Договор о создании ссср 1922. Договор об образовании ссср

СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР - международно-правовой либо государственно-правовой акт учредительного характера, принимаемый в целях объединения двух и более государств в союзное государство. В современной истории России С.Д. был подготовлен дважды: 1) в 1922 г заключен Договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик»; 2) в 1990-1991 гг. по решениям съездов н.д.СССР и н.д.РСФСР подготовлен и согласован проект нового С.Д., заключение которого, однако, дважды было сорвано.

Союзный Договор 1922 г. В 1922 г. в советских социалистических республиках были собраны съезды их Советов, единодушно уполномочивших своих делегатов на принятие решения об образовании СССР. На основании данных им полномочий делегаты республик на I Съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. приняли Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик и постановили подписать Договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик». Провозгласив незыблемость основ Советской власти, Декларация подчеркнула, что «союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику». С.Д. 1922 года об объединении в одно союзное государство - «СССР» - был заключен между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР), Украинской Социалистической Советской Республикой (УССР), Белорусской Социалистической Советской Республикой (БССР) и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой (ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения). Ведению Союза ССР , в лице его верховных органов, по С.Д. 1922 г подлежали: а) представительство Союза в международных сношениях; б) изменение внешних границ Союза; в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; г) объявление войны и заключение мира; д) заключение внешних государственных займов; е) ратификация международных договоров; ж) установление систем внешней и внутренней торговли; з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров; и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела; к) установление основ организации вооруженных сил СССР; л) утверждение единого государственного бюджета СССР, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов; м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза; н) общее союзное законодательство о переселениях; о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство; п) установление основных законов о труде; р) установление общих начал народного просвещения; с) установление общих мер в области охраны народного здравия; т) установление системы мер и весов; у) организация общесоюзной статистики; ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев; х) право общей амнистии; ц) отмена нарушающих Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик. В 1924 г. с принятием Конституции СССР С.Д. 1922 г. фактически вошел в ее текст.

Проект Союзного Договора 1990-1991 гг. Демократизация отношений между союзными республиками и центром, преобразование СССР в реальную федерацию явилось одним из главных направлений политической реформы во второй половине 1980-х годов. Первоначально предполагалось решить эту задачу внесением поправок в Конституцию (Основной Закон) СССР, однако в итоге дискуссий, развернувшихся на первых съездах н.д.СССР, было признано необходимым начать работу над проектом нового С.Д.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. "За" проголосовало 907, против - 13 н.д.РСФСР. В литературе стало обычным искажать суть этого документа, хотя Декларация, прежде всего, закрепила принципы, которые должны были «состaвить основу при рaзрaботке новой Конституции РСФСР и Союзного Договора». Провозглашенная полнота влaсти РСФСР касалась лишь ограниченного круга вопросов госудaрственной и общественной жизни - зa исключением тех (вопросов), «которые добровольно передaются РСФСР в ведение Союзa ССР” (п. 5). Декларация содержала 14 упоминaний Союзa: союзных Конституции, зaконодaтельствa, грaждaнствa и других aтрибутов союзной госудaрственности, устанавливая принцип добровольности объединения России с другими республикaми Союзa ССР нa основе Союзного Договорa. Зa грaждaнaми РСФСР сохрaнялось грaждaнство СССР. Рaзноглaсия же между Республикой и Союзом предлaгaлось рaзрешaть в порядке, устaнaвливaемом Союзным договором.

Проект С.Д., созданный совместно полномочными представителями центральных органов государственной власти СССР, всех союзных и автономных республик, подвергся многократному обсуждению и уточнению на заседаниях учрежденного IV съездом н.д.СССР Подготовительного Комитета. Подготовка проекта проходила в условиях развернувшейся политической борьбы, поставившей под вопрос саму цель перезаключения С.Д. Это побудило Президента СССР М.С.Горбачева выступить с инициативой о проведении референдума СССР по вопросу о сохранении обновленного Союза, который состоялся 17.03.1991; 76% граждан высказались «за».

Съезд н.д.РСФСР создал Комиссию Съезда по Союзному договору, которая включилась в работу над проектом С.Д., получившую новый импульс после союзного референдума. В рамках т.н. «Ново-Огаревского процесса» шло окончательное согласование проекта С.Д. руководителями союзных республик, после чего проект С.Д. был направлен Президентом СССР М.С.Горбачевым в Верховные Советы союзных республик 18 июня 1991 г. С.Д. состоял из 4 разделов («Основные принципы», «Устройство Союза», «Органы Союза», «Заключительные положения»), 25 статей и определял ССГ как «суверенное федеративное демократическое государство, образованное в результате объединения равноправных республик, осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора».

По проекту «Договора о Союзе Суверенных Государств» от 18.06.1991 его участники наделяли ССГ следующими полномочиями: 1) Защита суверенитета и территориальной целостности Союза; объявление войны и заключение мира; обеспечение обороны и руководство Вооруженными Силами, пограничными, внутренними, железнодорожными войсками Союза; организация и руководство разработкой и производством вооружений и военной техники; 2) Обеспечение государственной безопасности Союза; установление режима и охрана Государственной границы, морского и воздушного пространства Союза; координация деятельности органов безопасности республик; 3) Осуществление внешней политики Союза и координация внешнеполитической деятельности республик; представительство Союза в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; заключение международных договоров Союза; 4) Осуществление внешнеэкономической деятельности Союза и координация внешнеэкономической деятельности республик; представительство Союза в международных экономических и финансовых организациях, заключение внешнеэкономических Соглашений Союза. 5) Утверждение и исполнение союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии; хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; руководство космическими исследованиями, общесоюзными системами связи и информации, геодезии и картографии, метрологии и стандартизации; управление атомной энергетикой; 6) Принятие Конституции Союза, внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов в рамках полномочий Союза и установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками; высший конституционный контроль; 7) Руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов и координация деятельности правоохранительных органов Союза и республик по борьбе с преступностью.

Правовую систему ССГ предлагалось построить на следующих принципах. Законы Союза, конституции и законы государств, его образующих, не должны противоречить положениям С.Д.. Законы Союза по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории республик. Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Республика вправе приостановить действие на своей территории закона Союза и опротестовать его, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам республики, принятым в пределах ее полномочий. Союз вправе опротестовать и приостановить действие закона республики, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам Союза, принятым в пределах его полномочий. Споры в обоих случаях решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Конституционный Суд Союза.

Несмотря на то, что ряд положений проекта С.Д. вызывал неприятие в определенных политических кругах РСФСР (так, согласно предложенной концепции С.Д. подписывали бы независимо друг от друга союзные республики и республики в их составе; последние приобретали даже право выхода из Союза; споры велись и вокруг положений о принципах союзной бюджетной системы, союзных налогов, полномочий союзных министерств и ведомств) проект С.Д. был подготовлен к подписанию , которое было назначено на 20 августа 1991 г.

Процесс заключения С.Д. был сорван попыткой введения чрезвычайного положения, создания группой руководящих деятелей Госкомитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19-21 августа 1991 г. После этих событий работа над С.Д. была продолжена в существенно изменившихся политических условиях. Руководство РСФСР, поддержанное Украиной и некоторыми другими республиками, добивалось изменения статус обновленного Союза)вместо федерации - конфедерация) и сведения к минимуму полномочий союзных органов. По решению внеочередного (и последнего) Съезда н.д.СССР работа над завершением С.Д. поручалась Государственному Совету в составе Президента СССР и высших должностных лиц республик, который приступил к разработке новой редакции проекта С.Д.. На заседаниях Госсовета 16.09.1991, 14 и 25.11.1991. руководители республик высказались за создание нового политического союза - Союза Суверенных Государств (ССГ). Постановлением Госсовета от 25 ноября 1991 г. Президент СССР и руководители 8 республик направили согласованный проект С.Д. в Верховные Советы республик, реорганизованный Верховный Совет СССР для одобрения. Предполагалось сформировать полномочные делегации государств для окончательной доработки текста и его подписания в декабре 1991 г. По решению Госсовета проект С.Д. был опубликован в печати.

Однако, и на сей раз заключение С.Д. было сорвано. После референдума о независимости, прошедшего на Украине 1.12.1991, в руководящих кругах РФ возобладала спорная концепция «Союз без Центра», оформленная 8.12.1991 в виде т.н. Беловежского соглашения - «Соглашения между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании С.Н.Г.” (подробнее - см.СНГ).

Оставшись нереализованным, проект Договора о Союзе Суверенных Государств от 25.11.1991 представляет интерес не только для истории, но и как политико-юридический документ, в котором предпринята попытка органично сочетать интересы, права и обязанности государств, образующих Союз. Это последний - перед прекращением существования Союза ССР - легитимный проект, который наряду с союзной Декларацией прав и свобод человека, должен был стать новой конституционной основой Союза.

Приведем ключевые положения С.Д. от 25.11.1991.

Союз создавался бы на новых началах как конфедеративное демократическое государство , осуществляющее власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники. Из проекта С.Д. от 25.11.91 по сравнению с проектом С.Д. от июня-августа того же года были изъяты некоторые ключевые полномочия Союза. Не предусматривалось, в частности, принятие Конституции Союза, создание Конституционного Суда Союза, руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов; вопросы союзного бюджета, денежной эмиссии и др. были вынесены в Договор об Экономическом сообществе (подписанный руководителями союзных республик и Президентом СССР18 октября 1991 г).

Государства, образующие Союз, сохраняли за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного прогресса всем народам, проживающим на их территории. Государства самостоятельно определяли свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Они признавали общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремясь к созданию правового государства.

ССГ выступал бы в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного правопреемника Союза ССР. При этом государства, образующие Союз, также являлись бы субъектами международного права. Они вправе устанавливать непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций, не нарушая международные обязательства Союза.

Членство государств в Союзе является добровольным с сохранением права свободного выхода из него в порядке, установленном участниками С.Д.. Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза. Территория Союза состоит из территорий всех государств-участников. Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются С.Д., а также другими, не противоречащими ему договорами и соглашениями. Союз имел бы единые Вооруженные Силы с централизованным управлением. Государства-участники вправе создавать республиканские вооруженные формирования, функции и численность которых определяются соглашением.

Государства-участники образовывали бы единое политическое и экономическое пространство, устанавливая сферы совместного ведения и заключаются соответствующие многосторонние договоры и соглашения: об экономическом сообществе; о совместной обороне и коллективной безопасности; о координации внешней политики; о координации общих научно-технических программ; о защите прав человека и национальных меньшинств; о координации общих экологических программ; в области энергетики, транспорта, связи и космоса; о сотрудничестве в области образования и культуры; о борьбе с преступностью.

Для реализации общих задач, вытекающих из договора и многосторонних соглашений, государства, образующие Союз, делегировали союзным органам необходимые полномочия. Каждый участник договора может путем заключения соглашения с Союзом дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз, с согласия всех участников, передать одному или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий. Использование земли, ее недр и других природных ресурсов государств-участников договора для реализации полномочий союзных органов осуществляется в соответствии с законодательством государств. Особым соглашением устанавливался бы порядок финансирования союзного бюджета и контроля за его расходной частью.

Предусматривалось, что Законы Союза принимаются по вопросам, отнесенным к ведению Союза, и в пределах полномочий, переданных ему Договором. Они обязательны для исполнения на территории всех государств-участников договора. Государство-участник договора вправе опротестовать и приостановить действие на своей территории закона Союза, если он нарушает настоящий договор. Союз в лице его высших органов власти вправе опротестовать и приостановить действие закона государства-участника договора, если он нарушает настоящий договор. Споры решаются посредством согласительный процедур либо передаются в Верховный суд Союза, который принимает окончательное решение в течение одного месяца.

Законодательную власть осуществлял бы Верховный Совет Союза, состоящий из двух палат: Совета Республик (из депутатов от каждого государства) и Совета Союза (избирается населением Союза по избирательным округам с равной численностью избирателей).

Президент Союза - избираемый гражданами Союза глава конфедеративного государства, который выступал бы гарантом соблюдения С.Д. и законов Союза, являлся Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза, представлял Союз в отношениях с зарубежными государствами, осуществлял контроль за выполнением международных обязательств Союза.

Государственный совет Союза создается для согласования наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы государств-участников договора; он состоит из Президента Союза и высших должностных лиц государств-участников договора. Работой Государственного совета руководит Президент Союза. Решения Государственного совета носят обязательный характер для всех органов исполнительной власти.

Правительство Союза, возглавляемое премьер-министром, является органом исполнительной власти Союза, подчиняется Президенту Союза, несет ответственность перед Верховным Советом Союза. В состав правительства входят главы правительство государств-участников договора, Председатель Межгосударственного экономического комитета (первый заместитель премьер-министра), заместители премьер-министра и руководители ведомств, предусмотренных соглашениями между государствами-участниками договора.

Верховный суд Союза принимает решения по вопросам соответствия законов Союза и законов государств-участников договора - настоящему договору и Декларации прав и свобод человека; рассматривает гражданские и уголовные дела межгосударственного характера, включая дела по защите прав и свобод граждан; является высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам. При Верховном суде Союза создается прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законодательных актов Союза. Высший арбитражный суд Союза разрешает экономические споры между государствами-участниками договора, а также споры между предприятиями, находящимися под юрисдикцией различных государств-участников договора.

Столица Союза - город Москва. Государственная символика Союза: Союз имеет государственные герб, флаг и гимн.

С течением времени практика деятельности институтов СНГ (см.) , а также более тесного межгосударственного интеграционного объединения - Союза Беларуси и России (см..) заставляет все чаще возвращаться к идее заключения С.Д. как документа конституционного значения, обеспечивающего воссоздание единой союзной государственности на новых государственно-правовых началах.

К.ю.н. О.Г.Румянцев

  • 11. Вечевой строй Новгородской и Псковской феодальных республик, его характеристика.
  • 12. Общественно-политический строй Новгородской и Псковской феодальной республик.
  • 14. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства
  • 15. Образование Русского централизованного государства
  • 16. Государственное устройство и административно-территориальное деление периода становления Русского централизованного государства.
  • 17. Класс феодалов,его эволюция в период становления Русского централизованного гос-ва.
  • 18. Крестьяне,основные этапы их юридического закрепощения. Городское население и холопы в период становления русского централизованного гос-ва.
  • 19. Органы гос. Власти и управления сословно- представительной монархии в России.
  • 22. Судебник 1497 г.
  • 23. Соборное уложение 1649 г. –кодекс крепостничества. Преступления и наказания. Судопроизводство.
  • 24.Абсосютизм в России: понятие,предпосылки возникновения,особенность и переодизация.
  • 25. Сословная структура российского феодального общества в 18в,её характеристика.
  • 26. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в первой четверти XVIII в.
  • 28.Становление губернского административно- территориального деления Российской империи.
  • 29. Характеристика уголовного права по законодательству Российской империи первой четверти 18в.
  • 30.Характеристика судебного процесса по российскому законодательству первой четверти 18в.
  • 31.Изменения в социально- классовой структуре российского общества в XIX в.
  • 32. Изменения в государственном аппарате Российской империи в первой половине XIX в.
  • 33. Систематизация российского законодательства м.М. Сперанским. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных,его характеристика.
  • 34.Крестьянская реформа 1861 г в Российской империи: предпосылки, содержание и реализация.
  • 35. Органы земского и городского самоуправления по реформам 1864 и 1870гг в Российской империи.
  • 36. Система судебных органов по реформе 1864г в Российской империи. Прокуратура.Адвакатура.
  • 37. Основные направления контрреформ в Российской империи последней четверти 19в.
  • 38. Общественный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914гг)
  • 39. Государственный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914гг)
  • 41.Изменения в государственном механизме и законодательстве Российской империи в годы первой мировой войны.
  • 42. Временное правительство и его государственный аппарат в эпоху крушения царизма.
  • 43. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, их деятельность в эпоху крушения царизма.
  • Часть 2.
  • 1. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов,его решения и первые шаги по формированию гос-го аппарата Российской Республики.
  • 2. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан (октябрь 1917-1918гг.) Формирование однопартийной политической системы в советской России(1917-1923г.)
  • 3. Всероссийское Учредительное собрание: предыстория созыва, выборы и разгон. Формирование постоянно действующих высших органов государственной власти и управления рсфср.
  • 4. Разработка,принятие и введение в действие Конституции рсфср 1918г.
  • 5. «Конституция советской власти» по Конституции рсфср 1918 г.
  • 6. Возникновение рсфср: практические шаги и юридическое оформление.
  • 7. Национально-государственное строительство рсфср (вторая половина 1918 - середина 1920-х гг.).
  • 9.Создание основ уголовного и гражданского законодательства рсфср в первые годы Советской власти.
  • 10. Кодекс законов о труде 1918 г: разработка, принятие и основные положения.
  • 11. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • 12. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г, основные положения.
  • 14. Чрезвычайные органы.
  • 15.Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.История разработки и основные положения.
  • 16.Кодекс законов о труде рсфср 1992 г: разработка, принятие и основные положения.
  • 18. Уголовный кодекс рсфср 1922: разработка, принятие и основные положения.
  • 19. Гражданский кодекс рсфср 1922 г его необходимость,разработка и общая характеристика.
  • 20. Уголовный кодекс рсфср 1926 г.:причины разработки и принятия,общая характеристика.
  • 21. Конституция ссср 1924 г.:разработка,утверждение,введение в действие, структура и основные положения.
  • 22. Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов рсфср (октябрь 1917-1920гг.).
  • 23. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г.
  • 24.Реорганизация юстиции и правоохранительных органов рсфср в начале 1920х годов.
  • 26.Конституция ссср 1936 г.
  • Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе, флаге и столице ссср.
  • 27. Развитие гражданского, хозяйственного и семейного права в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941)
  • 28.Развитие трудового и колхозного права в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941)
  • 29. Уголовное и уголовно- процессуальное право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941).
  • 37. Основные направления развития права в период либерализации общественных отношений(середина 1950х-середина 1960х)
  • 38. Развитие трудового и с/х права в период замедления темпов общественного развития(середина1960-середина1980).
  • 39. Развитие гражданского, хозяйственного и семейного права в период замедления темпов общественного развития(сер1960-сер1980)
  • 40.Основные направления развития конституционного и гражданского права Российской Федерации в период реставрации капитализма.
  • 41.Основные направления развития семейного,трудового и уголовного права Российской Федерации в период реставрации капитализма.
  • 42. Ломка формы гос. Единства в период реставрации капитализма. Возрождение суверенной рф.
  • 43. Ломка политической системы в период реставрации капитализма.
  • 23. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г.

    Образованию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) предшествовало сотрудничество по следующим направлениям, развивавшееся между дружественными республиками:

    совместное решение военных задач по защите границ от иностранной интервенции;

    развитие экономических и хозяйственных связей;

    единая дипломатическая и внешнеэкономическая политика;

    интернациональная природа советской власти (сохранение права народа на самоопределение, родственные национальности).

    Данные причины выявили необходимость официального оформления сложившихся взаимоотношений на межгосударственном уровне. Предлагались следующие проекты государственного устройства СССР: Проект автономизации (И.В. Сталин), по которому в состав РСФСР на правах автономных республик входят Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия. В результате Советское государство превращалось в унитарное.

    Проект конфедерации (Украина, Белоруссия) предусматривал выделение из РСФСР автономных республик и наделение их статусом союзных республик.

    Проект равноправия (В.И. Ленин), который предусматривал создание добровольной федерации равноправных, независимых, суверенных республик. При этом важнейшие функции управления передавались в ведение федерации - СССР. В результате за основу был взят проект Ленина.

    30 декабря 1922 г. на I съезде Советов были в общем виде приняты Декларация и Договор об образовании СССР.

    В состав СССР вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР.

    СССР был создан как федеративное государство, но за союзными республиками было сохранено право выхода из состава СССР.

    Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных республик: принцип добровольности, право каждой республики выхода из состава СССР, возможность вступления в СССР другим советским республикам.

    Договор определял систему и порядок создания высших органов власти СССР, компетенцию органов СССР и компетенцию союзных республик, регулировал бюджетные отношения. Утверждение, изменение и дополнение Договора могло производиться только Съездом Советов СССР как высшим органом власти СССР. Договор не содержал условий о его отмене, денонсации, аннулировании.

    Органами власти СССР стали Съезд Советов СССР,ЦИК СССР, Президиум ЦИК и СНК СССР. Образование СССР завершило федеративное объединение республик.

    24.Реорганизация юстиции и правоохранительных органов рсфср в начале 1920х годов.

    Положение о судоустройстве РСФСР 1923 г.

    создавалась единая судебная система:

    Народный суд в составе постоянного народного судьи;

    Народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

    Губернский суд;

    Верховный суд РСФСР и его коллегии. Параллельно действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы.

    Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной - для губернских судов, первой инстанцией - по делам об особо опасных преступлениях.

    Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

    29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

    Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

    Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

    25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ГПУ; поддержка обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

    В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры - Государственная прокуратура. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

    Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР.

    На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы. В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.

    На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осуществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались процессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

    26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение об адвокатуре. Адвокаты объединялись в коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Члены коллегии утверждались губисполкомом по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли одновременно занимать должности в государственных организациях. в задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

    В 1922 г. были утверждены Положение о нотариате и Положение об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с имуществом и различных юридических актов, а арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

    25. Развитие советского государственного аппарата в период новой экономической политики (1921-1929)

    Строительство высших органов власти и управления Союза ССР. Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху. Органы власти и управления Союза строились с учетом опыта, накопленного республиками, в особенности РСФСР. В силу этого их структура и организация были в принципе аналогичны республиканским.

    Самым важным по значению и первым по времени возникновения явился орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР. Фактически съезд Советов как высший орган власти Союза выступил в момент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение об образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти. Это положение было зафиксировано в Договоре об образовании СССР, а затем и в Конституции 1924 г. Союзные республики были представлены пропорционально их населению.

    Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно. II съезд Советов Союза собрался в январе 1924 г., через 13 месяцев после I; III съезд Советов работал в 1925 г. Громоздкость съездов, определенные организационные сложности и дороговизна их созыва побудили вскоре установить другую периодичность заседаний. IV съезд Советов СССР в 1927 г. определил, что впредь съезды будут собираться раз в два года <*>. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.

    В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР.

    В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза. По своей структуре ЦИК Союза отличался от ЦИК союзных республик, он был двухпалатным. Цель создания двух палат заключалась в том, чтобы наиболее полно сочетать общие интересы Союза со специфическими интересами народов, входящих в его состав.

    Одна из палат носила название Союзного Совета, другая - Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально населению каждой. В Совет Национальностей входили по пять членов от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от каждой автономной области РСФСР. По одному делегату посылали также автономные республики и области, входящие в ЗСФСР. Обе палаты являлись равноправными. ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом.

    В период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом являлся ответственный перед ним Президиум ЦИК Союза ССР. Президиум ЦИК образовывался из президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей.

    Правительством Союза Советских Социалистических Республик являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным и распорядительным органом, но обладал и законодательными функциями. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и постановления. В СНК входили, кроме председателя и заместителей председателя, наркомы СССР.

    Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты. Конституция СССР исходила из деления наркоматов на три категории: общесоюзные, объединенные и республиканские.

    Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в Союзе. В республиках подобных наркоматов не было. Там имелись лишь уполномоченные этих наркоматов, непосредственно им подчиненные. К общесоюзным относились наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.

    Объединенными назывались такие наркоматы, которые имелись и в Союзе, и в каждой союзной республике; наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. К этой группе относились ВСНХ, наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Объединенные наркоматы образовывались для отраслей управления, требовавших централизации в масштабах всего Союза и в то же время учета специфики отдельных республик.

    Наконец, третью группу составляли наркоматы, которые имелись только в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, на деятельность которых влияли в большой мере национальные особенности республик (например, наркоматы просвещения, юстиции).

    Деление органов отраслевого управления на три различные категории выработалось еще до образования СССР, в практике взаимоотношений РСФСР с союзными с ней республиками. В 1919 - 1922 гг. сложился порядок, когда наркоматы РСФСР, выступавшие в то время как своеобразные общефедеральные органы, в одном случае руководили той или иной отраслью управления союзных республик непосредственно, в другом - через наркоматы этих республик, в третьем - совсем или почти совсем не вмешивались в работу соответствующих ведомств независимых советских республик.

    Этот опыт был обобщен и использован во время разработки Конституции СССР. Создание такой системы органов отраслевого управления имело ту же цель, что и образование второй палаты ЦИК Союза. Оно обеспечивало наилучшее сочетание общих интересов Союза с интересами каждой союзной республики в отдельности.

    Практически наркоматы СССР были созданы не сразу. ЦИК Союза пришлось на некоторое время передать их функции органам РСФСР. При этом российским наркоматам поручалось подготовить для комиссии Президиума ЦИК проекты Положений о народных комиссариатах СССР.

    В июле 1923 г. был упразднен Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР. В постановлении ВЦИК по этому вопросу говорилось, что он выполнил свою задачу по строительству национальных республик. Мыслилось, что функции Наркомнаца будет теперь выполнять Совет Национальностей ЦИК СССР. Однако вскоре при Президиуме ВЦИК снова были организованы специальные органы, ведавшие национальной политикой в пределах Российской Федерации (Отдел национальностей и др.). Аналогичные органы существовали и в других союзных и даже автономных республиках. Так, на Украине в 1924 г. была создана постоянная Комиссия по делам национальных меньшинств при ВУЦИК. В Таджикской АССР в 1927 г. при президиуме ЦИК республики был создан Отдел по делам национальных меньшинств <*>. В 1929 г. во всех автономных республиках РСФСР, а также при областных и краевых исполкомах было разрешено создавать постоянные комиссии по делам национальных меньшинств.

    Бюллетень № 21 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей. IV сессия Верховного Совета РСФСР. 12 декабря 1991 года.

    Кто и как упразднил СССР

    Подписанные 8 декабря 1991 года Беловежские соглашения, как неоднократно подчеркивали их авторы Ельцин, Кравчук и Шушкевич, не упраздняли СССР, а лишь констатировали, что Советский Союз «прекращает свое существование». Юридически Советский Союз просуществовал еще 18 дней (хотя в юридическом смысле он существует до сих пор).

    Он исчез не 25 декабря в 19 часов вечера, когда Михаил Сергеевич в телевизионной трансляции подписал указ (№ УП-3162) о сложении полномочий Президента СССР и Верховного Главнокомандующего, а только 26-го.

    26 декабря в Кремле в последний раз заседала одна из палат Верховного Совета СССР — Совет Республик. На этом заседании депутаты из 5 азиатских республик, остававшихся в Союзе до самого конца, приняли 4 документа: Декларацию, констатировавшую прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права (№ 142-Н); Постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н); постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко, который категорически отказался отдавать ключи эмиссарам Центробанка России, пока его не снимет с должности Верховный Совет СССР (№ 144-Н); и, на всякий случай, его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н).

    Но к России все эти решения, принятые на ее территории, имели только косвенное отношение. Потому что двумя неделями раньше, 12 декабря 1991 года в 13 часов 28 минут, Россия вышла из состава СССР, денонсировав решением своего парламента (Верховного Совета РСФСР) Союзный договор 1922 года.

    ИЗ СТЕНОГРАММЫ

    (Бюллетень №21 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей, IV сессия Верховного Совета РСФСР, 12 декабря 1994 года):

    АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ СОЮЗА

    Б. Н. Ельцин (Президент РСФСР в составе СССР):

    «Украина отказалась подписывать Союзный договор. Последствия этого очевидны: серьезное нарушение геополитического равновесия в мире, эскалация конфликтов внутри бывшего Союза, проблемы государственных границ, национальных валют, собственных армий и другие. А ведь на Украине имеется ядерное оружие. В этих условиях заключать Договор о союзе из 7 республик без Украины и при этом оставаться спокойными, ждать очередных соглашений, ничего не предпринимать — было бы просто преступно." «В Соглашении констатируется тот факт, что СССР прекращает свое существование. Но я отвергаю обвинение в адрес подписавших в том, что они якобы самовольно ликвидировали СССР.»

    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

    И. В. Константинов (в то время — член полураспавшейся депутатской группы «Российский союз»):

    «… предлагаемое соглашение… требует внесения соответствующих изменений в Конституцию РСФСР. И в этой связи у меня вопрос. Правомочен ли Верховный Совет РСФСР ратифицировать данное соглашение и не следует ли по этому вопросу обратиться в Конституционный Суд РСФСР?»

    «… несоответствие нормы национального права заключаемому договору не является препятствием для заключения договора… Если государство подписывает договор, оно берет на себя обязательства затем привести нормы национального права, в том числе конституционные, в соответствие с заключенным договором…»

    ОБСУЖДЕНИЕ

    В. А. Шуйков («Смена»):

    «…российская администрация еще раз доказала свою, в принципе, непредсказуемость… Но я привык подчиняться реальности, которая складывается… А реальности таковы, что Украина и Беларусь денонсировали Договор 1922 года и фактически уже не являются членами Союза ССР. Значит выбор Российской Федерации должен быть сделан, и именно сегодня».

    В. Л. Шейнис (Объединенная фракция Социал-демократической и Республиканской партий Российской Федерации):

    «от имени фракции я прошу поддержать принятое решение и ратифицировать соглашение, подписанное в Беловежской пуще».

    В. И. Новиков (фракция «Беспартийные депутаты»):

    «разрешите мне сразу от имени фракции беспартийных депутатов сообщить, что наша фракция единодушно призывает ратифицировать это Соглашение. К нашему решению присоединились и просили передать такую же подержку члены фракции «Свободная Россия».

    В. И. Севастьянов (космонавт, «Отчизна»):

    «Уважаемый Президент Российской Федерации! Уважаемый Председатель! Уважаемые народные депутаты! Тяжелая обстановка в нашей Российской Федерации и во всей нашей стране, в бывшем, теперь уже все громко это говорят, Советском Союзе. … И вот в этой критической ситуации нам предлагают путь, по которому мы должны пойти, ну если не с сегодняшнего, то с завтрашнего дня. Куда ведет нас этот путь? … Слабый документ, несомненно. И тем не менее мы должны его, наверное, сегодня принимать (Смех в зале.) Для того чтобы сохранить сегодня движение хотя бы на полшага вперед, ну я не вижу другого в этой тупиковой ситуации. … Вопрос главный — ликвидация Союза. Мы должны потребовать созыва Съезда народных депутатов РСФСР для рассмотрения этого вопроса. На этом я хотел бы рассмотрение этого вопроса и закончить, но есть позитивный момент. Слава Богу, эпоха Горбачева на этом закончилась. Спасибо за внимание.»

    В. И. Морокин:

    «я считаю, что это только первый шаг этого Содружества. Я думаю, что со временем по многим своим компонентам оно превзойдет то, что делается в Европе, учитывая, что у нас достаточно высокая интеграция».

    П. Б. Волков (Демократическая Россия):

    «Мы, члены фракции «Демократическая Россия», одобряя решительность и последовательность действий Президента РСФСР, направленных на сохранение и развитие тесных экономических связей между государствами, бывшими членами Союза ССР, поддерживаем формулу создания Содружества, заключенную в Соглашении. … данное обращение поддержали фракции «Беспартийных депутатов», «Левый центр», «Свободная Россия», «Радикальные демократы» и «Рабочий союз России».

    С. Н. Бабурин (фракция «Россия»):

    «Сегодняшний день, несомненно, войдет в историю не только нашей страны. И смысл решения, которое нам предстоит принять, сводится, если отбросить все оговорки, околичности, к одному: чтобы избавиться от недееспособного центра во главе с Горбачевым — предлагается ликвидировать наше государство. … Договор 1922 года перестал существовать уже давно. Есть Конституция СССР 1977 года. Нравится нам это, не нравится, но то, что мы сегодня делаем, — это, действительно, антиконституционные действия на уровне Советского Союза.»

    П. С. Филиппов (Радикальные демократы):

    «Каков же вывод из экономических аспектов достигнутого соглашения? Россия, вне всякого сомнения, получает дополнительные преимущества в проведении радикальной экономической реформы. Именно поэтому фракция „Радикальные демократы“, а также „Демократическая Россия“ призывают вас сегодня со всей ответственостью подойти к вопросу о ратификации и ратифицировать данное Соглашение.»

    Д. А. Волкогонов (Левый центр):

    «Это является историческим компромиссом судьбоносного значения… Я призываю ратифицировать документ и думаю, что если мы ратифицируем его, то откроем новую главу нашей истории, вселяющую большие надежды.»

    С. Ф. Засухин:

    «Уважаемые коллеги! Мне кажется, что мы с вами сегодня обсуждаем колесо — круглое оно или нет. … парламент должен перейти к ратификации и дальше работать по повестке дня.»

    Н. И. Травкин (народный депутат РСФСР, но НЕ член Верховного Совета; лидер ДПР):

    «ни Демократическая партия России, ни Травкин как депутат не выступали и не выступают против ратификации и подписания этого Соглашения. Но мы считаем, и я как народный депутат России и Союза считаю, что не должно быть замены: минское Соглашение может быть принято в дополнение к тому Союзному договору, который обсуждался Президентами республик и был внесен на рассмотрение сессий Верховных Советов. … Я убежден, что и Украина дозреет, люди дозреют. Сама экономическая ситуация заставит это понять, и они придут в Союз.»

    Р. Г. Абдулатипов (тогда — нефракционный депутат, несколько позже — фракция «Суверенитет и равенство»):

    «Уважаемый Президент Российской Федерации, уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! Центр, который многие из нас поддерживали, видя в нем знак Отечества, знак Согласия, предал нас всех вместе с Отечеством. … сверять свой шаг с Президентом СССР было бы губительно для всех нас. … от имени многих членов Совета Национальностей хотел бы с этой трибуны обратиться к народам республик, автономий, краев и областей поддержать Соглашение и быть в этот тяжелый исторический момент вместе с Президентом, вместе с парламентом.»

    М. Л. Захаров:

    «Руслан Имранович, у меня убедительная просьба прекратить прения. Все давно определились. Все давно понимают, что Президент сделал лучший шаг в своей жизни и большинство считает, что они сделают такой же хороший шаг. (Аплодисменты).»

    В. В. Аксючиц (лидер группы «Российский союз», не член Верховного Совета):

    «Предлагаю не спешить, так как никакие — ни мозговые, ни кавалерийские атаки не создадут новой государственности… изменения в конституционный строй может вносить только Съезд депутатов Российской Федерации, поэтому, я прошу обязательно, поставить на голосование вопрос о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов России для ратификации этого Соглашения.»

    ГОЛОСОВАНИЕ

    «Председательствующий (Р. И. Хасбулатов):

    «Уважаемые депутаты! Ставлю на голосование. Проект постановления у вас имеется уточненный. Я прошу соблюдать порядок. (Шум в зале, выкрики) Уважаемые депутаты, ставлю на поименное голосование. (Шум в зале, выкрики) Нет, это будет бесконечно. Все. Прошу всех присесть. Ставлю на голосование. Прошу голосовать проект постановления. (Шум в зале, выкрики) Уважаемые депутаты, вы свою точку зрения уже высказали. (Шум в зале) Так. Пожалуйста, Комиссия по Регламенту. (Шум в зале) Как нет? Так. Ставлю на голосование. Поименное голосование. Пожалуйста. Прошу голосовать. (Шум в зале, выкрики) В целом, конечно, в целом. (Шум в зале, выкрики) Так. Постановление за основу сперва? (Шум в зале) Хорошо, давайте постановление за основу, прошу голосовать. (Шум в зале) Уважаемые депутаты, прошу голосовать. Поименное голосование. Кто за то, чтобы предложенный проект постановления принять за основу? (Шум в зале) Прошу успокоиться. Вот второй вариант. Здесь несколько ошибок было в первом варианте.»

    Результаты голосования

    за — 185 (74,9%)

    против — 5 (2,0%)

    воздержалось — 6 (2,4%)

    За основу. (Аплодисменты) Так. Пожалуйста, теперь какие-то поправки, предложения к проекту постановления? Так, пожалуйста, первый микрофон.

    В. П. Миронов («Радикальные демократы»):

    «Уважаемый Руслан Имранович! Уважаемые депутаты! По-моему вся мировая практика свидетельствует об одном: либо мы ратифицируем договор, либо мы его не ратифицируем. Раз мы его ратифицировали, какие, извините, еще могут быть поправки? (Шум в зале) Вы знаете, за рубежом японцы, американцы, англичане, они работают, а потом обсуждают. А мы обсуждаем, создаем комиссии, согласовываем. Пора работать. Председательствующий: Надо так понимать, что Верховный Совет готов одобрить в целом постановление? Ставлю на голосование одобренный проект постановления в целом.»

    Из зала. Я подавал письменную поправку, Руслан Имранович, что это такое?

    Председательствующий: прошу голосовать… Поименное голосование… Ну вы же видели, как вы хотели, я проголосовал за основу… Уважаемые депутаты, я вас прошу и призываю голосовать. Из зала. Это нарушение Регламента, Руслан Имранович! Мы должны проголосовать… Председательствующий: Уважаемые депутаты, я прошу вас не выкрикивать так… Я прошу вас участвовать в голосовании. Поименное голосование…

    Результаты голосования

    за — 188 (76,1%)

    против — 6 (2,4%)

    воздержалось — 7 (2,8%)

    (Бурные продолжительные аплодисменты. Все встают).

    Слово предоставляется Президенту Российской Федерации Борису Николаевичу Ельцину.

    «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СОДРУЖЕСТВО! СОЮЗ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ!»

    «Руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и в соответствии с пунктом 15 статьи 109 Конституции, Верховный Совет постановляет денонсировать договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, утвержденный первым Съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года в городе Москве.»

    Принятие постановления о выходе России из Союза прошло без обсуждения и даже без «шума в зале». 12 декабря 1991 года в 13 часов 28 минут 31 секунду Россия законным порядком вышла из состава СССР, оставив в нем 5 республик Средней Азии.

    за — 161 (65,2%)

    против — 3 (1,2%)

    воздержалось — 9 (3,6%)

    Через 8 минут было принято постановление об отзыве российских депутатов из Верховного Совета СССР.

    17 декабря Председатель Совета Союза Верховного Совета СССР Константин Лубенченко открыл заседание палаты словами: «Можно было бы сказать, что кворум у нас есть, но этого сказать не могу». Заседание, переименовавшись в Совещание депутатов, обратилось к Верховному Совету России с просьбой вернуть союзным депутатам полномочия (хотя бы ненадолго), чтобы они смогли сложить их с себя сами. Обращение осталось без ответа. Вторая палата ВС СССР — Совет Республик, в которой республики были представлены равным числом депутатов, сохранила кворум (о ее последнем заседании см. выше).

    ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЙ ПО ФРАКЦИЯМ

    Верховный Совет России насчитывал к тому моменту 247 депутатов и для принятия решения требовалось 124 голоса.

    Коммуно-патриотическая оппозиция (коммунисты, аграрии, бабуринцы) и центристская оппозиция («Смена», «Промышленный союз») в сумме имели 138 голосов, демократы различных оттенков — 108. 247-й депутат уже неделю как сложил с себя полномочия, но продолжал числиться в списках голосования.

    НЕПРИМИРИМАЯ ОППОЗИЦИЯ (фракции Коммунисты России, Аграрный союз, Отчизна, Россия, а также фактически уже распавшаяся фракция «Российский союз» в лице И.Константинова) 80 человек

    Фракция «Коммунисты России» имела в ВС 22 места. За ратификацию соглашений проголосовали все 15 участвовавших в голосовании коммунистов. За денонсацию Союзного договора — 13 (С.Решульский и депутат В.Санаев воздержались). Отсутствовали (во всяком случае, не участвовали ни в одном голосовании) 7 депутатов-коммунистов, в том числе глава Карелии Виктор Степанов, Майя Эттырынтына, В. Боков.

    Фракция «Отчизна», состоявшая на тот момент в основном из коммунистов с сугубо патриотическим оттенком, имела 10 мест в Верховном Совете. За ратификацию Беловежских соглашений проголосовали 6 депутатов, в том числе один из последних секретарей ЦК КПСС Юрий Манаенков и космонавт Виталий Севастьянов, воздержался один. Четверо (включая двух поименованных) голосовали и за денонсацию Союзного договора. Остальные не голосовали или отсутствовали.

    Из 19 депутатов фракции «Аграрный союз» за ратификацию голосовали 14, за денонсацию Союзного договора — 11, в том числе будущий депутат Думы первого созыва В. А. Агафонов и А. А. Пономарев.

    Лидеры фракции «Россия» Сергей Бабурин и Николай Павлов, проголосовав против ратификации, не смогли убедить своих сторонников сделать то же. Из 24 членов фракции за ратификацию соглашений проголосовали 17, в том числе будущий соратник Бабурина (в первой Думе) Владимир А.Тихонов. За денонсацию Союзного договора проголосовали 10 депутатов группы, против — только Бабурин, воздержались двое, в том числе Н.Павлов. Вячеслав Любимов в голосованиях по ратификации и денонсации не участвовал, проголосовав только за отзыв российских депутатов из союзного парламента.

    Из пяти нефракционных оппозиционеров за ратификацию Беловежских соглашений проголосовали трое, против — двое. За денонсацию Союзного договора — двое, против — один. Оба нефракционных — принципиальных противника независимости России от СССР — это бывшие лидеры демократических движений Ленинграда и Свердловска (Ленинградского Народного фронта и Движения «Демократический выбор» соотвественно), а в 1993- 94 гг. — сопредседатели Фронта национального спасения — И.Константинов и В.Исаков.

    ЦЕНТРИСТСКАЯ ОППОЗИЦИЯ (фракции Смена, Промышленный союз, Суверенитет и равенство) 58 человек

    Смена: Из 22 депутатов за ратификацию соглашений проголосовало 11. Против — трое: В.Балала, Павел Лысов и Сергей Полозков. За денонсацию Союзного договора — 10. Против — П.Лысов, воздержался В.Шуйков. Семеро, в том числе взглядовец Александр Любимов, отсутствовали.

    Промышленный союз: Все трое членов Верховного Совета, в том числе будущий депутат первой Думы Г. Калистратов, проголосовали за по обоим вопросам.

    Суверенитет и равенство: 25 из 30 депутатов проголосовали за ратификацию (воздержались двое). 21 проголосовал за денонсацию Союзного договора. Из трех депутатов от автономий, в то время не входивших во фракцию «Суверенитет и равенство», за ратификацию проголосовали двое: Р. Абдулатипов и М. Назметдинова. Космонавт Муса Манаров отсутствовал. За денонсацию союзного договора голосовала только М.Назметдинова (Р.Абдулатипов в этом голосовании не участвовал).

    УМЕРЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ

    (Умеренными демократами в то время считались фракции Рабочий союз России, Беспартийные депутаты и руцкистская «Свободная Россия» — в течение 1992 года эти фракции в целом эволюционировали «в центр», поближе к «Смене» и «Промышленному союзу». Менее умеренными демократами, но в общем-то тоже умеренными, считались фракция «Левый центр» и Объединенная фракция РПРФ-СДПР — в результате серии слияний и почкований 1992-93 годов превратившиеся в три умеренно-демократических фракции: «Левый центр — Сотрудничество», «Родина» и «Согласие ради прогресса») 81 человек

    Во фракции «Рабочий союз России», объединявшей по профессиональному признаку политически довольно разных депутатов — от демократического шахтера Александра Бира до будущего соратника Сажи Умалатовой Ивана Шашвиашвили, за ратификацию проголосовали все 12. За денонсацию Союзного договора — только 7 (воздержались И.Шашвиашвили и А.Луговой, не голосовали С.Андропов, Г. Сорокин и В.Яковлев).

    Из 15 «Беспартийных депутатов» за ратификацию проголосовали 14, за денонсацию — 12.

    Из 15 руцкистов («Свободная Россия») за ратификацию проголосовали 15, за денонсацию 12 (воздержался В. Грачев, не голосовали Б. Кондрашов и В. Иконников). Ни в одном голосовании не участвовал впоследствии примкнувший к руцкистам независимый депутат Иона Андронов.

    «Левый центр» (22 депутата Верховного Совета, в том числе С. Шахрай, Д. Волкогонов, С.Степашин, Е. Лахова) по обоим вопросам проголосовала единогласно (20 за, двое отсутствовали).

    Из 4 нефракционных депутатов, чуть позже вступивших в «Левый центр», за ратификацию проголосовали трое, за денонсацию — 1, один отсутствовал.

    Из 10 нефракционных депутатов, примыкавших либо к демократам (В.Морокин, В.Шорин, Евгений Строев), либо к новой «партии власти» (В.Степанков — тогдашний генеральный прокурор, а теперь зам Кириенки и <едоросс>; следователь А.Гуров; Г. Фадеев и др.) и за ратификацию, и за денонсацию проголосовали все.

    Объединенная фракция РПРФ-СДПР в лице обоих своих депутатов В.Шейниса и О.Румянцева проголосовала за ратификацию беловежских соглашений, но не участвовала в голосовании по денонсации союзного договора.

    ДЕМРОССИЯ И РАДИКАЛЬНЫЕ ДЕМОКРАТЫ 27 человек

    Демократическая Россия: Из 17 депутатов за ратификацию проголосовали 14 — в том числе Л.Пономарев, Г. Якунин, С. Ковалев, В. Лукин, не голосовал С. Шаталов. За денонсацию Союзного договора — тоже 14, не голосовал В.Клювгант. Отсутствовали двое (в том числе будущий депутат Совета Федерации первого созыва и нынешний вице-губернатор Новгородской области В. Подопригора).

    Радикальные демократы (10 человек, в том числе Михаил Молоствов, Сергей Носовец, Александр Политковский, Владимир Шумейко) проголосовали единогласно «за».

    НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ ДЕПУТАТ

    1 (один) Депутат от Северной Осетии В. А. Кузнецов числился в списках поименного голосования по ошибке, т. к. еще 5 декабря его депутатские полномочия по его просьбе были прекращены. ____________ Итого — 247

    ИТАК: КТО ПРОТИВ?

    Против постановления о ратификации Беловежских соглашений проголосовали сначала 5 (за основу), потом — 6 (в целом) депутатов. В данном случае 5+6=7: С. Н. Бабурин, Н. А. Павлов (оба — фракция Россия), В. Б. Исаков (независимый депутат, позже примкнувший к аграриям), И. В. Константинов (фракция Российский союз), С. А. Полозков, В. А. Балала, П. А. Лысов (все трое — фракция Смена).

    Против выхода России из СССР проголосовали трое: один из них — В.Исаков — возглавлял впоследствии Комитет Государственной Думы (первого созыва) по законодательству и судебно-правовой реформе, другой — С.Бабурин — самую оппозиционную депутатскую группу в первой Думе «Российский путь», третий — П.Лысов.

    Воздержались по вопросу о денонсации Союзного договора 9 человек: В. А. Грачев, Н. А. Павлов, С. Н. Решульский, З. Н. Ойкина, К. К. Руппель, В. А. Шуйков, В. И. Санаев, И. И. Шашвиашвили, А. Н. Луговой.

    В Верховном Совете Украины против Беловежских соглашений проголосовало несколько депутатов, но из разных соображений — некоторые не хотели никакого союза с «москалями», даже в форме СНГ. Один из депутатов, голосовавших против соглашений — Альберт Корнеев, который 24 августа 1991 был единственным депутатом, голосовавшим в ВС против провозглашения независимости Украины (впоследствии был секретарем Конституционной комиссии Украины).

    В Верховном Совете Белоруссии против ратификации Беловежских соглашений голосовал единственный депутат ВС — Валерий Тихиня **, кроме того, некоторые ушли в туалет и не голосовали — в том числе будущий президент Белоруссии Александр Лукашенко (который однако не возражает, когда при нем говорят, что он голосовал против).

    21 декабря 1994 первоначальный (и сокращенный) вариант этого текста опубликовала «Новая ежедневная газета» N242 (316), снабдив его заголовком: Кто и как упразднил СССР? и подзаголовком: «12 декабря — не только день новой Конституции, но и день выхода России из СССР. Воистину всенародный праздник», .(в частности, в той публикации был изъят из текста абзац с ответом С. М. Шахрая на вопрос И. В. Константинова).

    В ноябре 1996 года тогдашний Председатель Конституционного Суда Белоруссии В.Тихиня подтвердил, что это он, Тихиня, а не Лукашенко, был единственным депутатом Верховного Совета Белоруссии, голосовавшим в декабре 1991 против Беловежских соглашений.

    Материал подготовил Анатолий Бабушкин

    Показать комментарии

    Всем бодрого майского дня. В виду недавних праздников познавательно разобраться с определяющими документами истории СССР и Германии. Одним из таких документов является Рапалльский договор. В конце этой статьи вы увидите его текст и сможете сами его прочесть. Ведь историк-любитель от историка-профи отличается тем, что последний читает именно источники и работает с ними. Кстати разбор документов мы начали .

    Причины

    Рапалльский договор был подписан между РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой) и Германией 16 апреля 1922 года, затем опубликован в советской газете «Известия» 10 мая. Напомню, что СССР образовался лишь 30 декабря 1922 года, то есть после заключения договора.

    Причины подписания этого документа крылись во многом. Перечислим ключевые.

    Во-первых , с подписанием Версальского мирного договора в 1919 году в мире стала действовать новая система сдержек и противовесов. На самом деле условия Версальского мира сами по себе спровоцировали новую мировую войну. Поскольку главный принцип этой системы был «Разделяй и властвуй». Страны Антанты хотели сделать молодую Советскую республику и Германию изгоями международной политики.

    Именно поэтому они созвали Генуэзскую конференцию, чтобы договориться о взимании репараций с Германии и долги Царского правительства с РСФСР. Таким образом оба государства стали изгоями международной политики и это обусловило их сближение.

    Во-вторых , несмотря разное государственно-политическое устройство и разные идеологии, Германия и Россия до были хозяйственными союзниками. Так германский капитал активно вкладывался в Российскую экономику и многие немцы имели серьезные промышленные объекты на территории России. Другое дело, что они все были национализированы советским руководством..., но об этом далее.

    В-третьих , оба государства остро нуждались в хозяйственном договоре, который бы помог с восстановлением экономик. Первым таким договоров для них как раз и стал Рапалльский.

    Конечно, может быть совсем непонятно, каким образом столь разные государства сумели договориться? Ведь Германия была капиталистической страной. А ее министр иностранных дел Германии Вальтер Ратенау был до мозга костей промышленником и капиталистом. Для Германии был именно важен хозяйственный союз. Георгий Васильевич Чичерин, представлявший молодую, никому неизвестную Советскую республику, происходил из старинного дворянского рода.

    Советская Россия тогда выступала вообще за мировую революцию... Но именно реализм, проявленный В.И. Лениным (Ульяновым) и напористость Г.В, Чичерина, позволила заключить выгодный и для России, и для Германии договор. Кстати, ночное заседание, в ходе которого немецкая сторона обсуждала тезисы, представленные советской делегацией, вошло в мировую историю как «Пижамное совещание» 🙂

    Последствия

    Подписание договора в Рапалло явилось для стран Антанты неприятным, хотя и вполне ожидаемым сюрпризом. Договор позволил выйти из внешнеполитической изоляции, наладить хозяйственное сотрудничество между РСФСР и Германией.

    Одновременно документ вошел в мировую историю, как равноправный. Он стал образцом, закрепив те основания, на которых вообще, по идее, должны быть построены международные отношения.

    Отдельная статья документа оговаривала, что Германия не прочь, если Россия не отдаст немцам национализированные предприятия (!). Но взамен Россия не сделает этого же и по отношению к другим странам, которые имели на ее территории промышленные объекты. Это, конечно, было большим успехом советской дипломатии.

    Также, оба государства установили в отношении друг друга режим наибольшего благоприятствования. То есть если российский предприниматель приезжал в Германию, то ему предоставлялся режим наибольшего благоприятствования, равно как и германским промышленникам в России.

    Подписание документа ввело в международное сообщество такое словосочетание как «Дух Рапалло». Оно означало как раз основы равноправия самоуважения, на которых и должны быть построены международные отношения.

    Договор в Рапалло положил долгому сотрудничеству. И многие ученые всерьез изучали возможность создания Оси: Берлин-Москва-Токио. Но, об этом как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на новые статьи: после поста есть форма подписки.

    Важный вопрос: до какого года действовал Рапалльский договор? Ученые считают, что он действовал аж до марта 1941 года, когда СССР отправил последнюю поставку сырья в Германию.

    Текст договора

    «Германское правительство, представленное рейхсминистром, доктором Вальтером Ратенау, и правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, представленное Hародным Комиссаром Чичериным, согласились относительно нижеследующих постановлений:

    Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

    а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причиненных гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны.

    б) Публичные и частно-правовые отношения, пострадавшие вследствие состояния войны, включая сюда и вопрос о судьбе попавших во власть другой стороны коммерческих судов, будут урегулированы на основах взаимности.

    в) Германия и Россия взаимно отказываются от возмещения их расходов на военнопленных. Равным образом Германское правительство отказывается от возмещения расходов, произведенных на интернированные в Германии части Красной Армии. Со своей стороны Российское правительство отказывается от возмещения ему сумм, вырученных Германией от продажи военного имущества, ввезенного в Германию этими интернированными частями.

    Статья 2. Германия отказывается от претензий, вытекающих из факта применения до настоящего времени законов и мероприятий РСФСР к германским гражданам и их частным правам, равно как и к правам Германии и германских государств в отношении России, а та»же от претензий, вытекающих вообще из мероприятий РСФСР или ее органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств.

    Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются. Допущение консулов той и другой стороны будет урегулировано специальным соглашением.

    Статья 4. Оба правительства далее согласны в том, что для общего правового положения граждан одной стороны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать принцип наибольшего благоприятствования. Принцип наибольшего благоприятствования не распространяется на преимущества и льготы, которые РСФСР предоставляет другой Советской Республике или государству, которое раньше было составной частью бывшего Российского государства.

    Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран. В случае принципиального урегулирования этого вопроса на международном базисе, они вступят между собою в предварительный обмен мнений. Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщенным ей в последнее время проектируемым частными фирмами соглашениям и облегчить проведение их в жизнь.

    Статья 6.

    (...)

    в) ст. 1-й, ст. 4-я настоящего договора вступают в силу с момента ратификации; остальные постановления настоящего договора вступают в силу немедленно.

    Чичерин Ратенау

    С уважением, Андрей Пучков

    Став её основным разделом.

    Договор об образовании СССР

    Декларация об образовании СССР
    Тип договора Союзный договор
    Дата подписания 29 декабря 1922 года
    место Москва , РСФСР
    Вступление в силу 30 декабря 1922 года
    условия делегирование сторонами части суверенных властных полномочий центру;
    право свободного выхода из союза
    Стороны РСФСР
    Украинская ССР Украинская ССР
    Белорусская ССР Белорусская ССР
    ЗСФСР ЗСФСР

    Заключение договора

    Преамбула договора констатировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик, управляемое в соответствии с положениями Договора.

    Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую, в частности, входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и приём новых республик в состав СССР, объявление войны и заключение мира, заключение договоров о займах и ратификация международных договоров, а также отмена нарушающих Договор актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.

    Пункты 2 - 10 определяли структуру высших органов власти СССР. Верховной властью провозглашался Съезд Советов СССР , делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избиравший из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.

    Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИК СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.

    Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР .

    Пункты 13 - 17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР).

    Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.

    Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик.

    Пункты 21 - 23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Столицей был объявлен город Москва .

    Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором.

    Пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.

    Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР .

    Договор в составе Конституции СССР

    Впоследствии изменённый и дополненный союзный договор и декларация об образовании СССР были объединены в первую Конституцию СССР . Новая редакция Договора состояла из преамбулы и 11 глав:

    Глава I определяла предметы ведения верховных органов власти СССР. Пункт 1 содержал перечень этих предметов, несколько расширенный и уточнённый по сравнению с начальным вариантом договора. Пункт 2 относил утверждение и изменение Конституции к исключительному ведению Съезда Советов СССР.

    Глава II (пункты 3-7) устанавливала суверенные права союзных республик (в том числе п. 4 - право свободного выхода из Союза) и единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

    Глава III (пункты 8-12) объявляла верховным органом власти СССР Съезд Советов; в период между Съездами таким органом был двухпалатный ЦИК СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Устанавливались нормы представительства, порядок выбора делегатов и созыва Съездов.

    Глава IV (пункты 13-28) регламентировала порядок выборов ЦИК СССР, устанавливала порядок его деятельности и ответственность перед Съездом Советов СССР.

    Глава V (пункты 29-36) определяла функции и права Президиума ЦИК СССР, порядок взаимодействия с Совнаркомом СССР, а также ответственность перед ЦИКом СССР.

    Глава VI (пункты 37-42) устанавливала структуру Совета Народных Комиссаров СССР, его функции и ответственность перед ЦИКом ССР и Президиумом ЦИК СССР. В состав СНК СССР входили председатель СНК, его заместители и 10 народных комиссаров.

    Глава VII (пункты 43-48) учреждала Верховный Суд, очерчивала круг его компетенции и определяла состав пленарного заседания.

    Глава VIII (пункты 49-60) устанавливала разделение народных комиссариатов СССР на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединённые (руководящие одноимёнными наркоматами союзных республик). Определялась ответственность наркомов (руководителей наркоматов) перед СНК, ЦИКом и его президиумом.

    Глава IX (пункты 61-63) посвящена деятельности объединённого государственного политического управления (ОГПУ).

    Глава X (пункты 64-69) регламентировала структуру государственного управления союзных республик: Съезды Советов, ЦИК и СНК республик.

    Глава XI (пункты 70-72) посвящена гербу, флагу и столице Союза Советских Социалистических Республик.

    С небольшими изменениями Договор входил во все редакции Конституции СССР до момента принятия в 1936 году новой «сталинской» Конституции , в которой о нём не упоминалось.

    Изменения договора

    20 мая 1925 года III съезд Советов СССР постановил указать в союзном договоре Туркменскую ССР и Узбекскую ССР. В связи с этим было увеличено число членов Президиума ЦИК с 21 до 27, а также увеличено количество председателей ЦИК .

    Расторжение договора

    В России договор был денонсирован 12 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 2015-I, ссылавшимся на пункт 15 статьи 109 Конституции РСФСР («Верховный Совет РСФСР ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР») . Инициатор денонсации договора, член Верховного Совета РСФСР Сергей Шахрай перед принятием постановления заявил:

    Договор 1922 года как договор, как соглашение сторон, подписанное главами государств и потом ратифицированное их парламентами, никогда не был подписан, не был заключён. На I съезде Советов в 1922 году было зафиксировано, что Договор одобрить в основном и направить на доработку в республики. На II съезде уже принимался под таким же названием совсем другой текст, и опять не республиками, а голосованием на съезде, причём от Российской Федерации было более 50 депутатов, а от Беларуси - 33. Это никак договором в чистом смысле слова назвать нельзя. И даже если предположить, что договор всё-таки был, то в 1936 году с принятием Конституции он утратил силу. Но так сложилось исторически, что было это понятие - «Договор 1922 года», и поэтому парламенты Украины и Республики Беларусь приняли решение о денонсировании этого документа. Для юридической чистоты, как говорится. Нам, Российской Федерации, я полагаю, следовало бы пойти таким же путём.

    Реакция на расторжение договора

    Позиция Р. И. Хасбулатова

    Позиция Госдумы России

    В постановлении «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“» от 10 апреля 1996 года депутаты Госдумы выразили свою позицию по отношению к постановлению Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства, так как

    «Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР „денонсировал“ 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошёл в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года , включая и Договор об образовании СССР 1922 года» .

    При этом депутаты добавили, что постановления о денонсации Беловежского соглашения в части прекращения существования СССР и об отмене денонсации Союзного договора 1922 года не отражаются ни на суверенитете РФ и других государств-участников СНГ (поскольку «в соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством»), ни на существовании Содружества Независимых Государств .

    Правовая природа договора об образовании СССР 1922 г

    В юридической науке высказываются противоположные точки зрения на правовую природу Договора об образовании СССР 1922 года.

    П. П. Кремнев считает, что договор имел международно-правовой характер и действовал с момента его принятия и до распада СССР, следовательно, денонсацией Договора об образовании СССР правомерно был ликвидирован СССР .

    Диаметрально противоположную позицию занимает Д. А. Лукашевич, считающий Договор об образовании СССР 1922 г. учредительным актом, имеющим внутригосударственную правовую природу. Д. А. Лукашевич пишет: «… договор об образовании СССР 1922 г. являлся не международно‑правовым, а учредительным актом, имеющим внутригосударственную природу . Функция этого договора лишь учредить государство, а не легитимировать его существование. Так же как невозможно ликвидировать юридическое лицо путём прекращения договора о его учреждении или „прекратить“ жизнь человека, отправив его обратно в утробу матери, также невозможно ликвидировать целое государство, просто денонсировав договор о его учреждении. Вместе с тем договор не являлся, в собственном смысле, договором о создании государства, а был лишь частью будущей Конституции, и, наконец, Договор об образовании СССР 1922 г. изначально задумывался как часть этой разрабатываемой Конституции, а следовательно, „денонсировать“ или иным способом прекратить его действие в декабре 1991 г. было просто невозможно. Основным законом государства является Конституция, и никаких „самых основных законов“ в виде договоров об образовании государства или чего‑то ещё не существует» .

    В названиях

    См. также

    Примечания

    1. Постановление 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г. «О внесении изменений в Конституцию Союза ССР в связи с вхождением в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Союзных Социалистических Советских Республик» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
    2. Постановление ЦИК СССР от 5 декабря 1929 г. «О непосредственном вхождении в состав Союза ССР Таджикской союзной республики» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
    3. Постановление VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г. «По докладу о конституционных вопросах» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
    4. Политико-правовые основания независимости Южной Осетии // Осетинское Радио и Телевидение (рус.) . osradio.ru . Проверено 14 января 2019.
    5. Конституционный Акт Азербайджанской Республики (рус.) . nurlu.narod.ru . Проверено 14 января 2019.
    6. Постановление ВС РБ от 10 декабря 1991 года № 1297-ХП «О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик (неопр.) . www.busel.org . Проверено 14 января 2019. » // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1992. - № 1
    7. Владимир Исаков . Расчленёнка. Кто и как развалил Советский Союз: Хроника. Документы. М., Закон и право. 1998
    8. (Лукьянова Е. А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993) (рус.) . leftinmsu.narod.ru . Проверено 14 января 2019.
    9. «О денонсации Договора об образовании СССР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 51. - ст. 1799


    Просмотров