Судебные разбирательства по дтп. Судебная практика по ДТП — как происходят суды и варианты развития событий

Фото с сайта aifudm.net

Ущерб от автомобильной аварии оплачивает тот, кто ее спровоцировал. Но что делать, если вина не установлена в административном производстве? Например, оно прекращено из-за истечения срока давности. В этом случае суды исходят из того, что истец должен обосновать свой иск и доказать вину ответчика. Но такой подход не согласуется с Гражданским кодексом, пришел к выводу Верховный суд. Кроме того, он сделал ряд важных выводов касательно автотехнической экспертизы. Определение ВС пригодится водителям для защиты их прав.

В делах о компенсации ущерба после ДТП доказывать свою невиновность должен причинитель вреда, указал Верховный суд в одном из недавних дел. В свою очередь, потерпевший не обязан доказывать виновность ответчика или противоправность его действий, даже если в административном порядке вина последнего не установлена. Достаточно факта причинения вреда. К таким выводам гражданская коллегия ВС пришла в одном из недавних дел. Определение 59-КГ17-5 пригодится водителям для защиты их прав. Суды неверно считают, что доказывать вину в ДТП обязан истец, рассказывает Кирилл Форманчук из «Комитета по защите прав автовладельцев» . Он не видел ни одного решения суда, в котором было бы написано, что доказывать свою невиновность должен ответчик.

Такой подход неправильный, указал ВС в споре Андрея Пищика* и Владимира Прусаченкова*. Они попали в аварию в сентябре 2013 года на трассе близ Благовещенска, когда Прусаченков решил развернуться на встречную полосу не из крайнего левого ряда. В результате его машина столкнулась с автомобилем Пищика, который двигался попутно. В ГИБДД признали, что правила дорожного движения нарушили оба водителя. Прусаченков не занял крайнее левое положение перед тем, как развернуться (п. 8.5 ПДД), а Пищик обгонял «впереди движущееся транспортное средство, водитель которого подал сигнал налево и приступил к маневру» (п. 11.2 ПДД). Последний вывод содержался в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Пищик обжаловал этот пункт определения и добился его исключения: суд согласился с ним, что в таком документе не может быть выводов о виновности водителя. Что касается административного дела относительно Прусаченкова - оно было прекращено в связи с истечением сроков давности.

Это и смутило суды, которые на «втором круге», с подачи Президиума Амурского областного суда, отказали Пищику во взыскании 87 111 руб. с Прусаченкова на восстановительный ремонт (полиса ОСАГО у того на момент аварии не было). Поскольку в административном порядке вина ответчика не была подтверждена, разобраться в этом самостоятельно решил Благовещенский горсуд . Он пришел к выводу, что доказательства не свидетельствуют о безусловной вине Прусаченкова. Приступая к развороту, он должен был оценить скорость и положение встречных автомобилей, но мог не заметить автомобиль, который двигался в попутном направлении. При этом суд отверг выводы судебной автотехнической экспертизы от Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы Минюста. Ее специалист пришел к выводу, что Прусаченков в принципе не мог развернуться даже с правого края дороги, не заехав на обочину или остановку маршруток. Но горсуд не принял эти выводы во внимание. Он отметил, что в заключении учтены показания только Пищика, а не Прусаченкова: «Эксперт разрешил вопрос, насколько достоверны показания сторон, хотя это должен был делать суд». От повторной судебной экспертизы стороны отказались. Это не помешало истцу указать в апелляционной жалобе, что суд мог назначить ее по своей инициативе, раз уж поверил первоначальному заключению. Но Амурский областной суд отверг этот довод со ссылкой на состязательность процесса, как и другие аргументы Пищика (определение 33АП-6163/2016).

Вина и экспертиза

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли - положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА "Старинский, Корчаго и партнеры" Владимир Старинский . По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

* имена и фамилии изменены редакцией

Приобрести автомобиль сегодня не такая уж несбыточная мечта. Обладание им приносит не только всякие приятности, но и порой заставляет раскошелиться. Особенно обидно, когда это происходит из-за дорожной аварии. В России число происшествий на дороге достаточно велико. Только в 2017 году было зафиксировано целых 160 тысяч таких инцидентов. А статистика судебных органов показывает, что часто участникам ДТП приходится обращаться в суд за защитой своих прав. Причины таких исков многообразны: от оспаривания вины в аварии до взыскания денег на ремонт поврежденного автомобиля. О самых распространенных причинах таких судебных споров и о том, как защитить себя в них, и пойдет речь в нашей статье.

Примеры из судебной практики

Попасть в дорожную аварию и повредить свое и чужое авто - это только начало. «Бывалые» водители знают, что далее могут последовать еще и судебные тяжбы. Конечно, происшествия бывают разнообразными, а фантазия юристов неистощима, но в целом суды по ДТП можно разделить на такие группы:

  • административные (оспаривание своей вины в аварии, несогласие с выводами инспекторов и т. п.);
  • гражданские иски о взыскании денежных сумм за причиненный ущерб имуществу, ;
  • уголовные суды. До них дело доходит в самых тяжелых случаях, когда или очень сильно пострадали.

Для каждого из этих видов судебных разбирательств законом предусмотрен свой процессуальный порядок.

Большую практическую пользу попавшему в такую беду человеку принесут уже состоявшиеся судебные акты по схожим случаям. Рассмотрим наиболее интересные судебные дела по ДТП.

Бесконтактная авария

Они действительно встречаются. Рассмотрим пример: водитель Б., выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущество водителю С., который ехал по дороге главной. Результат - автомобиль С. съехал в кювет и опрокинулся. Между тем прямого столкновения между ними не было. Тем не менее нарушитель Б. был признан виновником этой аварии. Последний решил оспорить решение суда и проиграл.

Вывод: бесконтактная авария не лишает пострадавшего права на денежную компенсацию. Если же , требовать денег придется непосредственно с него.

Ежегодно регистрируются ДТП, виновником которых стала недобросовестная работа дорожных служб (например, не нормативно глубокая яма). Как быть в таком случае?

В первую очередь задокументировать факт такой аварии. Для этой цели следует вызвать инспектора ГИБДД, который составит акт о дефектах в состоянии дороги. Конечно, сначала он проверит, не нарушил ли сам водитель правила движения. Иначе ремонт авто придется оплачивать самостоятельно.


Так, однажды Ш. обратилась в ООО «…» с денежным требованием за повреждение её авто на необработанной от гололеда дороге. Суд ей отказал с такой мотивировкой: Ш. выбрала неподходящую скорость для движения по заснеженной и скользкой дороге, в результате чего и случилась авария. Вот так дорожные службы избежали ответственности.

Обязательно нужно выяснить, кто несет ответственность за участок дороги, на котором возникло повреждение. Предъявление денежных требований не к той организации станет причиной отказа в иске (ненадлежащий ответчик).

Смертельный исход - самое страшное последствие ДТП. Виновника может ожидать уголовная ответственность после аварии. Но в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств происшествия.


Так, водитель Ю. ночью насмерть сбил пешехода Б. Однако, уголовное дело не возбуждалось, поскольку пешеход был пьян, а дорогу решил перейти, минуя пешеходный переход. Водитель просто не мог избежать столкновения, но при этом двигался без нарушения правил. Гражданский суд впоследствии взыскал с Ю. денежные средства как компенсацию за моральные страдания, которые испытали родственники погибшего.

Обоюдная вина

Еще один интересный случай: и одновременно спровоцировали аварию.

Как правило, судебная практика по ДТП, в котором виноваты сразу все водители, складывается из требований определить степень вины каждого из виновников. От этого зависит напрямую размер денежного возмещения, которое каждый из водителей получит от страховых компаний.

К. подал исковое заявление к Г. и страховой компании «..», попросив суд установить вину свою и Г. и взыскать соответствующую сумму в качестве ущерба. Разобравшись в обстоятельствах, судья решил, что вина каждого составляет 50%, поэтому обязал страховую выплатить К. ровно половину от стоимости ремонта.

Возмещение вреда здоровью

Если в , оправившись от своих травм, они имеют право потребовать с зачинщика деньги, потраченные на лечение или восстановление, а также за причиненные страдания. Возмещение было назначено по размеру реальных затрат, а сложно подсчитать, её размер определяется на усмотрение судьи.

Неумышленное ДТП

Под фразой «Неумышленное ДТП» скрывается автовладельцем, наказание за которое можно изучить в соответствующей статье.

Любому водителю полезно знать: даже если в ДТП нет других участников, это не повод отправиться домой. Обязательно следует вызвать инспектора.


Иначе, как некому Е., который опрокинул на дороге автомобиль своей фирмы, придется на год. Суд подтвердил, что такое наказание вполне законно и отменять его не стал.

Авария на ЖД переезде

Несмотря на ужасные последствий подобных ДТП практика по таким происшествиям все же есть. Ф. на переезде столкнулся с локомотивом и все участники остались живы. Мало того, Ф. еще и попытался потребовать с РЖД и машинистов деньги на ремонт своего разбитого автомобиля. Но в иске ему отказали, так как он сам был виновен, хотя и пытался переложить вину на машинистов.

Как проходят суды по ДТП

После ДТП любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по таким делам. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.

  1. Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет у всех участников аварии, как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен назначенный виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
  2. Все заявления о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь особенности? Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. В случае страховых нужно заключение оценщика на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение - предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение - моральный вред. В этом случае решение выносит суд.
  3. Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего смертельное ДТП. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи - не стоит отказываться от .

Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:

  • подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах - передача обвинительного заключения с делом в суд;
  • непосредственно разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
  • судебный акт (постановление, решение или приговор).

Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.

Как доказать свою невиновность

Пожалуй, самый востребованный вопрос - это как доказать свою невиновность . Чаще всего водителей интересует, что делать если не согласен с . К примеру, несправедливо назначили виновником аварии. Итак, порядок действий должен быть таким:

  1. Уже на этапе составления протокола нужно письменно сообщить о своем категорическом несогласии. Обычно возражения пишут на самом протоколе. Желательно свои доводы изложить четко, по существу, без «воды». Это поможет в дальнейшем.
  2. Придется отправиться в отдел ГИБДД на рассмотрение своего административного дела и там также заявить, с чем не согласны и по какой причине. Все эти объяснения обязательно фиксируются в материалах дела.
  3. Если все-таки постановление вынесено в соответствии с первоначальным решением инспектора ГИБДД, остается одно - оспаривание вины в ДТП в суде. Здесь нельзя пропустить срок на такое обжалование - 10 суток с того дня, когда сам текст судебного постановления был получен на руки. Отдать свою жалобу можно или инспектору, который принял спорный акт, или (куда чаще) сразу в мировой суд. Госпошлину здесь платить не нужно. В тексте важно выделить все основные доводы в свою пользу, желательно со ссылками на законы.
  4. Если в суде тоже не вышло отменить постановление инспектора, есть еще апелляция в лице суда районного. Образец апелляционной жалобы по ДТП можно взять на сайте местного суда, а также типовые документы обычно есть в самом помещении суда на информационном стенде. Наконец, можно просто обратиться к юристам.
  5. Закон предусматривает многоступенчатую систему проверки принятых судьями решений. Поэтому при отрицательном результате рассмотрения апелляции можно подать жалобу еще и в областной (краевой и т.п.) суд и как в последнюю инстанцию - в Верховный суд.

Конечно, в рамках одной статьи уместить всю полезную информацию по судебным делам об авариях на дороге невозможно. Каждый такой случай по-своему уникален и требует внимательного подхода и от инспекторов ГИБДД, и в особенности от суда. Главное - это не бояться защищать себя и сразу после происшествия, и впоследствии во всех судебных инстанциях.

Участники дорожного происшествия должны знать все нюансы, которых нужно придерживаться, чтобы дело было решено, ущерб компенсирован, а виновник наказан. Для этого нужно знать, куда и к кому обращаться, и какие материалы для этого потребуются.

Помните, что это важное дело, которое требует строго соблюдения всех правил, иначе вы можете недополучить необходимую сумму возмещения.

В какой суд нужно обращаться

После случившейся аварийной ситуации и проведенного следствия на месте, потерпевший обязан подать иск на виновника происшествия. Возместить ущерб и испытать наказание (зависит от конкретной ситуации) инициатор ДТП может лишь после приговора суда.

Жертва столкновения при аварии должна знать, куда обращаться, чтобы восторжествовала справедливость.

Во всех подобных случаях нужно подавать заявление в суд общей юрисдикции. По закону дело будет рассматриваться в районном суде, к которому относиться место, где произошло ДТП.

Иск можно написать сразу через следователя, который занимался этим происшествием. Он расскажет о предстоящей процедуре и поможет правильно оформить документы.

Далее следует воспользоваться (как и во время любого другого судебного разбирательства). Но первым делом требуется обратиться в страховые компании, которые в основном активно принимают участие в следственном деле.

Рассматривает суд заявление в общем порядке, согласно Гражданскому Кодексу РФ. Если случившееся , то дело классифицируется как уголовное.

Виновник в любом случае имеет право обратиться к своему страховщику и по адвокатские услуги.

По законам нашей страны, подавать в суд на виновника аварии можно в течение трех лет, но за это время должны сберечься доказательства и свидетельства очевидцев происшествия.

Иск требует оплату государственной пошлины согласно налоговому кодексу. Виновнику повестка на заседания приходит по месту проживания, а юридическим лицам – на место работы. Истец и остальные участники дела тоже будет проинформирован о дате и месте проведения суда.

Какие документы должны быть предоставлены

Для правильного оперативного проведения судебного процесса нужно предоставить пакет с документами. Не каждый знает, какие файлы нужно собрать.

Для подачи иска требуется лишь паспорт истца и заявление потерпевшего. Это первые и главные документы на начальном этапе.

В течение некоторого времени суд рассмотрит пакет документов и будет готов к проведению заседания.

Если последствия аварии несложные и дело номинируется как административное, то главным документом будет являться оценка последствий и сумма компенсации.

В случае к делу будут притянуты заключения судебно-медицинской экспертизы и будет проводиться еще дополнительно следствие, в результате чего перенесется дата заседания на другой срок.

Истцу, как и потерпевшему не нужно волноваться за документы, потому что ними будут заниматься работники ГИБДД, суда и адвокаты сторон, а также представители страховой компании.

За правильность их составления тоже отвечают предназначенные люди. За правильность/неправильность предоставленного пакета с документами несет ответственность тот, кто их собирал и обрабатывал.

От сторон, которые попали в аварийную ситуацию требуется лишь предоставить персональные документы и помогать следственным работам.

Первый документ в пакете – исковое заявление, содержащее в себе такую информацию:

  • наименование суда, в котором будет рассматриваться дело по происшествию;
  • имена и реквизиты сторон, которые попали в ДТП, а также данные их представителей (адвокаты и страховые службы);
  • перечень исковых требований;
  • цена компенсации (сумма подается цифрами и словами);
  • описание обстоятельств (вкратце написать что случилось).

Каждый пункт имеет стандартные фразу, за правильностью составления этого заявления будет следить помощник судьи.

Помните, что все документы должны быть в письменном виде с заверенными подписями или печатями соответствующих инстанций. Если есть бланки, то документ составляется на нем со строгим заполнением каждой графы.

Кому в суде нужно сдавать пакет документов

В первую очередь необходимо знать, к кому обращаться, чтобы подать иск на виновника происшествия.

Инспектор ГИБДД составляет протокол и может помочь с заявлением, но потерпевшему или его представителю также обязательно придется обратиться в суд, чтобы предоставить пакет документов и заверить их подлинность. Это необходимо сделать обязательно, чтобы взыскать ущерб от ДТП и наказать виновника.

При этом следует придерживаться правил всей процедуры, сотрудничать со всеми сторонами дела, помогать следствию и собрать необходимый пакет документов.

Первый важный документ для предстоящего судебного заседания – заявление – пишется и сдается помощнику судьи.

У него есть образцы, он и инструктирует о ходе судебного дела, следит за правильность составления всех бумаг и несет ответственность за них (сохранность и правильность составления).

Также этот представитель суда проверяет личность гражданина, который будет истцом, по его паспортным данным.

По ходу расследования с помощником судьи работают адвокаты и следователи, которые предоставляют все доказательства и появившиеся документы.

Можно ли подать в суд на виновника ДТП минуя страховую

Страховая компания – это еще одна сторона, которая будет принимать участие в следствии и во время суда. Это не самая главная инстанция, но и обойти ее стороной тоже не рекомендуется.

Если имущество участников ДТП было застраховано ими ранее, то делалось это для того, чтобы в непредвиденных ситуациях возместить сумму ущерба (полностью или частично).

Поэтому во время судебного разбирательства при ДТП было бы неразумно миновать страховую компанию. После того, как вызвали правоохранительные органы на место происшествия, участники звонят своим страховщикам.

Представители таких служб тоже сотрудничают со следствием и помогают тщательно анализировать все данные.

В интересах каждой страховой компании, чтобы выплачивала компенсацию виновная сторона. Страховщик виновника тоже пытается добиться частичного возмещения, этим руководствует выгода компании.

Но не нужно беспокоиться, потому что за всем процессом следят работники суда. Представители страховой, так же как истец и виновник, должны регулярно информироваться и приглашаться на слушания по делу.

В судебной практике были такие случаи, когда страховая подала в суд на виновника ДТП.

Эта инстанция может написать иск на того, кто спровоцировал аварийную ситуацию. Иногда виновники хотят получить от страховой компании денежную компенсацию, и поэтому пытаются сделать «маленькое» ДТП, но все последствия предугадать невозможно, и в агентстве работают специалисты, которые тщательней следователей ГИБДД и работников суда будут разбираться в деле.

Как вы уже поняли, нужно обращаться в свою страховую компанию, чтобы не понести убытки имуществу или собственному здоровью.

Потерпевший, который не является , имеет право полной компенсации всех ущербов (материальный, здоровью, моральный).

Поэтому он должен активно сотрудничать со следователями и представителями страховой компании, давать актуальные и правдивые показания.

При попадании в ДТП, если человек является пострадавшей стороной, необходимо подать иск на виновника аварии. С этим делом полностью поможет следователь, который подскажет нюансы составления бумаг и проинформирует о том, в каком суде оно будет рассматриваться.

Действовать нужно всегда сразу, чтобы легче было выиграть судебное дело, иначе доказательства и свидетели со временем могут быть утерянными. Само заявление в суд подается помощнику судьи, который и следит за ходом его продвижения и выполнения.

Видео: Как возместить ущерб при ДТП

Согласно, ч. 1 ст. 1079 ГК РФ виновник автоаварии должен возместить ущерб, который был причинен в результате столкновения. Оформление договора автогражданки предусматривает, что в случае аварии потерпевшему водителю, причиненный материальный ущерб, возместит страховая компания виноватого в происшествие автолюбителя.

Но согласно ст. 7 Закона об ОСАГО определен лимит по страховым выплатам за повреждение транспортного средства на уровне 400 тыс. рублей.

Законодательством предусмотрено, что когда причиненный материальный ущерб превышает сумму, которую покрывает страховая выплата по ОСАГО, то пострадавший, может воспользоваться своим правом, предъявить исковое заявление о выплате разницы непосредственно виновнику ДТП.

Принятый судебный вердикт обяжет автовладельца, виновного в столкновении, компенсировать недостающую сумму собственными средствами.

Что надо знать о суброгации и регрессе

Суброгация и регресс – это специфические правовые механизмы, которые могут применяться к автолюбителям, попавшим в дорожно-транспортный случай, и поэтому следует заранее ознакомиться с ними.

Термин «суброгация» переводится с латыни, как «замена». Суброгация согласно, ст. 965 ГК РФ подразумевает передачу страховой компании, которая осуществила страховые выплаты потерпевшему водителю, права требовать от виновника ДТП компенсировать сумму выплат.

Применение механизма суброгации избавляет пострадавшего, имеющего полис КАСКО, от взаимодействия с виновником происшествия и ожидания компенсации причиненного вреда.

Страховая компания производит выплаты после получения необходимого пакета документов. Кроме того, она сохраняет свои резервы, за счет взыскания суммы компенсации с водителя, признанного виновником аварии.

Регресс – это юридически обоснованное вновь возникающее право страховой компании, которая компенсировала ущерб полученный потерпевшим в ДТП, обратно требовать у виновника этого происшествия возместить причиненный им ущерб.

В ст. 14 Закона об ОСАГО дан список случаев, при которых можно предъявлять регрессные требования.

Итак, виновник:

  • имел умысел причинить вред жизни или здоровью потерпевшего;
  • управлял автомобилем в состоянии опьянения;
  • скрылся с места ДТП;
  • не имел права управлять автомобилем, который причинил вред.

Также, регресс предусмотрен, если авария произошла во время, когда полис не действовал: либо до начала или после окончания срока действия, либо на территории, на которой документ не действителен. Во всех остальных случаях страховая компания не имеет права требовать регресс. Например, водитель уснул за рулем.

Что делать автолюбителю, когда на него подали в суд?

Всегда помните, что не надо игнорировать судебные заседания. Позиция страуса вам не поможет. Вы можете защищать себя самостоятельно или обратиться за помощью к автоюристу, который знаком со всеми тонкостями процесса.

Автолюбитель может выписать доверенность на автоюриста, если у него нет возможности отлучаться с работы для посещения суда.

Далее стоит попробовать оспорить законность рассчитанной страховой компанией суммы компенсации потерпевшему водителю. Для этого следует оперативно составить и направить своему страховщику досудебную претензию.

Скорее всего, вы получите отрицательный ответ. Он вам пригодится вместе с копией претензии в суде, как доказательство своей попытки урегулировать материальный спор без участия суда.

Следующий шаг – это юридическая экспертиза всех документов, на основании которых страховщик, производил страховую выплату. Если в ходе экспертизы будет установлено, что недостаточно документов или выявлены допущенные ошибки, то выплата будет признана судом незаконной и страховщик обязан будет заново начислить компенсацию ущерба.

Необходимо ходатайствовать перед судом о проведении товароведческой экспертизы, которая поможет установить точную стоимость проведенного ремонта. Как правило, пострадавший автовладелец всегда старается завысить окончательную сумму ремонта. Эксперт сможет выявить факты подлога и тем самым снизить стоимость ремонта.

Многие автоюристы считают перспективной линией защиты – постараться доказать обоюдную вину участников автоаварии. По их мнению, лучше всего обжаловать протокол ГИБДД на протяжении 10 дней с момента вручения автолюбителю постановления об административном правонарушении.

Если время упущено, то нужно во время судебного разбирательства ходатайствовать о проведении автотехнической экспертизы.

Также, необходимо провести тщательный анализ всех подлинных материалов административного дела. Постараться выявить процессуальные ошибки при составлении протокола ГИБДД, схемы ДТП и объяснительных водителей, которые стали участниками происшествия. Виновнику нужно подавать встречный иск потерпевшему в аварии о возмещении ущерба.

Таким образом, автовладельцу, который получил повестку в суд о компенсации ущерба потерпевшему водителю, получившему страховые выплаты, нужно постараться оспорить законность размера компенсации, выплаченной страховщиком.

Если это не получится, то необходимо постараться доказать обоюдную вину при которой каждый водитель будет самостоятельно ремонтировать свой автомобиль. Лучшим решение будет обратиться к автоюристу. Гонорар, которого будет в разы меньше, нежели возможные выплаты пострадавшему при ДТП.

Страховщик подал в суд по суброгации

Следует знать, что взыскание возмещения убытков с виновника автоаварии происходит только по правилам, изложенным в п. 2 ст. 965 ГК РФ.

Помните, что взыскание компенсации за причиненный вред с автолюбителя виновного в дорожном происшествии происходит по правилам действующего законодательства на дату аварии.

С октября 2014 года вступили в действие дополнения в законодательство регламентирующие порядок взыскания ущерба с причинителя вреда в результате ДТП по правилам Единой методики расчета, утвержденной Банком России.

Методика предусматривает, что страховая компания выплачивает страхователю по КАСКО компенсацию, в соответствии с условиями заключенного договора, как правила, превышающую размер причиненного вреда. А виновник аварии должен только покрыть нанесенный вред.

Поэтому, большое заблуждение считать, что виновный в столкновении водитель должен уплатить ту сумму денег, которую выплатила страховая компания потерпевшему по КАСКО, за минусом средств оплаченных по его полису ОСАГО. Необходимо провести судебную автотехническую экспертизу для установления реально причиненного вреда.

Рассмотрим ситуацию, когда страховая компания подала в суд на виновника ДТП что делать?

Не надо паниковать и соглашаться со всеми предъявленными вам требованиями. Обратитесь за консультацией к нескольким автоюристам и экспертам. Так, вы получите бесплатно консультации и прогноз вашего дела.

Стоит нанять себе адвоката, специализирующегося по автоделам. Сумма гонорара юристу и предъявляемые вам выплаты не соизмеримые величины. Вы можете защищать себя при желании самостоятельно.

Во-первых, повестку в суд должны прислать по почте с приложенной к ней копией искового заявления и документов, обосновывающих позицию истца. Если только позвонили по телефону и сообщили о дате и времени судебного заседания, то это нарушение норм гражданско-процессуального кодекса РФ. Требуйте, чтобы вам предоставили копии указанных выше документов.

Во вторых, имея на руках документы, нужно дать им правовую оценку и начинать готовиться к судебному процессу. Нужно проверить, не просрочен ли срок исковой давности. Он составляет три года с момента совершения ДТП, Если прошло более трех лет, то подавайте ходатайство о прекращении дела.

Далее необходимо узнать, как был возмещен ущерб потерпевшему при ДТП: страховые выплаты деньгами или проводился ремонт автомобиля на станции технического обслуживания или у дилера. Приступайте к доскональной проверке документов, на основании которых у вас требуют деньги.

Если проводились выплаты, то должно быть платежное поручение банка о переводе денежных средств от страховой компании к потерпевшему в дорожном происшествии.

Когда осуществлялся ремонт, то обратите внимание на следующие нюансы, которые вам помогут уменьшить сумму взыскания. Если представлен обычный заказ-наряд с указанным перечнем выполненных работ и стоимостью новых запчастей, по цене дилера, которая превышает среднерыночную стоимость, то это не законно. Должен быть представлен отчет об оценке с учетом износа запчастей.

Необходимо ходатайствовать в судебном заседании о проведении независимой технической экспертизы. Экспертиза выявит слабые места отчета, об оценке, поврежденной при столкновении машины.

Например, могут несколько раз подсчитываться одни и те же детали, быть включены запчасти, которые не имею отношения к ДТП (если вы задели авто в правую переднюю фару, то не могли повредить задний бампер), завышены цены на запчасти и работы. Все такие моменты нужно оспаривать в суде.

Таким образом, необходимо обязательно идти в суд и стараться уменьшить требования страховой компании. Если страховщик пропустил срок исковой давности, то дело будет закрыто вовсе. Когда виновник не является на судебное заседание или признает поданный в иске размер компенсации, то ему придется уплатить завышенную страховщиком сумму выплат.

Итог

Подводя итог, хочется сказать, что когда на виновника аварии подали в суд, то ему не следует паниковать, а необходимо подготовиться и отставать свои права в ходе судебного процесса.

Автолюбителю следует знать, что:

  • процедуре суброгации может происходить только по правилам, изложенным в п. 2 ст. 965 ГК РФ;
  • регрессивные требования можно предъявлять только в случаях предусмотренных ст. 14 Закона об ОСАГО;
  • срок исковой давности по таким делам – три года от даты ДТП;
  • проведенная экспертиза поможет уменьшить сумму компенсации, предъявленную в иске.

Водитель, который не явится в суд или по незнанию всех нюансов таких дел будет выплачивать сумму, которая превышает нанесенный им ущерб. Нужно знать свои права и уметь их отстаивать!

Судебное разбирательство по делу о ДТП имеет место, если его участникам не удалось договориться о размере компенсации или сотрудник Госавтоинспекции нашел основания для лишения виновника водительских прав. На практике срок ожидания слушания по делу может колебаться от 15 дней до года. От чего это зависит? Что нужно для рассмотрения дела о дорожном происшествии в судебном порядке? Сколько ждать заседания и как узнать его дату обеим сторонам? Какие обстоятельства могут задержать или ускорить ход разбирательства? Об этом мы расскажем в статье.

Законодательно установленные сроки

По федеральному законодательству (ч. 1 ст. 154 Гражданского процессуального кодекса РФ), сотрудник ГИБДД не может лишать прав водителя на месте ДТП. Решение о лишении водительского удостоверения может вынести только судья. После случившегося дорожно-транспортного инцидента начинается процесс установления виновного и сбор доказательств его причастности. Для этого следственная группа проводит ряд экспертиз и опрашивает свидетелей.

Эта процедура происходит сразу на месте происшествия и длится до нескольких часов. После чего протокол со всеми прилагающимися справками передается сотрудниками Госавтоинспекции РФ в суд. Там на досудебное расследование должностным лицом отводится фиксированный промежуток времени - максимум 15 рабочих дней. Мировой судья вправе рассматривать дело в течение двух месяцев после получения протокола. После этого всем участникам аварии высылается повестка для явки на заседание.

Что влияет на длительность ожидания заседания?

Главная причина, по которой слушание может откладываться или задерживаться - неявка одной из сторон. На практике так поступают виновники, чтобы отсрочить заседание. Тем не менее слушание может состояться в одностороннем порядке. Тогда обвиняемый утратит право обжаловать приговор в апелляционном суде. По статье 4.5 КоАП играет роль срок давности дела, то есть если оно не было рассмотрено в течение года, то автоматически закрывается. Срок давности происшествия необходим и при составлении протокола. Он не имеет юридической силы, если был передан в суд позже двух месяцев со дня инцидента.

Существует ряд других причин для замедления или ускорения хода разбирательства, среди которых чистосердечное признание обвиняемого, наличие ошибок в протоколе или нарушений во время следственных мероприятий, обнародование фото- и видеодоказательств с места аварии, а также получение сведений о предыдущих правонарушениях ответчика. Судебное заседание может быть отложено на время, не превышающее срок давности дела. В противном случае, оно будет закрыто без рассмотрения, а виновник ДТП получит права назад.

Как узнать дату суда?

Когда дата слушания по делу произошедшего ДТП назначена, участники информируются о предстоящем заседании. Местный суд высылает обеим сторонам извещения по почте на указанные виновником и потерпевшим адреса. Если граждане помимо домашнего адреса оставили мобильный номер телефона, то они получат смс-сообщение с необходимой информацией. Также потерпевшее лицо может узнать о дате суда по интернету. Для этого необходимо зайти на веб-сайт суда, в котором будет проходить разбирательство, и ввести номер дела в поисковую строку. После этого, гражданин получит полную информацию о ходе следствия и причинах переноса заседаний. По личному запросу, эти сведения могут быть отправлены на электронную почту потерпевшего или виновника.



Просмотров