Ст 30.1 земельного кодекса российской федерации.

Комментарий к Ст. 30.1 ЗК РФ

1. Пунктом 1 комментируемой статьи установлены виды прав, на которых возможно предоставление земельных участков для целей жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По общему правилу такие участки предоставляются в собственность или в аренду. Установление данных видов прав на земельные участки вполне соответствует коммерческому характеру деятельности в сфере жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, которому посвящен п. 3 ст. 30.1 ЗК).

Однако законодатель установил вполне обоснованное исключение из общего правила. Земельные участки под жилищное строительство могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование на основании соответствующего договора. Это происходит в случаях предоставления земельных участков лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости (жилого назначения), осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 24 ЗК).

2. Пункт 2 ст. 30.1 ЗК расширяет и конкретизирует положения п. 1 той же статьи. Он устанавливает важнейший принцип, касающийся порядка и условий предоставления земельных участков под жилищное строительство. По общему правилу они должны предоставляться на торгах, по результатам которых с победителем заключается либо договор купли-продажи, либо договор аренды земельного участка.

Исключением являются следующие случаи:

— на строительство объекта недвижимости заключен государственный или муниципальный контракт, а само строительство осуществляется полностью за счет бюджетных средств (подп. 5 п. 1 ст. 24 ЗК). В этом случае участок предоставляется лицу, с которым заключен такой контракт, в безвозмездное срочное пользование;

— земельный участок предоставляется лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории (п. 2.1 ст. 30 ЗК);

— аукцион по продаже земельного участка либо права его аренды признан несостоявшимся по причине того, что в нем приняло участие менее двух участников. В таком случае единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка.

3. В п. 3 комментируемой статьи определены правила предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам. Такое предоставление может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения от гражданина такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК, могут принять одно из трех решений:

— о проведении аукциона по продаже земельного участка;

— о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка;

— о предоставлении в аренду такого земельного участка. В этом случае он должен опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования.

Представляется не вполне последовательным изложение норм комментируемого пункта ст. 30.1 ЗК. Подавая заявление о предоставлении участка в аренду, гражданин, очевидно, преследует цель приобрести и использовать участок именно на праве аренды. В этой связи непонятно, почему на основании такого заявления возможно принятие решения о продаже земельного участка в собственность. Также, полагаем, было бы более корректным установить критерии, которыми органу местного самоуправления или органу государственной власти следует руководствоваться при выборе одного из указанных решений.

В случае принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду и публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении участка в аренду возможны два варианта дальнейшего развития событий. Если заявление о предоставлении земельного участка в аренду, первоначально поданное гражданином, в течение месяца после указанной публикации останется единственным, то исполнительный орган государственной власти (или орган местного самоуправления) принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду такому гражданину.

Здесь, представляется, было бы правильным четко зафиксировать именно обязанность по принятию такого решения. Формулировка же «принимает решение» может повлечь неоднозначное толкование в правоприменительной практике.

В случае же, когда имеются иные поданные заявки (помимо первоначальной), проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Таким образом, для предоставления земельных участков гражданам для жилищного строительства в качестве основного варианта установлено предоставление участков на торгах, проводимых в форме аукциона.

Комментарий к Ст. 30 ЗК РФ

1. В настоящее время в Российской Федерации весьма значительное количество участков для строительства приобретается именно из государственных или муниципальных земель. При этом ЗК предусматривает, что такое предоставление земельных участков должно происходить с проведением работ по их формированию. Для того чтобы земельный участок начал существовать как объект права, необходимо проведение специальных землеустроительных мероприятий по межеванию земельного участка. Согласно ст. 17 ФЗ «О землеустройстве» межевание, в частности, включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства (земельного участка) на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства. Документы о межевании земельных участков необходимы для последующего проведения их кадастрового учета. Согласно ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимо составление межевого плана — документа, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Кроме того, в отдельных, определенных названным Федеральным законом, случаях требуется обязательное согласование местоположения границ земельного участка с заинтересованными лицами, обладающими правами на смежные земельные участки.

После проведения межевания и кадастрового учета земельный участок фактически становится объектом права. Он отвечает требованиям, предъявляемым , поскольку его границы описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный кодекс предусмотрел два варианта предоставления публичных земель для целей строительства: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Подробное описание данных вариантов (за исключением случаев предоставления публичных земель для жилищного строительства) содержится в п. п. 2 — 13 ст. 30 ЗК.

2. Пункт 2 ст. 30 ЗК содержит общее и основополагающее требование к процедуре предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта. Данное требование состоит в необходимости проведения торгов в виде конкурсов либо аукционов. Конкурсный порядок приобретения земельных участков для строительства должен гарантировать равные и конкурентные условия для застройщиков при приобретении земельных участков.

Общие положения о заключении договоров на торгах содержатся в ст. 447 ГК.

В свою очередь, ст. 38 ЗК регулирует приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).

В то же время ЗК содержит исключение из общего правила о предоставлении земельных участков из публичных земель под строительство на торгах, которое определено в п. 2.1 ст. 30 ЗК.

2.1. Пункт 2.1 комментируемой статьи устанавливает исключение из общего правила, согласно которому земельные участки из земель, находящихся в публичной собственности, предоставляются для целей строительства только на торгах. Данное исключение применяется в случаях, когда соблюдаются в совокупности следующие условия: земельный участок находится в муниципальной собственности либо государственная собственность на данный земельный участок не разграничена; земельный участок не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам; земельный участок находится в границах застроенной территории; в отношении такой застроенной территории принято решение о развитии.

Предоставление такого земельного участка возможно лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.

Данная норма является новеллой ЗК и вступила в действие с 1 января 2007 г. Она находится в тесной взаимосвязи с нормативным регулированием, осуществляемым Градостроительным и Жилищным кодексами РФ (п. 11 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 46.1 Градостроительного кодекса развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Принятие решения о развитии застроенной территории находится в компетенции органов местного самоуправления. Решение может быть принято только в тех случаях, когда на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, либо многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории. Существенные условия такого договора установлены ст. 46.2 Градостроительного кодекса . Одной из сторон данного договора является орган местного самоуправления, другой стороной — физическое или юридическое лицо, подбираемое на конкурсной основе. Обязанностью последнего является, в частности, осуществление строительства на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.

Договор на развитие застроенной территории заключается на аукционе. Порядок проведения аукционов установлен ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ . Именно лицо, победившее в таком аукционе и заключившее с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, вправе по своему выбору получить соответствующий земельный участок в собственность или в аренду. Предоставление земельного участка в таком случае, как уже отмечалось, происходит без конкурса на основании заявления лица, заключившего договор о развитии застроенной территории. Такое решение законодателя представляется вполне логичным, поскольку право на проведение мероприятий по развитию территории, подтвержденное соответствующим договором, уже приобретено на торгах и иные лица, за исключением их победителя, не вправе претендовать на приобретение соответствующего земельного участка. При этом участок предоставляется в собственность бесплатно, а в случае предоставления в аренду ставка арендной платы устанавливается равной ставке земельного налога. Это связано с тем, что лицо, победившее в аукционе на заключение договора на развитие застроенной территории, уже оплатило право на заключение такого договора.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает виды прав, на которых земельные участки могут предоставляться для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов. По общему правилу в случае предварительного согласования мест размещения объектов участки предоставляются в аренду. Однако возможно их предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК (государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления). Религиозным же организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Установление данных исключений представляется вполне оправданным, поскольку они устанавливаются именно в отношении тех субъектов прав на земельные участки, которым возможно предоставление земли на праве постоянного (бессрочного) пользования и в безвозмездное срочное пользование.

4. Специфика предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта состоит, в частности, в том, что при этом подразумевается проведение целого ряда мероприятий, которые проводятся органами местного самоуправления по своей инициативе и за счет бюджетного финансирования.

К таким мероприятиям относятся: проведение работ по формированию земельного участка, в том числе подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение государственного кадастрового учета земельного участка; проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Последнее возможно только при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Данный вариант предоставления участков под строительство принято считать эталонным, в наибольшей степени отвечающим рыночным принципам, обладающим наибольшей прозрачностью, позволяющим осуществлять предпринимательскую деятельность в условиях справедливой конкуренции.

Без сомнения, данный вариант предоставления земли является весьма прогрессивным, без него сложно представить себе дальнейшее развитие земельных отношений в России. Также с позитивной точки зрения следует отметить достаточную разработанность самой процедуры предоставления участков с проведением торгов, значительная часть которой прописана непосредственно в ЗК.

Вместе с тем необходимо еще раз отметить важную особенность, присущую данной процедуре, — обязанность уполномоченных органов местного самоуправления и органов государственной власти по собственной инициативе проводить работу по формированию земельных участков и организации торгов по предоставлению этих земельных участков. К сожалению, далеко не всегда указанные органы достаточно активно, оперативно и качественно проводят такую работу. Представляется, что это, в частности, может быть связано с их недостаточной мотивацией, нехваткой трудовых и иных ресурсов и иными причинами.

5. При предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, напротив, инициатива и финансирование мероприятий, направленных на подготовку к предоставлению земельного участка, лежат на лице, желающем получить земельный участок под строительство.

Таким образом, появляется возможность преодолеть инертность государственных и муниципальных органов, которые будут обязаны рассматривать обращение о предварительном согласовании места размещения объекта. В этой связи, правда, с сожалением нужно отметить, что в ст. 30 ЗК не установлен четко срок для проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта.

Кроме того, процедура предварительного согласования места размещения объекта позволяет подбирать земельные участки, пригодные для возведения самых разных объектов, в том числе весьма специфических. Например, это относится ко многим объектам производственного назначения.

Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

— обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка лица в органы местного самоуправления или исполнительные органы государственной власти, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции;

— выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Подробный порядок принятия такого решения установлен ст. 31 ЗК;

— проведение работ по формированию земельного участка;

— государственный кадастровый учет земельного участка;

— принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК.

6. В практике предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по разным причинам могут возникать ситуации, когда подготовительные этапы к предоставлению участка уже пройдены, т.е. земельный участок уже сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом. В таких случаях согласно требованиям п. 6 ст. 30 ЗК его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подп. 3 и 4 п. 4 ст. 30 ЗК.

Это означает, что в таких случаях земельный участок (или право его аренды) должен быть выставлен на торги.

Представляется, что в данном случае лицо, осуществившее затраты на формирование земельного участка, вправе получить компенсацию от соответствующего органа местного самоуправления или уполномоченного государственного органа после проведения торгов.

Следует обратить внимание на то, что исключения из данного правила в соответствии с новой редакцией комментируемого пункта могут быть установлены только Земельным кодексом РФ, а не любым федеральным законом. В настоящее время примером такого особого порядка, установленного Кодексом, является норма п. 13 комментируемой статьи (см. ниже).

7. Пункт 7 комментируемой статьи определяет правовое значение решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства (в случае предоставления участка с предварительным согласованием места размещения объекта) или протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) в случае предоставления участка без предварительного согласования места размещения объекта. Указанные документы являются основаниями для:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Таким образом, именно указанные документы при условии их надлежащего оформления и соответствия их содержания требованиям законодательства являются необходимыми и достаточными основаниями для государственной регистрации прав на земельные участки, предоставляемые для строительства, а также для заключения соответствующих договоров аренды и купли-продажи земельных участков.

8. Пунктом 2 ст. 32 ЗК установлена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в двухнедельный срок. В свою очередь, п. 8 ст. 30 ЗК устанавливает срок выдачи заявителю решения о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении или выписки из такого решения. Данные документы должны выдаваться заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Следует отметить, что любые правовые процедуры, в том числе процедуры, связанные с порядком предоставления земельных участков, функционируют значительно эффективнее, когда нормативными правовыми актами предусмотрены сроки их совершения. Поэтому представляется позитивным установление данных сроков непосредственно в ЗК.

9. Возможность обжалования действий (бездействия) государственных органов, в том числе решений, принимаемых такими органами, установлена многими нормативными правовыми актами РФ.

Применительно к правоотношениям, регулируемым ст. 30 ЗК, действует, в частности, ст. 52 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой закреплено право на обжалование решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Пункт 9 ст. 30 ЗК также содержит указание на возможность судебного обжалования решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.

10. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает правовые последствия признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства в судебном порядке. В этом случае суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Таким образом, указанные органы будут обязаны вынести решение о предоставлении земельного участка.

11. Законодателем установлены ограничения, когда порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта применяться не может. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, для того чтобы установить, возможно ли вообще предоставление участка с предварительным согласованием места размещения объекта, необходимо выяснить, утверждена ли в отношении данного земельного участка градостроительная документация о застройке, а также утверждены ли в данном поселении правила землепользования и застройки.

Кроме того, ст. 30.1 ЗК устанавливает, что для жилищного строительства земельные участки предоставляются в собственность либо в аренду без предварительного согласования мест размещения объектов и только на аукционе.

12. Пункт 12 комментируемой статьи содержит специальную норму, регулирующую предоставление земельных участков для строительства ограниченному кругу субъектов права: иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. В отношении упомянутых лиц земельным законодательством РФ установлены особые ограничения, которые должны соблюдаться и в случаях предоставления земельных участков для строительства.

К таким ограничениям относится запрет на предоставление в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК). На основании ФЗ о введении в действие ЗК до установления Президентом РФ перечня таких приграничных территорий земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам не предоставляются. Также федеральными законами могут быть установлены иные ограничения на предоставление земельных участков под строительство указанным лицам.

13. Пункт 13 комментируемой статьи устанавливает особенности предоставления земельных участков резидентам особых экономических зон и акционерным обществам, отвечающим указанным в тексте данного пункта условиям. Земельный кодекс устанавливает две такие особенности: предоставление названным субъектам земельных участков под строительство объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов.

Детальный порядок предоставления земельных участков установлен Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 30.10.2007).

По смыслу норм ст. 9 указанного Закона под резидентом особой экономической зоны понимается коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной понимается определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. При этом особые экономические зоны, за исключением портовых особых экономических зон, создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности (ст. 5 указанного Закона).

Особенность предоставления земельных участков на территории особых экономических зон (в том числе и для строительства) состоит, в частности, в том, что при ее создании полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования делегируются федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами.

На территории особых экономических зон права и обязанности резидентов указанных зон регулируются в значительной степени соглашениями об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности. Именно на основании таких соглашений с резидентами особых экономических зон заключаются договоры аренды земельных участков.

1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. 2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктами 2.1 и 2.4 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса, пунктом 4 настоящей статьи. 3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. 4. Земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, в аренду без проведения торгов и без предварительного согласования места размещения объекта. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок. В случае изменения размера ставки земельного налога размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке.

Консультации юриста по ст. 30.1 Земельного кодекса

Задать вопрос:


    Лидия Орлова

    На зем.участок написали два гражданина, если один отзовет заявление, то может получить другой этот участок без торгов и в какой срок можно отозвать

    Яков Муштаков

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, межевание земельного участка до выставления его на аукцион, делает администрация МО?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Вячеслав Краснополин

    скажите пожалуйста я ветеран боевых действий могу ли я получить землю, законом вроде такой пункт предусмотрен

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Зоя Тимофеева

    добрый день. я инвалид 3 группы,написала заявление на получение земельного участка в аренду под ИЖС в местную администрацию. Мне было отказано. так как я не предоставила план расположения участка. Правомерны ли действия администрации

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Евгений Бутрин

    Есть ли срок проведения подготовки торгов земли?. Запросили 5 соток под строительство дома, а районная власть сказала, что может дать акт выбора земли под строительство дома только после торгов и это тянется уже второй год.

    • Ответ юриста:

      Вам морочат голову.Читайте извлечение из Земельного кодекса РФ Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности(введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ)1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может (!) принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.Районная власть может и не предоставить землю, но об этом она должна вас проинформировать. Если вам не дают ответа, то вы всегда можете обратиться в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и требовать обязать их в суде предоставить вам земельный участок.

    Наталья Пономарева

    Вопрос юридического направления.. Я инвалид 2 гр. проживаю в городе Воронеже. Положен ли мне земельный участок в черте города по льготе или аренда. Если да то куда можно обратиться!

    • Ответ юриста:

      По вопросу бесплатного предоставления земельных участков инвалидам сообщаем следующее. Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность гражданам или юридическим лицам осуществляется за плату. Однако Земельный кодекс РФ допускает случаи, когда земельный участок в собственность можно получить бесплатно. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется только право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Льгот по бесплатному предоставлению земельных участков инвалидам указанный ФЗ не содержит. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой установлено общее правило приобретения прав на земельные участки. По общему правилу земельные участки для жилищного строительства должны предоставляться на торгах, по результатам которых с победителем заключается либо договор кули-продажи, либо договор аренды земельного участка. Следовательно, реализовать право на первоочередное получение земельных участков посредством применения данной нормы не представляется возможным в виду отсутствия в земельном законодательстве специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

    Тамара Иванова

    Как получить в аренду земельный участок?. Как получить в аренду у муниципалитета земельный участок под строительство дома, что для этого нужно, кому и какое заявление подавать, дайте полный ответ, какова процедура получения и реально ли это сделать без взяток и связей, какие расходы.

    • Ответ юриста:

      Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности1. Земельные участки для жил. строительства из земель, находящихся в гос или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных п/п 5 п1 ст24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п/п5 п1 ст24, п2.1 ст30 и п27 ст38.1 ЗемКодекса.3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.В 2-х недельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст29 ЗемКодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом гос. власти субъекта РФ, главой МО, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства РФ, субъекта РФ, МО в сети Интернет.В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст29 ЗемКодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.В Зем. Кодексе есть ещё статья касаемая этого вопроса, можно пойти и по ней:Ст. 30.2. Особенности предоставления зем. участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

    Елена Романова

    Я хочу взять участок земли в долгосрочную аренду и потом выкупить его. что для этого нужно и сколько это займет времени?

    • Ответ юриста:
  • Богдан Валерьев

    Как выкупить землю у государства под строительство дома (в собственнсть)

    • Ответ юриста:

      Земельный кодекс Российской Федерации Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Комментарий к статье 30.1 ЗК РФ:

1. Статья 30.1 была включена в ЗК с 1 ноября 2005 г. Жилищное строительство предполагает создание зданий, строений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), в которых расположены жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям в соответствии со ст. 16 ЖК относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Пункт 1 комментируемой статьи определяет способ предоставления земельных участков для жилищного строительства (без предварительного согласования мест размещения объекта) и те права, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам на земельные участки для данной цели. Учитывая эти положения, с 1 ноября 2005 г. государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления фактически утратили возможность приобретения земельных участков для жилищного строительства. Пункт 1 и 2 комментируемой статьи следует откорректировать и включить право постоянного (бессрочного) пользования в состав прав, на которых могут предоставляться земельные участки для жилищного строительства без проведения торгов.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи устанавливается общее правило о предоставлении земельных участков для жилищного строительства по результатам аукционов. Исключение из этого правила допускается при предоставлении земельного участка:

Лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости за счет бюджетных средств;

Лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории;

Единственному участнику аукциона, признанного не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников.

Положения комментируемого пункта сформулированы как императивные и содержащие исчерпывающий перечень случаев, когда для предоставления земельного участка аукцион не проводится (за исключением индивидуального жилищного строительства - п. 3 ст. 30.1). Норма п. 2 ст. 30 ЗК является специальной и подлежит приоритетному применению перед положениями п. 2 ст. 28, согласно которому возможно предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таким образом, действие п. 2 ст. 30 ЗК исключает применение п. 2 ст. 28 ЗК при предоставлении земельных участков для жилищного строительства (см. п. 2 комментария к ст. 30). В практике судов можно встретить решения о возможности распространения положений п. 2 ст. 28 ЗК на отношения по предоставлению земельных участков для строительства (см., например, Определение Судебной коллегии по гражданском делам ВС РФ от 14.03.2007 N 73-Г07-2).

Также с учетом специального характера норм комментируемой статьи, весьма спорными являются решения судов о правомерности предоставления земельных участков для жилищного строительства в аренду в порядке подп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК без проведения аукционов на основании заявления гражданина или юридического лица (см. Постановление ФАС Центрального округа от 19.02.2007 по делу N А54-2230/2006-С11).

3. Пункт 3 комментируемой статьи распространяется исключительно на отношения по предоставлению земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с



1. Земельные участки для жилищного строительства из земель,находящихся в государственной или муниципальной собственности,предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях,установленных подпунктом 5 и 5-1 пункта 1 статьи 24, - вбезвозмездноесрочное пользование без предварительного согласованияместаразмещения объекта (в ред. Федеральногозакона от 18 декабря2006г. N 232-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2006, N 52, ст. 5498; Федерального закона от30 ноября 2011 г. N349-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N49,ст. 7027).

2. Продажа земельных участков дляжилищного строительства илипродажаправа на заключение договоров аренды земельных участков дляжилищногостроительства осуществляется на аукционах, за исключениемслучаев, установленных подпунктом 5 и 5-1 пункта 1 статьи 24,пунктом2-1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38-1 настоящего Кодекса

(в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ -Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст.5498; Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N349-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7027).

3. Предоставление земельного участка в аренду дляиндивидуального жилищного строительства может осуществляться наоснованиизаявления гражданина, заинтересованногов предоставленииземельного участка (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005г.N 206-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,N1, ст. 17).

В двухнедельный срок со дня получениязаявления гражданина опредоставлении в аренду земельного участка исполнительный органгосударственной власти или орган местного самоуправления,предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принятьрешениео проведении аукциона по продаже земельного участка илиправана заключение договора аренды такого земельного участка либоопубликоватьсообщение о приеме заявлений о предоставлении в арендутакогоземельного участка с указанием местоположения земельногоучастка, его площади, разрешенногоиспользования в периодическомпечатном издании, определяемом соответственно уполномоченнымПравительством Российской Федерации федеральным органомисполнительной власти, высшим исполнительным органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации, главоймуниципальногообразования, а также разместитьсообщение о приемеуказанных заявлений на официальном сайте соответственноуполномоченногоПравительством Российской Федерации федеральногооргана исполнительной власти, субъекта Российской Федерации,муниципального образования (при наличии официального сайтамуниципальногообразования) в сети "Интернет" (в ред. Федеральногозаконаот 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ -Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2006, N 1, ст. 17;Федерального закона от 23июля2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2008, N 30, ст. 3616).

В случае, если по истечении месяца со дня опубликованиясообщенияо приеме заявлений о предоставлении в аренду земельногоучастка заявления не поступили, исполнительный органгосударственной власти или орган местного самоуправления,предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса, принимаетрешение опредоставлении такого земельного участка для жилищногостроительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первомнастоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежитзаключению с указанными гражданином в двухнедельный срок послегосударственногокадастрового учета такого земельного участка (вред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N206-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2006, N 1, ст. 17).

В случае поступления заявления о предоставлении в арендутакогоземельного участка проводится аукцион по продаже права назаключениедоговора аренды земельного участка.

(Статья 30-1 введена Федеральным закономот 29 декабря 2004 г.N191-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N1,ст. 17)



Просмотров