Конвенция о коррупции статья 20. Криминализация "незаконного обогащения"

В январе этого года группа московских студентов и аспирантов обратилась к депутатам Госдумы России с аналогичным требованием и объявила в Интернете сбор подписей за ратификацию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. В настоящий момент более 122 тысяч граждан России высказались против "незаконного обогащения" чиновников.

Группа депутатов-коммунистов во главе с Г.А. Зюгановым разработала и внесла в Госдуму законопроект №216235-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции", который должен быть рассмотрен на пленарном заседании Госдумы уже в июне этого года.

В настоящий момент политическую волю к реальной борьбе с коррупцией проявили депутаты высших законодательных органов шести субъектов РФ. Напоминаем, что статья 20 Конвенции гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Недавно депутаты Х.Г. Миргалимов, В.И. Кострин, В. А. Прокофьев, Л.И. Иванов, А.Л. Бикмуллин, Р.Ф. Нурутдинов, представляющие в парламенте Татарстан, передали спикеру СФ С.Е. Нарышкину «Обращение Государственного Совета Республики Татарстан к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о ратификации статьи 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.

Корру́пция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

Коррупция – одна из острейших проблем современной России. Главным стимулом коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию страны, способным поставить под угрозу любые преобразования. В большинстве европейских стран коррупция уголовно наказуема.

Коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека и гражданина, подрывает основные устои государства, препятствует реализации принципов равенства и социальной справедливости, а также здоровой конкуренции, затрудняет экономическое развитие страны, угрожает стабильности демократических институтов и морально разлагает общество.

В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве.

В 2000 году Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: «Нужна последовательная, жесткая, настойчивая и принципиальная борьба с коррупцией».

В Российской Федерации ведется борьба с коррупцией, но об искоренении этого явления пока говорить не приходится – правоохранительные органы и общественные организации из года в год констатируют рост коррупционных нарушений.

Последние расследования хищений и фактов проявления коррупции в Минрегионе России, Минобороны России, хищения средств, выделенных на проведение саммита АТЭС, наглядно демонстрируют неэффективность принятых на сегодняшний день мер. Преступления становятся все более изощренными и масштабными. На фоне разоблачения все новых и новых коррупционных дел, в результате которых из бюджета страны уводятся десятки миллиардов рублей, в сознании граждан все более укореняются мысли о неспособности государства обеспечить надлежащую защиту граждан от коррупционной составляющей.

При таких обстоятельствах становится очевидным необходимость принятия новых, решительных, более эффективных и более адекватных данному виду преступления мер по предупреждению и пресечению данного негативного явления.

Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» Российская Федерация ратифицировала большинство положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года (далее - Конвенция). Однако непризнание юрисдикции в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 20 «Незаконное обогащение» Конвенции, существенно снижает авторитет России в мире.

Статья 20 Конвенции гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Отказ от ратификации статьи 20, вызванный необоснованным опасением, что введение понятия «незаконное обогащение» в российское законодательство нарушит закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности, а также отказ от введения в российское законодательство этого деяния в качестве уголовно наказуемого не позволит с соблюдением законности достичь ощутимых результатов в борьбе с коррупцией.

Только конфискация у публичного должностного лица имущества и (или) штраф в размере стоимости оказанных публичному должностному лицу услуг имущественного характера, иных имущественных прав, полученных в результате незаконного обогащения, а также иные уголовные наказания в целях справедливости, неотвратимости, соразмерности, неизбежности наказания, а не только снятие публичного должностного лица с занимаемого поста или увольнение позволят уберечь нашу страну от краха, существенно снизить правовой нигилизм граждан, вернуть государству их доверие.

Существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда жесткие действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам (Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция). Это однозначно свидетельствует в пользу того, что эффективные методы борьбы с коррупцией существуют.

Конвенция ООН против коррупции приводит в действие целый ряд механизмов, которые имеют высокую степень независимости от исполнительной власти. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть легко и эффективно признан виновным, резко снижает потенциальную привлекательность коррупции.

В Российской Федерации уже введена обязанность некоторых категорий граждан отчитываться не только о своих доходах, но и расходах. На фоне последних изменений ратификация статьи 20 Конвенции как никогда уместна и жизненно необходима.

На основании вышеизложенного предлагаем рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

Поможет ли ратификация статьи 20 Конвенции ООН в борьбе против коррупции?

Григорий Трофимчук , политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития: Не надо недооценивать российскую власть – что такое коррупция, она понимает лучше нас. Но пора понять и другое: исторический период, когда в России был наименее возможный уровень коррупции, давно прошёл. Это был Советский Союз, где не было никакой масштабной (отраслевой) коррупции, а существовало бытовое взяточничество.

Сегодня коррупция будет только расти, никакие меры по её пресечению работать не будут. Пора понять и то, что лично президент к этим явлениям непричастен, как, по наивности, представляется многим обывателям – просто он, по своим психофизическим характеристикам, не может начать практику целевых расстрелов. Представьте себя на его месте: вы ежедневно выделяете на дело десятки миллионов и миллиардов «сырьевых» рублей, которых и так не хватает, и эти деньги сразу же раскладывают по личным карманам у вас на глазах. Такое издевательство над собственным авторитетом не выдержал бы никто. Разница лишь в том, что один начальник просто нервничает и злится, а другой – расстреливает за это на месте, так как не может снести такого подрыва собственного авторитета.

Разговоры о том, что расстрелы не помогают в борьбе с коррупцией – мягко говоря, заблуждение. Сам факт того, что при каждом расстреле, по крайней мере, одним высокопоставленным коррупционером, находившимся на самом верху разветвлённого, мощного коррупционного дуба, становится меньше – говорит в пользу физического уничтожения. Плюс, не следует списывать со счетов и фактор ментального русского страха, который, само собой, действует не на всех – но на очень и очень многих.

Просто представьте себе, что расстреляны хотя бы три министра, «три толстяка», которые у вас сейчас на слуху: атмосфера в обществе изменится кардинально, на годы вперёд. Так что не следует дискредитировать вечную очищающую силу справедливого расстрела.

Однако и в новой России уровень коррупции может быть снижен. Для этого должна смениться действующая политическая элита – полностью, заподлицо. Родственные кланы, кумовство, бесконечная ротация высшего начальства с одного места на другое – питательный чернозём для цементирования коррупции в российском государстве.

Призывы видных политиков РФ по поводу коррупции – пустое место. Раз даже сами эти люди встроены во власть, значит, и они по определению являются частью этой системы. Поэтому такие «патриотические обращения» ещё больше запутывают ситуацию. России не нужны никакие лишние примеры – с Сингапуром, с мифическим «шведским социализмом». России нужны те начальники, которые «уроют» коррупционеров в реальном времени.

Сегодня Россия сделала ещё один шаг в сторону от борьбы с коррупцией – она, по просьбе некоторых членов ОНФ – теперь будет брать «налоги на роскошь» с тех, кого надо за это имущество расстреливать, а не вводить его в законодательное поле, усиливая коррупционные объёмы в разы.

Александр Собянин , политолог, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества:

У людей нечестных по отношению к Закону, к Русскому государству и к общественной морали не выдерживают нервы. Чистка еще не началась, а они уже вопят вовсю. Сначала Шувалов закричал, что пошли перегибы в борьбе с коррупцией, теперь вот татарские политики сказали свое слово. Неслучайно там нет имен "тяжеловесов" татарстанской политики, ибо татары народ осторожный, и не зная, что там затевается в Центре, лезть под потенциальный огонь тяжеловесам не хочется, пустили вот среднюю кавалерию.

Мне в связи с этими криками, что уже всё, все до единой копейки и цента неправедно нажитого легализованы и чисты, напоминают сцену из замечательного советского фильма "Кавказская пленница", где Вицин вскрикивает, вскрикивает, и наконец, с надеждой спрашивает "Всё?!", когда санитар лишь шприц с иглой достал и ваткой протер.

Ау, господа "праведно нажившиеся в великий и славный период Чубайсовской приватизации", Чистка еще не началась, идет дезинфекция шприца и подбор сильнодействующих лекарств. Только в кино вкалывали умиротворяющее снотворное, а здесь будут колоть сильнодействующие антибиотики для искоренения из организма народного всей этой заразы казнокрадства и воровства.

Справедливость и мораль в общество должно быть возвращено, и оно будет возвращено. И народ это поймет, поддержит и защитит Владимира Путина и путинцев, когда Чубайс и ньютроцкисты выведут по своим технологиям людей на улицы городов-миллионников. Дело в том, что вопят трусливые, люди не бойцы, а среди ньютроцкистов, казнокрадов, воров вполне достаточно людей умных, решительных, не боящихся ни силовиков Путина, ни самого Путина, ни гнева и кары русского народа. Они дадут свой последний решительный бой, и мы должны сделать всё, чтобы это было их последнее самостоятельное действие в жизни. И последнее соображение.

Позвольте мне еще раз себя процитировать (ИА REX. 16.04.2013): "Но раз "в эпоху Путина" начали называть казнокрадов казнокрадами, а воров - ворами, значит, неизбежны и другие буквы алфавита. В частности, вместо мягкого и необязывающего термина "борьба с коррупцией" уже пора вести речь о посадках воров в тюрьмы и о реальных сроках и других мерах наказания казнокрадам. Бизнес разлагается ровно настолько, насколько ради прибыли он может разлагаться без юридических последствий для себя, то есть это зависит от государевых людей и государевой идеологической линии, от неизбежности воздаяния за взятки и откаты обеим сторонам процесса. Народ же сам по себе стремится к чистоте, к морали, но естественным образом смотрит на власть как на пример для себя - при аморальности управленческих элит ждать нравственности от народа трудно. То есть опять нужна прямая политическая воля: покончить с казнокрадством как распространенным явлением, а не вести вялотекущую и никого не волнующую кроме совсем уж больших воров "борьбу с коррупцией"", - подчеркивает эксперт.

"И последнее соображение касается криков либеральных радикалов и безответственной части интеллигенции. О том, что предстоят массовые посадки коррупционеров. Могу сказать уверенно - коррупционеров вообще невозможно сажать массово, так как вся эта терминология позволяет мутные толкования и разночтения. А вот покончить с казнокрадством в среде госслужащих, остановить начавшийся в 1985 году 28-летний процесс "загнивания сверху" - вполне можно. И здесь будут массовые аресты и суды над казнокрадами и ворами-чиновниками.

Ефим Андурский , правозащитник:

В Китае коррупционеров ставят к стенке, не разбирая чинов. Но даже это не помогает… Что же касается России, то она расцветом коррупции обязана перестройке, коснувшейся не только экономики, но и культуры. Обогащение любой ценой стало нормой жизни если не для всех, то для очень многих. Жаль, что политическое руководство страны этого не понимает. Или все-таки понимает?

У российской оппозиции появился новый фетиш в неугасающей борьбе с коррупцией. Им стала инициатива об имплементации в Уголовный Кодекс РФ статьи 20 Конвенции ООН "О борьбе с коррупцией".

Статья 20 Конвенции ООН сформулирована следующим образом: "При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".

Следуя данной формулировке, предлагается ввести в Уголовный Кодекс РФ статью "Незаконное обогащение". Суть ее такова: если у чиновника или должностного лица госкомпании обнаруживается имущество, стоимость которого значительно превышает его задекларированные доходы, это является уголовным преступлением.

На первый взгляд, инициатива интересная, чем и объясняется ее поддержка не только Навальным и маргинальной частью оппозиции, но и Коммунистической партией.

Однако предлагаемый законопроект содержит в себе массу подводных камней, с которыми нам предстоит разобраться.

Ратифицировала ли Россия статью 20 Конвенции ООН

Инициатор Навальный и большинство сторонников законопроекта утверждают, что Россия уклонилась от ратификации статьи 20 Конвенции ООН "О борьбе с коррупцией". Однако это не соответствует действительности, конвенция ратифицирована Россией (в отличие от большинства западных стран) без каких-либо изъятий.

На самом деле, при подписании конвенции Россия сделала толковательное заявление, а именно — указала статьи УК РФ, которые предусматривают наказание за указанные в Конвенции преступления. Незаконное обогащение в этот список не попало по причине отсутствия в УК РФ указанной статьи.

Таким образом, уместно говорить лишь о том, что статья 20 Конвенции в России не применяется. Попробуем разобраться, почему.

Презумпция невиновности и Конституция

Парламентарии вступились за борцов с коррупцией, пишут "Известия" Многих граждан России, сообщающих о коррупционных правонарушениях со стороны собственного руководства в СМИ или в другие структуры, начальники просто выживают со службы. Заявителей о фактах коррупции нужно защищать, заявил депутат Госдумы Илья Костунов.

Главный вопрос состоит в том, как быть с презумпцией невиновности. Согласно ст. 49 Конституции РФ, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Однако предлагаемый законопроект возлагает обязанность по доказыванию законности приобретения имущества на обвиняемого.

Каким же образом оппозиция планирует принять закон, прямо противоречащий Конституции? Ведь такой закон будет ничтожен, поскольку именно Конституция обладает преобладающим действием над всеми остальными нормативными актами.

Оппозиция утверждает, что якобы статья 20 Конвенции ООН против коррупции "носит абстрактный характер", и "формулировка такой нормы может быть адаптирована к основополагающим принципам законодательства РФ, одним из которых является принцип презумпции невиновности". Каким конкретно образом формулировка может быть "адаптирована" — неизвестно.

Более того, складывается впечатление, что инициаторы законопроекта вообще не читали статью 20 Конвенции ООН. Там указано, что возможность введения незаконного обогащения может рассматриваться только "при условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов правовой системы".

Таким образом, инициаторы законопроекта предлагают нарушить не только Конституцию, но и саму статью 20 Конвенции ООН.

Гладко было на бумаге

Но предположим, что завтра к власти придут сторонники принципа "взять и поделить", воцарится революционная законность, которой презумпция невиновности и Конституция — не помеха. Но даже в такой ситуации предложенный законопроект просто не будет работать, ибо коррупционеры легко найдут обходные пути. Приведу лишь несколько ситуаций, которые лежат на поверхности.

Допустим, что у какого-то чиновника действительно нашли имущество "не по средствам" и задают вопросы об источниках доходов. Что делает чиновник? Он просто идет к своему доверенному лицу (например, знакомому бизнесмену) и "занимает" у него требуемую сумму задним числом. Потом сообщает об этом следователю, показывает ему документы, подтверждающие факт получения суммы (вот он, источник для приобретения имущества) — и вежливо улыбаясь, просит прекратить расследование. Поскольку никаких незаконных доходов не было, а сумму для приобретения имущества он просто занял у своего хорошего знакомого.

Более простой способ. Все имущество и деньги будет оформлено на родственников, а если что-то позарез требуется чиновнику в личном пользовании, он может получить это имущество "обратно" по договору дарения. Закона, который бы запрещал принимать от близких родственников такие подарки, не существует, подарки чиновникам запрещено принимать только в связи с осуществлением ими должностных обязанностей.

Учитывая, что у многих чиновников дети "по странному совпадению" — бизнесмены, то для госслужащих подтвердить источник доходов совсем не проблема.

Есть, наконец, третий способ, который давно используется при отмывании денег. Оформляется "выигрыш" в казино либо ином подобном заведении, а деньги вполне легально декларируются. С этого момента они считаются законной собственностью чиновника, и могут быть использованы в любых целях.

Как обстоят дела с 20 статьей Конвенции на Западе

Именно в силу вышеуказанных причин большинство стран Запада (Нидерланды, Бельгия, Италия, Португалия, Швейцария, Финляндия, Норвегия, США, Испания, Швеция, Дания и отчасти Франция) не обзавелись статьей "незаконное обогащение". Германия, Новая Зеландия, Чехия и Япония — те вообще не ратифицировали конвенцию ООН о борьбе с коррупцией.

Тем не менее, отсутствие такой статьи не мешает этим странам эффективно бороться с коррупцией. Западные борцы с коррупцией прекрасно понимают, что обилие законов еще не гарантирует порядка. Надо научиться исполнять имеющиеся законы, а не "хотеть странного".

В России есть достаточный набор правовых инструментов для борьбы с коррупцией, включая обязательное декларирование имущества и тщательные проверки достоверности этих сведений. Этими вопросами занимается, в частности, Управление Президента по противодействию коррупции.

Истинная цель инициативы — банальный политический пиар

Осталось понять, зачем тогда оппозиция во главе с Навальным затеяла эту инициативу? Ответ лежит на поверхности.

Как пишет депутат от КПРФ Иван Мельников, КПРФ уже вносила такой же законопроект на рассмотрение Госдумы. Его было предложено доработать в связи с конкретными претензиями. По утверждению Мельникова, об этом Навальный прекрасно знал: "Почему нужно игнорировать факт наличия этого законопроекта и затевать такую же точно инициативу? Ответ я нахожу только один: извините, но, видимо, статья 20 волнует Фонд борьбы с коррупцией всё-таки меньше, чем собственный пиар. "

В очередной раз убеждаюсь, что этих людей и продвигаемые ими инициативы просто нельзя воспринимать серьезно. Любая проблема для них — лишь средство для повышения собственной узнаваемости и дискредитации власти.

Всем сторонникам доморощенных "борцов с коррупцией" можно лишь пожелать: учитесь думать своей головой, не позволяйте это делать за вас "мыслителям года" с сомнительной репутацией.

Вчера инициатива Навального о введении уголовной статьи «незаконное обогащение» набрала 100 000 голосов.
О своем отношении к данной инициативе, ее теоретических и практических недостатках подробно высказывался .

Вопрос о том, ратифицировала ли Россия ст. 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией - это вопрос исключительно юридической грамотности, которой не хватает авторам инициативы про «незаконное обогащение».

Напомню, что глава Администрации Президента Сергей Иванов заявил , что Россия ратифицировала Конвенцию о борьбе с коррупцией, включая и статью 20.

В ответ Навальный разразился пространным опровергающим постом .

Так кто же в итоге прав?

Конвенция (включая статью 20) действительно ратифицирована Россией без каких-либо изъятий. В этом вы можете убедиться сами: http://base.garant.ru/12145648/

Из текста документа видно, что Россия при ее подписании сделала толковательное заявление, перечислив составы преступлений, которые уже имеются в ее Уголовном кодексе. Поскольку такой статьи, как незаконное обогащение, в УК РФ не было, поэтому и было сделано соответствующее заявление о незаконном обогащении.

Этой же позиции придерживается и Председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Косачев:

«РГ: Что означает такое понятие, как «толковательное заявление» в отношении Конвенции ООН, которое сопровождало ее ратификацию в 2006 году?
- С юридической точки зрения инициатива коммунистов о «до-ратификации» Конвенции ООН выглядит безграмотно. Они не понимают разницы между «оговоркой», на которую имеет право каждое государство при подписании многостороннего договора, и «толковательным заявлением», которое никоим образом не отражается на обязательствах и правах государства, подписавшего международный договор и сделавшего при этом заявление. Так вот, в нашем случае речь идет именно о толковательных заявлениях, которые сопровождали ратификацию в 2006 году. Мы ратифицировали Конвенцию целиком, без каких-либо изъятий, и дополнительных «до-ратификаций» поэтому не требуется.»
http://www.rg.ru/2011/07/23/kosachev-site.html

Далее, «мыслитель года» утверждает, что якобы «Минюст готовил предложения по ратификации 20й статьи». Это, мягко говоря, не соответствует действительности, в чем вы можете убедится, пройдя по ссылке из поста «мыслителя» .

Речь идет о том, что инициаторами законопроекта была группа депутатов, а Минюст лишь писал заключение по законопроекту (такова его обязанность в рамках законодательного процесса).

Увы, к сожалению, Председатель Конституционного суда РФ не является экспертом в области международного права, и вслед за Навальным не способен отличить ратификацию от толковательных заявлений.

Это всего лишь частное мнение Председателя КС РФ. Интересно, оно выражено хоть в одном решении КС РФ? Ведь только они имеют силу закона.

Увы, нет. Зато есть решения КС РФ, в которых выражена прямо противоположная позиция - например, постановления Конституционного суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 7-П и от 24 июня 2009 года № 11-П.

Наконец, напомню, что Конституционный суд - это не законодательный орган, и мнение его Председателя относительно принятия новых законов с юридической точки зрения ничего не значит. Конституционный суд имеет право только трактовать существующие законы, а не принимать новые.

Впрочем, за юридической «безграмотностью» может скрываться иная, «грамотная» и реальная цель данной инициативы.

Как депутат от КПРФ Иван Мельников, его партия уже вносила такой же законопроект на рассмотрение Госдумы. По утверждению Мельникова, об этом Навальный прекрасно знал: «Почему нужно игнорировать факт наличия этого законопроекта и затевать такую же точно инициативу? Ответ я нахожу только один: извините, но, видимо, статья 20 волнует Фонд борьбы с коррупцией всё-таки меньше, чем собственный пиар. "

, комментариев нет

Вот уже несколько лет российское юридическое сообщество работает в режиме бесплатной медико-психологической консультации для "озабоченных процессом борьбы с коррупцией". И несмотря на серьезные усилия государства и общества в этом направлении, главным упреком в адрес законодателя является пресловутая ст. 20 Конвенции против коррупции ООН и ее имплементация в российское законодательство. Снова в публичном пространстве звучит тема ратификации ст. 20 Конвенции против коррупции ООН в связи с петицией по инициативе Навального, собравшей 100 000 подписей. От имени юридического сообщества вынужден принести извинения тем гражданам, кто подписал данную петицию, искренне полагая, что с "ратификацией" 20-й статьи Конвенции коррупция в России будет искоренена.

Так получилось, что уже 2 года подряд я отмечаю День борьбы с коррупцией в эфире Общественного российского телевидения, и с чистой совестью могу порекомендовать и передачу 2014 года, и прогнозы, сделанные относительно борьбы с коррупцией в 2013 году.

Мифы 20-й статьи:

1. Россия не борется с коррупцией по сравнению с развитыми странами.

Обвинения в особой коррумпированности российской элиты, якобы не имплементирующей 20-ю статью Конвенции в своих интересах, выглядят, по меньшей мере, надуманно в свете международного опыта рафитикации и Конвенции в целом, и применения 20-й статьи в рамках национального законодательства. Германия, Ирландия, Новая Зеландия и Япония, которые славятся жестким отношением к коррупции, вообще не ратифицировали Конвенцию ООН. Страны "первой 10-ки" по рейтингу Transparency International не применяют ст. 20 Конвенции ООН. Часть из них (например, Новая Зеландия, разделяющая первое место с Данией в этом рейтинге), не ратифицировали Конвенцию в принципе, другие страны (Канада и Швейцария) сделали оговорку при ратификации о неприменении ст. 20, остальные просто не применяют эту статью, используя оговорки в самой этой статье, иначе говоря, не криминализируют в уголовном законодательстве "незаконное обогащение" (как призер рейтинга Transparency International - Дания и разделяющие вторую строчку рейтинга Финляндия и Швеция). США, ратифицировавшие в 2006 году Конвенцию, до сих пор не имплементировали ст. 20 и не собираются выполнять ее положения, исходя из того, что бремя доказывания законности обогащения возлагается на подозреваемого, что напрямую противоречит принципу презумпции невиновности.

Собственно, постановке вопроса о незаконном обогащении мировое сообщество в принципе обязано странам Латинской Америки, совершенно точно не входящим в число субъектов, формирующих практику борьбы с коррупцией.

2. Конвенция ООН обязательна к исполнению и является документом прямого действия.

Как и все рамочные Конвенции в рамках международного права, Конвенция против коррупции является рамочным документом, который не подвергает сомнению приоритет национального законодательства, системы права при ратификации рамочного документа. Исходя из по преимуществу декларативных целей конвенций, призывающих бороться "за все хорошее, против всего плохого", любой рамочный документ дает возможность его ратификации государствами с многочисленными оговорками и ссылками на национальное законодательство. Конвенция против коррупции - не исключение, достаточно привести в пример ст. 5, прямо указывающую на самостоятельный выбор каждым государством-участником тех правовых механизмов, которые соответствуют национальному законодательству: «Каждое Государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции». При этом ст. 4 этой Конвенции подчеркивает суверенное право каждого государства на принятие самостоятельных мер на своей территории, а оговорка о том, что государства принимают решения, основываясь на принципах внутреннего законодательства, в тексте Конвенции встречается 30 раз.

Также анализ текста Конвенции ООН позволяет выявить множество статей, в которых требования к государствам-участникам сформулированы посредством абстрактных формулировок: «проводить эффективную политику», «стремиться» внедрять те или иные инструменты и применять указанные положения.

Сама ст. 20 Конвенции ООН также содержит ряд оговорок, которые оставляют за государством право самостоятельно определять целесообразность применения ее положений - «при условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться…».

3. Только имплементация 20-й статьи Конвенции приведет к победе в борьбе с коррупцией, в противном случае все усилия государства не достигнут цели.

Упрощая развенчание этого мифа для читателя отсутствием ссылок на действующее российское законодательство, скажу лишь, что следование принципу презумпции невиновности, традициям континентального права Конституции РФ не делает менее значимыми законы антикоррупционной направленности, принятые за последние годы. В частности, внедрен контроль над доходами и расходами российских госслужащих, в том числе вменено в обязанность декларирование крупных сделок и сделок, в совокупности превышающих доход чиновника за 3 года. Большое внимание уделяется вопросам конфликта интересов. Своеобразным подведением промежуточных итогов мне видится предельно жесткое выступление руководителя Администрации Президента РФ Сергея Иванова на недавней учебе губернаторов, где в числе прочего прозвучала и мысль, определяющая тренд борьбы с коррупцией в России на среднесрочную перспективу: "К сожалению, сегодня наибольшее внимание уделяется уже выявленным фактам коррупции. Демонстрируются по телевидению задержания, обсуждаются увольнения нечистых на руку чиновников. Однако такая информация порой только подогревает негативные настроения. Дескать, одного поймали, а остальные продолжают воровать. А то и просто только говорят, что наказывают мелкую сошку. Конечно, положение здесь нужно менять. В общественном сознании должно укрепиться понимание того, что любой коррупционер, вне зависимости от должности — это вор. Для его выявления, какую бы должность он ни занимал, полноценно и системно работают все созданные государственные механизмы противодействия коррупции".

В этой связи не могу также не сказать несколько слов о принятом в прошлом году ФЗ-212 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". При всем несовершенстве данного закона, он дает возможность общественности проводить мероприятия антикоррупционной направленности, обеспечивая прямое участие населения в процессе борьбы с коррупцией на всех уровнях. В Общественной палате России мной и моими коллегами в прошлом году была подготовлена Памятка «осуществление общественного контроля в рамках противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления» для использования в деятельности членов Общественных палат всех уровней. В том числе Памятка включает в себя извлечения из положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных преступлений (в зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных). Считая этот документ хорошей иллюстрацией к вопросу о состоянии борьбы с коррупцией в России на сегодняшний день, рекомендую к ознакомлению.

В качестве заключения хотелось бы сказать, что попытки криминализации незаконного обогащения предпринимались в Европе еще и до принятия Конвенции ООН, однако они не удались. Нет простого и единого способа борьбы с коррупцией, однако в России сегодня тренд борьбы с коррупцией - восходящий, и этот тренд можно считать патриотическим ответом гражданского общества ценностям "общества потребителей".

В предвыборной гонке вновь всплыла тема, будто бы Россия до сих пор не ратифицировала 20-ю статью Конвенции ООН против коррупции. Похоже, этот вопрос поднимается из-за недостаточной информированности в сути дела. Давайте разберемся. На самом деле, Россия ратифицировала эту конвенцию Федеральным законом № 40-ФЗ от 8 марта 2006 года, причем целиком, без исключения каких бы то ни было статей. Но с оговорками, о которых ниже.

Сначала о самой конвенции. В ней, помимо 20-й, ещё 70 статей. ООН приняла эту конвенцию 31 октября 2003 г., Россия её подписала 9 декабря того же года, а ратифицировала в 2006-м. В статье 5-й конвенции сказано, что «каждое государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции». То есть та или иная страна борется с коррупцией на основе собственного законодательства.

Теперь о пресловутой 20-й статье. Домыслов о ней великое множество, а вот сам текст этой статьи мало кто читал. Поэтому стоит процитировать её целиком:

«При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

В 3-й главе конвенции, помимо 20-й статьи, предлагающей признать самостоятельным составом преступления незаконное обогащение, есть и немало других, в которых предлагают считать преступными подкуп должностных лиц, злоупотребление влиянием или служебным положением, хищение имущества, отмывание доходов от преступлений, воспрепятствование осуществлению правосудия и т. д.

Теперь об оговорках. В пункте 1 статьи 1-й закона о ратификации было сделано заявление, что «Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 15, пункту 1 статьи 16, статьям 17 — 19, 21 и 22, пункту 1 статьи 23, статьям 24, 25 и 27 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции». Как видим, из конкретных составов преступлений пропущены пресловутая 20-я статья, а также 26-я. Но о второй никто не вспоминает. Отчего?

Дело в том, что 26-я статья предлагает признавать преступной коррупционную деятельность не людей, а юридических лиц. Однако по российскому законодательству юридическое лицо, как искусственное образование, не может привлекаться к уголовной ответственности. Проще говоря, целый завод или агрокомплекс нельзя отправить за решётку. И это у нас никого не беспокоит.

Почему же именно 20-я статья служит поводом для таких ожесточенных дискуссий? Дело в том, что большинство составов преступлений, упомянутых в 3-й главе конвенции, в российском уголовном законодательстве уже есть. Но вот такого преступления, как «незаконное обогащение» у нас нет. И это не случайно. Но вовсе не потому, что коррупционеров кто-то покрывает.

Во-первых, согласно отечественному уголовному и гражданскому праву любое имущество и денежные средства, полученные в результате совершения корыстных преступлений, уже являются незаконными и подлежат конфискации в доход государства (см., например, ст. 104.1 УК РФ). Следовательно, такое обогащение и сейчас в России считается преступным.

Во-вторых, предложение считать отдельным преступлением «необоснованное обогащение», как оно прописано в конвенции, посягает на конституционный принцип: никто не должен доказывать свою невиновность. Проще говоря, если «компетентные органы» не могут доказать, что имярек разбогател преступным путем, значит, он считается невиновным. И вовсе не обязан убеждать доблестных правоохранителей, что он не коррупционер.

Да и само понятие «незаконное обогащение», сформулированное в 20-й статье, слишком неконкретно, размыто и содержит оценочные суждения. Скажем, что считать «значительным увеличением активов» или «разумным обоснованием»? Здесь сколько людей, столько же и мнений. При такой конструкции правовой нормы под подозрением может оказаться любой, кто живет богаче соседа. А люди в погонах получат ещё один инструмент для возможных злоупотреблений.

Чтобы понять субъективность термина «незаконное обогащение» достаточно вспомнить нашу недавнюю историю. Немногим более 30 лет назад, пришедший на вершину власти в СССР Михаил Горбачев отметился борьбой не только с пьянством, но и с «нетрудовыми доходами». Тогда был принят ряд указов и постановлений, после чего, скажем, каждый купивший два десятка досок, пару банок краски или килограмм гвоздей должен был хранить и предъявлять милиции и дружинникам товарные чеки — доказывать, мол, не украл на ближайшей стройке. И что в итоге? Да ничего — гора родила мышь! Зато спустя несколько лет настоящие жулики вышли из тени и смогли за бесценок скупать целые заводы, которые строила вся страна. Теперь они олигархи и «уважаемые люди», к которым никто не пристает с «глупыми вопросами»…

В российском законодательстве и сейчас вполне достаточно правомочий для борьбы с коррупцией. Это и глава 30-я в Уголовном кодексе РФ, и обязанность государственных чиновников отчитываться о доходах. Но кто сказал, что хороших и строгих законов уже достаточно для наведения порядка? К примеру, в последние годы серьёзно ужесточили ответственность за нарушение правил дорожного движения. Но, положа руку на сердце, кто осмелится утверждать, будто на наших улицах и дорогах порядка стало намного больше? Значит, дело не в правильных и суровых законах, а в людях, которые должны их соблюдать. То есть в нас с вами…



Просмотров