Классный час на тему «Государственный флаг России – наша гордость и призвание! Классный час "флаги россии". Работа с деформированными пословицами

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»

309532 Россия Белгородская область Старооскольский район

с. Монаково, ул. Школьная, д. 1, тел. 39-63-35

КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПРАЗДНОВАНИЮ

1150-ЛЕТИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Методическая разработка

Классный час
«Гордо реет Российский флаг»
Классный руководитель

7 класса

Монакова

Татьяна Дмитриевна

с. Монаково

2013 г.
Цели и задачи классного часа:


  • воспитание гражданственности подростков;

  • ознакомление учащихся с историей и характеристикой государственной символики Российской Федерации;

  • формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам;

  • развивать творческие способности.

Оборудование: флаг Российской Федерации, флаг Белгородской области и города Старый Оскол.
Ход классного часа

Учитель. Сегодня наш классный час, посвящён российской государственности. В 2012 году исполняется 1150 лет российской государственности. Что такое государственность? В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. даётся следующее определение: «Государственность государственный строй, государственная организация»; в Большой Советской Энциклопедии Госуда рственность рассматривается как «…термин, который в политической литературе употребляется как синоним государства вообще.

Сегодня мы поговорим с вами о главных символах Российской Федерации. Являясь гражданами Российской Федерации, мы обязаны знать и чтить государственные символы нашей Родины.

В главе 4 Конституции РФ описываются символы нашего государства. Какие символы вы можете назвать?

(Ответы учащихся).

Государственный флаг
Государственный герб
Государственный гимн

Учитель.

Каждый человек, живущий на нашей планете, любит свою страну не только за её успехи на мировой арене, но и за родные края, леса, реки и поля…

И у каждой страны есть история создания государства и отличительные признаки: герб, гимн и флаг – это главные символы Российской Федерации.

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно. Это то, что символизирует государственный суверенитет, единство нации, является предметом национальной гордости. Велико и практическое значение государственных символов. Без них немыслим дипломатический протокол, их помещают на печатях, бланках, монетах, банкнотах и везде, где это необходимо.

-2-

Государственная символика России не сразу утвердилась в своем современном виде. После распада Киевской Руси на территории современной России сформировался конгломерат самостоятельных княжеств. Княжества эти не выработали собственной региональной символики, но их князья использовали на своих печатях и монетах достаточно стереотипный набор изображений, призванных возвеличивать их власть и могущество (львы, орлы, грифоны и т.д.). Также были традиционно популярны церковные символы – изображения креста, Богоматери, Христа, различных святых.

В связи с началом формирования с конца XV в. единого русского централизованного государства возникла необходимость в принципиально новом символе, отражающем, во-первых, единство страны, а во-вторых, централизованную власть московского великого князя, который с 1547 г. начал именоваться царем. Таким символом стал двуглавый орел, впервые появившийся на печати Ивана III в 1497 году. Преобразования эпохи Петра I, впервые провозгласившего себя императором, отразились и на государственных символах России. Вид двуглавого орла (так же как и цвет) был изменен и впоследствии постоянно усложнялся. Кроме того, Петром были впервые введены торговый и военно-морской флаги. Флаги эти просуществовали до Октябрьской революции 1917 года. Дожил до нее и неизменный герб России - двуглавый орел, правда, несколько изменив свои очертания.
Учитель. Что представляет собой наш государственный флаг?
Выступления учащихся


  1. Государственный флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на государственных зданиях, на Доме правительства, на зданиях

-3-

дипломатических правительств и консульских учреждений, на жилых домах в дни праздников и памятных событий. Самый большой флаг размером 3 на 4 метра развевается над Кремлём. Государственный флаг находится в рабочем кабинете Президента и на его транспортных средствах, на морских судах.


Флаг России - символ государственности

2. До XVII века Россия не имела единого государственного флага. Историю его возникновения можно проследить со времён царя Алексея Михайловича Романова, когда в 1668 году на воду был спущен первый русский военный корабль «Орёл».

В августе 1693 года, во время плавания Петра I на яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей, на ней впервые был поднят в качестве штандарта так называемый «Флаг царя Московского» -

полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Именно этот флаг, аналогичный современному русскому флагу, стал использоваться позже в качестве морского флага России.


  1. 20 января 1705 года Петр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг. Трёхполосный флаг использовался и на военных кораблях до 1712
года, когда в качестве военно-морского флага был утверждён

-5-

Андреевский флаг.


Указом Александра II от 11 июня 1858 года в России был введён новый государственный флаг – чёрно-жёлто-белый «флаг гербовых цветов».




3. 28 апреля 1883 года Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее вновь использовать исключительно бело-сине-красный флаг.

Последний русский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного

-6-

государственного флага Российской империи.


4. После событий Октябрьской революции 1917 года Россия вступила в новое историческое измерение. В июле 1918 года V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, статья 90 которой утверждала в качестве государственного флага красное полотнище.

В 1954 году был установлен новый вид флага РСФСР: красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображались золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамлённая золотой каймой. В сознании людей красный флаг воспринимался как символ свободы.



  1. В период перестройки, в 1991 году России был возвращён её исторический трёхцветный флаг. Об этом флаге можно сказать, что он «трижды рождённый». 22 августа 1994 года был установлен День
-7-

Государственного флага Российской Федерации.


Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. Белый цвет символизирует мир, чистоту, непорочность и совершенство (или Свободу); синий – постоянство, веру и верность (или Богородицу- покровительницу России), красный – смелость, великодушие, огонь, отвагу.

  1. Государственному флагу как святыне отдают высшие государственные почести. Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, осквернение его рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоёванную землю, город, высоту.

Тот, кто нёс флаг, всегда считался лучшим, это особая честь.


-9-
Ученик.

Был побеждён народный враг

Народною рукой,

И сто народов этот флаг

Взвивают над собой –

На самой высшей высоте,

На самой дальней широте,

Среди полей и городов,

Меж волн бесчисленных рядов.


-10-

Учитель. Государственные символы вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов во время спортивных соревнований, олимпийских игр, когда выигрывают наши спортсмены и поднимают флаг России, то все мы испытываем большое чувство гордости за свою страну.

Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит в её предназначение.

Ученик. Разрешите прочесть стихотворение о русском человеке.

Я – РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК

Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.

Он в пять лучей над миром засверкал.

Люблю я Волги вольное теченье,

Люблю сибирских рек задумчивое пенье,

Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.
Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я её пою.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Викторина о флаге

Вопросы викторины:


  1. Назовите дату празднования Дня Государственного флага Российской Федерации. (22 августа 1994 года)

  2. Где размещается Государственный флаг Российской Федерации?

  3. О каком флаге можно сказать, что он «трижды рождённый»? (О бело-сине-красном. В 17 веке – при царе Алексее Михайловиче, в конце 19 века и до 1917 года он стал государственным, а с 1991 года – это флаг России.)
-11-

Учитель. Каждый субъект РФ имеет свой флаг.
Учащиеся

1. Флаг Белгородской области

Флаг Белгородской области представляет собой полотнище, разделенное синим крестом на четыре равные части белого, зеленого, красного и черного цветов, на белом поле - герб области.

Белый цвет символизирует богатые залежи и производство мела, молока и сахара, зеленый - изобилие и плодородие земли, полей и лесов, красный - кровь, пролитую защитниками Отечества на белгородских рубежах в XVI-XX веках, черный - богатство почвы, ее чернозем и недра.

Дата принятия: май 2000 г.

-12-
2. Флаг г. Старый Оскол.

Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное надвое по диагонали, в красном поле ружье, а в зеленом поле золотая соха. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.

Учитель. Мы сегодня познакомились с одним из символов – флагом. Флаг – необходимый атрибут государства. Наша символика дорога каждому русскому человеку. Наша страна гордится своей историей, наша страна гордится своим флагом. На следующих классных часах мы познакомимся с гербом и гимном нашей страны.

Учитель благодарит учащихся за участие в классном часе.

Классный час

« День Государственного герба и

Государственного флага Республики Крым»

Цель: обобщить знания учащихся о современной символики Республики Крым; раскрыть значение государственных символов; проследить сходства символики Республики Крым с российской символикой; воспитывать у воспитанников уважительное и бережное отношение к государственным символам Крыма, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны; воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Ход мероприятия.

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Всё проходит. Остаётся Родина –

То, что не изменит никогда.

С ней живут, любя, страдая, радуясь.

Падая и поднимаясь ввысь…

И ещё немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (на откидной доске – рисунки). С какой страной они у вас ассоциируются?

Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,

Повеял на меня - и этот сонный Крым,

И этот кипарис, и этот дом, прижатый

К поверхности горы, слились навеки с ним.

Здесь море - дирижер, а резонатор - дали,

Концерт высоких волн здесь ясен наперед.

Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,

И эхо средь камней танцует и поет.

Н. Заболоцкий.

А какие символы ассоциируют нашу родину Крым, когда мы говорим о бескрайних просторах степей, шуме наших лесов, горных хребтах, синеве моря?

Мозговой штурм. Ассоциации с Крымом. Крым – это …

Скажите, пожалуйста, что относится к государственной символике страны? Я уверенна, что все вы безошибочно их назовёте. (Воспитанники называют).

Герб, Гимн, Флаг государства – это лицо государства. Во всем мире граждане обращают свои взоры к государственным символам как к знакам единения народа. Сегодня на нашем классном часу мы поговорим с вами о символах и символике Республики Крым.

Где прописано, что Республика Крым имеет свою символику: Герб, Флаг, Гимн. (Конституция РК).

Ребята, каждый из нас имеет день рождения – самый лучший день в нашей жизни. Точно так же и государственные символы имеют свой день рождения.

Начиная с 2016 года, 24 сентября отмечается в Крыму как День Государственного герба и Государственного флага Республики . Надо сказать, что ещё в 2015 году 19 января на полуострове отмечался праздник День Государственного флага Республики Крым . Но решением республиканских властей, принятым в марте 2015 года, праздник был переименован в «День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым», сама дата внесена в перечень официальных праздников Республики, а его празднование перенесено с 19 января на 24 сентября. Новый праздник встал в один ряд с такими официальными датами, как День Республики Крым, День воссоединения Крыма с Россией и День Конституции Республики.

Положения Конституции Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым определяют герб, флаг и гимн как государственные символы. Глава Республики своими указами определил порядок использования этих государственных символов для данного субъекта РФ. Флаг и герб являются государственными символами Крыма, начиная с 24 сентября 1992 года.

(Ученик 1) В День государственного флага

К нему ты в мыслях обратись:

В нём благородство, честность и отвага,

Как и в твоей душе, переплелись.

Вперёд идём мы твёрдо шаг за шагом,

Пока все вместе, под единым флагом.

Споём же под торжественные звуки

хвалу Отечеству - и флаг нам в руки!

Флаг – это святыня. (Ученик 2). По флагу мы узнаём, какой стране принадлежит гражданин, транспорт, посольство и т.д. Флаг имеет свою особенную историю. Флагом называют полотнище прямоугольной формы, которое имеет определенную раскраску. Как правило, это полосы разного цвета и направления (реже – узоры или рисунки). Существует даже целая наука, которая занимается их изучением – вексиллология.

Государственный флаг Крыма представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных разновеликих полос: верхней – синего, средней – белого и нижней – красного цветов. Отношение средней полосы к общей площади составляет 2:3. Верхней и нижней, соответственно – по площади. Символика цветов трактуется следующим образом: красный цвет – трагические страницы истории полуострова, синий – надежда на светлое будущее, а основной белый фон – чистая страница, на которой пишется современная история. Отношение ширины флага к его длине составляет 1: 2. Самая широкая полоса в центре – это настоящее Крыма. Авторы не случайно сделали эту полосу самой широкой, намекая на то, что все события, которые происходят в жизни полуострова, весьма значимы для его дальнейшей судьбы. А сам Крым ждет великое будущее.

Ребята, на флаг какого государства похож флаг Крыма? Что у них общего и в чём различие? (Ответы учеников)

(Ученик 3)

ГЕРБ КРЫМА

Земля моя!

Ты красотой неповторима!

Твой образ вижу я

В Гербе родного Крыма.

Здесь на щите крылатый лев-грифон,

У Зевса стражем золота был он.

Грифон великолепен и могуч,

Ему подвластны пики горных круч!

Он раковину к солнцу поднимает,

Жемчужина в ней дивная сверкает.

А вот из мрамора изящные колонны,

Тысячелетия к ним были благосклонны,

Чтоб рассказали нам об эллинской Тавриде,

О Херсонесе и Керкинитиде.

На ленте, что с колонн спадает вниз,

Крымчане начертали свой девиз:

Чтоб процветанье Крыму подарить,

Единство, дружбу нужно нам крепить.

Инна Козеева.

Герб – это самый древний символ государственной власти. (Ученик 4) Слово "герб" (herb) имеет немецкое происхождение и дословно означает "наследство". Дело в том, что первоначально герб служил отличием для конкретного рода, и этот символ передавался из поколения в поколение, по наследству. Позже его стали использовать и в качестве символов городов или стран. Наука, комплексно изучающая гербы, носит название геральдика.

Государственный герб Республики Крым представляет собой червлёный варяжский щит, на котором изображён серебряный грифон, обращённый влево. В правой лапе грифона лежит серебряная раковина с голубой жемчужиной. Щит увенчан лучами восходящего солнца. По сторонам щита изображены две белые античные колонны, соединённые лентой красно-бело-синего цвета (аналогично цвету флага), с надписью на белом фоне «Процветание в единстве». Трактовка символов герба Республики Крым такова: красное поле щита – драматическая, нелёгкая судьба полуострова, форма щита – напоминание о древнем торговом пути «Из варяг в греки», грифон – символ Крыма с давних времён (а также располагавшихся здесь греческих городов-колоний), издревле считавшийся мифическим существом, несущим охранные функции. О связи с античной историей говорят и колонны по сторонам щита. Жемчужина указывает на уникальность Крыма, а восходящее солнце символизирует возрождение, расцвет и надежду на процветание.

Исторические гербы Крыма.

Как правило, символы стран и городов часто изменяются с течением времени. И герб Крыма здесь – не исключение. Интересно проследить за тем, как он изменялся на протяжении истории полуострова. Ведь в разное время на его территории существовали различные государственные образования. И герб, соответственно, тоже менялся.

Герб во времена Крымского ханства.

Это мощное государственное образование существовало более трех веков: с 1441 до 1783 года. При этом оно занимало не только полуостров Крым, но и Кубань, а также почти весь юго-восток современной Украины. Столицами этого государства в разное время были Старый Крым и Бахчисарай. Лишь в 1783 году территория Крымского ханства вошла в состав Российской Империи. Гербом Крымского ханства можно считать родовую эмблему династии Гиреев – т знак тарак-тамга. К слову, он и сегодня является национальным символом всех крымских татар и изображен на их флагах. Известно, что именно этот знак во времена Крымского ханства чеканился на монетах, а также наносился на некоторые общественные строения. Любопытно, что на сегодняшний день нет единой интерпретации данного знака. Согласно одной из них, тарак-тамга символизирует уравновешенные весы.

Герб Таврической губернии. (Ученик 5)

После присоединения Крыма с Россией в 1783 году на его территории была образована административная единица Российской Империи – Таврическая губерния, которая официально существовала в период с 1802 по 1921 год. Её центром (столицей) стал город Симферополь, который сразу же начал стремительно развиваться. Кстати, топоним "таврида, таврика" принесли на полуостров древние эллины, еще во времена колонизации крымского побережья.

Как же выглядел герб Крыма в те времена, в XIX – в начале XX столетия? На золотом щите в центре был изображен двуглавый орел черного цвета. На груди у орла находился еще один, маленького размера щит с изображением креста (именно того, который греческие императоры прислали в Древнюю Русь). Сверху щит герба венчает императорская корона - символ царской власти. Окаймляют же его желтые дубовые ветви, в которые вплетена синяя лента. Как известно, этот герб был официально утвержден еще 8 марта 1784 года, когда самой губернии, по сути, еще не существовало.

Герб Крымской АССР.

Следующий этап в истории полуострова связан с приходом советской власти. В 1921 году на его территории была создана Крымская АССР, которая просуществовала до 1992 года. Столицей республики остался город Симферополь. До 1954 года Крым находился в составе РСФСР, а после был передан Украинской ССР. Как же выглядел герб Крыма в то время? Стоит отметить, что он имел две редакции: первая – от 1921 года, а вторая – от 1938 года. Единственное отличие между ними – в надписях. Так, первоначально на крымском гербе присутствовали надписи на крымско-татарском языке, а в 1938 году их дополнили русскими. Выглядел герб Крымской АССР следующим образом: в центре - красный щит, на котором был изображен серп и молот – центральный символ советской системы. При этом он озарялся лучами восходящего снизу солнца. Внизу, под щитом герба, был начертан главный девиз страны: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" С обеих сторон щит этого герба окаймляли золотые колосья пшеницы: по семь справа и слева. Просто и лаконично выглядел и флаг Крымской АССР. В верхнем левом углу сплошного красного полотнища размещались всего две надписи: "РСФСР" и "КрАССР" (под первой надписью).

(Ученик 6)

Мотив и гордый, и знакомый

Звучит по радио с утра.

Так просыпается страна

Под звуки Гимна - знак особый.

И нам не стоит забывать -

При звуке Гимна

Надо встать. (А. Александров)

Что такое гимн? (Ученик 7). Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать каждый гражданин РК, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

Звучит гимн.

Нивы и горы твои волшебны, Родина.

Солнце и море твои целебны, Родина.

Эту землю мы сохраним

И внукам оставим цветущий, как сад, Крым,

Цветущий, как сад, Крым!

Зори свободы твои сияют, Родина.

Братья-народы твои шагают, Родина.

Эту дружбу мы сохраним

И вместе, крымчане, прославим в веках Крым,

Прославим в веках Крым! Славься, Крым!

Впервые на официальном уровне гимн прозвучал 20.10.2000 г. по случаю второй годовщины Конституции АРК в исполнении народного артиста СССР Юрия Богатикова. Автором музыки Гимна является крымский композитор А. Караманов, а автором слов - О. Голубева.

Викторина.

А теперь мы проверим ваши знания по символам РК.

    Что представляет собой государственный флаг РК?

    Цвет флага является своего рода носителем информации. Какой?

    Почему на государственном флаге РК белая полоса самая широкая?

    Что представляет собой государственный герб РК?

    Что означает образ серебряный грифон

    Что означает серебряная раковина с голубой жемчужиной на государственном гербе РК?

    Что символизирует восходящее солнце на государственном гербе РК?

    О чём напоминает красное поле щит, форма щита на государственном гербе РК?

    Какая надпись-девиз на Гербе РК?

    Когда впервые была написана музыка Гимна Крыма?

    Когда впервые был исполнен новый гимн РК?

    Почему при исполнении гимна принято вставать?

Заключение.

Рефлексия.

Сегодня я узнал …

Мне было интересно, потому что...

Мне было неинтересно, потому что …

Я бы хотел …

Таким образом, флаг и герб Крыма – это важнейшие символы республики. В них отражена вся суть непростой, но весьма яркой истории крымского народа . Знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны. Символы Крыма воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.

(Ученик 5 ) Крым

Назло неистовым тревогам

ты, дикий и душистый край,

как роза, данная мне Богом,

во храме памяти сверкай. <...>

О тиховейные долины,

полдневный трепет над травой

и холм - залёт перепелиный…

О странный отблеск меловой

расщелин древних, где у края

цветут пионы, обагряя

чертополоха чешую,

МОУ «Гимназия №2»

учебный год

Классный час на тему "История развития государственной символики России. День Тверского герба и флага»


Классный руководитель

Цель: знакомство с историей развития государственных символов России – герба, флага и гимна, более глубокое изучение краеведческого материала.

сформировать у учащихся патриотизм и гражданственность;

познакомить с историей развития государственных символов РФ: герба, флага, гимна;

показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;

научить искать материал, используя интернет-ресурсы.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: «Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса».

Демонстрируется презентация «Государственная символика России», сопровождаемая рассказом.

– Геральдика и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса.

Проследим историю развития российской символики, узнаем какие изменения происходили в ней в ходе истории, зависят ли эти изменения от ситуации в стране в определенную эпоху, на примере символики Российского государства.

В каком веке появился герб нашего государства? (В конце XIV века).

Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).

Что такое герб? (Символ государства, города, рода).

Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).

Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).

Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).

Учитель: Спасибо, ребята. вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про флаг нашего государства и нашей области.

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: "Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться".

Ученик: Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

Ученица: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.

Ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.

Учитель: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом.

Наша встреча, посвященная Дню Тверского флага и герба подошла к концу.

Разработала: учитель русского языка и литературы

МКОУ «Мордвиновская ООШ»

Русакова Марина Семёновна.

Устный журнал, посвященный Дню Государственного флага Российской Федерации.

Цели: дать детям представление о флаге РФ; воспитывать уважение к истории страны; вызвать интерес учащихся к государственной символике; расширить кругозор детей.

Форма: устный журнал.

Оборудование: компьютер, проектор; виды русских пейзажей, знамен, штандартов и флагов.

Оформление: написать на доске название классного часа, эпиграф к нему, названия страничек журнала, а также фразу:

22 августа- День Государственного флага Российской Федерации.

План классного часа:

Вступительное слово.

Устный журнал «День Государственного флага Российской Федерации.»

1.Флаг (передовая статья).

2.Первые флаги Руси (интервью с историком).

3. Современный флаг РФ (репортаж с места события).

5.Викторина.

III

IV . Подведение итогов

Ход классного часа.

Вступительное слово.

Дорогие ребята, мало кто из нас задумывается о том, что мы, люди ХХ I века- это часть пирамиды, в основании которой миллионы наших предков, живших десятки, сотни лет назад. Мы часть огромной страны,имя которой Россия.

Я понаслышке знаю-

За границей богаче и счастливее живут.

Но ведь нигде так рожь не колосится

И соловьи так звонко не поют.

Нигде так сладко донником не пахнет,

Акация так буйно не цветет,

И лишь у нас крестьянка в русской хате

Такой душистый хлебушек печет.

Нигде таких березок не отыщешь,

Нет выше и бездоннее небес.

И задушевней песен не услышишь,

И лишь у нас- курган Мамаев есть.

Не отыскать нигде таких закатов,

Рассветов нет румяней и милей,

И только наши русские солдаты

Мир удивили доблестью своей.

И нет реки величественней Волги,

Старинней древнерусских городов,

Где, кажется, поныне бродят волхвы

В зеленых травах и среди снегов.

И, лишь прощаясь с русским поднебесьем,

Так жалобно рыдают журавли,

Зато весной, с какой веселой песней

Спешат они к нам из чужой дали!

В какой стране заморской есть частушки

И в тридцать три коленца жгучий пляс?

И столько ягод на лесных опушках-

Лишь только здесь, в России, лишь у нас.

Моя Россия! Матушка святая!

Ну чем заморский край тебя милей?

Пусть россияне, что тебя ругают,

Прислушаются к совести своей.

Моя многострадальная держава,

Ты- боль моя и мой счастливый смех,

Овеянная доблестью и славой,

Ты все равно мудрей и краше всех!

(На экране сменяются виды русских пейзажей).

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и историю. А олицетворяют родную землю, её символы. Символы вызывают у нас определенные представления. Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим статую Свободы и небоскребы.

Символы России- это бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов. Московский Кремль, Знамя победы, могила Неизвестного солдата в Москве- это тоже символы России. есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы её населяющие. В нашей стране это- Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.

22 августа Россия отмечает День Государственного флага Российской Федерации.

Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому не безразлична судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Наш класс подготовил выпуск устного журнала, посвященного Дню Государственного флага Российской Федерации.

Передаю слово главному редактору журнала (имя, фамилия).

Устный журнал «День Государственного флага Российской Федерации»

Главный редактор. Здравствуйте, ребята. 22 августа в России отмечается День Государственного флага РФ. Этому событию мы посвятили специальный выпуск устного журнала. Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием сегодняшнего номера (читает с доски).

Открываем первую страницу журнала. «Флаг»- так называется передовая статья. В ней наши корреспонденты (имена, фамилии) рассказывают о значении слова «Флаг».

1.Флаг (передовая статья).

Ведущий 1. Флаг- это символ или знак, сделанный из ткани и показывающий принадлежность к государству или какой -либо организации.

Ведущий 2. Словарь Ожегова даёт следующее толкование слова «флаг»: Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного
цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.

Ведущий 1. Слово «флаг» греческого происхождения от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть».

Ведущий 2. Слово «флаг» голландского происхождения означает «корабельное знамя». И действительно, между флагом и знаменем много общего: оба представляют собой полотнища с различными эмблемами и надписями, прикрепляемые к шесту или шнуру.

Ведущий 1 . Слово «знамя» происходит от слов «знаменье, знак, примета». Знамя - это знак того, кому оно принадлежит, его символ.

Ведущий 2.

Флаг бывает разный,

Но мне всего милей

Бело-синий-красный

Флаг Родины моей.

2. Первые флаги Руси (интервью с историком).

Главный редактор. Когда появились первые флаги на Руси? Об этом вы узнаете из беседы с историком, которую проведет наш корреспондент (имя, фамилия).

Ведущий 3. Государственный флаг- один из символов государства. Чему обязаны флаги своим происхождением?

Историк. Своим происхождением они обязаны военному делу. В древней Руси знамя именовали стягом, а знаменосцы назывались стяговниками.

Стяги были разной формы. Многие знамена были большими и тяжелыми. Их устанавливали, вкапывая древко в землю. Внешний вид знамени, изображения на нем демонстрировали, что это- святыня. Единого государственного флага в России долгое время не было.

Ведущий 3. А были ли предшественники государственного флага?

Историк. В середине Х VII века появились гербовые знамена-предшественники государственного флага.

Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российский земель.

Гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой и золотым орлом, парящим над морем. Петром I был установлен императорский штандарт жёлтого цвета с изображением в центре чёрного двуглавого орла. А вот свои корабли в конце Х VII века царь выводил под военно-морским бело-сине-красным флагом.

Ведущий 3. Можно ли точно назвать дату рождения российского флага?

Историк. 20 января 1705 года можно считать днем рождения российского флага. В тот день указом Петра I бело-сине-красный флаг, определяющий национальную принадлежность судна, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили иной флаг -Андреевский стяг с лазурным крестом на белом фоне.

В середине Х I Х века был утвержден Государственный флаг России, имевший три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.

На рубеже Х I Х и ХХ веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело-сине-красный флаг, а прежний флаг остался лишь символом монархии.

В 1918 году государственным флагом РФ становится красный флаг. Под флагом этого цвета шли в бой с фашистскими захватчиками в 1941-1945 годах наши деды и прадеды. Красный флаг стал знаменем Победы.

Показ изображения вышеупомянутых знамен, штандартов и флагов.

3. Современный флаг РФ (репортаж с места события).

Главный редактор. А сейчас новости с места события от наших корреспондентов (имена, фамилии).

Ведущий 4. День Государственного флага РФ был установлен на основании указа президента России № 1714 от 20 августа 1994 года. Именно 22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг. В этот день верховный Совет РСФСР постановил считать «полотнище из…белой, лазоревой, алой полос» официальным национальным флагом страны.

Ведущий 5 . В соответствии с законом, флаг постоянно должен быть поднят на зданиях: администрации президента России; Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Государственной думы РФ; правительства РФ; Конституционного суда; Верховного суда; Высшего Арбитражного суда; Генеральной прокуратуры; Центрального банка; счетной палаты; резиденции уполномоченного по правам человека в РФ; Центральной избирательной комиссии РФ.

Ведущий 4. Государственный флаг РФ вывешивается на зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздником Российской Федерации.

Ведущий 5. Кроме того, судно, плавающее под государственным флагом или национальным флагом иностранного государства, должно при плавании во внутренних водах Российской Федерации либо во время стоянки в порту России в дополнение к своему флагу поднимать и нести также российский флаг.

Ведущий 4. 25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Закон, в соответствии с которым Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней-белого, средне- синего и нижней- красного цвета.

4. Прописные истины (В мире интересного).

Главный редактор. Наши корреспонденты (имена, фамилии) раскрыли секреты Государственного флага РФ.

Ведущий 6. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом Российской Федерации.

Ведущий 7. Государственный флаг Российской федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней-белого, средне- синего и нижней- красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Ведущий 6. Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага РФ.

Ведущий 7. Согласно одной из трактовок цветов нашего государственного флага считается, что они символизируют:

Белый- мир, чистоту, непорочность, совершенство, цвет одежд святого Георгия Победоносца, издавна почитаемого на Руси как символ жертвенности в борьбе с врагами Отечества;

Синий- веру и верность, постоянство;

Красный- энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Ведущий 6. Есть особый вид российского флага- президентский штандарт. Он представляет собой квадратное полотнище с золотой бахромой по краям. На трехцветном фоне- герб России.

5.Викторина.

Главный редактор. Последняя страница журнала «Викторина».

Ведущие этой рубрики (имена, фамилии).

Ведущий 8. В нашей викторине мы собираемся закидать вас вопросами о флаге РФ.

Ведущий 9 . Представьте себе, что вы единая команда. сейчас мы будем обстреливать вас своими снарядами-вопросами.

Ведущий 8. А так как снаряды летят быстро, то и ответы нужно давать быстро.

Ведущий 9. Итак, начали!

(Ведущие по очереди задают вопросы, остальные дети отвечают)

Какое отношение имеет Пётр I к российскому флагу(Пётр I является законным отцом триколора)

Флаг - это символ государства?(Да).

С какого года он отмечается? (С 1994 года)

Какого цвета Знамя Победы? (Красного цвета).

Как на Руси называли знамя? (Стяг).

Сколько цветов имеет флаг РФ? (Три).

III . Заключительная беседа «Зачем нам флаг?»

Классный руководитель.

Государственный флаг РФ- один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета. Ему присуща историческая преемственность: по флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.

Прочитайте эпиграф к классному часу: « Флаг- это прошлое, настоящее и будущее страны. В.П. Старков». Как вы его понимаете?

(Ответы детей)

Государственные символы Российской Федерации -герб, флаг и гимн РФ- это очень важные элементы жизни нашего народа.

Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, та как отечество у нас одно- любимая Россия!

V . Подведение итогов.

Классный руководитель. Сегодня мы начали с вами очень важный разговор о символике нашего государства, много узнали о флаге РФ. Есть много мнений о том, нужен нам такой флаг или нет. Однозначного ответа нет. Каждый из вас ответит на этот вопрос по-своему. Я же хотела бы выразить своё, которое заключается в нескольких стихотворных строках:

Три полоски флага - это неспроста:

Белая полоска - мир и чистота,

Синяя полоска- это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска- подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак-

Доблестный трехцветный наш российский флаг!

  1. Познакомить учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей;
  2. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
  3. Воспитывать любовь к Родине

Оборудование: физическая карта России, кроссворды и ребусы, аудиозапись гимна России, цветная белая бумага, клей, ножницы, карандаши, линейки, деревянные палочки, компьютерный диск “Гора самоцветов”, портрет президента, флаг, герб, Кремль, жетоны.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

.

Сегодня вы будете знакомиться с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся – гимн, герб, флаг, а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Но в начале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и самыми дорогими на свете (ответы учеников).

II. Основная часть.

Учитель: Да, правильно, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, школьные друзья – это действительно очень близкие и родные нам люди. Но есть еще одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

1. Разгадывание кроссворда

Вопросы: 1. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит (река). 2 . Про какое дерево говорят: “мерзнет, дрожит на ветру?” (Осина). 3 . Живет в лесу работник – лесной носатый плотник. (Дятел). 4 . Вежливое слово. (Спасибо). 5 . Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал). 6 . Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза).

Учитель: Ребята, какое слово у нас получилось? Правильно, молодцы! А что, ребята, мы называем Родиной? (ответы детей).

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение стихотворения “Родина” З.Александровой

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница.
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!

Учитель: Ребята, а как называется наша Родина? (Россия) (учитель показывает Россию на физической карте ). Страна, в которой мы родились, живем и учимся – это Россия.

3. Разгадывание ребусов

А какой самый главный город нашей страны вы узнаете, если правильно разгадаете ребус (приложение №1 ). (Москва)

А что зашифровано в следующем ребусе? (приложение №2 ) (Столица)

Москва – столица России. Столица – главный город государства (учитель показывает на физической карте местонахождение столицы нашей Родины ). А что является символом столицы нашего государства? (приложение №3 ) (Кремль). (учитель показывает изображение Кремля ). Над Кремлем развивается государственный флаг.

4. Просмотр обучающего фильма о государственных символах Российской Федерации.

5. Выступления исторической группы:

1-й ученик: слово “Флаг” греческого происхождения (от слова “флего”, что означает “сжигать, озарять, гореть”). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен.

2-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной.

3-й ученик: По русским обиходным понятиям XVII-XIX веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, целомудрие, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.

4-й ученик: Но в послепетровское время в государственной символике появились черно-желтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ.

5-й ученик: Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

6-й ученик: 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: “Считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих белой, лазоревой и алой полос – официальным национальным флагом Российской Федерации”.

6. Выступление знаменной группы.

1-й ученик: Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик: Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик: Знаменем Вооруженных сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя победы, водруженное над Рейхстагом было красного цвета.

7. Выступление оформительской группы:

Ученик: Мы сейчас вместе сделаем модель нашего государственного флага. Все необходимое у Вас на столе. (ученики выполняют модель флага ).

Учитель: Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. И сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня.

8. Викторина (за каждый правильный ответ - жетон)

1) От какого слова произошло слово “флаг”?
2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага
3) Что означает красный цвет флага?
4) Что обозначает белый цвет флага?
5) Что обозначает синий цвет флага?
6) Где можно увидеть Государственный флаг?
7) Какой флаг у Вооруженных сил России?
8) На каких зданиях нашего города развивается флаг?
9) Где еще можно увидеть Государственный флаг? (самому активному участнику вручается приз ).

III. Заключительная часть:

Учитель: Молодцы! Вы все активно участвовали, внимательно слушали, и наверно, очень многое узнали, а сейчас прошу стоя прослушать гимн российской Федерации. (звучит гимн Российской Федерации ).



Просмотров