Типы земель по назначению. Земли особо охраняемых территорий и объектов

Отдельно же разрешенное использование и в ЗК (в большинстве случаев), и в Градостроительном кодексе характеризует только земельные участки. Целевое назначение в Градостроительном кодексе вообще не упоминается. В ЗК отдельно от разрешенного использования оно предназначается в основном для характеристики земель (п.1 ст.7; п.1 ст.8; п.3 ст.14 и др.), однако применяется и к земельным участкам (п.1 ст.40; ст.42; п.2 ст.45; п.2 ст.46, п.1 ст.57, п.3 ст.95). В ГК разрешенное использование не упоминается, а целевое назначение применяется в большинстве случаев к земельному участку (п.2 ст.260; п.1 ст.263; п.2 ст.276; ст.ст.280, 284, 285) и только в п.2 ст.260 - к землям.

Представляется, что для параллельного, соединительного упоминания понятий целевого назначения и разрешенного использования нет оснований. Ответ на вопрос о соотношении этих понятий состоит в том, что целевое назначение и разрешенное использование - это одно и то же.

Целевое назначение может быть предельно широким. Таковым является целевое назначение определенной категории земель (ст.7 ЗК). В соответствии же со ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. (в ред. от 25 декабря 2009 г.) №172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным. Целевое назначение может быть более узким, характеризующим лишь некоторые земли, входящие в категорию земель. Например, сельскохозяйственные угодья или земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, в составе категории земель сельскохозяйственного назначения (ст.77 ЗК). Целевое назначение может быть и предельно узким. Таково, например, целевое назначение пашен, сенокосов, пастбищ и других земель, входящих в состав сельскохозяйственных угодий (ст.79 ЗК). Все это виды установленного законом целевого назначения, которое ограничивает или не допускает использование земель для других целей (ст.261 ГК). Использование земли не в соответствии с этим назначением будет противоправным.

Разрешенное использование выполняет ту же функцию, а потому также является предельно узким целевым назначением земли. Но это не обычный вид целевого назначения. Во-первых, он устанавливается только для земельных участков. Об этом свидетельствует подавляющее большинство норм о разрешенном использовании. И лишь посредством того, что земельные участки с одинаковым разрешенным использованием составляют одну территориальную или иную зону, разрешенное использование становится характерным и для нее (п.7 ст.1; п.9 ст.1 Градостроительного кодекса). Во-вторых, этот вид целевого использования устанавливается специальным нормативным актом, в соответствии с которым производится зонирование. Например, правилами землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса). Если установление целевого назначения земель определенной категории задает общий вектор использования земли и в некоторых случаях этого может оказаться достаточно для эффективности такого использования, то выделение в специальном, предусмотренном нормативным актом порядке территориальной зоны в условиях дефицита земель населенных пунктов существенно сужает это направление, делая его максимально эффективным.

Разница между обычным целевым назначением и разрешенным использованием хорошо видна в ситуации, когда необходимо изменить обычное узкое целевое назначение или разрешенное использование земельного участка. В первом случае достаточно будет, например, индивидуального акта органа местного самоуправления, во втором случае придется менять границы территориальной зоны посредством изменения уже нормативного акта. Таким образом, при зонировании и установлении разрешенного использования земли создаются большие правовые гарантии сохранения ее целевого назначения.

Поэтому, если в отношении земель произведено зонирование и установление разрешенного использования входящих в соответствующую зону земельных участков, упоминание наряду с разрешенным использованием целевого назначения указанных земель или входящих в их состав земельных участков будет излишним.

Если попытаться суммировать сказанное о целевом назначении и разрешенном использовании, то можно дать их и самое общее определение.

Целевое назначение - это установленное на основании закона и в предусмотренном им порядке разрешение властного органа на использование земель и входящих в их состав земельных участков только определенным образом. Разрешенное использование - наиболее узкое целевое назначение земельного участка, установленное нормативным актом, принятым в результате зонирования земель.

Итак, земель, не поделенных на категории, быть не может. И для каждой из этих категорий установлено целевое назначение. Но целевое назначение в массе статей действующего законодательства применяется и для характеристики земельного участка. Это позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, земельных участков, существующих вне той или иной категории земель, также не может быть. Во-вторых, земельный участок, как губка, впитывает органичное свойство той категории земли, к которой относится, - целевое назначение.

При этом у земельных участков может быть и особый, характерный только для них, вид целевого назначения: разрешенное использование. Но если зонирования земель в месте нахождения земельного участка, а следовательно, и его разрешенного использования может и не быть, то целевое назначение у земельного участка будет всегда.

Таким образом, у земельного участка есть не только фактические характеристики (границы, площадь), но и юридические - целевое назначение и разрешенное использование. Эти юридические характеристики отличают земельный участок от земли-территории и земли - природного объекта и ресурса, но сближают его с понятиями "земли" и "территориальная зона".

Их имманентность земельному участку определяется природой земли, ее ограниченностью как природного ресурса. Более того, эти правовые признаки влияют и на фактические характеристики земельного участка. Так, например, для личных подсобных хозяйств предельные размеры земельных участков будут одни, для крестьянских хозяйств - другие. Даже их установление происходит по-разному. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) "О личном подсобном хозяйстве" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 11 июня 2003г. №74-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010г.) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" минимальные размеры земельных участков для ведения крестьянского хозяйства устанавливаются законами субъектов РФ.

Земельный участок невозможно описать без его юридических признаков. Если в одних и тех же границах существует земельный участок с целевым назначением пашни, а затем это целевое назначение меняется в связи с отнесением земель, на которых находится земельный участок, к землям транспорта, то это не может быть один и тот же земельный участок. Это разные вещи, потому что предназначены они для разных целей.

Именно в силу своего правового характера целевое назначение и разрешенное использование отличаются от прочих (фактических) признаков земельного участка и иных вещей. Они являются еще и пределами вещных прав на земельные участки. Эти пределы устанавливаются путем указания на круг разрешенных действий, входящих в состав правомочия пользования субъекта вещного права. Здесь уже исчезает характерная в целом для гражданского права дозволительность (разрешено все, что прямо не запрещено) и появляется предписание определенного поведения. Если большинство вещей можно использовать и не в соответствии с их обычным назначением, и для закона это будет безразлично, то земельный участок нельзя не только описать, но и использовать, не соблюдая его юридические признаки, без риска возникновения негативных последствий, установленных законом.

Указанные точки зрения сложились без учета следующих обстоятельств. Непригодность использования участка по целевому назначению (равно как и в соответствии с разрешенным использованием) - это явление фактического порядка. Целевое же назначение и разрешенное использование - это юридические характеристики земельного участка. Также как невозможность осуществления права собственности не говорит об утрате этого права, так и невозможность использования земельного участка в соответствии с целевым назначением или разрешенным использованием еще не говорит о том, что эти юридические характеристики земельного участка перестали существовать. Они продолжают свое бытие, а потому сам земельный участок продолжает оставаться вещью, объектом имущественных отношений. Но правомочие пользования им становится фактически невозможным. В этом случае использование земельного участка каким-либо иным, фактически возможным, образом будет нецелевым, противоправным. Однако целевое назначение или разрешенное использование земельного участка могут быть приведены в соответствие с фактическими реалиями, изменены по решению властного органа. И тогда (и только тогда, а не автоматически) должен прекратить свое существование один земельный участок и в тех же границах возникнуть другой.

К сожалению, действующее законодательство этого не учитывает. Целевое назначение и разрешенное использование вопреки всей логике гражданского и земельного законодательства отнесены Федеральным законом от 24 июля 2007г. №221-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009г.) "О государственном кадастре недвижимости" не к уникальным характеристикам земельного участка, позволяющим индивидуализировать его как недвижимую вещь, а к дополнительным сведениям о нем (п.3 ст.1). Изменение дополнительных сведений не приведет к изменению кадастрового номера. Изменившийся по сути, превратившийся в другую вещь земельный участок формально-юридически останется тем же самым. Это положение должно быть однозначно преодолено путем отнесения целевого назначения и разрешенного использования к уникальным характеристикам земельного участка. Целевое назначение и разрешенное использование могут перестать существовать лишь в одном случае: когда объект, чьей неотъемлемой характеристикой они являются, сам по каким-либо причинам перестанет существовать (например, гибель земельного участка в результате затопления).

Земли России составляют ее земельный фонд, представляющий собой множество земельных участков с более или менее точно определенными на местности границами. Использование каждого такого участка производится в соответствии с конкретным правовым режимом, который определяет целевое назначение земельного участка.

Назначение земель как принцип земельного права

Это право основано на ряде принципов, один из которых гласит, что земельные участки должны использоваться в соответствии с их назначением, установленным земельным законодательством. Пользователи не имеют права изменять целевое назначение земельного участка, не заручившись согласием органов госвласти. Это назначение, согласно Конституции РФ, устанавливается как федеральным законодательством, так и законами субъектов РФ и отражается в земельном кадастре и ЕГРП.

Чем целевое назначение отличается от категории земель

Под первым из этих понятий подразумевается то особое направление их использования, те функции, которые данный тип земель выполняет в различных общественных отношениях. Так, сельхозземли являются средством для производства продукции растениеводства и животноводства, земли лесов являются жизненной субстанцией для существования лесной растительности и т. д.

Земельные участки, имеющие общее для всех них целевое назначение земельного участка, объединяются в совокупность таких участков с целью их классификации и учета, называемую категорией земель. Таким образом, между понятиями «категория земель» и «целевое назначение» имеется определенная разница: первое из них – это элемент законодательно установленной классификации земель, а второе – это признак, на основании которого она ведется.

Как классифицируются земли в РФ по их целевому назначению

Законодатели, создавая ЗК РФ, выделили следующие возможные типы целевого назначения земельных участков:

Производство сельхозпродукции;

Размещение населенных пунктов;

Размещение объектов хоздеятельности человека:

  • промышленных;
  • транспортных;
  • энергетических;
  • объектов связи и телевещания;
  • оборонных объектов и объектов, связанных с космической деятельностью;
  • объектов спецназначения;

Размещение объектов и территорий с режимом особой охраны;

Размещение естественных и искусственных водоемов;

Размещение лесных массивов;

Запас земель.

Получилось всего семь типов назначений земель, хотя могло быть выбрано и большее их число. Каждому типу целевого назначения ЗК РФ поставил в соответствие определенную категорию земель от 1-й (сельхозземли) до 7-й (земли в запасе).

Соотношение между площадями категорий земель РФ

По данным Росреестра, общая площадь земельного фонда РФ на 1.01.2015 составила 1709,8 млн га. Больше всего российских земель занято лесами (категория 6) – 65,3 %, сельхозземлями (категория 1) занято 23,0 %, землями запаса (категория 7) – 5,9 %. Землями под объектами и территориями с режимом особой охраны (категория 4) занято 2,0 %, землями под водоемами (категория 5) – 1,6 %, землями под населенными пунктами (категория 2) – 1,2 %, землями под объектами хоздеятельности человека (категория 3) занят 1,0 % общей площади земель РФ.

Классификатор целевого назначения земельных участков

Направления целевого использования участков земли определяются их категориями. Однако внутри них возможны различные виды такого использования, носящие наименование видов разрешенного использования (ВРИ). Эти виды определяются по классификатору ВРИ земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ и вступившему в силу с 24.12.2014.

Следует отметить, что зачастую в различных статьях в Интернете вместо понятия «ВРИ земельного участка» используется его аналог - «виды целевого назначения земельного участка», которое официально используется в земельном законодательстве Украины. Вероятно, такой разнобой в терминологии был вызван отчасти тем обстоятельством, что, хотя в ЗК РФ неоднократно упоминается о «разрешенном использовании земельного участка», однако не содержится его нормативного определения. Но после выхода классификатора ВРИ земельных участков следует использовать формулировки в его редакции.

Структура классификатора ВРИ земельных участков

Все возможные ВРИ в классификаторе отнесены к 12 условным группам - от 1-й до 12-й, т. е. их количество превышает число категорий земель по ЗК РФ. Кроме групп ВРИ, соответствующих категориям сельхозземель, лесов, водоемов, территорий с особой охраной, земель запаса, появилась группа ВРИ №2 для участков под размещение жилых построек, ВРИ №3 для участков под объекты капстроительства, назначением которых будет удовлетворение различных человеческих потребностей, ВРИ №4 для участков под размещение объектов капстроительства с целью извлечения прибыли (банки, торговые предприятия и т. д.). Отдельной группы ВРИ (№6) удостоились участки под размещение объектов промышленности, а также транспортных объектов (путей сообщения) – №7.

Каждая группа содержит от 18 (№1) до 4 (№12) различных ВРИ со своими цифровыми кодами, состоящими из двух полей: номера группы ВРИ от 1 до 12, кода ВРИ от 0 до 18.

Зачем нужна смена целевого назначения земельного участка

Обладатели прав на участки земли обязаны вести использование их в том направлении, которое соответствует их назначению. Оно определяется категорией земель и записано в кадастровый паспорт участка. Самостоятельно изменять это назначение запрещено. Нарушение этого требования признается административным правонарушением и наказывается согласно КоАП РФ.

Однако экономическая и социальная целесообразность могут обусловить объективные причины, для того чтобы поменять целевое назначение земельного участка. Эта замена должна проходить по специальной юридической процедуре. Решение о том, что такое изменение возможно (или невозможно), будет приниматься различными органами власти в зависимости от его собственника. Если собственность на землю федеральная, то изменить целевое назначение земельного участка может только Правительство РФ. Если собственником земли является субъект РФ, то решать будет орган госвласти субъекта РФ. Назначение земель, относящихся к муниципальной или частной собственности, изменяют органы местной власти. По сельхозземлям во всех случаях, кроме земель, относящихся к федеральной собственности, решение о том, что изменяется их назначение, принимают на уровне субъекта РФ.

Процедура изменения назначения земель

Как поменять целевое назначение земельного участка? Обладатель прав на участок, заинтересованный в изменении его назначения, должен подать ходатайство об этом в орган госвласти, уполномоченный рассматривать такое ходатайство (ст. выше).

Рассмотрев его, соответствующий орган госвласти принимает акт о внесении изменений в статус участка либо отказывает в этом в следующие сроки:

  • в срок не более 3-х месяцев, если иное не установлено законодательством РФ;
  • в срок не более 2-х месяцев, если ходатайство рассматривает субъект РФ или орган местной власти.

Акт о внесении изменений должен содержать:

  • границы, площадь и кадастровый номер участка;
  • основания для изменения назначения земель;
  • конечную категорию земель участка;
  • исходную категорию земель участка.

Уполномоченный орган, принявший акт, направляет его копию в течение 5-ти дней с даты его принятия в Росреестр. Последний, осуществив изменение целевого назначения земельного участка на основании акта путем внесения новых сведений в кадастровый паспорт участка, уведомляет о них заинтересованных правообладателей земельного участка и делает соответствующую запись в Единый госреестр прав на недвижимость (ЕГРП).

Новое назначение считается вступившим в силу с даты внесения изменений о нем в ЕГРП. Переоформлять какие-либо документы на земельный участок после этого не нужно.

Содержание ходатайства о смене назначения земли

Ходатайство должно содержать:

  • текущую категорию по ЗК;
  • кадастровый номер;
  • запрашиваемую категорию по ЗК;
  • источник прав заявителя на участок;
  • чем обосновано изменение.

К ходатайству прилагаются:

  • выписка из ЕГРП по участку;
  • копии личных документов ходатайствующего физлица, выписка из ЕГРИП при ходатайстве от индивидуального предпринимателя или выписка из ЕГРЮЛ при ходатайстве от юрлица;
  • заключение экологической госэкспертизы (если она необходима);
  • согласие собственника участка со сменой его назначения, если ходатайство от землепользователя.

Целевое назначение земель на Украине

ЗК Украины классифицирует земли по признаку основного целевого назначения по 9 категориям, которые частично (сельхозземли, леса, водоемы, объекты хоздеятельности человека) совпадают с категориями земель по ЗК РФ. В отдельные категории, в отличие от ЗК РФ, вынесены земли под жилыми постройками и общественными объектами, а также земли под оздоровительными объектами, земли для рекреации и земли, имеющие историко-культурное назначение.

По данным украинской Госслужбы по вопросам картографии, геодезии и кадастра, общая площадь земельного фонда страны - 60,4 млн га, из которых сельхозземли занимают 41,8 млн га, или 70 %, и только 17 % (10,4 млн га) - леса.

Около 90 % всех сельхозземель распаеваны, т. е. большинство сельских жителей имеют на руках госакты на земельные участки. Поскольку на Украине действует многолетний мораторий на продажу сельхозземель, то большинство участков сданы в аренду крупным агрохолдингам.

Целевое назначение земельного участка Украина зачастую изменяется при отводе перспективных участков под коммерческое строительство коттеджных городков и торговых объектов, особенно в окрестностях Киева и крупных областных центров.

Как построена система классификации земель на Украине

Множество различных направлений использования земель по каждой их категории обусловило принятие еще в 1998 г. Украинского классификатора видов целевого назначения земель. Все возможные виды целевого назначения разбиты в нем на 9 секций, обозначенных буквами английского алфавита, причем наименования их строго соответствуют категориям земель по ЗК Украины. Таким образом, классификация земель на Украине идет по схеме «основное целевое назначение земельного участка по ЗК Украины» – «конкретный вид целевого назначения по Классификатору видов» без введения дополнительного понятия ВРИ, как это сделано в земельном законодательстве РФ. В общем же содержание одноименных секций украинского классификатора видов целевого назначения в основном соответствует содержанию групп российского классификатора ВРИ.

Порядок изменения назначения земель на Украине

Как изменить целевое назначение земельного участка в Украине? Такие изменения осуществляются по проектам землеустройства относительно отвода земельных участков, у которых изменяется назначение. Проекты землеустройства заказываются в инициативном порядке правообладателями на земельные участки, ходатайствующими об изменении, специализированным землеустроительным фирмам, а порядок их разработки утвержден законом.

  1. заявление;
  2. оригинал проекта землеустройства, являющийся основанием для внесения изменения вида назначения участка;
  3. документ об оплате услуг по внесению запрашиваемых изменений.

Проверив соответствие документов установленным требованиям, кадастровый госрегистратор вносит соответствующие изменения и предоставляет ходатайствующему выписку из земельного кадастра, подтверждающую факт внесения изменений. Выписка из кадастра является бессрочной.

Земельный кодекс РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства установил деление земель на категории. Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую определяется и производится компетентными органами власти , но не самими пользователями земли. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель, целевого назначения и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Целевое назначение земель – это особое направление использования земель, функции земель в общественных отношениях: средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов.

В соответствии с Земельным кодексом РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в зависимости от категории земель на следующие:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Разрешенное использование – это особенности использования земель внутри установленных категорий. Правовой режим земель зависит также и от установленного разрешенного использования. Виды и условия разрешенного использования устанавливаются для каждой категории отдельно. Например, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определены Градостроительным кодексом РФ. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением

Поставленный вопрос очень важен, так как ошибки в его понимании для собственника могут обернуться серьёзными неприятностями. Земли, которыми он владеет на правах собственности или пользуется ими по иной законно обусловленной причине, могут использоваться исключительно в соответствии с их назначением.

Целевое назначение ЗУ – это законно-правовая основа специфики применения специализированных земельных зон, удостоверенная в учётных записях. К ним относятся следующие категории назначений:

Соответственно земельные массивы, учтённые в общей контекстной причастности к соответствующей специфике категорий, дают возможность пользования ими непосредственно в совокупности с имеющимся целевым назначением. Это налагает серьёзную ответственность к некоторым видам земель.

Определённые виды использования по закону не принадлежат приватизации и выкупу, иные необходимо различать в силу возможностей, которые они дают собственнику.

При покупке или выделе ЗУ необходимо обращать внимание на категорию приобретаемой земли . Нередки ситуации, когда некомпетентный собственник обнаруживает, что приобретённая им земля имеет сельхоз назначение без разрешения на возведение капитального объекта, как он изначально предполагал. Этот вопрос нужно решать заведомо, до приобретения ЗУ.

Ещё больше путаницы может возникнуть при дифференциации ЗУ производственного и промышленного назначения. Земельные площади производственного назначения выделяются границей зонирования территории и всегда располагаются за чертой земель поселений.

Они имеют внутреннее разделение по специфике принадлежности к тому или иному виду спецназначения , к ним могут относиться:

  • земли промышленности;
  • транспорта;
  • энергетики;
  • связи;
  • обороны и безопасности;
  • других видов спецназначений.

Земли промышленности входят в их число в качестве земель, которые предоставлены крупным и средним предприятиям для застройки цехами и производственными помещениями. Для этих целей предоставляются наименее пригодные для обработки территории. В то же время эти ЗУ должны иметь достаточные для размещения производства площади.

Особый вопрос поднимается в отношении соблюдения санитарных и экологических норм использования земель.

Поэтому данные территории тщательно выбираются с учётом сведения к минимуму, рисков от соседства с ними для окружающего ландшафта.

Интересна специфика земель рекреационного назначения . Они также располагаются за чертой зонирования земель поселений, относятся к виду специального назначения и предназначены исключительно для отдыха, туризма, оздоровительных и иных аналогичных мероприятий. Соответственно они имеют определённые характеристики, которые позволяют их использовать в данном аспекте.

Все перечисленные выше виды использования ЗУ могут облагаться более высокой процентной ставкой для начисления земельного налога. Этот вопрос находится в компетенции муниципалитета, в его бюджет стекаются средства от налоговых выплат.

ЗУ сельхоз назначения, также находятся за пределами зонирования земель поселений. Они имеют свою ярко выраженную специфику и широкий диапазон видов разрешённого использования (). К ним могут принадлежать ЗУ, или обширные территории применяемые:

  • под ЛПХ;
  • пастбища;
  • сенокосы;
  • под выращивание сельхоз культур;

Виды ЗУ в зависимости от функционального значения

Функциональное и целевое назначение земельного участка непосредственно перекликаются друг с другом. Функциональное использование отражает функции и задачи, которые будет выполнять участок для его правообладателя, независимо от категории земель. В то же время виды ЗУ и их функциональное значение должны соответствовать друг другу.

Например, вы планируете функциональное использование ЗУ для строительства дома. Как вариант, кроме земель под ИЖС, вы имеете право использовать следующие виды земельных участков из категории сельхоз назначения:

  • под ЛПХ;

Для возведения капитального строения приемлемы будут лишь те земли, отведённые под ЛПХ, что располагаются в черте города или иного поселения. Их можно охватить градостроительным планом и включить в его контекст, строящийся дом.

Таким образом, одно и то же назначение ЗУ может иметь различные функциональные свойства. При условии, что земли сельскохозяйственного назначения находятся за пределами жилой зоны, они не допускают возможности возведения капитального строения, то есть его возведение окажется незаконным и право собственности на него, вероятнее всего, признано не будет.

Использование такого строения станет возможным исключительно в пределах самовольного строения, без права регистрации и с потенциальной возможностью изъятия по причине использования ЗУ не по назначению.

Если рассмотреть функциональное значение ЗУ на примере земель из категории поселений, то можно выделить:

  • земли, предназначенные для малоэтажных застроек;
  • под возведение высоток;
  • под застройку инфраструктурных комплексов;
  • под специализированные офисные здания.

Все перечисленные сведения включаются в градостроительный план и требуют досконального соответствия.

Пошаговая инструкция: как определить?

Назначение ЗУ должно быть указано в правоустанавливающем документе на землю и в межевом деле. Оно составляется в результате межевания.

Для того чтобы узнать назначение своего земельного участка, необходимо внимательно изучить техническую документацию на земельный участок. В том случае, если вы не обнаружили необходимых указаний на категорию земельного участка – этот вопрос несложно решить.

Естественно, самым целесообразным вариантом будет межевание , в результате которого в ваши земельные документы будут внесены все необходимые технические характеристики.

Наиболее лёгкий вариант – обратиться в местное отделение кадастра и картографии за выпиской, в которой будут указаны соответствующие данные о вашем участке. Для этого обратитесь с заявлением в окошко к специалисту, имея при себе паспорт и право удостоверяющий документ на ЗУ.

В заявлении укажите сведения, которые вам должна предоставить в выписке кадастровая служба. Через 5 дней вам выдадут выписку с запрошенными данными о назначении вашего участка.

Это самая достоверная информация, которой вы можете располагать в самом широком правовом диапазоне. Она содержит учётную информацию на текущий момент.

Более быстрый способ беспрепятственного получения интересующей вас информации – обращение на официальный сайт Росреестра, где по кадастровому номеру вы сможете получить любую информацию об участке, в том числе – о его целевом назначении.

Если речь идёт об участке, который вам не принадлежит, но вы лично заинтересованы в получении обозначенной информации – обратитесь на сайт Росреестра и найдите интересующий вас ЗУ по адресу его места нахождения.

Земли в пределах одной территории зонирования имеют одно и то же целевое назначение. Искомый участок будет иметь характеристики, аналогичные контексту, в котором он располагается. В связи с этим, вы имеете возможность определить назначение участка даже по приблизительному адресу.

Если вы проживаете за пределами областного центра , где расположено здание отделения кадастра и картографии – вы имеете право выслать запрос на получение выписки по почте. Если у вас есть доступ к ресурсу интернет – можете узнать информацию на сайте или там же сформировать заявку на получение выписки.

При отсутствии такой возможности и нежелании обременять себя получением выписки, вы имеете право на запрос о получении искомых данных по участку, в администрацию по месту расположения ЗУ.

Кто устанавливает?

Категория земель определяется при постановке массива на кадастровый учёт. Это одна из основных характеристик, которая устанавливается изначально. Весь земельный массив определённой категории при участии в обороте отграничивается от земельных массивов других категорий посредством зонирования территории.

После того как земли из государственного резерва передаются в ведение регионов, их назначение закрепляется специальным актом и сохраняется в условиях муниципального землепользования. При острой необходимости или обоснованной целесообразности, категории земель могут изменяться на региональном уровне, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ.

Какие требования предъявляются к целевому назначению?

Требования к целевому назначению земельного участка определяются в новом Земельном кодексе РФ, после принятия Закона о собственности . Они оглашают, что земли некоторых видов целевого назначения не подлежат приватизации или выкупу с целью оформления в собственность.

В требования к целевому назначению ЗУ включаются закрепление имущественных позиций за хозяйствующим субъектом земель некоторых категорий, обладающих уникальными характеристиками. Например, особо плодородные участки почв, заповедные зоны, зоны культурного наследия и прочие.

Кроме этого, земли всех категорий подлежат обязательной регистрации в учётных записях, с указанием их технических характеристик, а также – ценностного эквивалента, с указанием её удельной стоимости.

Все земли соответствующих категорий могут быть использованы исключительно в соответствии с целевым назначением. За использование не по назначению, земли могут быть изъяты даже у собственника или он будет лишён права пользования своим ЗУ до полного восстановления изначального надлежащего порядка в отношении целевого назначения своего участка.

Однако построенный на землях СНТ дом могут оставить в качестве жилого помещения как вспомогательного арсенала для ведения ЛПХ, но в этом случае могут затребовать изменения разрешённого использования.

В принципе, в число потенциальных возможностей может входить и изменение только в том случае, если это не нарушает общих контекстуальных требований, предъявляемых к земельному массиву в целом.

Заключение

Каждый ЗУ, поставленный на кадастровый учёт имеет определённое в его отношении целевое назначение. Впоследствии он может использоваться только в том узком смысле, который предполагается его целевым назначением.

Узнать целевое назначение участка можно различными способами.

Некоторые виды назначений соответствуют определённым свойствам функциональных значений.

При приобретении участка в собственность необходимо определять это соответствие. Если вам достался участок, не отвечающий функциональному значению, вы имеете возможность изменить его разрешённое использование и даже – целевое назначение.



Просмотров