Структура и источники семейного права. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права

Источники права - это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнителя.
По юридической силе источники семейного права подразделяются на две группы:

  • законы: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ;
  • подзаконные нормативные акты: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные нормативные акты субъектов РФ.

Конституция РФ - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем другим семейно-правовым актам. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет прямое действие и применяется па всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это позволяет обеспечить, наряду с единообразием общих начал семейного законодательства, учет национальных особенностей, местных условий и традиций.
Ведущим федеральным актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения, являетсяСемейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 года.
В настоящее время Семейный кодекс РФ действует в редакции Федерального закона от 27 июня 1998 г. “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации”.
По структуре Семейный кодекс Российской Федерации состоит из восьми разделов, включающих двадцать одну главу и сто семьдесят статей, (разделы седьмой и восьмой делений на главы не имеют):

Раздел I. Общие положения
Глава 1. Семейное законодательство.
Глава 2. Осуществление и защита семейных прав.
Раздел II. Заключение и прекращение брака
Глава 3. Условия и порядок заключения брака.
Глава 4. Прекращение брака.
Глава 5. Недействительность брака.
Раздел III. Права и обязанности супругов
Глава 6. Личные права и обязанности супругов.
Глава 7. Законный режим имущества супругов.
Глава 8. Договорный режим имущества супругов.
Глава 9. Ответственность супругов по обязательствам.
Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей
Глава 10. Установление происхождения детей.
Глава 11. Права несовершеннолетних детей.
Глава 12. Права и обязанности родителей.
Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи
Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей.
Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи.
Глава 16. Соглашение об уплате алиментов.
Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 19. Усыновление (удочерение) детей.
Глава 20. Опека и попечительство над детьми.
Глава 21. Приемная семья.
Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Раздел VIII. Заключительные положения


Помимо СК РФ, в отдельных случаях для регулирования семейных отношений применяются нормыГражданского кодекса Российской Федерации: ст. 17 и 21 - для определения понятий семейной правоспособности и дееспособности; ст. 198-200 и 202-205 - при применении исковой давности к семейным отношениям; ст. 450, 451, 453 - при изменении и расторжении брачного договора; ст. 169, 176-179 - при признании брачного договора недействительным; ст. 31-40 - при установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и другие.
Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в ст. 4 СКРФ, согласно которой гражданское законодательство применяется, если:

  • семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон;
  • применение норм гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений.

Другие федеральные законы, регулирующие семейные отношения. К их числу, в частности, относится Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации”.
Завершают первую группу источников семейного правазаконы субъектов Российской Федерации.
Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Причем в отдельных статьях СК РФ специально оговаривается возможность решения конкретного вопроса законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать порядок и условия, при наличие которых может быть разрешено вступление в брак до достижения шестнадцати лет. При этом субъектам Российской Федерации следует учитывать, что такие случаи должны быть обусловлены особыми обстоятельствами и носить исключительный характер.
Вторую группу источников семейного права составляют подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов.
Так, например, Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 “О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удерживание алиментов на несовершеннолетних детей” определены виды заработной платы и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, а также виды иных доходов, из которых взыскиваются алименты с родителей на содержание их несовершеннолетних детей.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 утверждено положение “О приемной семье”.
Для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права большое значение имеют руководящие постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ, которые тем не менее не могут рассматриваться как источники семейного права. Верховный Суд РФ нормотворческими функциями не наделен, он лишь истолковывает и применяет нормы права. Среди постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, принятых после введения в действие СК РФ, следует назвать постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 “О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов”, от 4 июля 1997 г. № 9 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления”, от 27 мая 1998 г. № 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”, от 5 ноября 1998 г. № 15 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака”.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Принципы и нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., в Конвенции ООН “О правах ребенка” от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
В судебной практике при рассмотрении споров, вытекающих из семейных отношений, применяются двусторонние международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Российская Федерация является участницей двусторонних международных договоров с Албанией, Алжиром, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираком, Йеменом, Италией, Китаем, Кубой, Кипром, Кореей, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Монголией, Молдовой, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Чехословакией, Швейцарией, Эстонией, Югославией.
При применении международно-правовых норм действует следующее правило: если международно-правовая норма противоречит нормам семейного права России, то применяется международно-правовая норма.

Ответ студента (27.03.2013)

Структура и источники семейного права. Семейный Кодекс РФ является главным источником семейного права, определяющим всю систему семейного права. Он содержит. Общую часть, объединяющую нормы общего характера, и Особенную часть, содержащую нормы по отдельным институтам семейного права. По структуре Семейный кодекс Российской Федерации состоит из восьми разделов, двадцать одной главы и ста семидесяти статей. Критерием деления Семейного кодекса Российской Федерации на разделы является предмет правового регулирования, а именно: брак; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства. Структура Семейного кодекса Российской Федерации: Раздел I. Общие положения Глава 1. Семейное законодательство. Глава 2. Осуществление и защита семейных прав. Раздел II. Заключение и прекращение брака Глава 3. Условия и порядок заключения брака. Глава 4. Прекращение брака. Глава 5. Недействительность брака. Раздел III. Права и обязанности супругов Глава 6. Личные права и обязанности супругов. Глава 7. Законный режим имущества супругов. Глава 8. Договорный режим имущества супругов. Глава 9. Ответственность супругов по обязательствам. Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей Глава 10. Установление происхождения детей. Глава 11. Права несовершеннолетних детей. Глава 12. Права и обязанности родителей. Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей. Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи. Глава 16. Соглашение об уплате алиментов. Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Глава 19. Усыновление (удочерение) детей. Глава 20. Опека и попечительство над детьми. Глава 21. Приемная семья. Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства Раздел VIII. Заключительные положения Источники права - это внешние формы выражения правотворческой дея­тельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнителя. По юридической силе источники семейного права подразделяются на две группы: законы - Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ; подзаконные нормативные акты - указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные норма­тивные акты субъектов РФ.

Ответ студента (22.12.2014)

Семейное право – это совокупность норм, которые регулирую отношения, возникающие из брака, рождения детей, родства и принятия детей на воспитание в условия семьи (усыновление, опека, попечительство, патронат). Нормы семейного права, регулирующие определенный вид общественных отношений, расположены не хаотично, а находятся в определенной системе. Система семейного права - это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности. Система семейного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет семейного права, и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов. Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Для института права характерны однородность его содержания, комплексность правового регулирования и законодательная обособленность. Система семейного права получает свое выражение в законодательстве, прежде всего в актах кодификационного характера, таких как семейный кодекс. Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права. Таковы нормы, определяющие задачи и основные начала семейного права; круг регулируемых им отношений и субъектов этих отношений; источники семейного права; основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, а также аналогии закона или аналогии права (например, ст. 7, 38 Конституции РФ, ст. 1-6 СК). В общую часть входят нормы, устанавливающие условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав (например, ст. 7-9 СК). Специальная (особенная) часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся: - брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака); - права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам); - права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей); - алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов); - формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья); - применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства. В соответствии с Конституцией РФ в состав Семейного законодательства включаются Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, а также законы субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК РФ. Конституция РФ в ст. 7 установила, что: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Предметом особой заботы государства является забота о семье. В ст. 38 Конституции РФ провозглашено, что: «...материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Эта конституционная норма нашла свое полное отражение в Семейном кодексе РФ: в ст. 1 говорится, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. В своем значительном большинстве и другие статьи Семейного кодекса получили свое развитие из конституционных норм. Например, в соответствии со ст. 54, каждый ребенок имеет право: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, на их заботу, на совместное проживание с ними. Данная конституционная норма напрямую связана с семейным законодательством. Семейный кодекс РФ - основной источник семейного права. Он был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введен в действие 1 марта 1996 г. Семейный кодекс РФ (состоит из восьми разделов) является основополагающим федеральным законодательным актом, определяющим всю систему семейного законодательства. В соответствии с ним могут приниматься другие федеральные законы и законы субъектов РФ. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать Семейному кодексу РФ. В отдельных случаях для регулирования семейных отношений применяются нормы Гражданского кодекса РФ: определение понятий семейной правоспособности и дееспособности (ст.ст. 17 и 21); применение исковой давности к семейным отношениям (ст.ст. 198--200 и 202--205); изменение и расторжение брачного договора (ст.ст. 450--453); признание брачного договора недействительным (ст.ст. 169, 176--179); установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми (ст.ст. 31--40) и др.

Ответ студента (12.01.2015)

Основная классификация семейных правоотношений состоит в их делении на личные правоотношения и имущественные правоотношения. Личными не имущественными являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами по поводу решения вопросов жизни семьи, выбора фамилии и др. Как отмечают эксперты, личные правоотношения – являются основными. Имущественными отношениями являются – алиментные обязательства, отношения между супругами по поводу их совместно нажитого имущества. Наряду с названными основаниями, семейные правоотношения могут быть квалифицированны по количеству субъектов участвующих в них. Можно выделить и иные основания для видовой классификации семейных правоотношений (абсолютные и относительные; взаимообязывающие и односторонне обязывающие и др.). По специфике характера прав и обязанностей, в качестве самостоятельных разновидностей семейных правовых отношений, кроме брачного, выделяются также: правоотношения между родителями и детьми; правоотношения по поводу воспитания и материального содержания; правоотношения только по воспитанию; правоотношения только по поводу материального содержания. Главным источником семейного права является Семейный кодекс Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Семейный кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вводит договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует личные неимущественные, наследственные и иные общественные отношения. Также к источникам семейного права относятся и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. К источникам семейного права относятся и законы субъектов РФ. Эти законы регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13 СК), выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК), присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2, 3 ст. 58 СК), организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК), определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК), установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). Кроме того, к источникам семейного права относятся нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; постановления Пленума Верховного Суда РФ. Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права. Основными из них являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий 4-й Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций, Конвенция стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Страница 5 из 41

1.4. Источники семейного права

Источниками права признаются формы выражения правовых норм. В соответствии со ст. 72 Конституции семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя СК, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с данным Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции в правовой системе России все принимаемые в Российской Федерации законы и иные правовые акты, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции.

Главным источником семейного права является Семейный кодекс Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г. Семейный кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вводит договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует личные неимущественные, наследственные и иные общественные отношения. Также к источникам семейного права относятся и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. Например, для углубления норм, установленных в разд. VI СК «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», приняты Федеральные законы от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

К источникам семейного права относятся и законы субъектов РФ. Эти законы регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13 СК), выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК), присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2, 3 ст. 58 СК), организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК), определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК), установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). Законы субъектов РФ могут приниматься и по вопросам, не урегулированным непосредственно в СК, особенно в части дополнения и развития субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае эти законы не должны противоречить СК (п. 2 ст. 3 СК) и иным федеральным законам: при наличии противоречий между ними применению подлежит СК или федеральный закон.

Кроме того, к источникам семейного права относятся нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения:

Указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере;

Постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ. В частности, постановления Правительства РФ могут издаваться по поводу определения видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 СК), определения порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитанием детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 125 СК), установления перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127 СК), определения порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 15 °CК), утверждения положения о приемной семье (ст. 151 СК), определения порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155 СК) и др.;

Акты федеральных органов исполнительной власти. Ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ. В качестве примера можно привести приказ Минздрава России от 10.09.1996 № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями»;

Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Эти акты не являются прямыми источниками семейного права, однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. В качестве примера можно привести постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов», от 04.07.1997 № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», от 05.11.1998 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

В ст. 6 СК закреплен установленный Конституцией принцип приоритетного применения правил международного договора Российской Федерации в случае несоответствия ему норм семейного законодательства. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции в правовую систему Российской Федерации введены две категории международно-правовых норм: 1) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, т. е. обязательные для всех его членов; 2) международные договоры Российской Федерации, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера, независимо от вида и наименования, заключенные как с иностранными государствами, так и с международными организациями. В случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором или нормами.

Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права. Основными из них являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий 4-й Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций, Конвенция стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Таким образом, источники семейного права составляют определенную иерархию, главенствующую роль в которой занимают международно-правовые акты и Конституция Российской Федерации, а остальные источники издаются лишь на основании и во исполнение их.

Конституция РФ. В соответствии со ст. 72 п. «к» Конституции Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В числе источников семейного права, прежде всего, следует назвать Конституцию РФ, в которой закреплены основные принципы семейного права. Так, ст. 19, 38 Конституции РФ провозглашают государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства; равенство прав супругов в семье, прав родителей по воспитанию детей, которые одновременно являются и родительскими обязанностями.

Семейный кодекс РФ - основной кодифицированный источник семейного права, вступил в действие с 1 марта 1996 г. (в настоящее время действует с изменениями и дополнениями ФЗ от 15.11.1997 г. № 140-ФЗ, ФЗ от 27.06.98 г. № 94-ФЗ, ФЗ от 02.01.2000 г. № 32-ФЗ). Ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР утратил юридическую силу.

Нормы Семейного кодекса применяются к семейным отношениям, возникшим после 1 марта 1996 г. Есть некоторые исключения из этого правила, предусмотренные ст. 169 Семейного кодекса. Согласно п. 3 ст. 169 положения ст. 25 Семейного кодекса о моменте прекращения брака со дня вступления решения суда в законную силу применяются при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 г. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Федеральные законы. Семейное законодательство согласно п. 2 ст. 3 Семейного кодекса состоит также из принимаемых в соответствии с Семейным кодексом других федеральных законов. Например, Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» , Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и др.

Подзаконные акты. Следующими в иерархии нормативных актов идут Указы Президента (Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др.) . Указы Президента не должны противоречить Семейному кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации также являются источниками семейного права и имеют важное значение в регулировании отдельных вопросов семейных правоотношений. Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы семейного права только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Например, согласно ст. 82 Семейного кодекса постановлением Правительства от 18 июля 1996 г. № 841 определены виды заработка и иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей; на основании абзаца 6 п.1 ст. 127 Семейного кодекса. Постановлением Правительства от 1 мая 1996 г. № 542 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка.



Акты федеральных органов исполнительной власти не перечислены в ст. 3 Семейного кодекса как источники семейного права, хотя в некоторых случаях могут регулировать семейные отношения. Как правило, они носят комплексный характер и регулируют не только отношения, связанные с семьей, но и налоговые, административные и другие. Например, Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 января 1999 г. N ВНК-6-18/61 «Об удержании алиментов с лиц рядового и начальствующего состава МВД РФ», Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 7 апреля 1997 г. N 06-25-05-97 «O разъяснении обращений по вопросу удержания алиментов с денежной компенсации, выдаваемой военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим приравненным к ним категориям лиц взамен продовольственного пайка» и др.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют отношения, которые входят в предмет семейно правового регулирования, в двух случаях:

1) когда вопрос отнесен к ведению субъекта РФ (например, условия и порядок вступления в брак лиц, не достигших 16 лет);

2) когда вопрос, непосредственно Семейным кодексом не урегулирован.

В разных субъектах Российской Федерации могут быть разные подходы к решению вопросов, отнесенных к их ведению. Например, в Московской области разрешено вступать в брак с 14 лет с согласия родителей и при наличии одного из следующих особых обстоятельств: рождение ребенка, беременность или угроза жизни. В Москве разрешено вступать в брак лишь с 16 лет. Поэтому на практике могут быть такие споры.

Действие актов субъектов РФ распространяется лишь на подведомственную территорию. Согласно абзацу 3 п.2 ст. 3 Семейного кодекса нормы, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Семейному кодексу. В связи с этим, например, акт субъекта РФ о допустимости многоженства не может быть признан действительным, т.к. противоречит федеральному законодательству.

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации имеют важное значение в сфере семейного права как акты официального толкования законодательства, но не как источники семейного права. Судебная практика, в том числе постановления Пленумов судов и обзоры судебных решений не являются источниками права в Российской Федерации. В качестве наиболее важных постановлений Пленума Верховного суда РФ в сфере семейного права следует выделить: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» ; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» ; постановление Пленума Верховного Суда РФ от от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» ; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» .

Соотношение гражданского и семейного права. В настоящее время Семейный кодекс предусматривает возможность субсидиарного применения к семейным правоотношениям норм гражданского законодательства. Это возможно при наличии двух условий (ст. 4 Семейного кодекса):

1) отношения не урегулированы семейным законодательством;

2) применение гражданского законодательства не противоречит существу семейных правоотношений. Например, гражданско-правовые нормы о презумпции возмездности договоров и о взыскании убытков не применимы к семейным отношениям в силу специфики последних.

Кроме того, гражданское законодательство применяется в случаях, прямо предусмотренных семейным законодательством, например, п. 2 ст. 9 Семейного кодекса (при определении начала течения, приостановлении, перерыве, восстановлении сроков исковой давности); п. 2 ст. 33 Семейного кодекса (права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства) и в других случаях.

Действие семейного законодательства во времени. Семейный кодекс прямо не регламентирует вопросы о действии нормативных актов во времени в отличие от Гражданского кодекса РФ, в котором ст. 4 ограничивает обратную силу актов гражданского законодательства. Нормы гражданского законодательства можно применять, как было отмечено выше, субсидиарно, к семейным правоотношениям. Итак, по общему правилу, акты семейного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. На практике это правило может применяться в следующих ситуациях.

Из общего правила о прямой силе нормативных актов, регулирующих семейные отношения, могут быть исключения. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие (обратная сила), только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Например, согласно п. 6 ст. 169 Семейного кодекса положения о совместной собственности супругов и положения о собственности каждого из супругов, установленные статьями 34-37 настоящего Кодекса, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) до 1 марта 1996 года. Так, например, супруги могут в брачном договоре определить правовой режим имущества, нажитого до вступления в силу Семейного Кодекса и Первой части Гражданского кодекса РФ, в которой впервые была предусмотрена возможность изменения правового режима имущества, нажитого супругами в браке. Нормы об обратной силе могут быть предусмотрены лишь в законе, а не в других нормативных актах.

Как правило, порядок действия нормативных актов и особенно кодифицированных актов, предусматриваются в самих нормативных актах. Так, ст. 169 Семейного кодекса подробно регламентировала особенности его действия во времени. Согласно п. 1 ст. 169 нормы настоящего Кодекса применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие. По семейным отношениям, возникшим до введения в действие настоящего Кодекса, его нормы применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. Так, например, супруги приобрели квартиру в период брака до вступления в силу Семейного кодекса. Покупателем в договоре купли-продажи был супруг. Для того, чтобы продать квартиру после 1 марта 1996 года супругу необходимо получить письменное нотариально удостоверенное согласие супруги. Без такого согласия впоследствии сделка может быть признана недействительной согласно п. 3 ст. 35 Семейного кодекса.

Принцип аналогии в семейном праве. Согласно ст. 5 Семейного кодекса особенностью принципа аналогии в семейном праве является то, что при его реализации могут применяться не только нормы (при аналогии закона) и принципы (при аналогии права) семейного права, но и нормы и принципы гражданского права. Кроме того, в рамках аналогии права правоотношения должны регулироваться на основе принципов гуманности, разумности и справедливости.

Так, принцип аналогии закона может быть применен в следующей ситуации. В Семейном кодексе предусматриваются права и обязанности родителей и детей. В то же время Семейный кодекс упоминает и о других членах семьи. Это дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники (ст. 55, 93, 94, 95 Семейного кодекса), отчим и мачеха (ст. 97 Семейного кодекса), фактический воспитатель (ст. 96 Семейного кодекса). Однако права и обязанности этих лиц по отношению к детям (братьям и сестрам, внукам, пасынкам и падчерицам, фактическим воспитанникам) не определены с достаточной полнотой. За ребенком закреплено право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 Семейного кодекса), а также право на получение в судебном порядке (при определенных условиях) алиментов от трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, от бабушки и дедушки (ст. 93, 94 Семейного кодекса). Нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи, фактические воспитатели, отчим и мачеха вправе требовать соответственно от трудоспособных совершеннолетних воспитанников предоставления содержания в судебном порядке. При этом оговаривается, что суд вправе освободить фактических воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет либо содержали и воспитывали их ненадлежащим образом (ст.96 Семейного кодекса). Аналогичное правило предусмотрено и в отношении отчима и мачехи (ст.97 Семейного кодекса). Вопросы воспитания и содержания вышеуказанных лиц могут быть урегулированы по аналогии закона с помощью норм, регулирующих выполнения основных родительских обязанностей - по воспитанию и содержанию детей.

Международные договоры как источники семейного права. Принцип приоритета международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации и конкретизирован в других нормативных актах, в том числе в ст. 6 Семейного кодекса. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

1) Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая гласит:

- «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (п. 3 ст. 16 Декларации);

- «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» (п. 2 ст. 25 Декларации);

2) Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года. Пункт 1 статьи 23 Пакта дублирует положение Всеобщей декларации прав человека о том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства;

3) Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года, подписанной от имени СССР 26 января 1990 года и ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года.

Государства - участники данной Конвенции, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, согласились с нижеследующим:

Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (п. 2 ст. 3 Конвенции);

Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (п. 1 ст. 27 Конвенции);

Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п. 3 ст. 27 Конвенции);

4) Конвенции N 103 Международной организации труда относительно охраны материнства (пересмотренной в 1952 году), принятой 28 июня 1952 года в Женеве на 35-й сессии Генеральной конференции МОТ и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР 6 июля 1956 года;

5) других международных документов.

Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам заключены Российской Федерацией (СССР) с Болгарией (1975 год), Венгрией (1958 год), Вьетнамом (1981 год), Грузией (1992 год), Египтом (2002 год), Польшей (1980 год), Монголией (1988 г.), Кореей (1957 год), Кубой (1984 год), Кыргызстаном (1994 год), Латвией (1993 год), Литвой (1992 год), Молдовой (1993 год), Румынией (1958 год), Чехословакией (1982 год), Эстонией (1993 год), Финляндией (1978 год), Югославией (1962 год).

Так, например, согласно ст. 26 Договора между Российской Федерацией и Республикой Молдова 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам условия заключения брака гражданами Российской Федерации и Республики Молдова определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой оно является. Кроме того, должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак, в отношении препятствий к заключению брака.

Обычаи в семейном праве. Семейный кодекс не предусматривает такого источника правового регулирования как обычаи . Однако обычаи и традиции иногда имеют также важное правовое значение. Например, согласно п. 2 ст. 58 Семейного кодекса присвоение отчества ребенку осуществляет по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Особенности процедуры регистрации брака, кроме законодательных требований к порядку его регистрации, определяются обычаями и традициями народов России.

Во многих странах обычай играет важную роль в регулировании семейных отношений. Например, мусульманское семейное право строится в основном на обычаях (адат), которые включены в основные источники мусульманского права – коран и сунну. Обычное право характерно для таких стран, как Египет, Тунис, Афганистан, Пакистан, Иордания и др. Обычай полигамного брака распространен в западно-африканских странах. «Обычай говорит о том, что семья должна быть большая и поэтому, в связи с ограниченной способностью женщины в рождении детей, а также меньшим по сравнению с мужчиной периодом половой активности, мужчинам приходится жениться несколько раз. В 1993 году одним из корреспондентов было взято интервью у кенийца, который будучи в 72-летнем возрасте, женился в 149-й раз. Имел он более двухсот детей, семисот внуков и восьмидесяти правнуков. Восемьдесят пять жен к тому моменту оставили его, двадцать четыре умерли, а остальные поныне жили с ним» .

Семейные отношения относятся к тем сферам общественной жизни, которые очень трудно урегулировать законодательно. Но обойтись без этого нельзя, ведь семья, как известно - ячейка общества, она является основой государства. Какие же законодательные акты в России содержат нормы семейного права?

Наиболее важный законодательный акт, на котором базируются все остальные источники семейного права - это Основной Закон - Конституция России. Уже в статье 7 Основного Закона говорится о государственной поддержке семьи. Статья 19 гарантирует равные права и свободы для мужчин и женщин, для всех людей, независимо от пола, национальности, вероисповедания, должности, положения в обществе.

В статье 23 говорится о неприкосновенности частной жизни, вводится такое понятие, как личная и семейная тайна. Статья 38 непосредственно касается семейных отношений: в ней провозглашается, что государство защищает семью, материнство и детство, а родителям вменяется в обязанность забота о своих детях и воспитание их. Также в этой статье устанавливается, что совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях, потерявших трудоспособность.

Говорит о семейных отношениях и статья 72, в частности, ее первый пункт. Здесь провозглашается, что РФ и ее субъекты совместно регулируют вопросы семейного законодательства. Это означает, что и автономные республики, и округа, и области, и Москва, и Санкт-Петербург имеют право на принятие законов в области семейного права, а также издавать законы, регулирующие вопросы, о которых в Семейном кодексе не говорится. При этом нормы, изложенные в этих законах, не должны расходиться с Семейным кодексом. Необходимость разрешить иметь свои источники семейного права была вызвана тем, что в различных регионах страны существуют свои местные особенности, которые необходимо учитывать.

Говоря о законодательных актах, которые содержат нормы в отрасли семейного права, нельзя не сказать и о которые тоже входят в правовую систему России. К ним относят Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которую российский парламент ратифицировал 4 августа 1994 г., а также Конвенцию ООН о правах ребенка, о присоединении к которой Россия заявила в 1990 г. Также в эту группу входят такие источники семейного права, как двусторонние соглашения по семейным вопросам, заключенные Россией с различными государствами.

Основной законодательный акт в отрасли семейного права в РФ - В нем изложены основные положения, дано определение этой отрасли, разработаны вопросы, касающиеся защиты прав членов семьи. Также кодекс регулирует вопросы брака: его заключение и прекращение, устанавливает, какими правами и обязанностями обладают супруги и т.п. И, конечно, в нем подробно говорится о том, какие права и обязанности имеют родители и дети. Отдельный раздел посвящен регулированию семейных отношений, в которых участвуют иностранцы или лица, не имеющие гражданства.

Таковы основные законодательные акты, регулирующие семейное право. Источники норм этой отрасли, как уже говорилось выше, принимаются и субъектами РФ. Им разрешается законодательно регулировать такие вопросы:

  • устанавливать условия, при которых в брак можно вступать до 16 лет;
  • определять, могут ли супруги выбирать при заключении брака;
  • о присвоении ребенку фамилии и отчества;
  • регулировать вопросы, которые могут решать органы местного самоуправления в такой области, как опека и попечительство над сиротами;
  • устанавливать размеры оплаты труда и льгот для приемных родителей.

Таким образом, источники семейного права РФ - это обширный перечень документов. К их числу относят не только законы, но и подзаконные акты. Вопросы этой отрасли права могут регулироваться президентом, правительством и другими федеральными и региональными органами, принадлежащими к исполнительной Таков краткий обзор вопроса о том, какие источники семейного права регулируют отношения в этой отрасли в России.



Просмотров