Порядок предоставления гражданам жилых помещений. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма

Среди граждан по-прежнему пользуется популярностью жилье, которое предоставляется в наем. После получения социального жилья многие граждане в дальнейшем могут претендовать на его приватизацию, что делает такую сделку весьма заманчивой. Рассмотрим, что представляет собой социальный найм жилья, а также какие документы нужны для оформления данной сделки.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Что такое социальный найм жилья?

Социальный найм – это сделка, в результате которой граждане получают в пользование квартиры, дома и другие жилые помещения на особых льготных условиях .

Порядок предоставления и пользования таким жильем регулируется жилищным законодательством, а именно гл.7 и 8 ЖК РФ.

Лица, для которых доступно социальное жилье, определены местным и федеральным законодательством.

Если решение о выделении жилья исходит от федеральных органов власти, то выделяться жилое помещение будет из резервов государственного фонда, а если решение принял муниципалитет, то он и будет выделять недвижимость .

Предоставление происходит в порядке очередности – граждане, которые подходят под установленные критерии, подают документы, становятся на специальный учет и ждут своей очереди.

Важным моментом при подписании договора социального найма является, что полученное жилье можно приватизировать на общих основаниях.

Приватизация квартиры по договору социального найма позволит жильцу получить больше прав на имущество – для его продажи, обмена, дарения, сдачи в наем и т.п.

Граничные сроки приватизации все время продлеваются, поэтому съемщики социального жилья еще имеют возможность оформить на него полноценное право собственности.

Кому предоставляются жилые помещения?

Право на получение такого жилья есть у малоимущих граждан, которые официально определены как нуждающиеся в помещении для проживания . Для этого должны быть следующие основания:

  • Граждане и члены их семьи не являются съемщиками помещений по договорам социального найма;
  • Граждане относятся к нанимателям социального жилья (или являются членами их семьи), однако имеющееся у них жилье меньше установленной нормы;
  • Проживают в жилых помещениях, которые не соответствуют установленным требованиям.
  1. Дети, которые являются сиротами или остались без родительского попечения ;
  2. Лица, страдающие тяжкими формами хронических заболеваний (их перечень установлен законодательно);
  3. Лица, проживающие в помещениях, признанных непригодными для дальнейшего использования и не подлежащими ремонту .

Получить квартиру из государственного фонда также имеют право следующие категории граждан, которые определены специальными федеральными законами:

  • Инвалиды I и II групп ;
  • Лица, ставшие инвалидами в связи с ликвидацией последствий Чернобыльской аварии ;
  • Ветераны Великой Отечественной Войны ;
  • Жертвы катастроф и стихийных бедствий, которые утратили свое жилье ;
  • Военнослужащие, получившие увечья вследствие профессиональной деятельности .

Куда обратиться для заключения договора?

Чтобы стать на учет для получения социального жилья, гражданам из перечисленных категорий необходимо подать в соответствующий государственный орган заявление и документы, подтверждающие их материальное положение.

Все услуги, связанные с оформлением договора социального найма жилого помещения предоставляются бесплатно и срок предоставления не должен превышать 1 месяц.

Для заключения договора необходимо обратиться в администрацию муниципального образования . Нужно представить документы:

  1. О составе семьи (копии паспортов, свидетельств о рождении, свидетельства о браке и т.п.);
  2. Решение муниципалитета о выделении жилья ;
  3. Заключение о сносе здания или переведение его в нежилой фонд, о признании его аварийным и т.п.;
  4. Выписку из домовой книги по месту регистрации всех членов семьи ;
  5. Выписку о состоянии финансового лицевого счета ;
  6. Справки с Росреестра об отсутствии у всех членов семьи в собственности жилых помещений .

После сдачи документов, вам будет выдана расписка в их получении и назначен день для подписания договора.

Договор социального найма

Предметом договора обязательно должно быть обособленное имущество – комнаты общего пользования или неизолированные помещения предоставляться в социальный найм не могут.

К жилым помещениям относятся (ст. 16 ЖК):

  • Жилой дом, часть жилого дома;
  • Квартира, часть квартиры;
  • Комната.

В соответствии с договором найма, собственник жилья предоставляет его другому лицу во временное пользование и за определенную плату. Сторонами договора в этом случае являются:

  1. Наймодатель — владелец имущества. В случае с социальным жильем им является соответствующий государственный или муниципальный жилищный фонд .
  2. Наниматель — гражданин, который будет использовать имущество и вносить за него плату .

Для договора социального найма предусмотрено четкое указание предмета сделки . То есть, в документе должно быть отмечено:

  • Какое именно жилье предоставляется в найм – дом, квартира или их доля;
  • Размер жилья, его месторасположение (адрес, этаж);
  • Описание помещения, а также имущества, которое в нем находится и т.п.

Договор социального найма является бессрочным, т.е. заключается без установления срока его действия (статья 60 Жилищного кодекса РФ).

Однако в некоторых случаях он может быть прекращен раньше. Основания для этого напрямую зависят от того, кто выступает инициатором прекращения договора.

Права и обязанности сторон по договору

Как и при заключении любой другой сделки, договор социального найма предусматривает возникновение у его сторон определенных прав и обязанностей .

Для нанимателя

Регулируются в соответствии со ст.67 ЖК РФ.

Обязанности :

  • Использование жилья по назначению и лишь в тех пределах, которые допускаются законодательством;
  • Обеспечение сохранности сдаваемого помещения, а также имущества, которое в нем находится;
  • Поддержание жилья в надлежащем состоянии;
  • Проведение текущего ремонта в жилом помещении;
  • Внесение платы за пользование помещением – своевременно и в полном объеме.

Необходимо информировать наймодателя об изменениях, которые могут происходят у съемщика жилья, это может стать причиной для перемены условий и оснований, по которым жилье предоставляется ему в социальный найм .

Права :

  1. Сдавать полученное помещение в аренду третьим гражданам (поднаем);
  2. Вселять в жилье других лиц;
  3. Требовать от наймодателя исполнения своих обязанностей (в частности, сюда относится предоставление коммунальных услуг, а также проведение капитального ремонта помещения);
  4. Разрешать временное проживание в помещении других людей;
  5. Обменивать занимаемое жилье на другое.

При ненадлежащем исполнении условий договора со стороны наймодателя съемщик может требовать уменьшения размера оплаты за помещение или возмещения расходов и убытков.

Для наймодателя

Регулируются ст.65 ЖК РФ.

Обязанности :

  • Передача съемщику помещения, которое свободно от прав на него со стороны других лиц;
  • Обеспечение коммунальных услуг надлежащего качества;
  • Осуществление капремонта;
  • Принятие участия в мероприятиях по обеспечению надлежащего состояния жилого помещения и дома, в котором оно находится.

Права :

  1. Получать от нанимателя оплату за жилье, предоставленное в наем;
  2. Требовать от съемщика внесения оплаты за пользование коммунальными услугами.

Наймодатель может требовать от жильца возмещения ущерба причиненного имуществу, а в некоторых случаях и расторжения договора .

Кроме этого, жилищным законодательством и самим договором социального найма для обеих сторон сделки могут быть предусмотрены и другие права и обязанности, возникающие как у нанимателя, так и у наймодателя.

Алгоритм действий, которые необходимо пройти, чтобы получить квартиру по договору социального найма

  1. Постановка гражданина на специальный жилищный учет в качестве малоимущего или нуждающегося в жилом помещении.
  2. Получение положительного решения от государственного органа о предоставлении соответствующего жилья. Оно выдается в письменном виде и является основанием для дальнейшего заключения договора.
  3. Сбор и подача необходимых документов .
  4. Подписание договора .
  5. Вселение в жилое помещение (основанием для этого является подписанный договор).

Жилье, которое предоставляется гражданам по договору социального найма, должно находиться в пределах того населенного пункта, где он проживает.

Плата по договору

В совокупности плата за социальное жилье состоит из таких элементов:

  • Арендная плата по договору. В большинстве случаев граждане, с которыми заключен договор социального найма, являются малоимущими, а поэтому от необходимости такой оплаты освобождаются.
  • , которыми пользуется жилец. В соответствии с договором эта обязанность полностью ложится на жильца. Размер оплаты устанавливается либо на основании данных с измерительных приборов, либо при помощи нормативов и показателей, установленных для каждого вида предоставляемой услуги.
  • Платежи на оплату услуг по содержанию и ремонту жилого помещения . Сюда относится оплата услуг управляющих компаний и покрытие расходов, необходимых для проведения ремонтных работ. Конкретный размер устанавливается органами местного самоуправления и зависит от многих факторов: площади жилья, уровня благоустройства дома, его месторасположения и т.д.

Получение социального жилья является хорошей альтернативой для граждан, которые проживают в неблагоприятных условиях или не имеют возможности приобрести собственную квартиру или дом.

В соответствии с договором социального найма жилье предоставляется на бессрочной основе и в размерах не меньше установленных нормативов. Как правило, единственной финансовой обязанностью жильца в этом случае является оплата коммунальных услуг и текущего ремонта в помещении.

Если вам отказывают в заключении договора социального найма. Предлагаем посмотреть видеоролик.

Статьей 57 Кодекса установлены правила предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. По общему правилу жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 57 Кодекса (когда жилые помещения предоставляются вне очереди). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Кодекса перечне. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N378.

Правила ч. 2 ст. 57 Кодекса не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников)*(42). Напомним, что подобные основания внеочередного предоставления жилья содержались и в ЖК 1983 г. (ст. 36, 37). Кроме того, прежде предусматривалась также возможность внеочередного предоставления жилых помещений, в частности лицам, окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, а также другим категориям граждан, упомянутым в ст. 37 ЖК 1983 г. Новые принципы предоставления социального жилья не в лучшую сторону отличают Кодекс от ЖК 1983 г., который предусматривал также возможность не только внеочередного, но и первоочередного предоставления жилья (ст. 33, 36, 37). В первую очередь жилые помещения по прежнему законодательству предоставлялись инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным особо почетными государственными наградами, лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите Родины, инвалидам труда I и и групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих, матерям-героиням, многодетным семьям, семьям при рождении близнецов, спасателям и многим другим категориям граждан, указанным в ст. 36 ЖК 1983 г. Кодексом такая возможность не предусмотрена.

При этом уместно отметить, что Президентом РФ 29.12.2004 г. был подписан ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований""(43). Указанным Федеральным законом установлено, в частности, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и некоторые другие категории граждан, вставшие на учет после 01.01.2005 г.. "обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации" (ст. 2). Аналогичное правило установлено также в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (ст. 5). Пункт 1 ч. 2 ст. 57 Кодекса по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущий гражданам, как лишившимся своих хилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в Определении от 05.03.2009 г. N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романз Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации **(4d). является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающийся по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, тэк и собственник жилого помещения.

Поэтому малоимущим гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, если эти помещения в установленном порядке признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, взамен могут быть вне очереди предоставлены жилые помещения по договору социального найма (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2009 г.. утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10032010 г.)*(45)- В судебной практике возникал вопрос является ли достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет. основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма? Отвечая на него.

Президиум Верховного Суда РФ указал, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими указанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может быть реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-х летнего возраста, вставший {поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья. которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет. вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными оргзнами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является {см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г.. утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006 г.)’(46). Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Таким образом, основанием для заключения договора социального найма с лицом, состоящим на учете, является административный акт – решение о предоставлении жилого помещения (ч. 3.4 ст. 57 Кодекса), принятое с соблюдением требований Кодекса органом местного самоуправления или иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12. п. 5 ст. 13. ч. 3 и 4 ст. 4Э Кодекса).

В свою очередь, договор социального найма в настоящее время фактически служит основанием для вселения соответствующего гражданина в предоставленное жилое помещение. Это является новеллой: по ранее действовавшим правилам на основании решения о предоставлении жилого помещения гражданину выдавался ордер на жилое помещение, который признавался единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение {см. ст. 47 ЖК 1983 г.. ст. 13. 21 Основ). В п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 ‘О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерзции**(47) указано на то. что Кодекс не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении хилого помещения по договору социального найма недействительным. В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Кодекса при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 и ч. 4 ст. 57 Кодекса мохет служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении прохивэющих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны мехду собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (ст. 151 ГПК РФ). Требовэния о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 Кодекса) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ. о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным прзвовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ. предусматривающим трехгодичный срок по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня. когда началось исполнение этой сделки.

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении хилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (п. 2. 6 ч. 3 ст. 11 Кодекса, абзац пятый ст. 12. п. 2 ст. 166 ГК РФ), а тэкхе прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что: а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, э также об имуществе членов семьи, подлежащем нал огооб ложе нию I: б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения): в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения: г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ. законами субъекта Российской Федерации. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех. которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ). Поэтому в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (п. 2 ст. 167 ГКРФ).

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном ч.4 ст. 59 Кодекса. Иными словами, комнаты могут предоставляться тогда, когда в коммунальной квартире, в которой по тем или иным причинам освободилось жилое помещение (изолированная комната или несколько комнат) отсутствуют граждане (наниматели и (или) собственники), указанные в ч. 1-3 ст. 59 Кодекса, которые вправе требовать предоставления им освободившегося жилого помещения. Представляется, что положения ч. 6 ст. 57 и ч. 4 ст. 59 Кодекса целесообразно толковать расширительно: освободившиеся комнаты в коммунальной квартире могут предоставляться не только в случаях отсутствия названных выше граждан, но и в случаях, когда такие граждане в коммунальной квартире проживают, но не заявляют требований о предоставлении им освободившегося жилого помещения. В таких случаях вселение в освободившееся хилое помещение может осуществляться на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном Кодексом (см. также ст. 59 Кодекса). В нормах ч. 7. 8 и 9 ст. 57 Кодекса предусмотрен ряд критериев определения общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального При определении общей площади хилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению рззмерз занимаемых хилых помещений или к их отчуждению Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в указанных случаях устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Отметим, что в императивных нормах установлена обязанность органов, предоставляющих жилые помещения по договорам социального найма: а) учитывать площадь жилого помещения, находящегося у гражданина в собственности: б) учитывать действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера зэнимэемых жилых помещений или к их отчуждению. Поэтому порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения, установленный законодательством субъектов Российской Федерации, не мохет исключить или ограничить применение указанных прзвовых норм. В соответствии с ч. 1 ст. 58 Кодекса при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма зэселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Для сравнения напомним, что ЖК 1933 г. вообще запрещал зэселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет. кроме супругов. В настоящее время при предоставлении хилых помещений по договорам социального найма

заселение одной комнаты лицами разного пола, которые не являются супругзми. допускается, но при наличии их согласия. Такое согласие, как представляется, должно быть оформлено письменно. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. Л ч. 1 ст. 51 Кодекса перечне.

Напомним, что нормз предоставления это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления либо федеральными законами, указами Президента РФ. законами субъектов Российской Федерзции. определяющими порядок предоставления жилых помещении по договорам социального найма отдельным категориям граждан. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, может превышать норму предоставления на одного человека только в двух случаях, исчерпывающим образом указанных в ч. 2 ст. 58 Кодекса: а) если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру: б) если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний (в данном случае это может быть также индивидуальный жилой дом либо квартира, состоящая из двух или более комнат). В любом случае общая площадь предоставляемого жилого помещения может превышать норму предоставления на одного человека не более чем в два раза

Тихомиров М.Ю. Жилищный учет: очередность и порядок предоставления жилых помещений – "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2011 г. – 65 с.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ): одна сторона — собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ (ст. 60). Малоимущим гражданам, признанным по установленным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.

Малоимущие граждане — это граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего .

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или ее субъекта по предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ, или федеральным законом, или законом субъекта федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта федерации. Категориям граждан, указанным в норме части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального органами местного самоуправления, если последние наделены в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. До вступления в силу Жилищного кодекса России (до 1 марта 2005 г.) жилые помещения по договору социального найма могли предоставляться не только малоимущим, но и другим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Согласно статье 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Однако граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до получения жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета, если утрачивают основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Новые основания и ограничения, которые предусмотрены Жилищным кодексом, не влияют на право гражданина получить жилое помещение по договору социального найма. Иными словами, если гражданин не является малоимущим и до 1 марта 2005 г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то он не утратит право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта федерации. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором России не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие:

  1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  3. проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  4. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Договор социального найма: Видео

Постановление Правительства Москвы от 28.07.2009 N 709-ПП

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 798-ПП "О мерах по упорядочению учета, управления и использования общежитий специализированного жилищного фонда города Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Порядок передачи и приема общежитий в собственность города Москвы (приложение 1).

2. Утвердить Порядок предоставления жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда города Москвы (приложение 2).

3. Утвердить Регламент подготовки, оформления и выдачи гражданам договора найма жилого помещения в общежитии (приложение 3).

6. Признать утратившими силу:

Пункты 5, 6, 9, 12 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 798-ПП "О мерах по упорядочению учета, управления и использования общежитий специализированного жилищного фонда города Москвы";

- постановление Правительства Москвы от 25 октября 1994 г. N 976 "О мерах, направленных на совершенствование использования общежитий".

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.


Мэр Москвы Ю.М. Лужков


ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ И ПРИЕМА ОБЩЕЖИТИЙ В СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила и требования передачи и приема общежитий, в том числе жилых помещений (домов), используемых в качестве общежитий, в собственность города Москвы.

2. Прием общежитий в собственность города Москвы производится в технически исправном состоянии одновременно с приемом городскими специализированными организациями инженерных коммуникаций, сооружений и оборудования в пределах установленного лимита общей площади жилых и нежилых помещений в размере, соответствующем заявкам префектур административных округов города Москвы и обеспеченном финансированием.

3. Прием в собственность города Москвы общежитий - объектов федеральной собственности осуществляется после принятия соответствующего правового акта уполномоченным органом Правительства Российской Федерации о передаче их в собственность города Москвы. Прием в собственность города Москвы общежитий от иных организаций, передающих общежития в собственность города Москвы, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы.

4. Передача организациями общежитий в собственность города Москвы для учета жилой площади в Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере и на баланс Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляется в соответствии с Законом города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 53 "Об имущественной казне города Москвы" и постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 августа 2007 г. N 752-ПП).

5. Организация, передающая общежитие в собственность города Москвы:

5.1. Проводит работу по предоставлению в общежитии каждой семье изолированного жилого помещения.

5.2. Представляет Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы следующие документы:

5.2.1. Решение либо заверенную надлежащим образом копию решения органа исполнительной власти об организации общежития (при наличии).

5.2.2. Ордер либо заверенную надлежащим образом копию ордера на общежитие (при наличии).

5.2.3. Заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве и Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по г. Москве по существу просьбы.

5.2.4. Технический паспорт на общежитие с экспликацией.

5.2.5. Список граждан, которым предоставлена жилая площадь.

6. В случае отсутствия (ликвидации) организации, которая должна передать общежитие, сведения по принимаемым общежитиям и полный комплект технической, правоустанавливающей документации, необходимый для регистрации права собственности города Москвы, представляются префектурами административных округов города Москвы по месту расположения общежитий. Список проживающих в общежитиях граждан формируется Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

7. При приеме общежитий, в том числе объектов инженерного и коммунального назначения, находящихся в них, кредиторская задолженность по эксплуатационным расходам, коммунальным услугам, ремонтным работам на принимаемых объектах остается за организацией, передающей общежитие, включая все объекты в нем, до полного погашения задолженности, что должно найти отражение в акте приема-передачи. Акт приема-передачи подписывается организацией, передающей общежитие, Департаментом городского имущества города Москвы - в части нежилых помещений и объектов коммунального назначения, и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы - в части жилых помещений, в том числе помещений вспомогательного использования, предназначенных для социально-бытовых нужд. По объектам федеральной собственности акт приема-передачи общежития подписывается в установленном порядке.

8. После выхода соответствующего правового акта, указанного в пункте 3 настоящего Порядка передачи и приема общежитий в собственность города Москвы, организации, передающие общежития, представляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы сведения по данным объектам и полные комплекты технической, правоустанавливающей документации, необходимые для регистрации права собственности города Москвы. Подготовленные совместно со специализированными организациями сведения и комплекты документов передаются в Департамент городского имущества города Москвы.

9. Департамент городского имущества города Москвы:

9.1. Принимает в собственность города Москвы нежилые помещения общежитий и объекты инженерного и коммунального назначения, за исключением помещений вспомогательного использования, предназначенных для социально-бытовых нужд.

9.2. Вносит объекты (п. 9.1) в Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.

9.3. Оформляет передачу внешних объектов инженерного и коммунального назначения специализированным организациям.

9.4. После государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимости нежилого назначения вносит в установленном порядке необходимые изменения в ранее заключенные договоры аренды.

10. Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы обеспечивают прием специализированными организациями на обслуживание в технически исправном состоянии объектов инженерного и коммунального назначения.

11. Общежития, передаваемые в собственность города Москвы, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям города Москвы, за исключением общежитий, передаваемых в соответствии с вступившими в силу решениями судов.

12. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обеспечивает в установленном порядке внесение в Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для социально-бытовых нужд в общежитиях, передаваемых в собственность города Москвы в случаях, установленных законодательством, и заключает с гражданами договоры социального найма.

13. При исключении из специализированного жилищного фонда города Москвы жилых помещений в общежитиях, принятых в собственность города Москвы, соответствующих требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, они могут в соответствии со статьями 15, 16, 17 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляться по договорам социального найма гражданам, проживающим в общежитиях по месту жительства.

14. Решения о предоставлении исключенных из специализированного жилищного фонда города Москвы жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в общежитиях, переданных в собственность города Москвы, утверждаются распоряжениями Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

15. Для заключения договора социального найма в связи с исключением из специализированного жилищного фонда города Москвы жилых помещений в общежитиях, принятых в собственность города Москвы, граждане, проживающие в общежитиях на законных основаниях, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, представляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы следующие документы:

1) заявление в произвольной форме о предоставлении по договору социального найма занимаемого жилого помещения в общежитии;

4) документы, послужившие основанием для вселения в общежитие:

5) документы о наличии (отсутствии) жилых помещений, в отношении которых заявитель, члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования как на территории города, так и за его пределами, а также правом собственности за пределами города Москвы и Московской области:

8) документы, подтверждающие родственные отношения, на гражданина и членов его семьи, с которыми заключается договор социального найма, в случае если указанные документы были выданы другим субъектом Российской Федерации.

16. Дальнейшее оформление договора социального найма осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 августа 2007 г. N 662-ПП "Об утверждении Регламента подготовки договора и/или дополнительного соглашения на право пользования жилым помещением и/или акта передачи жилого помещения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы".

17. Свободные жилые помещения в общежитиях, переданных в собственность города Москвы, используются для предоставления иным гражданам в установленном порядке.

18. Решение об исключении общежития, находящегося в собственности города Москвы, из специализированного жилищного фонда города Москвы принимается Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и утверждается его распоряжением.

19. Основанием для внесения в Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере сведений об исключении общежития из специализированного жилищного фонда города Москвы является соответствующее распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

20. Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" осуществляет внесение в базу данных БТИ информации или сведений об исключении общежития из специализированного жилищного фонда города Москвы на основании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы об исключении общежития из специализированного жилищного фонда города Москвы согласно пункту 18 настоящего Порядка.


ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА МОСКВЫ

1. Общежития предназначаются для временного проживания в городе Москве граждан на период работы, службы, обучения.

2. Переоборудование дома под общежитие производится в установленном порядке с соблюдением установленных санитарных и технических правил и норм, иных требований федерального законодательства и законодательства города Москвы.

3. Основанием использования жилого помещения в общежитии является решение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы об отнесении общежития, в том числе жилых помещений в нем, к специализированному жилищному фонду города Москвы. Включение (исключение) в специализированный жилищный фонд города Москвы общежитий осуществляется на основании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с внесением в Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере.

4. Специализированные жилые помещения в общежитии, предоставленные гражданам по договорам найма жилого помещения в общежитии на основании решений органов исполнительной власти города Москвы, не подлежат передаче в собственность в порядке приватизации, обмену, передаче в поднаем, передаче по договорам социального найма, найма, купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи с использованием заемных (кредитных) средств, передаче по иным видам договоров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В общежитиях не разрешаются переустройство и (или) перепланировка.

5. Площадь в общежитии предоставляется из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека, но не более установленной в городе Москве нормы предоставления площади жилых помещений.

6. Специализированные жилые помещения в общежитиях предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в городе Москве и Московской области, по решению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

7. Выполнение функций по контролю за соблюдением внутреннего распорядка общежития, функций управляющей компании осуществляется лицами, определенными Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в порядке, установленном законодательством о размещении государственных заказов.

8. Решение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о предоставлении жилого помещения в общежитии гражданам оформляется распоряжением, которое является основанием для заключения с гражданами департаментом договоров найма жилого помещения в общежитии.

9. Гражданин вселяется в жилое помещение в общежитии на основании договора найма жилого помещения в общежитии. Гражданин не вправе вселяться в общежитие или переселяться из одного жилого помещения в общежитии в другое без заключения соответствующего договора.

10. По договору найма жилого помещения в общежитии одна сторона - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в лице Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе обязуется предоставить другой стороне - гражданину жилое помещение в общежитии для временного проживания в нем.

11. В договоре найма жилого помещения в общежитии указываются члены семьи, вселяемые с гражданином, которому предоставляется жилое помещение в общежитии. Гражданин не вправе вселять в жилые помещения общежития других граждан в качестве членов семьи, кроме супругов, несовершеннолетних детей граждан, которым предоставлены жилые помещения в общежитиях, а также иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

12. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается в письменной форме на период трудовых отношений, службы или обучения.

13. Гражданин, которому предоставлено жилое помещение в общежитии, вносит плату за пользование жилым помещением в общежитии и коммунальные услуги в порядке и на условиях, определенных правовыми актами города Москвы, договором найма жилого помещения в общежитии.

14. Плата за пользование фактически занимаемым жилым помещением в общежитии, коммунальные и иные услуги, предоставляемые гражданам, взимается в размере, установленном правовыми актами города Москвы.

15. Покрытие расходов на содержание общежитий за вычетом поступающих платежей от граждан производится за счет организации, сотрудники (обучающиеся) которой размещены в общежитии, на основании заключенного договора.

16. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, предоставивший жилое помещение в общежитии, а также лица, выполняющие функции по контролю за соблюдением внутреннего распорядка в общежитии, функции управляющей организации общежития, вправе предъявить в установленном порядке требования о своевременном внесении платы за жилое помещение в общежитии и коммунальные услуги, определенные соответствующим договором найма жилого помещения в общежитии.

17. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы:

1) предоставляет гражданину свободное от прав иных лиц жилое помещение в общежитии, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Москвы;

2) выполняет иные обязанности, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством города Москвы, а также предусмотренные соответствующим договором найма жилого помещения в общежитии.

18. Гражданин, которому предоставлено жилое помещение в общежитии:

1) использует жилое помещение по назначению и в пределах, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, а также договором найма жилого помещения в общежитии;

2) поддерживает жилое помещение в общежитии в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии;

3) осуществляет текущий ремонт жилого помещения в общежитии;

4) своевременно вносит плату за жилое помещение в общежитии, коммунальные и иные услуги, определенные договором найма жилого помещения в общежитии;

5) информирует Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением в общежитии, в том числе при прекращении трудовых отношений, службы либо обучения, а также при приобретении в собственность жилого помещения или права самостоятельного пользования жилым помещением в городе Москве или в Московской области;

6) несет иные обязанности в соответствии с законодательством и соответствующим договором.

19. Члены семьи гражданина, которому предоставлено жилое помещение в общежитии на основании договора найма жилого помещения в общежитии, вселенные в данное жилое помещение в установленном порядке, приобретают право пользования данным жилым помещением на условиях заключенного договора.

20. Договор найма жилого помещения в общежитии с гражданином, которому предоставлено жилое помещение в общежитии, может быть расторгнут:

1) в любое время по соглашению сторон;

2) в любое время по заявлению гражданина, которому предоставлено жилое помещение в общежитии;

3) в судебном порядке при неисполнении гражданином, которому предоставлено жилое помещение в общежитии, обязательств по соответствующему договору, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

21. Договор найма жилого помещения в общежитии прекращается:

1) при утрате трудовых отношений, окончании службы или обучения;

2) в связи с утратой (разрушением) общежития, в том числе жилого помещения в нем;

3) по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

23. В случаях расторжения или прекращения договора найма жилого помещения в общежитии граждане должны освободить жилые помещения в общежитии, которые они занимали на основании этого договора. В случае отказа освободить жилое помещение в общежитии указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Не могут быть выселены из общежитий без предоставления других жилых помещений граждане, не имеющие жилых помещений, в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, состоящие на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, и относящиеся к определенной категории лиц в соответствии с законами Российской Федерации, законами и правовыми актами города Москвы.


РЕГЛАМЕНТ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ ГРАЖДАНАМ ДОГОВОРА НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ОБЩЕЖИТИИ

1. Общие положения


1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок подготовки, оформления и выдачи гражданам договора найма жилого помещения в общежитии, принадлежащем городу Москве на праве собственности.

1.2. Подготовка и оформление договора найма жилого помещения в общежитии, находящегося в собственности города Москвы, осуществляются в соответствии со следующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы:

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Жилищным кодексом Российской Федерации;

- Законом города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (в редакции от 14 ноября 2012 г.);

- постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2011 г. N 44-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы";

- постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 798-ПП "О мерах по упорядочению учета, управления и использования общежитий специализированного жилищного фонда города Москвы".

1.3. В настоящем Регламенте используются следующие термины и определения:

1.3.1. Общежитие - специально построенный или переоборудованный для этих целей отдельно стоящий дом, жилые помещения в котором предназначены для временного проживания граждан.

1.3.2. Уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по предоставлению жилых помещений в общежитиях, находящихся в собственности города Москвы, является Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

1.3.3. Договор найма жилого помещения в общежитии - это договор, по которому город Москва в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обязуется предоставить другой стороне - гражданину и членам его семьи жилое помещение в общежитии в возмездное пользование для временного проживания в нем.

1.3.5. Договор найма жилого помещения в общежитии (далее - Договор) заключается в письменной форме на основании решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о предоставлении жилого помещения в общежитии гражданину на период трудовых отношений либо службы, обучения.

1.3.6. Управление Департамента - Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы - структурное подразделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее - Департамент), осуществляющее прием и регистрацию заявлений, подготовку и выдачу договора, указанного в пункте 1.3.3 настоящего Регламента.

1.3.7. Заявитель - гражданин, который в соответствии с законодательством может быть участником жилищных отношений.

1.4. Процедура подготовки Договора не требует согласования с другими городскими организациями.

1.5. Ответственным за выдачу подготовленного Договора является Управление Департамента.

1.6. Сообщение о готовности Договора доводится до заявителя по телефону, иным способом, а также непосредственно при обращении заявителя в Управление Департамента после сдачи документов.

1.7. Управления Департамента осуществляют прием заявлений граждан в понедельник, вторник, среду и четверг с 8.00 до 17.00, в пятницу - с 8.00 до 15.45, перерыв на обед - с 12.15 до 13.00.

1.8. Выдача заявителю одного экземпляра Договора производится на безвозмездной основе.

1.9. Срок подготовки Договора составляет не более 30 рабочих дней.


2. Порядок работы Управлений Департамента при приеме от граждан заявлений на заключение Договора


2.1. Прием заявлений от граждан на подготовку Договора осуществляет Управление Департамента.

2.2. Граждане, обратившиеся с заявлением о предоставлении жилого помещения в общежитии, представляют следующие документы:

2) документы, удостоверяющие личность;

3) ходатайство организации, с которой гражданин состоит в трудовых либо служебных отношениях, а также в которой гражданин проходит обучение, о предоставлении гражданину жилого помещения в общежитии в связи с трудовыми отношениями, службой или обучением;

4) копию и оригинал трудового договора или копию трудовой книжки, заверенную организацией, с которой гражданин состоит в трудовых отношениях;

5) копии документов с предъявлением оригиналов, удостоверяющих личность всех членов семьи: для граждан старше 14 лет - паспорт, для детей до 14 лет - свидетельство о рождении;

6) документы, подтверждающие родственные отношения, на гражданина и членов его семьи, которым предоставляется жилое помещение, а также членов семьи, зарегистрированных по другим адресам, в случае если указанные документы были выданы другим субъектом Российской Федерации;

Копия договора социального найма (при наличии);

Копия договора найма (при наличии);

Копия договора безвозмездного пользования (при наличии);

Копия договора найма служебного жилого помещения (при наличии);

Справка из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о наличии (отсутствии) у гражданина жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации (кроме города Москвы и Московской области);

2.3. Граждане, проживающие по месту жительства в общежитии, обратившиеся для заключения Договора, представляют следующие документы:

1) заявление в произвольной форме;

2) документы, удостоверяющие личность;

3) копии документов с предъявлением оригиналов, удостоверяющих личность всех членов семьи: для граждан старше 14 лет - паспорт, для детей до 14 лет - свидетельство о рождении;

4) документы, подтверждающие родственные отношения, на гражданина и членов его семьи, с которыми заключается Договор, в случае если указанные документы были выданы другим субъектом Российской Федерации;

5) документы, являвшиеся основанием для вселения в общежитие:

Копия внутриведомственного ордера (при наличии);

Копия решения организации (предприятия) о предоставлении жилого помещения в общежитии (при наличии);

Копия решения суда о предоставлении жилого помещения в общежитии (при наличии);

7) документы о наличии (отсутствии) жилых помещений, в отношении которых заявитель, члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования как на территории города, так и за его пределами, а также правом собственности за пределами города Москвы и Московской области:

Копия договора социального найма (при наличии);

Копия договора найма (при наличии);

Копия договора безвозмездного пользования (при наличии);

Копия договора найма служебного жилого помещения (при наличии);

Справка из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о наличии (отсутствии) у гражданина жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации (кроме города Москвы и Московской области);

При этом с гражданами, вселенными в установленном порядке в общежитие на основании решения органа исполнительной власти, совместного решения администрации и/или профсоюзного комитета предприятия, заселявшего общежитие, заключается соответствующий договор на условиях их проживания в общежитии.

2.5. Сотрудник Управления Департамента, ответственный за прием заявлений и документов и подготовку Договора, осуществляет прием и регистрацию заявления с прилагаемыми к нему документами в следующем порядке:

Проверяет документы, удостоверяющие личность заявителя (полномочия его представителя);

Проверяет правильность заполнения заявления;

Проверяет комплектность прилагаемых к заявлению документов;

Регистрирует пакет принятых документов в Книге регистрации заявлений либо в электронной базе документооборота;

Выдает заявителю выписку из электронной базы документооборота с отметкой (штампом) о дате приема заявления и своей подписью либо информирует заявителя устно о сроке подготовки Договора и способах связи с сотрудниками Управления Департамента.

2.6. Отказ в приеме заявления и документов на подготовку Договора допускается в случаях:

Отсутствия оснований для возникновения жилищных прав и обязанностей в соответствии с законодательством;

Обнаружения в представленных документах ошибок, незаверенных исправлений, неразборчивых записей и оттисков печатей;

Предъявления неполного комплекта документов, указанных в пунктах 2.2, 2.3 настоящего Регламента.

2.7. Отказ в приеме заявления и документов осуществляется в устной форме с возвращением представленных документов и регистрацией отказа и его причины в Книге регистрации заявлений без занесения сведений в электронную базу документооборота.

По требованию заявителя отказ в приеме заявления и документов оформляется в письменном виде.


3. Порядок работы Управления Департамента при подготовке и подписании Договора


3.1. Подготовка Договора осуществляется в Управлении Департамента в следующем порядке:

3.1.1. Сотрудник Управления Департамента, ответственный за подготовку Договора:

Готовит проект распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о предоставлении заявителю жилого помещения в общежитии и заключении с ним соответствующего договора либо о заключении с заявителем соответствующего договора на жилое помещение в общежитии, предоставленное ранее на основании решения органа исполнительной власти, совместного решения администрации и/или профсоюзного комитета предприятия, заселявшего общежитие;

Готовит проект Договора в двух экземплярах;

Представляет подготовленные проекты распоряжения Департамента и Договора на согласование и подпись руководителю Департамента либо его заместителю;

После подписания, регистрации и издания распоряжения Департамента, подписания Договора ответственным лицом Управления Департамента регистрирует Договор в электронной базе данных "Реестр договоров" информационной системы "Жилище";

Приглашает для ознакомления и/или подписания (заключения) и получения Договора заявителя и включенных в Договор лиц.

3.2. Контроль за правильностью подготовки проекта Договора и соблюдением установленного срока подготовки осуществляют:

Начальник отдела Управления Департамента;

Юридическая служба Управления Департамента;

Ответственный за данную работу заместитель начальника Управления Департамента.


4. Порядок работы Управления Департамента при подготовке Договора и его выдаче


4.1. Для ознакомления и/или подписания (заключения) и получения Договора должны прибыть все совершеннолетние лица, указанные в распоряжении Департамента, с которыми заключается Договор.

4.2. Все приглашенные должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность. При представлении чьих-либо интересов из приглашенных по доверенности она должна быть оформлена надлежащим образом в установленном порядке.

4.3. Сотрудник Управления Департамента, ответственный за подготовку, заключение и выдачу документов, при прибытии заявителя и приглашенных с ним лиц:

Проверяет документы, удостоверяющие личность граждан, после чего допускает их к подписанию (заключению) Договора;

После подписания Договора сторонами выдает заявителю под роспись один экземпляр Договора. Второй экземпляр остается в Управлении Департамента для бессрочного хранения;

Вносит дату подписания и выдачи Договора в электронную базу данных "Реестр Договоров" информационной системы "Жилище".

4.4. В случае невозможности самостоятельной явки кого-либо из приглашенных для ознакомления и/или подписания (заключения) и получения Договора может прибыть одно из приглашенных лиц при представлении согласия в простой письменной форме (доверенности).

4.5. Для ознакомления и/или подписания (заключения) и получения соответствующего Договора на жилое помещение в общежитии, предоставленное ранее на основании решения органа исполнительной власти, совместного решения администрации и/или профсоюзного комитета предприятия, заселявшего общежитие, должны прибыть все совершеннолетние члены семьи, с которыми заключается договор, либо заявителем должно быть представлено их согласие в простой письменной форме (доверенность) в случае невозможности самостоятельной явки кого-либо из приглашенных для ознакомления и/или подписания и получения Договора.

4.6. Отказ в выдаче Договора допускается в случаях:

Неполной явки всех граждан либо отсутствия согласия в простой письменной форме (доверенности) в случае невозможности самостоятельной явки кого-либо из приглашенных, как это требуется в соответствии с пунктами 4.1 и 4.5 настоящего Регламента;

Изменения условий, послуживших основанием для заключения Договора.


5. Дополнительные сведения


5.1. В случае необходимости получения Департаментом копий распорядительных документов в Главном архивном управлении города Москвы, иных дополнительных документов, необходимых для подготовки и оформления Договора, либо вынесения на рассмотрение руководителя Департамента вопроса о правомерности заключения Договора при отсутствии документов, являющихся основанием для заключения Договора, срок подготовки документов может быть увеличен Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы до 60 рабочих дней с уведомлением заявителя в письменной форме о продлении срока.

О внесении изменений в Положение о порядке предоставления и приватизации жилых помещений (служебных) муниципального специализированного жилищного фонда Луховицкого муниципального района Московской области, утвержденное решением Совета депутатов Луховицкого муниципального района Московской области от 15.07.2010 N 218/22 "Об утверждении Положения о порядке предоставления и приватизации жилых помещений (служебных) муниципального специализированного жилищного фонда Луховицкого муниципального района Московской области"
  • Постановление главы Истринского муниципального района МО от 27.11.2012 N 4873/11 Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача решений о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда" в новой редакции
  • Постановление главы Истринского муниципального района МО от 10.09.2012 N 3658/9 Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача решений о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда"
  • Решение Совета депутатов г. Электросталь МО от 23.09.2004 N 214/37 Об утверждении Положения о городской межведомственной комиссии по оформлению разрешений на проведение переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений, признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и переводу жилых помещений (жилых домов) в нежилые" "Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений), расположенных в городе Электросталь Московской области, непригодными для проживания", "Положением о порядке и условиях перевода жилых помещений (жилых домов), расположенных в городе Электрост...
  • Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 20.05.2013 N Д-РП-66/3 Об исключении жилых помещений, ранее использовавшихся в качестве общежитий, из специализированного жилищного фонда города Москвы и включении в фонд социального использования
  • Положение о внесении изменений в Положение о порядке предоставления помещений специализированного… Положение о внесении изменений в Положение о порядке предоставления помещений специализированного муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования "Поселок Малаховка" Люберецкого района Московской области, утвержденное решением Совета депутатов поселка Малаховка от 17 ноября 2005 года N 18/3
  • Решение Совета депутатов Раменского муниципального района МО от 11.12.2013 N 13/2-СД Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений в общежитиях специализированного муниципального жилищного фонда Раменского муниципального района


  • Просмотров