Что такое критерий видовой классификации. Основные критерии классификации

В процессе оценки необходимо использовать перечень критериев и показателей, позволяющих оценить степень соответствия характеристик претендента предъявляемым к должности требованиям, установленным работодателем.
Дадим пояснения к рисунку 9.

    1. Общеорганизационные критерии подразумевают их применимость к оценке всех категорий сотрудников.
    2. Специализированные критерии применяются для оценки определенных должностей или категорий работников.
  1. Количественные критерии предполагают оценку характеристик, измеряемых количественно. К подобным показателям можно отнести результаты работы сотрудников, своевременность и полноту выполнения установленных планов.
  2. Качественные критерии используются для определения величины характеристик, не выражаемых цифрами. К данным крите
    риям оценки можно отнести некоторые показатели качества работы, индивидуальные характеристики работников (личные и деловые качества, особенности рабочего поведения и прочие).
  1. К объективным критериям относятся стандарты, нормативы качества и производительности, которые могут быть использованы для оценки любой работы.
Критерии оценки деятельности персонала целесообразно классифицировать по следующим признакам (рис. 9).
  1. К субъективным критериям целесообразно отнести характеристики, величина которых устанавливается на основании мнений и оценок экспертов (например, линейных руководителей).
По содержанию используемые в практической деятельности по оценке работников критерии можно разделить на следующие группы:
  1. Общественно-гражданская зрелость (качества - умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; подчинять личные интересы общественным; политическая грамотность; участие в общественной деятельности и прочее).
  2. Отношение к труду (ответственность; внимательность; аккуратность; работоспособность; желание и способности к обучению; трудолюбие).
  3. Уровень знаний и опыт работы (наличие соответствующей квалификации; знание производства; стаж работы в данной организации).
  4. Организаторские способности (умение организовывать свой труд, умение проводить совещания, планерки; правильная самооценка своих возможностей).
  5. Умение работать с людьми (умение работать в коллективе, с подчиненными, с руководством; умение создать коллектив; умение подобрать и воспитать кадры; понимание интересов работников).
  6. Умение работать с документами и информацией (умение четко и ясно формулировать цели и задачи; умение формулировать деловые письма и записки; знание техники; умение читать документы).
  7. Умение своевременно принимать и реализовывать решения (способность обеспечить контроль за исполнением решений; умение распутывать конфликтные ситуации; ориентироваться в ситуации; самообладание).
  8. Способность увидеть и поддержать новое, передовое, современное (умение различить скептиков, пассивных, консерваторов и новаторов, энтузиастов; смелость, настойчивость и решительность в поддержании нового; умение рисковать).
  9. Морально-этические черты характера (порядочность; добросовестность; принципиальность; уравновешенность; обаятельность; простота и скромность; опрятность; вежливость; порядочность).
На основании существующего перечня критериев руководство службы управления персоналом организации отбирает наиболее значимые для конкретной должности или группы работников показатели и оценивает по ним характеристики кандидатов на вакантные должности или уже работающего персонала. Степень соответствия характеристик критериям оценки можно оценить в баллах. Эти уровни зависят от работы каждого сотрудника в сравнении с его должностной инструкцией.
Для того чтобы критерии действительно работали, они должны быть достижимыми, выполнимыми, реалистичными, существенными для данного рабочего места. При этом необходимо отличать качества, которыми должен обладать кандидат при приеме на работу и которые нужно ему приобрести, освоившись с работой и адаптируясь к ней, после занятия данной должности.
В последнее время в компаниях важное значение приобретает оценка деятельности руководителей. При оценке руководителей необходимо разработать критерии оценки деятельности руководителя, которые будут учитывать специфику этой работы. Тут можно выделить следующие значимые параметры: лидерство, принятие решений, взаимодействие с подчиненными.

Процедуры оценки персонала как раз созданы для того, чтобы в конкретных цифрах отразить знания, умения и навыки работников. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп: результаты труда, трудовая деятельность, личностные качества.
Показатели осуществления трудовой деятельности делятся на факторы достижения результатов труда - осуществления своих управленческих функций к выполняемой работе и организации своего труда и показатели непосредственно профессионального поведения: они охватывают такие стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм, организованность и самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности.
Оценка личностных качеств возможна при длительном наблюдении за сотрудником. Определенное свойство одного человека может рассматриваться как потенциал достижения им высокого результата, а для другого - не может им являться. Поэтому необходимо выделить какой-то блок наиболее важных личностных качеств, оцениваемых в первую очередь. И определиться с технологиями их оценки. В качестве важных для работника личностных качеств традиционно называют интеллект, активность, лидерские качества (для руководителей), уживчивость. Нисколько не умаляя важности этих качеств, хотелось бы заметить, что в плане принятия решения все они вторичны по отношению к группе из трех характеристик: управляемость, обучаемость, адекватность. Управляемость. В структуре организации над каждым наемным сотрудником есть свой начальник, отдающий какие-то приказы и распоряжения. Если работник не управляем или управляем с трудом, перспективы его в этой компании весьма сомнительны. Неуправляемость проявляется в первую очередь в попытках «лезть со своим уставом» и «показывать, кто тут главный». Повнимательнее присмотреться к управляемости кандидата могут заставить и некоторые факты его трудовой биографии. Факторами риска являются: предшествовавшие трудоустройству работа «свободным художником» (фрилансерство), управление собственным бизнесом, занятие должности более высокой по статусу, чем рассматриваемая. Во всех этих случаях кандидат будет вынужден столкнуться со сменой своего социального статуса, получить больше «дураков-начальников», нежели имел прежде. Неуправляемость - серьезное противопоказание для того, чтобы кандидата рекомендовать на позицию. В отличие от неуправляемости «бесхребетность» является противопоказанием только для тех вакансий, где в первую очередь будут важны «несгибаемость» кандидата, его умение отстаивать интересы компании и «не поддаваться
на провокации». В остальных случаях такие работники могут работать весьма успешно, поскольку начальство будет ценить их за отзывчивость к сверхурочной работе и безмолвное усердие. Чем выше обучаемость, тем лучше адаптивные способности человека. Высокообучаемый кандидат легко может сменить сферу деятельности, освоить новые отрасли, быстро изучить новые технологии и незнакомый ассортимент. Чем выше способность к обучению, тем легче пройдет адаптация в коллективе. Кроме того, обучаемость - это способность извлекать полезные уроки из своих и чужих ошибок. И наконец, быстрообучаемый специалист быстрее сможет принести компании долгожданную прибыль, чем его «медленный» коллега. Способность к обучению проявляется в первую очередь в познавательной активности. Если человек посещает языковые курсы, получает второе высшее образование и тому подобное, то можно заподозрить в нем способность к обучению. Регулярное повышение профессиональной квалификации (участие в соответствующих тренингах, семинарах, чтение специальной литературы) тоже выдает человека обучаемого. Таким же свидетельством может являться наличие в трудовом опыте резких смен сферы деятельности (при обязательной успешности последующей работы). В процессе интервью обучаемость можно исследовать, обсуждая с кандидатом различные моменты его опыта - что было трудно, чем гордится и т.д. Адекватность, наверное, - самый очевидный фактор. Отслеживание адекватности обычно проблем не представляет - если ответы кандидата соответствуют задаваемым вопросам, а поведение и эмоциональные реакции органичны сложившейся ситуации, должно быть, с адекватностью все в порядке. Важность адекватности также очевидна: адекватный сотрудник делает то, что ему поручают, а не то, что он под этим понял, реагирует на окружающую действительность, а не на свои представления о ней, более стабилен в коллективе, более эмоционально устойчив.
Для проведения оценки создается комиссия, в которую могут включаться следующие представители организации: непосредственный руководитель, представитель службы управления персоналом, вышестоящий руководитель, коллеги работника из других подразделений. К мнению последних следует относиться осторожно, так как их оценки могут быть субъективными. В целом подход к выбору процедур оценки и формы их проведения полностью подчиняется поставленным в организации бизнес-задачам. Полученная информация должна минимизировать финансовые риски в принятии решений и давать максимальный возврат на инвестиции. Таким образом, стоимость методов оценки и их точность должны быть оптимальными по отношению к поставленной задаче.

В ходе своего функционирования любая компания может столкнуться с различными рисками. Критерии классификации рисков могут подразделять риск по сферам (производственные, коммерческие, финансовые риски и др.).

Критерии классификации рисков в менеджменте могут быть выбраны по различным факторам. В соответствии с фактором появления риск может быть природно-климатический, политический и хозяйственный.

Природно-климатический риск прямо связан с проявлением природных стихийных сил, включая наводнения, землетрясения, бурю, эпидемии и др.

Политический риск может возникнуть в ходе деятельности государства и быть следствием политической ситуации. При наступлении политических рисков часто невозможно осуществить определенные действия, в стране обостряется политическая ситуация. Этот тип риска характеризуется вводом эмбарго (устанавливаемый государством запрет ввоза или вывоза определенного товара), отказом выполнять обязательства со стороны нового правительства и др.

Хозяйственный риск

Критерии классификации риска могут быть обусловлены деятельностью определенного предприятия в отдельности. Здесь можно говорить о наступлении хозяйственного риска, который включает риск случайной гибели имущества, неисполнение обязательств договоров, экономические и ценовые риски, маркетинговые риски, валютные и процентные риски, риск инфляции и др.

Риски случайной гибели имущества возникают от возможных потерь имущества предприятия, которые могут возникнуть при авариях, пожарах, кражах, невыполнении условий хранения.

Основной причиной рисков невыполнения договорных обязательств считается наличие недобросовестных коммерческих партнеров, несоблюдение взятых обязательств, а также низкая или нулевая платежеспособность.

Экономический риск — самый распространенный риск хозяйственных организаций, проявляющийся при нарушении процессов экономической деятельности. Этот риск присутствует при изменении рыночной ситуации, ошибках в экономических расчетах.

Валютные, процентные и инфляционные риски

Критерии классификации рисков содержат риски валютные и коммерческие. Валютные риски характерны для коммерческих операций, которые осуществляются во внешнеторговой деятельности. Валютные риски заключаются в опасности потери, связанной с изменениями курса одной валюты в отношении к другим валютам. Компании, которые осуществляют импорт, могут проигрывать при росте обменных курсов соответствующей иностранной валюты по отношению к национальной валюте.

Процентный риск состоит в незапланированных изменениях банковских процентных ставок по вкладам и процентам. Инфляционные риски опасны тем, что получаемые при росте инфляции денежные доходы, способны обесцениваться быстрее, чем произойдет их рост. В этом случае обесцениться может и реальная стоимость капитала предприятия.

Ценовые и маркетинговые риски

Критерием классификации рисков в менеджменте может быть цена, здесь стоит говорить о ценовых рисках. Ценовой риск является для предприятия самым опасным риском. Он в большой степени имеет отношение к потере дохода (прибыли) предприятия, что может проявляться в росте уровня отпускных цен производителей, оптовой цены посреднических компаний, увеличении цен и тарифов на услуги обслуживающих компаний (коммунальных, транспортных, оплата аренды и др.).

Маркетинговый риск представляет собой опасность, возникающую при выборе неверных рыночных стратегий поведения. Здесь примером может быть неправильный выбор ориентации на потребителя продукции, ошибки в ассортиментном выборе, ошибочная оценка конкурентов.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Из представленных ситуаций, определить критерии классификации рисков:

1) Инфляция за рассматриваемый период составила более 25 %, поэтому предприятие потеряло большую часть прибыли,

2) По причине наводнения уничтожена основная часть заводского оборудования организации,

3) В новом году произошло изменение процентной ставки по кредиту, поэтому компания вынуждена выплатить большую сумму средств,

Метод классификации (типологии)

Ключевые термины и понятия

Классификация Типология Критерии классификации

Классификация – это распределение изучаемых объектов и явлений по классам (группам, совокупностям), различающимся между собой определенными признаками. Объекты объединяются в классы (группируются) на основе сходства. Группируя данные восприятия действительности в классы, мы преобразуем большой объем соответствующей информации, делая ее обозримой и пригодной для дальнейших обобщений – выводов и прогнозов.

Как отмечают многие исследователи, но сравнению с родственным понятием "типология" классификация отражает преимущественно количественные различия группируемых объектов и явлений . Типология же строится на основе учета их качественных признаков и различий. Из этого следует, что классификацию проводят прежде всего на базе количественного измерения положенных в ее основу признаков. Например, классификация поселений по численности проживающего в них населения, классификация месторождений полезных ископаемых по величине запасов.

Существует определенная связь классификации объектов и явлений с теорией их образования и развития. Поэтому при выборе критериев классификации необходимо знать, какие свойства (признаки) являются наиболее существенными для дифференциации объектов. Признаки должны характеризовать внутреннюю общность объектов каждого класса и классов внутри множества.

Классификацию можно представить как некоторый набор правил (алгоритм, механизм) отнесения данных о свойствах изучаемых объектов и явлений к определенным классификационным группам. Группировка данных может быть проведена на основе формальной логики теории множеств. Соответствующий алгоритм должен быть нацелен на обеспечение внутренней непротиворечивости и связанности классификационных систем. Принадлежность данного объектах к множеству X определяется в зависимости от того, обладает ли он необходимым признаком или нет согласно принятому критерию классификации. Полезность теоретико-множественного подхода к классификации заключается в том, что он позволяет сформулировать непротиворечивые правила образования классов.

Классификация осуществляется двумя способами: объединением и делением.

При объединении объекты группируются в подмножества на основе количественно определенного признака.

Деление объектов множества на классы (подмножества) осуществляется в соответствии с выбранным критерием по классификационным признакам. Для отнесения объекта к некоторой группе (классу) необходимо и достаточно наличие у него определенного набора признаков. С точки зрения формальной логики (единства дедукции и индукции в научном исследовании) наилучшие результаты классификации объектов получаются при применении обоих подходов в диалектическом единстве.

Классификация может иметь иерархическую структуру. Если первого объединения в классы недостаточно, то классы первого порядка объединяются в классы второго порядка на основе другого набора признаков (дифференциальной характеристики). Повторяя этот процесс, получаем иерархию классов. Дифференциальные характеристики должны быть свойствами классифицируемых объектов. Число уровней классификации зависит от целей, сложности и количества изучаемых объектов. Особое значение отводится цели классификации. Классификация должна служить конкретной цели, она редко в равной степени отвечает нескольким целям. Цель определяет характер выбранных критериев и число уровней классификации.

Классификации не абсолютны, они могут пересматриваться по мере накопления новых знаний об изучаемых объектах. Временем можно также объяснить переход объектов из одного класса в другой.

Классификация играет важную роль в развитии наук как способ упорядочения исследуемых объектов, результатов исследования. Это один из основных инструментов, который применяется для познания окружающего мира. Так, менделеевская классификационная таблица химических элементов определила направления дальнейшего развития не только химической науки, но и всего естествознания. Она сыграла огромную роль в разрешении вопроса о строении атома.

В региональной экономике классификацию и типологию как методы научного исследования применяют для разделения совокупности регионов на группы, характеризующиеся существенными объединяющими их особенностями, в целях проведения межрегиональных сопоставлений, выявления проблемных территорий, обоснования региональной политики в отношении определенных групп регионов.

При классификации (типологии) субъектов РФ по уровню социально-экономического развития используют как один, так и несколько признаков. При группировке регионов по одному признаку чаще всего применяется показатель среднедушевого производства ВРП. Однако, по мнению ряда ученых, использование системы показателей позволяет более обоснованно, всесторонне характеризовать уровни социально-экономического развития регионов, их сходство и различия, выявить причинно-следственные связи.

Так, в типологии, разработанной Минрегионом России (2007), наряду с ВРП задействовано еще свыше 10 различных показателей (объем экспорта, инвестиции, доля материального производства и услуг в ВРП, валовое накопление основного капитала, инновационно-активные организации, доля городского населения, уровень образования, благоустройство жилого фонда и др.), отражающих состояние и уровень социально-экономического развития регионов страны.

В рамках данной типологии были выделены три базовые группы регионов (а внутри них типы и подтипы): "локомотивы роста", "опорные" и "депрессивные". Выделение и разграничение групп и типов (подтипов) регионов проводилось экспертным путем, на основе анализа базовых показателей социально-экономического развития.

Группа локомотивов роста характеризуется высоким уровнем социально-экономического развития, наличием центров науки и высоких технологий, сформированной стратегической инициативой, имеющей значение для всей страны. Внутри группы выделены типы "мировых городов" (Москва, Санкт-Петербург) и "центров федерального значения" (ведущие регионы, центры которых могут претендовать на статус "столиц" крупных районов страны, в частности Краснодарский край, Московская, Ленинградская, Свердловская области, Республика Татарстан).

Опорные регионы согласно принятому подходу к типологии сталкиваются с большим количеством проблем, чем "локомотивы роста". Если у регионов "сырьевого" типа (Кемеровская область, республики Коми, Саха (Якутия), Сахалинская область) основной трудностью является отсутствие качественной урбанистической среды, то в перечень проблем опорных регионов "старопромышленного" типа (Белгородская, Волгоградская, Вологодская области и др.) входят недостаточная конкурентоспособность выпускаемой продукции, низкий уровень жизни населения, отсутствие реалистичных проектов развития.

Наиболее многочисленной оказалась группа депрессивных регионов (более половины субъектов РФ). В нее попало большинство среднеразвитых областей и республик хозяйственно освоенной зоны страны. Основными проблемами этих территорий являются низкий уровень жизни населения, устаревшая и неконкурентоспособная технологическая база, дефицит кадров и инвестиций. Наименее развитые регионы европейской части страны, а также территории Сибири и Крайнего Севера с неблагоприятными для жизни человека природными условиями были отнесены к "кризисным депрессивным регионам". Проблемы этого подтипа регионов более остры: среди них безработица, высокий уровень социальных конфликтов, дефицит инфраструктуры (в особенности в районах с растущим населением).

Классификация Минрегиона России в целом верно отображает действительные проблемы и перспективы развития регионов, равно как и контрасты в достигнутом уровне. Однако существуют возможности для ее дальнейшего усовершенствования. В период кризиса стало ясно, что недостаточно констатировать высокий или низкий уровень развития региона – необходимо также выявить дополнительные источники (потенциал) регионального развития, которые могут стать факторами дальнейшего экономического роста, повысить конкурентоспособность регионов страны как на внутреннем, так и на мировом рынке.

  • Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983; Харвей Д. Научное объяснение в географии. М.: Прогресс, 1974; и др.


Просмотров