Что такое аккредитация школы. Как проверить ВУЗ на лицензию и аккредитацию

Аккредитацию каждая школа проходит раз в пять лет. Если же учебное заведение хочет изменить статус, то есть превратиться из общеобразовательной школы в лицей или гимназию, потребуется дополнительная процедура. Аккредитация нужна в первую очередь для того, чтобы школа имела право выдавать аттестаты государственного образца.

Иногда возникают ситуации, когда по тем или иным причинам школа документ об аккредитации не получает. Тогда знания выпускников, по которым учащиеся не сдают единые государственные экзамены, проверяет комиссия из учебного заведения, имеющего необходимый пакет документов. В аттестате будет указано название не той школы, в которой ребенок учился, а той, что выдала документ. Второй важный момент – получение финансирования из бюджета. Государство выступает гарантом качества образовательных услуг, а соответственно, оказывает финансовую помощь только тем учебным заведениям, которые имеют документ, подтверждающий качество.

Порядок аккредитации

Как правило, в комитете образования есть план, когда какая школа должна проходить аттестацию, аккредитацию или . Это открытый документ, доступный для всех руководителей образовательных учреждений. Директору остается только подготовить пакет документов согласно перечню и написать заявление. Через 105 дней аккредитационная комиссия должна уведомить директора о принятом решении провести аккредитацию или отказать.

К заявлению необходимо приложить полный пакет документов. После того как заявление подано и зарегистрировано, аккредитационная комиссия рассматривает представленные данные, и на этом основании принимает решение. Перечень можно найти на официальном сайте Рособрнадзора. Особое внимание следует уделить правильному оформлению. Неверно оформленный документ может стать основанием для отказа в аккредитации. Если все бумаги соответствуют требованиям, орган, проводящий аккредитацию, принимает решение о рассмотрении вопроса по существу. Уведомление об этом вручается заявителю или уполномоченному им лицу в течение недели после регистрации заявления. Аккредитационный орган может дать возможность школе переоформить некоторые документы или собрать недостающие. На это обычно отводится две недели.

Из чего состоит аккредитация

Аккредитация – экспертная оценка качества знаний учащихся, условий, в которых учатся дети и т.д. Поэтому в обязательном порядке в комиссию по аккредитации предоставляются данные итоговой государственной аттестации, а также результаты мониторинга качества образования по разным параллелям. При необходимости аккредитационная комиссия вправе провести дополнительный мониторинг. Может быть инициирована фронтальная проверка или оценка качества знаний по отдельным направлениям. В пакете документов также должны быть данные о квалификационных категориях педагогов, результатах аттестации педагогического коллектива и т.д.

Видео по теме

Источники:

  • Рособрнадзор

Аккредитация – это процесс, в результате которого может быть приобретено официальное подтверждение того, что качество предоставляемых услуг соответствует стандартам. В России аккредитацию проводят исключительно Федеральные органы исполнительной власти.

Инструкция

Подайте заявку на получение аккредитации в соответствующий орган исполнительной власти. В заявке должно быть указано:
- наименование вашей организации (ООО или ИП);
- юридический адрес вашей организации, контактный телефон, банковские ;
- ОГРН/ОГРНИП;
- ФИО вашей организации;
- ФИО сотрудника, ответственного за связь с аккредитующим органом, и его контактный телефон;
- наименование объектов испытаний (подтверждения соответствия), согласно области аккредитации (перечень);
Поставьте дату и подпись.

Представьте с заявкой в аккредитующий орган следующие документы:
- заверенные копии уставных документов организации;
- сведения о персонале (состав, опыт работы, полномочия), должностные инструкции , штатное расписание организации;
- сведения об оборудовании (копии технических паспортов);
- сведения о помещении, в котором расположено рабочее оборудование (в т.ч. положительные заключения пожарной и санитарной ).
Составьте опись приложенных документов на отдельном бланке. Аккредитующий орган обычно оставляет за собой право затребовать и другие, значимые для будущей процедуры аккредитации, документы.

Государственная аккредитация образовательных учреждений – это обязательная процедура, установленная законом, смысл которой заключается в официальном подтверждении соответствия качества образовательных услуг некоему стандарту. И, несмотря на то, что порядок прохождения процедуры детально прописан, у образовательных учреждений часто возникает вопрос, как пройти аккредитацию, а также возникает потребность получить помощь в получении аккредитации.

Как школе получить аккредитацию

Конечно, если речь идет о большом вузе, где имеются соответствующие специалисты (и не один), эти вопросы встают редко. В таких учреждениях хорошо знают, как, например, провести аккредитацию аспирантуры, аккредитацию учебных программ и т.д. Но что если таких специалистов нет, а требуется провести аккредитацию средней или начальной школы? И тот, кто полагает, что это очень просто — ошибается.

Собственно именно такую помощь – помощь в аккредитации, оказывают наши специалисты с многолетним опытом работы в даннной сфере. Мы поможем Вам подготовить школу к аккредитации и, в том числе, необходимые документы.

Секрет эффективности нашей работы – не в каких-то закулисных махинациях в образовательных структурах, а в высоком профессионализме наших сотрудников, которые очень хорошо разбираются во всех тонкостях аккредитации образовательных учреждений, и могут вовремя предостеречь от типичных ошибок.

Разумеется, любому, кто интересуется, как пройти аккредитацию, для начала нужно знать основные требовании закона к этой процедуре.

Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения (например, аккредитация школы или гимназии) являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено действующим законодательством в области образования, установление его государственного статуса.

Государственная аккредитация научной организации проводится в отношении реализуемых ею образовательных программ послевузовского профессионального образования (например, аккредитация аспирантуры) и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования, в целях подтверждения соответствия качества образования по таким образовательным программам федеральным государственным требованиям.

Государственная аккредитация образовательной программы , реализуемой в образовательном учреждении, научной организации или их филиалах, проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.

При осуществлении государственной аккредитации образовательного учреждения проводится аккредитационная экспертиза следующих видов:

а) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;

б) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида.

При осуществлении государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых научной организацией, проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников научной организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным требованиям.

Сроки проведения процедуры:

а) принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения не превышает 105 дней со дня приема заявления при условии соответствия таких заявления и документов установленным требованиям;

б) аккредитационный орган в течение 5 дней со дня регистрации заявления и документов проводит их проверку на предмет отнесения государственной аккредитации учреждения к компетенции аккредитационного органа, наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности по всем образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации, а также полноты и правильности оформления и заполнения заявления и документов;

в) если образовательное учреждение представляет в аккредитационный орган заявление и документы в полном объеме, правильно оформленные и (или) заполненные, указанные заявление и документы принимаются к рассмотрению по существу. Уведомление о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу направляется заявителю или вручается ее уполномоченному представителю в течение 7 дней со дня приема заявления и документов к рассмотрению по существу;

г) если образовательное учреждение представляет заявление и документы не в полном объеме и (или) неправильно оформленные и (или) заполненные аккредитационный орган в течение 7 дней со дня регистрации заявления и документов направляет образовательному учреждению уведомление о перечне недостающих документов и (или) документов, оформление и (или) заполнение которых не соответствует установленным требованиям.

д) переоформление свидетельства о государственной аккредитации осуществляется в срок, не превышающий 45 дней со дня регистрации заявления;

е) решение аккредитационного органа о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня регистрации заявления).

При государственной аккредитации образовательных программ проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным стандартам и требованиям.

Аккредитационная экспертиза проводится специальной комиссией, созданной аккредитационным органом.

Результаты экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение комиссии по аккредитационной экспертизе, с указанием состава этой комиссии размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям лицензирующих органов.

При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательному учреждению или научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации;

2) двенадцать лет для иного образовательного учреждения.

Аккредитация школы.

Всё, что нужно знать, об этой экспертизе образовательных учреждений.

В начале нынешнего года громом среди ясного неба стало известие о том, что средняя школа № 6 города Калуги не прошла аккредитацию в старшем звене и не имеет права выдавать выпускникам аттестаты. Эта тема очень широко обсуждалась общественностью. Оказывается, это не единичный случай в регионе за последние годы.

Сегодня мы хотим подробно поговорить о том, что такое государственная аккредитация образовательного учреждения, как она проходит и какие цели преследует. Об этом рассказывает начальник управления по контролю и надзору в сфере образования регионального профильного министерства Владимир Тылкин:

— В соответствии с 273-м Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование, аккредитацию и контроль (надзор). Школа, детский сад, учреждение СПО или какая-то другая организация, которая осуществляет образовательную деятельность, получив лицензию, имеет право на реализацию образовательных программ.

Цель аккредитации - определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по заявленным программам, федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). С одной стороны, аккредитация определяет, что школа работает в соответствии с ФГОС, с другой - качество образования, которое дается в этой школе, соответствует надлежащему уровню.

Государственная аккредитация в обязательном порядке проводится в отношении общеобразовательных школ, учреждений СПО и вузов. Ее не проходят только детские сады, учреждения дополнительного образования детей, учреждения дополнительного профессионального образования. Если раньше школы проходили аккредитацию один раз в пять лет, то теперь будут это делать один раз в 12 лет.

Раньше, чтобы пройти аккредитацию, нужно было сделать несколько выпусков. Сегодня можно аккредитовать первых выпускников.

Аккредитация школы: процедура и особенности проведения

Условно говоря, создается новая школа. На начальном этапе у нее будет лицензия, но она не пройдет аккредитацию до тех пор, пока не будет первых выпускников 90-х и 11-х классов.

Аккредитация носит заявительный характер. Руководство образовательного учреждения определяет, в какие сроки учебное учреждение будет проходить экспертизу - в первом или втором полугодии. Школа подает заявление, и в течение 105 рабочих дней мы должны провести аккредитационную процедуру. Школа подать заявление может не раньше чем за год до истечения срока аккредитации. Если какое-то образовательное учреждение не проходит аккредитацию, то оно не имеет права выдавать документы государственного образца. Если школа не прошла аккредитацию, она имеет право пройти ее через год.

— По каким предметам тестируются школьники во время аккредитации?

— В начальной школе — четыре предмета: русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир. В 9-х и 11-х классах - два обязательных предмета: русский язык и математика и два предмета по выбору образовательного учреждения. Школа может выбрать литературу, историю, иностранный язык, обществознание, физику, химию, биологию. Руководство образовательного учреждения и педколлектив выбирают те два предмета, по которым у детей прочные знания, и ученики должны справиться с тестовыми заданиями хорошо. Администрация школы и учителя всегда должны контролировать ситуацию, быть в курсе того, все темы изучены или нет, что знают ученики, а где знания западают, какие проблемы вызывают те или иные темы. Если говорить о тестах, то они разработаны Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Пишут работы не все дети, а те, кого выбрали. Обычно, если школа полнокомплектная, то тестируются 20 человек.

— Каким образом проходит выбор учеников?

— Образовательное учреждение указывает итоговые оценки всех учеников за предыдущий год. Составляется ранжирование детей по среднему баллу. Затем компьютерная программа определяет в равных долях, какие ученики будут писать контрольные работы. При этом есть основной участник и есть запасной, у них средний балл по всем предметам одинаковый. Для школы, безусловно, важно, чтобы оценки были адекватными - не завышенными.

— Расскажите, как проходит процедура аккредитации.

— Издается приказ об аккредитации, утверждается экспертная комиссия. Что очень важно, представители министерства образования и муниципальных отделов образования в нее не входят. Комиссия состоит из нескольких специалистов, экспертов Калужского государственного института модернизации образования (КГИМО). Эксперты не только тестируют, но и оценивают школьную документацию, образовательные программы. Тесты не подписываются, а нумеруются. При аккредитации нас интересуют не личные достижения ребенка, как он освоил образовательную программу, а то, как в школе преподается, изучается тот или иной предмет.

Перед проведением тестирования приглашаются учителя, преподающие в классе. Педагоги просматривают задания. Если они видят задания, которые не изучали, то тесты меняются. Когда к аккредитации готовятся тесты, то смотрится программа, по которой работает школа, по каким учебникам занимаются дети.

Далее эксперт раздает тестовые задания. После их выполнения результаты заносятся в компьютерную программу, подводятся итоги. После того как прошло тестирование, изучены школьные документы, экспертная комиссия пишет заключение.

Для отказа в государственной аккредитации существует всего два основания. Первое - это заключение экспертной комиссии о неудовлетворительных итогах тестирования. Когда принимается решение по результатам контрольных срезов, то оценивается количество справившихся с заданием учеников. Их должно быть больше 50 процентов. И в данном случае неважно, справился ученик на пять, четыре или на три. Главное, чтобы была положительная оценка. Второе основание для отказа в аккредитации — несоответствие документов, которые подает школа, реальному положению дел.

— На какие предметы в школах, на ваш взгляд, учителям следует обратить повышенное внимание?

— Если говорить о начальной школе, то проблемы возникают прежде всего при выполнении заданий по таким предметам, как литературное чтение и окружающий мир. По итогам аккредитации в 2012/13 учебном году хуже всего результаты среди старшеклассников были по истории. Может быть, потому, что недостаточное внимание уделялось изучению всеобщей истории, может быть, какие-то темы были не пройдены.

При аккредитации задаются вопросы и по истории России, и по всеобщей истории. А так как у нас иногда всеобщую историю ставят на второй план, то ученики могут завалить тестирование. Это очень серьезная проблема, когда школа работает не на изучение программы, а на подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.

В этом учебном году серьезные проблемы мы видим в преподавании физики. Из десяти школ, в которых проводилось аккредитационное тестирование, в семи большинство одиннадцатиклассников не справились с заданиями. Почему я на это обращаю внимание? Потому что физика - предмет по выбору. Ситуацию мы стараемся мониторить. Необходимо, чтобы на это обратили внимание руководители отделов образования, директора школ и учителя. Ежегодно по итогам ЕГЭ пишет отчет председатель предметной комиссии. В документе указывается, какие проблемы в школах по тем или иным предметам, какие темы западают. Результаты по физике заставляют серьезно задуматься. Обычно физику на ЕГЭ сдают дети мотивированные. И у них, оказывается, есть проблемы в изучении предмета. А что тогда говорить о детях, которым физика не очень-то и нужна.

В конце каждого учебного года подводятся итоги. У нас есть информация, какие темы дети знают лучше, какие — хуже. Об этом мы постоянно говорим. Школы, заинтересованные в ликвидации этих проблем, обращаются в министерство, чтобы мы предоставили им такую информацию для дальнейшей работы.

Наша справка

В 2011 году аккредитационные экспертизы были проведены в отношении 152 образовательных учреждений, по результатам которых 14 аккредитацию не прошли. В 2012 году государственную аккредитацию проходили 86 образовательных учреждений (24 отказано в аккредитации). В 2013 году аккредитационные экспертизы проводились в отношении 48 образовательных учреждений, восемь из которых аккредитацию не прошли по учебным программам различных ступеней: школа-интернат «Вятичи» (г.Кременки, Жуковский район), основная школа с. Некрасово (Тарусский район), Спас-Суходревская средняя школа (Малоярославецкий район), Малоярославецкий районный центр образования, Брынская средняя школа (Сухиничский район), Павлиновская средняя школа (Спас-Деменский район), негосударственное образовательное учреждение — средняя школа «ЧаШа» г. Обнинска и средняя школа № 6 г. Калуги.

Беседовал Михаил БОНДАРЕВ.

Чтобы оставить комментарий необходимо войти на сайт или зарегистрироваться .

Еще статьи по теме

Аккредитация школы

Наталья РУБАНОВА, начальник отдела сопровождения процедуры государственной аккредитации Московского центра качества образования: - Несмотря на то что уже два года государственную аккредитацию образовательной деятельности проводят в соответствии со ст. 92 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Московский центр качества образования продолжают поступать вопросы по этой процедуре. Попробуем прояснить ситуацию, напомнить основные положения аккредитации и изменения, которые произошли с января 2015 года.

Аккредитация образовательной деятельности - регулярно провидимая процедура, основная цель которой подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, а не установление статуса (лицей, гимназия), как это было ранее. Если лицензия дает организации право заниматься образовательной деятельностью, то аккредитация - подтверждение того, что содержание и качество этой деятельности по каждой образовательной программе соответствует ФГОС. Программы дошкольного образования не аккредитуют.

Аккредитацию основных общеобразовательных программ должны проводить не реже, чем раз в двенадцать лет, а основных профессиональных образовательных программ - не реже, чем раз в шесть лет. При этом заявление должна подавать сама образовательная организация в установленном законом порядке. Если организация не реализует программы в сетевой форме, то к заявлению прилагают только два документа - сведения о реализации образовательных программ, доверенность или другой документ, подтверждающий право действовать от имени образовательной организации.

Аккредитация образовательной деятельности - это государственная услуга. Максимальный срок предоставления этой услуги - чуть более трех месяцев со дня приема документов к рассмотрению по существу. Кроме того, если документы неправильно оформлены или каких-то документов не хватает, дают два месяца на исправление этих недостатков. Что значат эти сроки для школы? Если свидетельство об аккредитации заканчивается 10 июня, то документы на аккредитацию, конечно, можно подать 9 июня этого же года, но тогда школа рискует не закончить эту процедуру до окончания экзаменов и оставить своих выпускников без аттестатов об основном и среднем общем образовании, так как аттестаты выдают организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам.

Итак, в школе заканчивается действие свидетельства о государственной аккредитации. Что делать? Прежде всего успокоиться и отнестись к предстоящей процедуре как к еще одной возможности провести самоаудит. Все ли документы (в соответствии с законодательством) размещены на сайте? Все ли они заверены в установленном законом порядке? Соответствует ли структура образовательных программ требованиям ФГОС (на тех уровнях образования, на которых школа реализует ФГОС)? Есть ли локальные акты? Сведения о прохождении учителями курсов повышения или переподготовки? Конечно же, у школы все это есть и находится на своих местах. Теперь можно подавать документы.

Ознакомившись с Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039), школа узнает, как будет проходить аккредитационная экспертиза, порядок принятия решения о государственной аккредитации, причины отказа в государственной аккредитации, приостановления действия государственной аккредитации.

Аккредитационную экспертизу проводит экспертная группа, состоящая из опытных экспертов, прошедших специальную подготовку и сдавших квалификационный экзамен. Для того чтобы снизить нагрузку на школу, эксперты получают объективную и независимую информацию о качестве образования в организации, используя данные по образовательному учреждению, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, на сайте образовательной организации, в информационно-аналитической системе «Московский регистр качества образования».

Каждый эксперт готовит отчет об экспертизе закрепленной за ним образовательной программы. На основании отчетов экспертов руководитель экспертной группы готовит заключение с выводами по каждой заявленной к государственной аккредитации образовательной программе.

Решение об аккредитации или отказе в аккредитации принимают в отношении каждой образовательной программы на основании заключения экспертной группы. Таким образом, в школе могут быть аккредитованы программы начального общего и основного общего образования, но может не пройти аккредитацию программа среднего общего образования. Свидетельство об аккредитации (вместе с приложением, в котором указывают аккредитованные программы) должно быть размещено на официальном сайте школы.

Большинство московских школ за последние несколько лет стали комплексами, а у некоторых этот процесс проходил в несколько этапов. С января 2015 года в законодательстве произошли изменения, значительно облегчившие прохождение аккредитации реорганизованными образовательными организациями (Федеральный закон от 31.12.2014 №500-ФЗ).

Во-первых, временное свидетельство об аккредитации выдают теперь только в случае реорганизации в форме разделения или выделения. Если образовательная организация реорганизована в форме присоединения, а присоединенные организации имели аккредитованные программы, то свидетельство переоформляют на период до окончания срока действия свидетельства реорганизованной организации. Если организация возникла в результате реорганизации в форме слияния, а реорганизованные организации имели аккредитованные программы, то свидетельство переоформляют на период до окончания срока действия свидетельства реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

Во-вторых, те организации, которые после реорганизации в форме присоединения получили временное свидетельство о государственной аккредитации, имеют право переоформить его на свидетельство о государственной аккредитации, ранее выданное реорганизованной организации. В этих случаях для переоформления свидетельства о государственной аккредитации достаточно только заполнить заявление и предоставить доверенность или иной документ, подтверждающий право уполномоченного лица действовать от имени образовательной организации. Аккредитационную экспертизу не проводят.

Как говорил А.Суворов, непреодолимого на свете нет ничего. Количество бумажной работы при прохождении аккредитации значительно уменьшилось. Каждая образовательная организация может пройти процедуру аккредитации с наименьшими затратами времени и нервов. Специалисты Московского центра качества образования всегда готовы проконсультировать школы по проблемам государственной аккредитации.

Аккредитация образовательной деятельности - регулярно провидимая процедура, основная цель которой подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, а не установление статуса (лицей, гимназия), как это было ранее. Если лицензия дает организации право заниматься образовательной деятельностью, то аккредитация - подтверждение того, что содержание и качество этой деятельности по каждой образовательной программе соответствует ФГОС. Программы дошкольного образования не аккредитуют.
Аккредитацию основных общеобразовательных программ должны проводить не реже, чем раз в двенадцать лет, а основных профессиональных образовательных программ - не реже, чем раз в шесть лет. При этом заявление должна подавать сама образовательная организация в установленном законом порядке. Если организация не реализует программы в сетевой форме, то к заявлению прилагают только два документа - сведения о реализации образовательных программ, доверенность или другой документ, подтверждающий право действовать от имени образовательной организации.
Аккредитация образовательной деятельности - это государственная услуга. Максимальный срок предоставления этой услуги - чуть более трех месяцев со дня приема документов к рассмотрению по существу. Кроме того, если документы неправильно оформлены или каких-то документов не хватает, дают два месяца на исправление этих недостатков. Что значат эти сроки для школы? Если свидетельство об аккредитации заканчивается 10 июня, то документы на аккредитацию, конечно, можно подать 9 июня этого же года, но тогда школа рискует не закончить эту процедуру до окончания экзаменов и оставить своих выпускников без аттестатов об основном и среднем общем образовании, так как аттестаты выдают организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам.
Итак, в школе заканчивается действие свидетельства о государственной аккредитации. Что делать? Прежде всего успокоиться и отнестись к предстоящей процедуре как к еще одной возможности провести самоаудит. Все ли документы (в соответствии с законодательством) размещены на сайте? Все ли они заверены в установленном законом порядке? Соответствует ли структура образовательных программ требованиям ФГОС (на тех уровнях образования, на которых школа реализует ФГОС)? Есть ли локальные акты? Сведения о прохождении учителями курсов повышения или переподготовки? Конечно же, у школы все это есть и находится на своих местах. Теперь можно подавать документы.
Ознакомившись с Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039), школа узнает, как будет проходить аккредитационная экспертиза, порядок принятия решения о государственной аккредитации, причины отказа в государственной аккредитации, приостановления действия государственной аккредитации.
Аккредитационную экспертизу проводит экспертная группа, состоящая из опытных экспертов, прошедших специальную подготовку и сдавших квалификационный экзамен. Для того чтобы снизить нагрузку на школу, эксперты получают объективную и независимую информацию о качестве образования в организации, используя данные по образовательному учреждению, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, на сайте образовательной организации, в информационно-аналитической системе «Московский регистр качества образования».
Каждый эксперт готовит отчет об экспертизе закрепленной за ним образовательной программы. На основании отчетов экспертов руководитель экспертной группы готовит заключение с выводами по каждой заявленной к государственной аккредитации образовательной программе.
Решение об аккредитации или отказе в аккредитации принимают в отношении каждой образовательной программы на основании заключения экспертной группы. Таким образом, в школе могут быть аккредитованы программы начального общего и основного общего образования, но может не пройти аккредитацию программа среднего общего образования. Свидетельство об аккредитации (вместе с приложением, в котором указывают аккредитованные программы) должно быть размещено на официальном сайте школы.
Большинство московских школ за последние несколько лет стали комплексами, а у некоторых этот процесс проходил в несколько этапов. С января 2015 года в законодательстве произошли изменения, значительно облегчившие прохождение аккредитации реорганизованными образовательными организациями (Федеральный закон от 31.12.2014 №500-ФЗ).
Во-первых, временное свидетельство об аккредитации выдают теперь только в случае реорганизации в форме разделения или выделения. Если образовательная организация реорганизована в форме присоединения, а присоединенные организации имели аккредитованные программы, то свидетельство переоформляют на период до окончания срока действия свидетельства реорганизованной организации. Если организация возникла в результате реорганизации в форме слияния, а реорганизованные организации имели аккредитованные программы, то свидетельство переоформляют на период до окончания срока действия свидетельства реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.
Во-вторых, те организации, которые после реорганизации в форме присоединения получили временное свидетельство о государственной аккредитации, имеют право переоформить его на свидетельство о государственной аккредитации, ранее выданное реорганизованной организации. В этих случаях для переоформления свидетельства о государственной аккредитации достаточно только заполнить заявление и предоставить доверенность или иной документ, подтверждающий право уполномоченного лица действовать от имени образовательной организации. Аккредитационную экспертизу не проводят.
Как говорил А.Суворов, непреодолимого на свете нет ничего. Количество бумажной работы при прохождении аккредитации значительно уменьшилось. Каждая образовательная организация может пройти процедуру аккредитации с наименьшими затратами времени и нервов. Специалисты Московского центра качества образования всегда готовы проконсультировать школы по проблемам государственной аккредитации.

В свете глубоких структурных изменений, которые испытывает в последнее время отечественная аккредитация школы призвана стать инструментом, с помощью которого государство будет контролировать, насколько полно отвечают проводимые им реформы общим потребностям общества.

Согласно российскому законодательству, аккредитация средней школы представляет собой обязательную, регулярно проводимую процедуру, основная цель которой - подтверждение того, что процесса в данном учебном заведении полностью соответствует требованиям государственного стандарта. В последние годы этому процессу власти стали уделять особое внимание, так как происходит постепенный переход к стандартам третьего поколения, которые предъявляют повышенные требования именно к основному образовательному звену - школам.

Аккредитация школы - процедура регулярная. В соответствии с Законом об образовании она должна проводиться не реже, чем раз в шесть лет. При этом заявление должно подаваться самим образовательным учреждением в установленном законом порядке. После этого соответствующее ведомство принимает решение о проведении аккредитации, при этом временной промежуток между данным решением и собственно процедурой не может превышать ста пяти дней.

Аккредитация школы, документы по которой должны быть направлены образовательным учреждением вместе с заявлением, включает в себя несколько этапов. Первый из них - заочный, когда комиссия изучает присланные школой документы, которые должны подтвердить, что данное учреждение работает строго по государственным стандартам, имеет все необходимые лицензии на ведение образовательной деятельности. Если в каких-то документах будут обнаружены ошибки, то администрация школы будет иметь семь дней, чтобы все исправить.

Важнейшим этапом аккредитации является личное знакомство членов комиссии с образовательным учреждением. При этом особое внимание обращается на состояние материальной базы школы, на основные показатели качества образовательного процесса, на профессионализм учителей и других сотрудников. Кроме того, обязательно должна быть проведена аккредитационная экспертиза всех используемых в данной школе а также основных показателей деятельности образовательного учреждения. Последнее важно для тех школ, которые ставят перед собой цель получить статус гимназии или лицея.

Одним из самых интригующих этапов, без которого не обходится ни одна аккредитация школы, является проверка знаний учащихся по основным предметам. В этом случае полученные цифры должны отражать качество подготовки учащихся и выпускников, которые выражаются в средних баллах по основным изучаемым дисциплинам.

По итогам всех проверок аккредитационная комиссия выносит решение о соответствии образовательного процесса в данной школе основным положениям государственного стандарта и Закона об образовании. Переоформление аккредитационных материалов обычно занимает сорок пять дней, после чего администрация данного образовательного учреждения может спокойно работать следующие пять лет.



Просмотров