Право автора на обнародование произведения. Произведения обнародованные и опубликованные

Авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию, использованию и охране произведений литературы, науки и искусства, наделению их авторов определенными правами.

6.1.2.1. Формы выражения произведения

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Оно возникает с момента его выражения в какой-либо объективной форме. Форма выражения может быть самой различной:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись);
устной (публичное произнесение, исполнение, литературное чтение);
звуко - или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая);
изобразительной (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение).

Перечень возможных форм выражения не является исчерпывающим, так как технические возможности все время меняются и возникают новые.

6.1.2.2. Обнародование произведения

Произведения могут быть обнародованными и необнародованными. Обнародование произведения - это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего восприятия. Оно может осуществляться следующими путями:

опубликование произведения (выпуск в свет) в печати книги, статьи или иной печатный текст, с которым может ознакомиться другой человек или массовый читатель;
предоставление экземпляров программы для ЭВМ или базы данных неопределенному кругу лиц, в том числе путем записи в память ЭВМ;
публичный показ - демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств (сценическая постановка, спектакль, опера, балет, кинофильм и т.д.);
публичное исполнение (чтение стихов, доклад на конференции, исполнение музыкального произведения);
передача в эфир или иным способом (чтение драматического или иного художественного произведения, исполнение музыкального произведения).

Экземпляры опубликованных произведений могут быть выражены в любой материальной форме (книга, запись фонограммы, аудио- и видеокассета) Автор выпущенного в свет произведения становится обладателем авторских прав на произведение. Однако авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, а передача права собственности на материальный объект (например, продажа экземпляра книги) не означает, что лицо, владеющее этим экземпляром, становится обладателем каких-либо авторских прав на это произведение.

Произведения могут быть необнародованными, однако на них также распространяется действие авторского права, если они выражены в какой-либо объективной форме.

Любое произведение имеет содержание и фирму, при этом содержание может быть одно, а форма выражения - различной. Содержанием произведений могут являться тема, сюжет, научные факты , методики, а формой выражения может быть статья, в которой материал подобран и систематизирован определенным образом. художественное произведение - рассказ, роман, обладающий характерным только для него языком .

Авторское право разбивается на ряд правомочий имущественного и личного неимущественного характера. Имущественные правомочия имеют экономическое содержание. К ним относятся различные правомочия по использованию и распоряжению произведениями. Все остальные авторские права относятся к числу личных неимущественных.

6.1.2.3. Личные неимущественные права

Личные неимущественные права возникают с момента создания произведения и действуют бессрочно. К ним относятся:

право авторства, право признаваться автором произведения. Это личное правомочие, заключающееся в праве автора требовать признания своего авторства. В случае присвоения кем-либо авторства на произведение умершего автора любое лицо вправе потребовать восстановления нарушенных прав. Наследники имеют особое право на охрану авторства;
право на имя - право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно);
право на неприкосновенность - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации). Согласие автора с изменениями, которые вносятся в произведение при подготовке к использованию, оформляется путем подписания автором авторского экземпляра и корректуры. Без согласия автора нельзя снабжать произведение при издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями и комментариями;
право на обнародование или на разрешение обнародовать произведение в любой форме. Обнародование может производиться только один раз. Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Так, например, для произведений литературы и искусства обнародованием может являться показ их на выставке;
право на отзыв. Автор может оказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если же произведение уже было опубликовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения.

Такие личные неимущественные правомочия, как право авторства, право на имя и право на защиту репутации, могут принадлежать только автору, они не могут передаваться другому лицу и не переходят по наследству.

6.1.2.4. Имущественные права

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом и право на гонорар. Правом на использование произведения может пользоваться как сам автор, так и любые другие физические и юридические лица (правообладатели), которым автор передал эти права на основании договора. Только правообладатель может использовать произведение в целях извлечения имущественной выгоды. Вес третьи лица обязаны воздержаться от нарушения его права, и не могут использовать произведение без его согласия. Эти права являются имущественными правами. Для автора они действуют в течение его жизни и 50 лет после смерти. Они переходят по наследству и могут быть переданы полностью или частично по договору. Срок действия этих прав по договору законом не устанавливается и определяется исходя из условий договора.

Исключительное право на использование произведения означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

воспроизводить произведение любым способом (право на воспроизведение). Воспроизведение - это изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме: в печати, путем публичного исполнения, передачи в эфир, в видео- и звукозаписи, по кабельному телевидению, с помощью спутников или иными техническими средствами;
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат (право на распространение). Сдача в прокат (в наем) означает предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды, причем только автору принадлежит право сдавать в прокат в любом случае независимо от права собственности на эти экземпляры, у других правопреемников этого права нет, если это не оговорено в договоре о передаче прав;
реализовывать архитектурный и дизайнерский проекты.

Опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Автор может передать право на использование своего произведения, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом любым гражданам или юридическим лицам, в том числе и иностранным. Все эти имущественные правомочия по использованию произведений обычно реализуются автором путем заключения одного или нескольких договоров.

Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним -- на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, что авторским правом охраняются и те и другие произведения, что специально подчеркивается в ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Однако если необнародованные произведения охраняются законом без каких-либо изъятий, то обнародованные произведения в некоторых прямо предусмотренных в законе случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия автора и даже вопреки его возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями. В силу этого понятия "обнародование" и "опубликование" играют в авторском праве России весьма значительную роль. Прежде всего следует отметить, что разграничение понятий "обнародование" и "опубликование" в российском авторском праве стало проводиться лишь с принятием Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". В ранее действовавшем законодательстве существовало единое понятие "опубликование" (выпуск в свет), содержание которого практически совпадало с содержанием используемого ныне в законе понятия "обнародование". В соответствии со ст. 476 ГК РСФСР 1964 г. произведение считалось выпущенным в свет (опубликованным), если оно было издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо другим способом сообщено неопределенному кругу лиц. Как видим, закон исходил из того, что опубликование могло быть осуществлено любым способом, в том числе и таким, который не связан с фиксацией произведения на материальном носителе. Нетрудно заметить, что такое понятие опубликования расходилось с аналогичным понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве. Согласно ст. VI указанной Конвенции под опубликованием следует понимать воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительского восприятия. Иными словами, опубликованием признается лишь воспроизведение произведения в материальной форме, да и то не в любой, а только в такой, которая связана с возможностью читательского или зрительского восприятия. После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве в советское авторское законодательство был внесен ряд существенных изменений, однако понятие "опубликование" осталось прежним. Такому положению в юридической литературе давались диаметрально противоположные оценки1, однако практика занимала в этом вопросе компромиссную позицию: к произведениям иностранцев, являющихся гражданами государств -- членов Всемирной конвенции, применялось конвенционное понятие опубликования; к произведениям советских граждан применялись положения советского законодательства. В Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" используется как понятие "обнародование", так и понятие "опубликование". Согласно ст. 4 Закона обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. В отличие от этого опубликованием считается выпуск в обращение экземпляров произведения с согласия автора в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Как видим, несмотря на известную близость, рассматриваемые понятия имеют несовпадающее содержание. При определенных условиях опубликование может явиться одним из способов обнародования произведения; при других условиях опубликование приобретает значение самостоятельного юридического факта, порождающего особые правовые последствия. Иногда это обстоятельство в литературе игнорируется. Так, Э.П. Гаврилов считает, что "поскольку опубликование произведения является частным случаем обнародования, опубликование произведения, производимое после обнародования, уже не меняет правового статуса произведения"1. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим основные признаки обнародования и опубликования и их правовые последствия.

Статья 1268. Право на обнародование произведения

Комментарий к Ст. 1268 ГК РФ:

1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи указывается и поясняется еще одно личное неимущественное субъективное право автора - право на обнародование произведения.

В отличие от других личных неимущественных авторских прав - права авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведения, которые существуют и действуют в течение всего периода существования и использования произведения, право на обнародование произведения имеет разовый характер: оно реализуется только один раз, после чего это право прекращает свое существование. Исключение составляет случай, предусмотренный ст. 1269 ГК РФ, он будет рассмотрен особо; вообще упомянутая статья содержит исключение, которое применяется очень редко и не колеблет общего правила.

2. Право на обнародование произведения - это право осуществить такое действие (или дать другому лицу согласие на осуществление такого действия), которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (доступным публике, обществу). Перечень таких действий, относящихся к произведению, предусмотрен в п. 1 комментируемой статьи, и он не носит ограниченного, закрытого характера. Это - опубликование произведения, его публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир. В этот перечень, конечно, следует включить и доведение произведения до всеобщего сведения.

Реализация прав на обнародование всегда сочетается с осуществлением определенного правомочия по использованию произведения, т.е. с осуществлением какого-либо имущественного права. В этой связи право на обнародование - частично - переходит по наследству и может быть предметом договора.

3. При реализации своего права на обнародование произведения автор решает (для себя) вопрос, готово ли его произведение и следует ли представлять его на суд публике.

1) к обнародованному произведению применимы многочисленные случаи свободного использования (ст. 1273 - 1276, 1280 ГК РФ), в то время как к необнародованному произведению они не применимы;

2) срок действия исключительного права на обнародованное произведение исчисляется иначе, чем на необнародованное;

3) презумпция копирования со стороны нарушителя применяется ко всем обнародованным произведениям, а к необнародованным эта презумпция применяется лишь в том случае, если будет установлено, что нарушитель знал о необнародованном произведении (имел к нему доступ).

Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения в иной форме, чем они фигурируют в произведении (см. п. 5 ст. 1259 ГК РФ), не является обнародованием произведения. Так, публикация автореферата диссертации не является обнародованием самой диссертации, обнародование анонса кинофильма не делает кинофильм обнародованным.

Для признания произведения обнародованным не имеет значения, какое число лиц фактически ознакомились с произведением; важно лишь, что произведение было доступно для всеобщего сведения.

4. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи содержится определение понятия "опубликования произведения". Опубликование (или выпуск в свет) произведения - это выпуск в обращение (в гражданский оборот) экземпляров (копий) произведения. Опубликование, таким образом, имеет место в том случае, когда произведение воплощено в каком-либо материальном носителе (ст. 1227), и эти материальные носители (экземпляры, копии) поступают в гражданский оборот в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Какое число экземпляров произведения должно быть выпущено в обращение для того, чтобы считать опубликование состоявшимся, зависит от характера произведения. Важное значение для решения этого вопроса имеет и последующее депонирование некоторых экземпляров произведения в общедоступном месте (библиотеке, информационном центре и т.п.).

Опубликование (выпуск в свет) произведения, конечно, осуществляется с согласия автора (или иного правообладателя), но это не особое личное неимущественное право, это один из способов реализации права на обнародование произведения. Любое опубликованное произведение является обнародованным; однако не любое обнародованное произведение является опубликованным.

6. Международные договоры об авторском праве, а также законодательство зарубежных стран по авторскому праву, решая вопрос о предоставлении авторско-правовой охраны отдельным категориям иностранных произведений, оперируют как понятием "опубликование" (выпуск в свет - Published Works, erschienene Werke), так и понятием "обнародованное, но неопубликованное произведение" (Works Made available to the Public, veroffentliche Werke). По Всемирной конвенции об авторском праве (ст. VI) выпуском в свет считается воспроизведение в материальной форме и распространение среди публики экземпляров произведения, которое можно прочесть или зрительно воспринять иным образом. По Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений [ст. 3 (3)] произведение выпущено в счет, если экземпляры произведения выпущены в обращение в таком количестве, которое способно удовлетворить разумные потребности публики. При этом не считается выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

На эти конвенционные нормы могут ссылаться иностранные авторы и иные правообладатели при определении самого факта и пределов охраны своих произведений в России.

7. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи, если автор передает по договору другому лицу произведение для использования, то считается, что он тем самым дает согласие на обнародование этого произведения.

Общий смысл этой нормы ясен и состоит в том, что в договоре можно не отражать согласие автора на обнародование своего произведения, поскольку это согласие предполагается, презюмируется. Иными словами, личное право на обнародование считается включенным в имущественное право на соответствующее использование произведения.

Следует считать, что эта норма является диспозитивной: в договоре может быть предусмотрено иное. Действительно, договором о приобретении в собственность картины, скульптуры, рисунка может быть предусмотрено, что это произведение будет использовано путем размещения в помещении, недоступном для широкой публики, что право на обнародование лицензиару не передается.

В комментируемой норме указывается на то, что она применяется к договорам, в соответствии с которыми "произведение передается другому лицу для использования".

Под это определение не подпадают ни договоры об отчуждении исключительного права (ст. 1234, 1285 ГК РФ), ни лицензионные договоры (ст. 1235, 1286 ГК РФ). Лишь в договоре авторского заказа (п. 1 ст. 1289 ГК РФ) указано о передаче заказчику созданного произведения; при этом в ст. 1288 ГК РФ поясняется, что речь идет о передаче заказчику "материального носителя" произведения.

Таким образом, строго формальное толкование этой нормы, которая, кстати сказать, имеет право на существование, приводит к выводу, что данная норма применима только к договорам авторского заказа.

Но такое толкование существенно сужает сферу применения этой нормы, которая исходя из ее общего смысла должна применяться более широко. В связи с этим следует считать, что в данном случае законодатель допустил небрежность и данная норма должна применяться ко всем договорам об отчуждении исключительных авторских прав, а также ко всем лицензионным договорам (ст. 1285 - 1289 ГК РФ). Это толкование представляется наиболее логичным.

8. В пункте 3 комментируемой статьи содержатся правила, касающиеся обнародования произведения после смерти автора.

В этот период времени вопрос об обнародовании произведения решается лицом, обладающим исключительным правом на произведение (правообладателем).

Однако это лицо имеет право обнародовать (посмертно) произведение лишь в том случае, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или ином письменном документе.

Видимо, вопрос о реализации права на посмертное обнародование произведения в этом случае может быть предметом судебного рассмотрения.

Само понятие «обнародование произведения» является новым для российского законодательства. Оно используется в законе наряду с привычным и устоявшимся определением «опубликование произведения». В то же время, это два разных понятия. Согласно Закону, обнародованием признаётся действие, осуществляемое с согласия автора, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путём его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или каким бы то ни было иным способом.

Опубликование как один из способов обнародования произведения означает выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы (ст. 4 Закона).

Весьма спорно, однако, что данное правомочие является личным неимущественным правом. Несмотря на то, что право на опубликование не названо в числе имущественных прав автора, перечисленных в статье 16 Закона об авторских правах, в статье 4, при определении права на обнародование, оно указывается наряду с другими исключительными правами на использование произведения (право публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир). Также в пунктах 4 и 5 статьи 19 Закона это право прямо признается за авторами отдельных видов произведений.

Право на обнародование, напротив, имеет неимущественный характер и является неотъемлемым. Указанное правомочие означает право автора на принятие решения о готовности произведения для выпуска в свет (публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир). Когда же автор принял такое решение, он переходит к использованию права на опубликование. Иначе говоря, он заключает договор на издание своего произведения, что, в свою очередь, связано с получением имущественной выгоды. Следовательно, реализация данного права приводит к возникновению договорных отношений имущественного характера.

Не совсем удачной представляется формулировка определения «права на опубликование», приведенная в ст. 4 Закона. Произведение признается опубликованным, если количество выпущенных в обращение экземпляров является достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. При этом не ясно, каким критерием нужно руководствоваться при определении достаточности или недостаточности количества экземпляров произведения. В судебной практике обычно применяются правило, согласно которому количество экземпляров считается недостаточным, если в течение трех месяцев автор не сможет удовлетворить двух запросов на поставку. Данное положение взято по аналогии (подобная норма содержится в авторском праве Франции) и нормативно не закреплено.

По своей сути право на обнародование представляет собой юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки своего произведения. Реализация указанного правомочия приводит к определенному изменению правового режима произведения. В частности, с момента обнародования произведения вступают в силу установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст. 18-26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Неопубликованное произведение может быть использовано лишь с согласия автора. Исчисление срока охраны произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом, начинается с момента его правомерного обнародования (ст. 27 Закона).

Право на обнародование непосредственно связано с волеизъявлением автора, его согласием представить произведение публике. Следовательно, произведение, обнародованное помимо воли автора, не должно рассматриваться как выпущенное в свет. Так, если против желания автора будет издано еще незавершенное произведение, или произведение, содержащее, по его мнению, неправильный научный подход, автор вправе потребовать опубликования указания о том, что данное произведение не является выпущенным в свет и что его дальнейшее использованиепериодической печати, в виде цитат) недопустимо.

Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Например, художник вправе демонстрировать не вполне завершенную им картину; композитор может позволить публичное исполнение неоконченной симфонии.

Таким образом, данное правомочие позволяет автору решать вопрос о готовности произведения для опубликования, публичного показа, исполнения или передачи в эфир. Одновременно он решает и вопрос о способах воспроизведения или исполнения. Так, художник может дать согласие на издание типографских репродукций с картины, но не соглашаться на создание ее живописных копий.

Произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения, его аннотация не является выпуском в свет самого произведения. В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года содержалось правило, в соответствии с которым не считается выпуском произведения в свет (опубликованием) информация о произведении с изложением его содержания, а также размножение произведения на правах рукописи в случаях, предусмотренных постановлениями Совета Министров (п.2 ст. 476 ГК РСФСР, 1964 г.).

Демонстрация анонса кинофильма, в свою очередь, не является обнародованием фильма. Однако части неопубликованного произведения, включенные в такую информационную публикацию (отдельные кинокадры и эпизоды, вошедшие в анонс и т.д.) считаются обнародованными.

Своеобразное значение имеет отметка на издании о том, что оно выпускается «на правах рукописи». Такая отметка показывает, что автор не считает произведение вполне подготовленным для широкого распространения, а рассчитывает на узкий круг читателей.

Право на обнародование может быть реализовано автором только один раз. Тем не менее автор всегда может воспользоваться своим правом на отзыв, а затем вновь сделать произведение доступным для публики.

В свое время в литературе было высказано мнение, согласно которому право на обнародование не прекращает своего существования и после того, как произведение уже опубликовано. В обоснование указывается, что автор может не разрешать дальнейшее использование произведения без внесенных в него исправлений. Прав Э.П. Гаврилов, отмечая, что при использовании произведения в договорном порядке автор всегда оставляет за собой право не разрешать такое использование. Однако подобный отказ еще не означает, что произведение переходит в категорию необнародованных.

В юридической литературе довольно часто указывают на то, что различные неимущественные правомочия по-разному связаны с личностью автора.

Если права авторства и на авторское имя могут принадлежать лишь непосредственно создателю произведения, то связь других правомочий с личностью автора гораздо менее устойчива. Сообразно с этим одни было предложено именовать личными неимущественными правомочиями, другие - просто неимущественными.

Право на обнародование, в отличие от иных личных прав, способно переходить к наследникам (или правопреемникам) автора. Определенную сложность представляют случаи, когда в отношении обнародования произведения имеется специальный запрет автора.

Ныне действующий закон, однако, не содержит каких-либо ограничений прав наследников в отношении обнародования произведений умерших авторов и, следовательно, данный вопрос решается исключительно по их усмотрению. Необходимо лишь учитывать, что иногда для обнародования произведений, как самим автором, так и его наследниками, требуется согласие других лиц, интересы которых затрагиваются опубликованием. После смерти того лица, личная сфера которого может быть затронута публикацией, выпуск произведения в свет может иметь место лишь с согласия его ближайших наследников.



Просмотров