Началом срока отбывания исправительных работ является день. Раздел ii

Уточнение клиента

Тогда как толковать комментарий:

Статья 42. Исчисление срока исправительных работ

Комментарий к статье 42

1. Срок исправительных работ исчисляется в календарных месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания, а фактически - в рабочих днях. Срок наказания исчисляется инспекцией на основании расчетных сведений, предоставляемых организацией, в которой работает осужденный. В каждом месяце установленного срока наказания есть определенное количество рабочих дней. Осужденный должен отработать не меньшее количество рабочих дней, чем приходится на каждый месяц срока наказания. Если осужденный не отработал указанного количества дней, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней, т.е. срок продлевается.

Основанием для зачета неотработанных дней в срок наказания является предоставление отпуска и признание осужденного безработным (получение пособия по безработице). Время сверхурочных работ в срок наказания не засчитывается, поскольку из оплаты за них удержания не производятся. В срок наказания засчитывается и время содержания под стражей - один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.

2 - 3. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, извещения с копией приговора (определения, постановления) суда.

В срок наказания засчитывается только то время, когда осужденный работал и из его заработной платы производились удержания, т.е. в срок наказания не засчитывается и время, когда осужденный не работал и по уважительным причинам.

4 - 5. Если в период отбывания наказания у осужденного наступило психическое расстройство или он заболел иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, осужденный (его законный представитель) может обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Болезнь осужденного должна содержаться в Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 54 (в ред. от 30.12.2005) "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью". Ходатайство передается через инспекцию, которая направляет его в суд вместе с медицинским заключением и личным делом осужденного.

Поскольку исправительные работы назначаются только трудоспособным, утрата трудоспособности во время отбывания наказания является основанием для досрочного освобождения от его отбывания. Осужденный, признанный инвалидом первой группы, может направить в суд ходатайство об освобождении от отбывания наказания, а беременная женщина - ходатайство об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам. Вопрос о том, подлежат ли досрочному освобождению лица, достигшие пенсионного возраста, в законодательстве не урегулирован.

6. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный (почасовой) учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (дней).

7. В день окончания срока исправительных работ инспекция направляет по месту работы осужденного сообщение о прекращении удержаний из его заработной платы. После отработки положенного количества рабочих дней осужденный снимается с учета в инспекции и ему выдается справка об отбытии наказания. Об исполнении наказания уведомляется суд, вынесший приговор, и направляется сообщение в территориальный орган Федеральной миграционной службы и военный комиссариат по месту постоянной регистрации отбывшего наказание, если он призывного возраста.

ст. 42, "Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации" (постатейный) (3-е издание, переработанное и дополненное) (Бриллиантов А.В., Курганов С.И.) (под ред. А.В. Бриллиантова) ("Проспект", 2016) {КонсультантПлюс}

В настоящее время действует правило незачета в срок отбывания наказания времени, в течение которого осужденный не работал по уважительной причине. В то же время в срок отбывания исправительных работ, помимо срока, когда осужденный работал и из его заработной платы производились удержания, засчитывается время, в течение которого осужденный: находился в очередном или дополнительном отпуске; официально был признан безработным и получал пособие по безработице; находился в предварительном заключении в связи с совершением преступления, за которое назначены исправительные работы; находился в местах лишения свободы с момента вынесения определения (постановления), приговора суда, акта о помиловании или амнистии, предусматривающих замену неотбытого срока наказания в виде лишения свободы исправительными работами, до фактического освобождения из-под стражи.

Уголовно-исполнительный кодекс, n 1-фз | ст 42 уик рф

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.


В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Исправительные работы

Инфо

Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ Исправительные работы являются традиционным для отечественного законодательства видом уголовного наказания. В первые советские годы это наказание называлось обязательными общественными работами, затем принудительными и исправительно-трудовыми работами.

Смена названия влекла за собой отдельные изменения правовой природы данного наказания, но его основные черты оставались неизменными. Главным преимуществом исправительных работ как вида уголовного наказания всегда было то, что осужденный проживал со своей семьей, работал в трудовом коллективе на прежнем месте работы, он был огражден от явно негативного влияния других осужденных, как это имело место при отбывании лишения свободы.

В настоящее время институт исправительных работ претерпел значительные изменения.
Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц.
Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. 2. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, — день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции.
3.

Порядок и условия исполнения (отбывания) обязательных и исправительных работ

ГЛАВА 7ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТСтатья 37. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ 1.

Наказание в виде исправительных работ отбывается по месту работы осужденных. 2. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее пятнадцатидневного срока со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора.

Глава 7. исполнение наказания в виде исправительных работ

Внимание

В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.


Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу.

Комментарий к ст 42 уик рф

В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. 7. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного. Статья 45. Утратила силу. Информация об изменениях: См.
текст статьи 45 Информация об изменениях: Федеральным законом от 1 февраля 2005 г. N 1-ФЗ в статью 46 настоящего Кодекса внесены изменения См. текст статьи в предыдущей редакции Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания 1.

Статья 42. исчисление срока исправительных работ

За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно — исполнительная инспекция может применить к нему взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания. 3. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в части первой настоящей статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

4. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток. 5.

Началом срока отбывания исправительных работ является

На администрацию организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ возлагаются правильное и своевременное удержание из заработка осужденных и перечисление в установленном порядке удержанных сумм в соответствующий бюджет и ежемесячное представление в уголовно-исполнительную инспекцию расчетных сведений, контроль за поведением осужденных по месту работы и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с осужденными, соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденным мерах поощрения и взыскания, об уклонении их от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе их на другую работу и об увольнении. 2. Неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Статья 41.
Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ в часть 3 статьи 39 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2011 г. См. текст части в предыдущей редакции 3.

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду к осужденным к исправительным работам уголовно-исполнительные инспекции могут применять следующие меры поощрения: 1) объявление благодарности; 2) досрочное снятие ранее наложенного взыскания. 2. Осужденные, к которым в установленных законом случаях и порядке могут быть применены замена неотбытой части наказания более мягким наказанием или условно-досрочное освобождение от наказания, твердо ставшие на путь исправления или доказавшие свое исправление, могут быть соответственно представлены уголовно-исполнительной инспекцией к замене неотбытой части наказания более мягким наказанием или к условно-досрочному освобождению от наказания.

Статья 43. Ответственность осужденных за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания 1.

Началом срока отбывания исправительных работ является день

В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал по любым причинам; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

<*> Tregubova E.A. Contradictions in calculation of term of corrective work.

Трегубова Е.А., адъюнкт Самарского юридического института ФСИН России.

Данная статья посвящена такому практическому вопросу, как порядок исчисления срока исправительных работ. Автор анализирует противоречия, возникающие при исчислении срока исправительных работ.

Ключевые слова: исправительные работы, уголовное наказание, исполнение наказания.

This article deals with such practical question as order of calculation of term of corrective work. The author analyzes contradictions, arising during the calculation of term of corrective work.

Key words: corrective work, criminal penalty, execution of penalty.

Проблема исполнения уголовных наказаний постоянно находится в центре внимания отечественной и зарубежной правовой науки, что предполагает создание не только социально-экономических и организационных условий для эффективного исполнения лишения свободы в соответствии с требованиями международных правовых стандартов, но и соответствующей правовой базы.

Уголовно-исполнительное право, пройдя сложный путь формирования в самостоятельную правовую отрасль на разных этапах развития, динамически изменялось и изменяется до сих пор, учитывая условия, потребности и интересы общества. Особенно конструктивные изменения были внесены в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство в последние годы, в связи с принятием и введением в действие УК, УПК, УИК РФ.

В последнее время введены в УК РФ и действуют наказания, которые могут быть назначены судом лицу, который признан виновным в совершении преступления. Виды всех наказаний перечислены в ст. 44 УК РФ. В данной статье они расположены от самого мягкого наказания к более суровому. Основная цель всех наказаний едина, и ее смысл заключен в восстановлении социальной справедливости, а также в исправлении осужденного и предупреждении совершения им новых преступлений в последующем.

Исправительные работы в соответствии с УИК РФ и Приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" исполняются уголовно-исполнительными инспекциями в районе места жительства осужденного. Данный вид наказания с 2012 г. назначается осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы, а не имеющий основного места работы отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Данная норма закреплена в ч. 1 ст. 50 УК РФ и не противоречит ч. 1 ст. 39 УИК РФ. Исправительные работы исполняются без изоляции осужденного от общества и с учетом ч. 2 ст. 9 УИК РФ, где основным средством исправления лица, признанного судом виновным в совершении преступления, является в том числе общественно полезный труд.

Порядок и процедура исполнения наказания в виде исправительных работ изложена в УИК РФ, то есть в материальном праве содержатся процессуальные нормы, которые могут быть применены к осужденному в период всего отбывания наказания. В самом же УПК РФ в ст. 397 - 399 перечислен только перечень вопросов, которые судом могут быть рассмотрены, и порядок рассмотрения этих вопросов. Перечисленные вопросы только указывают, что они рассматриваются судом, но сам порядок направления материалов и ходатайств в суд не определен процессуальными нормами. Полностью эти нормы не определены и в материальном праве. Так, ни в уголовном процессе, ни в уголовно-исполнительном праве не определен срок направления представлений или ходатайств в суд по вопросам, которые возникли в период исполнения наказания в виде исправительных работ. Только в вышеназванной Инструкции был определен срок направления представления в отношении осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества. В п. 104 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества теперь указано, что представление о замене исправительных работ другим видом наказания инспекция направляет в суд в течение трех суток (без учета выходных и праздничных дней) со дня установления факта совершения повторного нарушения порядка и условий отбывания исправительных работ, а в отношении осужденного, скрывшегося с места жительства, - после проведения первоначальных розыскных мероприятий.

Споры о том, что процессуальные (процедурные) нормы содержатся в уголовно-исполнительном законодательстве, ведутся в среде ученых продолжительное время <1>. Стоит согласиться, что в уголовно-исполнительном праве содержится большое количество процессуальных норм. Так, в ст. 42 УИК РФ разъяснены правила исчисления срока исправительных работ. В ч. 1 данной статьи указано, что срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.

<1> См., напр.: Маликова Н.Б. Процессуальные нормы уголовно-исполнительного права и их функции при исполнении лишения свободы: Монография. Самара, 2008. С. 15.

Не совсем понятно, что законодатель подразумевал под "отсутствием оснований для зачета неотработанных дней в срок наказания". В гл. 7 УИК РФ такие основания отсутствуют. Более того, в ч. 3 ст. 42 УИК РФ указано, что время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. В самой статье содержатся противоречия, которые в судебном порядке иногда решаются неоднозначно. В моей практике при работе в уголовно-исполнительной инспекции Ленинского района г. Самары был пример, когда мировым судьей при вынесении постановления о замене исправительных работ лишением свободы и признании осужденного злостно уклоняющимся от отбывания наказания при исчислении срока отбывания наказания в виде лишения свободы был учтен больничный лист. Судья посчитала, что период временной нетрудоспособности, в течение которой осужденный не мог быть привлечен к труду по состоянию здоровья и тем самым отбывать назначенное ему судом наказание, является основанием для зачета ему этих дней в срок наказания. Основания для такого зачета не отражены ни в процессуальном, ни в материальном праве. Можно ли считать такое постановление законным и обоснованным в соответствии со ст. 7 УИК РФ?

До изменений законодательства в 2009 г., когда был принят Федеральный закон от 3 июня 2012 г. N 106-ФЗ и внесены изменения в ст. 42 УИК РФ, были указаны обстоятельства, которые не засчитывались в срок наказания в виде исправительных работ, и тогда еще можно было судить о целесообразности в ч. 1 ст. 42 УИК РФ таких указаний на основании, установленном Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания. После отмены ч. 7 ст. 42 и внесения изменений в ч. 3 ст. 42 УИК РФ отсутствуют основания для зачета осужденному в срок наказания времени, в течение которого осужденный не был привлечен к труду.

Норма, содержащаяся в действующем законе об исчислении срока исправительных работ, которая подразумевает под собой возможность зачета неотработанных дней в срок отбывания наказания в виде исправительных работ, и такие основания указаны в Кодексе. Она должна была измениться и звучать следующим образом: "Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц".

1. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.

2. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции.

3. Время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.

4. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

5. В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

6. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов.

7. Утратил силу.

Комментарий к статье 42 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Срок исправительных работ исчисляется в календарных месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания, а фактически - в рабочих днях. Срок наказания исчисляется инспекцией на основании расчетных сведений, предоставляемых организацией, в которой работает осужденный. В каждом месяце установленного срока наказания есть определенное количество рабочих дней. Осужденный должен отработать не меньшее количество рабочих дней, чем приходится на каждый месяц срока наказания. Если осужденный не отработал указанного количества дней, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней, т.е. срок продлевается. Основанием для зачета неотработанных дней в срок наказания является предоставление отпуска и признание осужденного безработным (получение пособия по безработице). Время сверхурочных работ в срок наказания не засчитывается, поскольку из оплаты за них удержания не производятся. В срок наказания засчитывается и время содержания под стражей - один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.

2 - 3. Началом срока отбывания наказания является день выхода осужденного на работу. В срок наказания засчитывается только то время, когда осужденный работал и из его заработной платы производились удержания, т.е. в срок наказания не засчитывается и время, когда осужденный не работал и по уважительным причинам.

4 - 5. Если в период отбывания наказания у осужденного наступило психическое расстройство или он заболел иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, осужденный (его законный представитель) может обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Болезнь осужденного должна содержаться в Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью" (в ред. от 30 декабря 2005 г.). Ходатайство передается через инспекцию, которая направляет его в суд вместе с медицинским заключением и личным делом осужденного.

Поскольку исправительные работы назначаются только трудоспособным, утрата трудоспособности во время отбывания наказания является основанием для досрочного освобождения от его отбывания. Осужденный, признанный инвалидом первой группы, может направить в суд ходатайство об освобождении от отбывания наказания, а беременная женщина - ходатайство об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам. Вопрос о том, подлежат ли досрочному освобождению лица, достигшие пенсионного возраста, в законодательстве не урегулирован.

5. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный (почасовой) учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (дней).

6. В день окончания срока исправительных работ инспекция направляет по месту работы осужденного сообщение о прекращении удержаний из его заработной платы. После отработки положенного количества рабочих дней осужденный снимается с учета в инспекции и ему выдается справка об отбытии наказания. Об исполнении наказания уведомляется суд, вынесший приговор, и направляется сообщение в территориальный орган Федеральной миграционной службы и военный комиссариат по месту постоянной регистрации отбывшего наказание, если он призывного возраста.

В настоящее время исполнение наказания в виде исправительных работ не приведено в соответствие с нормативными актами, регламентирующими трудовое законодательство. Должно ли засчитываться время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ? Каков порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы?
На современном этапе развития правового государства заметна тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказаний. Одним из таких видов наказаний являются исправительные работы.
Известное в пенитенциарной практике на протяжении продолжительного периода времени наказание в виде исправительных работ зарекомендовало себя как довольно эффективная мера правового воздействия на лиц, совершивших преступления, и до 1988 г. его востребованность была стабильно высокой (около 25% виновных направлялись на исправительные работы). Однако доля осужденных к данному виду наказания от общего количества осужденных начиная с 1989 г. постепенно снижается. Так, удельный вес исправительных работ в 1986 г. составил 24,5%, в 1992 — 19,5, в 1996 — всего 8,1*(1), а к 2004 г. достиг 4,6%*(2). По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, в 2005 г. в общем количестве осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, удельный вес осужденных к исправительным работам составил 7,6%.
Исполнение наказания в виде исправительных работ регламентируется главой 7 УИК РФ (ст. 39-46), Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества*(3) и возлагается на уголовно-исполнительные инспекции*(4), являющиеся структурными подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»»*(5) (в редакции Федерального закона от 11 марта 2004 г. N 12-ФЗ) порядок исполнения исправительных работ был изменен, а ч. 1 ст. 39 УИК РФ изложена в новой редакции: «Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного».
В соответствии с ч. 1 ст. 42 УИК РФ срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу.
В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, не должно быть меньше количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанное количество дней и отсутствуют основания, установленные УИК РФ, для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Таким образом, продолжительность исполнения наказания может превысить календарный срок наказания*(6).
В срок наказания не засчитываются:
а) время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам (болезнь, любые виды отпусков и т.д.);
б) время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением либо действиями, связанными с ним;
в) время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.
Иными словами, время, в течение которого осужденный не работал, не засчитывается в срок наказания практически независимо от причин отсутствия этого лица на рабочем месте. Единственное исключение из данного правила закреплено в ч. 3 ст. 72 УК РФ, согласно которой время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.
В данном случае необходимо обратить внимание на ч. 3 ст. 42 УИК РФ, которая устанавливает, что время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Мнения ученых относительно приведенной формулировки разделились. Первые считают, что законодатель допустил техническую ошибку и текст следует читать не иначе как «время, в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается»*(7). Другие полагают, что эта норма должна звучать следующим образом: «Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ засчитывается»*(8). Третьи отмечают непоследовательность законодателя, указывая, что после внесения Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ изменений в формулировку части 3 ст. 42 УИК РФ часть 7 этой же статьи утратила смысл*(9).
До появления Федерального закона от 9 января 2006 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»*(10), скорректировавшего ч. 7 ст. 42 УИК РФ, можно было согласиться со вторым мнением, поскольку оно обосновывалось содержанием ч. 3 ст. 42 УИК РФ, но в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ: «В срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата. В этот срок засчитывается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным». Иными словами, законодатель не должен был менять смысл рассматриваемой части статьи на прямо противоположный. Однако Федеральным законом от 9 января 2006 г. N 12-ФЗ из ч. 7 ст. 42 УИК РФ были исключены слова «за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи», тем самым несоответствие между ч. 3 и 7 ст. 42 УИК РФ устранено. Однако, на наш взгляд, имеющаяся в ч. 7 ст. 42 УИК РФ формулировка «время, в течение которого осужденный не работал» охватывает и ч. 3 данной статьи.
Часть 5 ст. 44 УИК РФ определяет особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы.
Эта норма устанавливает, что пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. Статья 183 Трудового кодекса (ТК) РФ («Гарантии работнику при временной нетрудоспособности») гласит, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году»*(11) пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности с учетом непрерывного трудового стажа и других условий, установленных нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. В связи с тем что выплата указанных пособий осуществляется работодателем в соответствии с п. 100 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию*(12) по основному месту работы, пособие по временной нетрудоспособности в 2006 г. следует исчислять из фактического заработка застрахованного лица по основному месту работы с учетом заработка, полученного работником на условиях внутреннего совместительства*(13).
Исчисление же средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК РФ, согласно которой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
При этом в случае повышения размера заработной платы в расчетном периоде указанное повышение учитывается с даты повышения фактически начисленной заработной платы.
Все изложенное касается работников, которые не отбывают рассматриваемый вид наказания. Если же говорить об осужденных к исправительным работам, то, как было отмечено, пособия по временной нетрудоспособности этих лиц исчисляются из их заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. Таким образом, у осужденных размер пособия будет ниже пропорционально производимым удержаниям, чем у работников, не отбывающих данный вид наказания.
Часть 6 ст. 40 УИК РФ закрепляет возможность предоставления осужденному в период отбывания исправительных работ администрацией организации по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 18 рабочих дней. Другие виды отпусков осужденным предоставляются на общих основаниях.
Необходимо сказать о том, что разработка и принятие УИК РФ происходили в период действия прежнего законодательства о труде, а именно КЗоТ РСФСР 1971 г. С 1 февраля 2002 г. вступил в силу ТК РФ, в ст. 115 которого введено понятие ежегодного основного оплачиваемого отпуска и закреплена его минимальная продолжительность — 28 календарных дней (в отличие от 24 рабочих дней, предусматривавшихся КЗоТ РСФСР). Он предоставляется всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от того, является ли работа основной или по совместительству, занят ли работник полное или неполное рабочее время. Таким образом, в настоящее время в национальном законодательстве имеется несогласованность: УИК РФ определяет отпуск в рабочих днях, а ТК РФ — в календарных.
Этот момент представляется важным, поскольку при исчислении отпуска в календарных днях в расчет берутся также выходные дни, а при определении продолжительности отпуска в рабочих днях исчисление производится в расчете на шестидневную рабочую неделю без учета выходных дней. То есть 18 рабочих дней, установленных ч. 6 ст. 40 УИК РФ, будут соответствовать трем рабочим неделям. При пересчете трех недель на календарные дни с учетом действующего трудового законодательства продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска осужденных к исправительным работам составит 21 календарный день.
Для устранения отмеченного несоответствия законодателю следовало бы внести изменения в ч. 6 ст. 40 УИК РФ, установив продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска равной 21 календарному дню. Также следует отметить, что прежнее законодательство о труде, а вместе с ним и ИТК РСФСР не определяли ежегодный оплачиваемый отпуск как «основной». Действующее же трудовое законодательство оперирует термином «ежегодный основной оплачиваемый отпуск», в связи с чем целесообразно было бы в ч. 6 ст. 40 УИК РФ заменить им термин «ежегодный оплачиваемый отпуск».
В данном аспекте следует также сказать о несовершеннолетних лицах, осужденных к исправительным работам, к которым применяются те же положения, ограничивающие их право на отдых, что и к взрослым осужденным*(14). Однако, обратившись к действующему трудовому законодательству, можно отметить особое отношение к работающим лицам, не достигшим совершеннолетия. Законодатель в ст. 267 ТК РФ определяет, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Значит, ежегодный основной оплачиваемый отпуск несовершеннолетних, установленный ТК РФ, на три дня превышает аналогичный отпуск взрослых лиц. Сложившееся соотношение, вероятно, можно было бы перенести и в область уголовно-исполнительных правоотношений для регулирования продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого несовершеннолетним осужденным, и установить его равным 24 календарным дням, т.е. на три дня более длительным, чем у совершеннолетних лиц.
Негативным последствием наказания в виде исправительных работ являются удержания в доход государства части заработной платы осужденного, производимые с первого дня выхода его на работу. Приступая к рассмотрению данного вопроса, сравним понятия «заработок осужденного» и «заработная плата осужденного». Понятие «заработок» шире, чем понятие «заработная плата». Наряду с основной заработной платой по должностным окладам, тарифным ставкам, сдельным расценкам и т.п. в заработок включаются также все виды доплати надбавок к заработной плате (в том числе единовременные вознаграждения за выслугу лет), денежные и натуральные премии, оплата за сверхурочную работу, а также за работу в праздничные и выходные дни, вознаграждение за общие годовые итоги работы предприятия, оплата труда по совместительству и др.15 В связи с изложенным, думается, законодателю следовало бы заменить в ч. 3 ст. 50 УК РФ слово «заработок» на словосочетание «заработная плата».
Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую его половину независимо от наличия претензий по исполнительным документам; при увольнении денежные средства удерживаются за проработанную часть месяца. Удержания осуществляются из заработной платы осужденного, включая все виды дополнительных выплат, в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не имеют характера единовременного вознаграждения. Как гласит п. 90 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, из суммы заработной платы не исключаются налоги и другие платежи*(16).
Если по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 138 ТК РФ, размер удержаний по нескольким исполнительным документам не может превышать 50% заработной платы, то для лиц, отбывающих исправительные работы, ч. 3 указанной статьи делает исключение и устанавливает максимальный размер удержаний из заработной платы равным 70%.
В отличие от ИТК РСФСР 1971 г., в соответствии с которым удержания производились по каждому месту работы осужденного к исправительным работам (ст. 95), действующее уголовно-исполнительное законодательство является более гуманным, устанавливая, как было отмечено, взимание удержаний только из заработной платы по основному месту работы осужденного. Такой подход позволяет осужденным иметь дополнительный заработок и в большей степени обеспечивать себя и свою семью материальными средствами. Однако в случае ухудшения материального положения отбывающего исправительные работы размеры удержаний в доход государства из его заработной платы могут быть уменьшены. Снижение удержаний производится судом с учетом всех доходов осужденного по ходатайству самого осужденного, уголовно-исполнительной инспекции или администрации организации, в которой осужденный работает. Причинами снижения размера удержаний могут быть, например, рождение ребенка, болезнь члена семьи осужденного или его самого и др.
Одной из важных функций уголовно-исполнительной инспекции является проведение с осужденными к исправительным работам воспитательной работы при содействии администрации организаций, в которых они работают. Все воспитательные мероприятия осуществляются с учетом личности осужденного, совершенного им преступления, отношения его к труду, а также других значимых обстоятельств.
В настоящее время правовой основой общественного воздействия на осужденных, отбывающих различные наказания, является ст. 23 УИК РФ: законодатель предоставил возможность оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, только общественным объединениям. Думается, круг субъектов, осуществляющих общественное воздействие, должен быть законодательно расширен. К этой категории следует отнести также иные некоммерческие организации; органы местного самоуправления; административные органы организаций, в которых осужденные отбывают некоторые виды наказаний; депутатов и комиссии, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; священнослужителей; представителей средств массовой информации; попечительские советы и родительские комитеты, создаваемые в воспитательных колониях; комиссии по делам несовершеннолетних*(17).
О необходимости участия общественности в исправлении осужденных говорится и в Стандартных минимальных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). В этом документе (п. 17.1) отмечается, что «следует поощрять участие общественности, поскольку в нем заложены большие возможности и поскольку оно является одним из важнейших факторов укрепления связей между правонарушителями, в отношении которых приняты меры, не связанные с тюремным заключением, и их семьями и обществом»*(18). Кроме того, согласно п. 18.1 Стандартных минимальных правил «следует поощрять государственные учреждения, частный сектор и общественность к оказанию поддержки добровольным организациям, содействующим применению не связанных с тюремным заключением мер»*(19).
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ уголовно-исполнительная инспекция может направить в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания, предусмотренным ч. 4 ст. 50 УК РФ, а именно ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ. Данная норма содержится в ч. 5 ст. 46 УИК РФ, однако она не учитывает изменений, внесенных в УК РФ в 2003 г.*(20): ст. 50 УК РФ была изложена в новой редакции, и ответственность за злостное уклонение осужденного от отбывания исправительных работ в настоящее время предусмотрена ч. 4, а не ч. 3, на которую делается ссылка в ч. 5 ст. 46 УИК РФ. Таков далеко не полный перечень проблем правового регулирования исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ.

Э.В. Лядов,
кандидат юрид. наук, доцент,
докторант Академии права и управления ФСИН России

————————————————————————-
*(1) См.: Судебная статистика: Преступность и судимость (современный анализ данных уголовной судебной статистики России 1923-1997 годов) / Под ред. И.Н. Андрюшечкиной. М., 1998. С. 27.
*(2) См.: Рахмаев Э.С. Исправительные работы как вид уголовного наказания: Дис…. канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 80.
*(3) Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (в редакции приказов Минюста России от 17 августа 2005 г. N 134, от 13 января 2006 г. N 1) // Российская газета. 2005.11 мая.
*(4) Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» (в редакции постановления Правительства РФ от 20 февраля 1999 г. N 199) // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947.
*(5) См.: Парламентская газета. 2003. 11 декабря.
*(6) См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М., 2005. С. 127.
*(7) См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. 5-е изд. М., 2005. С. 176.
*(8) См.: Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. М., 2005. С. 210.
*(9) См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т. 2: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. М., Рязань, 2006. С. 446.
*(10) СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 276.
*(11) Российская газета. 2005. 27 декабря.
*(12) Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. Утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6 (с изменениями, внесенными письмом ФСС РФ от 18 февраля 1999 г. N 02-10/05-807 и определением Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N 16-0) // Библиотека «Российской газеты». 1995. N 4.
*(13) См.: Письмо ФСС РФ от 23 января 2006 г. N 02-18/07-541 «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году». П. 2 // Финансовая газета. 2006. N 7.
*(14) См.: Шибанкова О.П. Социально-правовые проблемы исполнения наказания в виде исправительных работ: Дис…. канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 108.
*(15) См.: Кукушкина Н.П. Условия отбывания наказания в виде исправительных работ без лишения свободы. М., 1973. С. 9.
*(16) Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества».
*(17) См.: Орлов В.Н. К вопросу об исправительном воздействии на осужденных и о средствах их исправления // Сборник научных трудов юридического факультета. Вып. 4. Ставрополь, 2004.
*(18) См.: Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов. М., 1997. С. 103.
*(19) См.: Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций: Сборник нормативно-правовых актов / Под ред. О.В. Филимонова. М., 2002. С. 112.
*(20) Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11 марта 2004 г. N 12-ФЗ, от 5 января 2006 г. N 11-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.



Просмотров