Инструкция инженер по безопасности дорожного движения. Инженер по безопасности движения

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

лица ответственного за работу по обеспечению безопасности дорожного движения.

I. Общие положения

1. Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения назначается приказом руководителя предприятия.

II. Обязанности:

1. Разрабатывает мероприятия по предупреждению дорожно-транспорт­ных происшествий и контролирует их выполнение.

2. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями предприятия, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчеты о дорожно-транспортных проишествиях и принятых мерах по их предупрежде­нию.

3. Разрабатывает и представляет руководителю предприятия на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложения по пре­дотвращению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения.

4. Систематически осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с дан­ными Госавтоинспекции.

5. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний и других документов предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения.

6. Организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов и т. д.)

7. Систематически информирует водительский состав, инженерно-технических работников, руководство предприятия о состоянии аварийности, при­ чинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.

8. Участвует в мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (смотры безопасности дорожного движения, агитпробеги, конкурсы и др.).

9. Принимает участие в установлении причин и обстоятельств возникно­вения дорожно-транспортных происшествий, а также в выявлении нарушении установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в работе предприятия.

10. Организует в коллективе предприятия рассмотрение совершенных во­дителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорож­ного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.

11. Участвует в работе комиссий городского (районного) отдела внутрен­них дел при рассмотрении административных материалов о нарушении пра­вил дорожного движения водителями предприятия.

12. Контролирует допуск водителей к управлению только теми транспорт­ными средствами, право управления которыми предоставлено в соответствии с водительскими удостоверениями .

13. Осуществляет контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сро­ков медицинского переосвидетельствования.

14. Осуществляет контроль за организацией проведения службой эксплу­атации инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учетом дорожных и климатических условий.

15. Осуществляет контроль за использованием транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.

16. Осуществляет контроль за стажированием водителей и работой води­телей-наставников.

17. Организует ежегодные занятия с водителями по 20-часовой програм­ме, утвержденные «Минавтотрансом» РСФСР от 01.01.2001 г, за №ДП-14/118.

18. Оказывает методическую помощь руководителям служб и подразделе­ний предприятия в проведении занятий, бесед, инструктажей водителей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

19. Организует работу кабинета (класса) безопасности движения по пла­ну, утвержденному руководителем предприятия (хозяйства) и оборудует его в соответствии с методическими указаниями.

20. Принимает участие в работе соответствующих комиссий по обследова­нию автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта предпри­ятия.

21. Немедленно сообщает в органы Госавтоинспекции о дорожно-транспортных происшествиях с подвижным составом предприятия, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.

22. Представляет в Госавтоинспекцию документы о сумме материального ущерба от повреждения транспортного средства и груза при дорожно-транс­портных происшествиях с подвижным составом предприятия.

III. Права:

1. Проводить проверки работы других служб и подразделений предприя­тия в части, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных проис­шествий, требовать от соответствующих руководителей и работников пред­приятия необходимых материалов, устных и письменных объяснений.

2. Проверять при необходимости у водителей ведомственного транспорта на линии наличие удостоверений на право управления транспортными сред­ствами, талонов к ним, путевых (маршрутных) листов, документов на перево­зимый груз, делать записи в путевых (маршрутных) листах при обнаружении нарушений водителями правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав в пред­приятие.

3. Отстранять в установленном законодательством порядке от работы во­дителей и других работников ведомственного транспорта, состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и требовать от соответ­ствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.

4. Запрещать выпуск на линию подвижного состава предприятия или воз­вращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожа­ющих безопасности движения.

5. Вносить предложения руководству предприятия о поощрении руководя­щих работников служб и подразделений за хорошую постановку и достигну­тые успехи в работе по обеспечению безопасности движения транспорта, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности дорожного движения.

6. Рассматривать и давать заключение по проектам документов, касаю­щихся обеспечения безопасности дорожного движения, подготовленным Дру­гими службами и подразделениями предприятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

Планы работы по предупреждению ДТП в автотранспортных и других предприятиях, разрабатываются работниками, отвечающими за обеспечение безопасной, безаварийной работы автотранспорта и утверждаются руководителем предприятия.

Планы отражают деятельность предприятия по снижению уровня аварийности и разрабатываются на основе нормативных актов , регламентирующих работу автотранспорта в транспортно-дорожном комплексе.

С инструкцией ознакомлен

Ответственный за работу по обеспечению безопасности дорожного движения

Должностная инструкция инженера по безопасности движения

  1. Общие положения

1.1 Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность инженера по безопасности движения.

1.2 Инженер по безопасности движения относится к категории специалистов.

1.3 Инженер по безопасности движения назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора автотранспортного предприятия.

1.4 Взаимоотношения по должности:

1.4.1

Прямое подчинение

директору автотранспортного предприятия

1.4.2.

Дополнительное подчинение

1.4.3

Отдает распоряжения

1.4.4

Работника замещает

Лицо, назначенное в установленном порядке

1.4.5

Работник замещает

‑‑‑

  1. Квалификационные требования инженера по безопасности движения:

2.1

образование

Высшее профессиональное образование

2.2

опыт работы

Без предъявления требований к стажу работы*

2.3

знания

основы трудового, административного и уголовного законодательства;

правила дорожного движения;

постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций, нормативные документы по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

устройство, назначение и конструктивные особенности

автомобилей;

правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;

основы экономики, организации производства и труда;

порядок и правила ведения форм учета и отчетности по безопасности движения;

методы и формы информации и пропаганды по безопасности движения;

правила охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты; основы трудового законодательства;

2.4

навыки

работы по специальности

2.5

дополнительные требования

---

* На должность:

Инженера по безопасности движения II категории назначается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы в должности инженера по безопасности движения либо на других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.

Инженера по безопасности движения I категории назначается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы в должности инженера по безопасности движения II категории не менее 3 лет.

  1. Документы, регламентирующие деятельность инженера по безопасности движения

3.1 Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы.

3.2 Внутренние документы:

Устав предприятия, Приказы и распоряжения директора предприятия, Должностная инструкция инженера по безопасности движения, Правила внутреннего трудового распорядка.

  1. Должностные обязанности инженера по безопасности движения

Инженер по безопасности движения исполняет следующие обязанности:

4.1. Организует на автотранспортном предприятии профилактическую работу по искоренению дорожно-транспортных происшествий и осуществляет систематический контроль за выполнением всеми работниками предприятия правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и дорожного движения, инструкций, приказов и других руководящих документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

4.2. Контролирует надлежащее техническое состояние выпускаемого на линию подвижного состава, соответствующего видам перевозок и квалификации водителей; соблюдение дисциплины, состояние здоровья водителей и качество их работы на линии; повышение профессионального мастерства водителей и других работников, деятельность которых связана с эксплуатацией подвижного состава.

4.3. Принимает участие в проведении служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с выездом на места их возникновения, и организует проведение в коллективе предприятия разборов этих происшествий и допущенных водителями нарушений правил дорожного движения.

4.4. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений водителями правил дорожного движения, анализирует обстоятельства и причины их возникновения, разрабатывает на этой основе конкретные меры по их устранению и организует их реализацию.

4.5. Проводит проверки работы всех служб и подразделений предприятия в части, касающейся обеспечения безопасности движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий, и вносит руководству предприятия предложения для принятия действенных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

4.6. Обеспечивает кабинет по безопасности движения необходимыми методическими материалами и наглядными пособиями, организует проведение в нем занятий, бесед, лекций, докладов и распространение опыта безаварийной работы водителей, бригад, колонн (отрядов) и предприятий.

4.7. Участвует в работе действующих в органах ГАИ комиссий по рассмотрению административных материалов о нарушениях, допущенных водителями предприятия,

4.8. Участвует в работе аттестационной комиссии предприятия по присвоению и понижению класса квалификации.

4.9. Осуществляет взаимодействие с территориальными органами ГАИ по вопросам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения.

4.10. Ведет учет и установленную отчетность по безопасности движения.

  1. Права инженера по безопасности движения

Инженер по безопасности движения вправе:

5.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности отдела безопасности движения.

5.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению деятельности по безопасности движения.

5.3. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений предприятия.

5.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

5.5. Требовать от руководства предприятия содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

  1. Ответственность инженера по безопасности движения

Инженер по безопасности движения несет ответственность:

6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

6.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.

  1. Условия работы инженера по безопасности движения

7.1. Режим работы инженера по безопасности движения определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

7.2. В связи с производственной необходимостью инженер по безопасности движения может направляться в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

7.3. Для решения оперативных вопросов инженеру по безопасности движения может выделяться служебный автотранспорт.

  1. Условия оплаты труда

Условия оплаты труда инженера по безопасности движения определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.

9 Заключительные положения

9.1 Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Предприятия, другой - у работника.

9.2 Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.

9.3 Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом директора предприятия.

Руководитель структурного подразделения

(подпись)

(фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАНО:

Инженер юридического отдела

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.0000

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.00

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

инженера по безопасности движения
службы охраны труда

1. Общие положения

1.1.Наименование должности - инженер службы охраны труда по безопасности движения.
1.2.Знание данной инструкции обязательно для:
- инженера СОТ по безопасности движения
- заместителя директора по охране труда;
- заместителя директора по транспорту;
- заместителя начальника СОТ.
1.3.Основной целью деятельности инженера по безопасности движения является осуществление контроля за техническим состоянием подвижного состава, организацией безопасности движения, проведение профилактической работы, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и сокращение травматизма на автотранспорте предприятия электрических сетей.
1.4.Инженер по безопасности движения должен иметь высшее образование по специальности "Автомобильный транспорт” без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы не менее 3-х лет.
1.5.Инженер по безопасности движения назначается и освобождается от занимаемой должности приказом по предприятию.
1.6. Инженер по безопасности движения в административном отношении подчиняется заместителю директора по охране труда, а в оперативном - заместителю директора по транспорту.
1.7.Проверка знаний инженера по безопасности движения производится в установленном порядке до начала исполнения им своих функциональных обязанностей и периодически один раз в три года. Аттестацию на соответствие занимаемой должности проходит в установленные на предприятии сроки.
1.8.Зоной обслуживания инженера по безопасности движения являются все участки механизации предприятия и эксплуатируемые на них машины и механизмы.
1.9.Инженеру по безопасности движения установлен ненормированный рабочий день.

2. Квалификационные требования.

Высшее образование по специальности "Автомобильный транспорт” без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы не менее 3-х лет.

3. Инженер по безопасности движения должен знать.

3.1.Законы Украины “Об охране труда”, "О дорожном движении", "Об автомобильном транспорте", “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профзаболевания, которые повлекли потерю трудоспособности”, “О пожарной безопасности”, отраслевые и межотраслевые нормативные документы по охране труда, эксплуатации автомобилей и механизмов, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, действующие нормативно-технические документы по безопасности дорожного движения, систему управления охраной труда, положение о службе охраны труда, должностную инструкцию инженера по безопасности движения.
3.2.Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по охране труда, эксплуатации машин и механизмов, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения;
3.3."Правила охраны труда на автомобильном транспорте" ДНАОП 0.00.-1.28-97;
3.4. " " НПАОП 0.00-1.36-2003;
3.5." " ДНАОП 1.1.10-1.04-01;
3.6."Правила пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта Украины" НАПБ В.01.054-98/510;
3.7."Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" ДНАОП 0.00-1.03-02;
3.8."Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" ДНАОП 0.00-1.07-94;
3.9. " " (СОУ-Н МПЕ 40.1.12.103:2005);
3.10."Инструкция по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на предприятиях топливно-энергетического комплекса Украины" СОУ-Н МПЕ 40.1.03.401.2005г.
3.11. Технические характеристики и конструктивные особенности автомобилей и спецмеханизмов.
3.12. Техническая эксплуатации автомобилей
3.13.Основы экономики, организации производства, труда и управления;
3.18.Основы трудового законодательства;
3.20.Правила внутреннего трудового распорядка;
3.21.Украинский язык в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей.

4. Функции и обязанности инженера по безопасности движения.

Инженер по безопасности движения выполняет следующие основные функции и обязанности:
4.1.Обеспечение безопасности дорожного движения на предприятии и безаварийной эксплуатации автомобильного транспорта.
4.2.Повышение квалификации работников по вопросам безопасности дорожного движения, распространение опыта безаварийной работы водителей, пропаганда безопасных методов труда.
4.3.Разработка новых, пересмотр или отмена существующих приказов и указаний по вопросам безопасности дорожного движения.
Инженер по безопасности движения:
4.4.Осуществляет контроль за выполнением всеми работниками предприятия электрических сетей Правил дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей, нормативно-технических документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
4.5.Организует учет и анализ причин, вызывающих ДТП и нарушения водителями правил дорожного движения и разрабатывает на этой основе мероприятия по их устранению.
4.6.Принимает участие в проведении служебного расследования ДТП с выездом на место его возникновения.
4.7.Организует и проводит инструктажи для водителей по безопасности движения, а также разбор в коллективе обстоятельств ДТП и допущенных водителями нарушений Правил дорожного движения.
4.8.Проверяет качество работы контрольных постов при выпуске автомобилей на линию и их возвращении в гараж.
4.9.Осуществляет контроль за работой транспортных средств, засоблюдением водителями на линии Правил дорожного движения, режима работы и отдыха.
4.10.Организует изучение работниками предприятия законодательных актов, правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения, а также проверку их знаний.
4.11.Принимает участие в работе аттестационной и квалификационной комиссий.
4.12.Проверяет процесс стажировки водителей вновь принятых на работу и в связи с переводом на другие марки автомобилей.
4.13.Ежеквартально сверяет в местных органах ГАИ сведения о нарушениях Правил дорожного движения и ДТП и предоставляет справку о ДТП в вышестоящую организацию.
4.14.Осуществляет связь по вопросам безопасности движения с органами ГАИ и обеспечивает внедрение их рекомендаций.
4.15.Обеспечивает постоянное функционирование кабинета безопасности движения, информирует работников о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП, нарушениях Правил дорожного движения.
4.16.Осуществляет контроль за периодическими медосмотрами водителей.
4.17.Участвует в проверке знаний по правилам дорожного движения и правилам технической эксплуатации автотранспорта у ИТР предприятия.
Приказом по предприятия электрических сетей инженер по безопасности движения назначен ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. В соответствии с этим инженер по безопасности движения обязан:
4.18. Осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары путем проведения периодических обследований. При этом он должен принимать меры по предупреждению работы с нарушениями правил безопасности, обращая особое внимание на соблюдение правил производства работ.
4.19.Проводить техническое освидетельствование грузоподъемных кранов и выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях предусмотренных Правилами, а также вести учет и производить техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, не подлежащих регистрации в органах Госнадзорохрантруда.
4.20.Проверять соблюдение установленного Правилами порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, назначение лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний у ответственных за содержание кранов в исправном состоянии, безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, обслуживающего и ремонтного персонала.
4.21.Контролировать выполнение предписаний органов Госнадзорохрантруда, а также выполнение графиков периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов грузоподъемных кранов, соблюдение сроков осмотров съемных грузозахватных приспособлений, тары.
4.22.При выявлении неисправностей, а также нарушений Правил безопасности при работе грузоподъемных кранов и их обслуживании ИТР по надзору должен принять меры по устранению выявленных неисправностей или нарушений.

5. Права инженера по безопасности движения

Инженер по безопасности движения имеет право:
5.1.Требовать от должностных лиц и водителей письменные объяснения и другие материалы о нарушении правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения.
5.2.Запрещать эксплуатацию транспортных средств, если их техническое состояние угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью людей.
5.3.Контролировать организацию работ по безопасности движения и выполнение мероприятий, направленных на предупреждение ДТП и травматизма водителей на предприятии.
5.4.Производить проверку выполнения Правил дорожного движения, наличие удостоверений на право управления транспортными средствами и путевой документации у водителей предприятия, а также делать записи о нарушениях водителями Правил дорожного движения в путевых листах.
5.5. Вносить предложения руководству о поощрениях, а также наказаниях работников в случае невыполнения правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения.
5.6.Проверять состояние безопасности дорожного движения в подразделениях, выдавать руководителям подразделений обязательные для исполнения письменные предписания и указания по вопросам безопасности движения и получать от них отчеты, справки и другую информацию о состоянии работы по профилактике ДТП.
5.7.Отстранять от работы лиц не прошедших медосмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний по ОТ, нарушающих нормативные акты по ОТ и безопасности движения.
5.8.Проводить вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности поступающему на работу, визировать заявления наприсвоение классности, на дополнительный отпуск за дежурство по линии ГАИ.
Инженер по безопасности движения как ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов имеет право:
5.9.В любое время в соответствии с установленным порядком посещать участки, где эксплуатируются грузоподъемные краны, проверять их состояние, условия эксплуатации, соблюдение Правил безопасности ответственными лицами и обслуживающим персоналом.
5.10.Запрещать эксплуатацию грузоподъемных кранов при наличии неисправностей, могущих вызвать аварию или травмировать людей.
5.11.Требовать от лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и безопасное производство работ по перемещению грузов кранами предъявление (для проверки) документов по вопросам, связанным с безопасной и безаварийной работы грузоподъемных кранов.
5.12.Ставить вопрос перед руководством предприятия об отстранении от обслуживания кранов необученных и неаттестованных рабочих и ответственных лиц и наказании тех, кто нарушает правила и инструкции безопасности.

6.Взаимоотношения.

В процессе выполнения функциональных обязанностей инженер по безопасности движения поддерживает взаимоотношения с ИТР службы и другими подразделениями предприятия электрических сетей:
6.1.С начальниками и механиками подразделений - по вопросам обеспечения безопасности движения, снижения аварийности и травматизма на транспорте предприятия электрических сетей.
6.2.Выполняет административно-технические распоряжения, полученные от руководства СОТ, а также непосредственно от директора предприятия, главного инженера и их заместителей.
6.3.Докладывает руководству СОТ о всех разногласиях, возникших между ним и руководителями подразделений.
6.4.Предоставляет информацию в СОТ ОАО "…облэнерго” о выполнении мероприятий по приказам, предписаниям, о состоянии аварийности и травматизма на транспорте предприятия электрических сетей.

7. Ответственность инженера по безопасности движения

Инженер по безопасности движения несет ответственность за:
5.1.Несоответствие принятых решений требованиям нормативно-технической документации по безопасности движения.
5.2.Невыполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.
5.3. Непринятие решений по вопросам обеспечения безопасности.

Любое современное предприятия сложно представить без автомобильного парка. И чем больше организация, тем больше автомобильных потребностей у неё. С увеличением подвижного состава, риск возникновения ДТП растёт.

Нужен ли в вашей организации человек ответственный за безопасность дорожного движения? Если ваша организация профилирована или пассажиров, то такого вопрос отпадает сам собой. Для этих организаций есть закон, обязывающий назначить и аттестовать такое лицо. А если вы не занимаетесь коммерческими перевозками, то закон вас не обязывает назначать специальное лицо, но ответственность в этом случая возлагается на руководителя фирмы или предприятия. То есть, в случае возникновения ДТП, руководитель или директор по умолчанию возлагает на себя выполнение функций лица, либо назначает ответвлённого человека из числа работников или нанимает со стороны. Это лицо наделяется полномочиями и несёт ответственность как специалист по безопасности дорожного движения. Для этого должен быть издан приказ по предприятию с внесением в должностную инструкцию соответствующих обязанностей. Далее, необходимо ознакомить работника с приказом и обязанностями под роспись, и только после этого он становится полноценным руководителем.

Требования, предъявляемые к специалисту

Лицо по обеспечению безопасности дорожного движения должно быть обучено и аттестовано, если в уставе вашей компании указан пункт «Услуги перевозки». Если же такого вида деятельности не обозначено, то у вас такой обязанности нет. Также если в уставе нет такого пункта, а по факту вы осуществляете перевозки на сторону, то в устав вам необходимо внести соответствующее дополнение и назначить ответственного. Данное лицо должно быть компетентным в вопросах безопасности дорожного движения на предприятии. Этот сотрудник должен иметь соответствующее образование или опыт, записанный в трудовую книжку. Для тех, у кого нет подобного опыта или образования, назначают обучение, на основании которого человеку можно поручить данные обязанности. Иначе существует риск, что в случае возникновения внештатной ситуации (ДТП), сотрудник может обратиться в суд, и он признает назначение данного лица на должность незаконным. Аттестовывать сотрудника в этом случае необязательно.

Для эффективной работы компании, необходимо распределить ответственность по БДД на трёх сотрудников:

  • ответственный по БДД;
  • специалист по контролю за ;
  • ответственный за ведение путевой документации.

Назначение должно осуществляться с занесением в должностную инструкцию конкретных обязанностей, каждому из них. т. к. если назначить приказом, а обязанности не прописать в инструкции, то такой сотрудник не будет отвечать за порученный ему сектор. Если ваша компания имеет в своей структуре филиалы, то в каждом из филиалов должно быть по три ответственных. А специалисты головного филиала, должны контролировать работу остальных. Это необязательно три разных сотрудника, все обязанности может выполнять и один человек (всё зависит от величины организации и от количества подвижного состава в наличии). И помимо обязанностей по контролю БДД, он может выполнять и другие (механик, диспетчер и др.). У данного специалиста должен быть диплом о высшем образовании в направлениях «Наземный транспорт» или опыт работы на подобной должности, занесённый в трудовую книжку.

Комплекс мер по обеспечению безопасности

Для предупреждения ДТП на предприятии необходимо провести комплекс мер:


А) вводный инструктаж проводится со всеми вновь прибывшими шофёрами. Проводит его лицо, ответственное за БДД на предприятии, инструктаж включает в себя:

  • организацию автодвижения по территории компании;
  • условия работы в организации;
  • порядок заполнения и ведения путевой документации;
  • последовательный ;
  • правила оказания доврачебной помощи пострадавшим.

Б) предрейсовый – проводится в случае отправления водителя по вновь созданному маршруту, перевозке тяжеловесных, опасных или крупногабаритных грузов. В его состав входят такие положения как:

  • наличие опасных участков на маршруте;
  • места для возможного отдыха на маршруте;
  • количество и местоположение пунктов технической помощи на маршруте;
  • правила безопасного прохождения трудных и опасных участков (затяжных спусков/подъёмов; ж/д переездов и др.);
  • алгоритм действий при возникновении внештатной ситуации.

В) сезонный – проводится не реже одного раза в полгода, на рубеже смены периодов осенне-зимнего на смену весенне-летнему или наоборот. Его цель – подготовить шофёров к эксплуатации автомобиля в предшествующий период. Должен включать в себя анализ ДТП, происходящих в аналогичные периоды ранее.

Г) специальный – проводится в таких случаях как:

  • в силу вступили законы, непосредственно влияющие на деятельность водителей;
  • изменён маршрут;
  • произошло ДТП с человеческими жертвами или крупным материальным ущербом;
  • поступила информация о террористической угрозе

Права и обязанности работодателя и специалиста по обеспечению БДД

Специалисту по обеспечению БДД запрещено:

  1. Давать допуск к управлению автомобилем водителям, не имеющим или с истёкшим сроком водительского удостоверения, в котором отраженно наличие соответствующей категории
  2. Принуждать шофёров нарушать ПДД либо поощрять данные действия.

В пределах действующего положения о БДД, возможно установить свои специальные правила для соблюдения БДД и требовать их соблюдения от подчинённых.

Предприятие в свою очередь, должно обеспечивать:


Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:

  1. Трудовое законодательство либо его основные положения.
  2. Законы, которые нацелены на БДД.
  3. Основные технико-экономические показатели транспортных средств и их назначение.
  4. Основные правила и нормы технического использования транспортных средств.
  5. Способы учёта и планирования автомобильных перевозок.
  6. Методы организации перевозок, обеспечивающие выполнение норм труда и отдыха водителей и других работников, обеспечивающих исправную эксплуатацию транспортных средств.

Должен уметь:


При соблюдении всех привил и рекомендаций, возможно достичь безаварийной работы предприятия или свести её к минимуму. Это повысит ваш рейтинг по сравнению с конкурентами. И позволит увеличить прибыль и благосостояние ваше и ваших работников.

Бланки: Должностная инструкция инженеру по безопасности движения

1. Общие положения

1.1. Инженер по безопасности движения относится к категории специалистов.

1.2. Инженер по безопасности движения назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации по представлению руководителя структурного подразделения (иного должностного лица).

1.3. На должность

Инженера по безопасности движения назначается лицо, имеющее высшее техническое образование автомобильного профиля без предъявления требований к стажу;

Инженера по безопасности движения II квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее техническое образование автомобильного профиля и стаж работы в должности инженера по безопасности движения не менее 3 лет;

Инженера по безопасности движения I квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее техническое образование автомобильного профиля и стаж работы в должности инженера по безопасности движения II квалификационной категории не менее 3 лет.

1.4. В своей деятельности инженер по безопасности движения руководствуется:

Нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

Уставом организации;

Приказами, распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

Настоящей должностной инструкцией.

1.5. Инженер по безопасности движения должен знать:

Нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения;

Устройство, назначение и конструктивные особенности автомобилей, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;

Правила дорожного движения;

Основы экологического законодательства;

Экономику, организацию производства, труда и управления;

Порядок и правила ведения форм учета и отчетности по безопасности движения;

Методы проведения технико-экономических расчетов с применением современных средств вычислительной техники;

Основы трудового, административного и уголовного законодательства;

Методы и формы пропаганды и информации по безопасности движения;

Передовой опыт в области безопасности дорожного движения;

Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

1.6. В случае временного отсутствия инженера по безопасности движения его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя организации, которое несет ответственность за надлежащее их исполнение.

2. Должностные обязанности

Инженер по безопасности движения осуществляет следующие обязанности:

2.1. Организует в организации профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и осуществляет систематический контроль за выполнением всеми работниками организации правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и дорожного движения.

2.2. Контролирует надлежащее техническое состояние выпускаемого на линию подвижного состава, соответствующего видам перевозок и квалификации водителей автомобилей.

2.3. Организует контроль за состоянием здоровья водителей и качеством их работы на линии.

2.4. Принимает участие в проведении служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовал подвижной состав организации, с выездом на места их возникновения и организует проведение в коллективе разбора этих происшествий и допущенных водителями автомобилей нарушений Правил дорожного движения.

2.5. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений водителями автомобилей Правил дорожного движения, анализирует обстоятельства и причины их возникновения, разрабатывает на этой основе конкретные меры по их устранению и организует их реализацию.

2.6. Обеспечивает кабинет по безопасности движения необходимыми методическими наглядными пособиями, организует проведение в нем занятий, бесед, лекций, докладов и распространение опыта безаварийной работы водителей автомобилей, колонн (отрядов) и организаций.

2.7. Участвует в работе комиссий по рассмотрению административных материалов о нарушениях, допущенных водителями автомобилей, квалификационной комиссии предприятия по присвоению и понижению класса квалификации.

2.8. Ведет учет и установленную отчетность по безопасности движения.

Инженер по безопасности движения имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках в деятельности организации (структурного подразделения, отдельных работников), выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

4. Взаимоотношения (связи по должности)

4.1. Инженер по безопасности движения подчиняется непосредственно руководителю структурного подразделения (иному должностному лицу).

4.2. Инженер по безопасности движения осуществляет взаимодействие с работниками структурных подразделений организации по вопросам, входящим в его компетенцию.

5. Оценка работы и ответственность

5.1. Результаты работы инженера по безопасности движения оценивает руководитель структурного подразделения (иное должностное лицо).

5.2. Инженер по безопасности движения несет ответственность за:

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей;

Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;

Причинение материального ущерба организации - в соответствии с действующим законодательством.

Примечание. Должностная инструкция инженеру по безопасности движения разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей служащих, раздел 4 «Транспорт и связь», выпуск 13 «Должности служащих, занятых на автомобильном транспорте» (утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 05.11.2002 № 142), и оформлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта Республики Беларусь 6.38-2004 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утвержден постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 21.12.2004 № 69, входит в Унифицированную систему организационно-распорядительной документации (УСОРД), утвержденную приказом Департамента по архивам и делопроизводству Минюста РБ от 14.05.2007 № 25).



Просмотров