Теоретические основы охраны труда.

Рассматриваются основы безопасности человека в среде обитания, основы экологии, экологические проблемы и способы их решения, охрана труда, основы техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Приводятся нормативные и законодательные документы по экологии и производственной безопасности, сведения о состоянии природной среды.
Подготовлено в соответствии с типовой программой курса "Охрана труда и основы экологии".
Для студентов радиотехнических, радиоэлектронных и приборостроительных специальностей высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана со средой обитания и в общем виде может быть представлена многоцелевой двухэлементной системой «человек - среда обитания», имеющей как прямые, так и обратные связи (рис. 1.1). В этой системе элемент «среда обитания» может представлять собой окружающую природную среду, производственную среду, производственный участок, рабочее место и т.п.
Одной из основных целей взаимодействия человека и среды обитания является достижение определенного положительного эффекта (например, социального или экономического) и снижение или исключение негативных последствий (ухудшение качества окружающей среды, заболевание, травмирование, возникновение аварий, катастроф и т.п.). Достижение безопасности в системе «человек - среда обитания» является первостепенным и возможно только при учете особенностей каждого элемента данной системы. Так как характеристики элемента «человек» относительно постоянны, а элемента «среда обитания» поддаются в некоторой степени регулированию, то для исключения негативных последствий взаимодействия человека и среды обитания необходимо исходить из психофизиологических и других характеристик человека и совмещать их с контролируемыми характеристиками среды.

СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений 3
1. Основы безопасности человека в среде обитания 5
1.1. Особенности взаимоотношений человека и среды обитания 5
1.2. Виды и оценка опасностей 9
1.3. Принципы, методы и средства обеспечения экологической и производственной безопасности 11
1.4. Психологические основы безопасности 14
1.5. Анализаторные системы человека 19
2. Основы экологии 24
2.1. Предмет экологии 24
2.2. Возникновение жизни, образование биосферы Земли и ее эволюция 25
2.3. Основные понятия и определения 33
2.4. Круговорот веществ в природе 34
2.5. Динамика экосистем 38
2.6. Исторические особенности взаимоотношений общества и природы 42
2.7. Природные ресурсы Земли, их классификация и эколого-экономическое значение 46
2.7.1. Атмосфера, ее состав и основные характеристики 48
2.7.2. Гидросфера 52
2.7.3. Литосфера 56
2.7.4. Минеральные ресурсы (недра) 58
2.7.5. Животный мир и растительность 59
2.7.6. Природные ресурсы Республики Беларусь 60
2.8. Особенности воздействия на биосферу Земли природных и техногенных факторов 63
2.9. Глобальные проблемы современной цивилизации 69
2.9.1. Экологические проблемы современности 74
2.9.2. Региональные экологические проблемы стран Содружества Независимых Государств и Республики Беларусь 80
2.10. Экологическое нормирование и оценка качества окружающей среды 85
2.11. Основные принципы, методы и средства защиты окружающей среды от загрязнения и истощения природных ресурсов 87
2.11.1. Утилизация и захоронение отходов 89
2.11.2. Методы и средства защиты воздушного бассейна 91
2.11.3. Защита водных ресурсов от загрязнения сточными водами 96
2.11.4. Охрана недр и почв 101
2.11.5. Охрана и защита лесов 102
2.12. Закономерности и принципы природопользования 103
2.13. Система управления охраной окружающей среды и природопользованием 106
2.13.1. Контроль и надзор в области охраны окружающей среды 109
2.13.2. Ответственность за экологические правонарушения 110
2.13.3. Мониторинг в области окружающей среды 111
2.13.4. Экологическая экспертиза 112
2.13.5. Экологический аудит 113
2.14. Международное сотрудничество в области экологии 114
3. Охрана труда 119
3.1. Предмет охраны труда 119
3.2. Правовые и организационные вопросы охраны труда. .. 120
3.2.1. Законодательные и нормативные акты 120
3.2.2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде 121
3.2.3. Организация охраны труда на производстве 122
3.2.4. Расследование и учет несчастных случаев на производстве 126
3.2.5. Методы изучения и анализ причин производственного травматизма 132
3.3. Основы техники безопасности 134
3.3.1. Основные причины несчастных случаев на производстве 135
3.3.2. Защита от поражения электрическим током 135
3.3.3. Защита от статического электричества. 166
3.3.4. Защита от электромагнитных полей радиочастотного диапазона 172
3.3.5. Защита от постоянного и переменного магнитного поля 187
3.3.6. Защита от лазерных излучений 190
3.3.7. Защита от ультрафиолетового излучения 196
3.3.8. Защита от инфракрасного излучения 198
3.3.9. Защита от ионизирующих излучений 199
3.3.10. Защита от опасных и вредных факторов при работе с компьютерами 222
3.3.11. Эргономические требования к организации и конструкции рабочих мест 228
3.3.12. Требования безопасности к сосудам, работающим под давлением 235
3.3.13. Требования безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных средств 245
3.4. Основы производственной санитарии 250
3.4.1. Оздоровление воздушной среды 250
3.4.2. Ионизация воздуха рабочей зоны 254
3.4.3. Метеорологические условия труда 256
3.4.4. Вентиляция производственных помещений 261
3.4.5. Производственное освещение 269
3.4.6. Защита от производственных вибраций 285
3.4.7. Защита от шума 290
3.4.8. Защита от ультра- и инфразвука 306
3.5. Основы пожарной безопасности 308
3.5.1. Социально-экономическое значение пожарной безопасности. Основные причины пожаров 308
3.5.2. Теоретические основы горения. Опасные факторы пожара 309
3.5.3. Взрыво- и пожароопасные свойства веществ 311
3.5.4. Категории производств по взрыво- и пожароопасное 314
3.5.5. Принципы, способы и средства обеспечения пожарной безопасности 316
3.5.6. Противопожарные мероприятия в системах отопления, вентиляции, освещения и в электроустановках 317
3.5.7. Пожарная сигнализация 319
3.5.8. Противопожарные мероприятия в зданиях 319
3.5.9. Способы и средства тушения пожаров 321
3.5.10. Противопожарное водоснабжение. Автоматическое тушение пожаров 324
3.5.11. Средства пожаротушения 327
3.5.12. Организация пожарной охраны 329
Литература 331

Т.Ф. Михнюк

ОХРАНА ТРУДА

Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника

для студентов технических высших учебных заведений в области машиностроения, телекоммуникаций, информатики и радиоэлектроники

Минск ИВЦ МинФина

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одним из условий устойчивого социально-экономического развития общества является трудовая активность всех его членов и обеспечение безопасности их жизнедеятельности. Как показывает опыт, ни один вид деятельности (трудовая, интеллектуальная, духовная и др.) не является абсолютно безопасным. Современный человек живет в мире природных, техногенных, социальных и других видов опасностей. Поэтому среди острейших глобальных проблем современной земной цивилизации наряду с международным терроризмом, военно-политическими и социально-религиозными конфликтами, важнейшее значение приобрели проблемы среды обитания человека – защита работающих от связанных с производством недомоганий, болезней и травм.

Согласно последним оценкам Международной Организации Труда (МОТ), основанным на статистических данных, вследствие негативного воздействия на работников производственных факторов, ежегодно в мире умирает около 2,2 миллионов человек. Еще около 160 миллионов человек по всему миру страдают от заболеваний, связанных с трудовой деятельностью, а общее количество несчастных случаев на производстве оценивается в 270 миллионов в год.

В Республике Беларусь (РБ), по официальным данным, ежегодно из-за нарушений требований охраны труда на производстве травмируется свыше 5 тысяч работников, из них около 300 погибает, свыше 800 человек получает тяжелые травмы. На промышленных предприятиях республики и в сельском хозяйстве во вредных условиях труда занято более 30% работающих. Ежегодно выявляется около 250 случаев профессиональных заболеваний. При этом более 80% профзаболеваний регистрируется на промышленных предприятиях.

Несчастные случаи, невыходы на работу по болезни, текучесть рабочей силы причиняют обществу большие экономические потери. Так, в РБ из-за травматизма на производстве теряется порядка 180-200 тысяч человеко-дней ежегодно, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составляют ежегодно порядка 25 миллионов долларов, а на компенсации по условиям труда – около 130 миллионов долларов США.

Анализ производственных аварий и несчастных случаев показывает, что основными причинами производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются нарушение трудовой и технологической дисциплины, низкий уровень профессиональной подготовки персонала, его некомпетентность в области безопасности, незнание техногенных опасностей и методов защиты от них, т.е. человеческий фактор во многих случаях является главенствующей причиной негативных последствий.

Поэтому изучение опасностей и вредностей современного производства, насыщенного сложными техническими средствами, и особенностей трудовой деятельности в этих условиях должно являться одной из составляющих профессиональной подготовки специалистов различного уровня.

По мнению специалистов, болезни и травмы не являются неизбежными спутниками трудовой деятельности. В отличие от ряда заболеваний, обусловленных помимо условий труда множеством дополнительных, трудно устранимых факторов, все несчастные случаи на производстве являются следствием устранимых причин. Это подтверждается тенденцией неуклонного сокращения числа несчастных случаев в промышленно развитых странах, что во многом обусловливается сокращением численности работающих в отраслях и производствах с повышенным риском, своевременной и качественной неотложной помощью, возможностью быстрой транспортировки пострадавших в медицинские учреждения и предоставление им высококачественного лечения.

Важнейшим фактором, способствующим сокращению числа несчастных случаев и профзаболеваний, повышения безопасности и улучшения гигиены труда в условиях рыночной экономики является широкое использование принципов экономического стимулирования работодателей в создании достойных условий труда. Экономическое стимулирование предполагает материальную выгоду вложения средств в улучшение условий и охраны труда по сравнению с выплатами штрафов, повышенных страховых взносов, компенсации за работу в неблагоприятных условиях, значительных сумм на возмещение вреда и утрату трудоспособности.

По расчетам специалистов, затраты на льготные выплаты в связи с неблагоприятными условиями труда в 2 раза превышают средства, идущие на их улучшение. Экономический эффект в этом случае достигается за счет

уменьшения материальных последствий травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, в повышении производительности труда вследствие сокращения потерь рабочего времени, в снижении затрат на льготы и компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях, материального ущерба от аварий.

Согласно Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь (2005г.) в числе важнейших задач по реализации Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда (2006-2010 г.г.) является совершенствование организации обучения работников по вопросам охраны труда, подготовка и издание учебно-методической литературы, разработка и совершенствование нормативной документации по этой проблеме.

В связи с изложенным, выход в свет настоящего 2-го исправленного и дополненного учебника по охране труда, в котором усилены эргономический и экономический акценты в обеспечении производственной безопасности, по нашему мнению, является своевременным и отвечает современным требованиям.

В учебнике рассмотрен программный теоретический материал по общей проблеме безопасности, гигиене и охране труда, пожарной безопасности, методические средства оценки качества и безопасности производственной среды, комплекс государственных мероприятий в виде законов и подзаконных актов, социально-экономических, организационных, технических, санитарногигиенических, эргономических, лечебно-профилактических и иных мер, направленных на снижение риска травмирования, профессиональной и общей заболеваемости работников в процессе труда.

Предисловие...........................................................................................................

РАЗДЕЛ 1 .................................................................................................................

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА...................................................

1.1. Техногенные опасности. Условия труда. Цели и задачи дисциплины

«Охрана труда» ................................................................................................

1.2. Основные виды и формы трудовой деятельности. Работоспособность …

1.3. Оценка тяжести и напряженности труда........................................................

1.4. Региональные особенности состояния охраны и гигиены труда в мире....

1.5. Экономическая оценка ущерба из-за производственного травматизма и

профессиональной заболеваемости.....................................................................

1.5.1. Потери предприятия от невыходов на работу....................................

1.5.2. Материальные потери в связи с несчастными случаями на

1.5.3. Затраты на смену кадров и на пенсии по инвалидности....................

1.5.4. Затраты на инвестиции в улучшение условий труда..........................

1.6. Оценка опасностей..........................................................................................

1.7. Принципы, методы и средства снижения риска производственного

травматизма и профессиональной заболеваемости...................................

1.8. Психофизиологические и эргономические основы охраны труда...............

1.8.1. Психофизиологические основы безопасности труда..........................

1.8.2. Эргономические основы охраны труда................................................

1.9. Организация рабочего места оператора.......................................................

1.9.1. Рабочее место и возможные рабочие положения …………..….…….

1.9.2. Требования к конструкции и организации рабочих мест ……………..

1.9.3. Некоторые эргономические требования к средствам отображения

информации и органам управления ………………………………………

РАЗДЕЛ 2 ................................................................................................................

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА.........................................................................

2.1. Методы и функции управления......................................................................

2.2. Современное состояние государственного управления охраной труда в

Беларуси...........................................................................................................

2.3. Основные принципы и направления государственной политики в области

охраны труда в Республике Беларусь...........................................................

2.4. Органы управления государственной системой охраны труда в

Республике Беларусь и их функции...............................................................

2.5. Система управления охраной труда на предприятии..................................

2.6. Правовое регулирование охраной труда.......................................................

2.6.1. Законодательные и нормативные акты...............................................

2.6.2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.......

2.6.3. Обязанности нанимателя в области охраны труда............................

2.6.4. Инструктаж и обучение по вопросам охраны труда...........................

2.61.5. Экспертиза безопасности оборудования и технологических

процессов...............................................................................................

2.6.6. Аттестация рабочих мест по условиям труда.....................................

2.6.7. Расследование и учет несчастных случаев на производстве...........

2.6.5. Методы изучения и анализа причин производственного

травматизма............................................................................................

2.6.9 Ответственность работников и нанимателя за нарушения

законодательства по охране труда......................................................

2.7. Экономический механизм управления охраной труда.................................

2.7.1. Трудоохранные затраты........................................................................

2.7.2. Экономическая и социальная эффективность трудоохранных затрат………………………………………………………………………….. 97

2.7.3. Экономическое стимулирование мероприятий по улучшению

охраны и гигиены труда.........................................................................

2.7.4. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда....

РАЗДЕЛ 3 .................................................................................................................

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ТРУДА.................................

3.1. Оздоровление воздушной среды...................................................................

3.1.1. Газовый состав воздушной среды и его изменение в результате

производственных процессов...............................................................

3.1.2. Нормирование и гигиеническая оценка загрязнения воздушной

среды……………………………................................................................

3.1.3. Основные способы и средства оздоровления воздушной среды на

производстве..........................................................................................

3.1.4. Ионизация воздуха рабочей зоны……………....................................... 110

3.1.5. Метеорологические условия труда (микроклимат).........................…. 112

3.1.6 Вентиляция производственных помещений….....................................

3.2. Производственное освещение.......................................................................

3.2.1. Особенности зрительного восприятия.................................................

3.2.2. Виды и системы освещения..................................................................

3.2.3. Нормирование и оценка производственного освещения...................

3.2.4. Принципы расчета производственного освещения............................

3.3. Цветовое оформление производственного интерьера................................

3.4. Защита от механических колебаний..............................................................

3.4.1. Вибрация................................................................................................

3.4.2. Акустический шум..................................................................................

3.4.3. Защита от ультра- и инфразвука..........................................................

3.5. Защита от неионизирующих электромагнитных излучений..........................

3.5.1. Естественные и искусственные источники электромагнитных полей

3.5.2. Гигиеническая оценка и нормирование ЭМП в производственных

условиях.................................................................................................

3.5.3. Способы и средства защиты от электромагнитных полей.................

3.5.4. Постоянные и переменные магнитные поля.......................................

3.5.5. Ультрафиолетовые излучения.............................................................

3.5.6. Инфракрасные излучения.....................................................................

3.5.7. Лазерные излучения..............................................................................

РАЗДЕЛ 4 .................................................................................................................

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ) ........

4.1. Основные причины несчастных случаев на производстве..........................

4.2. Защита от поражения электрическим током.................................................

4.2.1. Действие электрического тока на организм человека........................

4.2.2. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.......

4.2.3. Меры первой помощи пострадавшим от электрического тока...........

4.2.4. Оценка опасности поражения электрическим током..........................

4.2.5. Способы и средства обеспечения электробезопасности...................

4.3. Защита от статического электричества.........................................................

4.3.1. Условия возникновения и накопления электростатических зарядов

4.3.2. Нормирование и оценка опасности статического электричества......

4.3.3. Способы и средства защиты от статического электричества............

4.4. Защита от опасных и вредных факторов при работе с компьютерами......

4.5. Меры безопасности при устройстве и обслуживании установок и

сооружений связи и радиофикации................................................................

4.5.1. Общие требования безопасности на станционных сооружениях

связи…………………………………………....................…………….…….

4.5.2. Работы по оборудованию и обслуживанию источников питания......

4.6. Требования безопасности на центральных и базовых станциях

радиотелефонной связи..................................................................................

4.6.1. Требования к производственным помещениям с постоянным

присутствием обслуживающего персонала.........................................

4.6.2. Требования к производственному оборудованию и его

размещению……………………………………………………………..……

4.6.3. Эксплуатационно-техническое обслуживание объектов

радиотелефонной связи........................................................................

4.6.4. Антенно-мачтовые сооружения и антенно-фидерные устройства

(АМС и АФУ) ...........................................................................................

4.6.5. Работы на высоте.................................................................................

4.6.6. Погрузочно-разгрузочные работы и транспортировка грузов...........

4.6.7. Требования при работе с антисептиками...........................................

4.7. Требования безопасности при работе с радиоэлектронным

оборудованием (РЭО) .....................................................................................

4.7.1. Виды и характеристика РЭО, классификация работ с ним.................

4.7.2. Основные требования безопасности к производственным

помещениям и к размещению в них РЭО............................................

4.7.3. Безопасная организация рабочих мест в лабораториях.....................

4.7.4. Требования к персоналу, обслуживающему РЭО................................

4.7.5. Безопасная организация ремонтно-наладочных работ.......................

4.8. Меры безопасности при организации и производстве работ в подземных

кабельных сооружениях..................................................................................

4.9. Требования безопасности к сосудам, работающим под давлением..........

4.10. Требования безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных

средств..............................................................................................................

РАЗДЕЛ 5 .................................................................................................................

ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ............................................................

5.1. Социально-экономическое значение пожарной безопасности. Основные

причины пожаров.............................................................................................

5.2. Теоретические основы горения. Опасные факторы пожара........................

5.3. Взрыво- и пожароопасные свойства веществ...............................................

5.5. Принципы, способы и средства обеспечения пожарной безопасности......

5.5.1. Определение пожарной опасности объекта........................................

5.5.2. Противопожарные мероприятия в системах отопления,

вентиляции, освещения и в электроустановках.................................

5.5.3. Пожарная сигнализация........................................................................

5.5.4. Противопожарные мероприятия в зданиях и на территории

предприятий...........................................................................................

5.5.5. Способы и средства тушения пожаров................................................

5.5.6. Противопожарное водоснабжение. Автоматическое тушение

пожаров...................................................................................................

5.5.7. Средства пожаротушения.....................................................................

5.5.8. Организация пожарной охраны............................................................

РАЗДЕЛ 6 .................................................................................................................

ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ …………………..……..

6.1. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим ………….……. 319

6.2. Освобождение пострадавшего от действия тока …………………………….... 320

6.5. Первая помощь при кровотечениях …………………………………………….. 333

6.6. Первая помощь при ожогах …………………………....…………………………. 335

6.7. Первая помощь при отравлениях ……………………………………………….. 338

6.8. Первая помощь при обморожениях ……………………………………...……… 339

6.9. Помощь при переломах, ушибах, вывихах …………………………….………. 340

6.10. Правила транспортировки пострадавших …………………………………..... 343

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Техногенные опасности и вредности. Условия труда. Цели и задачи дисциплины «Охрана труда»

Трудовая деятельность человека, осуществляющаяся в производственных условиях, является одной из основных форм деятельности. В процессе труда работники взаимодействуют с различными элементами производственной среды: предметами и орудиями труда, средствами производства, состоянием воздушной среды и др. Участвуя в производственном процессе, работники подвергаются преимущественно техногенным факторам, явлениям и процессам, то есть опасностям и вредностям, непосредственно связанным с природой технологических процессов, оборудования, технических устройств и т.п.

Техногенные опасности, создаваемые техническими средствами, способны причинять ущерб здоровью работников и их травмирование. Вредные факторы преимущественно оказывают негативное воздействие на работников, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Опасности и вредности, приводящие к травмированию и заболеваемости работников, могут быть реальными (очевидными) и скрытыми (потенциальными). Условия, при которых потенциальная опасность может реализоваться, определяются как причина несчастного случая, травмирования и т.п.

По составу и свойствам производственные опасные и вредные факторы подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические опасные и вредные факторы – это движущиеся машины и механизмы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; передвигающиеся изделия; повышенное напряжение в электрических сетях; повышенный уровень статического электричества; повышенный уровень электромагнитного, рентгеновского, лазерного и ультрафиолетового излучения; повышенный уровень вибрации и шума; недостаточное освещение; неблагоприятные метеорологические условия и др.

Химические опасные и вредные факторы представляют собой различные химические элементы и их соединения, обладающие общетоксичными, раздражающими, мутагенными, сенсибилизирующими и канцерогенными свойствами. Наибольшей канцерогенностью обладают мышьяк, никель, кадмий, хлорфенол, три- и тетрахлорэтилен, винилхлорид, бензапирен и другие смолистые летучие вещества.

К биологическим опасным и вредным факторам относятся микро- и макроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные). Их воздействие на человека может приводить к травмам и инфекционным заболеваниям.

Психофизиологические факторы включают в себя физические перегрузки (статические, динамические, гиподинамические), а также нервно-психические перегрузки, к которым относятся умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки, перенапряжение органов чувств и др. Возникновение нервно-психических перегрузок обусловлено изменением характера современного производства, повышением сложности трудовой деятельности и существенным изменением функции и роли человека (человеческого фактора) в процессе труда, особенностями которого становится интенсификация психической деятельности человека.

Свойства элементов производственной среды или совокупность производственных факторов, воздействующих на персонал формируют условия труда, которые, исходя из гигиенических критериев, подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – это условия (устанавливаются для микроклиматических параметров), при которых:

сохраняется здоровье работающих;

создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Допустимые условия труда (2 класс) – это условия, при которых уровни

факторов среды трудового процесса не превышают гигиенических нормативов, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) – это условия, при которых уровни вредных техногенных факторов превышают гигиенические нормативы и

оказывают неблагоприятное действие на организм работника (и/или его потомство).

Вредные условия по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности.

I степень (3.1) – это условия труда, при которых отклонения вредных факторов от гигиенических нормативов таковы, что вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при более длительном времени (чем к началу следующей смены), и увеличивают риск повреждения здоровья.

II степень (3.2) – это условия, при которых уровни вредных факторов вызывают функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению заболеваемости.

III степень (3.3) – это условия, при которых уровни вредных факторов таковы, что приводят к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности).

IV степень (3.4) – это условия, при которых могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности).

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) – это условия, при которых уровни техногенных факторов таковы, что в течение рабочей смены (или ее части) создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Для создания оптимальных, допустимых, безвредных и безопасных условий труда, совершенствования и гуманизации трудового процесса на практике используют методы и средства многих дисциплин и научных направлений – инженерно-технических и социально-экономических наук, инженерной психологии и эргономики, психологии труда, психологи безопасности и др.

Происходящие глобальные изменения в общественном разделении труда, появление совершенно новых видов профессиональной деятельности и изменение самого их содержания и структуры вызвали необходимость более полного и глубокого использования знаний о психологии труда и психофизиологических особенностях человека.

В связи с этим существенно возросла роль наук, предметом которых является исследование особенностей взаимодействия человека со средой

обитания, что может быть представлено в виде двухэлементной системы, основными целями которой является повышение ее надежности и социальноэкономической эффективности, т.е. повышения производительности труда и сохранения здоровья человека.

В последние годы становится все более активным обсуждение вопроса о необходимости более широкого использования экономических факторов в обеспечении требований охраны труда. Зарубежный опыт показывает, что экономические подходы способствуют более гибкому решению проблем охраны и гигиены труда, они позволяют бесконечно улучшать условия труда, успешно применять их к новым видам риска по мере их возникновения. Наниматель может легко увидеть результат, который экономическое стимулирование оказывает на работу предприятия в виде получения прибыли за счет снижения себестоимости производства и повышения конкурентоспособности своей продукции.

Таким образом, охрана труда определяется как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, методы и средства.

Целью охраны труда является сокращение социально-экономических потерь, обусловленных условиями труда, а ее предметом – исследование состояния условий труда, идентификация опасных и вредных факторов, их источников, оценка рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработка и широкое использование комплекса мер по обеспечению безопасных и безвредных условий труда, повышению культуры производства.

1.2. Основные виды и формы трудовой деятельности. Работоспособность

Трудовая деятельность человека является весьма многообразной и подразделяется на два основных вида – физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека: сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти и активизации процессов мышления.

Согласно физиологической классификации трудовой деятельности различают следующие формы труда:

формы труда, требующие значительной мышечной активности и характеризуется повышенными энергетическими нагрузками (трудовая деятельность при отсутствии механизированных средств для выполнения работ);

механизированные формы труда характеризуются изменением мышечных нагрузок, уменьшением мышечной деятельности;

формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством.

При этих формах труда роль человека заключается в выполнении простых

операций по обслуживанию механизма.

Механизированные, полуавтоматические и автоматические формы труда приводят к монотонности труда, быстрому наступлению утомления и утрате творческого начала.

групповые формы труда – это труд на конвейере. Эти формы труда характеризуются дроблением технологического процесса на отдельные операции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций. При этих формах труда возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременному утомлению и нервному истощению;

формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включается в систему управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления;

формы интеллектуального (умственного труда). Эти формы труда имеют место как в сфере материального производства (инженерно-технический персонал, операторы, конструкторы и т.п.), так и вне его (медицинские работники, учителя, художники, писатели и т.п.). Интеллектуальный труд характеризуется

необходимостью переработки разнообразной информации и требует значительного нервно-эмоционального напряжения.

1.3. Оценка тяжести и напряженности труда

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде функциональное напряжение организма является энергетическим, а при умственном труде – эмоциональным. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10-12 МДж; работников механизированного труда и сферы обслуживания – 12,5-13 МДж; для работников тяжелого физического труда 17-25 МДж.

Тяжесть физического труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Тяжесть физического труда определяется энергозатратами. Физическая нагрузка может бытьдинамической истатической .

Динамическая работа заключается в сокращении мышц при перемещении груза и самого тела человека или его частей в пространстве. В этом случае энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы.

Величина динамической нагрузки определяется по формуле:

W =k ×m ×g ×(H +1 9 +H 2 1 ) ,

где W – работа, Дж;k – коэффициент, равный 6;m – масса груза, кг;g – ускорение свободного падения, м/с2 ;Н иН 1 – высота поднятия и опускания груза, м.

Условия труда по оценке массы перемещаемого груза до 15 кг являются оптимальными, до 30 кг – допустимыми (или вредными) 1-й степени тяжести. Перемещение грузов вручную массой более 30 кг не допускается.

Статическая нагрузка определяется затратами усилий без перемещения тела или его частей. Она характеризуется массой удерживаемого груза или прилагаемого усилия и временем удержания его в статическом состоянии. При легкой физической нагрузке величина статической нагрузки за смену при удержании груза двумя руками не должна превышать 36 000 кг∙с, при удержании

груза с участием мышц корпуса и ног – 43 000 кг∙с. При физической нагрузке средней и большой тяжести – соответственно, 70 000 кг∙с и 100 000 кг∙с.

Напряженность умственного труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации.

Наиболее легким умственным трудом, принято считать труд, не требующий принятия решения. Такие условия труда считаются оптимальными. Условия труда относятся к допустимым, если оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции. К вредным условиям 1-ой степени относится труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких инструкций. К труду 2-й степени относится творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения.

Напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов. При длительности сосредоточенного наблюдения до 25% от продолжительности рабочей смены условия труда характеризуются как оптимальные, 26-50 – допустимые, 51-75 – напряженные 1-ой степени, более 75 – 2-ой степени.

При численности объектов до 5 включительно условия труда относятся к оптимальному классу, от 6 до 10 – допустимому классу, более 10 – условия труда относятся к напряженным. При этом к первой степени напряженного труда (класс 3.1) относятся производственные процессы с числом подконтрольных объектов от 11 до 25, а ко второй степени (класс 3.2) – 26 и более объектов.

Работа с видеодисплейными терминалами (ВДТ) до 2ч за смену считается оптимальной, до 3ч – допустимой. Работа за компьютером или наблюдение за процессом по ВДТ свыше Зч относится к напряженному труду. При этом от 3 до 4

– первой степени (класс 3.1), более 4ч – второй степени (класс 3.2).

На степень напряженного состояния работника оказывает существенное влияние его ответственность за конечный или промежуточный результат труда.

Важными факторами, характеризующими класс условий труда по напряжённости трудового процесса, являются наличие или отсутствие риска для собственной жизни работника, монотонность труда, а также фактическая продолжительность рабочего дня и сменность работы. При продолжительности

рабочего дня до 7 часов условия труда относятся к оптимальному классу, до 9 часов – к допустимому, более 9 часов – к напряжённому. Односменная работа без ночной смены – оптимальные условия; двухсменная работа без работы в ночную смену – допустимые условия, а трёхсменная работа с работой в ночную смену определяется как напряжённый труд 1-ой степени.

Основным показателем трудовой деятельности человека является его работоспособность , то есть способность производить действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определённое время.

Работоспособность человека зависит от его потенциальных возможностей выполнять конкретную работу при заданных режимах, которые создаются процессами, происходящими в различных органах и системах организма (нервной системе, двигательном аппарате, органах дыхания и кровообращения).

Рис 1.1. Изменение работоспособности в течение рабочей смены

В процессе труда работоспособность организма изменяется на протяжении рабочей смены. Это изменение работоспособности имеет несколько фаз (рис. 1.1):

фаза врабатывания или нарастающей работоспособности . В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до полутора часа, а при умственном творческом труде до двух, двух с половиной часов;

фаза высокой устойчивости работоспособности . Она характеризуется высокими

трудовыми показателями с относительной стабильностью или некоторым снижением напряжённости физиологических функций. Её продолжительность

составляет два, два с половиной часов и более в зависимости от тяжести и напряжённости труда;

фаза снижения работоспособности . Для этой фазы характерно уменьшение функциональных возможностей человека и возникновение чувства усталости.

Динамика работоспособности повторяется и после обеденного перерыва,

причём фаза врабатываемости сокращается, а фаза устойчивой работоспособности по уровню ниже и менее длительная, чем до обеда. Фаза снижения работоспособности наступает раньше и развивается быстрее в связи с утомлением.

Утомление определяется как состояние организма, сопровождающееся чувством усталости, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы.

Утомление является обратимым физиологическим состоянием. Если же к началу следующего периода работы работоспособность не восстанавливается, то утомление может накапливаться и переходить в переутомление, то есть более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведёт к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Утомление и переутомление повышают риск травмирования и заболеваемости.

При умственном утомлении наступает расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

Физическое и умственное утомление оказывают взаимное влияние – при тяжёлом физическом утомлении продуктивность умственной работы снижается, а при умственном утомлении падает мышечная работоспособность.

Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы и отдыха. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. Наивысшая работоспособность отмечается в утренние с 8 до 12 и дневные с 14 до 17 часы. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается в период между 12 и 14-ю, а в ночное время – с 3 до 4 часов.

В течение недели динамика работоспособности выглядит следующим образом: наивысшая работоспособность приходится на 2,3,4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы.

В учебном пособии изложены теоретический материал, методика расчета затрат на охрану труда, государственная политика и концепция в области охраны труда в Беларуси; приводятся программный материал по гигиене производственной среды, требования техники безопасности, эксплуатации технологического оборудования, принципы, способы и средства по защите работающих от опасных факторов, а также обеспечению пожарной безопасности на производстве.
Предназначено для студентов высших учебных заведений по техническим и инженерно-экономическим специальностям. Может быть полезным и для слушателей учебных заведений но переподготовке и повышению квалификации работников служб охраны труда.

Общественные преобразования, технологический прогресс и высокие темпы производства стремительно меняют условия труда, его процесс и организацию. Защита работающих от связанных с производством недомоганий, болезней и травм стала в последнее время одной из серьезнейших социально-экономических проблем в мире.
Согласно последним оценкам Международной организации труда (МОТ), основанным на статистических данных, вследствие негативного воздействия на работников производственных факторов ежегодно в мире умирает около 2 млн человек. Еще около 160 млн человек страдают от заболеваний, связанных с трудовой деятельностью, а общее количество пострадавших от несчастных случаев на производстве составляет 270 млн человек в год. Как отмечает МОТ, на каждый случай со смертельным исходом регистрируется 70 тыс. случаев возникновения предпосылок к происшествию на производстве.
В Республике Беларусь, по официальным данным, ежегодно из-за нарушений требований охраны труда на производстве травмируется свыше 5 тыс. работников, из них около 250 человек погибают, свыше 800 человек получают тяжелые травмы. На промышленных предприятиях республики и в сельском хозяйстве во вредных условиях труда занято более 30 % работающих. Ежегодно выявляется около 250 случаев профессиональных заболеваний. При этом из них более 80 % регистрируется на промышленных предприятиях.

Оглавление
Предисловие 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА 6
1.1. Предмет, цель и задачи охраны труда 6
1.2. Региональные особенности состояния охраны и гигиены труда в мире 8
1.3. Экономическая оценка ущерба из-за производственного травматизма и профессиональной заболеваемости 12
1.3.1. Потери предприятия от невыходов на работу 13
1.3.2. Материальные потери в связи с несчастными случаями на производстве 16
1.3.3. Затраты на смену кадров и пенсии по инвалидности 18
1.3.4. Затраты на инвестиции в улучшение условий труда 20
1.4. Оценка опасностей 20
1.5. Принципы, методы и средства обеспечения производственной безопасности и гигиены труда 21
1.6. Психологические основы безопасности 25
1.7. Анализаторные системы человека 28
1.8. Общие эргономические требования к организации рабочих мест 29
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА 37
2.1. Методы и функции управления 37
2.2. Современное состояние государственного управления охраной труда в Беларуси 38
2.3. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь 40
2.4. Органы управления государственной системой охраны труда в Республике Беларусь и их функции 41
2.5. Система управления охраной труда на предприятии 43
2.6. Правовое регулирование охраны труда 44
2.6.1. Законодательные и нормативные акты 44
2.6.2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде 45
2.6.3. Обязанности нанимателя в области охраны труда 46
2.6.4. Инструктаж и обучение по вопросам охраны труда 48
2.6.5. Экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов 49
2.6.6. Аттестация рабочих мест по условиям труда 50
2.6.7. Расследование и учет несчастных случаев на производстве 51
2.6.8. Методы изучения и анализа причин производственного травматизма 57
2.6.9. Ответственность работников и нанимателя за нарушения законодательства по охране труда 58
2.7. Экономический механизм управления охраной труда 60
2.7.1. Трудоохранные затраты 62
2.7.2. Экономическая и социальная эффективность трудоохранных затрат 64
2.7.3. Экономическое стимулирование мероприятий по улучшению охраны и гигиены труда 67
2.7.4. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда 73
Глава 3. ГИГИЕНА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ 75
3.1. Оздоровление воздушной среды 75
3.1.1. Газовый состав воздушной среды и его изменение в результате производственных процессов 75
3.1.2. Ионизация воздуха рабочей зоны 79
3.1.3. Метеорологические условия труда (микроклимат) 81
3.1.4. Вентиляция производственных помещений 85
3.2. Производственное освещение 93
3.2.1. Особенности зрительного восприятия 93
3.2.2. Виды и системы освещения 94
3.2.3. Нормирование и оценка производственного освещения 97
3.2.4. Принципы расчета производственного освещения 104
3.3. Цветовое оформление производственного интерьера 110
3.4. Защита от механических колебаний 111
3.4.1. Вибрация 111
3.4.2. Акустический шум 116
3.4.3. Защита от ультра- и инфразвука 131
3.5. Защита от неионизирующих электромагнитных излучений 134
3.5.1. Естественные и искусственные источники электромагнитных полей 134
3.5.2. Гигиеническая оценка и нормирование ЭМП в производственных условиях 138
3.5.3. Способы и средства защиты от электромагнитных полей 142
3.5.4. Постоянные и переменные магнитные поля 148
3.5.5. Ультрафиолетовые излучения 152
3.5.6. Инфракрасные излучения 153
3.5.7. Лазерные излучения 155
3.6. Защита от ионизирующих излучений 164
3.6.1.Естественные и искусственные источники ионизирующих излучений 164
3.6.2. Возникновение ядерных ионизирующих излучений 166
3.6.3. Некоторые характеристики ионизирующих излучений 169
3.6.4. Воздействие ионизирующих излучений на организм человека 171
3.6.5. Нормирование и гигиеническая оценка ионизирующих излучений 173
3.6.6. Методы и средства измерения ионизирующих излучений 177
3.6.7. Принципы, методы и средства защиты от ионизирующих излучений 178
3.6.8. Требования безопасности при работе с закрытыми и открытыми источниками излучения 179
3.6.9. Требования радиационной безопасности при хранении и транспортировке радиоактивных веществ 180
3.6.10. Средства индивидуальной защиты 180
3.6.11. Защитное экранирование 181
Глава 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ) 186
4.1. Основные причины несчастных случаев на производстве 186
4.2. Защита от поражения электрическим током 187
4.2.1. Действие электрического тока на организм человека 188
4.2.2. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током 189
4.2.3. Меры первой помощи пострадавшим от электрического тока 189
4.2.4. Оценка опасности поражения электрическим током 191
4.2.5. Способы и средства обеспечения электробезопасности 196
4.3. Защита от статического электричества 212
4.3.1.Условия возникновения и накопления электростатических зарядов 212
4.3.2. Нормирование и оценка опасности статического электричества 215
4.3.3. Способы и средства защиты от статического электричества 216
4.4. Защита от опасных и вредных факторов при работе с компьютерами 218
4.5. Меры безопасности при устройстве и обслуживании установок и сооружений связи и радиофикации 223
4.5.1. Общие требования безопасности на станционных сооружениях связи 224
4.5.2. Работы по оборудованию и обслуживанию источников питания 225
4.6. Требования безопасности на центральных и базовых станциях радиотелефонной связи 227
4.6.1. Требования к производственным помещениям с постоянным присутствием обслуживающего персонала 227
4.6.2. Требования к производственному оборудованию и его размещению 228
4.6.3. Эксплуатационно-техническое обслуживание объектов радиотелефонной связи 230
4.6.4. Антенно-мачтовые сооружения и антенно-фидерные устройства (АМСиАФУ) 231
4.6.5. Работы на высоте 234
4.7. Требования безопасности при работах на воздушных линиях связи и проводного вещания (радиофикации) 236
4.7.1. Строительство и эксплуатация столбовых воздушных линий связи (ЛС) и радиофикации (РФ) 237
4.7.2. Подвеска проводов и кабелей 242
4.7.3. Строительство и эксплуатация стоечных линий 244
4.7.4. Работа на линиях связи, имеющих дистанционное питание (ДП) 247
4.7.5. Работа на фидерных линиях радиофикации (РФ) 248
4.7.6. Работа на линиях связи (ЛС) и радиофикации (РФ), подверженных влиянию электрифицированных железных дорог переменного тока напряжением 25 кВ 252
4.7.7. Работа при пересечении и сближении ЛС (РФ) с проводами контактных сетей наземного электротранспорта и линиями электропередачи 254
4.7.8. Погрузочно-разгрузочные работы и транспортировка грузов 257
4.7.9. Требования при работе с антисептиками 258
4.8. Требования безопасности при работе с радиоэлектронным оборудованием (РЭО) 261
4.8.1. Виды и характеристика РЭО, классификация работ с ним 261
4.8.2. Основные требования безопасности к производственным помещениям и к размещению в них РЭО 263
4.8.3. Безопасная организация рабочих мест в лабораториях 265
4.8.4. Требования к персоналу, обслуживающему РЭО 265
4.8.5. Безопасная организация ремонтно-наладочных работ 267
4.9. Меры безопасности при организации и производстве работ в подземных кабельных сооружениях 271
4.9.1. Требования к помещениям пунктов регенерационных необслуживаемых волоконно-оптических линий передачи (НРП-О) 276
4.9.2. Требования по лазерной безопасности 278
4.10. Требования безопасности к сосудам, работающим под давлением 280
4.11. Требования безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных средств 288
Глава 5. ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 294
5.1. Социально-экономическое значение пожарной безопасности. Основные причины пожаров 294
5.2. Теоретические основы горения. Опасные факторы пожара 295
5.3. Взрыво-и пожароопасные свойства веществ 297
5.4. Категории производств по взрыво- и пожароопасности 300
5.5. Принципы, способы и средства обеспечения пожарной безопасности 301
5.5.1. Определение пожарной опасности объекта 301
5.5.2. Противопожарные мероприятия в системах отопления, вентиляции, освещения и в электроустановках 303
5.5.3. Пожарная сигнализация 304
5.5.4. Противопожарные мероприятия в зданиях и на территории предприятий 304
5.5.5. Способы и средства тушения пожаров 306
5.5.6. Противопожарное водоснабжение. Автоматическое тушение пожаров 308
5.5.7. Средства пожаротушения 311
5.5.8. Организация пожарной охраны 313
Литература 315

ВВЕДЕНИЕ

Одним из условий устойчивого социально-экономического развития общества является активность всех его членов и обеспечение безопасности их жизнедеятельности. Как показывает опыт, ни один вид деятельности (трудовая, духовная, интеллектуальная и др.) не является абсолютно безопасным. Современный человек живет в мире не только природных, но и техногенных, социальных, экономических и других видов опасностей и вредностей. Поэтому среди острейших глобальных проблем современной земной цивилизации наряду с терроризмом, военно-политическими и социально-религиозными конфликтами, важнейшее значение пробрели проблемы среды обитания, роста количества несчастных случаев на производстве, аварий, катастроф, пожаров, гибели и травмирования работающих.

Расширение производства и других видов хозяйственной деятельности человека, нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды производственными и бытовыми отходами, в том числе радионуклидами явилось причиной возникновения таких проблем как изменение климата, разрушение озонового слоя, истощение природных ресурсов, уменьшение численности и видового состава животных и растительности, сокращение лесных и сельскохозяйственных угодий и, как следствие, обострение энергетической и продовольственной проблем, ухудшение здоровья населения и др.

Ежегодно на земном шаре происходит примерно 500-600 млн. несчастных случаев, из которых более 270 тыс. заканчиваются смертельным исходом. В Беларуси только на производстве ежегодно погибает около 250-300 работающих и 850 травмируется.

Таким образом, указанные негативные последствия научно-технической революции, выдвинув в число острейших проблем настоящего времени обеспечение экологической и производственной безопасности, потребовали от общества усвоения и практического использования новых подходов и глубоких знаний для их решения. Важную роль в профилактике организационно-психологических причин травматизма, воспитании экологического сознания призваны сыграть профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях и другие формы просвещения, образования и воспитания.

В настоящее время в вузах и среднетехнических учебных заведениях Беларуси по указанным проблемам читаются такие дисциплины как «Основы экологии», «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Радиационная безопасность» и др. В последние годы некоторые учебные заведения с целью сокращения учебной нагрузки на студентов и учащихся стали объединять изучение экологической и производственной безопасности в одном курсе (например «Охрана труда с основами экологии», «Охрана труда и энергосбережение» и др.). Поэтому, несмотря на то, что имеются учебники и учебные пособия отдельно по основам экологии, охране труда, общей экологии и т.п. студенты испытывают определенные затруднения при подготовке к экзаменам и выполнению контрольных работ, особенно студенты, обучающиеся на заочной и дистанционной формах обучения. В связи с этим подготовка и издание настоящего учебного пособия, сочетающего основы экологии и охрану труда, является попыткой автора в какой-то мере восполнить имеющий место пробел.

В предлагаемом учебном пособии уделено внимание наиболее острым, глобальным проблемам, представляющим опасность для цивилизации на данном этапе ее развития; рассмотрен теоретический материал по общей науке безопасности, а также программный материал по основам экологии, насущным экологическим проблемам, путях их решения и по обеспечению безопасности жизнедеятельности в сфере производства.

При подготовке учебного пособия использовались вновь принятые Белорусские и Российские законодательные и нормативные документы по экологии и производственной безопасности, сведения о состоянии природной среды и безопасности жизнедеятельности населения Беларуси и России, литература по теоретическим вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных условиях обитания человека. Список литературы, используемой автором, представлен в конце книги.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СРЕДЕ ОБИТАНИЯ

1.1. Особенности взаимоотношений человека
со средой обитания

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания и в общем виде может быть представлена многоцелевой двухэлементной системой «человек-среда обитания», имеющей как прямые, так и обратные связи (рис.1.1). В этой системе элемент «среда обитания» может представлять собой окружающую природную среду, производственную среду, производственный участок, рабочее место и т.п.

Одной из основных целей взаимодействия человека и среды обитания является достижение определенного положительного эффекта (например, социального или экономического) и снижение или исключение негативных последствий (ухудшение качества окружающей среды, заболевание, травмирование, аварии, катастрофы и т.п.). Достижение безопас-ности системы «человек-среда обитания» в настоящем курсе является перво-степенным и оно возможно только при учете особенностей каждого элемента этой системы. Так как характеристики элемента «человек» относительно постоянны, а элемента «среда обитания» поддаются в некоторой степени регулированию, то для исключения негативных последствий взаимодействия человека со средой обитания, необходимо исходить, прежде всего, от психофизиологических и других характеристик человека и совмещать их с контролируемыми характеристиками среды.

Часть природы, на которую простирается влияние человека, принято называть окружающей средой или окружающей природной средой .

Элементы природной среды, воздействующие на живые организмы и формирующие условия их существования называются экологическими факторами , которые по своему происхождению подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные (антропические) .

Абиотические факторы – это физико-химические свойства (показатели) элементов неживой природы (температура, влажность, свет, солнечная радиация, скорость движения и газовый состав воздуха, атмосферное давление, почва и ее состав и др.). В естественных условиях наблюдается огромное разнообразие сочетаний этих факторов, что влияет на численность, распространение организмов, видовое разнообразие, соотношение между видами и др.

Температурные пределы, в которых может существовать органическая жизнь Земли, равны –200 – +100 о С. Большинство видов может обитать в значительно узком диапазоне температур. Многие организмы лучше развиваются в условиях переменных температур. Физиологические процессы у всех организмов наиболее активно протекают при оптимальных температурах. Отклонение от этих значений приводит к нарушениям физиологических процессов и даже гибели организма.

Общий температурный диапазон активной жизни на Земле изменяется в следующих пределах: на суше – +55 – -70 о С, в море, соответственно, +35,6 – +3,3 о С, в пресных водах – +93 – 0 о С.

Реакция организма на изменение температур зависит и от действия других факторов.

Влажность характеризуется содержанием водяного пара в воздухе.

В природе существуют сезонный и суточный ритмы влажности, которые вместе с температурой и светом регулируют поведение и активность живых организмов.

Воздействие на организмы температуры и влажности зависит не только от абсолютных величин этих параметров, но и от их соотношения. Например, температура оказывает более выраженное влияние на организм, если условия влажности близки к критическим (то есть влажность очень высокая или, наоборот, очень низкая). Также и влажность приобретает большую значимость при температурах, близких к предельным значениям.

Солнечная радиация и излучения Галактик, достигающие поверхности Земли, представляют собой, в основном, электромагнитные колебания различной длины волны.

Полная мощность излучения Солнца (его светимость) составляет 410 23 кВт. Земля получает всего лишь одну двухмиллиардную долю солнечного излучения, что оказывается достаточным для приведения в движение огромные массы воздуха в земной атмосфере, управлять геофизическими процессами, погодой и климатом, определять условия для жизнедеятельности растений и животных.

Излучения Солнца, достигающие Земли, содержат около 50% видимого света, 1% – ультрафиолетового, а остальное приходится на ультракрасное, рентгеновское и другие виды излучения.

Видимый свет имеет важное значение для живых организмов, так как он обеспечивает фотосинтез, благодаря которому в природе Земли образуется первичное органическое вещество, аккумулирующее солнечную энергию.

Биотические факторы представляют собой все виды и формы воздействия живых организмов друг на друга, в том числе и на человека и человека на них. Эти факторы можно рассматривать как внутри, так и межвидовые взаимоотношения организмов.

Антропогенные факторы – это все формы жизнедеятельности человека, оказывающие воздействие на живые организмы и природную среду. Основной формой такой деятельности является хозяйственная деятельность (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.), в результате которой изменяются ландшафты, химический состав почв и атмосферы, создаются искусственные агробиоценозы, уничтожаются растения и животные. По мере роста численности населения Земли воздействие антропогенных факторов на природу возрастает.

Воздействуя на среду обитания и изменяя ее, разнообразные экологические факторы непосредственно или косвенно оказывают влияние на жизнедеятельность организмов биосферы и человека.

Как избыточное, так и недостаточное действие того или иного экологического фактора отрицательно сказывается на жизнедеятельности организма. Интенсивность фактора, при которой наблюдается нормальная жизнедеятельность, развитие и т.п., называется оптимумом (рис. 1.2). Интервал интенсивности фактора, который благоприятно влияет на организм, называется зоной оптимума фактора для организма данного вида. Весь интервал фактора от минимального его значения до максимального, при котором еще возможен рост, называется диапазоном устойчивости , а значения, ограничивающие его – называются пределами устойчивости или пределами выносливости вида.



Рис.1.2. Зависимость уровня

жизнедеятельности от интенсивности

экологического фактора.

За указанными пределами, жизнедеятельность снижается вплоть до полного угнетения или гибели организма (стрессовое состояние).

Фактор, который за пределами зоны своего оптимума приводит к стрессовому состоянию организма, называется лимитирующим , а указанное явление – законом лимитирующих факторов (Ю. Либих).

К лимитирующим факторам распространения живых организмов в атмосфере, гидросфере и литосфере относятся, как указывалось, температура, свет, вода, воздух, давление.

Все организмы при взаимодействии со средой обитания поддерживают динамическое равновесие, или гомеостаз.

Виды, которые могут приспосабливаться к колебаниям различных экологических факторов в широких пределах называются эврибионтными (где «эври» – широкий), а виды, для существования которых необходимы строго определенные условия, называются стенобионтными («стено» – значит узкий).

Негативные последствия взаимодействия человека с производственной средой определяются такими ее элементами как предметы и орудия труда, средства производства, продукты труда, особенности организации производства и т.п. Факторы, явления и процессы, приводящие к травмированию и заболеваемости персонала, называются опасностями и вредностями. Опасности и вредности могут быть реальными (очевидными) или скрытыми (потенциальными). Определенные условия, при которых потенциальная опасность может реализоваться, называются причинами.

По составу и свойствам производственные опасности и вредности подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические опасности и вредности – это движущиеся машины и механизмы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; передвигающиеся изделии; повышенное напряжение в электрических сетях; повышенный уровень статического электричества; повышенный уровень электромагнитного, рентгеновского, лазерного и ультрафиолетового излучения; повышенный уровень вибрации и шума; недостаточное освещение; неблагоприятные метеорологические условия и др.

Химические опасности и вредности представляют собой различные химические элементы и их соединения, обладающие общетоксичными, раздражающими, сенсибилизирующими и канцерогенными свойствами. Наибольшей канцерогентностью обладают мышьяк, никель, кадмий, хлорфенол, три- и тетрахлорэтилен, винилхлорид, бензапирен и другие смолистые летучие вещества.

К биологическим опасностям и вредностям относятся микро- и макроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные). Их воздействие на человека может приводить к травмам и инфекционным заболеваниям.

Психофизиологические опасности и вредности включают в себя физические перегрузки (статические, динамические, гиподинамические), а также нервно-психические перегрузки, к которым относятся умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки и др.

Свойства элементов производственной среды или совокупность производственных факторов, воздействующих на персонал формируют условия труда, которые могут быть благоприятными или безопасными (если количественные и качественные характеристики опасных и вредных факторов отвечают нормативным значениям) и неблагоприятными или опасными (если эти характеристики превышают нормативные значения, установленные трудовым законодательством и нормативными документами). Таким образом, безопасность персонала, граждан или другого объекта защиты определяется как состояние, при котором воздействие на них всех потоков, вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Для сохранения экологической безопасности и создания благоприятных условий труда, совершенствования и гуманизации трудового процесса используются методы и средства многих научных дисциплин и научных направлений (биологические науки, общая экология, охрана окружающей среды, физико-химические методы, эргономика, физиология и психология труда и многое др.).

1.2. Оценка опасностей

Наряду с численными, балльными и другими приемами квантификации опасностей и вредностей наиболее распространенным в последнее время является риск или уровень риска, представляющий, по сути, частоту реализации опасностей.

Уровень риска рассчитывается отношением числа каких-либо негативных последствий (n) взаимодействия людей с природной или производственной средой (заболевания, травматизм и т.п.) к их максимально возможному числу (N) за определенный период (например, год). Так, риск гибели работающего на промышленных предприятиях Беларуси (R пр.) будет равен отношению среднестатического числа ежегодно погибающих n 300 человек, к числу работающих N3,0 млн. человек:

,

из чего следует, что ежегодно из каждых десяти тысяч работающих погибает в среднем около двух человек.

Риск может быть индивидуальным или групповым (социальным), т.е. риск для группы людей.

В настоящее время в большинстве стран мира концепция абсолютной безопасности (обеспечения нулевого риска) отвергнута как несоответствующая законам современной среде обитания (так как в действующих системах невозможно обеспечить 100% безопасность). Вместо концепции абсолютной безопасности используется концепция приемлемого (допустимого) риска, суть которой состоит в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени в зависимости от его социально-экономического развития.

Приемлемый риск сочетает в себе экологические, технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Так, затрачивая чрезмерные средства на охрану окружающей среды и повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере (сокращение выполнения социальных программ). При увеличении затрат на экологию и развитие технического уровня производства технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в экологическую, техническую и социальную сферы. Это обстоятельство учитывается при выборе риска, с которым общество на определенном этапе вынуждено мириться.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается риск, равный 10 -6 в год, а пренебрежительно малым – 10 -8 в год.

В некоторых странах приемлемые риски устанавливаются в законодательном порядке.

Уровень безопасности можно повысить, оптимально расходуя средства на совершенствование технических систем и объектов, организационные и административные мероприятия (подготовка персонала), а также экономические мероприятия (страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и т.д.).

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

1.3. Принципы, методы и средства обеспечения
экологической и производственной безопасности

В общей теории обеспечения безопасности принципы, методы и средства представляют собой определенные этапы и знание их различий и связей играет важную роль в практике защиты природной среды, экологической и производственной безопасности.

По сути, принцип представляет собой идею, мысль или основное положение решения той или иной проблемы. Метод – это путь, способ достижения цели, использующий знания наиболее общих биологических и физико-химических закономерностей.

Средства обеспечения безопасности – это организационное, конструктивное и материальное воплощение выбранных принципов и методов, их конкретная реализация.

Принципы обеспечения безопасности весьма многообразны. По признаку реализации их условно можно классифицировать на ориентирующие, технические, управленческие, организационные и др.



Просмотров