Какое имущество может быть объектом приватизации. Субъекты и объекты приватизации

В оригинальной версии утверждение Р. Коуза выглядит следующим образом: «Перераспределение прав собственности происходит на основе рыночного механизма и ведет к увеличению стоимости произведенной продукции» и, следовательно, «окончательный результат перераспределения прав собственности не зависит от легального решения [относительно первоначальной спецификации прав собственности]».

Р. Коуз писал: «С помощью ры-ночных трансакций всегда возможно изменить изначальное юри-дическое разграничение прав. И, конечно, если такие трансакции совершаются без издержек, такое перераспределение прав будет происходить всегда, если оно открывает путь к росту ценности производства».

Более полная версия теоремы заключается в следующем утверждении:

Теорема Коуза: Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода.

Теорема Коуза: Если права собственности четко определены, и вытекающие из них правомочия можно свободно обменивать, а также если транс-акционные издержки (включающие издержки сбора информации, из-держки ведения переговоров и издержки реализации прав) равны нулю, то размещение ресурсов будет эффективным и неизменным, каким бы ни было первоначальное распределение прав собственности.

Иными словами, первоначальное распределение прав собственности совершенно не влияет на структуру производства, так как в конечном счете каждое из правомочий окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного правомочия.

Два условия в Теореме Коуза:

1) четкая спецификация прав собственности;

На это условие Коуз обратил внимание в статье «Федеральная Комиссия по связи» (1959). В ней Коуз вы-двинул идею о возможности создания радиовещательного рынка и утверждал, что «…определение прав собствен-ности является необходимой прелюдией к рыночным сделкам; но конечный результат (который максимизирует ценность производ-ства) не зависит от законодательного решения».

Если имеет место «провал» государства, т. е. невозможность удовлетворения им какой-либо из общественных потребностей, четкая спецификация прав собственности позволяет рынку сделать это вместо государства. Государству остаются лишь роль защитника собственности и регулятора доходов (нужно обеспечит ситуацию, в которой выгоды выше затрат на спецификацию и поддержание прав собственности).


2) нулевые трансакцион-ные издержки, которые не воспрепятствуют заключению взаимо-выгодной сделки между сторонами конфликта.

При нулевых трансакционных издержках эффективный результат достигается не-зависимо от законодательного распределения прав собственности .

Можно привести пример совместного проведения водопровода или газопровода к массиву участков, собственность на водопровод или газопровод переходит к снабжающей компании. Однако деньги тратят собственники участков вполне добровольно. Происходит свободный обмен правами.

Когда трансакционные издержки блокируют ведение переговоров и препятствуют дости-жению договоренности, эффективность использования ресурсов бу-дет определяться начальным распределением прав собственности.

В условиях положительных транзакционных издержек эффектив-ность конечного размещения ресурсов не является независимой от выбора правовой нормы, поэтому предпочтение следует отдать та-кому первоначальному распределению прав, которое минимизирует транзакционные издержки. С этим тезисом связана теорема Познера.

Эрик Познер сформулировал свою собственную теорему о том, как судья должен принимать решения, исходя из наличия транзакционных издержек. Смысл теоремы Познера состоит в следующем: суд должен сделать то, что из-за положительных транзакционных издержек не может сделать рынок. В своем решении суд должен сымитировать такое передвижение активов, которое произошло бы, если бы не было таких издержек. Это имеет назначением компенсацию несовершенного устройства реального мира.

Познер утверждает, что суд должен передать правомочие той сто-роне, которая получила бы его, если бы трансакционные издерж-ки были бы равны нулю. В этом случае не будет необходимости в дорогостоящем процессе обмена правомочиями. Это означает, что закон или судебное решение должны воспроизводить резуль-тат, который сложился бы на рынке, если бы трансакционные из-держки были равны нулю. В нашем гипотетическом примере — это право жителей пользоваться чистым воздухом.

Р. Познер дает глубокий анализ проделанной в этом направлении работы и утверждает, что в соответствии с общим правом функция предоставления прав собственности на ресурсы отдается рынку, когда трансакционные издержки низки, тогда как при высоких трансакционных издержках в осуществление этой функции вмешивается государство. Таким образом гарантируется наиболее продуктивное использование ресурсов.

Когда высокие трансакционные издержки делают рыночное размещение ресурсов дорогостоящим решением, государство может выбрать одну из форм вмешательства, чтобы направить ресурсы в сферу их наиболее ценного использования. Один из подходов состоит в распределении исключительных прав собственности напрямую. Это решение может потребовать разделения прав на ресурс между индивидуальными собственниками и установления ограничений на последующую передачу этих прав. В других случаях целесообразно изменить схему прав собственности так, чтобы снизить трансакционные издержки и поощрить рыночный обмен, например обеспечив исключительные права на общие ресурсы или торгуя квотами на рыбный промысел.

К вопросу о государственном регулировании и вмешательстве в экономику: вмешательство государства не всегда будет самым лучшим выходом из положения. Использование механизма го-сударства также связано с издержками. Для принятия решения чиновникам необходима информация, следовательно, возника-ют издержки сбора информации, кроме того, нельзя исключать недостаток знаний и некомпетентность лиц, принимающих ре-шение о регулировании какой-то сферы. Политики, принимаю-щие решения, могут находиться под влиянием отдельных групп, преследующих свои специфические интересы. В том случае, ког-да выгоды от вмешательства государства меньше, чем издержки этого вмешательства, оптимальной политикой будет вообще не предпринимать никаких действий по поводу внешних эффектов.

В году следующим образом:

Коуз доказывал эту концепцию на примере рассмотрения так называемых экстерналий - побочных результатов любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц.

Ранее эту проблему рассматривал экономист Артур Пигу в книге «Экономическая теория благосостояния » (англ. The Economics of Welfare ). На основе того, что экстерналии, по мнению Пигу, приводят к перепроизводству благ с отрицательными экстерналиями и недопроизводству благ с положительными экстерналиями, он рекомендовал в таких случаях вмешательство государства в экономику для нейтрализации этих эффектов, которые Пигу назвал «фиаско рынка » .

Коуз опроверг мысль, что экстерналии обязательно ведут к «фиаско рынка». По его мнению, для нейтрализации проблемы экстерналий необходимо четкое распределение прав собственности на ресурсы и минимизация трансакционных издержек .

Сам термин трансакционные издержки введён ранее в работе Коуза «Природа фирмы» и означает затраты, возникающие в связи с заключением контрактов , то есть затраты на сбор и обработку информации, на проведение переговоров и принятия решений, на контроль и юридическую защиту выполнения контрактов.

Теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. По мнению Коуза, чем более точно определены права собственности, тем в большей степени внешние издержки превращаются во внутренние.

Обобщенная теорема Коуза

Исландский экономист Трайн Эггертсон сформулировал «обобщенную теорему Коуза»:

Экономический рост и развитие страны в основном не зависят от типа существующего правительства, если расходы на трансакции в экономической и политической сферах равны нулю. Однако, когда трансакционные издержки положительны, то распределение власти внутри страны и институциональная структура её нормотворческих учреждений являются важнейшими факторами ее развития.

Оригинальный текст (англ.)

The economic growth and development of a country are basically unaffected by the type of government it has, if the costs of transacting in both the economic and political spheres are zero. However, when transaction costs are positive, then the distribution of power within a country and the institutional structure of its rule-making institutions are critical factors in its development

Eggertsson, Thrainn. Economic behavior and institutions (Cambridge: Cambridge University Press, 1990)

При отсутствии институциональных издержек оптимальный набор «правил игры» складывался бы везде и всегда, так как любой устаревший институт ничего не стоило бы заменить новым, более эффективным. В подобном случае, как показывают неоинституционалисты, технический прогресс и накопление капитала (физического и человеческого) автоматически и повсеместно обеспечивали бы экономический рост.

Ссылки

  • Рональд Коуз Фирма, рынок и право = The Firme, the Market and the Law / Ростислав Капелюшников. - Москва: Новое издательство, 2007. - 224 с. - (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»). - ISBN 978-5-98379-087-2
  • Вадим Новиков «Концепция прав собственности Рональда Коуза с точки зрения права и экономической теории»

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Теорема Каратеодори о выпуклой оболочке
  • Теорема Коши

Смотреть что такое "Теорема Коуза" в других словарях:

    ТЕОРЕМА КОУЗА - (Coase theorem) Доказательство, согласно которому внешние эффекты экономической деятельности (externalities) могут корректироваться рынком. При условии, что имущественные права (property rights) определены, а трансакционные издержки отсутствуют,… … Экономический словарь

    Теорема Коуза - COASE THEOREM Теорема, в которой утверждается, что экономическая эффективность достигается в том случае, если полностью распределены права собственности и существует возможность свободно покупать и продавать их на рынке. В процессе обмена права… … Словарь-справочник по экономике

    Теорема Коуза - экон. внешние эффекты можно интернализировать путем закрепления прав собственности на объекты, их порождающие, если реализация прав собственности не связано с большими затратами … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    ТЕОРЕМА КОУЗА - сформулированный в 1960 г. Р.Коузом тезис о том, что на основании непосредственных экономических договоров между различными собственниками (например собственниками сельскохозяйственных угодий и владельцами заводов) и при отсутствии информационной … Большой экономический словарь

    Теорема Коуза - дает решение того, как на основе прав собственности можно бороться с внешними эффектами: шумом аэродрома, нарушающим покой; фабричным дымом, отравляющим воздух и т.п. Здесь рынок сам по себе не срабатывает, однако на основе прав собственности… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    Коуза теорема - (или теорема Коаза, Коуэйса) Концепция американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Рональда Коуза (никогда, впрочем, не сформулированная им строго в качестве теоремы), касающаяся взаимоотношений между экономическими субъектами,… … Справочник технического переводчика

    Коуза теорема - (Коаза, Коуэйса) концепция американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Рональда Коуза (никогда, впрочем, не сформулированная им строго в качестве теоремы), касающаяся взаимоотношений между экономическими субъектами,… … Экономико-математический словарь

    Коуз, Рональд - Рональд Гарри Коуз Ronald Harry Coase Дата рождения … Википедия

    Коуз Р.

    Коуз Рональд - Рональд Гарри Коуз Ronald Harry Coase Дата рождения: 19 декабря 1910(19101219) Место рождения: Уиллесден, Великобритания Гражданство … Википедия

Книги

  • Институциональная экономика. Учебное пособие , Олейник А.Н.. 416 стр. В учебном пособии излагаются основы институциональной теории, раскрываются такие понятия, как норма, институт, трансакционные издержки и др. Рассматриваются теория игр и…

Теорема Коуза имеет в современной научной литературе множество трактовок, с половиной из которых вряд ли согласился бы сам Р. Коуз.
Начнем с вопроса о влиянии правомочий, которыми обладают собственники, на величину рыночной стоимости этих правомочий на примере владельцев пакетов акций. Этот вопрос является одним из основополагающих при назначении премии за контроль при оценке бизнеса. Приведенный здесь пример позволит проиллюстрировать эту проблему с позиций институциональной теории, а также пояснить основные положения теоремы Коуза.
Как было показано выше, правомочия могут быть разделены на 11 групп. В зависимости от того, каким пакетом обладает акционер, у него в силу действующего законодательства и соответствующего этому законодательству Устава акционерного общества могут возникать права (правомочия), которые в зависимости от величины пакета акций, которыми владеет акционер, позволяют ему оказывать разную степень влияния на функционирование акционерного общества, включая решение о продаже избыточных активов, формирование команды топ-менеджеров, текущего анализа хозяйственной деятельности, перспектив развития акционерного общества и т.д.
В современных условиях России, после тотальной приватизации и начавшегося после этого процесса консолидации пакетов, крупные пакеты зачастую оказались в руках бывшего руководства предприятиями или в руках новых собственников. При этом ущемление прав, и соответственно, возникающие вследствие этого убытки, которые несут владельцы незначительных (не контрольных) пакетов - миноритарные акционеры, - часто являются предметом судебных разбирательств.
Приведенный ниже анализ (табл. 1) иллюстрирует понятия размывания и спецификации прав (правомочий). Знаком (О) обозначено, что владелец пакета обладает этим правомочием в полном объеме, знаком (Н) - не обладает, знаком (ОН) - выяснение вопроса об обладании данным правомочием требует дополнительного исследования.

Таблица 1



п/п

Наименование правомочия владельца пакета акций

Незначи
тельный
пакет

Контрольный пакет

Блокиру
ющий
пакет

1

Право владения, т.е. исключительного физического контроля над вещью.

Н

ОН

О

2

Право пользования, т. е. личного использования вещи.

О

О

О

3

Право управления, т. е. решения, как и кем вещь может быть использована.

Н

ОН

О

4

Право на доход, т.е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею (иными словами - право присвоения).

О

О

О

5

Право на капитальную стоимость вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи.

Н

ОН

О

6

Право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации.

О

О

О

7

Право на переход вещи по наследству или по завещанию.

О

О

О

8

Право на бессрочность.

О

О

О

9

Запрет вредного использования, т.е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом.

Н

ОН

О

10

Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрания вещи в уплату долга.

О

О

О

11

Право на остаточный характер, т.е. ожидание «естественного возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причине».

Н

ОН

О

Как видно из анализа данной таблицы, миноритарные акционеры фактически не обладают ни одним из возможных правомочий, которые могут повлиять на функционирование акционерным обществом открытого типа. При этом надо иметь в виду, что при отсутствии или незначительности выплачиваемых дивидендов владение миноритарным пакетом не позволяет акционеру извлекать существенную для себя выгоду от владения принадлежащим ему пакетом. Поэтому в последнее время происходит организация комитетов миноритарных акционеров, консолидация их пакетов, создание общественных фондов по защите прав миноритарных акционеров.
С другой стороны, возникают ситуации, когда предполагаемое ущемление прав миноритарных акционеров используется конкурентами для приостановки или отмены по суду законных решений по управлению акционерным обществом. При этом могут возникать как обращения к оценщику, так и претензии к результату оценки, если в основу того или иного решения принимался результат, полученный независимым оценщиком.
Возникает и еще одна проблема, связанная с анализом эффективности использования правомочия без ущерба для владельца других правомочий. Хорошо известный пример, который в просторечии называют «выведением активов», по своей правовой и экономической сути означает, что владелец правомочия, позволяющего ему осуществлять продажу активов акционерного общества в ущерб другим собственникам, проводит это перемещение (продажу или уступку за долги) другому юридическому лицу, где он уже является единоличным обладателем всех правомочий. Остановка многих предприятий, фиктивные или реальные банкротства часто являются как раз способами подобного перераспределения правомочий. Если бы это перераспределение происходило в условиях полноценных рыночных отношений, то за право обладать всеми правомочиями была бы заплачена наивысшая цена, соответствующая наиболее эффективному использованию правомочия. При этом структура производства от этого перераспределения фактически не изменится.
Именно это утверждает теорема Коуза. Приведем ее формулировку, данную в работе .
«Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода».
Если же перераспределение правомочий происходит в условиях, когда рыночные механизмы не развиты, то даже при незначительных трансакционных издержках в силу целого ряда обстоятельств, в том числе уровня квалификации новых управляющих, которые по решению новых собственников начинают руководить предприятием, возникает и изменение структуры производства.
В нашей практике приходится сталкиваться с ситуациями, когда новые собственники и соответственно новые топ-мененджеры компаний просто не знают, что им делать с доставшимся им предприятием. Так, из всех возможных вариантов развития предприятия они выбирают единственно им понятный - сдачу недвижимости в аренду. В результате вместо развития новых технологий, которые можно было бы реализовывать на данном предприятии, те. в терминах теоремы Коуза - структура производства должна была бы оставаться неизменной, как раз происходит обратное, когда ценное оборудование демонтируется с целью освобождения площадей для сдачи в аренду. При этом, как в конкретных случаях показывали последующие расчеты, величина рыночной стоимости компании при реализации бизнеса в производственной сфере могла быть на порядок выше, чем собственно бизнес на основе коммерческого использования недвижимости. В некоторых случаях приобретение правомочий имело целью устранение конкурентных производств, т.е. «недружественное поглощение».
Почему в принципе возникают такие ситуации?
Если новый собственник заплатил за приобретаемые правомочия не наивысшую цену из возможных, а использовал некий административный ресурс, который в принципе тоже имеет свою цену, но значительно меньшую, чем приобретаемое правомочие, то и предполагаемое использование доставшегося таким образом правомочия в первую очередь должно окупить эти относительно небольшие издержки нового собственника. Отсюда и возникает желание как можно скорее и с минимальными дополнительными затратами окупить свои издержки.
Приведенные примеры показывают, что учет всей совокупности проблем, связанных с оборотом собственности, необходимо всегда проводить исходя из анализа конкретной экономической и правовой ситуации, которая складывается в экономике.
Для практики оценки (исследования стоимостей) выводы, которые можно сделать на основе теоремы Коуза, имеют вполне определенное значение, связанное с вопросами определения премий за контроль при оценке бизнеса, анализом наилучшего использования объекта оценки, учетом факторов ценообразования при расчете денежных потоков при использовании доходного подхода.

Рональд Коуз – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1991г., почетный профессор Школы права Чикагского университета, член американской и британской научных Академий. Работы Коуза не содержали каких-либо важных эмпирических находок или принципиальных технических новаций, однако они произвели переворот в видении экономической реальности, изменили саму научную картину мира.

Рональд Гарри Коуз родился в 1910 г. в Великобритании, закончил Лондонскую школу экономики, затем преподавал в различных британских университетах.

Теорема Коуза – положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами. Впервые была сформулирована Джорджем Стиглером в 1966 году следующим образом: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным». Формулировка Стиглера была основана на опубликованной в 1960 году статье Рональда Коуза «Проблема социальных издержек».

Коуз доказывал эту концепцию на примере рассмотрения так называемых экстерналий – побочных результатов любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц. Ранее эту проблему рассматривал экономист Артур Пигу, на основе того, что экстерналии по мнению Пигу, приводят к перепроизводству благ с отрицательными экстерналиями и недопроизводству благ с положительными экстерналиями, он рекомендовал в таких случаях вмешательство государства в экономику для нейтрализации этих эффектов,которые Пигу назвал «фиаско рынка».

Коуз опроверг мысль, что экстерналии обязательно ведут к «фиаско рынка». По его мнению, для нейтрализации проблемы экстерналий необходимо четкое распределение прав собственности на ресурсы и минимизация трансакционных издержек.

Рональд Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит “взаимообязывающий” характер: “При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба”.

Ответ не был очевиден до тех пор, пока не удалось определить ценность того, что мы в результате этого приобрели, и ценность того, чем пришлось ради этого пожертвовать. Таким образом, решение, предложенное A.C.Пигу, не использует концепцию альтернативных издержек и подходит к факторам как к вещественным, а не правовым явлениям.

Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал“теоремой Коуза” (Coasе theorem). Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон , тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конеч­ный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Стиглер выразил следующим образом: “...в условиях совершенной конкуренции частные и социаль­ные издержки равны”.



Сравнение системы ценообразования, включающей ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценносгь производства.

Р.Коуз приводит следующий пример. По соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях. Налицо экстернальный эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть yспешно решена без участия государства. Если скотовод несет ответ­ственность за ущерб, возможны два варианта: “либо скотовод уплатит фермеру за необработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за необработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства”.

Если нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов оказы­вается таким же, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будет осуществлять фермер. Однако “конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от право­вой позиции, если предполагается, что ценовая система работает без издержек”. При нулевых трансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получит свою долю в приросте дохода. Однако при учете трансакционных издержек желаемый резуль­тат может быть и не достигнут. Дело в том, что высокая стоимость получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия пот­ребительских предпочтений (например, один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода.

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются тран­сакционные издержки и предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной.

Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”. В реальной действитель­ности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассичес­кая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала.

Страница 1

Объект приватизации - это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят прежде всего объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

Субъекты приватизации – это продавы, покупатели государственного имущества и государственные органы. В субъектах РФ функционируют территориальные органы по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Функции по управлению государственным имуществом приведены детально рассмотрены в работе Романова О. «Изменены правила приватизации госимущества».

Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

Изменен порядок применения некоторых способов приватизации государственного имущества - конкурса, аукциона, продажи через публичное предложение и без объявления цены. Корректировки в ряд правительственных актов внесены постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственного или муниципального имущества.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества перечислены в ст. 13, 18-26 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Реализовать такое имущество можно, в частности, через аукцион, конкурс, посредством публичного предложения и без объявления цены, а также посредством преобразования унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Статьи 18-36 Закона о приватизации раскрывают содержание отдельных способов приватизации, порядок реализации которых урегулирован на уровне постановлений правительства. В них и внесены изменения.

Новации затронули три документа:

постановление Правительства РФ от 22.07.2002 № 549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены»;

постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»;

постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе».

Первая группа изменений связана с принятием Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“». Согласно поправкам, внесенным этим законом, приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется только путем преобразования в хозяйственные общества (п. 2 ст. 13 Закона о приватизации). Кроме того, из Закона о приватизации исключена ст. 27, регулировавшая особенности сделок, связанных с продажей ГУП и МУП.



Просмотров