Какая организационно правовая форма у пожарной части. Должностная инструкция пожарного

Общие положения

От надлежащего правового обеспечения деятельности любой общественной службы, в т.ч. и пожарной охраны, во многом зависит успех дела.

Деятельность пожарных частей (специальных частей), функции, права и ответственность сотрудников данных учреждений регламентируется рядом нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов Российской Федерации и её субъектов. К таким актам (документам) относят Конституцию РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ и её субъектов, приказы и распоряжения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, технические регламенты, государственные стандарты, нормы, правила и др.

Основным фундаментальным документом является Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Данный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Федеральный закон содержит много принципиальных положений. Объявив обеспечение пожарной безопасности одной из важнейших функций государства, Закон исчерпывающе определил и задачи пожарной охраны: организация предупреждения пожаров на народнохозяйственных объектах и в населенных пунктах страны и тушение возникающих пожаров. Впервые в истории нормотворчества по вопросам организации пожарной охраны в законодательном акте появилась категорическая норма: «… К действиям по предупреждению и ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается».

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ дана принципиально новая редакция Федеральному закону Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Сущность нововведений, касающихся организационных проблем деятельности пожарной охраны и проблем службы (работы) её личного состава, сводится, в основном, к следующему.

Узаконено, во-первых, новое определение самого понятия пожарной охраны, расширяющее её полномочия.

Дается новое определение понятию «государственный пожарный надзор». Появился как легитимный «…ведомственный пожарный надзор…» - работа ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения «…организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки». Термин «сертификация» изменен на понятие «подтверждение соответствия», исключена возможность «…утверждения перечня продукции и услуг, подлежащих сертификации», что само по себе исключает противоречие подобной нормы действовавшего закона «О пожарной безопасности» Федеральному закону от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Таким образом, Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ дав новую редакцию закона «О пожарной безопасности», существенно обогатил правовую базу российской пожарной охраны, определил пути, направления и перспективы коренного реформирования и дальнейшего развития пожарной охраны страны.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» Правительством Российской Федерации 20 июня 2005 года принято постановление № 385 «О федеральной противопожарной службе», которым утверждено положение о данном виде службы и установлена её предельная численность «…в количестве 80216 единиц, в том числе 76426 единиц рядового и начальствующего состава».

Также в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий действуют следующие федеральные законы:

«О внесении изменений в Федеральный Закон «О пожарной безопасности» и статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 19 июля 2009 года № 198-Ф3.

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Настоящий закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

«О внесении изменений в статьи 5 и 24 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 137-ФЗ.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» от 8 ноября 2007 г. № 258-ФЗ.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности» от 25 октября 2006 г. N 172-ФЗ.

«О внесении изменений в статью 18 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ.

«О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ. Данный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ. Настоящий закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановления Правительства Российской Федерации

«О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров» от 31 октября 2009 г. № 875.

«О внесении изменения в Положение о государственном пожарном надзоре» от 14 февраля 2009 г. № 124.

«Об утверждении правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы» от 24 декабря 2008 г. № 989.

«О внесении изменений в Положение о Государственном пожарном надзоре» от 22 октября 2008 г. № 771.

«Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов» от 12 августа 2008 г. № 599.

«О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» от 29 декабря 2007 г. № 972.

«О внесении изменения в Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов» от 2 октября 2007 г. № 632.

«О внесении изменения в Положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов» от 2 октября 2007 г. № 631.

«О внесении изменений в Перечень Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование» от 3 сентября 2007 г. № 556.

«Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов» от 14 августа 2002 г. № 595.

«О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924.

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 304 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 N 777).

Приказы и распоряжения МЧС Российской Федерации

«Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» от 10 июля 2009 г. № 404.

«Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» от 30 июня 2009 г. № 382.

«Об утверждении свода правил «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» от 25 марта 2009 г. N 182.

«Об утверждении свода правил «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» от 25 марта 2009 г. N 181.

«Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» от 25 марта 2009 г. N 180.

«Об утверждении свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» от 25 марта 2009 г. N 179.

«Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» от 25 марта 2009 г. N 178.

«Об утверждении свода правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» от 25 марта 2009 г. N 177.

«Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» от 25 марта 2009 г. N 176.

«Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» от 25 марта 2009 г. N 175.

«Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» от 25 марта 2009 г. N 174.

«Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности» от 25 марта 2009 г. N 173.

«Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» от 25 марта 2009 г. N 172.

«Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» от 25 марта 2009 г. N 171.

«О размерах должностных окладов сотрудников федеральной противопожарной службы» от 24 февраля 2009 г. N 96.

«Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» от 24 февраля 2009 г. № 91.

«О внесении изменения в нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645» от 27 января 2009 г. № 35.

«Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности» от 20 октября 2008 г. N 627.

«Об утверждении инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности» от 16 марта 2007 г. № 141.

«Об утверждении инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов российской федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения» от 16 марта 2007 г. № 140.

«Об утверждении инструкции о порядке согласования нормативных документов, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности» от 16 марта 2007 г. № 139.

«О концепции создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» от 29.12.2006 № 804.

«Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» от 6 августа 2004 г. № 372.

«Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» от 20 июня 2003 г. № 323.

Нормативно-технические документы по пожарной безопасности

ГОСТ 26342-84 Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры.

ГОСТ 12.4.009-83 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.

СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений.

НПБ 166-97 Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации.

ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

НПБ 88-01 Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.

НПБ 104-03 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

НПБ 110-03 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

п риказом МЧС РФ от 25 июля 2008 г. настоящий приказ фактически прекратил действие, в связи с утратой силы норм пожарной безопасности

Система нормативных документов
Государственной противопожарной службы МВД России

Нормы государственной противопожарной службы МВД России

Пожарная охрана предприятий

Общие требования

НПБ 201-96

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ

Москва

1997

Разработаны ГУГПС МВД России (Молчанов В.П., Дешевых Ю.И.) и ВНИИПО МВД России (Болодьян И.А., Угорелов В.А., Борисов В.Н.).

Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной охраны объектом ГУГПС МВД России.

Утверждены Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Вводятся впервые.

Нормы государственной противопожарной службы МВД России

Пожарная охрана предприятий
Общие требования

INDUSTRIAL FIRE BRIGADES
GENERAL REGUIREMENTS

Дата введения 1996-07-01

1. Общие положения

1.1. Настоящие Нормы устанавливают общие требования пожарной безопасности, подлежащие выполнению при создании и функционировании пожарной охраны предприятий.

1.2. Создание и содержание пожарной охраны предприятий осуществляются а счет их собственных средств, а также в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

1.3. Задачи пожарной охраны предприятия выполняются объектовыми подразделениями Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России (по договорам), ведомственной пожарной охраной и дружинами (командами) добровольной пожарной охраны, а также другими организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности.

1.4. Допускается обслуживание одним подразделением пожарной охраны нескольких предприятий. При этом общая численность и техническая оснащенность определяются в соответствии с требованиями настоящих норм с учетом производственных характеристик каждого предприятия.

1.5. В нормах используются следующие основные термины:

личный состав пожарной охраны - сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, работники ГПС и ведомственной пожарной охраны, а также члены дружин (команд) добровольной пожарной охраны и персонал предприятий, выполняющий задачи пожарной охраны;

объекты предприятия - здания, помещения, наружные установки, сооружения и территория предприятия;

последующая подготовка - боевая и специальная подготовка личного состава пожарной охраны;

тренировка - выполнение упражнений, моделирующих действия личного состава пожарной охраны по тушению пожара;

пригодность личного состава пожарной охраны - отсутствие физических, медицинских и возрастных противопоказаний для работы в пожарной охране;

документы предварительного планирования боевых действий - типовые схемы, планы боевых действий личного состава пожарной охраны, разработанные на основе прогнозирования развития пожара на предприятии;

эксплуатация пожарной техники - работы, связанные с ее использованием, техническим обслуживанием, ремонтом, учетом и хранением.

2. Организация работы
пожарной охраны предприятия

2.1. На пожарную охрану предприятий возлагаются задачи по организации предупреждения пожаров и их тушению.

2.1.1. Организация предупреждения пожаров включает в себя:

контроль за соблюдением на предприятии требований пожарной безопасности;

разработку и реализацию в пределах предоставленной компетенции мер пожарной безопасности.

2.1.2. Организация тушения пожаров регламентируется Боевым уставом пожарной охраны и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

2.2. Тушение пожаров пожарной охраной предприятия, не оснащенной мобильной пожарной техникой в соответствии с настоящими нормами, осуществляется имеющимися на предприятии средствами пожаротушения.

2.3. Для решения возложенных на пожарную охрану предприятия задач должны быть разработаны необходимые документы, в том числе:

положение о пожарной охране предприятия, согласованное с ГПС;

должностные инструкции личного состава пожарной охраны;

график дежурства личного состава пожарной охраны;

схемы, планы расположения на предприятии участков (секторов) с указанием порядка наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия;

перечень пожарной техники и средств связи, а также порядок их эксплуатации;

расписание занятий по последующей подготовке личного состава пожарной охраны;

документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров и взаимодействию со службами предприятия и подразделениями гарнизона пожарной охраны.

2.4. Документы, регламентирующие организацию деятельности пожарной охраны предприятия, рекомендуется разрабатывать применительно к нормативным и иным актам ГПС.

2.5. Численность пожарной охраны предприятия определяется в соответствии с настоящими нормами с учетом сменности работы личного состава, необходимости его подмены на период отпусков и болезней.

2.6. В зависимости от штатной численности личного состава в организационную структуру пожарной охраны предприятия могут входить группы (структурные подразделения) по предупреждению пожаров, пожаротушению и ресурсному обеспечению.

При численности личного состава группы 8 чел. и более в штат подразделения пожарной охраны вводят должность заместителя руководителя по указанным направлениям.

При численности личного состава пожарной охраны, находящегося на дежурстве, 2 чел. и более вводят должности старших смен (начальников караулов).

Примерная организационная структура пожарной охраны предприятия приведена в .

2.7. Структура и штаты объектовых подразделений ГПС определяются с учетом требований настоящих норм и типовых штатов, утвержденных в установленном порядке.

2.8. Численность группы, выполняющей задачи по предупреждению пожаров, определяется в соответствии с настоящих норм.

2.9. Количество и тип пожарных машин, другой пожарной техники, средств связи, а также необходимая численность личного состава пожарной охраны предприятия, осуществляющего дежурство на пожарных машинах, определяются в соответствии с настоящих норм.

2.10. Порядок введения в структуру пожарной охраны группы ресурсного обеспечения, состоящей из финансовых, кадровых работников, специалистов по обслуживанию пожарной техники и средств связи, определяется в соответствии с существующими нормативами.

2.11. При наличии в пожарной охране предприятия двух подразделений и более исходя из местных условий создаются отряды пожарной охраны и службы пожаротушения.

3. Требования к личному составу
пожарной охраны

3.1. Личный состав пожарной охраны должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач и иметь необходимые знания и навыки для осуществления должностных обязанностей.

3.2. Личному составу пожарной охраны необходимо проходить медицинское освидетельствование на предмет отсутствия физических и медицинских противопоказаний для работы в пожарной охране.

3.3. Личный состав пожарной охраны должен пройти соответствующее специальное первоначальное обучение по программам, утвержденным ГПС.

Личный состав пожарной охраны, не прошедший первоначальное обучение, к самостоятельной работе не допускается.

3.4. Последующая подготовка личного состава пожарной охраны осуществляется руководителем пожарной охраны предприятия. Программа последующей подготовки согласовывается с начальником гарнизона пожарной охраны.

В ходе последующей подготовки личный состав должен изучать документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов предприятия и правила по охране труда.

Программа последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий.

3.5. Последующая подготовка должна планироваться таким образом, чтобы весь личный состав пожарной охраны не менее одного раза в квартал практически отрабатывал действия по тушению условных пожаров на предприятии с использованием имеющейся в его распоряжении пожарной техники.

Подразделения пожарной охраны предприятия должны участвовать не реже одного раза в год в тренировках в составе гарнизона пожарной охраны.

3.6. Руководитель пожарной охраны предприятия должен иметь:

высшее или среднее специальное образование пожарно-технического профиля;

высшее или среднее специальное образование и стаж работы в пожарной охране на должностях начальствующего состава не менее пяти лет.

3.7. Руководящему составу пожарной охраны необходимо проходить обучение на курсах повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.

3.8. Специальное первоначальное обучение и повышение квалификации личного состава пожарной охраны должны осуществляться в пожарно-технических учебных заведениях МВД России, учебных центрах и пунктах ГПС за счет средств предприятий.

3.9. Личный состав пожарной охраны, выполняющий работы по эксплуатации пожарных машин, изолирующих противогазов и средств связи, должен иметь соответствующую квалификацию.

4. Предупреждение пожаров

4.1. Личным составом пожарной охраны для осуществления работы по предупреждению пожаров организуется наблюдение за противопожарным состоянием объектов предприятия.

4.2. Для организации наблюдения за противопожарным состоянием территории предприятия, его здания и сооружения делятся на участки (секторы). Маршруты обхода участков (секторов) следует планировать таким образом, чтобы периодичность контроля объектов предприятия не превышала времени, указанного в таблице 1.

Таблица 1

Порядок организации наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия

Группа сложности объектов предприятия

Критерии отнесения объектов предприятия к соответствующей группе сложности

Периодичность контроля, ч

Объекты предприятия, более 50 % площади застройки которых занимают здания и помещения, отнесенные по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям А, Б и В1-В4, а также объекты предприятия, имеющие открытые технологические установки и сооружения в процессе производства которых обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости(газы); объекты использования атомной энергии

30 000

Объекты предприятия, до 50 % площади застройки которых занимают здания и помещения, отнесенные по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям А, Б и В1-В4, а также объекты предприятия, имеющие открытые технологические установки и сооружения, в процессе производства которых обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости(газы); объекты энергетики; открытые площадки для хранения и переработки сгораемых материалов; объекты культуры, здравоохранения, социально-бытовой сферы; научные учреждения, гостиницы, административные здания

50 000

Прочие объекты

70 000

4.3. Периодичность контроля объектов предприятия, оборудованных автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации, может увеличиваться на 50 % установленного.

4.4. Для наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия допускается использование не более 30 % численного состава, осуществляющего дежурство на пожарных машинах.

4.5. Общая численность состава пожарной охраны, выполняющего обязанности по предупреждению пожаров, устанавливается в зависимости от количества участков на предприятии.

5. Пожарная техника

5.1. Для выполнения функций по тушению пожаров пожарная охрана предприятия оснащается пожарной техникой и средствами связи.

Перечень необходимой для этих целей техники и ее виды определяются предприятием в соответствии с настоящими нормами.

При оснащении пожарной техникой объектовых подразделений ГПС учитываются также утвержденные в установленном порядке нормы положенности пожарной техники, средств связи и другого оборудования.

5.2. Пожарная охрана оснащается пожарными машинами при: удаленности объектов промышленного предприятия от места дислокации территориальных подразделений ГПС на расстояние*, превышающее установленное "Генеральные планы промышленных предприятий";

________________

* Расстояние определяется по пути следования от места дислокации подразделения пожарной охраны до наиболее удаленного здания сооружения предприятия по дорогам общего пользования или проездам.

удаленности объектов предприятий (не отнесенных к категории промышленных) от места дислокации территориальных подразделений ГПС на расстояние более 3 км в городах и более 12 км - в сельской местности;

отсутствии в гарнизоне пожарной охраны количества пожарных машин, необходимого для обеспечения подачи воды на нужды пожаротушения на предприятии.

Методика определения требуемого количества пожарных машин приведена в .

5.3. Количество пожарных машин, необходимое для тушения пожаров на объектах предприятия, определяется исходя из расхода воды на наружное пожаротушение в соответствии с действующими нормами и правилами с учетом тактико-технических данных пожарных машин**, приведенных в .

_____________

** Тактико-технические данные пожарных машин приведены с учетом их оснащения типовым комплектом пожарно-технического вооружения.

Тактико-технические данные пожарных машин

№ п.п.

Пожарные машины

Максимальный расход воды, л/с, при численности личного состава пожарной охраны, чел.

Пожарный автонасос с производительностью 40 л/с и более

2128

Пожарная автоцистерна производительностью 40 л/с и более

14-21

Пожарная автоцистерна с производительностью пожарного насоса 40 л/с и более

5.4. Для тушения пожаров на предприятиях, на которых в технологических процессах обращаются взрывопожароопасные, пожароопасные вещества и материалы, требуются повышенный расход воды и применение огнетушащих порошков и/или газов. В целях обеспечения работы личного состава на высоте пожарная охрана должна быть оснащена специальными пожарными машинами: пожарной автонасосной станцией, рукавным пожарным автомобилем, пожарным автомобилем водопенного тушения, автомобилем порошкового пожаротушения, пожарным автомобилем газового тушения, пожарной автолестницей (автоподъемником).

5.5. Количество и тип специальных пожарных автомобилей, тактико-технические данные пожарных машин, не указанных в , определяются по согласованию с территориальными органами управления ГПС.

5.6. Численность личного состава пожарной охраны, необходимая для работы на пожарных машинах, определяется исходя из тактико-технических данных находящихся на вооружении пожарных автомобилей.

5.7. При численности находящегося на дежурстве личного состава пожарной охраны предприятия 3 чел. и более для выполнения работ по эвакуации людей и тушению пожара в не пригодной для дыхания среде личный состав должен быть обеспечен изолирующими противогазами или противогазами на сжатом воздухе.

Количество противогазов определяется с учетом возможностей их индивидуального или группового использования и 100 %-го резерва.

Порядок эксплуатации противогазов должен соответствовать рекомендациям (инструкциям) предприятий-изготовителей.

5.8. Для организации управления пожарной охраной на предприятии создается система связи, которая должна обеспечивать:

немедленный вызов личного состава пожарной охраны для тушения пожара;

передачу распоряжений личному составу пожарной охраны, получение информации с места пожара;

руководство тушением пожара и взаимодействие с гарнизоном пожарной охраны.

Для этого на предприятии должен быть организован пункт связи, личный состав пожарной охраны оснащен достаточным количеством средств радиосвязи (мобильные и носимые радиостанции, пейджеры и т. п.).

5.9. Пункт связи должен быть обеспечен прямым каналом связи (телефон, радио) с центром управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны. Персонал, выполняющий обязанности по обеспечению связи, должен знать правила ее эксплуатации и порядок действий в случае получения информации о пожаре.

5.10. Пожарные автомобили должны быть обеспечены мобильной и двумя носимыми радиостанциями. Носимыми средствами связи должны быть обеспечены также руководитель тушения пожара и личный состав, осуществляющий дежурство и по условиям работы находящийся вне места постоянной дислокации пожарной охраны предприятия.

5.11. Личный состав пожарной охраны, находящийся на дежурстве, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, а также ручным пожарным инструментом, групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

Исходя их местных условий личный состав пожарной охраны обеспечивается приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, а также химического контроля и газового анализа.

5.12. Пожарная техника, имеющаяся на вооружении пожарной охраны предприятий, должна размещаться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями "Пожарная техника для защиты объектов".

5.13. Пожарные машины должны быть размещены в пожарных депо, выполненных в соответствии с "Нормы проектирования объектов пожарной охраны". Размещение пожарных депо и их количество должны соответствовать требованиям "Генеральные планы промышленных предприятий".

Приложение 1

Приложение 2

линейная скорость распространения горения U , м/мин, для рассматриваемого объекта - ;

требуемая интенсивность подачи воды на тушение пожара J тр, л/м 2 × с, - ;

дислокация подразделений гарнизона пожарной охраны - с указанием расстояний до предприятия, количества и типов пожарных машин.

Допущения:

пожар обнаруживается в момент его возникновения;

локализация пожара обеспечивается при равенстве нормативного и фактического расходов воды на наружное пожаротушение;

динамика изменения площади пожара при недостаточной интенсивности подачи воды такая же, как при свободном развитии пожара.

1. По номограмме по требуемой интенсивности подачи воды J тр и нормативному расходу на наружное пожаротушение Q норм определяют расчетную площадь пожара F рас.

2. По полученному значению расчетной площади тушения и линейной скорости распространения горения рассчитывают время, необходимое для сосредоточения требуемого количества пожарных машин, по формуле

t соср = (F рас /p U 2) 0,5 .

3. Принимая скорость движения пожарных машин v дв = 40 км/ч, определяют радиус и количество подразделений пожарной охраны, способных прибывать на предприятие за t соср

T = v дв × t соср.

Номограмма определения расчетной площади пожара

4. Суммируя тактико-технические данные пожарных машин, используемых для подачи воды на нужды пожаротушения, определяют фактический расход Q факт.

5. Проводят сопоставление Q норм и Q факт. Если Q норм > Q факт, то пожарная охрана предприятия оснащается пожарными машинами в соответствии с требованиями настоящих норм.

Объекты, материалы

Линейная скорость распространения горения U , м/мин

Административные здания

1,0-1,5

Предприятия здравоохранения, здания I-III степеней огнестойкости

0,6-1,0

Жилые здания, гостиницы, здания I-III степеней огнестойкости

0,5-0,8

1,0-3,0

Материальные склады:

0,6-1,0

текстильных изделий

0,3-0,4

бумаги в рулонах

0,2-0,3

синтетического каучука

0,6-1,0

1,7-3,2

Научные учреждения

0,5-0,8

Предприятия культуры

1,0-3,0

1,0-1,6

Электротехнические сооружения, вычислительные центры, объекты энергетики (при горении кабелей)

0,2-0,4

Древесина (доски в штабелях при толщине 2-4 см) при влажности, %

8-10

16-18

18-20

20-30

более 30

Круглый лес в штабелях

0,6-1,0

1,0-1,2

7,0-8,0

Примечание - Для объектов, не вошедших в данную таблицу, линейная скорость распространения горения должна приниматься по нормативно-технической документации либо определяться экспериментально.

Таблица 2

Объекты, материалы

Интенсивность подачи воды на тушение пожара J , л/м 2 × с

Административные здания

0,08-0,1

Предприятия здравоохранения, здания II-III степеней огнестойкости

0,08-0,1

Жилые здания, гостиницы, здания II-III степеней огнестойкости

0,08-0,1

Производственные цехи с помещениями категорий А, Б, В

0,06-0,2

Материальные склады:

лаков, красок, растворителей

0,1-0,15

текстильных изделий

0,1-0,15

бумаги в рулонах

0,15-0,2

синтетического каучука

0,1-0,15

Сгораемые покрытия больших площадей (включая пустотные)

0,08-0,15

Научные учреждения

0,08-0,1

Предприятия культуры

0,1-0,3

Открытые технологические площадки (склады)

Древесина (доски в штабелях при толщине 2-4 см) при влажности, %:

8-10

0,1-1,0

16-18

0,1-1,0

18-20

0,1-1,0

20-30

0,1-1,0

более 30

0,1-1,0

Круглый лес в штабелях

0,16-0,35

Резинотехнические изделия (штабели на открытых площадках)

0,15-0,2

Волокнистые материалы во взрыхленном состоянии

0,08-0,1

Электротехнические сооружения, вычислительные центры, объекты энергетики при горении:

кабелей

0,06-0,1

маслонаборного оборудования

0,2-0,3

Объекты транспорта

0,05-0,1

Объекты переработки нефти и газа

0,2-0,3

Объекты хранения нефти и нефтепродуктов (в резервуарах)

0,5-1,0

Примечание. Для объектов, не вошедших в данную таблицу, интенсивность подачи воды должна приниматься по нормативно-технической документации либо определяться экспериментально.

Приложение

Федеральное государственное учреждение

Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ФГУ ВНИИПО МЧС России)

Создание и организация деятельности общественных объединений пожарной охраны

(подразделений добровольной пожарной охраны)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Москва 2011

УДК 614.842.83.073

Создание и организация деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны): Практическое пособие / , – М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2011. – 47 с., с прил.

В пособии представлены разъяснения правовых норм Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» с целью оказания практической помощи при его реализации.

Пособие адаптировано к осуществлению правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления , общественных объединений, организаций и граждан, как субъектов правоотношений в области организации деятельности добровольной пожарной охраны.

Пособие предназначено для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, руководителей организаций, граждан, практических работников пожарной охраны, принимающих участие в создании, организации и осуществлении деятельности подразделений добровольной пожарной охраны.

© ФГУ ВНИИПО МЧС России

1. Общие положения

2. Порядок создания общественных объединений пожарной охраны

2.1. Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны

2.2. Общие требования к уставу (положению) общественного объединения пожарной охраны

2.3. Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны

2.3.1. Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны

2.3.2. Отказ в государственной регистрации общественного объединения пожарной охраны и порядок его обжалования

3. Порядок принятия граждан в добровольные пожарные

4. Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными

5. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны

6. Реорганизация подразделений добровольной пожарной охраны, созданных до вступления в силу Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране»

Приложение
Гражданско-правовой договор на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (примерная форма)

1. Общие положения.

Настоящее пособие разработано авторами закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» и предназначено для граждан и общественных организаций, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ, которые выступают учредителями подразделений добровольной пожарной охраны.

При подготовке пособия использованы законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие порядок создания и организации деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций , в том числе: федеральный закон от 01.01.01 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране».

В пособии использованы следующие основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации :

добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;

добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;

подразделение добровольной пожарной охраны –территориальная или объектовая добровольная пожарная команда или добровольная пожарная дружина.

2. Порядок создания общественных объединений пожарной охраны

Общественные объединения пожарной охраны создаются в три этапа:

Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны;

Разработка проекта устава;

Государственная регистрация.

2.1. Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2011 года № 000 - ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественные объединения пожарной охраны создаются по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений. Таким образом, общественные объединения пожарной охраны могут создаваться по инициативе граждан и любых общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридического лица, организационно-правовые формы которых приведены в ст. 7 Федерального закона от 01.01.01 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.

Организационная работа по созданию подразделений добровольной пожарной охраны, разъяснению основных положений законодательства Российской Федерации, регламентирующих деятельность общественных объединений пожарной охраны и организации деятельности подразделений пожарной охраны возложена на Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Инициативная группа, в которую могут входить представители общественных объединений и граждане, выступившие с инициативой по созданию общественных объединений пожарной охраны, проводит подготовительную работу по выбору организационно-правовой формы будущего общественного объединения пожарной охраны, подготовке учредительных документов и организации учредительного собрания (конференции).

В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное учреждение.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Таким образом, учредителями общественной организации пожарной охраны могут выступать как непосредственно сами граждане (не менее трех человек) или общественные объединения по их инициативе, так и граждане совместно с общественными объединениями.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Членами общественной организации пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественной организации пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественной организации пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

Общественные организации пожарной охраны, наряду с иными уставными целями и задачами, представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных, созданных ими подразделений добровольной пожарной охраны и иных членов этих общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений , межселенных территориях и в организациях. Таким образом, общественные учреждения пожарной охраны должны состоять из добровольных пожарных – участников (а не членов) соответствующих общественных учреждений пожарной охраны.

В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

7. Порядок создания подразделения добровольной пожарной охраны.

К подразделениям добровольной пожарной охраны относятся добровольные пожарные дружины (ДПД) и команды (ДПК). В отличии от ДПД - ДПК используют в своей деятельности мобильные средства пожаротушения. ДПД и ДПК создаются на предприятиях, организациях, учреждениях - объектовые ; в городских и сельских поселениях - территориальные . Организационно - правовая форма ДПД и ДПК - общественное учреждение, при этом территориальные ДПД и ДПК подлежат обязательной государственной регистрации в учреждении юстиции в качестве юридического лица. Допускается организация территориальных ДПК (ДПД) в виде обособленных структурных подразделений общественных организаций «Добровольная пожарная охрана ---- района Новосибирской области». В данном случае юр. лицо - общественная организация создает ДПК или ДПД Решением Совета общественной организации.

7.1. Алгоритм создания объектовой ДПД и ДПК

1). Инициативная группа работников предприятия получает разрешение у собственника имущества (директора) предприятия на создание ДПД или ДПК объекта.

2). Проводится общее собрание (не менее 3-х работников предприятия) на котором принимаются следующие Решения:

Об избрании Председателя собрания и Секретаря общего собрания.

Об утверждении повестки дня собрания.

О создании общественного учреждения «Добровольная пожарная дружина (команда) предприятия»;

О принятии Положения о добровольной пожарной дружине (команде).

Об избрании командира (начальника) добровольной пожарной дружины (команды).

Подтверждается его согласие на организацию ДПД или ДПК.

Утверждается Положение о ДПД или ДПК, в котором могут предусматриваться меры стимулирования деятельности добровольных пожарных (дополнительные дни к отпуску, денежное премирование и т.п.).

Утверждается состав ДПД(ДПК) из числа работников предприятия, изъявивших добровольное желание участвовать в деятельности ДПД (ДПК).

Выделяется и закрепляется пожарно-техническое вооружение, имущество, помещения имеющееся на объекте для организации деятельности ДПК (ДПД).

Утверждается табель обязанностей боевого расчета ДПД (ДПК).

Для ДПК определяется порядок сбора и выезда добровольных пожарных на пожары, в том числе за пределы предприятия.

4). Всем добровольным пожарным объектовых ДПД (ДПК) необходимо вступить в общественную организацию «Добровольная пожарная охрана --- района Новосибирской области», по территориальному принципу. А так же встать на учет в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области подав соответствующие заявления. Одновременно командир ДПК (ДПД) или руководитель объекта где она создана информирует общественную организацию о ее создании для включении ДПК (ДПД) в соответствующие реестры для учета подразделений добровольной пожарной охраны.

5).После выполнения п.1-4 добровольные пожарные объектовых подразделений ДПО получают право на прохождение первоначальной подготовки по соответствующим программам подготовки на безвозмездной основе, организуемой Учебным центром ФПС Новосибирской области. Далее установленным порядком проходят первоначальную подготовку. Добровольные пожарные не имеющие первоначальной подготовки к исполнению обязанностей в составе ДПК (ДПД) не допускаются. Последующая подготовка пожарных добровольцев осуществляется в подразделениях добровольной пожарной охраны.

6). Объектовые добровольные пожарные команды, по согласованию с руководителем объекта, необходимо включать в расписание выездов сил и средств подразделений пожарной охраны, соответствующего гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

7.2. Алгоритм создания территориальных ДПД и ДПК

Территориальные добровольные пожарные команды (ДПК) создаются в городских и сельских поселениях, территориальные добровольные пожарные дружины (ДПД) непосредственно в сельских населенных пунктах.

Вариант №1

в виде самостоятельного юридического лица

Данный вариант наиболее сложен в своей реализации т.к. требует юридической регистрации для каждой создаваемой территориальной ДПК или ДПД и предусматривает штатные должности начальника ДПК (ДПД), бухгалтера, водителей (мотористов), что при условии отсутствия постоянных источников финансирования штатных должностей делает его реализацию затруднительной.

Инициативной группой граждан населенного пункта, сельского или городского поселения (не менее 3-х человек) проводится общее собрание, на котором принимают следующие Решения:

1) Об избрании Председателя собрания и Секретаря общего собрания.

2) Об утверждении повестки дня собрания.

3) О создании социально-ориентированного общественного учреждения «Добровольная пожарная команда (дружина) … населенного пункта или муниципального образования».

4) Об утверждении Устава учреждения.

5) Об избрании начальника учреждения.

6) Об избрании контрольно-ревизионного органа учреждения (Ревизора).

8) Об адресе исполнительного органа общественного учреждения.

Решения, принятые на собрании оформляются Протоколом общего собрания, который подписывается Председателем собрания и Секретарем собрания. Далее проводится регистрация общественного учреждения «Добровольная пожарная команда (дружина) …» в органах юстиции как юр. лицо по аналогии с регистрацией общественной организации «Добровольная пожарная охрана муниципального района Новосибирской области».

Вариант №2

организации территориальной ДПК (ДПД)

в виде обособленного структурного подразделения

общественной организации ДПО муниципального района

1) Начальником местного гарнизона пожарной охраны, Председателем Совета общественной организации ДПО муниципального района, представителями органов местного самоуправления, представителем подразделения ГПС Новосибирской области проводится сход граждан (жителей) муниципального образования или населенного пункта на которым проводится разъяснительная работа по вопросам организации деятельности добровольной пожарной охраны и имеющейся потребности их привлечения к этой деятельности, доводятся социальные и правовые гарантии добровольных пожарных. На сходе граждан принимается решение о создании добровольной пожарной команды (дружины) населенного пункта или муниципального образования в виде обособленного структурного подразделения общественной организации "Добровольная пожарная охрана муниципального района Новосибирской области".

2) Все граждане, изъявившие желание участвовать в деятельности добровольной пожарной команды (дружины) подают соответствующее заявление и вступают в общественную организацию ДПО своего муниципального района.

3) Решением Совета общественной организации ДПО муниципального района организуется добровольная пожарная команда (дружина) муниципального образования или населенного пункта в виде ее обособленного структурного подразделения, утверждается Положение о ДПК (ДПД), численный состав.

4) Между общественной организацией и администрацией муниципального образования заключается Соглашение о сотрудничестве, согласно которого муниципальное образование берет на себя обязательства по размещению и содержанию пожарной техники, оказывает меры поддержки добровольных пожарных, а общественная организация организует деятельность по предупреждению и участию в тушении пожаров силами ДПД (ДПК) на территории муниципального образования, организует обучение добровольных пожарных, представляет их законные интересы в рамках действующего законодательства.



Просмотров