политических действий неизбежно ставит вопрос об их классификации, о выделении наиболее значимых типов. В науке существуют различные типологии политических действий, каждая из которых решает вполне конкретную исследовательскую задачу.

Одной из наиболее распространенных является типология, разделяющая все политические действия в зависимости от их отношения к действующей политической системе, политическому порядку. Так, американский ученый Л. Милбрайт считает необходимым говорить о конвенциональном и неконвенциональном видах политического поведения. В первом случае речь идет о легальных, регулируемых законом политических действиях - участии в работе политических партий, голосовании на выборах, законных способах выражения своего мнения. Во втором - о действиях, противоречащих принятым в обществе нормам морали и закона, т.е. о несанкционированных демонстрациях и акциях протеста, стихийных бунтах, отказе от повиновения действиям властей. Неконвенциональные политические действия Милбрайт подразделяет на ненасильственные (демонстрации, митинги, пикеты) и насильственные (терроризм, бунт).

Английский ученый А. Марш предлагает рассматривать политическое поведение в рамках трех видов:

  • 1) ортодоксальное политическое поведение, которое включает принятые в данном обществе способы взаимодействия в системе политических властных отношений (участие в выборах, активность групп интересов, проведение разрешенных властями политических акций и т.п.);
  • 2) неортодоксальное политическое поведение, выходящее за рамки нормативного порядка и представляющее собой акции прямого действия и неповиновения властям (несанкционированные политические митинги, пикеты, марши, забастовки и т.п.);
  • 3) политические преступления , связанные с применением насилия и направленные на разрушение политической системы и политического нормативного порядка (стихийные бунты, незаконные демонстрации, сопровождающиеся актами вандализма и насилия, вооруженные столкновения с властями, революции и т.п.).

Описанные выше типологии позволяли исследователям выявлять удельный вес конвенционального и неконвепциопалыюго политического поведения в обществе, делать на этой основе заключения об уровне стабильности политической системы, анализировать особенности социальной принадлежности участников противоположных типов политического действия, раскрывая тем самым потенциальные очаги социальной и политической напряженности.

Другим распространенным в политической науке основанием для типологии политических действий является уровень активности людей в политической сфере. В соответствии с данным основанием выделяют:

  • политиков-профессионалов, для которых политика - это работа, которой они занимаются большую часть своего времени;
  • активно участвующих в политической деятельности. Это люди, профессионально занятые в иной сфере, но значительную часть свободного времени отдающие работе в партийных и иных политических организациях, участию в различных политических акциях и мероприятиях;
  • пассивно участвующих в политической деятельности. К ним относится, как правило, большинство населения, которое время от времени участвует в голосовании на выборах, изредка принимает участие в массовых политических мероприятиях;
  • не участвующих в политической деятельности (абсентеистов), т.е. тех, кто воздерживается от участия в выборах, уклоняется от любых политических акций.

Абсентеизм не означает полного выключения человека из политики. Оставаясь гражданином, он неизбежно вступает в определенные отношения с государством, например, может быть законопослушным гражданином, исправным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая им, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить сопричастность к какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента и т.п.

Абсентеизм как массовое явление отсутствует в тоталитарных обществах. Здесь население практически поголовно участвует в гой или иной форме политической деятельности. В СССР, например, на выборы приходили почти 100% населения, молодежь поголовно вовлекалась в пионерские или комсомольские организации, взрослые - в профсоюзные, и все эти общественные организации побуждали людей к участию в политической жизни. Неучастие было невозможно в силу жесткого контроля со стороны партийных, государственных и общественных организаций.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. В этом случае он может руководствоваться мотивами, имеющими для него большую значимость, например, посвятить свободное время общению с членами семьи, друзьями, а не участию в политических акциях. Не исключено, что в некоторых случаях индивид осознанно не идет па какие-либо политические действия в силу сложившихся убеждений, что своим поступком он все равно не может ничего изменить, или из чувства протеста, или из опасений перед возможными преследованиями со стороны властей, если он выскажет свое мнение и т.д.

Анализ политического поведения через призму политической активности граждан позволяет исследователям сконцентрироваться на выявлении групп, различающихся по степени своего участия в политической жизни общества, изучить их социально-демографические особенности, выявить их партийные предпочтения, уточнить мотивы, побуждающие их к активным действиям, и т.д.

Третий подход к типологии политического действия - это выделение автономного и мобилизованного участия. Автономное участие предполагает свободного гражданина, который включается в политическую деятельность добровольно, руководствуясь собственными интересами или интересами группы, к которой он принадлежит. Мобилизованное участие отличается тем, что включение индивида в политические акции осуществляется иод воздействием внешнего давления, например административного принуждения, опасений неприятностей, санкций со стороны правящей политической силы, страха перед возможным применением насилия в случае отказа от участия в политическом мероприятии.

Данная типология позволяет обратить внимание на различия в мотивации демонстрируемой политической активности. В основе причин, подталкивающих людей к участию в политических мероприятиях, могут лежать как внутренние мотивы (автономное участие), так и внешние стимулы, чаще всего воспринимаемые индивидом как давление (мобилизованное участие). Наличие, к примеру, сильных внешних стимулов в тоталитарных обществах во многом объясняет феномен массовости политических мероприятий, организуемых властями, и почти поголовную явку людей на избирательные участки в день выборов. В демократических обществах, где внешнее давление ослабевает, вовлеченность людей в политические партии, общественно- политические организации, в том числе профсоюзы, падает.

Четвертая типология предполагает разделение политических действий на индивидуальные и коллективные. Эта типология представлена в политической науке в двух видах. В первом случае в основу деления кладется принцип «в чьих интересах »: если в интересах одного индивида, то это - индивидуальное действие, если в интересах всех или группы, - коллективное. Именно такой подход описывает М. Олсон в книге «Логика коллективных действий» , где к коллективным действиям отнесены практически все виды участия, направленные на достижения целей определенной группы людей. Конфликт между индивидуальными и коллективными ценностями, неизбежно проявляющийся в политических действиях, составляет главную теоретико-методологическую проблему данной типологии.

Другим основанием деления политических действий на коллективные и индивидуальные являются способ принятия решения и характер самого действия. Типичный пример индивидуального действия - участие в процедуре тайного голосования, когда принятое решение о выборе человек реализует в кабине для голосования, и никто в этот момент не может оказать на него давление. Коллективное действие - это действие, совершаемое совместно с другими людьми, например открытое голосование, участие в забастовке или митинге, коллегиальное принятие решения. Данная типология позволяет высветить особые грани коллективного поведения в политике, например в толпе, политической организации.

Приведенные выше типологии не исчерпывают их перечень в политической науке. В каждом новом исследовании автор вновь и вновь продумывает достоинства и ограничения каждой из ранее созданных типологий и в зависимости от своей методологической позиции достраивает какую- либо одну из них или создает новую.

  • Milbrath LAV. Political Participation. Chicago: Rand McNally, 1965.
  • Marsh A. Protest and Political Consciousness. Beverley Hills ; London: Sage Publications,1977.
  • Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М. :Изд-во ФЭИ, 1995.


Просмотров