Федеральный закон о насилии в семье. Закон о декриминализации побоев

По этому проекту легкие побои не будут наказываться по уголовной статье. Наказание - штраф или арест на 15 суток.

Разгорелась дискуссия. Что же Госдума разрешает бить жен или, наоборот, мужей? Разрешает физически наказывать детей? «Какая дикость!» - восклицают противники законопроекта. Здесь надо уточнить: административно наказывается только первый случай побоев. Повторное нарушение уже будет расцениваться как уголовное преступление. И наказание, конечно, серьезнее. Кроме того, под декриминализацию попадают только легкие побои. Если же причинен вред здоровью, то это тоже уголовное преступление. Так что никто не призывает безнаказанно избивать своих домочадцев.

Речь идет о смягчении наказания за легкие проступки. Не сажать сразу нарушителей в тюрьму. Мужа в тюрьму, а жена, написавшая на него заявление, сама же и жалеет о том, что сделала. Таких случаев много. Именно это и имели в виду авторы законопроекта. Относительно не семейного насилия так уже сделано. За легкие побои сразу не сажают.

В России с преступностью происходят изменения. Яркий показатель - это количество самых страшных преступлений - убийств. 80-е годы, конец советской власти. Статистика - 8-9 убийств в год на сто тысяч человек. 1993 год - более 30 убийств на сто тысяч человек. В четыре раза выросло число убийств. И это далеко не только бандитизм 90-х. Неустроенность людей, невозможность приспособится к новой жизни, потеря жизненных ориентиров. Отсюда озлобленность, пьянство, наркомания. Так всегда бывает во времена социальных потрясений.

С 2003 года этот страшный показатель неуклонно снижается. Сейчас он достиг примерно советского уровня. Те же восемь убийств на сто тысяч человек. К сожалению, и это много. Но мы видим тенденцию на снижение криминальности нашего общества. И это хорошо. Закон о домашнем насилии лежит в этом русле. Меньше уголовщины - меньше людей в тюрьмах.

Rадры выкладывала в соцсети многодетная приемная мама Светлана Дель из подмосковного Зеленограда. В семье 16 детей. Многие - со сложной судьбой и тяжелыми диагнозами. Сама Светлана работает тренером школы приемных родителей. Ее героизмом восхищались тысячи других женщин.

«Михаил очень хорошо относится к Свете, к детям. Эталон семьи, то есть на них смотришь и ты понимаешь, что эти люди любят друг друга, и любят своих детей», - говорит Мария Эрмель, подруга Светланы Дель.

Но воспитатель детского сада обнаружила у сына Светланы следы побоев на теле. В это сложно было поверить. Всю неделю интернет бурлил флешмобами, и родители даже публиковали фотографии своих детей в синяках. Однако департамент соцзащиты заявил, что дело тут не в случайном ушибе.

«Не один синяк, а множество синяков. Я еще раз подчеркиваю, потому что многие говорят синячок, или синяк. Это не синячок и не синяк, а это многочисленные синяки и кровоподтеки, которые были обнаружены на теле ребенка. После чего органы опеки совместно с УВД выехали на квартиру, и там тоже был обнаружен полный беспорядок и недостаточные условия для нормального проживания детей в этой семье», - сообщил министр правительства Москвы, руководитель Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Владимир Петросян.

Сложно представить, что такого увидели органы опеки в квартире, что приняли решение немедленно забрать десятерых детей из семьи. Впечатление от внезапной проверки явно не совпало с публичным образом матери-героини. Сама Светлана сейчас продолжает выкладывать кадры детей в «Инстаграм», но уже из приюта.

Всю эту неделю аппарат Уполномоченного по правам ребенка готовил решение об условиях возвращения детей, чтобы все-таки сохранить эту, возможно, и не эталонную, но семью. Однако расследование показало новые факты. Дети посещали кружки, но не ходили постоянно в школу. На родителей ранее жаловались в опеку воспитатели другого детского сада, а еще старшая дочь Светланы.

«Мнение такое, что детей возвращать в эту семью нельзя категорически, потому что абсолютно все дети подтвердили факт того, что их дома бьют. Конечно, самые серьезные претензии были к папе. Они его даже папой не называли, все называют дядей Мишей. При одном его имени многие дети вздрагивали от страха. Одна старшая девочка сказала: я вернусь при одном условии - чтобы я не была там прислугой. Они говорили не моим сотрудникам, чтобы нас потом обвиняли, что наши сотрудники защищают честь мундира. Я принципиально вчера поставил вопрос, что не будут работать специалисты департамента», - сообщил министр правительства Москвы, руководитель Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Владимир Петросян.

Приемные родители не согласились давать интервью. А адвокат заявил, что факта избиения ребенка вообще не было.

«Никакого насилия в семье не применяется. Не применялось в том конкретном случае с мальчиком, у которого якобы нашли синяки. Хотя сейчас уже идет сомнение, а был ли вообще мальчик с синяками», - сказал Иван Павлов, адвокат Светланы и Михаила Дель.

Против многодетного отца возбудили уголовное дело. Следственный комитет проверяет и органы опеки, которые закрывали глаза на ситуацию в семье. Эта история шокирует своей неожиданностью. Но статистика показывает, что внешне благополучные семьи часто страдают от домашнего насилия.

«Официальные цифры статистики страшные, они пугают. Но, тем не менее, можно смело говорить, что 70-80 процентов случаев оказываются в тени, и женщины о них не рассказывают. И самое страшное - это социально-культурная модель. То есть в нашем обществе пока что это позволено и это считается нормальным - ударить ребенка, ударить женщину. И зачастую в первую очередь именно окружение этой женщины будет говорить о том, что не нужно обращаться в полицию, что ты сама виновата», - говорит соучредитель и руководитель проекта «Насилию.нет», кандидат юридических наук Анна Ривина.

Жертвы домашнего насилия обычно скрывают своих обидчиков. А полиция неохотно расследует такие дела. Отчасти потому, что знают, через пару дней женщина может передумать. Родственники и соседи тоже редко заявляют в полицию. Хотя 95 процентов жертв - это дети и женщины, в том числе беременные.

«В интернете и все обычные люди, которых мы встречаем в жизни, на 100% с уверенностью скажут, что они в такой ситуации не прошли бы мимо, они бы что-то сделали. То есть почти все ваши знакомые скажут, что вмешались бы. На деле мы видим совершенно другую ситуацию», - отметил блогер Николай Соболев.

Блогер Николай Соболев вместе с другом провел эксперимент. В своей квартире на глазах у курьера он разыграл бытовую сцену. Свидетелями избиения стали по очереди 12 посторонних мужчин. Но за четыре дня съемок никто из свидетелей не позвонил в полицию. И только один парень действительно заступился.

Маша и Настя, девушки из объединения феминисток, купили театральный грим и предлагают представить себя на месте жертвы. Но даже искусственный фингал заставляет чувствовать ужасный стыд.

«Мне кажется, тяжело психологически с таким выйти в люди», - говорит корреспондент Екатерина Кибальчич.

Тем не менее все равно выходит в центр Москвы, где прохожие, как правило, стараются обойти девушек стороной.

«"Нас били в детстве. Мы тоже бьем и ничего страшного". Получается, что насилие передается из поколения в поколение. Сейчас наша задача - эту цепочку разорвать», - говорит автор перформанса Мария.

В среднем цепочка насилия разрывается после седьмого по счету избиения. Считается, что именно столько раз женщина готова терпеть побои. Впрочем, пережить эти семь раз удается не всем. Каждый год около 12 тысяч женщин в России погибает от рук близких. Это жертвы, которых можно избежать, если вовремя сообщать о насилии и наказывать его.

В Интернете по запросу «домашнее насилие» можно найти телефон местной службы экстренной психологической помощи. Во многих регионах работают кризисные центры, где можно не только получить юридическую помощь, но и временное жилье.

Радулова написала пост про то, что нужно принять закон о домашнем насилии – такой, как в 120 с лишним странах.
Наверное, 1000 раз все видели в американских фильмах, как мужику не разрешают жить в общем с женой доме, подходить к ней ближе, чем на 100 (или сколько там?) метров. Как потом при разводе он теряет право на дом и детей и т.д. Жестоко? Но таков закон.
Впрочем, возможны варианты, и все решает суд. Да и не у всех дом есть. Часто женщине приходится прятаться в приюте, а иногда даже менять фамилию и внешность.
Но у нас ничего такого нет.
В советское время жене было достаточно вызвать милицию – по телефону или лично. Буяна ждали 15 суток ареста, а иногда и суд. Могли, в конце концов, выселить за 101 км.
Милиция занималась домашними ссорами довольно плотно: участковый вел воспитательные беседы, сообщали на работу и т.д.
Да что там милиция – соседи и те часто вступались за женщину и детей, хотя и тогда было много убийств на бытовой почве. Например, одна моя знакомая с детства помнит случай, как сосед зарубил жену топором прямо у их дверей. Потом мозги пришлось отчищать…

Вот поэтому и нужен закон: ведь обычно убийство не случается на ровном месте – ему предшествуют ссоры, побои, может быть, и не такие значительные, чтобы возбуждать уголовное дело. Но агрессор расходится постепенно и звереет.

Но я вернусь к посту Радуловой. Она все верно написала, но боже мой, сколько народу набежало! И каждый доказывает, что закон о домашнем насилии не нужен и вреден.

Во-первых, чем убийство или тяжкие телесные повреждения отличаются, если они получены дома, а не на улице. Как чем? На улице – это случайность, а дома закономерность. Уличного насильника можно больше никогда не встретить, а домашний – вот он, рядом.
Особо одаренные пишут, что приюты женщине не нужны – она всегда может где-то снять квартиру или ее должна приютить подруга, родные. Да, кто-то так и делает. Но нужно, чтобы родные жили в том же городе, чтобы они имели возможность принять родственницу с детьми. Но нужны деньги, чтобы снять жилье. А где взять таких подруг, чтобы приютили на длительный срок да еще не побоялись получить под раздачу? Это, извините, уже фантастика.
Да и почему женщина должна бежать, сломя голову, побираться, проситься к кому-то Христа ради? Должен быть закон, который ее защитит.

Второе возражение то, что женщины начнут нарочно ставить себе синяки, чтобы избавиться от мужей, и даже, что этим займутся дети, чтобы избавиться от родителей. Жуть-то какая!
При применении любого закона возможны какие-то злоупотребления, но они не носят такой массовый характер, чтобы не принимать закон.

У нас очень любят такие вещи: начинают пугать друг друга ужасными последствиями благих намерений. Так полюбили поговорку, что благими намерениями выложена дорога в ад, что готовы лучше жить в аду. Прямо, нет ничего хуже благих намерений.

Начнешь говорить о пересмотре итогов несправедливой приватизации – а у вас квартиру отберут! Ловко тогда придумали: одни получили недра, леса, реки, заводы, пароходы, а другим заявили, что те квартиры, в которых они родились, теперь принадлежат им – рот и заткнули. А кому они раньше принадлежали? Нельзя же было оставить человека без жилья, и столько бездомных, сколько сейчас в стране не было. И вот нет бы сообразить, что их надули, как последних дураков, так дрожат за свои квартиренки и мирятся с тем, что уже всю страну по частям за границу вывезли.

Или начнешь возмущаться коррупцией – так сразу: а у нас везде коррупция. И несут что-то такое, чего и во сне не приснится. Вот начнут сажать коррупционеров, а потом тебя Сибирь отправят за то, что ты дорогу не там перейдешь.

Те же самые аргументы и против закона о домашнем насилии.

Третье возражение то, что всем нужно соблюдать старые законы, а не принимать новые. Какая глубокая мысль! Скажите это тому типу, что недавно отрубил жене обе руки или тому, который 5 часов избивал жену и забил до смерти.

Четвертое возражение, что баба сама дура, что вышла замуж за негодяя - так ей и надо.

Главное, что этим комментаторам жалко, если примут новый закон? У них лично от этого что-то убудет? Или у Радуловой в коментах собрались исключительно насильники, которые боятся, что закон обернется против них? Как же их много-то!

28 сентября 2016 г. в Госдуму РФ внесен законопроект N 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия» (далее - законопроект о профилактике) и законопроект N 1183394-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О профилактике семейно-бытового насилия» (далее - законопроект N 1183394-6) .

Законопроект о профилактике семейно-бытового насилия преподносится его инициаторами как правовой акт, направленный на защиту семьи.

Однако анализ показывает, что истинной его целью является создание условий для разрушения института семьи. Юридическая техника проекта не выдерживает критики. Используемые формулировки настолько широки и размыты, что явно противоречат принципу правовой определенности закона и приведут к страшным злоупотреблениям на практике.

1. Понятие насилия.

Впервые на уровне федерального закона вводятся детальные определения четырех форм насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Извлечем из определений законопроекта самые впечатляющие места.

«Физическим насилием » по закону объявляются «умышленные насильственные действия, причинившие вред здоровью и (или) физическую боль, любое иное использование физической силы, попытки такого насилия ...» (п. 4 ст. 3).

Итак, применение физической силы дома и даже попытки такового объявлены вне закона. Авторы проекта ловко манипулируют словами, смешивая понятия насилия и силы. Без использования физической силы жить вообще невозможно. Так что данное определение дает почву для вмешательства в любую семью.

«Психологическое насилие » - это «высказывание угроз совершения насилия по отношению к пострадавшему, его родственникам..., знакомым, домашним животным, преследование..., изъятие документов, удостоверяющих личность...; умышленное уничтожение, повреждение или удержание имущества пострадавшего либо его родственников » (п. 5 ст. 3).

С таким определением под репрессивные меры закона может попасть родитель, сказавший в воспитательных целях непослушному ребенку что-то типа: «Ты у меня получишь!».

Забрать паспорт у ребенка, желающего вопреки мнению родителей, совершить какое-нибудь опасное путешествие, также по законопроекту недопустимо.

В данном определении материальный вред (уничтожение имущества) волшебным образом превратился в «психологическое насилие». Однако если открыть словарь, можно узнать, что психология - «наука о душе» Иными словами, то, что касается «психологии», происходит с душой человека, а не с его имуществом. Таким образом, и в данной части определение несостоятельно.

Предложенный в проекте подход к «психологическому насилию» не допускает никаких запретов имущественного характера в семейной сфере: исключено «удержание имущества» любого члена семьи. Однако понятно, что невозможно воспитать ребенка, не изымая у него иногда тех или иных вещей.

Кроме того, в свете приведенного определения возникнут явные сложности с приучением строптивых домашних котов и собак к правильному месту для отправления естественных надобностей, поскольку для этих целей хозяевами нередко используются «угрозы».

«С ексуальное насилие» по проекту - это «деяние, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу пострадавшего, в том числе принуждение к половым отношениям посредством силы , угроз или шантажа...» (п. 6 ст. 3).

Однако преступления сексуального характера у нас давно запрещены Уголовным кодексом РФ (ст.ст. 131-135). Например, согласно ст. 131 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), наказуемо изнасилование, которое определено как «половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей». В проекте же говорится просто о применении «силы». Какой мощности должна быть примененная сила, чтобы говорить о «сексуальном семейно-бытовом насилии», определять будет третье по отношению к «семейно-бытовому кругу» лицо, и, как правило, не суд в отличие от уголовных дел.

При этом закон прямым текстом распространяет свое действие на супругов. В связи с чем можно получить новую удивительную для России практику о репрессивных мерах к супругу за действия, приглашающие супругу к исполнению соответствующего долга. Самое интересное, что заявление по данному вопросу (как вообще о любом насилии) может быть организовано третьими лицами (см. ниже). Другой вариант, который возникнет на практике «благодаря» определению «сексуального насилия» - это использование закона недобросовестными женщинами с целью выселения мужчин их своих жилищ (детали ниже).

«Экономическое насилие» включает по закону «умышленное лишение человека... имущества, денежных средств, на которые он имеет предусмотренное законом право, умышленное уничтожение или повреждение имущества, либо иное причинение имущественного вреда; запрет или создание препятствий во владении, пользовании общим имуществом;... принуждение к тяжелому и вредному для здоровья труду, в том числе несовершеннолетнего члена семьи, а также иные подобные действия, вызывающие негативные материальные последствия для пострадавшего » (п. 7 ст. 3).

Семейные отношения переводятся в сферу бизнес-отношений, в которых за любой вещественный ущерб надо отвечать по всей строгости закона. Не будут приняты во внимание никакие мотивы, которые могут быть связаны с заботой об истинном благе для семьи либо со случайным срывом в ссоре.

Интересно также, как уполномоченные органы будут трактовать принуждение ребенка к «тяжелому труду», запрещенное проектом? Автору известен случай, когда в Германии мать была уволена с работы за то, что ее семилетняя дочь с радостью помогала ей на работе вытирать пыль. На счет России: в органах опеки Москвы для всеобщего обозрения размещались картинки, на которых был изображен перечеркнутый ребенок с пылесосом. В общем, вполне возможно, что с таким определением на практике под запретом окажется обычный детский домашний труд. Обсуждаемые формулировки закона окончательно подрывают возможность воспитывать детей адекватными милосердными людьми, а не хамоватыми скотоподобными существами.

По законопроекту планируется внедрение министерством образования школьных программ, обучающих детей мерам, направленным на профилактику семейно-бытового насилия (п. 2 ч. 1 ст. 12). Попросту говоря, детей в школе научат праву на непослушание. Противостоять внедрению антисемейной пропаганды смогут только сильные духом учителя. Дело в том, что законопроект обязывает учителей доносить в органы внутренних дел «о ставших им известными фактах семейно-бытового насилия или угрозах его совершения » (ч. 2 ст. 12). Даже об «угрозе насилия»! С учетом формулировок закона, фактически запрещающих любые воспитательные маневры, неприятные ребенку, «угроза» такового есть в каждой семье. Соответственно, после принятия закона на учет можно ставить все семейное население страны.

Факт наличия в законопроекте неопределенных норм является нарушением Конституции РФ. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, «неопределенность содержания правовой нормы препятствует ее единообразному пониманию, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущего ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции РФ (постановления от 6 апреля 2004 г. N7-П , от 20 декабря 2011 г. N29-П , от 2 июня 2015 г. N 12-П и др.)».

2. Лица, к которым может быть применен закон.

В соответствии с п. 8 ст. 3 «семейно-бытовой нарушитель - лицо, совершившее семейно-бытовое насилие».

Согласно п. 3 ст. 3 «семейно-бытовые отношения - круг отношений между лицами находящимися в семейных отношениях , отношениях свойства (отношения супруга с родственниками другого супруга, а равно между родственниками супруга), либо имеющих общего ребенка (детей), лицами, проживающими совместно либо ранее проживавшими совместно в пределах индивидуального жилого дома, квартиры или иного жилого помещения и ведущими (ведшими ранее ) совместное хозяйство, а также между лицами прекратившими семейные отношения и отношения свойства ».

Неясно, какие лица по законопроекту являются «находящимися в семейных отношениях».

Так, в ст. 2 СК РФ сказано, что семейное законодательство регулирует «отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами».

А в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ «К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи ».

Что касается подселенных к себе собственником лиц, новый законопроект по сравнению с Жилищным кодексом РФ устраняет субъективный момент (в ЖК РФ было желание «вселить лица как члена семьи »). По закону о профилактике для отнесения субъекта к кругу лиц, в отношении которых действует закон, достаточно объективного признака «совместного проживания и ведения хозяйства».

При этом законопроект включает в круг интересующих его субъектов также лиц, «ведших ранее совместное хозяйство» и даже «прекративших семейные отношения».

Но сколько времени должно длиться «совместное проживание», упомянутое в законопроекте? Что, если пара несколько дней проживала под одной крышей, совместно занимаясь домашними делами? Что если жильцы разных комнат одной коммунальной квартиры в прошлом некоторое время вели общее хозяйство? Исходя из обсуждаемого определения, во всех этих случаях закон будет действовать.

Как видно, законопроектом предпринята попытка выделить новый для юриспруденции круг связанных между собой лиц - «семейно-бытовой». До сих пор закону известны были лишь понятия «близких лиц» и «членов семьи».

Однако понятия «семейный» и «бытовой» имеют разное смысловое наполнение, их смешение не имеет никаких правовых оснований. По аналогии можно предложить законопроект о «семейно-офисных» или «рабоче-бытовых» отношениях, абсурдность которых очевидна.

Если же развести понятия «семьи» и «быта», то возникает еще один вопрос к авторам законопроекта: к какому кругу («семейных» или «бытовых») они относят лиц, «прекративших семейные отношения и отношения свойства», а также «ранее проживавших совместно и ведших совместное хозяйство»? Ведь если у людей в настоящее время нет семейных отношений и нет совместного быта, то они выпадают из круга «семейных» и «бытовых» связей. Похоже, авторы имели ввиду охватить также «ранее семейные» и «ранее бытовые» отношения.

Суть проблемы в том, что предложенное в законопроекте определение специально создано для облегчения вмешательства власти в любые относительно близкие человеческие отношения : чуть ли не всякая связь между людьми может привести к квалификации их отношений как подпадающих под закон.

3. Меры профилактики и основания их принятия.

Закон предусматривает пять мер профилактики: профилактический учет; профилактическая беседа; специализированные психологические программы; защитное предписание; судебное защитное предписание (ч. 2 ст. 17).

Однако, профилактические учет и беседа, а также специализированные психологические программы (правда, под названием «социальная адаптация», «ресоциализация», «реабилитация») введены в качестве мер профилактики другим не менее опасным законом - ФЗ РФ N 182-ФЗ от 23 июня 2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» (далее - Закон об основах профилактики) . В итоге мы получаем из новшеств лишь защитное предписание, которое и является истинной целью принятия закона.

В ст. 18 сказано, что основанием для принятия мер профилактики является , например, «непосредственное обнаружение сотрудником полиции обстоятельств, или данных, свидетельствующих о совершении семейно-бытового насилия, попытки его совершения или угрозы его совершения », а также «сведения, поступившие из органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций , от должностных и физических лиц ».

Это значит, что на практике достаточно будет любого сообщения о факте насилия, чтобы предполагаемого правонарушителя направить на профилактику.

Рассмотрим более детально вопрос о такой мере профилактики как защитные предписания.

4. Защитные предписания.

Законопроект предусматривает два вида предписаний: (1) защитное и (2) защитное судебное.

4.1. По ст. 22 защитное предписание - это акт сотрудника полиции в отношении правонарушителя, в котором будут установлены:

Обязанность правонарушителя пройти психологическую программу;

Запрет «преследования» пострадавшего, в частности, розыск пострадавшего, ведение телефонных переговоров, посещение мест учебы и работы против воли пострадавшего и любые иные действия, «вызывающие страх у пострадавшего за безопасность » (п. 13 ст. 3). Наличие страха явно будет предполагаться. Такого рода предписание может быть исполнено в отношении супругов, проживающих в одном жилом помещении, лишь путем устранения одного из них из жилья, а в отношении ребенка - лишь путем его изъятия.

Иными словами, на практике предписание будет означать полный запрет на общение правонарушителя с пострадавшим.

При этом,

(а) по ч. 1 ст. 22 проекта:

- основанием для вынесения полицией предписания являются «данные, указывающие на совершение семейно-бытового насилия, либо попытки его совершения или угроз его совершения ».

- «защитное предписание выносится незамедлительно »!

Закон дает сотруднику полиции возможность вынести предписание не только по месту совершения насилия, но и в служебном помещении .

Итак, звонок в полицию любого лица с передачей «данных» о «попытке насилия» в некоей семье должен приводить к моментальному вынесению запрета на общение членам этой семьи . Без суда и следствия. Еще раз - просто «при наличии данных» о «попытке». Надо ли объяснять, что «попыткой» можно расценить что угодно, а факт поступления в полицию «данных о попытке» никто проверить не сможет. С учетом того, что «насилие» по закону включает в себя обычные житейские ситуации и воспитательные меры, «попытки» создания таких ситуаций имеются в каждой квартире.

(б) Предписание может быть вынесено в отношении лица, достигшего 16 лет.

С учетом того, что до 18 лет человек считается ребенком, защиту прав лица от 16 до 18 лет возьмет на себя государство (например, путем направления его в детский дом).

(в) Срок действия предписания - до двух месяцев (ч. 8 ст. 22).

(г) Защитное предписание может быть вынесено без согласия пострадавшего , если сотрудник полиции сочтет, что пострадавший в силу зависимости от правонарушителя либо «по иной причине, не может выразить согласие» (ч. 1 ст. 22).

Понятно, что пострадавшие (женщины и дети на 100%) в подавляющем большинстве случаев будут признаны «находящимися в зависимости», прежде всего психологической.

(д) Характерно, что любые свидетели «семейно-бытового насилия» также могут потребовать предписание для своей защиты , причем в отсутствие согласия пострадавшего (ч. 13 ст. 22). Т.е., любое заявление недоброжелателя семьи не только приведет к вынесению предписания, разрушающего возможность продолжения семейной жизни, но и будет обеспечено невозможностью выяснить отношения с доносчиком под страхом наказания лиц, пострадавших от доноса.

(е) Законопроект вводит нормы, грубо противоречащие процессуальному законодательству. Так, проект дает всего 3 дня на обжалование предписания полиции . В то же время решения и действия представителей органов власти по действующему закону оспариваются в течение 3 месяцев (ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ). Из этого понятно, что разработчики законопроекта преследуют цель сохранения в силе незаконных предписаний, поскольку за 3 дня неподготовленный человек не успеет подать жалобу.

Нарушение предписания приведет к штрафу до 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.5 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; далее - КоАП РФ), повторное - к аресту до 15 суток (ч. 2 ст. 19.5 2 КоАП РФ) . Причем штрафовать за первое нарушение предписания будет та же полиция. Вырисовывается весьма интересная финансовая схема: выдача предписания нормальной семье по анонимному сигналу о «попытках насилия» и выписка штрафа члену семьи, который пытается воссоединиться с близкими, «отрезанными» от него предписанием.

Выдача предписания может сопровождаться привлечением правонарушителя к ответственности за «семейно-бытовое дебоширство », которое в законопроекте N 1183394-6 определено так: «Действия гражданина, нарушающие права членов его семьи , а также лиц, проживающих с ним совместно, на здоровье, честь или достоинство, на покой в жилом помещении, в том числе сопровождающееся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества или шумом». Данную норму предлагается включить в КоАП РФ (ст. 20.1 1).

Приведенная статья включает в себя неопределенные понятия, такие как «покой в жилом помещении» (покой - это субъективно оцениваемое состояние), «члены семьи» (по ЖК РФ и по СК РФ «члены семьи» - это разные лица). В итоге подобная норма приведет к страшным злоупотреблениям на практике и грубом вмешательстве в семейную сферу.

При этом по законопроекту N 1183394-6 любое «нарушение покоя», которое сопровождалось повреждением имущества (например, разбита чашка) либо нецензурным словом, приведет к штрафу (ч. 1 ст. 20.1 1), а при повторности - к аресту до 15 суток (ч. 2 ст. 20.1 1).

4.2. Судебное защитное предписание.

По ст. 23 проекта судебное предписание выносится мировым судьей по заявлению пострадавшего либо по заявлению субъектов профилактики семейно-бытового насилия, перечень которых безразмерен. Исходя из п. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 6 законопроекта выдачу защитного предписания могут инициировать «родственники пострадавшего, совместно проживающие с ним лица, свидетели семейно-бытового насилия , включая несовершеннолетних, работник организации социального обслуживания и иные лица , в случае, если имеются основания полагать, что семейно-бытовой нарушитель может причинить им моральный, физический, имущественный вред, либо воспрепятствовать их законной деятельности, реализации прав, либо высказывает угрозы, оскорбления в их адрес».

Аналогично предписанию полиции судебное предписание:

Выдается «при наличии данных , свидетельствующих о совершении... насилия, либо угроз или попытки его совершения » (ч. 6 ст. 24);

- может быть выдано против воли пострадавшего , если будет признано, что последний по какой-либо причине не может выразить согласие (ч. 3 ст. 23).

При получении заявления о выдаче предписания суд незамедлительно должен вынести постановление о временном судебном защитном предписании на срок рассмотрения судом дела (ч. 3 ст. 24). Иными словами, суд, получив любую кляузу «свидетеля» о попытке насилия в некоей семье, обязан сразу и без всякого разбора дела выдать запрет на общение членов этой семьи до момента выяснения обстоятельств дела в рамках процесса. Пусть это кратковременный запрет (дело должно быть рассмотрено за 15 дней по ч. 2 ст. 24), но он способен нанести страшный вред психике и здоровью в целом членов семьи, особенно малолетних.

Изложенное показывает, что законопроект исходит из презумпции вины любого лица, в отношении которого поступает сигнал. Это обстоятельство не вписывается в рамки ни уголовного, ни административного права, которые базируются на презумпции невиновности лица до момента установления вины решением суда (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ, ст. 5 УК РФ, ст. 49 Конституции РФ).

В отличие от предписания полиции, которое действует до 2 мес. (ч.ч. 7-8 ст. 22), судебное предписание действует до года, при этом может продлеваться до двух лет (ч.ч. 5, 7 ст. 23). Примечательно, что такого ограничения (2 года) не предусмотрено в законопроекте N 1183394-6, которым прописаны правки КоАП РФ, предлагаемые в связи с принятием закона о профилактике. В ч. 10 ст. 123.10 КоАП РФ предусмотрено право судьи «неоднократно продлевать» срок предписания, что может привести к бесконечному запрету на общение членов семьи. Впрочем, устроить такой запрет можно также путем выдачи нового предписания, взамен истекшего по сроку.

Неисполнение лицом, получившим судебное защитное предписание, указанных в нем запретов, влечет за собой административную ответственность до 15 суток ареста (ст. 17.4 1 КоАП РФ).

Поэтому желание помириться со второй половиной после ссоры при наличии предписания, запрещающего приближаться к жертве ближе, чем на определенное расстояние, может быть расценено как преследование и обернуться арестом.

Поражает циничностью норма п. 1 ч. 3 ст. 25 о том, что суд может предписанием обязать правонарушителя покинуть жилье на время действия предписания, причем вне зависимости от того, является ли он собственником жилья . Эта норма нарушает установленное Конституцией РФ право частной собственности (ст. 35). Авторы закона пытаются оправдать это несоответствие Конституции ссылкой на ст. 140 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), которая допускает ряд ограничений в отношении имущества в гражданском процессе. Однако данную попытку следует признать безуспешной. Ст. 140 ГПК РФ регулирует обеспечительные меры по иску. Согласно ч. 2 ст. 139 ГПК РФ «обеспечение иска допускается..., если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда». Пример обеспечительной меры: запрет продажи вещи ответчику до момента решения спора по иску о возвращении указанной вещи истцу. Иными словами, (1) запреты пользоваться (распоряжаться) имуществом устанавливаются ГПК РФ по спорам, касающимся имущества, и (2) длятся до окончания судебного дела. А законопроект о профилактике предполагает, что запрет на имущество (1) вводится по делу о недолжном поведении собственника в быту, и (2) будет являться результатом судебного дела. В итоге собственник может быть фактически лишен своего имущества на срок до 2 лет.

По п. 3 ч. 3 ст. 25 законопроекта суд может обязать нарушителя оплатить расходы пострадавшего на консультирование, на аренду пострадавшим жилья , если совместное проживание с нарушителем будет признано невозможным.

При этом по ч. 5 ст. 17 предполагается возможность выдачи предписаний в течение двух лет со дня совершения «семейно-бытового насилия».

С учетом того, что предписание против собственника может организовать любое лицо, с которым собственник проживал даже короткое время, в т.ч. спустя два года после факта «насилия» или «попытки» такового, понятно, что данной опцией с размахом будут пользоваться разного рода тунеядцы (обоих полов), лица, желающие наказать собственника за нанесенную обиду и т.п.

С другой стороны, закон приведет к тому, что ссора при недоброжелателях может стоить супругам совместной жизни и детей даже через два года после инцидента.

Предписания, как видно, являются жесткими репрессивными мерами, близкими по своей природе к уголовным наказаниям. Не случайно, в ч. 3 ст. 17 законопроекта сказано: «Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия определяются с учетом индивидуальных особенностей нарушителя,... характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений».

Однако дело в том, что, с юридической точки зрения, «общественно опасными » деяниями являются только уголовные преступления (ст. 14 Уголовного кодекса РФ). Поэтому законопроект пытается по факту подвести квалификацию действий, подпадающих под определение насилия, под уголовные преступления в обход уголовного кодекса, что недопустимо.

5. Вмешательство в жизнь семьи некоммерческих организаций (далее - НКО).

Согласно ч. 1 ст. 15 законопроекта «некоммерческие организации, осуществляющие уставную деятельность в сфере профилактики семейно-бытового насилия,... оказывают социальные услуги пострадавшим от семейно-бытового насилия и принимают меры по их социальной адаптации и социальной реабилитации, а также проводят специализированные психологические программы с нарушителями».

В ч. 3 ст. 35 сказано, что НКО «предоставляется финансовая поддержка за счет средств государственного и (или) регионального бюджетов», а «предложенные ими программы мероприятий по профилактике семейно-бытового насилия включаются в ведомственный или региональный план».

Так что можно ожидать грандиозного наплыва НКО, желающих заработать, в сферу борьбы с «семейным» насилием.

Психологические программы по проекту осуществляются только «организациями социального обслуживания», при этом «органы государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания обеспечивают реализацию консультационных психологических программ для нарушителей в достаточном объеме » (ч. 3 ст. 21).

Иными словами, госорганы будут полностью отстранены от данной формы профилактики, но будут обязаны выделять «достаточные» бюджетные ресурсы для работы НКО.

Из зарубежной практики известно, что удержание родителей на обучающих программах по воспитанию детей, по «борьбе с гневом» выгодно поставщикам соответствующих услуг, поэтому длится долгое время, на которое обычно изымают ребенка, в целях защиты от «некомпетентного родителя».

В ювенальной системе родитель - никто. Германский психолог Р. Моритц пишет: «Любой жадный до денег и некомпетентный психолог может суду дать свое определение блага / опасности для ребенка» , а суд по ювенальным делам в 100% случаев базируется на заключениях экспертов . О том, что у родителей «нет шансов» против этой системы пишет и другой германский исследователь - М.Ж. Леонард в «Черной книге Югендамта» (2011) . М.Ж. Леонард вторит Р. Моритцу: вопрос о способности родителя воспитывать детей решается судом исключительно на заключении одного психолога .

Поэтому система будет подстегивать НКО к сотрудничеству с органами опеки в целях оказания им всяческой «помощи». Не случайно согласно ч. 4 ст. 15 «федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе привлекать некоммерческие организации для реализации полномочий, возложенных на них настоящим федеральным законом». Похоже, в том числе - для изъятия детей. Кстати, эта норма позволит передавать НКО полномочия по проведению «профилактических бесед», которые по Закону об основах профилактики принадлежат госорганам. Однако закон, принятый позже (о профилактике семейно-бытового насилия), а также имеющий более ограниченную сферу действия («семейно-бытовую») будет иметь приоритет перед ранее принятым Законом об основах профилактики. Так что НКО смогут весьма серьезно подменять государство.

Что касается выдачи защитных предписаний, то согласно ч. 3 ст. 15 «некоммерческие организации... вправе обратиться в органы полиции или суд с заявлением о вынесении защитного или судебного защитного предписания по просьбе пострадавшего либо его законного представителя ». Поскольку порядок получения заявления пострадавшего не прописан, соответствующее «заявление» может оказаться лишь желаемым, а не действительным фактом, особенно, если речь о ребенке. Но пока уполномоченные органы будут выяснять этот вопрос, предписание уже с успехом начнет действовать, разрушая психику пострадавших членов семьи.

При этом в законе нет никаких ограничений по кругу НКО, которые могут участвовать в профилактике семейно-бытового насилия. Ими могут оказаться финансируемые из-за рубежа организации, которые на деле ведут гибридную войну против России под видом оказания социальных услуг. С помощью нового закона может быть запущен процесс узаконенного уничтожения страны через разгром института семьи.

6. Анонимность беззакония.

Согласно ст. 34 «информация о личности... пострадавшего является конфиденциальной , и её раскрытие разрешается только в случаях, предусмотренных законодательством РФ». Фактически это приведет к замалчиванию проблемы в обществе, к невозможности широко освещать конкретные дела, в которых семьи столкнутся с беспределом при применении закона.

7. Лица, заинтересованные в принятии закона.

В законе могут быть заинтересованы недобросовестные сотрудники МВД. Полиция, благодаря закону, получит хорошую статистику (работа не «пыльная», раскрываемость дел стопроцентная).

Законопроект дает плодотворную почву для коррупции, поскольку члены нормальных семей, опасаясь защитных предписаний, искусственно их разводящих, будут пытаться договориться с правоохранителями за взятки.

Благодаря закону получат существенные прибыли организации, предлагающие курсы «по управлению гневом», они заработают на каждом человеке «с предписанием».

В результате принятия закона достигнут исполнения поставленной задачи по разрушению семейной базы российского общества международные НКО, которые будут заниматься выявлением домашнего насилия и оказанием прочих социальных услуг, там где это не требуется.

8. Критика пояснительной записки к законопроекту.

8.1. Статистика.

Авторы законопроекта сообщают в пояснительной записке, что якобы «в настоящее время проявление насилия в семье в различных его формах приобрело угрожающие масштабы... В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье».

Это ложь . «Согласно статистике ФКУ ГИАЦ МВД России 2014 году потерпевшими от насильственных преступлений было признано 46567 несовершеннолетних, из которых 6264 человека (13,4%) стали жертвами родительских преступлений. По данным Росстата лишь около 0,02% от количества всех российских детей становятся потерпевшими от преступных посягательств в семье (в среднем в год), а жертвами убийств в семейной среде становятся не более 0, 001% всех детей. Число женщин, признанных потерпевшими от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, в 2014 году насчитывало 165750 человек, из них от насилия со стороны супруга пострадало 15246 (9%) человек, со стороны детей - 4722 человека (2,8%), от иных членов семьи - ещё 1390 человек (6,9%). Следовательно, в целом удельный вес официально зарегистрированного семейного насилия в отношении женщин составляет 18,7%, а на долю несемейного приходится 81,3% » . В отношении детей - доля неродительского насилия за последние годы колебалась от 94 до 88% . Иными словами, у нас остро стоит проблема несемейного насилия .

Другое дело, что лоббисты считают насилием родительский запрет, критику либо наказание.

В этом ключе примечательна фраза из пояснительной записки: «Семейное насилие происходит систематически с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной ». Авторам проекта, очевидно, не по душе, что родители в России контролируют своих детей, которых в проекте переименовали в «пострадавших» в силу их «подконтрольности родителю».

8.2. Источник исследований инициаторов закона.

В пояснительной записке в качестве обоснования законопроекта приводятся ссылки на данные «Национального центра по предотвращению насилия «АННА» (далее - центр «АННА»).

Во-первых, интересен вопрос о том, насколько центр является «национальным». Указанная организация создана в 1998 г. при помощи Фонда Форда . Согласно Докладу «Методы и технологии деятельности зарубежных и российских исследовательских центров, а также исследовательских структур и ВУЗов, получающих финансирование из зарубежных источников: анализ и обобщение», опубликованному Российским институтом стратегических исследований (2014), Фонд Форда тесно связан со специальными службами США . Поэтому, скорее всего, центр «АННА» продвигает национальные интересы заокеанской страны.

Во-вторых, забавны данные о правонарушителях, предлагаемые центром «АННА». В частности, сообщается, что на телефон доверия центра «ежегодно поступает порядка 4 тыс. звонков, среди которых больше всего жалоб на физическое, морально-психологическое, сексуальное, экономическое насилие, прежде всего со стороны мужа, бывшего мужа, партнера, другого лица ». Другого лица! Может быть, больше всего жалоб на притеснения от «другого лица», а не от мужа?

В-третьих, вызывают удивление «типичные жалобы пострадавших» по данным центра «АННА»: например, жалуются на то, что «обидчик... запрещает видеться с друзьями или родственниками, контролирует, как и где пострадавшая сторона проводит время ». Однако бывает так, что запрет на встречи с некими друзьями может быть и на пользу семье, особенно ежели речь идет о детском увлечении неполезной компанией. Причем тут насилие? Что касается «контроля» за местом нахождения супруги (-а), ребенка, то этот факт свидетельствует напротив о благополучии семьи, члены которой небезразличны друг другу.

8.3. Вопрос о создании дополнительных социальных приютов.

В записке поясняется, что в настоящее время существует недостаточное количество приютов для потерпевших от насилия. Однако, даже если это так, для решения данного вопроса явно не требуется принятие отдельного закона репрессивного характера.

Попутно заметим, что развитие сети «приютов для женщин» в Германии привело к т.н. «женскому туризму», в рамках которого недобросовестные женщины используют широчайшие возможности закона по борьбе с насилием для того, чтобы решить жилищный вопрос, избежать оплаты долгов по квартире, пожить в приличных условиях и др.

8.4. Действующее законодательство РФ содержит достаточное количество норм, направленных на защиту жизни, здоровья, половой неприкосновенности, чести и достоинства личности любых лиц, в т.ч. женщин и детей (главы 16, 17, 18, 20 Уголовного кодекса РФ). Применение физической силы, причиняющее боль, было давно запрещено ст. 116 УК РФ , не говоря о более серьезных составах в виде причинения вреда здоровью.

При этом по делам частного и частно-публичного обвинения (побои, причинение легкого вреда здоровью, изнасилование и др.) уголовное дело может быть возбуждено «и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы» (ч. 4 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Кроме того, ст. 5.61 КоАП РФ установлена административная ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Применяется эта норма в отношении любых лиц. Что касается случаев неисполнения родителями своих обязанностей в отношении детей, то они отвечают по ст. 5.35 КоАП РФ.

Если указанные законы плохо функционируют на практике в случаях реального насилия, то это повод для работы с правоприменителями, а не для принятия антиконституционных правовых актов, позволяющих грубо вторгаться в семейные отношения.

8.5. Зарубежный опыт.

В пояснительной записке в хвалебных тонах описан западный опыт применения законов о борьбе с семейным насилием. Однако данная позиция полностью опровергается реальными данными .

Например, в США с 1994 г. существует закон, аналогичный критикуемому законопроекту (Violence Against Women Act, разработанный Джо Байденом). На его основании штаты стали принимать свои внутренние законы, разрешающие арест «домашнего правонарушителя». Многие граждане США отзываются о таком законе как об акте, разрушающем семьи, причем за счет членов семьи. Наличие закона в США не только не повлияло на процент т.н. «домашних» насильственных преступлений в общей структуре насильственной преступности, но в последнее время показывает обратный результат. Данные Минюста США с 2001 по 2010 год дают общее снижение процента насильственных преступлений при сохранении на одном и том же уровне насильственных домашних преступлений (см. Доклад Минюста 2012 года // http://www.bjs.gov/content/pub/pdf/ipv9310.pdf).

По американской практике известно, что судьи выдают защитные предписания при простом намеке на домашние проблемы . Это установка системы. Судьи думают лишь о том, что отказ в выдаче предписания при возникновении последующих домашних проблем, приведет к негативной оценке их работы.

Исследования, проведенные в Массачусетс в 1994 г., показали, что 50% предписаний выдано на основании простых предположений о возможном насилии либо при наличии «страхов» .

Имеются данные о том, что введение закона о семейном насилии лишь усугубляет существующие проблемы:

После приезда полиции на место далеко не всегда понятно, кто виновник домашнего конфликта, поэтому репрессивные меры применяются в том числе к пострадавшим;

Закон никак не помогает искоренить истинные причины домашнего насилия (отсутствие занятости, экономические проблемы и др.);

Пострадавшие женщины утрачивают процессуальные преимущества, поскольку они становятся перед угрозой изъятия у них детей;

На примере Нью-Йоркской организации, помогающей пострадавшим, отмечается, что при расследовании домашнего насилия сотрудничают менее 25% пострадавших: это показывает, что большинство людей, попавших под действие закона, выступают против него ;

Защитное предписание нередко добавляет правонарушителю ярости .

Профессор права, директор семейной консультации в Университете Балтимор Л. Гудмарк отмечает, что существующий закон абсолютно слеп к желанию женщины остаться вместе со спутником . Не случайно защитные предписания в США называют «разводом де-факто».

Многочисленны критические замечания к закону от простых граждан. Таковы типовые отзывы американцев: «Все, что сделал этот закон для меня - это 100%-ное недоверие Правительству. То, что они делают - это криминал. Так много невиновных людей преследуются из-за этого дурного закона »; «Приюты от домашнего насилия, адвокаты, суды молятся на Ваше имущество. Имущество, которое включает Ваших детей и Ваши жизни ... Мой муж умер, имущество украдено, дом продан..., похоже, как в других историях» .

Исследования 2008 г. (США) показывают, что 72% защитных предписаний было выдано без реальных оснований .

В докладе общественного движения «SAVE», США (2010), сообщается, что по скромным подсчетам американским налогоплательщикам приходится ежегодно платить 20 млрд долларов на поддержку семей с одним родителем, лишившимся супруга (-и) по ложному обвинению в домашнем насилии; ежегодно 175 тыс. детей вовлечено в процессы о разводе родителей, запущенному на основании ложных обвинений в насилии .

Многочисленные исследования свидетельствуют, что защитные предписания не являются для лиц, получивших предписание, сдерживающим фактором с точки зрения возможности будущего насилия .

В Германии закон, направленный на борьбу с домашним насилием путем выдачи охранных ордеров, принят в 2001 году . Он подвергается серьезнейшей критике . В частности, адвокат по семейному праву д-р Д. Клостер-Харц пишет, что этот закон - база для серьезнейших злоупотреблений на практике , правовой инструмент для шантажа женщинами мужчин. Адвокат метко называет этот закон «молотком для ведьм», желающих оперативно получить квартиру мужчины в свое личное пользование .

Немецкий криминолог профессор Майнцского университета им. Иоганна Гутенберга М. Бок дал крайне негативное заключение на закон, когда он находился в стадии проекта, и рекомендовал Бундестагу отклонить его . Профессор указал среди прочего, что этот закон даст основания для ложных обвинений в мужском насилии. «Закон требует не конструктивного диалога между полами, а исключительно лишения прав, лишения власти, изоляцию, наказание мужчин» .

9. Зарубежные корни законопроекта.

Законопроект в ключевых моментах копирует Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбул, 2011), не ратифицированную Россией (далее - Стамбульская конвенция). В частности, четыре вида «домашнего насилия» и защитные предписания представлены в указанной Конвенции (ст.ст. 3, 52, 53 и др.).

Законы по борьбе с домашним насилием исходят из ложной презумпции, что мужчина - всегда преступник, а обратное надо доказать . ООН в 1999 г. даже учрежден Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин - 25 ноября. Со временем ООН одного дня в году стало мало, и были организованы «оранжевые дни» по борьбе против мужского насилия 25 числа каждого месяца с целью вовлечения в «оранжевые» просветительские акции девочек всего мира .

Вся эта феминистическая истерия создана искусственно и опровергается многочисленными исследованиями, доказывающими одинаковую склонность женской и мужской части общества к силовым действиям . Однако распространение феминистических мифов (в т.ч. через псевдонаучные работы на т.н. «гендерные» темы) оплачивается миллионными грантами . Как отмечают германские источники, любые возражения против изложенного феминистического подхода блокируются в СМИ, в политике, в юстиции, поэтому население в целом принимает навязываемые ложные установки .

10. Какова цель борьбы с «домашним насилием»?

После изучения закона возникают вполне обоснованные опасения за институт семьи.

Как верно отмечено в заключении германского профессора М. Бока, в результате применения закона по борьбе с домашним насилием общество получит в долгосрочной демографической перспективе нежелание мужчин создавать семьи и иметь детей . От себя добавим - нежелание возникнет не только мужчин, но и у женщин.

Обсуждаемый законопроект является по факту реализацией одного из направлений Каирской программы действий, принятой на международной конференции ООН 1994 г. по народонаселению и развитию с участием России.

Принципом 4 Каирской программы предусмотрена борьба с насилием в отношении женщин и девочек. Из других положений программы очевидна ее основная цель - сокращение населения земли, в т.ч. через «планирование семьи», внедрение «различных типов семьи», просвещение подростков по вопросам контрацепции и т.п. (п.п. 1.8, 1.11, 1.12, 3.13, 3.14, 3.18, 4.29, 6.7 (с), принципы 6, 9 и др.). Сокращение коэффициентов рождаемости прямо называется в Каирской программе «прогрессом» (п. 1.8, 7.3). В связи с этим нет никаких сомнений в том, что задачи борьбы с «домашним насилием» те же самые, что у Каирской программы в целом.

При этом Цели устойчивого развития до 2030 года, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года, прямо предусматривают дальнейшую реализацию Каирской программы 1994 года.

Чтобы осознать суть и направленность борьбы с домашним насилием, достаточно процитировать ст. 12 Стамбульской конвенции, согласно которой члены Конвенции «принимают все необходимые меры по внедрению изменений в социальных и культурных моделях поведения женщин и мужчин с целью искоренения... традиций и любой иной практики, которые основаны на... стереотипных представлениях о роли женщин и мужчин ».

Госдума приняла закон о декриминализации домашних побоев. Согласно новому закону побои в отношении близких родственников выводятся из разряда уголовных преступлений, если они зафиксированы впервые. Под побоями подразумеваются действия, повлекшие физическую боль, но не привели к кратковременному расстройству здоровья, утрате трудоспособности.

«Московский комсомолец» пишет, что за избиение близких родственников будет лишь административное наказание: штраф, арест на 15 суток или исправительные работы. А уголовная ответственность наступит лишь в том случае, если тот, кто однажды уже получил административное взыскание, побил родственника снова. Между тем, по данным МВД, каждые 40 минут от домашнего насилия в России страдает одна женщина. Около 40% тяжких преступлений совершается в семье. В семье же случается каждое десятое убийство. А за 9 месяцев прошлого года от рук членов семьи погибли более пятисот женщин и 56 детей. При всем при этом авторы поправок апеллируют к нежелательности вмешательства в семейные дела. И приводят в качестве аргумента многочисленные случаи, когда избитая жена забирала заявление из полиции («Слово-то какое ласковое: поколачивает. »).

«Московский комсомолец» также приводит мнение известных людей о новом законе о домашнем насилии. В частности, газета публикует размышления по этому поводу певицы Валерии, чью печальную историю взаимоотношений с бывшим мужем Александром Шульгиным знает вся страна: «Парламент, верхняя и нижняя палаты, должны работать исключительно в интересах общества. Давайте мы будем делать так, как поступает Швейцария. Эта маленькая страна, но все законы и предложения выносят на референдум. Да, это отнимет время, но ничего страшного. Проголосуем за нововведение наших депутатов: за или против. А так это очень смешно выглядит. Кто-то один говорит, что предлагает, но вокруг еще несколько миллионов людей, которые думают по-другому. Депутаты всегда предлагают правила, по которым сами жить не смогут. Госпоже Мизулиной повезло в жизни, что она не сталкивалась с насилием, а что делать тем, у кого иная жизнь?» Преподаватель РГГУ, кандидат экономических наук Мария Андреева рассказала изданию о процедуре судебного разбирательства случаев домашнего насилия: «До вступления в силу поправок к статье 116 УК РФ дела о домашнем насилии рассматривались в порядке частного обвинения, которые вели мировые суды. Потерпевшие должны были сами собирать доказательства. Ни полиция, ни прокуратура в этом не участвовала» («Валерия: «Мизулиной повезло, что она не сталкивалась с домашним насилием»).

«Домашние» побои вывели из Уголовного кодекса

В самой статье УК после принятия закона произойдут минимальные изменения: исчезнут слова «в отношении близких лиц». Раньше эти слова приравнивали легкое рукоприкладство по отношению к домочадцам к насилию из хулиганских побуждений. Это позволяло карать такие действия довольно строго, до двух лет лишения свободы.

Исчезновение этих слов в законе позволит квалифицировать легкое домашнее насилие, совершенное впервые, как административное правонарушение. Повторное насилие уже в любом случае будет расцениваться как уголовное преступление.

Как пояснила депутатам Мизулина, ее законопроект исправляет возникшую несправедливость. Получается, что сейчас насилие в отношении домочадцев наказывается строже, чем насилие по отношению к посторонним людям. Если вы ударите постороннего человека, не повредив его здоровью, это считается административным правонарушением. А если сделаете то же самое со своим родственником или близким, это уже уголовное преступление, пояснила сенатор.

Объясняя смысл существующего закона (он начал действовать лишь в 2016 году), она использовала словосочетание «закон о шлепках». Подразумевается, что сейчас за простой шлепок ребенка родителя теперь могут посадить в тюрьму. По ее словам, хуже всего, что нынешний закон не позволяет прекратить уголовное дело даже после примирения сторон.

Мизулина заявила, что действующий закон грубо вмешивается в семью и является частью политики ювенальной юстиции. Она назвала существующую норму «проявлением ненависти по отношению к семье». По словам парламентария, родители всей страны выступили против нынешней практики. Как считает член Совфеда, это не значит, что они выступают за домашнее насилие — просто люди защищают традиционные ценности.

Сенатор напомнила, что любое серьезное причинение вреда здоровью будет все так же квалифицироваться по уголовному кодексу.

Законопроект вызвал дискуссию среди депутатов. Многие выражали обеспокоенность, что декриминализация побоев подстегнет домашнее насилие. Например, единоросс Оксана Пушкина напомнила, что в России ежегодно 600 тысяч женщин подвергается насилию дома, причем каждая третья страдает от регулярно (Мизулина эти цифры отрицала). Справедливоросс Олег Нилов призвал разделить ювенальный вопрос и вопрос домашнего насилия. По его словам, воспитание детей шлепками и пьяное избиение родственников нужно рассматривать раздельно. Сергей Иванов из ЛДПР просил дать информацию: был ли хоть один человек осужден за шлепок ребенка? Таких примеров ему дать не смогли.

Законопроект приняли почти единогласно, один депутат проголосовал против и один воздержался.

Закон о декриминализации побоев вступил в силу


Фото Анны Неволиной

7 февраля 2017 года президентом Владимиром Путиным был подписан закон о декриминализации побоев. Согласно документу, если побои близких родственников совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений, которые наказываются штрафом в размере 30 тысяч рублей, арестом на 15 суток или исправительными работами.

«Городские вести» узнали, чем грозит такое смягчение законодательства.

Исправляем несправедливость

Изменения коснулись статьи 116 Уголовного кодекса. Согласно им легкие побои, совершенные впервые, станут административным правонарушением, а уголовное наказание будет грозить, только если человек вновь совершит аналогичное деяние в течение года.

Документ в ноябре прошлого года внесли в нижнюю палату парламента депутаты Ольга Баталина, Ольга Окунева и сенаторы Галина Карелова и Зинаида Драгункина, сообщают «Известия». Согласно документу, члену семьи, впервые нанесшему побои, но не причинившему вреда, будет полагаться административный штраф от 5 до 30 тысяч рублей. За повторное нарушение - уголовное наказание в виде штрафа до 40 тысяч рублей, обязательных работ до 240 часов или исправительных работ сроком до полугода.

Поводом для коррективов стала правка УК летом прошлого года, согласно которой наказание для виновных в семейном насилии стало строже. Вместо штрафа в размере 40 тысяч рублей им стало грозить до двух лет лишения свободы. Аналогичное наказание предусмотрено сейчас для тех, кто нанес побои на почве политической или национальной ненависти.

7 февраля 2017 года опубликован Федеральный закон №8 ФЗ, который вносит изменения в статью 116 УК РФ «Побои». Сейчас причинение побоев близким родственникам и людям, ведущим совместное хозяйство, влечет ответственность по административному законодательству. Санкции данной статьи - наложение штрафа в размере от 5 до 30 тысяч рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.


На необходимости исправить статью 116 УК настаивала сенатор Елена Мизулина, заявлявшая, что наказания за побои в семье и вне ее - несоразмерны.

За шлепок в семье можно получить до двух лет и клеймо уголовника на всю жизнь, за побои на улице - штраф до 40 тысяч рублей, - говорила сенатор.

Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявил, что нижняя палата парламента исправляет «ту несправедливость, которая существует на сегодняшний день». Он напомнил, что декриминализованы первичные побои для основной массы людей. Но при этом остаются криминальными побои в том случае, если их нанес кто-то из членов семьи.

Если, предположим, мать-одиночка, после второй работы придя домой и обнаружив в тумбочке у своего ребенка наркотики, в запале даст ему затрещину, вот сегодня она по Уголовному кодексу виновата. А если ее сыну поставит фингал на улице чужой дядя, то он никакой не уголовник, это максимум - административная ответственность. За одно и то же деяние предусматривается разная мера наказания. Это не соответствует Конституции, - заявил Исаев.

Бейте, граждане, бейте

Фото из архива редакции

Юрист Юлия Королева - человек, который не понаслышке знает, что такое домашнее насилие. Долгое время она терпела издевательства от бывшего супруга, поэтому к решению Правительства о декриминализации побоев она относится крайне отрицательно.

2016 год - возбуждено 171 уголовное дело по статье 116 УК РФ. После июльской декриминализации по преступлениям, совершенным в отношении близких, возбуждено 97 уголовных дел (из 171).

В 2016 году в дежурную часть ОМВД России по городу Первоуральску поступило более 3500 заявлений и сообщений от граждан по фактам нанесения побоев, то есть в среднем 10 подобных сообщений в сутки поступает от горожан

по ст. 6.1.1 КоАП РФ с июля 2016 года по настоящее время возбуждено 103 административных производства по фактам нанесения побоев.

Статья об ответственности за домашнее насилие не работала и тогда, когда была в Уголовном кодексе.

Вот женщина пришла, написала заявление в полицию, сняла побои. Что дальше происходит? А ничего. Никто разбираться не хочет. Работникам органов внутренних дел не до этого, - говорит Юлия. - Пока побои в семье были уголовной статьей, для кого-то из домашних тиранов это было сдерживающим фактором. Посадят - не посадят за избиение жены или матери, еще не известно, но сам факт того, что могут - сдерживал. А сейчас получается, что бить, пинать можно. Сейчас избить - это как дорогу на красный свет перейти. Пальчиком погрозят, и все.

И еще момент: как преподносится информация. Ведь акцент на том, что побои считаются административным правонарушением только в первый раз, не делается. Как пишут? Всё, теперь побои - не уголовное преступление, это теперь административка. Мол, бейте, граждане, бейте.

И все это на фоне того, что многие женщины просто не идут в полицию. Домострой в нас сидит, страх: а как же дети без отца, а без мужниной зарплаты как? Осудят-не осудят - это еще вопрос. А он как потом себя вести будет, вдруг еще хуже? А если осудят, он выйдет - вообще убьет. И все эти страхи почему? Потому что нет службы психологической помощи. Женщина не знает, куда ей пойти, кто ей может помочь. Если бы при полиции были такие службы, которые бы каждое обращение разбирали, вникали в подробности, относились к человеку без формализма, вопрос, может быть, постепенно удалось бы решить, а так…

Итогом декриминализации домашних побоев может стать рост количества убийств на бытовой почве, потому что у жертв терпение тоже не безгранично.

В следующий раз подумает

В ОМВД Первоуральска не столь категоричны. Врио начальника отделения дознания, майор полиции Ольга Кругликова объясняет, что закон вступил в силу только для единичного случая рукоприкладства.

Фото Анны Неволиной

Повторное нанесение побоев близким родственникам или лицам, которые ведут общее хозяйство, будет квалифицироваться уже по статье 116 примечание 1, а это влечет за собой уголовную ответственность, - говорит Ольга Александровна. - Закон о декриминализации побоев принят не для того, чтобы каким-то образом смягчить наказание домашним тиранам, а для того, чтобы дать человеку шанс одуматься: если он в первый раз поднял руку на жену или ребенка и понес за это пусть даже административное наказание, в следующий раз он уже подумает, следует ли повторять, потому что дальше - уголовное наказание. Так что новый закон - это не безнаказанность. Привлечение к административной ответственности - это тоже наказание.

- Побоями считается причинение физической боли, - говорит Ольга Кругликова. - Даже если нет телесных повреждений, но человек испытал физическую боль, то это уже можно квалифицировать как побои.


По словам Ольги Кругликовой, систематическое избиение членов семьи не попадает под 116-ю статью, поэтому не следует списывать возможное увеличение криминальных случаев на «послабление» закона.

Если муж регулярно бьет жену, и жена все же решилась написать на него заявление, то муж понесет наказание по статье 117 - «Истязание», а эту статью никто не декриминализировал.

Как говорит Ольга Кругликова, меньше заявлений в ОМВД поступать не будет - люди как писали заявления, так и будут это делать.

Ольга Александровна считает, что рациональность в принятии нового закона все же есть.

Если родной отец в целях воспитания ударил ребенка, то раньше он подлежал ответственности по статье 116, - говорит майор полиции. - Отец становится судимым, что отражается не только на его судьбе, но и на судьбе его детей. А вот если ребенка на улице ударил посторонний человек, то нарушителю грозила только административная ответственность.

Развернулся и ушел

Адвокат Елена Гончарова рассказала «Городским вестям», что декриминализация 116-й статьи порадовала всех юристов.

Фото с личной странички в Facebook

В 2016 году были внесены изменения в данную статью, которые освобождали от ответственности посторонних людей, между которыми возник конфликт, перешедший в рукоприкладство, но не освобождали от ответственности граждан, которые подняли руку на близких родственников, - говорит Елена Ивановна. - Если отец или мать ударили ребенка, то вполне реально было получить за это уголовное наказание. Законом от 7 февраля президент Владимир Путин это неравноправие устранил. Сейчас, если между близкими людьми происходит единичное «столкновение» - это только административная ответственность.

По словам Елены Гончаровой, декриминализация 116-ой статьи очень обрадовала юристов.

Иногда ситуации доходили до абсурда. Приведу пример: если мать и отец ребенка живут порознь, и кто-то из них замечает на ребенке следы побоев, то родитель мог не только написать заявление в полицию, но и подключить органы опеки. Сейчас у нас в этом плане будет «чистое» население, потому что криминальная составляющая устранена. И нам, юристам, будет намного проще общаться с клиентами: если случай привлечения к административной ответственности за побои уже был, то повторно никто не станет рукоприкладствовать, потому что второй раз - это уже уголовщина. Хочешь ударить снова - подумай, развернись и уйди.

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила

Комментируя, вы даете согласие на обработку персональных данных.

Домашнее насилие

Как такового понятия домашнего насилия в Уголовном кодексе России нет: закон не разделяет преступления, совершенные по отношению к членам семьи и сторонним людям. Хотя ответственность за побои, причинение тяжкого вреда здоровью и психических страданий членам семьи наказывается куда строже. Квалифицируют домашнее насилие статья УК РФ 111 (причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (причинение вреда здоровью средней тяжести) и ст. со 115-й по 119-ю.

Следствием распределения этого преступления по нескольким статьям УК РФ становится неумение пострадавшего правильно сформулировать заявление. Кроме того, если жертвой преступления стал ребенок — заявление может и не появиться в отделении полиции.

Правильно оформленное и своевременно поданное заявление — гарантия того, что домашнее насилие прекратится. Поэтому очень важно предварительно проконсультироваться с хорошим юристом: от точности формулировок и показаний как таковых будет зависеть и тяжесть наказания, и, в итоге, безопасность членов семьи. Проконсультироваться по интересующим вопросам можно на портале Правовед.ru: по телефону и on-line .

Консультации юристов по законодательству России


Выбор категории


Домашнее насилие со стороны родного брата

Здравствуйте!проживаю с братом и дедушкой. Брат является безработным, переодически выпивает, бьет дедушку, унижант меня и грозит избить. При очередной разборке незаметно включила диктофон. Можно ли к заявлению в полиции приложить запись в качестве.

Куда обратиться при фактах домашнего насилия?


добрый вечер! я являюсь жертвой домашнего насилия, мой сожитель неодноратно подвегал меня насилию, избивал, но явных следов избиения нет. Я на 5 месяце беременности. Куда обратиться?

Есть вопрос к юристу?


Попадает ли моя ситуация под уголовную статью?


Нашел у жены видео где она с любовником он голый она полуодета и мой сын которому 3 года лежали и в троем обнимались. Подходит ли это под статью растление?

Как обезопасить маму от сестры, подвергающей ее домашнему насилию?


Мама живет у сестрыВчера я обнаружила ее в коридоре и с помощью полиции в 22-00 мать попала в квартиру Заявление полицейским я написала Мать лишили документов пенсионной карточки ключей Телефон сестра забирает меняя симки Не дает мне общаться с ней.

Иск о разделе имущества в гражданском браке

Добрый вечер, могу ли я подать иск в суд на раздел имущества, если после официального расторжения брака продолжилось совместное проживание и ведение общего хозяйства. Есть общий ребёнок. В общей сложности совместное проживание 15 лет, из них 4 в.

Какие документы нужны для суда по домашнему насилию?


Бывший сожитель угрожает расправой и преследует на протяжении многих лет,лезет в драку устраивает скандалы на лестничной площадке,во дворе и везде где встречает меня.Многократные обращения к участковому ничего не дают.Его угрозы реальны,порезанные.

Детская коляска в подъезде


У семьи, проживающей на третьем этаже многоквартирного дома без лифта, двое детей. У старшего (5 лет) есть велосипед, у младшего - коляска (1 мес). Поскольку отец 5-6 дней в неделю на работе, коляску и велосипед они оставляют на первом этаже сразу.

Что делать в случае домашнего насилия, куда обратиться?

Добрый день, моя подруга подвергается в своей семье насилию со стороны отчима. Он отнял и разбил ее телефон, избил и угрожал изнасиловать. Причиной подобного поведения стали мои требования к родителям девушки сводить ее на мед обследование (девушка.


Не родной отец прочитал в тайне переписку дочери, где он увидел, что дочь общается с парнем о половом акте, дочери на этот момент 17 лет, буквально через пару месяцев будет 18, парню 19 лет, половой акт был по обоюдному согласию, дочь это может.

Куда обращаться в ситуации домашнего насилия?


Помогите, пожалуйста, советом! У меня есть мама 84 года, сын 24 года! Сын - человек сложный, несколько лет назад употреблял амфетамин, мы жили тогда в страхе за свою жизнь, милиция нее помогла, после того, как у него "сдвинулась крыша" окончательно, .

Как поступать при домашнем насилии?


гражданский муж стал выпивать. пьяный дебоширит. оскорбляет может ударить. при детях. что делать. милицию вызывали. заявление писали. ограничивалось беседой с участковым. что делать? начинаю бояться за себя и детей.

Куда и какие подавать заявления при домашнем насилии


Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие можно написать и куда направить заявления, чтобы участковый и органы опеки обратили внимание и взяли на контроль неблагополучную семью, где глава семьи является дебоширом, который применяет.

Домашнее насилие, где искать защиту и помощь?

Здравствуйте, я боюсь и скрываюсь от своего мужа, он психически невменяемый, я не знаю к кому обращаться и как доказать что человек опасен не только для моей семьи, но и для общества

Семейное насилие

Здравствуйте, моя проблема заключается в домашнем насилии. Постоянно происходят акты насилия.Я учусь в другом городе и не могу помочь своей маме, дома осталась моя сестра(наркоманка), житья не дает, не хочет работать,маму домой не пускает.Отец.

Бытовое насилие


Добрый день. У меня несколько запутанный вопрос. Дано: семья из трех человек, мама с украинским гражданством, отец с турецким гражданством, дочь с американским гражданством (но мать вписана в св-во о рождении), проживают на территории европейского.

Ищете ответ?

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,

Домашнее насилие- как защитить себя от тирана. Статья.


Прочитано: 212 раз

Семейное насилие продолжает оставаться распространенным явлением в России. Чаще всего от него страдают женщины и дети. По мнению юристов, эффективной защиты от семейного насилия российское законодательство не предоставляет. Большинство дел либо не доходят до суда, либо заканчиваются примирением сторон, которое совсем не гарантирует, что домашний тиран вновь не возьмется за старое.

Правовая инструкция 9111.ru расскажет о том, что может предпринять жертва семейного насилия.

Куда подавать заявление?

Насилие в семье бывает физическим и психологическим и обычно квалифицируется по следующим статьям Ук РФ: 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», 116 «Побои», 117 «Истязание», 119 «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью». Максимальное наказание по этим статьям Ук РФ достаточно серьезное, например, по ст. 119 - лишение свободы на срок до двух лет, однако такая мера наказания не может применяться, если преступление совершено впервые без отягчающих вину обстоятельств. Вопрос о квалификации решается по результатам проведения проверки в порядке ст. 144 Упк РФ

В соответствии со статьей 145 Упк Рф чтобы возбудить уголовное дело по вышеназванным статьям, пострадавшему необходимо обратиться напрямую с заявлением в мировой суд так как это дела частного обвинения. Если пострадал несовершеннолетний, то можно обратиться в полицию или прокуратуру, а дело возбудит следователь или дознаватель.

В заявлении следует указать наименование суда, в который оно подается; описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения; просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству; данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность; данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд; подпись лица, его подавшего.

К заявлению можно приложить справку из травмпункта, которая подтверждает факт телесных повреждений и дату их причинения. Информация в этой справке проверяется в ходе проведения проверки по ст. 144 Упк РФ, результаты которой могут выступать основанием возбуждения уголовного дела.

Какие доказательства потребуются?

Хорошо, когда есть свидетели, которые могут подтвердить информацию, указанную в заявлении. Однако их отсутствие, как многие ошибочно считают, не может быть основание для отказа в возбуждении дела, так как при решении этого вопроса подлежит оценке вся совокупность обстоятельств, имеющих значение.

При подготовке к судебному разбирательству мировым судьям рекомендовано истребовать сведения о судимости и привлечении к административной ответственности обвиняемых (подсудимых), справок из наркологии и психдиспансера, характеристик с места жительства и работы. Если обвиняемый ранее уже был судим за хулиганство или оскорбление, а в материалах дела зафиксирован факт насильственных действий с его стороны, то это послужит дополнительным основанием для возбуждения уголовного дела.

В чем сложность дел о семейном насилии?

После подачи Заявления в суд мировой судья разъясняет заявителю его право на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление. Статистика показывает, что многие дела заканчиваются как раз примирением. Потерпевшие от домашнего насилия могут желать прекратить дело из-за нежелания «выносить сор из избы», по причинам угроз со стороны обвиняемого, из опасений за свою жизнь и здоровье, за своих детей и по материальным соображениям - из страха потерять источник дохода.

Проблема состоит и в том, что указанные преступления являются в силу ст. 15 Ук рф преступлениями небольшой тяжести. В силу ст. 56 Ук рфлицам, впервые совершившим преступления этой категории при отсутствии отягчающих вину обстоятельств, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Поэтому такое лицо, опять возвращается в семью, уже осознавая свою фактическую безнаказанность за эти действия. Ведь и при повторном совершении преступления и привлечении его к уголовной ответственности суд не обязан назначать лишение свободы, а может избрать иное наказание в рамках санкции статьи. Рецидива в данном случае нет, так как в силу ст. 18 Ук рф при признании рецидива преступления небольшой тяжести не учитываются. Как ни парадоксально это звучит, но единственная реальная возможность временно изолировать такое лицо – назначение административного ареста до 15 суток за мелкое хулиганство, что чаще всего и используется потерпевшими для защиты своих прав.

Поэтому в случаях бытового насилия, желательно фиксировать эти факты путем обращения в полицию как для привлечения к административной, так и уголовной ответственности. При наличии повторного обращения для возбуждения уголовного дела стоит настаивать на назначении наказание в виде лишения свободы и обжаловать приговор в виду мягкости, если в этих случаях назначается наказание, не связанное с лишением свободы.

Что еще можно сделать?

Есть и гражданско-правовые механизмы, которые для этих целей прямо не предназначены, но могут использоваться для защиты прав при наличии в семье детей. Если супруг, применяющий насилие, является собственником жилого помещения, то возможно подать иск о взыскании с него алиментов и на основании ст. 31 жк рф требовать обеспечения ребенка и (или) супруги, если она получает алименты, иным жилым помещением.

Если супруг, применяющий насилие, наниматель или член семьи нанимателя, то возможно в судебном порядке лишить его родительских прав по основаниям ст. 69 Ск рф а после требовать его выселения в виду невозможности совместного проживания с ребенком по ст. 91жк рф.

Если вы стали жертвой семейного насилия, то в первую очередь стоит позвонить в полицию по телефону 02, поставить в известность родственников и соседей, который в последующем смогут выступить свидетелями в суде, при необходимости попросить у них убежище. Все телесные повреждения следует фиксировать в травмпункте, следы преступления - порванную одежду, отпечатки крови, разбитую мебель - сохранять. За помощью и советом также можно обратиться по всероссийскому телефону доверия 8-800-7000-600

Мобильное приложение«Happy Mama» УСТАНОВИТЬ БЕСПЛАТНО



Просмотров