Правила противопожарной безопасности для детей в школе. Правила пожарной безопасности в школах — основные требования

Правильная организация пожарной безопасности в учебных учреждениях особенно важна, учитывая склонность детей к шалостям, а также доступность в розничной сети большого количества пиротехнических изделий. Особое внимание следует уделять профилактической работе, включающей в себя: беседы с учащимися и их родителями, организацию обучения в игровой форме (викторины, конкурсы, встречи с работниками МЧС, экскурсии в пожарную часть), выпуск плакатов и раздача различной литературы на противопожарную тематику, просмотр тематических видеофильмов, знакомство с современным противопожарным оснащением.

Естественно, что для эффективного изучения правил пожарной безопасности для школьников должны быть использованы различные формы подачи материала для учащихся разных годов обучения:


Обязанности директора педагогического состава

Ответственным за выполнение правил пожарной безопасности в школе является директор. В его компетенцию входит контроль над соблюдением противопожарного режима учебных процессов и работы персонала. Ответственное лицо должно принимать немедленные меры по ликвидации потенциальных угроз и недостатков, которые могут стать причиной возникновения очага возгорания.

Директор или назначенное им ответственное лицо должны осуществлять все виды инструктажей пожарной безопасности: целевые, первичные, повторные или внеплановые, в соответствии с заранее разработанным и утвержденным графиком.

Должен быть разработан и утвержден план эвакуации из здания, а также установлены таблички по пожарной безопасности во всех помещениях и коридорах сооружения. Копии плана с подписью ответственного лица должна быть вывешены в видных местах на каждом этаже и в специализированных кабинетах, представляющих наибольшую угрозу (физики, химии, труда). С планом должны быть ознакомлены как преподавательский состав, так и учащиеся любого года обучения в доступной для них форме.

В соответствии с разработанным планом между учителями и старшеклассниками должны быть распределены порядок действий при чрезвычайных ситуациях, в том числе и при пожаре. В приказе по школе должны быть назначены ответственные за пожарную безопасность при осуществлении различных массовых мероприятий: праздников, утренников, концертов, олимпиад и т.п.

Инструкция по пожарной безопасности школы должна включать нормы поведения при эвакуации учащихся, а также действия персонала и учителей. В ней описаны норма содержания коридоров, главного и эвакуационных выходов, всего здания и прилегающей территории. В соответствии с нормативами все выходы из здания должны быть разблокированы, их нельзя использовать в качестве временных складов для инвентаря и материалов. Ключи от эвакуационных и центральных выходов должны храниться в канцелярии на видном месте в зоне доступности. Дубликаты, как правило, находятся на руках у персонала, рабочие места которого закреплены на первом этаже.

В инструкции должны быть подробно описаны меры безопасности при проведении ремонтных и технологических работ, связанных с пожароопасными процессами – электросварка, приготовление пищи в школьной столовой, практические занятия в кабинете химии и физики при изучении соответствующих тем. К инструкции рекомендуется приложить памятку «Порядок действия при пожаре», разработанную собственными силами в соответствии с действующими нормативами или приобретенную в службе МЧС. Копии данной памятки должны находиться в каждом школьном помещении. В здании должны быть предусмотрены отдельные места для курения, оборудованные первичными средствами для пожаротушения.

Эвакуация и правила поведения учащихся, педагогических работников и персонала

В соответствии с планом эвакуации назначаются педагоги, которые должны организовать (и нести ответственность) порядок выхода учащихся из здания. Как правило, в их функции входит регулировка потоков учеников и персонала на каждом этаже. В местах непосредственного возгорания ответственность за срочную эвакуацию и действия по первичному пожаротушению берет на себя педагог, находящийся в помещении.

В случае организации массовых мероприятий как в помещении школы, так и на прилегающей территории ответственность возлагается на организаторов. Они должны перед началом мероприятия осуществить проверку всех потенциальных путей эвакуации, произвести их расчистку и при необходимости и расставить временные пожарные знаки безопасности. Ключи от выходов должны находиться у организатора до полного окончания мероприятия (включая демонтаж декораций и вспомогательных устройств).

При обнаружении очага возгорания в помещении школы или признаков, сопровождающих горение (дым, запах паленого или газа) учитель должен оперативно оценить степень опасности возникшей ситуации, а также обеспечить быстрый и безопасный выход учеников из помещения и из здания. При этом необходимо исключить проявление паники и предотвратить пересечение потоков эвакуируемых. При уходе учитель должен выключить все электрооборудование в помещении.

Воспитатель: Дитюк Е.П.

Цель: учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, давать оценку поступкам и делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, интерактивная доска, презентация, видеофильм, сюжетные картинки с опасной ситуацией пожаров.

Ход занятия

I. Рассказ о причинах возникновения пожаров.

Учитель. В жизни человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники - все связано с огнем.
Долгие годы потребовались человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.
Но, как и вода, необходимая для жизни человека, приносящая огромные бедствия в период обильных паводков, так и огонь, создающий при помощи людей огромную пользу, при небрежном к нему отношении может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни.

Все вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины с тревожными сиренами. Пожар! Из-за чего же он происходит?

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете. И, тем не менее, количество пожаров растет.

Почему происходят пожары?

Примеры нескольких случаев с пожарами.

  1. 22 января. Родители ушли на работу, дома оставили 5-ти летнего сына. Спустя время в доме произошел пожар. О случившемся в дежурную службу МЧС сообщили соседи. Из-за позднего обнаружения пожара, спасти маленького Артёма было уже невозможно. К моменту приезда спасателей, крыша была полностью охвачена огнем, произошло обрушение. Тело ребенка работники МЧС обнаружили в ходе тушения под обрушившимися конструкциями дома.
  2. Десятилетний Иван шел к маме на работу и на улице возле дома увидел бочку с какой-то жидкостью. Он открыл бочку и бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги.
  3. Юра, играя в своей комнате со спичками, зажигал их и бросал в корзину с игрушками. Корзина загорелась, и пожар распространился по комнате. Спас его сосед.
  4. В одном из поселков Омской области дети во дворе дома сжигали мусор. Огонь перешел сначала на сухое сено, затем загорелись деревянные надворные постройки, в результате погибли два трехлетних малыша. Причиной этой гибели опять явилось неосторожное обращение с огнем детей постарше.
  5. Семилетний Дима решил поиграть со спичками в доме и тоже погиб. Просто у взрослых было много дел, никто и не задумывался о том, что за несколько минут может разыграться ужасная трагедия.
  6. Одиннадцати летний Миша принес в школу какой-то темно-серый порошок, неизвестный для него по происхождению и по составу, и предложил друзьям испытать его качества в огне. Алексей, Миша и Вадим развели костер; ближе всего к огню находился Алексей, ему Вадим и вручил порошок. С возгласами: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Алексей бросил порошок в пламя. Оно вспыхнуло, произошел взрыв. Алексей погиб, двое других мальчиков получили травмы и ожоги от вылетающих из костра предметов, осколков.

Демонстрация видеофильма, сюжетных картинок с опасной ситуацией пожаров.

Например: ребенок взял поиграть спички, и на нем загорелась рубашка; ребята собирали тополиный пух во дворе и подожгли его; мальчик стоит и поджигает мусор.

Каждый случай обсуждается по вопросу: правильно ли дети поступили или нет и почему?

Ребята совместно с учителем подводят итог, как нужно себя вести, чтобы не попасть в беду.

ПОЖАРНАЯ УГАДАЙ-КА

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.

Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
Учитель. Правильно, с огнём.

Без рук, без ног, а на гору ползёт (Огонь).

Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь).

Пословицы:

  • «Огонь не вода - схватит, не выплывешь».
  • «Воры обокрадут, стены останутся, а огонь в раз разорит».
  • «Огню да воде бог волю дал».
  • «Спи, царь Огонь», - говорит царица Водица».

При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.

При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «ноль - один».
И вот машины красные
Спешат в места опасные.

Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?

Дети. Это пожарные.

Учитель. Правильно,

III. Беседа «Сделать правильный выбор».

Инструктирование по правилам пожарной безопасности.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:

  1. Не играйте сами и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных для малышей.
  2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.
  3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети.
  4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости (например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.
  5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, солярки).
  6. Не оставляйте не затушенных костров - это может привести к пожару.
  7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут в ней, но и приводит к пожару.

Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим.

IV. Итог занятия.

  1. Были ли вы свидетелями пожара?
  2. Какова была причина пожара?
  3. Где у вас дома хранятся спички?
  4. Разрешают ли вам взрослые самостоятельно включать электроприборы? Если да, то, как вы контролируете, уходя из дома, отключены ли они?

Приложение 1

Памятка пожарной безопасности для детей

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

На территории Омской области ежегодно происходит много пожаров, причиной которых становится неосторожное обращение с огнем детей, травмы получают дети.
Одной из причин пожаров, происшедших по вине детей - это незнание элементарных правил поведения, отсутствие навыков обращения с огнем, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания.

Ребята! Чтобы избежать - пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности.

  • что брошенная ради баловства спичка может привести к тяжелым ожогам и травмами;
  • не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках, в подвалах;
  • не играйте со спичками, следите, чтобы со спичками не шалили ваши товарищи, маленькие дети;
  • не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, аэрозольные упаковки;
  • не растапливайте печи, не включайте газовые плитки;
  • не играйте с электронагревательными приборами - от них, включенных в сеть и оставленных без присмотра, может произойти пожар;
  • не применяйте свечи и хлопушки, не устраивайте фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, вблизи сгораемых предметов;
  • не направляйте пиротехнические изделия в лицо, на насаждения и строения;
  • не храните пиротехнические изделия вблизи нагревательных приборов и открытого огня.

Если пожар все-таки произошел, вы должны знать, что необходимо сделать в первую очередь:

  • немедленной вызывайте пожарных по телефону «01», не забудьте назвать свою фамилию и точный адрес пожара, позовите на помощь взрослых;
  • срочно покиньте задымленное помещение;
  • если помещение, в котором вы находитесь сильно задымлено, то намочите платок или полотенце водой и дышите через него, пригнитесь к полу, и двигайтесь по направлению к выходу вдоль стены;
  • самое главное: как бы вы ни были напуганы, никогда не прячьтесь в укромные места.

И помните, что легче предупредить, чем потушить!

Приложение 2

ПАМЯТКА о мерах по стабилизации обстановки с гибелью детей при пожарах, предупреждения пожаров по причине неосторожного обращения с огнем

Пожары, возникающие по причине детской шалости с огнем - явление, к сожалению, далеко не редкое. Финал таких пожаров может быть очень трагичным - гибель ребенка.

Почти все маленькие дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность; их неудержимо манит к этому чуду природы. В возрасте от трех до пяти лет дети в своих играх часто повторяют взрослых, имитируя их действия, труд. В этом возрасте детям хочется все скорее узнать и испытать на себе. Стремление к самостоятельности особенно проявляется, когда дети остаются дома одни.
Нельзя быть уверенным в том, что оставшись один, ребенок не решится поиграть коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который однажды видел в лесу.

Бывают случаи, когда взрослые ввиду разных обстоятельств вынуждены оставлять детей на какое-то время без надзора.

Это опасно, особенно если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут выйти из опасного помещения наружу.
Нередки случаи, когда шалость переходит в хулиганство. Ради развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие "самолетики", поджигают почтовые ящики, обшивки дверей квартир, бросают в подъезды, зажженные дымовые шашки, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.

Как правило, виноваты во всех этих шалостях, прежде всего родители, старшие братья и сестры, которые оставляют детей без присмотра в квартирах, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда, потакая детским капризам, разрешают самостоятельно играть со спичками, поручают малолетним детям присматривать за топящимися печами, включать электроприборы.

Что нужно делать для того, чтобы избежать пожара от детской шалости с огнем:

  • рассказывайте детям о пожаробезопасном поведении;
  • будьте примером во всех ситуациях, связанных с соблюдением правил пожарной безопасности;
  • не оставляйте спички в доступном для детей месте;
  • не поручайте детям разжигать печи, газовые плиты, самостоятельно включать электробытовые приборы;
  • следите, чтобы дети не разжигали костры;
  • уходя из дома, не оставляйте малолетних детей без присмотра взрослых;
  • организуйте ребенку интересный досуг.

Научите ребенка правильным действиям при пожаре.

При обнаружении пожара или признака горения (задымления, повышенной температуры, запаха гари и т.п.) ребенок любого возраста должен немедленно покинуть помещение.

Сообщить о пожаре взрослым или в пожарную охрану по единому телефону спасения «01».

Как говорят: «Запретный плод сладок!», поэтому полезнее объяснить еще раз ребенку о подстерегающей его опасности, таящейся в коробке спичек, зажигалке, чем просто сказать: «Нельзя!»

Очень важно, чтобы дети запомнили эти советы. Личным примером учите, детей соблюдению привил пожарной безопасности. Только большой заботой о наших детях мы сможем предупредить пожары от детской шалости с огнем, сохранить свой дом, имущество и самое дорогое - жизнь ребенка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бобровка

Красноармейского района Саратовской области»

«Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнем осторожны всегда!»

(Внеклассное мероприятие по правилам пожарной безопасности

Для детей младшего школьного возраста)

Подготовила:

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с. Бобровка

Кисель Татьяна Ефимовна

2013 год

Цель:

обобщение знаний учащихся о правилах пожарной безопасности, привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнем, формирование умений по выходу из пожароопасной ситуации, развитие познавательной деятельности, популяризация правил по противопожарной безопасности.

Задачи:

– закрепить знания о последовательности правильных действий в случае возникновения пожара и приёмах самоспасения;

– прививать навыки осторожного обращения с огнём;

– развивать речь учащихся;

– воспитывать самостоятельность, ответственность, находчивость и аккуратность.

Оборудование:1. Плакаты: «Спички не тронь, в спичках – огонь!»

«Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер: 01»

2. Выставка детских книг.

ТСО:

Компьютер с программой PowerPoint;

Мультимедийный проектор, экран;

Презентация.

Ход мероприятия

Учитель : Ребята, отгадайте загадки:

1. У меня характер яркий,

Аппетит у меня жаркий.

Я могу съесть целый дом,

Улицу, микрорайон.

Мне достаточно искры,

Чтоб взметнулись вверх костры.

Ты рукой меня не тронь.

Обожжешься! Я – …(огонь)

2. Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь.)

3. Что бывает, если птички, зажигают дома спички? (Пожар.)

Ведущий : Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено правилам пожарной безопасности.

Огонь – наш друг. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах, на фермах, в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, павшим на полях сражений. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете прославленные спортсмены всего мира.

Но огонь может превратиться в беспощадного врага, если с ним обращаться небрежно.

Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.

Нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, может привести к беде.

1 ученик:

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь,

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищник делает бросок!..

2 ученик:

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный, синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь-огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

3 ученик:

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

4 ученик:

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите ребята вокруг:
Нам огонь – повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

Просмотр презентации «Осторожно, огонь!»

Учитель: - Да, пожары несут громадные убытки имуществу населения. Но самое страшное – уносят человеческие жизни. А что становится причиной пожаров? (Неправильное поведение людей)

Неосторожное обращение с огнём;

Нарушение правил эксплуатации электроприборов и электрооборудования;

Оставленная свечка;

Замыкание электропроводки;

Оставленные костры;

Утечка газа.

Стихотворение-памятка «Из-за чего может возникнуть пожар?»

1ученик: Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но может много сделать зла.

2 ученик: Сам костер не разжигай

И другим не позволяй:

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

3 ученик: Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый –

Наш надежный старший друг.

Учитель: А если же стряслась беда, что тогда нам делать?

4 ученик : При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают «ноль - один».

И вот машины красные

Спешат в места опасные,

Прохожие сторонятся –

Пожарные торопятся.

Учитель : А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой?

(Во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждет. Этот номер можно набрать по телефону даже в темноте – на диске телефона последняя цифра и первая ).

Учитель : На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди - пожарные. Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты локализовать огонь и свести до минимума нанесенный пожаром ущерб. Зачастую пожарным помогают и обычные люди.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Из какого произведения эти строки? (С. Михалков «Дядя Степа».)

Учитель : О причинах пожаров и бедах, которые приносит огонь, написано немало книг, в том числе для детей. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

На нашей выставке представлена лишь небольшая часть таких книг.

А сейчас вспомните, из каких произведений взяты следующие строки?

Викторина по литературным произведениям, в которых повествуется о пожаре:

l. Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

Из огня спасает дом...

(С. Михалков «Дядя Степа».)

2. Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй! Пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

(К. Чуковский «Путаница».)

«Пожар! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом. (С. Маршак «Кошкин дом».)

Учитель : Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности. Что же нужно сделать, если...

Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой, а залей его.. . (водой).

Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички те... (отнять).

Если где хранится мусор или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться, навести порядок там.

Метлу, лопату взяли и быстро все... (убрали).

Конкурс «Ситуации»

(Детям предложены различные ситуации и варианты ответа. Необходимо быстро поднять карточку с номером правильного ответа.)

  • Если у вас мелкое возгорание…
  1. …надо спрятаться под кровать.
  2. …надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом)
  3. …надо убегать из дома.
  • Если в помещении много дыма…
  1. …необходимо быстро убегать.
  2. …необходимо двигаться ползком.
  • Если невозможно потушить возгорание…
  1. …надо покинуть помещение.
  2. …надо спрятаться в другое помещение.
  • Если загорелась одежда…
  1. …бегать в горящей одежде, чтобы погасить пламя.
  2. …падать на пол и кататься.
  • Пожарных вызвать по телефону…
  • Пожарным необходимо сообщить…
  1. …фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.
  2. …фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания.

Учитель: Самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Учитель: Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу,

И квартиру от огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Молчат )

Кто соседней детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья )

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

(Молчат )

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто помочь другому рад?

Кто пример для всех ребят?

(Это я, это я, это все мои друзья )

Заключительное слово учителя:

Учитель : Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, любое предприятие, где работают ваши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей. Будьте предельно осторожны в обращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!

(В конце мероприятия всем детям раздается памятка)

Памятка «Как вести себя на пожаре»

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону

"О1" или попроси об этом соседей.

  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
  • Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
  • Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.
  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

Правила пожарной безопасности для школьников

Немаловажным аспектом в обучении детей школьного возраста правилам пожарной безопасности является непосредственное участие родителей в этом процессе. Родителям необходимо не только напоминать детям о мерах пожарной безопасности, но и самим неукоснительно соблюдать данные правила, в целях безопасности и предотвращения пожаров.
Не следует оставлять на видных местах спички, зажигалки, следить за исправностью электроприборов, степенью изношенности изоляции электрошнуров, прятать от детей емкости с химикатами и горючими веществами и т. п.
Родителям необходимо как можно чаще проводить беседы с детьми о том, как они должны себя вести при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Основные правила поведения при пожаре

Эти правила очень важно запомнить детям. Если в квартире возник пожар и рядом нет взрослых, что делать:

1. Не паниковать, постараться быть собранным и внимательным.

2. Вызвать пожарную службу по телефону 01. Сообщить свою фамилию, точный адрес, этаж, сказать, что и где горит.

3. Если возможно сообщить о пожаре соседям.

4. Небольшое возгорание можно попытаться затушить подручными средствами, если в доме нет огнетушителя: кроме воды, которую необходимо во что-то набирать, подойдет мокрая ткань (простыни, полотенце), плотное одеяло, подойдут также песок, земля, если они есть в доме.

5. Не пытайтесь погасить сильный пожар самостоятельно, старайтесь быстрее покинуть помещение.

6. Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату, нужно постараться покинуть в квартиру.

7. Дым не менее опасен, чем огонь. Если в помещении дым, нужно закрыть нос и рот влажным платком или шарфом, лечь на пол и ползком пробираться к выходу – внизу дыма меньше.

8. Если произошло возгорание в бытовом электроприборе, нужно попытаться выдернуть вилку из розетки или обесточить через электрощит.

9. Если загорелся телевизор, его необходимо обесточить, накрыть плотной тканью, если он продолжает гореть, можно попробовать залить воду, через отверстие в задней стенке, только при этом, в целях безопасности, нужно стоять сбоку, так как экран может взорваться.

10. Если пожаром охвачена одна из комнат, нужно плотно закрыть дверь горящей комнаты и постараться уплотнить дверь, смоченными в воде тряпками, там, где есть щели, чтобы не проходил дым.

11. Если горит соседняя квартира, и в тамбуре, и на лестничной площадке огонь, и нет возможности выхода по лестнице на улицу, необходимо уплотнить входную дверь в квартиру и поливать ее водой до приезда пожарной бригады.

12. Если придется пробираться через помещение охваченное огнем, нужно облить себя водой, намочить одеяло или покрывало, накрыться им, набрать в легкие воздуха, постараться задержать дыхание и как можно быстрее преодолеть опасное место.

13. Если нет возможности выбраться из горящей квартиры, надо выйти на балкон, плотно закрыв за собой дверь. Лучше не спускаться с балкона с помощью простыней или веревок – это очень опасно.

14. Во время пожара в подъезде лифт может отключиться, поэтому пользоваться им нельзя ни в коем случае.

Если на человеке горит одежда.

1. Если на вас горит одежда, ни в коем случае не пытайтесь бежать, огонь будет разгораться еще сильнее.

2. Нужно как можно быстрее сбросить горящую одежду, постараться сбить пламя – падайте на землю и катайтесь, если поблизости есть лужа или снежный сугроб – падайте в них.

3. Если находитесь в помещении, можно набросить на себя какую-нибудь плотную ткань (одеяло, покрывало, пальто), только оставляйте открытой голову, чтобы не задохнуться дымом.

4. До приезда врачей не снимайте самостоятельно одежду с обожженных участков тела!

Первая помощь при ожогах.

1. Приложите к месту ожога влажную и холодную ткань, хорошо, если есть

2. стерильный бинт, салфетки (обычно они есть в аптечках у водителей), можно смачивать пораженный участок холодной водой.

3. Не отдирайте одежду от пораженных участков, не смазывайте ожог маслами и мазями, ждите приезда скорой помощи.

Правила пожарной безопасности в лесу.

1. Нельзя разводить костры в жаркую, сухую, ветреную погоду.

2. Разжигать костры следует в специально предназначенных для этого местах.

3. Хорошо, если около места разведения костра будет вода и ветки для захлестывания огня на случай распространения пламени.

4. Не желательно разводить костры рядом с деревьями – это небезопасно и может привести к гибели деревьев.

5. Если в лесу начался пожар, главное – не дать огню распространиться. В случае, если потушить огонь своими силами не получается, необходимо срочно сообщить о пожаре в пожарную службу по номеру «01».

6. При тушении возгораний своими силами можно использовать, кроме воды, способ «захлестывания огня по кромке пожара», для этого подойдут зеленые ветви, можно засыпать кромку пожара грунтом, для перекрытия доступа воздуха и охлаждения горящих материалов.

В ходе обучения детей правилам пожарной безопасности родителями и педагогами необходимо сформировать у ребенка понимание потенциальной опасности, которую несет огонь. Очень важно, чтобы дети осознали необходимость соблюдения правил пожарной безопасности везде, где бы они не находились: в доме, квартире, на улице, в лесу и в любых других помещениях и местах. Дети являются самыми незащищенными от пожаров, так как в основном они не имеют необходимых знаний и навыков в пожарной безопасности. И поэтому как в школе, так и дома они должны изучать правила пожарной безопасности.

Каждый год в пожарах погибает огромное количество людей, и многие из них дети. Огонь является неотъемлемой частью жизни человека, ведь с его помощью можно и пищу приготовить, и обогреться, и осветить помещение и так далее. Но бывают случаи, когда огонь просто выходит из-под контроля и начинается пожар. А пожар является неконтролируемым горением, сжигающим все на своем пути и наносящее огромный материальный ущерб, опасность для жизни и здоровья людей, а также причиняющее вред государству и обществу.

Для того, чтобы предупредить возникновение пожара, необходимо в первую очередь помнить о том, из-за чего они появляются. К таким причинам относятся: неаккуратное пользование с огнем (это разведение костров и неправильное обращение с ними, использование горючих веществ для розжига костров и так далее), нарушение правил использования электроприборов (это когда в одной розетке включено очень много электроприборов, особенно мощных, использование неисправных электроприборов, забытые включенные утюги и так далее), нарушение техники безопасности при использовании печей (использование бензина. , для того, чтобы разжечь печь, неправильное устройство дымоходов и так далее), игра детей с огнем (игры со спичками, неправильная эксплуатация хлопушек, петард и так далее) .

И это далеко не все, что может вызвать пожар. Пожар может произойти также и из-за газовой плиты, которая неисправна, и из-за не затушенного окурка от сигареты, и при умышленном поджоге и многое другое. Таких причин множество. Ведь по статистике, девяносто процентов всех пожаров происходит именно по вине человека. Поэтому очень важно знать правила предупреждения пожаров, чтобы в экстренной ситуации не растеряться, а уметь принять необходимые меры, которые помогут значительно снизить потери или отвернуть беду....

В первую очередь важно знать, чего делать нельзя, чтобы не вызвать пожар. Категорически запрещено: пользоваться поврежденными розетками; пользоваться проводами, у которых нарушена изоляция; использовать самодельные электроприборы; пользоваться неисправными электрическими и газовыми приборами; применять не по назначению приборы и нарушать их инструкции; включать в одну розетку большое количество электроприборов, особенно, если у них большая мощность; оборачивать либо накрывать обогреватели, электролампы или светильники; оставлять без присмотра в рабочем состоянии телевизоры, утюги и электрические плиты; пользоваться пожароопасными предметами вблизи открытого огня, либо распылять их; подогревать горючие и взрывоопасные материалы на электрической или газовой плитах; зажигать рядом с елкой хлопушки, бенгальские огни, фейерверки; оставлять без присмотра печи либо оставлять следить за ними детей; загромождать аварийные выходы (чердаки, лестничные площадки, люки и так далее) мебелью или другими вещами.

Способы предупреждения пожара различны между квартирой, в которой, в основном, пользуются электроприборами, и деревянным домом, в котором нет электричества и воды, а пользуются печью, свечами, керосиновой лампой и так далее. Но, общими мерами пожарной безопасности являются: умение предотвратить близость раскаленных предметов, пожароопасных предметов, жидкостей и так далее; предупредить неверное использование пожароопасных приборов; не допустить бесконтрольное горение, которое может перейти в пожар.

Если все же пожар начался, либо возникло задымление или почувствовался запах гари, то необходимо срочно звонить в пожарную службу по номеру «01″. В таком случае необходимо четко и внятно объяснить адрес, где появился пожар, количество этажей, количество людей в доме или квартире, если на тот момент они там есть, и возможные подъезды к дому. Если есть возможность, то пожарную машину лучше встретить, это поможет сократить время, которое очень дорого во время пожара. По возможности необходимо произвести эвакуацию людей. При этом необходимо учитывать, что если в доме имеются дети, то они во время пожара довольно часто прячутся в шкафы, под кровати, столы, в туалеты и ванные комнаты и не редко на зов не откликаются.

В тех случаях, если пожар потушить своими силами не получается, то лучше дождаться пожарников, которые имеют специальное оборудование и опыт по борьбе с пожаром. Да и находиться в здании, где произошел пожар можно только в специальной одежде, имея при себе необходимое снаряжение. Поэтому школьнику достаточно просто сообщить о пожаре, предупредить всех взрослых и выйти из здания, закрыв за собой плотно дверь, для того чтобы воздух не проникал в горящее помещение. Это делается для того, чтобы без поступления воздуха, огонь уменьшился либо и вовсе потух.... Если возможности выйти из горящего дома нет, то необходимо применить меры защиты от дыма, огня и других факторов. Таких мер очень много и с каждым днем их появляется все больше и больше.

Опасными для жизни и здоровья людей являются такие факторы, как открытый огонь, искры, токсичные продукты горения, повышенная температура предметов и окружающей среды, падающие строительные конструкции в здании, взрывы и так далее. Во время пожара появляется опасность поражения током. Также большую опасность несет сильное переохлаждение деталей углекислотного огнетушителя. Также является опасным то, что при попытке выбраться из охваченного огнем здания, люди часто выпрыгивают из окон и балконов, при этом травмируя себя либо разбиваясь насмерть. Также при попытке выбраться из горящего здания, людей охватывает паника, при которой они перестают себя контролировать, и в суматохе начинают сбивать друг друга с ног, пытаясь первыми выбраться наружу.... Самым опасным фактором появления пожара является открытый огонь. Для того, чтобы его ликвидировать либо не дать распространиться можно применять различные средства, которые делятся на подручные и табельные. Подручными являются вода, песок, одеяло и так далее. К табельным относятся огнетушитель, топор, багор и так далее. Самыми распространенными являются огнетушители.

Для того, чтобы применить огнетушитель, необходимо внимательно изучить инструкцию, и лучше это сделать заранее, до того как его придется применять.

Самым доступным средством тушения пожара является вода. Ею можно тушить только обычные предметы (дерево, ткань, бумагу и так далее). Категорически запрещено тушить водой электроприборы, которые находятся под напряжением, горючую жидкость (ацетон, бензин и так далее) , а также вещества, выделяющие при реакции с водой, горючие и токсичные газы (сода, карбид кальция, калий и другие) . Песком можно тушить небольшие пожары, но только не горючие жидкости. При тушении небольшого пожара можно использовать любые средства: мокрые тряпки, зеленые ветви, пальто и так далее.... Пожары в школах происходят довольно часто. Пожарная безопасность в школе должна обеспечиваться как директором, так и учителями, в том числе преподавателем ОБЖ. Для того, чтобы обеспечивалась пожарная безопасность для школьников в школе, должно быть назначено лицо, ответственное за нее, а также необходимы приказ об установлении противопожарного режима и перечень документов по пожарной безопасности.

Также в школы должны приходить сотрудники МЧС и проводить уроки для школьников. Однако для каждой категории детей уроки по пожарной безопасности проходят по-разному. Так младшие классы с первого по четвертый изучают простые меры безопасности. Они учат, что такое огонь, какую пользу и вред он несет, последствия игр с зажигалками, спичками и свечами; изучают причины возникновения пожара, правила поведения при пожаре, средства тушения пожара и узнают о работе пожарных .

Отправляя своего ребенка в школу, родители обычно спокойны и уверены в его безопасности. Они даже не подозревают, какая большая работа для этого проводится. Одно из основных направлений деятельности по охране здоровья учащихся — пожарная безопасность в школе.

Профилактическая работа

На территории учебного заведения проводятся еще до начала учебного года. В летний период классы, в которых будут обучаться дети, обследуются специальными комиссиями. Работниками пожарного надзора выносится решение о признании школы безопасным местом.

Для того чтобы учебные помещения оставались безопасными, не стоит загромождать их лишними предметами: мебелью, приборами, пособиями и другими принадлежностями. Число парт также должно соответствовать нормам проектирования. Если в кабинете, мастерской или лаборатории проходили занятия с использованием пожароопасных или взрывоопасных веществ и материалов, их необходимо убрать в предназначенные для их хранения помещения.

Кроме того, в нужно разъяснять, что пожарная безопасность в школе зависит в первую очередь от них самих. В настоящее время разработаны познавательные инструктажи для учащихся разных классов. Изучение основ пожарной безопасности для младших классов проводится занимательно, в игровой форме.

Со старшими классами организуются беседы о важности ответственного отношения к школьному имуществу, подчеркивается опасность огнеопасных и взрывоопасных материалов для здоровья и жизни детей.

Инструкция

Директор школы утверждает и следит за выполнением инструкции о мерах пожарной безопасности. В ней освещаются нормы содержания школы и ее территории, а также коридоров, по которым будет проходить эвакуация.

Подвал и все выходы из школы необходимо поддерживать свободными от посторонних предметов. Ключи от них обычно хранятся в канцелярии, а также у персонала, работающего на первом этаже.

Предусматриваются места курения, а также меры безопасности при проведении технологических и огневых работ. Подробно рассматриваются действия и обязанности работников школы при пожаре.

К данной инструкции будет уместно приложить памятку «Порядок действий при пожаре». Кроме того, данная памятка должна быть в каждом помещении школы. Также в приложении размещается план эвакуации учащихся, педагогов и другого персонала из здания школы в случае пожара.

Порядок действий при пожаре в школе

Эвакуация

Организация порядка эвакуации учеников и персонала предусматривает назначение педагогов, несущих ответственность за порядок выхода из здания в случае пожара. Обычно они отвечают за регуляцию потоков людей на каждом этаже школы. Если пожар возникает в учебном кабинете, спортивном зале или мастерской, эвакуацию проводит педагог, ведущий в данный момент занятие.

Во время массовых спортивных и культурно-развлекательных мероприятий в школе ответственность за пожарную безопасность возлагается на организатора. Ответственный сотрудник также должен до начала мероприятия проверить состояние путей возможной эвакуации учащихся.

В течение года с теми людьми, которые были назначены ответственными за эвакуацию при пожаре, проводятся специальные занятия и инструктажи. Классные руководители вносят в план воспитательной работы беседу с учениками о важности соблюдения норм пожарной безопасности. Кроме того, учитель курса «Основы безопасной жизнедеятельности» во время учебных занятий изучает и отрабатывает с детьми правила поведения в случае возникновения пожара.

План эвакуации вывешивается на заметном месте в виде таблички на всех этажах школы . Он содержит словесное описание и графическую схему этажа с путями эвакуации, местами хранения средств связи и пожаротушения. Обязательно наличие подписи ответственного за пожарную безопасность и директора.

Общие правила безопасности

Трагедии можно избежать, если правила пожарной безопасности будут известны и неуклонно соблюдаться всеми — от самого младшего школьника до управленческого звена. Если каждый во время пожара будет придерживаться , позаботится не только о сохранении своей жизни, но и о безопасности других, гибели людей можно избежать.

Все средства, необходимые для тушения пожара, должны быть в наличии и прямой доступности. К обязанностям каждого относится вызов пожарных, эвакуация людей из помещения и по возможности предотвращение распространения огня. Не стоит стремиться спасать материальные ценности, если жизнь людей под угрозой.

Внешкольные мероприятия

Чрезвычайную ситуацию в школе будет легче предупредить, если будет прослеживаться в различных учебных занятиях и внешкольных мероприятиях. Уроки ОБЖ привлекут учащихся, если в роли учителей выступят, например, начальник пожарной части или непосредственно бойцы-пожарные.

Мощный профилактический заряд принесет урок-экскурсия в пожарной части. Конкурсы, праздники, эстафеты, сценки на тему пожарной безопасности можно включать в любой этап спортивного соревнования. Приведем некоторые примеры организации подобных мероприятий:


Таким образом, усвоение детьми правил безопасного поведения, заботливого отношения к окружающему миру происходит во время игры, творческой и общественно-полезной деятельности.



Просмотров