Реформы центрального государственного управления в первой половине XIX в. Высшие и центральные органы государственного управленияв России во второй половине XIX в

В первой половине XIX в. в государственном управлении существенно усилено значение высшего, императорского управления.

Александр I создал «Негласный комитет», который не имел официального статуса государственного учреждения, но оказал сильное влияние на изменения в управлении империей.

Также действовал созданный 30 марта 1801 г. Непременный совет , куда Александр I назначил 12 титулованных высших сановников.

Ряд проектов Совета получил силу закона, в том числе Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г.

Комитет министров - новый орган управления.

Под непосредственным руководством императора комитет рассматривал дела, тре­бующие новых законов, согласованных действий, и слишком за­путанные дела, непосильные одному министру, материалы се­натских ревизий, назначения, увольнения, награждения, выгово­ры местным администраторам и даже отдельные законопроек­ты.

Также изменены функции, состав, статус Сената. Имел громоздкую структуру, слабо функционирующий аппарат, раз­дробленный на обособленные департаменты, канцелярии со сме­шанными функциями.

Власть его ограничена только императором. Ему подчинены выс­шие, центральные органы управления, в том числе созданные министерства, судебная система.

Сенату надлежало быть высшим административным , судебным, контролирующим органом, проводить сенаторские ревизии, наблюдать повсеместно правосудие. Сенат был разделен на 9департаментов. Но останов­лен процесс превращения Сената в высший правительственный орган.

Он подчинен Госсовету. Его роль ограничена Комитетом мини­стров. Он снова превратился в выс­шее судебное учреждение.

Был создан Государственный совет в 1810. Совет получил статус совещательного органа, мог рассматривать проекты законов, уставы по предложению императора. Членами Госсовета являлись министры, Председательствовал император.

Госсовет имел департаменты.

Он вытеснил Непременный совет, повлиял на реорга­низацию Сената и органов центрального управления.

Святейший Сенод управлялся обер-прокурором, который выбирался из числа гражданских лиц; его назначал император.

Высшее духовенство вызывалось, а не собиралось на заседания сенода. Это означало полное подчинение духовной власти светской.

С 1802 – 1811гг была проведена министерская реформа. Ее целью было сделать министерство высшим органом исполнительной власти. Было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, коммерции, юстиции, внутренних дел, просвещения и финансов

В основе деятельности министерств лежал принцип единоначалия и строгое подчинение низшего высшему.

Николай I мнил себя знатоком во всех делах управления, он установил личный контроль не только над Госсоветом, но и над всеми высшими и центральными органами. Требовал четкого исполнения своих приказаний, пресекал малейшие про­явления самостоятельности, все, что шло вразрез с его прус­скими убеждениями об образе правления.

По форме государственного устройства Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией . Если у императора Александра I в начале его правления ещё были какие-то мечтания о либеральных преобразованиях, то в дальнейшем он от них избавился. Его преемник на престоле, Николай I вообще считал, что условия для каких-либо ограничений монархической власти в России ещё не созрели. Главное средство достижения политиче­ской стабильности в стране он видел в укреплении во­енного и бюрократического аппарата, как в центре, так и на местах.

Вместе с тем нарастание кризиса крепостничества, рост капиталистических отношений, уси­ление крестьянских выступлений - все это заставляло самодержавие приспо­сабливать административную систему к новым условиям.

Основные черты центрального управления:

1. В первой четверти века произошел переход от коллегиальной системы государственного управления к единоначалию. Это процесс был вызван как значительным ростом территории Российской империи, так и недостатками старой системы коллегиальных органов.

Их неповоротливость, не оперативность (все вопросы решались после обсуждения), неконкретная ответственность вызывали необходимость создания таких органов власти, которые могли бы принимать решения единолично и нести всю полноту ответственности за выполнение возложенных на них функций и задач. Этот процесс особенно ускорился после воцарения Александра I, вступившего на престол в результате дворцового переворота.

2. Во главе государства и его весьма обширного аппарата чиновников по-прежнему стоял импера­тор , наделенный властью неограниченного монарха. Правление Александра I (1801-1825 гг.) получило название «эпохи колебаний».

Воспитанный на либеральных идеях «просвещённого абсолютизма», он, с одной стороны, поддерживал конституционные надежды у своего ближайшего окружения, а с другой - всё больше склонялся к консервативным сторонникам сохранения незыблемости самодержавия.

Сменивший Александра I на троне, Николай I (1825-1856 гг.) отбросил все либеральные колебания. Его «охранительную» политику можно характеризовать как последнюю попытку сохранения феодально-крепостнического общественного и государственного строя.

3. Значительное влияние в первой четверти XIX в. приобрели совещательные органы при императоре Александра I.

Вместо «Совета при высочайшем дворе » в 1801 г. был создан «Непременный (т.е. постоянный) совет », состоявший из 12 сановников, в основном консервативного направления. Впоследствии он стал называться «Государственным советом ».

Этот орган предназначался для рассмотрения важнейших законопроектов и дел по государственному управлению.


Но главную роль в первые годы царствования Александра I стал играть «Негласный (т.е. тайный) комитет ». В него входили молодые, либерально настроенные друзья императора (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н.Новосильцев и Адам Чарторыйский). Именно они убеждали императора провести реформу государственного управления.

20 (8) сентября 1802 г. был издан манифест «Об учреждении министерств », которыми предполагалось заменить устаревшую систему петровских коллегий. Учреждалось 8 министерств: 1) Военных сухопутных сил; 2) Морских сил; 3) Иностранных дел; 4) Юстиции; 5) Внутренних дел; 6) Финансов; 7) Коммерции; 8) Народного просвещения.

Манифестом «Об учреждении министерств», которым было положено начало реформированию испол­нительной власти. Манифест окончательно утвердил в России отраслевой принцип организации управления. Этот принцип вообще характерен для буржуазного общества, построенного на рыночном механизме. Для Рос­сии его принятие являлось простым подражанием Западу, ибо здесь не мог действовать главный принцип буржуазной государственности – ответ­ственности министров перед парламентом. Министры, входившие в пра­вительство, назначались монархом и были ответственны перед ним. Прав­да, поначалу предполагалось, что будет введена «контрасигнатура», то есть скрепление министерскими подписями императорских указов, но это введение не состоялось.

Но и в таком виде учреждение министерств вместо коллегий было ша­гом вперед, ибо:

1) они действовали более оперативно;

2) усиливалась пер­сональная ответственность руководителей и исполнителей;

3) расширя­лось значение канцелярий и делопроизводства. Функции министерств (сначала 8-ми, с 1811 г. – 13-ти) были обширными и часто выходили за рамки их названий. Так, Министерство внутренних дел кроме организа­ции и поддержания общественного порядка управляло ещё промышленно­стью и строительством. Министерство просвещения кроме руководства образовательными учреждениями (от начальных училищ до университе­тов), управляло музеями, типографиями, библиотеками, занималось под­готовкой кадров для госаппарата, осуществляло цензуру.

Все они строились на основе единоначалия. В манифесте подчеркивалась и личная ответственность каждого министра за состояние дел во вверен­ном ему ведомстве.

Министры получали право законодательной инициативы. Ежегодно каждому из них полагалось представлять отчеты о своей деятельности императору и в Сенат .

Формально Сенат мог отменить распоряжение министра, если оно не соответствовало действу­ющему законодательству. Но, поскольку министры имели право личного доклада императору и часто исполняли его устные рас­поряжения, рассмотрение таких распоряжений в Сенате превращалось в простую формальность, а иногда вообще не проводилось.

Основой для создания Военного и Морского министерств, а так же Министерства иностранных дел стали существовавшие ранее коллегии, которые целиком вошли в состав новых органов и работали «по старому обряду». Другие министерства составились из нескольких старых или вновь создаваемых учреждений. Каждое министерство получило так называемый «Наказ », где определялись его задачи.

Одновременно с манифестом об учреждении министерств был обнародован указ «…О лицах, избранных в управление министерствами ».

Политика государства в отношении церкви в первой половине XIX в. определялась общими задачами перехода от коллегиальной системы управления к единоначалию. Но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника - обер-прокурора Священного Синода.

В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народ­ного просвещения.

Министру передавались административные функции Синода и уста­навливался контроль за его судебной деятельностью.

Однако Министер­ство фактически не функционировало и вскоре было упразднено (в 1824 г.), поскольку при решении о его создании не были приняты в расчет экономические условия существования духовенства и ряд других факторов.

В 30-х годах Синод окончательно превратился в безгласный совещательный орган при обер-прокуроре. Синод оказался отде­ленным от остальной церковной организации промежуточными светскими органами. Однако пре­обладание в структуре церковного управления государственных элементов не получило законодательного закрепления. Самодержавие и духовенство были обоюдно заинтересованы в сохранении некоторой формальной самостоятельности церкви с целью сохранения ее престижа и влияния на народные массы.

Первая половина XIX в. включает в себя два царствования: Александра Павловича I (1801–1825 гг.) и Николая Павловича I (1825–1856 гг.).

В этом периоде Российскому правительству пришлось решать несколько задач, которые в значительной степени определили дальнейшее развитие государственных и правовых институтов.

Первая задача возникла в связи с разразившейся во Франции в конце XVIII в. буржуазно-демократической революцией, которая свергла с престола династию Бурбонов и казнила короля Людовика XVI. Под влиянием этих событий в Европе зашатались другие троны, стали активно распространяться либеральные идеи: свободы (индивидуальной и политической), равенства, конституции, борьбы с тиранами и т.п. В России это влияние выразилось в движении декабристов, которые 14 декабря 1825 г. вывели войска на Сенатскую площадь в Петербурге под лозунгами уничтожения самодержавия и введения конституционного правления.

Закономерным явлением во внутренней политике российского правительства становится задача стабилизации монархической власти и ее частичное реформирование с целью укрепления государственности. Решить ее пытались оба императора и в особенности Николай I, который пришел к власти в разгар событий 14 декабря 1825 г., лично вел следствие по делу декабристов и сумел извлечь из него некоторые уроки.

Вторая задача органично вытекала из первой, но была поставлена экономикой, формирующимися в стране капиталистическими рыночными отношениями. Развитие товарно-денежного хозяйства сдерживалось наличием крепостного права. Пагубное влияние крепостничества сказывалось, во-первых, в том, что у производителей отсутствовали стимулы к повышению производительности труда, к накоплению средств. С другой стороны, прикрепление крестьян к земле не способствовало формированию рынка свободной рабочей силы. Рынок же не может развиваться без капиталов и наличия свободных рабочих рук.

Проблема отмены крепостного права, вставшая во весь свой рост ещё при Екатерине II, досталась по наследству ее внукам. Решить ее окончательно им не удалось, но значительные шаги в направлении ее решения ими были предприняты. О том свидетельствуют законы, с помощью которых социальные отношения приспосабливались к рынку: 1801 г. «о предоставлении купечеству, мещанству и казенным поселянам права приобретать покупкою земли»; 1803 г. – «Об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных»: 1842 г. – «О представлении помещикам права заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условленные повинности»; 1848 г. – «О предоставлении крестьянам помещичьим и крепостным людям права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество» и др.

На протяжении почти всей первой половины века российскому государству пришлось решать ещё одну, связанную с первой, задачу, которая отвлекала его от проблем внутренних. Это борьба с французской экспансией в Европе и собственная российская экспансия на всех направлениях: западном, восточном и южном. Россия была непременной участницей всех коалиций западных стран, пытавшихся сдержать распространение революционной французской «заразы» на континенте и унять непомерные амбиции императора французов – Наполеона Бонапарта.

Россия в этой борьбе пережила ряд блистательных побед, особенно в ее финальной части, но ещё больше было поражений и унижений (достаточно вспомнить поверженную и сожженную Москву). Тем не менее борьба завершилась победой, что резко подняло авторитет российского императора не только на внешней, но и на внутренней арене. Используя его, Россия продолжила наращивать свою территориальную мощь, превращаясь в огромную мировую державу (Польша, Финляндия, Молдавия, Кавказ, Средняя Азия, Казахстан вошли в этом периоде в ее состав). Правительство России было вынуждено в своей политике учитывать интересы наций, влившихся в состав империи, а с другой стороны, бороться со всякими центробежными тенденциями, распространять государственное право империи на новые территории и национальные окраины. Это была одна из сложнейших задач, с которой российское государство успешно справилось.

Итак, как реформировалась государственная система России? Что нового, достойного быть отмеченным, появилось в этом периоде?

8 сентября 1802 г. Александр I подписал манифест «Об учреждении министерств», которым было положено начало реформированию исполнительной власти. Манифест окончательно утвердил в России отраслевой принцип организации управления. Этот принцип вообще характерен для буржуазного общества, построенного на рыночном механизме. Для России его принятие являлось простым подражанием Западу, ибо здесь не мог действовать главный принцип буржуазной государственности – ответственности министров перед парламентом. Министры, входившие в правительство, назначались монархом и были ответственны перед ним. Правда, поначалу предполагалось, что будет введена «контрасигнатура», то есть скрепление министерскими подписями императорских указов, но это введение не состоялось.

Но и в таком виде учреждение министерств вместо коллегий было шагом вперед, ибо 1) они действовали более оперативно, 2) усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, 3) расширялось значение канцелярий и делопроизводства. Функции министерств (сначала 8-ми, с 1811 г. – 13-ти) были обширными и часто выходили за рамки их названий. Так, Министерство внутренних дел кроме организации и поддержания общественного порядка управляло ещё промышленностью и строительством. Министерство просвещения кроме руководства образовательными учреждениями (от начальных училищ до университетов), управляло музеями, типографиями, библиотеками, занималось подготовкой кадров для госаппарата, осуществляло цензуру.

В 1811 г. под руководством М. М. Сперанского был издан документ «Общее учреждение министерств», который определил правовой статус этих органов. Власть министров обозначалась в нем как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная императору. Аппарат министерств делился на департаменты (присутствия) по направлениям деятельности и канцелярии, в которых велось делопроизводство. В 1812 г. основан Комитет министров (Кабинет), в который помимо министров вошли председатели департаментов Государственного совета, Государственный секретарь (глава Госсовета) и назначенные царем некоторые высшие сановники им­перии. При Николае I в состав Комитета министров входил наследник престола.

Комитет рассматривал законопроекты, отчеты министерств, решал кадровые проблемы. Все его решения утверждались императором, кроме разного рода мелких дел (назначения пенсий, пособий и пр.). Комитет министров заменял императора в его отсутствие, а при нем осуществлял надзор за высшими органами управления. Таким образом, в лице Комитета министров Россия получила в начале XIX в. высший административный законосовещательный орган, который был упразднен только в апреле 1906 г. в связи с учреждением Государственной думы.

При Александре I были предприняты также попытки реформирования законодательной власти. Сначала предполагалось наделение законодательными правами реформированного Сената, но в 1810 г. после привлечения к разработке проектов государственных реформ М. М. Сперанского, в качестве аналога западных парламентов был создан Государственный совет (просуществовал до 1917 г.) с числом членов от 40 до 90 (в разные годы). Но это не был выборный орган. Члены Госсовета назначались императором из высших чиновников империи, а сам император председательствовал на его заседаниях и утверждал принятые им законы.

Основная работа по подготовке законопроектов осуществлялась в Первом департаменте законов, укомплектованном профессиональными юристами. Остальные четыре департамента руководили военными делами, делами гражданскими и духовными, экономикой. Пятый департамент управлял делами Царства Польского. При Александре 1 Госсовет главенствовал над системой министерств.

При Николае I всю систему центральных отраслевых органов государственного управления возглавила Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Госсовет и Комитет министров вынуждены были уйти в тень. С.Е.И.В. Канцелярия состояла из шести отделений, деятельность которых охватывала все сферы государственной жизни. Первое контролировало министерства, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Оно обладало законодательной инициативой и разрабатывало проекты законов. Второе Отделение осуществляло кодификационные работы, обобщало юридическую практику. Третье Отделение руководило борьбой с государственными преступлениями, с «революцией», осуществляло контроль за деятельностью религиозных сект, вело надзор за некоторыми категориями граждан, в том числе за неблагонадежными персонами, наблюдало за местами лишения свободы. Третьему Отделению подчинялась полиция и созданная в 1827 г. жандармерия. Оперативная работа велась в семи жандармских округах, на которые была поделена Российская империя. В губернских и портовых городах действовали команды жандармов, в задачу которых входило «усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения», а также «рассеяние законом запрещенных скопищ».

Четвертое Отделение С.Е.И.В. Канцелярии занималось организацией благотворительной деятельности и женского образования. Пятое Отделение подготовило и провело реформу управления государственными крестьянами. В Шестом Отделении сосредоточивались кавказские дела. В целом С.Е.И.В. Канцелярия фактически стояла над всем аппаратом управления, а права ее отделений не отличались от прав министерств.

При Александре I по инициативе Сперанского была предпринята также попытка реформировать процесс продвижения государственного чиновничества по служебной лестнице. До 1909 г. это продвижение до чина статского советника (5 класс – низший генеральский чин) осуществлялось по принципу выслуги. Прослуживший необходимое число лет чиновник получал следующий чин независимо от места, которое занимал, и от своих реальных заслуг. Вверх продвигались все: и нерадивые, и невежды. Особо стараться исполнять долг не было стимула, ибо вступивший в службу раньше, пусть не столь способный и нечистый на руку, был недосягаем для шедших после него.

По указу 1909 г. для гражданских чинов был введен образовательный ценз. Начиная с коллежского асессора (8 класс – низший штаб-офицерский чин), необходимо было иметь высшее университетское образование или сдать соответствующий экзамен. Для производства же в статские советники требовался ещё 10-летний стаж службы, в том числе 2 года на ответственных должностях.

Экзамен предполагал «грамматическое знание русского языка и правильное на нем сочинение», «знание по крайней мере одного языка иностранного и удобность перелагать с него на русский», «основательное знание прав естественного римского и частного гражданского с приложением последнего к российскому законодательству», «сведения в государственной экономии и законах уголовных», «основательное знание отечественной истории», истории всеобщей с географией и хронологией, «первоначальных оснований статистики» и «знание по крайней мере начальных оснований математики и общие сведения о главных частях физики». Все эти знания должны были способствовать не только совершенствованию умственных и деловых качеств чиновников, но и нравственности. И хотя этот ненавидимый косной чиновничьей массой закон был отменен в 1834 г., он сыграл свою роль в выработке критериев, которым должен был отвечать облеченный властью и исполненный чувства долга ответственный государственный человек. По авторитетному мнению современников он способствовал повышению культурного уровня чиновников.

В рассматриваемый период Россия оставалась неограниченной самодержавной монархией, в которой усилиями Александра I и его единомышленников были проведены реформы центрального государственного управления. Роль советников императора пытались играть во многом противоположные круги придворных. Негласному комитету, который составляли молодые образованные дворяне, противостоял формально учрежденный Непременный совет, включавший старых сенаторов-царедворцев.

План реформ был создан к октябрю 1809 г. и получил название "Введение к Уложению государственных законов". Основной целью предложенных преобразований помимо придания самодержавию внешних форм закона было ограничение его "внутреннею и существенною силою установлений". Сперанский, в частности, предлагал создать в России систему представительных по своему характеру учреждений для выражения мнения общества по важным государственным вопросам. Однако из всего проекта была реализована лишь часть, посвященная учреждению в России нового органа государственного управления – Государственного совета (1810). Сперанский, заняв пост государственного секретаря, сумел частично осуществить преобразования в области финансов, провести реорганизацию системы центрального отраслевого управления путем создания министерств.

Меры по реформе государственной службы были изложены в записке Сперанского "Об усовершении общего народного воспитания" (1808). Он предлагал ликвидировать чины, которые порождали злоупотребления и "развращали дух народный", позволяя некомпетентным лицам занимать высшие должности по выслуге лет. С августа 1809 г. стал действовать соответствующий указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Особое значение Сперанский придавал качественной подготовке юристов. По его инициативе группа выдающихся своими успехами в учении молодых людей была направлена для получения юридического образования в Германию и позднее составила костяк российской университетской профессуры в области юриспруденции. Сперанский явился автором проекта создания Царскосельского лицея – специализированного учебного заведения по подготовке высокопоставленных государственных чиновников.

Плоды реформ оказались устойчивыми к дальнейшим преобразованиям. Центральные учреждения дореформенного периода (Государственный совет, Комитет министров, Сенат, министерства, императорская канцелярия) сохранялись в России до начала XX в. Высшие органы государственной власти делились на органы верховного управления (Государственный совет и Комитет министров) и подчиненного управления (Сенат и министерства).

6.4.1. Органы верховного управления
Император

Главным органом верховного управления был российский император. В состав Основных законов, составляющих т. 1, ч. 1 Свода законов Российской империи, вошел: раздел 1 "О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти", где закреплялось существо самодержавной власти как неограниченной. Раздел определял, кроме того, порядок престолонаследия, порядок вступления на престол и присяги подданства, коронования и миропомазания, титул императорского величества и государственный герб. В Основных законах говорилось также о вере, о законах и о власти верховного управления. Раздел 2 Основных законов именовался "Учреждение об императорской фамилии", где определялись имущественные и другие нрава членов императорской фамилии.

В XIX – начале XX вв. Государственный совет становится одним из главных государственных органов Российской империи, сосредоточившим в своих руках законосовещательную функцию. Прообразом Государственного совета стал учрежденный в 1801 г. Непременный совет. План создания Государственного совета входил в число преобразований, предложенных в проекте Μ. М. Сперанского "Введение к Уложению государственных законов" (1809).

Совет был учрежден как орган законосовещательный. Согласно "Образованию Государственного совета" 1810 г., в его функции входило обсуждение общих мер внутреннего управления, вопросов войны и мира, рассмотрения ежегодной сметы государственных приходов и расходов и отчетов министерств. В состав совета входили "особы, призываемые в него верховной властью", и министры в силу занимаемой должности. Председательствовал в совете император или назначенное им лицо из числа членов совета. Во главе канцелярии Государственный совета стоял государственный секретарь.

Первоначально Государственный совет состоял из четырех департаментов: 1) законов; 2) гражданских и духовных дел; 3) государственной экономии; 4) военных дел. В 1832 г. был учрежден департамент Царства Польского. Такая структура совета сохранялась до 1826 г. При Николае I Государственный совет взял на себя решение важной задачи систематизации и кодификации российского законодательства. Для этого 6 декабря 1826 г. в его структуре появляется комитет для пересмотра всей предыдущей деятельности в области законодательства и управления. Окончательное устройство Государственного совета было определено Учреждением Государственного совета 1842 г. Подтвердив строго законосовещательный характер совета, Учреждение добавляет к кругу его полномочий многочисленные финансовые дела: от рассмотрения предложенных доходов и расходов городов и ежегодных смет столичных дум до дел об открытиях и изобретениях. Важной частью деятельности Совета было рассмотрение смет министерств и других государственных учреждений, вопросы о казенных сборах.

Собственная его императорского величества канцелярия

В царствование императора Николая I роль канцелярии, которая прежде ведала в основном перепиской императоров, существенно меняется. Канцелярия превращается в орган непосредственной связи верховной власти со всеми учреждениями и ведомствами, постепенно становясь важнейшим центром формирования внутренней и отчасти внешней политики. Этому назначению служило и устройство Канцелярии. Она состояла из отделений, каждое из которых было почти самостоятельным учреждением, начальник которого отвечал только перед императором. Первоначально в Канцелярию входили три отделения, созданные в 1826 г. I отделение ведало отчетностью министров, учетом личного состава чиновников, составлением высочайших указов, II – вопросами кодификации законодательства. Наибольшую известность приобрело III отделение, ведавшее вопросами внутренней безопасности (сыск и следствие по делам о государственных преступлениях, контрразведка, цензура и пр.). Возложенные на него обязанности исполнялись пятью экспедициями. Позднее число отделений Канцелярии увеличивалось по мере необходимости. После упразднения в 1882 г. II и III отделений она остается канцелярией императора, в том числе по заведованию личным составом чиновников.

К органам верховного управления по статусу примыкали так называемые Высшие комитеты (Кавказский комитет, Комитет железных дорог, Комитет Сибирской железной дороги и др.).

6.4.2. Центральные органы подчиненного управления
Сенат

При Александре I старые сенаторы попытались восстановить Сенат в прежнем значении, но попытка не удалась. Сенат сохранял статус высшего судебного места и органа надзора. Одной из форм административного надзора стали сенаторские ревизии на местах. По их результатам нередко возбуждались дисциплинарные и даже уголовные дела о злоупотреблениях или нерадении чиновников. Важной функцией Сената оставалось обнародование (распубликование) законов. Это означало, что первый департамент проверял формальную правильность издания законодательных актов.

С начала XIX в. важную роль в центральном управлении играют министерства , которые учреждаются взамен коллегий. Первые министерства появляются в Российской империи в 1802 г. Манифест от 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств называет министерством как ведомство всех министров, так и каждое из возглавляемых министрами восьми отделений, на которые разделялось со времени вступления в действие манифеста Управление государственных дел. Постепенно название укоренилось во втором значении. В 1802 г. были учреждены должности восьми министров: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, юстиции, финансов и народного просвещения. Позднее учреждаются министерство полиции, Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (1810), Министерство государственных имуществ (1837), Министерство двора и уделов (1826) и т.д. Министр ежегодно отчитывался перед императором, подавая тому письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей через Правительствующий Сенат. Важной частью отчета было изображение того, "какое употребление сделано из денег, отпущенных на годичное содержание" министерства. В задачу министра внутренних дел входило попечение о "повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи". Министерство юстиции унаследовало функции канцелярии генерал-прокурора Сената. Его главной задачей было комплектование и надзор за судебными учреждениями.

25 июня 1811 г. Александр I подписал Общее учреждение министерств, разработанное Сперанским по образцу устройства правительства и министерств наполеоновской Франции. Во главе каждого министерства должен был стоять министр, его замещал товарищ министра. При министре учреждались совет и канцелярия. Министерство делилось на департаменты, а те – на отделения и столы. В структуре сверху донизу действовал принцип единоначалия. В состав министерств включались также ученые комитеты, особые канцелярии. В структуре министерств до конца XIX в. не произошло серьезных изменений, однако соответствующий статус получили ведомство императрицы Марии (вопросы благотворительности и женского образования), Святейший Синод и Главное управление государственным коннозаводством. Министры назначались и отвечали только перед верховной властью.

Одновременно с министерствами возникают коллегиальные органы совещательного характера, в состав которых входят министры. Комитет министров сохраняет значение органа предварительного обсуждения всех дел, подлежащих докладу царю. В 1880-х гг. Комитет работал наиболее активно, занимался законодательными вопросами и важнейшими административными делами. В 1861 г. (неофициально – в 1857) был учрежден еще и Совет министров под председательством царя. Он включал не только министров, но и ряд других сановников. В его задачу входило обсуждение (обязательно в присутствии царя) общего плана управления, координация деятельности министров, составление плана законодательных работ. Правда, в реальности Совет почти не собирался, в том числе и потому, что до конца века отсутствовало положение о нем, не была определена процедура заседаний и их регулярность.

Несмотря на либеральные реформы Александра II, Россия и во второй половине века сохраняла признаки полицейского государства. Координация полицейского надзора осуществлялась III отделением Собственной его императорского величества канцелярии, при котором действовал корпус жандармов.

1. По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801-1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской Империи.

Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого Органа в различные годы составляла 40-80 человек.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государственным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления.

2. С созданием новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного учреждения страны. Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

3. В 1802 г. началась министерской реформа. В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. Министрам вверялась исполните1ьная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры должны были ежегодно представлять в сенат отчет о своей деятельности, но фактически они были ответственны перед императором.

Министры и товарищи министров(помощники) назначались императором, другие высшие чиновники - императором по представлению министра, низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделяв на департаменты и канцелярии.

Для решения межведомственных опросов одновременно с созданием министерств был образован Комитет министров. Председательствовал на его заседаниях император. В состав Комитета входили министры, главноуправляюшие на правах министров, председатель Государственного совета, председатели департаментов Государственной совета, государственный секретарь и другие чиновники в соответствии с назначением императора.

В 1812 г. было принято Учреждена Комитета министров. В соответствии с этим актом Комитет министров являлся центральным органом управления общей компетенции, в которую

Ходили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д. С усилением роли канцелярии значение Комитета министров стало падать.

4. В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты Суголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий. В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на которое возлагалось судебное управление.

5. В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.

В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы -станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался, губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.

6. Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в Европе.

Еще по теме 45. Система органов государственной власти в первой половине XIX века.:

  1. 26. Органы государственной власти и управления в первой половине XIX века.
  2. 26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Из­менения в центральных и местных органах власти и управления.
  3. Сенат в системе государственных учреждений Российской империи в первой половине XIX в.
  4. ХАСА У ШАПСУГОВ, НАТУХАЙЦЕВ И АБАДЗЕХОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
  5. Глава I. Избирательные права граждан германских государств в первой половине XIX века.
  6. 2.2. Усиление роли федеральной власти и жилищное право США в первой половине ХХ века.
  7. Глава 2. Генезис жилищного права США в период со второй половины XIX века до второй половины ХХ века.
  8. § 4. Значение отечественного конституционализма второй половины XIX - начала ХХ века для современной российской государственности
  9. 2.1. Становление жилищного права США во второй половине XIX века - начале ХХ века.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -



Просмотров