Бачило иллария. Бачило иллария лаврентьевна

> Бачило Иллария Лаврентьевна

Родилась в Ленинграде, юридическое образование получила в Минском юридическом институте. Кандидатскую диссертацию по теории государства и права защитила в 1955 г., в 1981 г. стала доктором юридических наук по специальности административное право. Ряд лет посвятила редакционной работе в издательстве социально-экономической литературы в качестве ученого секретаря журнала "История СССР".

С 1968 г. работает в Институте государства и права РАН. В настоящее время возглавляет сектор "Информационное право". За время работы в Институте ею создано научное направление исследования и правового регулирования функций органов исполнительной власти; изданы монографии "Функции органов управления", "Организация советского государственного управления", под ее руководством подготовлен и издан ряд коллективных монографий, в том числе "Ответственность в управлении". Ею разработана теория и методика классификации функций органов государственного управления, суть которой предвосхищает решение задачи по созданию модульного принципа организации информации, предусмотренного ФЦП "Электронная Россия".

Является одним из руководителей проведения ежегодных Лазаревских чтений. Под ее руководством в 1998 г. издана коллективная монография "Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития", она является одним из ответственных редакторов Словаря административного права. С 1975 г. Бачило И.Л. руководит направлением исследований, связанных с развитием АСУ и информатизации. Под ее руководством изданы монографии "Правовые проблемы АСУ", монография "Организация систем управления" с участием специалистов Восточной Европы. По проблемам информации и информатизации ею опубликовано несколько десятков статей. Наиболее глубоко разработаны темы правового режима информационных ресурсов, применения институтов собственности и исключительных прав в сфере информационной деятельности; подход к классификации информационного законодательства и гармонизации законодательства в условиях информатизации в целом; разработана концепция закона права на информацию, опубликованная в материалах международного "круглого стола", проведенного Государственной Думой, и авторский проект ФЗ "Право на информацию", одобренный экспертной группой Комиссии по законодательству ЕС, и опубликованный в брошюре "О праве на информацию в Российской Федерации" (издание Минобразования и МИФИ) в 1997 г. Участие в законопроектной работе увенчано научным руководством рабочей группой по подготовке проекта ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который принят в 1995 г.

Руководство проектом, осуществляемым при поддержке гранта РФФИ, "Человек в информационном обществе. Правовые проблемы" позволило коллективу ее сектора подготовить три специальных выпуска журнала "Проблемы информатизации", посвященные правовым вопросам информационного общества, включая правовые аспекты регулирования отношений в Интернет и отношений, связанных с созданием и использованием информационных технологий в экономике России. Бачило И.Л. опубликован ряд исследований по вопросам динамики государственных и правовых институтов в условиях информатизации. Она активно сотрудничает с журналом "Информационное общество", с другими периодическими изданиями по проблемам информации, информационной безопасности, Бачило И.Л. - член ряда экспертных и научных советов. Ею подготовлено немало кандидатов юридических наук.

Доктор юридических наук

(ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН)

Действительно включить дисциплину "информационное право" в систему правовых дисциплин очень сложно и надо согласиться с тем, что здесь обязательно нужно учитывать дифференциацию на научную дисциплину, законодательство и отрасль права.

Безусловно, однозначным подходом эти вопросы не решить. Дело заключается в том, что уже на первом этапе при обосновании научной дисциплины мы встретили сопротивление. Номенклатура научных специальностей касается, прежде всего, формирования научных дисциплин и их легитимности в общей системе образования и развития правовой системы.

Была сделана попытка - включить дисциплину информационное право в теорию и историю или в структуру конституционного права. Эти предложения не прошли, как и предложения о включении в структуру административного права. Ни один из этих вариантов относительно информационного права воспринят не был. Аргументация "против" заключалась в том, что нет специалистов, и, что это - не самостоятельная отрасль права. Она не имеет четко обозначенного предмета, а главное - своего метода. С этим согласиться нельзя. Предмет здесь достаточно ясно обозначен, но с методом дело обстоит сложнее. Известно, что не каждая отрасль имеет самостоятельный метод. Нужно рассматривать традиционные отрасли классического характера: административное, уголовное, гражданское право, имеющие свой оригинальный метод, и отрасли, которые формируются на этой базе и используют методы классический отраслей или их совокупность.

Когда мы обосновываем возможность включения информационного права в систему отраслей права, то должны реально представлять, что по методам - это комплексная отрасль. Кстати, этому есть аналоги (например, экологическое право). Мы не можем сказать, что оно имеет свои собственные методы. Здесь используются методы многих отраслей права: гражданского, административного, уголовного, конституционного. Таким образом, в процессе обоснования отрасли второго уровня надо иметь в виду комплексность методов в такой отрасли. Однако, на сегодняшний день мы исчерпали все возможности включить информационное право в систему специальности 12.00.00.

Сейчас структура юридических наук, которая сложилась на основе приказа Миннауки РФ от 21 января 2000г., включает следующие дисциплины: теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право, муниципальное право; гражданское право, предпринимательское, семейное, международное частное право; трудовое право, право социального обеспечения; природоресурсное право - аграрное, экологическое; уголовное право и криминология, уголовное и исполнительское право, уголовный процесс, криминалистика и судебные экспертизы, оперативно-розыскная деятельность (заметим, что это тоже не отрасль); международное право и европейское право (и европейское право тоже не отрасль в том понимании, в котором мы его хотели бы видеть); судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности (и эти дисциплины не являются отраслью; это сферы правовой деятельности). И, наконец, то, что было под рубрикой 12.00.02 – административное право, теперь имеет номер 12.00.14.

Однако, из этой специальности сейчас изъято государственное управление. Сегодня во всем перечне правовых отраслей и дисциплин нет слов «государственное управление» и это, очевидно, отражает идеологическую установку на вытеснение государства из общественных механизмов организации. На мой взгляд, это очень плохо. Это влияет на ослабление связи права со всеми процессами в области государственного управления и социальной деятельности. Этот факт снижает возможность включить информационное право в специальность 12.00.14. Последняя рубрика в структуре правовых дисциплин охватывает гражданский процесс, арбитражный процесс. Кроме того, дисциплина 05.13.00 содержит следующую строчку - 05.13.19 (она и раньше была) под названием «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность». Но это одно из направлений информационного права. Но и оно вынесено за скобки правовых дисциплин.

Итак, попытка включиться в эту систему пока не увенчалось успехом. Институт государства и права предлагал другой выход: назвать эту дисциплину "правовые основы информатизации", но и этот вариант отвергнут.

Получается, что юридическая специальность рассыпана по целому ряду технических направлений. Может ли в совокупности это покрыть все проблемы развития информационного права? Нет, ни в коем случае. И это, безусловно, наносит вред. Думаю, что мы не должны ослаблять своих усилий, по крайней мере, в теоретической работе, по доказыванию того, что эта комплексная отрасль, имеет свой конкретный, очень четко выраженный предмет правовых отношений.

Мы действительно находимся в самом начале пути и должны учитывать, что в современных условиях происходит передислокация предметов отношений, которые вызывают новые правоотношения. Я только перечислю, с чего мы начинали: было компьютерное право, затем во главу угла поставили информацию и информационные ресурсы, сегодня мы говорим об информационных и телекоммуникационных системах, и уже ставим вопрос об информационно-кибернетических системах, об информационно-управляющих системах. Весь этот конгломерат рано или поздно вызовет большие изменения в структуре предметов правового внимания и в перестройке предметных областей целого ряда отраслей права. Но это, может быть, произойдет не так скоро. Специалисты призваны наблюдать за этим процессом и пытаться находить для этого обоснования или противодействия.

Учебный курс "Информационное право" каждый из нас видит по-своему. Идет здоровая конкуренция, поиск истины и т.д. И любой вариант может быть одобрен.

Дискуссионным является вопрос о средствах массовой информации. Хочу присоединиться к тому, что было сказано. Здесь не надо информационным правом поглощать все, что относится к средствам массовой информации. То, что регулируется законом о СМИ, это совершенно другая сфера отношений. Информационного права касаются только предметы информационного характера, которые включаются в систему информационных ресурсов и находятся в системе СМИ, в том числе и в системе Интернет. Это специальный вопрос, к которому стоит вернуться.

Учебник подготовлен в Институте государства и права Российской Академии наук в соответствии с программой учебного курса и стандартами высшего юридического образования ведущими специалистами в области информационного права в России. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических ВУЗов. Рекомендуется также для подготовки специалистов с высшим образованием по техническим и экономическим специальностям со специализацией в информационной сфере.

Для России вхождение в новое, уже третье тысячелетие - это не только временное событие. Наша страна, обновляя курс реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагает активнейшие усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех основных аспектах жизни общества. Обязательными предпосылками успеха являются построение правового государства, создание демократической и эффективной системы управления делами страны, формирование передовой и социально ориентированной экономики, подъем нации, образования, культуры. Первостепенное значение в современных условиях приобретают высокие технологии, в особенности в области информатизации. Без собственного информационного потенциала, отвечающего самым строгим меркам научно-технического прогресса, решить задачи возрождения России как одной из ведущих держав мира невозможно.

Нет ли в этом утверждении некоего преувеличения, порождаемого нередко модными, но преходящими или малореальными идеями и концепциями? Отнюдь нет. Высокие технологии в сфере информатизации действительно превращаются в сильный фактор, активно влияющий на развитие человечества. Можно спорить о правомерности применения термина "информационная революция", кочующего по нашим и зарубежным изданиям. В самом деле, о каких только революциях, социальных, технотронных, ядерных, генетических, биологических, химических и т. д. не говорили в последние десятилетия, порождая тем самым инфляцию исходного понятия. Но то, что новые информационные технологии зримо и весомо способствуют революционным преобразованиям в жизни человека и всего общества, вряд ли возможно отрицать или даже недооценивать.

Содержание
Глава 1. Основы теории информации. Предпосылки формирования информационного права

1.1. Информация и материя 22
1.2. Информация и человек 34
1.3. Информация и общество. Информационное общество 50
1.4. Информация и государство. Единое информационное пространство 64
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 82
Глава 2. Предмет и методы информационного права
2.1. Объективные основания для формирования отрасли информационного права 84
2.2. Предмет информационного права 91
2.3. Методы информационного права 98
2.4. Понятие и система информационного права 103
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 108
Глава 3. Источники права и система информационного законодательства
3.1. Источники информационного права 109
3.2. История развития российского законодательства в информационной сфере 114
3.3. Структура законодательства в информационной сфере и его место в системе российского законодательства 120
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 131
Глава 4. Информационная сфера как объект права
4.1. Понятие и структура информационной сферы. Объективные законы ее развития 133
4.2. Информация как объект права 139
4.3. Информационные системы как объект права 153
4.4. Информационные технологии как объект права 173
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 179
Глава 5. Информационные ресурсы
5.1. Понятие информационных ресурсов 181
5.2. Правовой режим информационных ресурсов 184
5.3. Правовое регулирование отношений по поводу отдельных видов информационных ресурсов 190
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 198
Глава 6. Субъекты права в информационной сфере
6.1. Субъекты отношений в информационной сфере 199
6.2. Человек и гражданин как субъект права в информационной сфере 202
6.3. Органы государственной власти как субъекты права в информационной сфере 207
6.4. Правовой статус организаций и учреждений в информационной сфере 216
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 218
Глава 7. Право на информацию
7.1. Основные информационные права и свободы, основания их ограничения 219
7.2. Законодательное регулирование права на информацию 229
7.3. Право на доступ к информации 240
7.4. Электронно-цифровая подпись как институт информационного права 250
7.5. Защита права на доступ к информации 255
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 257
Глава 8. Неприкосновенность частной жизни
8.1. Понятие и структура права на неприкосновенность частной жизни 259
8.2. Правовая охрана и защита права на неприкосновенность частной жизни 264
8.3. Персональные данные как особый институт охраны права на неприкосновенность частной жизни 282
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 287
Глава 9. Право массовой информации как институт информационного права
9.1. Организация и деятельность средств массовой информации как предмет правового регулирования 289
9.2. Возникновение и развитие права массовой информации в России 293
9.3. Свобода массовой информации: понятие, пределы, ответственность 306
9.4. СМИ как объект права и юридическая фикция 313
9.5. Субъекты права массовой информации 320
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 328
Глава 10. Правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации
10.1. Особенности правоотношений в сфере массовой информации 329
10.2. Правовой статус журналиста в системе права массовой информации 345
10.3. Ответственность СМИ и защита прав массовой информации 359
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 380
Глава 11. Институты собственности и интеллектуальной собственности в информационном праве
11.1. Информация, информационные ресурсы как объект института собственности и исключительных прав 381
11.2. Проблемы применения институтов интеллектуальной собственности в информационном праве 395
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 406
Глава 12. Правовые основы информационной безопасности
12.1. Понятие, предмет информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности 408
12.2. Основы теории интересов. Национальные интересы России в информационной сфере 421
12.3. Основы теории угроз. Доктрина информационной безопасности РФ об основных угрозах в информационной сфере и их источниках 438
12.4. Принципы, задачи, функции и стандарты обеспечения национальной безопасности 458
12.5. Право и законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности и их место в системе российского права и законодательства России 472
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 480
Глава 13. Защита информации с ограниченным доступом и прав на нее
13.1. Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом 483
13.2. Государственная тайна 489
13.3. Коммерческая тайна 503
13.4. Банковская тайна 522
13.5. Профессиональная тайна 535
13.6. Служебная тайна 549
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 565
Глава 14. Защита человека, общества и государства от воздействия "вредной" информации
14.1. Понятие и структура вредной информации 567
14.2. Правовая охрана прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации 585
14.3. Защита прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации 627
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 636
Глава 15. Защита информационных систем и прав на них
15.1. Основные угрозы информационным системам и правам на них 638
15.2. Охрана прав на информационные системы 651
15.3. Особенности правового регулирования отношений в Интернет 661
15.4 Правовая защита информационных систем и прав на них 674
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 683
Глава 16. Государственная политика и государственное управление в информационной сфере
16.1. Государственная политика в информационной сфере 685
16.2. Государственное управление в информационной сфере 701
16.3. Подготовка кадров в информационной сфере 760
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы 768
Приложение 769
Сведения об авторах 779


Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Основные научные труды И. Л. Бачило.


Полный текст документа:

Бачило И. Л. Является автором монографий и коллективных трудов по проблемам государственного управления и исполнительной власти. Ею создано научное направление исследования функций органов исполнительной власти. ("Функции органов управления", "Исполнительная власть Российской Федерации. Проблемы развития", 1998. М.Юристъ. и др.).

С 1975 г. руководит направлением исследований по вопросам информации и информатизации. Под ее руководством изданы монографии "Правовые проблемы АСУ", "Организация систем управления", с участием специалистов Восточной Европы, в 2001г. ею опубликована научно-практическая работа "Информационное право. Проблемы практической информации", она является соавтором учебника "Информационное право" для вузов России (2001, С-ПБ); под ее руководством осуществлено исследование при поддержке РФФИ по программе "Человек в информационном обществе. Правовые аспекты". В этой связи за 1999 - 2002 гг. опубликованы статьи и сборники по проблемам информации, информационных технологий, Интернета. Наиболее глубоко исследована тема правового режима информационных ресурсов, вопросы правового регулирования права собственности, а также исключительных прав на этот ресурс.

Руководила разработкой проекта ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который принят и действует с 1995 г. Ею разработана концепция права на информацию (доклад на Международном Круглом столе, проведенном Государственной Думой Российской Федерации и Советом Европы в Москве в 1997 г.). Авторский проект закона опубликован в брошюре "О праве на информацию в Российской Федерации" (издание Министерства образования и МИФИ). Гуманитарный аспект информатизации под ее руководством и авторским участием освещен в коллективной работе "Информационные ресурсы развития России. Правовые проблемы" (М. Наука. 2003. 402 стр.). Под ее руководством Сектор осуществляет ряд проектов в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия", а также исследования административной реформы в России.

Родилась в Ленинграде, юридическое образование получила в Минском юридическом институте. Кандидатскую диссертацию по теории государства и права защитила в 1955 г., в 1981 г. стала доктором юридических наук по специальности административное право. Ряд лет посвятила редакционной работе в издательстве социально-экономической литературы в качестве ученого секретаря журнала "История СССР".

С 1968 г. работает в Институте государства и права РАН. В настоящее время возглавляет сектор "Информационное право". За время работы в Институте ею создано научное направление исследования и правового регулирования функций органов исполнительной власти; изданы монографии "Функции органов управления", "Организация советского государственного управления", под ее руководством подготовлен и издан ряд коллективных монографий, в том числе "Ответственность в управлении". Ею разработана теория и методика классификации функций органов государственного управления, суть которой предвосхищает решение задачи по созданию модульного принципа организации информации, предусмотренного ФЦП "Электронная Россия".

Является одним из руководителей проведения ежегодных Лазаревских чтений. Под ее руководством в 1998 г. издана коллективная монография "Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития", она является одним из ответственных редакторов Словаря административного права. С 1975 г. Бачило И.Л. руководит направлением исследований, связанных с развитием АСУ и информатизации. Под ее руководством изданы монографии "Правовые проблемы АСУ", монография "Организация систем управления" с участием специалистов Восточной Европы. По проблемам информации и информатизации ею опубликовано несколько десятков статей. Наиболее глубоко разработаны темы правового режима информационных ресурсов, применения институтов собственности и исключительных прав в сфере информационной деятельности; подход к классификации информационного законодательства и гармонизации законодательства в условиях информатизации в целом; разработана концепция закона права на информацию, опубликованная в материалах международного "круглого стола", проведенного Государственной Думой, и авторский проект ФЗ "Право на информацию", одобренный экспертной группой Комиссии по законодательству ЕС, и опубликованный в брошюре "О праве на информацию в Российской Федерации" (издание Минобразования и МИФИ) в 1997 г. Участие в законопроектной работе увенчано научным руководством рабочей группой по подготовке проекта ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который принят в 1995 г.

Руководство проектом, осуществляемым при поддержке гранта РФФИ, "Человек в информационном обществе. Правовые проблемы" позволило коллективу ее сектора подготовить три специальных выпуска журнала "Проблемы информатизации", посвященные правовым вопросам информационного общества, включая правовые аспекты регулирования отношений в Интернет и отношений, связанных с созданием и использованием информационных технологий в экономике России. Бачило И.Л. опубликован ряд исследований по вопросам динамики государственных и правовых институтов в условиях информатизации. Она активно сотрудничает с журналом "Информационное общество", с другими периодическими изданиями по проблемам информации, информационной безопасности, Бачило И.Л. - член ряда экспертных и научных советов. Ею подготовлено немало кандидатов юридических наук.



Просмотров