Откуда взялись беженцы. "В Европе ты как изгой": сирийский беженец рассказал о возвращении домой


Проблема беженцев, продолжающих поступать в страны Евросоюза, волнует не только жителей Старого Света, но и граждан и политиков других стран. Причина в том, что массовость потока беженцев не могли предсказать даже самые пессимистично настроенные политики. Квоты, которые Евросоюз выделил каждой стране-участнице, превышены в среднем более, чем в 15 раз. Только в Германию, считающуюся самым выгодным местом для будущего проживания жителей Сирии, Ливии, Египта и других стран, изможденных гражданскими войнами, до конца 2015 года поступит около 800 000 беженцев. Так откуда бегут беженцы в Европу в 2015 году и сколько еще человек сможет вместить Евросоюз? Стычки беженцев с полицией, видео которых публикуют венгерские, немецкие и Хорватские телеканалы, стали плацдармов для громких заявлений, на которые стала щедра оппозиция этих стран, давно критикующая действующие власти в излишней толерантности.

Откуда бегут беженцы в Европу? Статистика 2015 года, сентябрь

Основные страны, из которых беженцы бегут в Европу:
1. Сирия,
2. Афганистан,
3. Пакистан,
4. Албания,
5. Судан,
6. Ливия,
7. Эритрея

Большинство из них, как заявляют левоцентристские коалиции стран Европы, бегут в Европу отнюдь не от войны, а за лучшей жизнью, пособием и стремлением обеспечивать семью, которая в некоторых случаях остается в родных странах. Это утверждение не применимо к Сирии, которую с начала гражданской войны покинуло около 11.5 миллионов человек. В Сирии особую опасность представляют боевики Исламского государства (деятельность группировки признана террористической и официально запрещена на территории РФ), регулярно устраивающие показательные казни среди мирных жителей.

В какие страны Европы едут беженцы 2015. График

Самой "лакомой" страной для беженцев является Германия, где на их поддержку было выделено колоссальное количество средств - около 18 миллиардов Евро только за последние 4 месяца. Эти деньги пойдут не только на выплату пособий и временное размещение, но и на строительство многоквартирных домов эконом-класса, где планируется разместить около 18% от общего числа мигрантов. Остальные будут ожидать своей очереди.

Гамбург,
- Франкфурт,
- Мюнхен

Эти города являются конечными точками для мигрантов, которые ради получения убежища и пособия готовы пройти тысячи километров.

Статистика ООН по количеству беженцев, попадающих в Европу морем. Данные ООН.

Беженцы в Европе сентябрь 2015. Фото с пунктов пропуска

Солдаты охраняют венгерскую границу от нелегально поступающих в страну беженцев, чей путь лежит через Сербию. Сентябрь 2015.

Утонувший сирийский мальчик фото с побережья Турции



Три дня назад на побережье Турции вынесло приливной волной тело утонувшего сирийского мальчика, фото которого опубликовали ведущие СМИ, привлекая внимание к проблеме беженцев. Лодка, на которой мигранты пытались попасть на территорию Евросоюза, перевернулась, Айлан Курди (Aylan Kurdi) стал одним из 12 погибших в этой катастрофе человек. Фото утонувшего сирийского мальчика в Турции, сделанное журналистом местной газеты, быстро растиражировалось мировыми СМИ как символ наступившего в 2015 году кризиса наплыва беженцев в Европу в 2015 году.

Беженцы в Германии 2015 видео

В Германии беженцев поначалу встречали радушно, однако после того, как выяснилось, что заявленное количество мигрантов не идет ни в какое сравнение с реальными показателями - Германия перекрыла железнодорожное сообщение с Австрией, взяв небольшой тайм-аут на решение данного вопроса. Их примеру не последовали сами беженцы, которые оказались буквально в двух шагах от заветной цели и не стали ждать положительного решения берлинских властей по их вопросу, штурмуя пункты погранпереходов и достигая намеченной цели по железнодорожным путям.

Едут ли беженцы в США?

Соединенные Штаты, до этого дистанцировавшиеся от вопроса предоставления убежища беженцам с Востока, на днях заявили о готовности предоставить убежище. Причем сделано это было спонтанно: президент США Барак Обама на выступлении перед членами Конгресса, прошедшим в прошлую субботу, заявил, что страна готова предоставить убежище сразу двум миллионам беженцев, не назвав при этом конкретных сроков, в которые предполагается провести эту задачу и требований, которые будут предъявляться к тем, кто решит искать убежище в октябре 2015 года в США. Речь, судя по всему, идет именно о начале нового месяца, до которого госструктуры Штатов разработают необходимый законопроект и обозначат его условия.

На следующий день госсекретарь США Джон Керри существенно скорректировал предложение Обамы, заявив, что до конца 2015 года (за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь) страна готова принять 85 000 беженцев, и еще 15 000 - за 2017 год. Это заявление глава МИД сделал после продолжительных переговоров со своим немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером. Большая часть беженцев, как мы уже говорили, должны поступить из Сирии, откуда они бегут на протяжении 4 последних лет от гражданской войны. Общее число сирийцев, покинувших свою стану за это время оценивается в 11.5 миллионов человек. Большая их часть осела в Европейских странах, остальные проживают на территории Ирака и Ирана.

Видео: Керри обещает принять в США 100 000 беженцев в течение до конца 2017 года

Многочисленные мигранты в Европе давно стали предметом обсуждения как учёных - социологов, экономистов, - так и обыкновенных людей. Почему в последние пять-шесть лет количество приезжих возросло в разы? Какие меры принимают власти государств, где пытаются разместиться беженцы и трудовые мигранты? Насколько актуальна проблема переселения народов для граждан РФ, и ищут ли сами россияне счастья за рубежом? Давайте ознакомимся с фактами и мнениями экспертов и попробуем представить, что будет происходить в мире в ближайшие годы, и почему люди так ищут куда проще мигрировать и где легче получить гражданство.

Причины массовых миграций в страны Европы

Во все времена причины миграции одни и те же. Во-первых, люди уезжают из отсталых государств в более развитые, стремясь получить доходное рабочее место, приобрести недвижимость, получить качественное образование и дать его своим детям.

Во-вторых, целые семьи ищут за рубежом политического убежища, эвакуируются из зон военных действий. Чтобы достоверно установить, помыслы какого рода в большей степени движут «путешественниками» на сегодняшний день, стоит сначала узнать, из каких стран уезжают десятки тысяч человек.

По свидетельству социологов и демографов, а также сотрудников правоохранительных органов, мигранты ЕС это чаще всего бывшие граждане:

  • Сомали;
  • Албании;
  • Нигерии;
  • Гамбии;
  • Ирана;
  • Пакистана;
  • Косово;
  • Мали;
  • Афганистана;
  • Эритреи;
  • Сирии;
  • многочисленных государств Чёрной Африки (более 30 стран, расположенных южнее пустыни Сахара).

Итак, кризис мигрантов в Европе возник потому, что на всех вышеперечисленных территориях сложились тяжёлые условия. Некоторые страны, такие, как Афганистан и Нигерия, во всех смыслах удалены друг от друга, поэтому люди уезжают оттуда по разным причинам. А вот Иран и Пакистан, например, замешаны в одном военном конфликте. Рассмотрим наиболее яркие примеры «неблагополучных» государств, откуда люди уезжают по разным причинам, даже в поисках

В этой стране начиная с 1988 года, не прекращаясь, идёт гражданская война. К тому же здесь орудуют печально известные группировки сомалийских пиратов - подобным промыслом у берегов занимается более 1 000 человек. Эти и некоторые другие факторы делают Сомали одним из самых опасных мест в мире.

Косово

В далёком 1999 году территория Косово подверглась бомбардировкам со стороны НАТО, и с тех пор порядок в стране так и не установили. Согласно данным фонда помощи «Мать Тереза», 46% взрослых граждан живёт в нищете, не имея возможности тратить более 1–1,4 € в сутки. В итоге из Косово стало ежемесячно выезжать порядка 30 000 человек.

Афганистан

Гамбия

Президент принимает всё более и более жёсткие законы, и обстановка накаляется - в 2015 году в стране произошла попытка государственного переворота. Население же работает в основном в аграрной сфере, не имея возможности получать образование. Как результат - высокий уровень преступности и массовые переезды.

Сколько мигрантов ищут новый дом в ЕС?

Согласно статистике, количество мигрантов в Европе в 2016 году превышает отметку в 1 800 000, и далеко не все из них остаются в развитых странах на законных правах. Так, годом раньше официальными соискателями статуса беженца были признаны 1 100 000 человек. Провести подсчёты сложно ещё и потому, что приезжие пытаются прорваться в Евросоюз разными путями.

И несмотря на то, что в 2015 году на границах государств вынужденно появились дополнительные заграждения, в том числе стены и заборы с колючей проволокой, самые хитроумные и находчивые из беженцев находят новые маршруты обхода. На данный момент выделяют восемь основных путей.

Маршрут Количество беженцев (на начало 2016 года)
Западно-Средиземноморский: из Северной Африки на Пиренейский полуостров 7164
Центрально-Средиземноморский: из Ливии к берегам Мальты 153946
Маршрут из Египта, Турции, Греции, Италии через Алупию и Калабрию Точных сведений нет
Албанско-греческий 8932
Западно-Балканский: из восточных стран (Пакистана, Алжира) к границам Турции с Болгарией и Грецией 764038
Восточно-Средиземноморский: из сирийских и афганских территорий и из Сомали к греческой, болгарской, турецкой границам 885386
Маршрут из бывших республик СССР к восточным границам Евросоюза 1920
Арктический: по северу России к Норвегии и Финляндии 6000

Вышеперечисленные данные описывают основные направления миграции из восточных и африканских стран, однако тысячи людей уезжают и из Российской Федерации. Согласно данным аналитической компании Stratfor, в 2015 г. были зафиксированы рекордные показатели: в поисках лучшей жизни страну покинуло порядка 350 000 человек. Для сравнения: с 1997 по 2013 г. за год из государства не уезжало более 250 000 россиян.

Вероятные сценарии развития событий

Даже не будучи экспертом, можно легко понять, что число мигрантов в Евросоюзе в ближайшем будущем не уменьшится. Поэтому вполне возможно, что в развитых странах наступит демографический кризис. Сейчас в Европе на одну семью приходится в среднем 1,7 ребёнка, зато эти дети в большинстве случаев хорошо обеспечены, получают отличное образование и готовы только на квалифицированный труд.

Мигранты же согласны взять на себя «грязную» работу, и, при условии, что этот труд будет хорошо оплачиваться, в Европе к 2020 году может разместиться до 40 миллионов иностранцев. Засилье беженцев приведёт к конфликтам на национальной почве, накалу обстановки и ещё большему снижению рождаемости среди коренного населения.

Недооценивать демографические проблемы нельзя, однако насколько успешно они решены, можно будет в полной мере судить только к 2040-м и даже 2050-м. А вот повышение уровня преступности - это актуальная проблема миграции в Европе в 2016 году.

По данным немецких СМИ, количество правонарушений, совершённых иностранными гражданами, выросло на 40% по сравнению с предыдущим полугодием (нынешними зимой и весной).

Вышеперечисленные факторы, естественно, вызывают недовольство граждан Евросоюза - и оно изливается на правительство. Так, большинство немцев уже высказалось против излишне либеральной политики Ангелы Меркель. Выходит, что беженцы - косвенная причина политических изменений и рокировок в развитых государствах.

Финансовая угроза: насколько всё серьёзно

Ещё одна проблема, связанная с кочевьем населения, - подрыв экономики. С одной стороны, мигранты согласны работать на низкооплачиваемых должностях, с другой - требуют уважительного отношения к своему труду. Так, в Германии приезжие, узнав, что коренному населению ежедневно выплачивают 360 € в качестве пособия по безработице, требуют социальной помощи и для своих семей.

И всё же, какими бы серьёзными ни были заявления экспертов, появление на континенте сотен тысяч беженцев вряд ли приведёт к масштабному дефолту. Некоторые политологи утверждают, что наплыв приезжих может даже поспособствовать развалу ЕС. Но тем, кто опасается за устойчивость Еврозоны, следует вспомнить о печальном опыте Греции.

Начавшись в 2010 году, долговой кризис государства затянулся до сего дня. Впрочем, эта масштабная «неисправность» хотя и подкосила экономику Евросоюза, но не привела ни к понижению уровня жизни в развитых странах, ни даже к выходу Греции из ЕС. Засилье мигрантов тем более не представляет такой серьёзной экономической и социальной угрозы, как банкротство развитого государства.

Кале – история крупнейшего лагеря нелегальных мигрантов в Европе: Видео

Миграционный кризис в Европе, обострившийся в 2015 году, стал настоящим испытанием как для Европейского союза, так и для российско-европейских отношений. В первом случае заговорили о рисках распада ЕС, провале политики мультикультурализма, угрозе для европейской цивилизации и дестабилизации общественной безопасности. Во втором - еще больше убедили Европу в том, что Россия подрывает мировой порядок, усугубляет миграционный кризис в Европе посредством военной операции в Сирии.

МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЦИФРАХ

В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики - то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.

Около 35% потока устремлено в Германию (рис. 1).

Рис. 1. Количество беженцев по странам размещения (по данным Евростата)

Основной состав беженцев - это сирийцы (29%), причем половина из них попросила впервые убежище именно в Германии, 14% всех беженцев в Европе - это жители Афганистана, 10% - иракцы (рис. 2).

Рис. 2. Количество беженцев по странам гражданства (по данным Евростата)

Самый высокий процент одобрения заявок на получение статуса беженца из обратившихся продемонстрировали Болгария (91% по данным 4-ого квартала 2015 года), Мальта (91%), Нидерланды (86%), Дания (77%), Кипр (76%) и Германия (72%). Во Франции и Великобритании эти показатели значительно ниже и составляют соответственно 28% и 37%. 98% заявок от сирийцев получают положительный ответ, в то время как уровень одобрения выходцев из Балкан составляет менее 3%. Европа, несмотря на рост напряженности внутри Союза, продолжает мягкую политику в отношении беженцев. Естественно, что это негативно сказывается на рейтинге политических лидеров - они теряют доверие на фоне массовых беспорядков и увеличения экономической нагрузки.

Резкий приток мигрантов начался в июне 2015 года. Стоит отметить, что к моменту начала российской военной операции в Сирии миграционный поток составлял 165,3 тыс (сентябрь 2015 г.) и это был пик беженцев из Сирии. В первый месяц российской военной операции поток беженцев из Сирии стал падать, к концу года немного превышал уровень августа 2015 года. Рост миграционного потока в Европу в октябре был обусловлен афганскими беженцами, а это уже не имело никакого отношения к российской военной операции. Однако следует отметить, что пик притока беженцев из Сирии приходится на август-сентябрь, как раз тогда, когда в сообщениях СМИ появилась информация, что Россия активизировала поставки воздушными и морскими путями военной помощи в Сирию для поддержки режима Башара Асада.

Из направлений миграционного потока лидируют следующие маршруты. Из Турции преимущественно сирийские и афганские мигранты направляются в Грецию, откуда затем в Венгрию. На этот маршрут в 2015 году пришлось 57% беженцев. Именно поэтому Европа стремится прийти к решению проблемы с помощью Турции. Этот маршрут чаще всего используют мигранты с детьми. Второе направление - через Италию (39,5%) в Европу прибывают беженцы из Эритреи, Нигерии и других африканских республик. Еще небольшой поток беженцев достигает испанских берегов - это сирийцы и жители африканских республик. Это направление теряет популярность из-за ужесточения контроля со стороны марокканских властей. Италия, Греция и Венгрия становятся перевалочными базами, в то время как основной поток устремлен в центр Европы. За статусом беженца к Венгрии обращаются те, кто получил отказ в других европейских странах.

Европейские страны предоставляют довольно широкие социальные преференции (табл.1), превращающие далекую Европу более желанным местом убежища, чем Турция, Иран, Иордания и другие страны, принимающие беженцев.

ТАБЛИЦА. Социальные пособия беженцам в странах Европы

По оценке МВФ расходы на мигрантов в Европе в 2016 году будут варьировать от примерно 1% национального дохода до совершенно незначительной доли в Великобритании, Испании и на Кипре. Хотя МВФ дает положительный прогноз роста экономики ЕС в результате интеграции мигрантов, то есть за счет дешевой рабочей силы, на практике это маловероятно с учетом квалификационных навыков мигрантов, их знания европейских языков и других факторов, включая то, что получать пособия, не прилагая труда, многих устраивает больше. Миграционный кризис Европе пока выражен убытками, покрыть которые страны пытаются разными способами. Например, одно из предложений со стороны министра финансов Германии - ввести общеевропейский дополнительный налог на бензин. А это уже удар по кошельку каждого европейского жителя, где же тут найти прагматичному европейцу место в своем сердце для толерантности и уважения к мигранту?

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА

Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы - Италию, Грецию и Венгрию.

Все эти предпосылки привели к ряду факторов, которые и спровоцировали кризис. Во-первых, между членами ЕС не было солидарности в принятии совместных правил решения проблемы расселения беженцев, это привело к чрезмерной нагрузке на миграционные службы отдельных стран.

Во-вторых, Европа экономически не была готова к наплыву: совокупная первоначальная квота на беженцев составляла около 66 тысяч человек, но никак не 1,2 млн! В отличие от Ближнего Востока, где за жилье идут палатки в лагерях в силу мягкого климата, Европе приходится представлять отапливаемое жилье.

В-третьих, миграционные процессы уже вышли из-под контроля, приобретя характер стихийности. Если ранее ливийский лидер М.Каддафи сдерживал поток, который оседал в благоприятной для жизни Ливии, то теперь проблемой беженцев и регулированием уже никто не занимается.

К внешним факторам стоит отнести процессы, протекающие за пределами Европы: непрекращающийся конфликт в Сирии, Ираке и Афганистане, нагрузка на лагеря беженцев на территории стран Ближнего Востока, в результате которой лагеря стали экономить на содержании беженцев, сократив рацион питания и прочее, расширение территории, подконтрольной силам ИГИЛ.

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ЕВРОПУ

Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов.Первым из которых можно считать риски раскола Европы с перспективой выхода из состава Союза Великобритании.

В Великобритании 43% жителей готовы проголосовать за выход страны из ЕС, решение продиктовано наплывом беженцев. Учитывая, что 17% воздержалось от голосования, стоит ожидать, что если референдум до конца 2017 года все же состоится, то победу на нем одержат сторонники выхода из Европейского союза.

Европа отчетливо размежевалась на страны, выступающие за прием мигрантов, и государства с антимиграционными настроениями. Восточноевропейские страны попытались возложить вину за происходящее на западные, поскольку последние участвуют в военной операции в Сирии. Традиционными становятся высказывания, аналогичные фразе премьер-министра Венгрии - «это - не проблема Европы. Это проблема Германии», заявлению вице-премьера и министра финансов Чехии Андрея Бабиша - «так пусть этим (немецкие политики) и занимаются, а не навязывают нам свое решение позвать кого-то». Беженцы, по его убеждению, «несут в себе опасность, их стремлением является не ассимиляция, а разврат европейской культуры».

В Восточной Европе растет недовольство относительно принятого в сентябре 2015 года плана ЕС по распределению 120 тыс. беженцев и мигрантов. Словакия и Венгрия пытаются оспорить решение о распределении мигрантов в Европейском суде юстиции в Люксембурге. Премьер-министр Венгрии заявил, что «обязательные квоты на мигрантов без учета мнения населения - это превышение власти». Премьер Словакии назвал это решение «ритуальным суицидом».

Страны ЕС уже буквально соревнуются между собой за самые жесткие условия для беженцев с целью снижения привлекательности страны. Австрия пошла на нарушение законов ЕС и объявила, что будет принимать в сутки не более 80 заявлений на предоставление убежища. В Дании с февраля вступил в силу закон, предоставляющий полиции право обыскивать и изымать у иммигрантов деньги и ценные вещи на сумму более 10 тыс. датских крон (примерно $1,5 тысячи). Такие меры уже были введены Швейцарией и некоторыми землями Германии. Формально отобранные средства пойдут на покрытие расходов на прием и содержание беженцев. В Дании также действует запрет для некоторых беженцев на перевозку своих семей в страну в течение трех лет после получения убежища. Германия ввела положение о высылке на родину беженцев из тех стран, которые признаны безопасными - Албании, Косово, Черногории, Марокко, Алжира и Туниса. В стране стали действовать ограничения на расселение беженцев, требуется прохождение курсов профессиональной подготовки для молодых иммигрантов, часть расходов на которые должны взять на себя сами беженцы. Швеция ввела временную проверку документов на границе с Данией, то есть все прибывающие на автобусах, поездах и судах с юга не смогут попасть без соответствующих разрешений.

Эти действия указывают, что европейские страны проводят политику исходя из своих национальных интересов, невзирая на основы европейской интеграции. Государства Европы не готовы решать коллективно проблемы в том виде, в каком предлагает Германия. Но и собственного проекта преодоления кризиса они не выдвигают, предпочитая отгораживаться от мигрантов и от самой проблемы ограничительными мерами.

Второй негативный эффект - это рост террористической угрозы.

В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% - это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс джихадистов, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам, на чем активно играют оппозиционные политики.

Третий - дестабилизация общественной безопасности.

Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах - Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.

Четвертый эффект - усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой.

Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами. Например, в Эстонии зарегистрировали некоммерческую организацию «Солдаты Одина», сферой деятельности которой названа защита и сохранность прав граждан и определенных групп населения. Движение намерено патрулировать населенные пункты для противодействия преступлениям со стороны мигрантов. Членами организации могут быть лица не моложе 21 года. В уставе ничего не говорится о запрете на членство лиц с уголовным прошлым. Движение зародилось в Финляндии после сообщений о массовых случаях насилия беженцев в Европе по отношению к женщинам, распространилось на Эстонию и Норвегию.

Активнее призывы левых и ультраправых. Лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен высказываясь о проблеме миграции, объявила, что Германия своей миграционной политикой решает задачу снижения оплаты труда за счет найма «рабов». Кризис мигрантов бьет в первую очередь против инициаторов: партия канцлера ФРГ Ангелы Меркель Христианско-демократический союз проиграла в двух федеральных землях из трех в мартовских региональных выборах. В парламенты всех трех земель прошла правопопулистская партия «Альтернатива для Германии», в состав которой входят выступающие за ужесточение миграционной политики евроскептики. Растут антимигрантские настроения у жителей государств, принимающих мигрантов. Например, в Германии после того, как в СМИ появилась информация, что страна до 2020 года готова принять 3,6 млн беженцев, было совершено очередное нападение на здание, в котором планируется оборудовать центр для приема беженцев (населенный пункт Грефенайнихен). В Финляндии совершались неоднократные попытки поджечь несколько центров приема беженцев. В Эстонии состоялась акция против массовой миграции и исламизации Европы под руководством Консервативной народной партии. На этом фоне политики во власти, ответственные за принятие решений, продолжают терять свою популярность, что в перспективе может привести к смене политического пейзажа Европы.

Пятый эффект - изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством.

Учитывая тот факт, что в Европе беженцы - это те, кто только временно прибыл в страну и покинет ее, как только будет такая возможность, европейские программы не предусматривают никакой адаптации или интеграции беженцев.

Президент Чехии Милош Земан, по факту выражая мнение большинства политиков ЕС, заявил, что «опыт стран Западной Европы, в которых существуют районы компактного проживания, указывает на то, что интегрировать мусульман практически невозможно. В их странах у них своя культура, не стоит ее принимать в Европе, иначе все закончится как в Кельне». По его убеждению интеграция возможна лишь в случае схожести культур (пример - украинская диаспора), а беженцы из Ирака и Сирии «должны взять в руки оружие и противостоять боевикам Исламского государства вместо того, чтобы бежать в Европу». Европа убеждена, что христианский и мусульманский миры не способны ужиться, но в то же время требует мира в ближневосточных странах, где обостряются конфликты именно на религиозной почве - между суннитами и шиитами, между христианами и мусульманами. Выходит, что европейские политики требуют того, во что сами не способны поверить?

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРЕШЕНИЮ КРИЗИСА

Европа, которая так рьяно отстаивает права человека, а Европейский суд присуждает порой компенсации по чрезвычайно надуманным по меркам российской жизни поводам, в отношении беженцев применила беспрецедентные меры.

1. Это заградительная стена, местами с колючей проволокой и полицией для предотвращения попыток нелегального пересечения границы.

Временный контроль на своих границах ввели Бельгия, Дания, Германия, Венгрия, Австрия, Словения, Швеция и Норвегия. Франция ввела пограничный контроль в связи с проведением климатического саммита, а также после терактов 13 ноября в Париже. Свои границы для потока беженцев закрыли Македония, Словения. Хорватия ввела запрет на транзит беженцев через территорию страны. Сербия, которая не входит в состав ЕС, опасаясь концентрации мигрантов на своей территории в результате закрытия европейских границ, преградила границу с Македонией. Беженцы, в том числе нелегальные мигранты, скапливаются на территории Греции из-за ужесточения пограничного контроля Македонией. В связи с тем, что балканские страны ввели ограничения на проход до 580 человек в день, Болгария в условиях ожидаемого наплыва беженцев весной приняла решение на границе с Турцией в случае необходимости привлекать армию. Европа также планирует создать общую пограничную службу ЕС в составе полторы тысячи человек.

2. Уничтожение лагерей беженцев в местах скопления.

Например, власти Франции приступили к демонтажу строений на территории лагеря беженцев в городе Кале, где скопилось до 4 тыс. человек, надеющихся добраться до Великобритании. Всех мигрантов переселяют в ближайший лагерь. Греческие власти планируют расселить стихийный лагерь беженцев, сформировавшийся в населенном пункте Идомени на греческо-македонской границе.

3. Привлечение к решению кризиса сил НАТО, которые будут предоставлять информацию, чтобы помочь греческой и турецкой береговой охране более эффективно выполнять свою работу.

То есть непосредственно силы НАТО разворачивать корабли не будут. Остается в таком случае закономерный вопрос - что европейцы будут делать с нелегальными мигрантами? Отправлять их обратно, но тогда велики риски гибели. Миграция в Европу стала прибыльным делом для контрабандистов. Спрос на перевозки настолько высок, что превышает доступные судовые средства. В результате на судах перегруз, они часто не соответствуют требованиям безопасности, что и приводит к многочисленным затоплениям.

4. Договоренность с Турцией, через которую в Европу идет самый многочисленный маршрут.

Европейский подход сводится к сдерживанию потока беженцев в Турции. Для этого планируется выделить Анкаре порядка 3 млрд евро на год для обеспечения достойных условий пребывания беженцев на территории Турции, а также для проведения контроля над потоками мигрантов в Европу. Турция также должна предоставить разрешение на работу сирийским беженцам. Первыми такими проектами на сумму 95 млн евро, объявленными Европейской комиссией, станут инициативы в области образования и гуманитарной помощи. По заявлению президента Турции Р.Эрдогана его страна уже приняла 3 млн сирийцев и иракцев, затратив с 2011 года $10 млрд на помощь мигрантам, в то время как ООН выделила им лишь $455 млн.

Турецкая позиция в решении миграционного кризиса была ультимативной: или 3 млрд на год, а не на два, или Турция перестанет сдерживать миграционный поток в Европу, открыв границу с Грецией и Болгарией. 18 марта было достигнуто соглашение между ЕС и Турцией по регулированию миграционной ситуации, беспрецедентное по числу уступок турецкой стороне. Согласно соглашению Турция должна обменять из ЕС нелегальных мигрантов, прибывших в Грецию после 20 марта этого года, на легальных сирийских беженцев, при этом отправка нелегалов будет осуществляться за счет Европейского Союза. ЕС может выделить для этого 72 тысячи мест, из них 18 тысяч мест одобрены в рамках программы переселения в ЕС беженцев из третьих стран, 54 тысячи мест предстоит согласовать. Турция обязуется принять меры для предотвращения открытия новых морских или сухопутных путей нелегальной миграции в ЕС. Взамен Турция получит такие преференции, как ускорение переговоров о визовой либерализации (ЕС не позднее конца июня должен отменить визы для турецких граждан), открытие новых глав переговорного досье о присоединении к ЕС и предусмотренные для нее ранее 3 миллиардов евро и дополнительное финансирование (предположительно до 6 млрд евро). К совместным обязательствам отнесено улучшение гуманитарной ситуации в самой Сирии.

Соглашение вызвало очередные споры в Союзе. Ряд европейских политиков осуждает это соглашение, ссылаясь на то, что Турция поддерживает Исламское государство, она несет ответственность за изгнание более двух тысяч курдов со своей территории. В Италии лидеры партий называют соглашение «самоубийственным», «с угрозой заполонить нас мигрантами, турки возвращаются домой с 3 миллиардами евро и обещанием войти в Европу» (лидер итальянской партии «Лига Севера» Маттео Сальвини). Д.Кэмерон хотя и оценил соглашение позитивно, при этом подтвердил, что Великобритания не предоставит гражданам Турции безвизовый режим и не примет большего числа беженцев, то есть не поддержит обязательств Европы.

Реакция многих политиков в Европе, так же как и самих европейцев, негативная. Чешский вице-премьер Бабиш возмущен ситуацией, что мигранты имеют такие широкие права в Европе и получают социальные льготы, «невозможно, чтобы европейцы имели меньшие права, нежели иммигранты, чтобы местное население приспосабливалось к беженцам». Его призыв - «с нынешней бессмысленной политической корректностью должно быть покончено, мы не можем из-за нее игнорировать действительные проблемы. Беженцы должны вести себя как гости, то есть, прилично, и не должны выбирать, например, что им есть». Эти настроения отражаются в конкретных действиях - в рамках этих подходов страны выстраивали ограждения, держали беженцев за колючей проволокой. Где здесь политкорректность? Или стоит вспомнить, что в Уэльсе прибывающим мигрантам выдают специальные яркие браслеты, которые они обязаны носить постоянно, иначе лишатся права на бесплатную еду. В Мидлсбро, частная компания, занимающаяся приемом мигрантов, выкрасила их двери в красный цвет, сделав их легкой мишенью для оскорблений и нападений. Все это отчасти напоминает практику фашистов в отношении евреев на подконтрольной властям Германии территории, которые должны были носить желтую звезду в знак отличия.

5. Еврокомиссия в марте этого года представила план действий по спасению Шенгенской зоны.

В нем предусмотрены такие меры, как устранение Грецией недостатков контроля на внешних границах Шенгена. Прекращение странами-членами процесса пропуска потока беженцев через свою территорию в другие страны-члены. В плане сказано, что восстановление пограничного контроля отдельными странами в одностороннем порядке должно уступить место более скоординированному европейскому подходу, призванному избавиться от проверок внутри шенгенских границ к декабрю 2016 года.

Решения, которые принимает Евросоюз, доказывают, что Европа не способна выступить единым фронтом, европейская демократия по факту сводится к диктату главного спонсора Союза - Германии.

РОССИЙСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Россия не является притягательной для беженцев страной. В отличие от Европы с ее ежемесячными пособиями от 100 евро в России беженцам полагается единовременная выплата в размере…100 рублей! То есть, сумма, которая и государственную пошлину на подачу документов о статусе беженца не покрывает. Поэтому весь миграционный поток, который проникает в Россию из ближневосточного региона, нацелен на одно - прямиком из России попасть в страну - член ЕС, а там уже открыты возможности передвижения. Пока восточная граница по линии Сербии ужесточается, беженцы начинают прокладывать альтернативный маршрут - из России в Финляндию, Норвегию.

По сообщениям главы ФМС с осени 2015 года увеличилось число иностранцев, которые пытаются использовать Россию для транзитного проезда в Финляндию. В основном это граждане Сирии, а также других стран Ближнего Востока, Азии и Африки. Впоследствии эту границу закрыли, на данный момент главный канал миграции - это норвежско-российская граница, которую беженцы преодолевают на велосипедах, поскольку пересекать ее с нашей стороны можно только на транспортном средстве. В 2015 году через г.Никель (так называемый арктический маршрут), чтобы попасть в Норвегию, прошли 5,5 тысяч мигрантов из Сирии, Афганистана и Ирака.

Цифры, превышающие показатели по России: в 2015 году к России за статусом беженца обратились 337 сирийцев, ни один из них не получил этого статуса. Из 360 обратившихся афганца статус беженца получили 15 человек. Временное убежище получили только около половины обратившихся (695 из 1124 сирийцев и 220 из 553 афганцев). Украинских беженцев ждали те же сюрпризы российского законодательства - бюрократическая волокита, препоны. Ухудшение собственной экономической ситуации, нищета российского народа превращают Россию скорее в потенциального поставщика мигрантов в Европу, чем в страну - принимателя беженцев из ближневосточных республик. Наиболее остро для России стал вопрос о международном имидже страны. Западные политики и Турция стали обвинять Россию в том, что именно военная операция в Сирии привела к потоку беженцев.

Премьер-министр Турции А.Давутоглу связал действия российских военных в Сирии с усугублением миграционного кризиса. Главком НАТО в Европе обвинил Россию в том, что ее бомбардировки, которые не отличаются высокой точностью, создали панику среди местного населения и привели к увеличению потока мигрантов, превращая миграцию в оружие против Европы. Председатель Европейского совета Дональд Туск считает, что действия России в Сирии «делают и без того очень плохую ситуацию еще хуже». Канцлер ФРГ А.Меркель высказывалась, что Запад «в ужасе от страданий десятков тысяч людей в результате бомбардировок, особенно бомбардировок с российской стороны». Министр иностранных дел Великобритании Ф.Хаммонд заявил, что удары российской авиации в Сирии являются причинами, как продолжения сирийского конфликта, так и обострения кризиса с мигрантами. Позиция западных лидеров весьма едина. Не исключено, что после окончательного вывода войск России из Сирии, западные СМИ будут и дальше обнаруживать факты нарушения прав человека Россией в Сирии.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградотрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой - условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.

Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев и как высказался Пан Ги Мун - проявить «голос морали и голос сострадания». В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира - с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой - мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата - мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.

Миграционный кризис в Европе несет риски геополитического ослабления ЕС вследствие внутренних противоречий, выявленных кризисом, и ухудшения общественной безопасности и экономической ситуации. И это станет важным уроком для мировой истории - в основе политики любого государства в первую очередь лежат национальные интересы, и только затем уже многочисленные обязательства в рамках международных договоров.

Кремлю также стоит исходить из национальных интересов страны, а не олигархической верхушки, и проводить политику без оглядки на требования и мнения западных «друзей и союзников». Пока миграционный кризис Россию затрагивает весьма опосредованно, однако в будущем не исключено, что Россию попросят принять на себя беженцев, тем более, что Евросоюз одним из пяти руководящих принципов отношений с Россией назвал избирательное взаимодействие с Россией по миграции и противодействию терроризму.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Начиная с 2015 года Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальные мигранты в Европе создают массу проблем, связанных не только с их количеством, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев. Постараемся разобраться в проблеме.

Причины ухудшения миграционной ситуации

Подоплекой миграционной ситуации, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, вооруженные конфликты, в разные периоды обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством.

Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения.

Покидая родные территории, беженцы изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран. Однако отсутствие денег, работы и социальных гарантий, а также сокращение финансирования со стороны принимающих стран привело к ухудшению ситуации уже в лагерях для беженцев. Все это вынудило людей покинуть места своего пребывания и направиться в более благополучные страны еврозоны.

Этому также способствовало:

  • расширение влияния ИГИЛ и захват террористами дополнительных территорий, что повысило численность беженцев и привело к переполнению мест их концентрации;
  • отсутствие экономических перспектив для мигрантов на родине и в соседних странах;
  • наличие в благополучных европейских странах (Германии, Австрии, Франции) общин беженцев, благодаря которым мигранты в ЕС находят себе приют;
  • обнаружение безопасного маршрута через Средиземное море, позволяющее добраться в Грецию и Македонию;
  • упрощение визового оформления в Македонии, ставшей транзитной страной на пути беженцев в страны Евросоюза и стимулирующей этот поток.

Начиная с 2015 года эти факторы привели к резкому повышению численности беженцев, находящихся на территории Евросоюза. Но непосредственно кризис мигрантов в Европе был вызван также и субъективными причинами, в частности, пассивным поведением руководства стран ЕС, выраженном в:

  • нехватке средств – власти стран ЕС не спешили выделять финансирование на содержание и беженцев;
  • отсутствии согласия по вопросам миграции внутри Европейского союза – не была выработана единая стратегия приема и распределения переселенцев;
  • дефиците подходящего жилья – в отличие от южных стран, в Европе для беженцев необходимы отапливаемые жилые помещения, палаточных городков недостаточно (в Германии для беженцев существуют специальные ;
  • нехватке необходимого человеческого ресурса, в том числе волонтеров, полиции, пограничников, переводчиков и так далее.
  • Численность и динамика роста миграционного потока

    По данным Евростата, количество мигрантов в Европе начало увеличиваться еще в 2014 году, впервые за последние 25 лет достигнув показателя в 627 тыс. человек. Исследование международной миграции со стороны ОЭСР зафиксировало еще большие цифры, достигающие 783 тыс. беженцев, прибывших в ЕС в 2014 году.

    Настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн мигрантов.

    Например, Евростат и ОЭСР насчитали около 1,3 млн мигрантов, большинство из которых (25%) были выходцами из Сирии, Афганистана (16,5%) и Ирака (12%). В 2016 году ситуация принципиально не изменилась – Евростат насчитал около 1,2 млн прибывших беженцев. Среди наиболее предпочтительных стран для мигрантов традиционно фигурируют Франция, Австрия, Италия, Швеция, Венгрия и Германия.

    С начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек. Узнать больше о беженцах и их жизни в Германии можно .

    Однако объективность указанных цифр вызывает большие сомнения у экспертов: официальными ведомствами предоставляется статистика, учитывающая лишь мигрантов, официально просящих об убежище или зафиксированных европейскими миграционными органами. В реальности же численность мигрантов, оказавшихся в ЕС незаконно, может оказаться гораздо выше. Это и является причиной расхождений в оценках от разных ведомств. О том, как получить убежище в Германии, читайте в нашей .

    В зависимости от ситуации в странах исхода беженцев структура миграционных потоков может существенно измениться. Например, в 2017 году нормализовалась ситуация с военными конфликтами на территории Сирии, которая являлась до этих пор самым крупным «поставщиком» беженцев. В связи с этим число мигрантов в Евросоюзе из Сирии в 2019 году должно существенно уменьшиться, но их место могут занять переселенцы из африканских стран.

    Правовые факторы миграционного кризиса

    Правовым подспорьем кризиса, возникшего в Европе в 2015 году, можно считать два международных соглашения, подписанных большинством европейских государств. Первым из них является , упрощающее (в реальности практически ликвидирующее) паспортно-визовый контроль между границами стран-подписантов указанного соглашения. В их число вошли 26 стран Европы, 22 из которых представляют Европейский союз. Пограничный контроль устанавливался лишь на границах сформированной зоны, за который должны отвечать пограничные страны. Такой режим устанавливался не только для жителей стран, подписавших соглашение, но и для всех, кто находится на их территории, в том числе и для беженцев из Африки и Ближнего Востока.

    Второй документ – это Дублинский регламент (Регламент Дублин III № 604/2013), утвержденный в 2013 году и устанавливающий ответственность стран-подписантов за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища для беженцев. Данный документ нацелен на быстрое определение страны, которая должна рассматривать такое заявление и непосредственно принимать мигранта.

    По установленному общему правилу, ответственным государством признается первая страна – член ЕС, которую посетил беженец – именно там он должен подать прошение об убежище и сдать отпечатки пальцев. Если он покидает указанную страну, другие члены ЕС могут – в первую страну, которую он посетил.

    Такие условия Дублинского регламента вызвали волну критики, особенно со стороны стран ЕС, которые являлись пограничными для шенгенской зоны. Они считают, что правила регламента возлагают на них слишком большой груз ответственности за лиц, стремящихся попасть в Евросоюз по статусу беженца.

    Например, по данным ОЭСР, доля Венгрии в общем объеме посетивших ЕС беженцев с 1% в 2014 году выросла до 13% в первом полугодии 2015 года. Куда правильнее было бы разработать справедливую систему распределения, тем более что основная масса эмигрантов стремится попасть в центр ЕС, а не в приграничные и менее благополучные страны.

    Отдельные европейские политики утверждают, что главной проблемой миграционного кризиса являются не сами мигранты, а отсутствие солидарности в вопросах их распределения между странами Евросоюза. Мол, некоторые государства берут на себя незаслуженно больше ответственности, что в итоге становится угрозой для Шенгенского соглашения и раскалывает Евросоюз изнутри.

    В это же время многие страны, в том числе вся Вишеградская группа (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия) радикально настроены против приема на своей территории беженцев и бойкотируют требования руководства ЕС по расселению.

    Перспективы

    Очевидно, что миграционный кризис создает огромный дискомфорт для граждан стран Евросоюза, оказывая негативное влияние на общественную, политическую и социальную сферы жизни. Руководство ЕС находится в поисках наиболее гуманных путей разрешения возникшего кризиса, и некоторые меры уже предпринимаются, как в рамках отдельных стран, так и в рамках всей Европы.

    В частности, проблема миграции в Европе в 2019 году может быть решена за счет.

БЕЙРУТ, 10 янв — РИА Новости, Михаил Алаеддин. Молодой сириец Мохаммад Кики вспоминает о своем бегстве из Сирии: "К берегу в Турции нас свезли еще до рассвета. Людей у лодки собралось в три раза больше, чем она могла увезти. Мало кто предполагал, какие испытания ждут нас в ближайшие месяцы".

Он бежал от войны через Турцию в Европу, в Голландию, но спустя два года вернулся в родной Дамаск.

Из Турции в Европу

С начала конфликта Сирию покинули миллионы граждан. Причины вынужденной эмиграции абсолютно разные, но желание у всех было одно — спасти свою жизнь и жизни близких. Более четырех миллионов сирийцев остановились в соседних Ливане, Иордании и Турции. Беженцы в большинстве своем по несколько лет проживают в палаточных лагерях или ютятся семьями в небольших съемных квартирах и ждут, когда в их родных городах восстановится порядок.

Мохаммад оказался из той категории сирийцев, которые приняли решение идти дальше — в Европу. Понимая, что в Турции и Ливане сограждан так много, что работы и помощи на всех не хватит, он, отдав последние средства, как и другие сотни тысяч сирийцев, рискуя жизнью, отправился покорять Старый Свет.

В Турции война породила десятки предприимчивых контрабандистов, которые за отдельную плату давали беженцам ту надежду, к которой они стремились изо всех сил.

"В Турции оставаться не было перспектив, тогда казалось, что хорошая жизнь ждет в Европе. Я собрал полторы тысячи долларов, нашел проводника и спустя несколько дней добрался до Бодрума в предвкушении долгого приключения. Правда, попав на лодку, понял, что это не вояж, а испытание ценой в собственную жизнь, но назад дороги не было", — вспоминает Мохаммад.

До Греции из Бодрума плыть недалеко. Лодка, рассчитанная человек на двадцать, везла к европейскому берегу почти полсотни женщин, детей и мужчин. От большого количества людей водный транспорт сильно осел, и любая, даже маленькая, волна обдавала пассажиров соленой водой.

"Я думал, мы не доплывем. Лодка шла медленно, от сырости становилось только холодней. Ближе к Греции на мне не было ничего сухого, — продолжает рассказ сириец. — На берегу нас встретила полиция и направила всех в палаточный городок. Зимний холод усугублял положение. Согреться негде. Волонтеры раздали нам еду. Я поспал в палатке несколько часов, а после нашел автобус до границы с Македонией".

© Фото: предоставлено Мохаммадом Кики


Пешком по красивой Европе

По словам Мохаммада, он, в отличие от многих соотечественников, с которыми ему довелось познакомиться на своем пути, знал конечный пункт назначения — знакомые, уехавшие в Голландию, и убедили его отправиться в путешествие.

"Все было как в страшном сне. Через границу, казалось, переходили тысячи людей. Кто-то двигался к автобусам, я вместе с сотнями сирийцев шел пешком. Каждые несколько километров стояли люди в форме. Это было безумие. Я — здоровый мужчина — замерз, одежда до сих пор была мокрая, я еле выносил усталость, а были люди с детьми, некоторые из той же лодки, — и тоже шли. В Македонии вновь остановились в палаточном городке. Там сотрудники какой-то службы записали наши имена и паспортные данные тех, у кого были документы. Дали еды, воды и одеяла, чтобы согреться", — говорит он.

После Македонии путешествие тридцатилетнего парня продолжилось по Сербии. Самое приятное из воспоминаний Мохаммада — это неописуемая красота природы и вежливость людей.

Путь из Сербии через Венгрию и Германию занял почти два месяца. Собеседник агентства вспоминает, что, пройдя сотни километров от лагеря к лагерю, он мечтал лишь скорей оказаться в Голландии и встретить своего знакомого. В Германии, созвонившись с товарищем, Мохаммад достал билет на поезд и спустя несколько часов, впервые в жизни прокатившись на поезде, практически без сил вышел на вокзале города Арнем, где его встретил земляк.

© Фото: предоставлено Мохаммадом Кики


Разочарование

"Знакомый отвез меня в лагерь, где жил сам, накормил, дал чистую одежду. Я на какое-то время почувствовал, что все самое страшное позади. Рассказал о своем путешествии, показал разбитые от долгих переходов ноги, а в голове постоянно крутились картинки действительно красивой Европы. Утром товарищ сказал, что я должен пойти и отдать документы в миграционную службу для оформления статуса беженца. Предупредил, что придется потерпеть пару недель", — продолжает свою историю Мохаммад.

Он сделал все так, как ему сказали. Сотрудники миграционной службы забрали документы и разместили Мохаммада во временном общежитии. По воспоминаниям Кики, в комнате, где он жил около месяца, вместе с ним находились порядка 15 человек.

"В комнате тесно. Языка мы не знаем, денег нет. Поэтому за пределы лагеря практически не выходил, разве что иногда просто прогуляться. Каждый день нас обеспечивали питанием трижды. Все беженцы старались держаться обособленно, и это еще больше вводило в депрессию. Казалось, они хотят быть похожими на европейцев — каждый сам за себя. Мы как будто забыли, кто мы есть. Вместо двух недель прошло восемь месяцев, в течение которых менялись лишь общежития, куда меня переводили", — говорит Кики.

По его воспоминаниям, люди в Голландии очень отзывчивые, на улицах в маленьких городках достаточно показать название улицы, где ты живешь, и почти любой тебя проводит или постарается объяснить, как пройти. Волонтеры в общежитиях доброжелательные. Всегда старались помочь в быту и заботились о горячей еде.

После получения разрешения на временное проживание Мохаммада поселили в городке на севере страны. Питание на месте уже постоянного пребывания обеспечивали только дважды в день, но при этом каждый сириец получил банковскую карту, на которую раз в неделю начисляли 57 евро. Для отдельного проживания из них необходимо платить 35-45 евро.

Местные власти разрешали новым поселенцам работать только после обучения. Всем вновь прибывшим давали возможность бесплатно выучить язык и получить среднее специальное образование.

"Взрослым язык давался тяжело. Дети же успевали научиться и адаптироваться в течение нескольких месяцев ожидания документов. Это сильно помогало родителям в быту и при общении с местными", — рассказывает Кики об особенностях жизни в статусе беженца.

© Фото: предоставлено Мохаммадом Кики


Новости из дома

Спустя два года после отплытия от берегов Турции Мохаммад начал получать из Сирии новости о родственниках. Близкие рассказывали, что боевиков в его поселении под Дамаском нет, полным ходом идет восстановление инфраструктуры и разрушенных домов. Каждый раз, как только доводилось связаться с родным домом, у беженца зрела мысль вернуться на родину.

"За два года я лишь ушел в депрессию. Думаю, как и многие другие, мы тут не нужны. В Голландии даже сирийцы стали чужими друг для друга. Каждый день похож на предыдущий. Казалось, время остановилось. А если оставаться, надо проучиться еще года три, и только тогда можно работать. Я понял, что поездка в Европу была большой ошибкой", — продолжает Мохаммад.

Мнение: мигранты считают – Европа должна им обеспечить "аll inclusive" Согласно опросу "Sputnik.Мнения", большинство немцев и французов, а также 46% британцев считают необъективной информацию СМИ и властей о преступлениях мигрантов. По словам психолога Игоря Васильева, европейцы попали в ловушку, из которой им не выйти.

Многие беженцы из числа знакомых Кики начали возвращаться домой, как только узнавали об освобождении их сел и городов. Однако немало семей с детьми принимали решение остаться в надежде на другое будущее.

"Взрослым тяжело изменить свои традиции и привычный образ жизни. В Европе есть чувство, что ты изгой, а дома живешь с достоинством. В Сирии зарплата маленькая, но есть свой дом и родные, а теперь, когда террористов почти победили, найдется работа для всех желающих, так как нам предстоит восстановить свою страну. У детей иначе — они быстро все схватывают, привыкают и становятся как европейцы. Думаю, многие родители решают отказаться от своего комфорта в надежде на европейское будущее своих детей", — объясняет Мохаммад.

© Фото: предоставлено Мохаммадом Кики




Просмотров