Трудовой договор (отношения) при назначении на должность. Назначение директора на должность: правила и документы

Назначение на должность руководителя должно быть продуманным шагом даже для резервистов. Если вы вынуждены экстренно искать топового управленца, не забудьте про оценку и обучение.

Из статьи вы узнаете:

На должность руководителя компании желательно выдвигать кадры из резерва предприятия. На эту должность обычно претендуют руководители отделов.

Скачайте документы по теме:

Кого назначить на топовую должность выясните с помощью методики «7 вопросов»

Определяя, кто из руководителей отдела компании готов к назначению на должность руководителя более высокого уровня, используйте методику «7 вопросов». Желательно для этого проводить неформальные беседы, например за обедом. В ходе такого интервью задайте семь вопросов, чтобы выявить управленческий потенциал и человеческие качества кандидата на топовую позицию.

Вопрос 1.

Человек живет прошлыми заслугами или нацелен на активные действия в будущем. Выявить это поможет простой вопрос: «Я ознакомился с вашим личным делом и информацией, которая там приводится. Но не могли бы Вы коротко рассказать, что делали после того, как закончили школу?»

Не столь важно, что конкретно будет говорить человек, гораздо важнее как. Если он застрянет на рассказе о прошлом, а к настоящему едва подберется, не говоря уже о будущем, это не очень хороший знак. Скорее всего, человек сосредоточен на прошлых заслугах.

Вопрос «Какое поведение или какие качества других людей Вас раздражают?» поможет вскрыть «тень» человека. Выявить его скрытые качества. Например, если ваш собеседник говорит, что его раздражает нечестность других, то, скорее всего, он и сам может быть неискренним и в определенных ситуациях способен обмануть.

Вопрос 2.

Способен ли руководитель отдела ставить себе цели и достигать их. Чтобы выяснить это, спросите: «Как бы Вы распланировали свою работу на месяц, если бы получили новую должность?» Допустим, отвечая на этот вопрос, сотрудник повторяет фразу: «Дождусь конкретных указаний вышестоящего руководства». Это говорит о том, что управленец склонен ждать указаний сверху. Не исключено, что он не хочет брать на себя ответственность. А это не лучшее качество для лидера и решение о назначении его на должность, скорее всего, будет преждевременным.

Вопрос 3.

Готов ли управленец мотивировать и развивать сотрудников, чтобы добиваться высоких результатов. Задайте вопрос-кейс: «С уровнем подготовки и квалификации – всегда проблема. С одной стороны, много тех, кто ищет работу. С другой стороны, среди них мало тех, у кого есть нужный опыт и знания. Поэтому приходится выдавать достойные бизнес-результаты с людьми, у которых недостаточная квалификация. Как Вы смотрите на эту проблему?» Слушайте, как и что говорит руководитель, и оценивайте:

  • волнует ли эта проблема управленца, и насколько глубоко;
  • настроен ли он самостоятельно обучать подчиненных, мотивировать их, то есть получать от людей среднего уровня отдачу выше среднего.

Если нет, то вряд ли компании пойдет на пользу назначение на новую должность такого менеджера.

Вопрос 4.

Умеет ли сотрудник оценивать важность задач и расставлять приоритеты. Спросите его: «Какие задачи в своей сегодняшней работе Вы считаете главными?» По ответу Вы опять же узнаете, как человек планирует свою работу, обдумывает ли задачи, оценивает ли их важность. Кроме того, поймете, способен ли он расставлять приоритеты.

Вопрос 5.

Поддерживают ли управленца дома в том, что связано с его работой. От этого также зависит, насколько эффективно будет работать человек. К примеру, если сотруднику приходится часто ездить в командировки, а жена недовольна этим, то вскоре и он начнет думать о смене работы, станет хуже выполнять свои обязанности.

Вопрос 6.

Насколько полноценной жизнью живет руководитель отдела. Понять это можно, задав такой вопрос: «Находите ли Вы время, чтобы заниматься чем-то для души, тем, что не связано с работой?» Если человек отвечает: «Нет, все мои интересы увязаны с работой», скорее всего, у него ограниченная жизнь. От такого человека сложно ждать интересных нестандартных идей. Хорошо, если управленец расскажет о каком-то своем увлечении, объяснит, чем оно его привлекает.

Вопрос 7.

Обладает ли сотрудник личностной зрелостью, способен ли признавать ошибки. Спросите: «Вы допускали промахи в жизни и в работе? Как правило, все люди делают ошибки». Если руководитель ответит: «Нет, я не допускал серьезных промахов» или «Не могу вспомнить случаев», скорее всего, он обманывает. Причем не только Вас, но и себя. Если же ваш собеседник ответит, к примеру, так: «Конечно, у меня тоже были промахи. Но ошибки – единственный действенный способ накопить опыт», то можно говорить о том, что перед Вами зрелый человек, способный признавать свои ошибки.

Подробнее про оценку кандидата и порядок назначения на должность начальника читайте в .

Как быстро оценить уровень подготовки резервиста и доучить его для назначения на руководящую должность

Если в связи с возникшей производственной необходимостью срочно требуется провести назначение на должность руководителя сотрудника, не закончившего обучение в рамках подготовки резерва, не стоит противиться раннему продвижению резервиста. Если в процессе обучения специалист демонстрировал устойчивый рост показателей в работе, вы можете предложить компромисс, который бы позволил и назначить резервиста на должность, и доучить его, и оценить «на входе» – перед тем, как он начнет полноценно работать.

  1. Назначьте резервиста исполняющим обязанности начальника отдела продаж, скажем, на три месяца. Это станет условным испытательным сроком для него (при переводе с одной должности на другую в компании испытательный срок устанавливать нельзя). В это время сотрудник и начнет входить в должность, и закончит обучение. К тому же оставшийся месяц обучения вы распределите ему на три.
  2. Составьте для сотрудника после назначения на должность план работы и развития, например, на последние три месяца 2017 года. Внесите туда все, что нужно сделать по должности и по программе обучения в резерве. Для всех задач определите сроки, укажите критерии, по которым будете оценивать исполнение. Приставьте к резервисту наставника.
  3. Когда истекут три месяца, . Установите, насколько он справился с профессиональными задачами, адаптировался ли к новой должности, развил ли управленческие компетенции. Кроме того, определите, качественно ли он усвоил оставшийся материал из программы кадрового резерва.

Оценивать все это должна комиссия. Включите в нее генерального и коммерческого директоров, непосредственного руководителя резервиста, наставника и себя. Комиссия примет решение, способен ли сотрудник работать на новой должности. На этот случай подготовьте long-лист кандидатов из кадрового и внешнего резервов, которых можно рассматривать в качестве претендентов на должность.

Такой вариант решения представьте руководителю компании и коммерческому директору. Попутно объясните, почему необходимо оценить сотрудника, после того как он закончит обучение по программе кадрового резерва и отработает три месяца в качестве исполняющего обязанности начальника отдела. Это же поможет определить и срок назначения на руководящую должность.

Часто разногласия между HR-директором и управленцами компании возникают из-за того, что управленцы просто не понимают технологий и смысла оценки, а также недооценивают важность обучения резервистов. Руководство компании не будет против вашего варианта, ведь вы дадите сотруднику попробовать себя на новой должности, прежде чем он будет назначен на нее. Подробно про нюансы назначения резервиста на занятую должность читайте в .

Как правильно определить карьеру сотрудника: управленец или эксперт? Как не ошибиться с назначением

Шаг 2.

На основе профилей разработайте модели компетенций. Навыки и знания эксперта и управленца нужно прописать более подробно. Иначе говоря, указать, из чего складывается каждая компетенция и насколько должна быть развита у сотрудника. Тогда и получится модель компетенций. Она пригодится в дальнейшем для оценки сотрудников и выводов, какую карьеру строить.

Шаг 4.

Проводите оценку: мини-ассессмент и интервью по модели компетенций. Мини-ассессмент лучше всего проводить в формате деловой игры. Предложите оцениваемым список дел на день и попросите расставить приоритеты. Сначала сотрудники делают это индивидуально, а затем по группам.

Когда работник выполняет индивидуальное упражнение, оценивайте, умеет ли он планировать свою работу, расставлять приоритеты, ставить задачи другим. А групповое задание покажет, способен ли работник взаимодействовать с коллегами в группе, отстаивать свою точку зрения, достигать договоренностей.

Интервью по модели компетенций проводят руководитель и HR-специалист. В ходе беседы выясняйте, на что нацелен человек – на процесс или на результат, какие цели себе ставит, что делает, чтобы их достичь. Дайте обратную связь каждому, кто прошел оценку, укажите, что стоит ему развивать. Для членов комиссии разработайте шкалу оценки.

Шаг 5.

Адаптируйте нового руководителя – составьте программу, план развития, памятку. Иначе перспективный специалист рискует не оправдать ожиданий. Опираясь на результаты оценки сотрудника, разработайте план его развития. Подробнее про важные моменты построения карьеры резервиста и назначения на руководящую должность читайте в .

В заключение необходимо подчеркнуть, что не стоит думать, что своего специалиста , назначенного на более высокую должность, не нужно поддерживать на новом поприще. Составьте для руководителя-новичка программу адаптации, приставьте к нему наставника, а также HR-специалиста, который обеспечит сопровождение сотрудника в первое время на новой должности.

Вопросы экономического развития страны заботят многих ее граждан. Во время кризиса положение простых людей ухудшается, что заставляет их взглянуть на политический Олимп и поинтересоваться, кто в ответе за такое положение дел. И тут начинается путаница. Одни указывают на президента, другие утверждают, что правительство занимается экономикой. Кто из них прав? Чтобы разобраться, давайте рассмотрим, кто назначает Председателя Правительства РФ. В любом случае именно это принимает решения, влияющие на нашу жизнь.

Изучаем документальную базу

Когда речь заходит о распределении полномочий между первыми лицами государства, опираться следует на основной закон. Это справедливо для всех демократий, Россия не является исключением. О том, кто назначает Председателя Правительства РФ, детально написано в 111 статье Конституции. Этот раздел основного закона состоит из четырех пунктов, которые мы детально изучим, пользуясь подсказками опытных юристов. Торопыгам сразу скажем, что Председателя Правительства с согласия Это практически полная цитата из указанной статьи Конституции. Она содержит «пошаговую инструкцию» действий государственных институтов, задействованных в изучаемом процессе. Дело в том, что только с первого взгляда рассказать о том, кто назначает Председателя Правительства РФ, просто. На самом деле в этом вопросе множество нюансов, которые необходимо разъяснить, чтобы добраться до сути. Глава правительства в демократическом государстве имеет ряд полномочий, исполнение которых зависит от достижения консенсуса в обществе. Но это вопрос не для сегодняшнего рассмотрения, мы изучаем законодательство.

Кто назначает Председателя Правительства РФ

В вопросе выбора премьер-министра инициатива принадлежит президенту. В Конституции прописан срок, когда первое лицо страны обязано озвучить свое предложение. На раздумья президенту РФ дается ровно две недели. В течение этого времени он обязан внести свою кандидатуру в Государственную Думу. Бывает два случая, когда меняется глава правительства. Они таковы:

  1. Вступление в должность нового президента РФ.
  2. Отставка старого премьера.

В первом случае двухнедельный срок отсчитывается со дня инаугурации. Хотя на практике любой человек, борющийся за право возглавить Россию, имеет уже кандидатов на основные должности. Во втором случае две недели на размышление отсчитываются с дня отставки старого главы исполнительной власти.

Обязанности Госдумы

Пойдем по порядку процедуры, чтобы не пропустить ни одного нюанса. Когда президент внес свое предложение, Госдума, руководствуясь ст. 137 своего Регламента, обязана организовать слушания. Кандидату предложат предоставить на рассмотрение парламента свою программу. То есть наши избранники заслушают этого человека, оценят его мнение по поводу перспектив развития государства, вопросы станут задавать и тому подобное. На этот «допрос» Госдуме отводится неделя. Решение депутаты примут только после того, как им станут ясны взгляды кандидата на один из высших постов. У Госдумы только два варианта: согласиться с мнением президента РФ или отказать. В первом случае, кандидат назначается указом главы страны, во втором вступает в силу следующий пункт ст. 111 Конституции. Он растолковывает, как президенту действовать дальше. Ему дается неделя для предложения следующей кандидатуры. Ее опять заслушивают и опрашивают и тому подобное, вплоть до принятия решения. Всего президент РФ может предложить на согласование Госдуме троих кандидатов.

Об ответственности депутатов

Народные избранники, конечно, имеют довольно широкие полномочия, в том числе и по изучаемому вопросу. Согласовывая кандидатуру главы исполнительной власти, они делят ответственность перед народом за его работу с президентом РФ. Однако сомневаться слишком долго для них рискованно. Дело в том, что троекратное отклонение предложений президента РФ заканчивается роспуском Государственной Думы. Согласно п. 4 указанной статьи основного закона, глава государства обязан объявить о назначении новых выборов, если депутаты так и не смогли решить вопрос о председателе правительства. То есть у депутатов задача не из простых, им необходимо и о стране думать, и о собственной судьбе не забывать.

Как было раньше?

На самом деле, процесс, которым Председатель Правительства РФ назначается на должность ныне, всегда был приблизительно таким же, однако, есть нюансы. Так, до принятия последней редакции Конституции, если парламент отказывался согласовать главу исполнительной власти, то первое лицо государства назначало единолично исполняющего обязанности. Повторно он мог инициировать назначение Председателя Правительства РФ (тогда оно называлось Советом Министров) через три месяца. Тонкость здесь заключалась в двух моментах. Во-первых, исполнительная власть работала, независимо от наличия консенсуса между властными институтами. Во-вторых, отсутствовало положение об обязательном роспуске представительского органа. Считалось, что оба указанных нюанса недемократичны, так как могут дать лишние полномочия главе страны. Это учли создатели новой редакции Конституции, когда прописывали процедуру, по которой Председатель Правительства РФ назначается на должность.

Тонкости голосования

В Государственной Думе вопрос решается простым большинством. Председатель Правительства Российской Федерации согласовывается в том случае, если за него отдали свои голоса более 50% депутатов. Процедура оформляется соответствующим документом, который передается президенту РФ. Кстати, голосование тайное. То есть мнение каждого депутата не оглашается обществу, не отражается в статистике.

Нововведения

Назначение Председателя Правительства РФ осуществляет президент с учетом мнения депутатов. Для того чтобы в обществе не возникало волнений, в 1993 году процедура голосования была немного усовершенствована. Речь идет о так называемом мягком рейтинговом голосовании. Процедура несколько отличается от той, что зафиксирована в Конституции, но не противоречит ей. предлагает депутатам оценить несколько кандидатур. После изучения мнений народных избранников, на голосование выносится только один претендент, имеющий наивысший рейтинг. Буква закона соблюдена. Но до официального определения кандидата проводится опрос, позволяющий элитам прийти к консенсусу без скандалов в обществе. при таком развитии событий получает поддержку депутатского корпуса, которая позволяет ему более эффективно работать. А это крайне важно для всей страны и народов, ее населяющих.

Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации

Людям, никогда не сталкивавшимся с деятельностью госорганов, покажется, что описанные выше тонкости не имеют серьезного значения. Однако, это не так. Глава исполнительной власти РФ - фигура политическая. Этот человек влияет на развитие всей страны, от его решений зависит положение населения, рост или падение экономики и другие важные моменты. Кроме того, традиционно на главу исполнительной власти валят все шишки народ. Д.А. Медведев, председатель Правительства Российской Федерации, конечно, мелкими проблемами не занимается. Для этого есть местные чиновники. Премьер-министр организует работу государственных органов. Это его основная задача. Он осуществляет общее руководство всеми структурами исполнительной власти, созданными для развития страны, за исключением специализированных. Перечень его обязанностей не выглядит внушительно, если смотреть официальную версию. Следует обратить внимание на пункт, говорящий о том, что на премьер-министра возлагается участие в определении и реализации государственной политики. Эта фраза описывает всю сложную работу тысяч людей по организации жизни страны. Согласно статистическим данным, в РФ живет более 146 млн человек. У каждого свои потребности. Одни требуют работы, другие социальных пособий, третьи - развития технологий, культуры, образования, здравоохранения и так далее. Всеми этими вопросами занимается правительство. А его председатель в ответе за каждого федерального государственного служащего и его деятельность. Премьер-министр отчитывается о работе перед президентом РФ и народными избранниками, ему направляют жалобы и просьбы люди. Он является центром огромного механизма исполнительной власти.

Заключение

Назначение премьер-министра - это политический процесс. Лицо, занимающее эту должность, должно соответствовать высоким требованиям, предъявляемым временем. Обстановка на планете стремительно меняется, и это необходимо учитывать, чтобы развивать страну. Кроме того, кандидатура должна устраивать всех участников политического процесса, именно для этого процедура назначения была так строго прописана в Конституции. Все ее этапы направлены на выработку консенсусного решения, устраивающего общество.

Назначение генерального директора производите в следующем порядке.

До заключения трудового договора с генеральным директором должно быть принято решение собственника организации о его избрании (назначении) на должность.

Такое решение может принять:

  • общее собрание участников (акционеров) общества, оформив его протоколом (например, в ООО - протоколом общего собрания участников общества);
  • совет директоров (наблюдательный совет) общества (если решение данного вопроса отнесено уставом к его компетенции), оформив его решением.

Это предусмотрено статьей 63 и пунктом 3 статьи 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, статьей 37 и пунктом 1 статьи 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Если в организации только один собственник, то генеральный директор назначается на основании решения единственного участника (акционера) (п. 2 ст. 7 и п. 1 ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 2 ст. 2 и ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Прежде чем заключить договор с генеральным директором, проверьте, нет ли нарушений в процедуре принятия решения о его избрании (назначении). Решение должно быть не только принято с соблюдением всех требований законодательства, но и правильно оформлено (ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Чтобы проверить правильность решения, обратитесь к уставу организации. В первую очередь необходимо проверить, к компетенции какого органа относится вопрос образования единоличного исполнительного органа, соблюдена ли процедура созыва собрания или заседания, соблюден ли необходимый для принятия решения кворум, кому поручено от имени организации подписать с избранным генеральным директором трудовой договор.

Генеральный директор может иметь статус индивидуального предпринимателя. Законодательство этого не запрещает (ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Внимание : если на должность генерального директора претендует человек не из числа сотрудников организации, проследите, чтобы он не состоял в реестре дисквалифицированных лиц (ст. 32.11 КоАП РФ).

Для этого нужно обратиться в налоговую службу с запросом (на бумаге или в электронном виде) (п. 4 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 31 декабря 2014 г. № НД-7-14/700@). Формы запросов от имени физического лица и от организации приведены в Административном регламенте по предоставлению сведений из реестра дисквалифицированных лиц, который утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 177н.

В электронном виде запрос можно передать через официальный сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг. Запрос на бумаге можно подать в любую налоговую инспекцию (по почте или через представителя организации).

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и предоставляется в виде выписки по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 декабря 2014 г. № НД-7-14/700@. Если сведений о дисквалификации в реестре нет, выдадут справку об отсутствии запрашиваемой информации.

За предоставление сведений нужно будет заплатить 100 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 615).

Сотрудникам, которые подверглись дисквалификации, запрещено занимать руководящие должности в исполнительном органе организации на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Если на руководящем посту окажется дисквалифицированный сотрудник, работа в качестве руководителя организации будет означать неисполнение административного постановления, что может повлечь для него уголовную ответственность (ст. 315 УК РФ). Трудовой договор, заключенный с таким сотрудником, должен быть прекращен (ч. 1 ст. 84 ТК РФ).

Ситуация: каким приказом оформить назначение генерального директора АО или ООО?

Закон это не устанавливает. Чтобы избежать в последующем каких-либо споров, имеет смысл оформить сразу два документа:

  • приказ о вступлении в должность;
  • приказ о приеме на работу.

Приказ о вступлении в должность директор издает от своего лица. Основанием для приказа является решение участников (акционеров), которым назначен директор. Форма приказа не утверждена, поэтому может быть свободной .

Такой приказ отражает, что соблюдена процедура избрания лица на эту должность: директор избран участниками на собрании, решение участников оформлено протоколом. Этот приказ вместе с решением об избрании нужно будет представить в банк, где открыт расчетный счет общества, и иным лицам, когда нужно будет подтвердить полномочия директора.

Приказ о приеме на работу (по форме № Т-1 или по самостоятельно разработанной форме) нужно оформить, чтобы соблюсти формальные требования законодательства о бухучете. В отличие от приказа о вступлении в должность, он не отражает процедуру избрания, а определяет режим и характер работы директора, размер должностного оклада.

Процедура оформления отношений с генеральным директором, который является единственным учредителем (участником, акционером), имеет свои .

Трудовой договор

Ситуация: можно ли заключить с генеральным директором трудовой договор на срок, превышающий пять лет?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой договор заключен с генеральным директором.

Организация вправе заключить с генеральным директором как срочный, так и бессрочный трудовой договор. Это объясняется тем, что трудовым законодательством предусмотрено право, а не обязанность заключать срочный трудовой договор с генеральным директором. Об этом сказано в части 2 статьи 59 Трудового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для случаев, когда иное установлено в федеральном законодательстве (ч. 2 ст. 58 ТК РФ). Например, это касается президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования, трудовой договор с которым можно заключить только на срок не более пяти лет (ч. 14 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). В остальных случаях организация вправе заключить с генеральным директором бессрочный трудовой договор.

Если организация заключает срочный трудовой договор с генеральным директором, то его срок не может превышать пяти лет. При этом конкретный период работы в рамках пятилетнего ограничения определяется учредительными документами организации или соглашением сторон. Такой порядок следует из положений части 1 статьи 275 и статьи 58 Трудового кодекса РФ.

Данный порядок отвечает требованиям законов об акционерных обществах и ООО (п. 1 ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ) и подтвержден постановлением Конституционного суда РФ от 15 марта 2005 г. № 3-П.

Подробнее о том, как при необходимости продлить заключенный с генеральным директором срочный договор, см. Как заключить срочный трудовой договор .

Ситуация: кто должен подписать трудовой договор с генеральным директором от имени организации?

От имени акционерного общества трудовой договор с генеральным директором должен подписать председатель совета директоров (или наблюдательного совета). Также это может быть человек, который уполномочен этим руководящим органом. Об этом сказано в пункте 3 статьи 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

В ООО трудовой договор от имени организации должно подписать одно из следующих лиц:

  • председатель общего собрания участников или участник общества, который уполномочен решением общего собрания;
  • председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицо, уполномоченное решением совета директоров (наблюдательного совета) в случае если решение таких вопросов отнесено уставом к компетенции данных структур общества.

Такой порядок предусмотрен в пункте 1 статьи 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Для других организаций особые правила не предусмотрены, поэтому договор от имени организации вправе подписать лицо, уполномоченное решать вопрос о назначении генерального директора на должность. Также это может быть тот, кто возглавляет соответствующий орган управления.

Ситуация: нужно ли заключить трудовой договор с генеральным директором, который является единственным учредителем (участником, акционером) организации ?

Нет, не нужно.

Если руководитель организации одновременно является и ее единственным учредителем (участником, акционером), трудовой договор с ним не заключается (письмо Минздравсоцразвития России от 18 августа 2009 г. № 22-2-3199). Аргументы следующие: особенности регулирования труда руководителей организации установлены в главе 43 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем, положения указанной главы не распространяются на руководителей, которые являются единственными учредителями (участниками, акционерами) организаций. Это четко следует из положений статьи 273 Трудового кодекса РФ. В основе данной нормы лежит невозможность заключения трудового договора с самим собой, поскольку иных учредителей (участников, акционеров) у организации нет.

В этой ситуации директор должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа. Управленческую деятельность в этом случае директор будет осуществлять без заключения какого-либо договора, в том числе трудового. Вступление в должность оформляется соответствующим приказом .

Аналогичный вывод содержится в письмах Роструда от 6 марта 2013 г. № 177-6-1 и от 28 декабря 2006 г. № 2262-6-1.

Поскольку трудовой договор с генеральным директором - единственным учредителем (участником, акционером) не заключается, начислять и выплачивать ему зарплату организация не обязана. Это следует из абзаца 1 статьи 135, абзаца 2 статьи 145 Трудового кодекса РФ.

Вместе с тем, организация вправе это делать. Ведь отсутствие с генеральным директором - единственным учредителем (участником, акционером) трудового договора не ставит под сомнение наличие трудовых отношений между ним и организацией. Согласно официальным разъяснениям, отношения, которые возникают в результате избрания на должность, назначения на должность или утверждения в должности, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора (ст. 16-19 ТК РФ). В частности, это означает, что указанный руководитель подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеет право на оплату больничного листка в общем порядке, даже при отсутствии заключенного с ним по общим правилам трудового договора (п. 2 разъяснений, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 8 июня 2010 г. № 428н). Правомерность этой позиции подтверждена и судом (определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6362/09).

Соответственно, зарплата такого гендиректора облагается НДФЛ и взносами на обязательное социальное (пенсионное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в общем порядке (ст. 210 НК РФ, ст. 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, письмо Минтруда России от 5 мая 2014 г. № 17-3/ООГ-330).

Установить зарплату генеральному директору, который является единственным учредителем (участником), можно в штатном расписании или приказе.

Трудовая книжка

Ситуация: какой документ указать в качестве основания для приема на работу в трудовой книжке генерального директора, избранного на должность общим собранием участников (акционеров) организации?

В качестве основания для приема на работу генерального директора в его трудовой книжке укажите:

  • либо реквизиты приказа о вступлении генерального директора в должность;
  • либо реквизиты протокола общего собрания участников (акционеров) (решения единственного участника, протокола совета директоров (наблюдательного совета)) об избрании (назначении на должность) генерального директора.

Это объясняется так.

В графе 4 трудовой книжки указывается дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения о приеме сотрудника на работу (п. 3.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

Генеральный директор является единоличным исполнительным органом общества и избирается (назначается) на должность общим собранием участников (акционеров) организации (единственным участником, советом директоров (наблюдательным советом)) на определенный срок (п. 1 ст. 40, ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 1, 3 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Договор между организацией и генеральным директором подписывается от имени общества председателем общего собрания участников (акционеров) (единственным участником, председателем совета директоров (наблюдательного совета) или другим уполномоченным лицом организации (абз. 2 п. 1 ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, абз. 2 п. 3 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

При этом если с генеральным директором заключен трудовой договор, его прием на работу нужно оформить приказом (распоряжением) (ч. 1 ст. 68 ТК РФ). Поэтому генеральный директор издает приказ о вступлении в должность.

Таким образом, для такого сотрудника организации, как генеральный директор, в качестве основания для приема на работу в трудовой книжке можно указать как реквизиты приказа о вступлении в должность, так и реквизиты протокола общего собрания участников (акционеров) организации (решения единственного участника, протокола совета директоров (наблюдательного совета)) об избрании (назначении на должность) генерального директора.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Роструда от 22 сентября 2010 г. № 2894-6-1.

Ситуация: возможно ли при принятии нового руководителя совмещение его работы с увольняющимся руководителем для передачи дел ?

Нет, невозможно.

В обязанности руководителя входит руководство организацией, в том числе он выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ). То есть одновременно двух руководителей в организации быть не может.

Конкретный порядок передачи полномочий (дел) на случай смены руководителя организации следует закрепить заранее в уставных документах самой организации, должностной инструкции руководителя или его трудовом договоре (ст. 57, 274 ТК РФ). Так, например, в раздел «Права и обязанности работника» трудового договора с руководителем организации может быть включен пункт следующего содержания: «В случае расторжения трудового договора (как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке) руководитель обязан в течение десяти рабочих дней после расторжения с ним трудового договора передать дела вновь назначенному руководителю (либо лицу, исполняющему его обязанности) в порядке, установленном учредителем организации».

Уведомление налоговой инспекции

При смене генерального директора организации необходимо в течение трех дней сообщить об этом в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Связано это с тем, что генеральный директор является лицом, имеющим право действовать от имени организации без доверенности. Сведения о нем содержатся в ЕГРЮЛ (подп. «л» п. 1 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Поэтому при приеме на работу нового руководителя эти данные должны быть изменены.

Уведомление о смене генерального директора оформите в виде подписанного заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ (заявление по форме № Р14001 , утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25).

Подписать такое заявление может новый руководитель организации (письмо ФНС России от 23 августа 2006 г. № ГВ-6-14/846).

Ситуация: какие последствия могут возникнуть, если организация не проинформирует налоговую инспекцию о смене генерального директора?

Налоговая инспекция может оштрафовать руководителя организации. Сделки, заключенные новым генеральным директором (до внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ), могут быть признаны недействительными.

Генеральный директор вправе действовать от имени организации без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При этом сведения о нем должны быть зафиксированы в ЕГРЮЛ (подп. «л» п. 1 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Ведение ЕГРЮЛ возложено на ФНС России (п. 5.5.6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Поэтому о смене генерального директора организация обязана сообщить в налоговую инспекцию в течение трех дней с момента, когда новый директор приступил к исполнению своих обязанностей в соответствии с приказом (п. 5 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Если сведения о новом генеральном директоре не представлены (представлены несвоевременно), налоговая инспекция может оштрафовать руководителя организации на 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 и ст. 23.61 КоАП РФ).

Кроме того, сделки, заключенные новым генеральным директором (до внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ), могут быть признаны недействительными. Объясняется это следующим. Организация приобретает для себя права (в т. ч. заключает договоры) и осуществляет обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Генеральный директор действует без доверенности от имени организации (подп. 1 п. 3 ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ и абз. 3 п. 2 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Генеральный директор, чьи полномочия не оформлены надлежащим образом (нет сведений о нем в ЕГРЮЛ), не вправе заключать сделки от имени организации. Сделки, совершенные неуполномоченным лицом, признаются недействительными на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ. Такой подход подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 24 июля 2007 г. № 3259/07, ФАС Московского округа от 13 августа 2007 г. № КГ-А40-7913/07).

Недействительная сделка не влечет за собой никаких юридических последствий. Ее участники должны будут возвратить друг другу все полученное по сделке (в натуральной или денежной форме). Такие правила установлены в статье 167 Гражданского кодекса РФ.

Помимо этого, у контрагентов организации - плательщиков НДС могут возникнуть проблемы, связанные с возмещением этого налога из бюджета. Дело в том, что счета-фактуры, которые являются основанием для вычета по НДС, должны быть подписаны либо руководителем организации, либо лицами, уполномоченными на то приказом руководителя или доверенностью (п. 6 ст. 169 НК РФ). Если счет-фактура подписан неуполномоченным лицом, покупатель (заказчик) не сможет получить вычет по НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Ситуация: прекращаются ли полномочия генерального директора в связи с истечением срока трудового договора? Решение учредителей о назначении на новый срок или назначении нового генерального директора отсутствует.

Нет, если ни одна из сторон трудового договора не потребовала такого прекращения.

Истечение срока трудового договора является основанием для его прекращения по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ. Поэтому при истечении срока трудового договора у генерального директора трудовые отношения должны быть прекращены - издан соответствующий приказ и внесена запись в трудовую книжку (ч. 1, 5 ст. 84.1 ТК РФ). Если по каким-либо причинам этого не произошло и генеральный директор продолжает трудиться, трудовой договор с ним трансформируется в договор, заключенный на неопределенный срок (ч. 4 ст. 58 ТК РФ). В таком случае возможность его расторжения в связи с истечением срока исчезает и договор продолжает действовать до принятия решения участниками (акционерами) общества об избрании нового директора или о продлении полномочий прежнего. Если решением участников будет определен новый руководитель организации, то трудовой договор с прежним может быть расторгнут на основании пункта 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса РФ.

Правомерность такой позиции подтверждается и судами, например, в определении ВАС РФ от 7 июля 2010 г. № ВАС-8874/10, постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 11 июня 2010 г. № А11-7140/2009, Восточно-Сибирского округа от 8 июля 2010 г. № А33-18690/2009. В постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 6 марта 2008 г. № Ф04-1353/2008(1414-А27-16), от 22 ноября 2007 г. № Ф04-8027/2007(40277-А27-16) дополнительно отмечено, что в Трудовом кодексе РФ не предусмотрены нормы об автоматическом прекращении трудового договора с руководителем организации, если договор является срочным.

Конечным этапом процесса планирования и подготовки резерва руководителей является назначение на должность. Он проходит после увольнения с ключевой должности действующего руководителя. Но до увольнения руководство организации проводит обсуждение готовности последователя до назначения на эту должность. В решении этого вопроса принимает участие руководитель организации, менеджер по персоналу, заместитель руководителя по персоналу и в зависимости от ситуации тот работник, который освобождает ключевую должность.

При решении готовности последователя занимать должность учитываются:

o результаты выполнения индивидуального плана развития;

o работа по занимаемой должности (аттестация);

o степень зрелости.

Других критериев нет, поэтому на практике качество последователя чаще всего определяют следующие показатели: знание людей, опыт работы и интуиция руководителей.

Но назначению последователя на новую должность еще не заканчивается процесс подготовки резерва. Теперь только начинается самый сложный и самый трудный период - период адаптации. Новый руководитель нуждается в помощи информационной, организационной и моральной со стороны высшего руководства, коллег и подчиненных, потому что он может потерять веру в собственные силы, интерес к должности и вообще ко всей организации. Здесь помогает метод "двойников", смысл которого заключается в том, что в течение некоторого времени старый и новый руководители работают вместе с целью постепенной передачи информации и методов работы. Так, период может длиться от нескольких недель, месяцев и более, его определяет руководитель организации в зависимости от объемов и сложности выполняемой работы.

Такая ситуация складывается тогда, когда бывший руководитель оставляет должность по собственному желанию при выдвижении его на более высокую должность в той же организации. В других случаях может возникнуть конфликтная ситуация из-за двойного руководства.

Более эффективным методом адаптации является партнерство нового руководителя и его непосредственного начальника, когда в течение определенного времени (6-12 мес.) высший руководитель уделяет особое внимание работе курируємого ним руководителю, которого он контролирует путем проведения встреч или прямой исполнительной работы руководящего характера.

Такой подход дает возможность полностью завершить подготовку резервиста, а новый руководитель будет готовым для самостоятельной работы в новой должности.

Таким образом, если целью подготовки резерва менеджеров является повышение эффективности работы организации в долгосрочной перспективе, то основным критерием оценки эффективности этого процесса является степень достижения целей, успех работы подразделения в период смены руководства.

Показателями оценки результатов работы с резервом являются:

o эффективность подготовки менеджеров внутри организации;

o текучесть резерва руководителей;

o средний срок пребывания в резерве до занятия новой должности;

o степень готовности резерва занимать новые должности.

1. Эффективность подготовки менеджеров внутри организации определяется по формуле:

Ер =(Кпр/Кп,) o 100,

где г - эффективность подготовки резерва;

К пр - число ключевых должностей, занятых резервистами в течение года;

К ш - количество освободившихся ключевых должностей в течение года.

2. Уровень привлечения руководителей из внешних источников (р.?) рассчитывается по формуле:

Рз = (Кзд / Кпз) o 100,

где К зд - число ключевых должностей, занятых приглашенными со стороны специалистами.

3. Текучесть резерва (П г) руководителей рассчитывается по формуле:

Пр = (Крз / Кср) o 100,

где К ржд - количество резервистов, которые уволились из организации в течение года;

К ср - количество резервистов в организации.

4. Средний срок пребывания в резерве до занятия ключевой должности (С р) рассчитывается по формуле:

Ср = (Кр/Кс) * 100,

где К р - число лет между зачислением в резерв и занятия ключевой должности для всех сотрудников, назначенных из резерва на ключевые должности;

К с - количество резервистов.

5. Уровень готовности (Р г) резервистов занять ключевую должность рассчитывается по формуле:

Рг = (Ккпг / Ккп) o 100,

где К кпг - число ключевых должностей, имеющих резервистов, готовых занять должность в течение одного года; К кп - число ключевых должностей.

Подготовка резерва руководителей из внутренних источников является одним из эффективных средств повышения эффективности работы организации в долгосрочном периода.

    назначение на должность - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN designation … Справочник технического переводчика

    Назначение на должность - это самый распространенный способ замещения должностей государственной службы, представляющий собой юридический акт уполномоченного государственного органа или должностного лица, в соответствии с которым на служащего возлагается осуществление… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    НАЗНАЧЕНИЕ, назначения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. назначить назначать. Назначение лекарства. Назначение на должность. 2. Постановление о зачислении на службу, направление на определенную доджность. Получить назначение на окраину. «Я… … Толковый словарь Ушакова

    Назначение Назначение Жанр Мелодрама … Википедия

    Наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации по предложению Президента России. Указанный порядок замещения высших… … Википедия

    назначение - я, с. 1) Распоряжение о направлении, зачислении на какую л. должность, работу и т. д. Получить назначение. Я хочу сказать всем этим, что назначение Муравьева министром произвело впечатление, а назначение Шереметева никакими легендами не… … Популярный словарь русского языка

    I. В ВЗ наряду с общими Д. (напр., главы колен, должностные лица общин, военачальники, цар. чиновники и т.д.) имеются и особые Д. см. Пророка см. Судьи и см. Старейшины. Первые две Д., помимо того, что Бог Сам определяет, кого призвать на них,… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? назначения, чему? назначению, (вижу) что? назначение, чем? назначением, о чём? о назначении; мн. что? назначения, (нет) чего? назначений, чему? назначениям, (вижу) что? назначения, чем?… … Толковый словарь Дмитриева

    назначение - НАЗНАЧЕНИЕ, я, ср Постановление о направлении, зачислении на какую л. должность, работу; Син.: направление. Офицер поблагодарил генерала за столь высокое и почетное назначение (Ю. Сем.) … Толковый словарь русских существительных

    Ср. 1. процесс действия по гл. назначать, назначить 2. Результат такого действия; постановление или решение о зачислении кого либо на какую либо работу или должность. отт. Документ, свидетельствующий о таком зачислении. 3. Предписание для лечения … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Я; ср. 1. к Назначить назначать. Н. пособия по многодетности. Н. лекарства. 2. Распоряжение о направлении, зачислении на какую л. должность, работу и т.п.; документ с таким распоряжением. Н. на завод. Н. в аспирантуру. Получить н. в Сибирь. 3.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Комендант мертвой крепости , Аренев Владимир. Двадцать лет назад наступил конец света. Умер один из богов-Праотцев, мир распался на куски. Рухнули в бездну города, оборвались миллионы жизней. Но тем, кто уцелел, нужно как-то жить дальше.…
  • Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1850 , архимандрит Антонин Капустин. Дневник архимандрита Антонина (Капустина) за 1850 г. продолжает начатый ранее проект издания этого уникального исторического источника. Вместе с тем он открывает отдельный период в жизни…


Просмотров