Расходы на переменную часть арендной платы. ЗАО «Объединенные консультанты ФДП

Ведущее место в российской пенсионной системе принадлежит трудовым пенсиям. Основанием для получения этой разновидности пенсионного обеспечения приобретает подавляющая масса занятых в производственной сфере и обслуживанию.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (далее Закон о трудовых пенсиях) вступил в действие 1 января 2002 г.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода. Которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях.

Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой части закона о трудовых пенсиях, в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Виды трудовых пенсий

Подавляющее число пенсионеров (ны­нешних и будущих) подпадает под действие Закона о трудовых пенсиях. Этим За­коном предусмотрены трудовые пенсии:

По старости;

По инвалидности;

По случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1)базовой части;

2)страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части;

2)страховой части.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Для назначения трудовой пенсии инва­лидам требуется подтвердить ограничение способности к трудовой деятельнос­ти III, II и I степени. Однако до 1 января 2004 г. на равных основаниях пенсия устанавливается соответственно инва­лидам I, II и III групп.

Отсутствие в Законе трудовой пенсии за выслугу лет не означает, что лица, имеющие длительный профессиональный стаж, утратили право на пенсионное обес­печение. Но теперь такая пенсия имену­ется досрочной пенсией по старости.

Источники и составные части трудовой пенсии

По новому пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 ян­варя 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной (причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы - мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1958 года рождения и моложе).

Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования.

Базовая пенсия по сути представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (по новому законодательству он равен для мужчин, как и ранее, 60 годам, для женщин - 55). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии - наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от |того, прекратил застрахованный работать или нет.

Размер базовой пенсии будет утверждаться ежегодно в Законе о федераль­ном бюджете вместе с указанием того объема финансовых ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплат.

Одним из важнейших показателей для назначения трудовой пенсии является в соответствии с Законом страховой стаж, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполненные на территории Российской Федерации, т.е. граждане Российской Федерации, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию и за которых уплачивались обязательные страховые взносы.

При подсчете страхового стажа учитывается то обстоятельство, что он подразделяется на часть стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного и часть стажа после регистрации. Часть стажа, предшествующая регистрации, должна подтверждаться документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателем. После регистрации страховой стаж подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета.

Источником финансирования базовой пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам утверждаемым законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. Сегодня механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог (ЕСН). Однако обсуждаются возможности выделения из ЕСН прямого пенсионного налога с перспективой уменьшения его и снижения налогового бремени на работодателей, осуществляющих уплату налогов и страховых платежей за своих работников.

Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсион­ный фонд Российской Федерации.

Источником финансирования страховой части пенсии является страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенси­онного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Та­ким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.

Размер страхового платежа для разных возрастных групп различен. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения он установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин. родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1958 до 1967 г. он составляет 12 %. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г. тариф платежа предусмотрено в период с 2002 по 2006 гг. снижать по одному процен­ту в год - с 11% в 2002 до 8% в 2006.

В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непос­редственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Накопление источников для финансирования страховой части и ее назначение при выходе на пенсию будет происходить следующим образом: страховые платежи поступают на лицевые счета граждан и суммируются там. Получен­ный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже дает прирост пенсионного капитала. К моменту выхода на пенсию образовавшаяся сумма пенсионных обязательств окончательно выверяется и делится на средний расчетный период нахождения на пенсии -- новым законодательством он установлен в размере 228 выплатных месяцев. Получившаяся величи­на и составляет размер ежемесячной страховой выплаты будущего пенсионера, которая будет по нормам закона повышаться путем индексации.

В отличие от базовой части, которую государство обязано выплачивать безусловно после достижения работником пенсионного возраста, страховую часть пенсионер по своему выбору может получать в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от получения ее. Последнее дает возможность существенно активизировать накопление обязательств на личных счетах и существенное (до 55-60%) увеличение страховой пенсионной выплаты.

Когда законодатель рассматривал эту норму, высказывались серьезные сомнения по поводу того, будут ли пенсионеры пользоваться ею. Как показал опыт первого полугодия пенсионной реформы, уже сегодня в разных регионах от 3 до 5% выходящих на пенсию но новым нормам отказываются от получения страховой ее части. Такой выбор, как правило, делают получатели высоких зарплат, продолжающие после выхода на пенсию работать, т.е. та самая категория, для которой и была задумана данная норма.

Накопительная часть пенсии по сути является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14-процентного страхового взноса. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего, в итоге, увеличить размер их пенсий.

Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1953 до 1967 гг. на накопление выделяется 2 % из 14 % страховых платежей, которые делает в их интересах работодатель. Для тех же, кто родился после 1967г., законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 г. до 6 % в 2006 г.

Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть лицевого счета застрахованного. Начиная с 2003 г. граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть, смогут принимать решения об инвестировании своих пенсионных накоплений (которые, впрочем, будут по правовому статусу оставаться в федеральной собственности) в те или иные виды активов, предлагаемые государственными агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами 1 .

На первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих на пенсию, в ее составе будут только две части - базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году.

Рассмотрим все эти виды трудовой пенсии, их структуру и примеры расчетов подробнее.

Статьей 3 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» закреплен основной круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.

Право на трудовую пенсию имеют как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Право на пенсию возникает при соблюдении ими условий, дающих право на такую пенсию. Как правило, это наличие страхового стажа требуемой продолжительности и достижение определенного возраста.

Однако следует обратить внимание, что имеется существенное отличие в круге лиц между гражданами РФ и иностранными гражданами и лицами без гражданства. У последних двух категорий лиц право на пенсию, как правило, возникает при наличии дополнительного условия, а именно постоянного проживания на территории РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами и заключенных Российской Федерацией, как я говорила, на принципах пропорциональности.

Статьей 4 закреплено несколько принципиально важных положений.

Первое положение заключается в том, что право на пенсию реализуется путем обращения граждан за пенсией , т.е. автоматического установления пенсии не происходит. Воля гражданина должна быть выражена путем подачи письменного заявления об установлении пенсии в территориальный орган ПФР по месту его жительства. Порядок обращения за пенсией регламентирован Правилами обращения за пенсией, утвержденных (уже упоминаемым мною в свете делегированных законодателем полномочий) постановлением Министерства труда и социального развития РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года № 17/19пб.

Второе положение заключается в том, что при наличии у граждан права на несколько видов пенсий, установлена может быть только одна пенсия . Это положение соответствует статье 33 Конвенции МОТ 1967 года за № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», устанавливающей, что в случае если застрахованное лицо имеет право более чем на одну пенсию по обязательному пенсионному страхованию, то ему устанавливается сумма, равная самой выгодной по размеру пенсии. При этом право выбора принадлежит самому гражданину и обычно критерием для выбора той или иной пенсии является ее размер.

Третье положение заключается в том, что в ряде случаев гражданин может иметь право на одновременное получение двух пенсий .

Впервые эта норма – о праве на две пенсии – была закреплена Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и касалась в первую очередь инвалидов вследствие военной травмы. Вопрос об установлении им наряду с трудовой пенсией и фронтовой неоднократно обсуждался еще в период действия союзного пенсионного законодательства.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части получения одновременно двух пенсий содержит отсылочную норму к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (№ 166-ФЗ от 15.12.2001 г.). В статье 3 данного Закона указаны шесть категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий .


К таким гражданам относятся:

во-первых , инвалиды вследствие военной травмы,

во-вторых , участники Великой Отечественной войны,

в-третьих , родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения либо умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы,

в-четвертых , нетрудоспособные члены семьи отдельных категорий граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

в-пятых , вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Категория вдов была расширена с 6 января 2007 года Федеральным закон от 21 декабря 2006 года № 239-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и статью 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

До этой даты право на две пенсии имели лишь не вступившие в повторный брак вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну и войну с Японией,

в-шестых , лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда. Эта категория получателей двух пенсий также появилась сравнительно недавно, с 10 декабря 2006 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.11.2006 № 196 «О внесении изменений в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, блокадникам устанавливается трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Членам семей военнослужащих и «чернобыльцев» – трудовая пенсия по старости или трудовая пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации».

В правоприменительной практике право на две пенсии имеют федеральные государственные служащие . Им устанавливается трудовая пенсия по старости (инвалидности) и пенсия за выслугу лет по статье 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Справедливости ради следует сказать, что многие специалисты не без основания считают, что данную категорию граждан нельзя в полной мере отнести к получателям двух пенсий. Поскольку, во-первых, пенсия за выслугу лет им назначается при условии назначения трудовой пенсии по старости или инвалидности и, во-вторых, размер пенсии за выслугу лет исчисляется с учетом установленного размера трудовой пенсии.

Кроме того, право на трудовую пенсию предоставляется некоторым категориям граждан, которые являются получателями пенсий по линии силовых структур и указаны в статье 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Это - вдовы и родители военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) вследствие военной травмы. Им, кроме пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с указанным Законом, могут устанавливаться трудовая пенсия по старости (инвалидности).

Также в статье 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закреплена норма об установлении наряду с пенсией, предусмотренной Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, накопительной части трудовой пенсии. Теоретически за счет права на накопительную часть трудовой пенсии круг получателей двух пенсий также может быть существенно расширен.

К наиболее распространенной категории таких лиц следует отнести граждан 1967 года рождения и моложе, которым пенсия по старости будет назначаться по нормам Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» за работу или проживание в зоне радиоактивного загрязнения. При соблюдении установленных условий они могут получать пенсию с учетом норм указанного Закона и накопительную часть трудовой пенсии.

К этой же категории можно отнести и получателей пенсий за выслугу лет из числа военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. При соблюдении установленных условий они могут получать пенсию с учетом норм Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и накопительную часть трудовой пенсии.

от 07/03/2019

Конституция и законодательство РФ гарантирует каждому гражданину право на пенсию, понятие пенсии тесно связано с социальным обеспечением по возрасту, болезни, потери кормильца и в др. случаях.

Пенсионное законодательство представляет собой свод законов РФ, принятых в разные периоды функционирования нашего государства. Здесь же и подзаконные акты и даже правовые акты СССР.

Основание права на пенсию содержит статья 39 Конституции РФ. Это право каждого на социальное обеспечение. В то же время право на пенсию возникает при наличии определенных условий. И именно они определяют и .

Право на пенсию, понятие пенсии в законе

Большинство населения воспринимает пенсию как ежемесячную выплату в связи с достижением определенного возраста. На самом деле, это и другая утрата возможности работать. Это и состояние здоровья, потеря кормильца.

Сам термин «пенсия» произошел от латинского слова pensiо. Что означает – платеж. С учетом законодательства РФ пенсию можно определить как ежемесячную выплату в денежной форме, назначаемую гражданам России и иностранцам, проживающим в России постоянно, в случаях, установленных законодательством, направленную на обеспечение средств к существованию таких лиц.

Таким образом, пенсия:

  • выплачивается ежемесячно;
  • закрепляется исключительно в денежной форме;
  • является основным источником средств к существованию;
  • право на пенсию зависит от наличия определенных условий, установленных в законе.

Доплаты к пенсии могут устанавливаться в натуральной форме. В виде набора социальных услуг.

Пенсионное законодательство Российской Федерации претерпевало и продолжает претерпевать изменения. Это не только законы, посвященные непосредственно пенсии. Речь идет о Законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». И Законе от 12.02.1993 № 4468- 1 (военная и иная служба), Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Вопросов назначения пенсий касается и Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (обязательное пенсионное страхование) и др.

Уполномоченным на взаимодействие с гражданами по пенсионным вопросам органом является Пенсионный фонд. При возникновении спора, заявитель вправе обратиться в суд с , которое рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. И поскольку право на пенсию, понятие пенсии — неотъемлемая часть естественных прав человека, такие споры часто суд рассматривает в пользу граждан.

Назначение пенсии - достаточно сложный процесс. Это особенно касается оценки документов, подтверждающих стаж работы. Для того чтобы качественно подготовить полный пакет документов для правильного назначения пенсии, гражданам не нужно дожидаться календарной даты наступления пенсионного возраста, а обратиться в ПФР заранее.

За назначением трудовой пенсии по старости имеют право обратиться мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Кроме того, право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют:

Работники, имеющие необходимый льготный стаж за работу в тяжелых и опасных условиях труда;

Мужчины, достигшие возраста 55 лет, и женщины, достигшие 50 лет, если они проработали не менее 15 лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно;

Педагоги и медицинские работники при наличии педагогического (25 лет) или медицинского стажа (30 лет);

Многодетные мамы, родившие и воспитавшие до восьмилетнего возраста пять и более детей (приобретают право на пенсию в 50 лет);

Матери (или отцы), воспитавшие ребенка-инвалида с детства (они имеют право выхода на пенсию на пять лет раньше общеустановленного возраста: женщины в 50 лет, мужчины в 55 лет).

Заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган ПФР по месту жительства за месяц до достижения возраста, дающего право на пенсию. Для назначения пенсии необходимо представить следующие документы:

а) Паспорт и копия стр.2-3, 5

б) Подлинник и копию трудовой книжки, либо нотариально заверенную копию трудовой книжки;

в) Другие имеющиеся документы о стаже (справки, договоры, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя и т.д.);

г) Военный билет (для мужчин) и копия;

д) Свидетельство обязательного пенсионного страхования;

е) Справку из органов службы занятости о получении пособия по безработице, если состояли на учете в качестве безработного лица;

ж) Справку, подтверждающую особый характер работы, для граждан, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда;

з) Свидетельства о рождении детей (женщинам) и копии, а также этот документ - мужчинам, которые имеют иждивенцев в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме

Если документы, необходимые для определения права на пенсию и исчисления ее размера, представлены в полном объеме, назначение пенсии происходит в десятидневный срок с даты подачи заявления о назначении пенсии. Однако практика работы органов ПФР показывает, что зачастую при назначении пенсий в трудовых книжках обнаруживаются ошибки. Например, нет записей о переименовании предприятия, сведения об изменении фамилии не соответствуют инструкции по ведению трудовой книжки и пр. Часто встречаются различные исправления, периоды работы, не заверенные печатью или подписью ответственного должностного лица, нечитаемая печать. Поэтому в ряде случаев требуются дополнительные подтверждающие документы. Например, справка из ЗАГСа об изменении фамилии, справка о работе, в том числе во вредных условиях труда (при назначении досрочной пенсии), справка о зарплате или другие документы, определяющие право на получение пенсии и влияющие на ее размер. На получение необходимых документов уходит немало времени, особенно если нужно делать запросы в другие регионы России, страны СНГ или обращаться в архив, если предприятие ликвидировано (отсутствуют номера или даты приказов о приеме (увольнении), нет записей о переименовании предприятия, не внесены сведения об изменении фамилии, имеются не заверенные исправления, подчистки и т.д.).

Избежать возможных заминок при оформлении пенсии поможет заблаговременная работа по сбору необходимых документов. Желательно начать ее не менее чем за 6 месяцев до наступления права на пенсию. Для этого гражданину необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства. Специалисты ПФР проконсультируют будущего пенсионера о том, какие документы необходимо собрать, а при необходимости окажут содействие в направлении запросов бывшим работодателям, оценят сведения, содержащиеся в представленных документах, их соответствие данным персонифицированного учета и правильность оформления документов.



Просмотров