Поощрения государственных гражданских служащих. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданского служащего

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации
. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация - стадия к социальному окружению (от рождения до ). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить на то, во что и как в этом возрасте играют дети.
2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью и .

3. Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:
- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою . Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм .

5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия . Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль . Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности , в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот - спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные , постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию - человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

К противоправному склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками , приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

Этапы социализации личности.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.

Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.

Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

Вопрос 2 : Структура и составные элементы личности.

Физическая личность. Социальная личность.

Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса:

1. Физическая личность - то есть телесная организация, одежда, наш дом, капиталы и т.п.

2. Социальная личность - формируется на основе нашего человеческого стремления быть благоприятным в глазах других; «признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность». У человека столько социальных личностей, сколько имеется групп людей или даже отдельных людей, которые признают в данном человеке личность и мнением которых он дорожит.

3. Духовная личность - это «полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств» - т.е. эмоции, желания, ощущения . Самый центр, самое ядро нашего «Я», поскольку оно нам известно, святое святых нашего существа - это чувство активности, обнаруживающееся в некоторых наших душевных состояниях.

Деградация личности - утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности. Утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей: чувств, суждений, дарований, активности и др. На деградацию личности указывает повышение раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов.

Вопрос 3 : Идея личностной уникальности в философских представлениях разных эпох.

Что же представляет собой личностная уникальность?

Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода; ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт. Все это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она всегда обременена багажом своей биографии.

Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества.

Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.


Тема 2.4. Урок 2 «Человек в современном мире»

Вопросы:

1.Философское понимание свободы и ответственности личности

2.Фатализм и волюнтаризм

3.Философские концепции о смысле жизни

Вопрос 1: Философское понимание свободы и ответственности личности

1. Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события . Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.



Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость«.

Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является.

Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности.

Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи.

Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Дополнение:

Свобода и необходимость в бытии человека.

Две концепции свободы человека:

1. Фатализм - рассматривает человека как Существо, объективно обусловленное и четко детермированное внешними силами (т. е. религиозные точки зрения).

2. Волюнтаризм видят в человеке существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств.

Спиноза (1634-1674) - свобода человека связана с познанием необходимости.

Современная философия - понятие свободы включает в себя;

1)Познание законов природы, общества и человеческого мышления.

2) Принятие решений, выявление способов средств, способствующих достижению поставленных целей

3) Наличие желания и способностей, необходимых для претворения принятых решений в жизнь. Реализуя свою свободу человек должен сделать свой выбор, который будет определен его ценностной

ориентацией, потребностями и интересами.

Высшая степень свободы человека - это совпадение его стремления воли, хотения и объективной необходимости.

Уровень развития культуры определяет граница свободы человека, поэтому свобода человека исторична. Нужно уметь пользоваться свободой. Свобода человека сопряжена с ответственностью. Проблема ответственности четко разработана в учении экзистенциализм. В этой философии воля человека свободна и так как свободно человек определяет свою сущность, судьбу и свой выбор. Человек ответственен за все происходящее в мире, за все его несовершенства..

Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умение осуществлять самоконтроль и самоуправление. - контроллер всех действий человека.

В итоге: Свобода связана с необходимостью, с ответственностью, умением человека сделать правильный выбор, и с его мужеством.

Вопрос 2: Фатализм и волюнтаризм

Фатализм – мировоззрение, которое исходит из положения о том, что каждое событие и каждый человеческий поступок уже заранее изначально предопределен

Согласно этой позиции все должно свершиться так, как хочет того слепой рок, и человек ничего не может изменить в этом течении событий. Тем самым фатализм исключает свободу, свободный выбор и действие случайности . Поэтому анализ фатализма пересекается с анализом таких понятий и проблем, как взаимодействие необходимости и случайности, необходимости и свободы, волюнтаризма, судьбы и свободы выбора

Фатализм

Отсутствие кооперации в любой форме - она может принести непредсказуемые и неприятные результаты.

Фатализм выполняет роль греческого хора, отмечающего тщетность и глупость планов действующих на сцене игроков.

Сознательное встраивание случайности в деятельность организации (для того, чтобы сделать сотрудничество еще менее предсказуемым; для того, чтобы предотвратить взлом системы машинной бюрократии).

Примеры: выборочные проверки, регулярная ротация руководителей.

Волюнтаризм - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия.

Волюнтаризм

«В нас существует нечто более мудрое, нежели голова».

Каждый из нас замечает, что движение его рук и других частей тела обычно сопровождается неким внутренним усилием. Подобные состояния именуются волевыми актами.

Осознавая это в отношении себя, я могу сказать, что и движениями другого человека тоже руководит воля => вещи в себе (коей является человек), если о них вообще можно говорить, должны быть описаны в терминах воли, а не разума: идеалы Просвещения уходят. Сущность мира, таким образом, лишена рационального начала.

Разум подчинен воле (рациональное следует за иррациональным).

Вопрос 3 : Философские концепции о смысле жизни.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире – для чего живет человек? Французский философ и писатель А. Камю в эссе “Миф о Сизифе” писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому “вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов”, заключает он.

Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций . Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, вздор, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”. Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что “один конец ожидает всех”.

Смысл жизни Толстой видит

в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям «Чтобы жить честно,надо рваться, путаться,биться,ошибаться, начинать и бросать.и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие –душевная

подлость.»

Дополнение:

Смысл жизни человека интересовал людей должно быть с тех пор, как явился миру человек разумный. В учении экзистенциализма человек одинокий, неспособный реализовать себя и оставшись один на один с враждебным ему миром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни

Сторонники утилитаризма-- смысл жизни в достижении выгоды, пользы, успеха, наслаждений и удовольствий. Философия геоданизма и эвдонизма- 1)В достижении наслаждений и удовольствий 2) в достижении счастья и блаженства.

Христианское православие: - (если бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же)

Смысл жизни : совершенствование человеческой природы внутри природы божьей.

И в христианстве и в мусульманстве и в буддизме бессмертие души представляется как спасение от смерти. Смысл жизни в исполнение религиозных законов.

В материальной философии - смысл жизни - в саморазвитии человека в совершенствование его с сущностных сил, способностей и потребностей, в сотворении добра.

В настоящие время центральной проблемой человека стала проблема самой жизни, ее сохранение на земле. Жизнь как смысл жизни становится все более значительным принципом современного человечества.


Тема 2.5: «Философия физического и духовного здоровья человека»

Вопросы:

1 Философия физического и духовного развития человека (учение Гиппократа, Я. Каменского, В. Иванова)

2 Здоровый образ жизни-основы физического и нравственного развития человека

3 Воспитание гармонической личности- вызов алкоголизму и наркомании

Вопрос 1: Философия физического и духовного развития человека (учение Гиппократа, Я. Каменского, В. Иванова)

Если человек хочет стать здоровым, то сначала нужно спросить его, готов ли он избавиться от причин болезни. Только после этого ему можно будет помочь.

Гиппократ

По учению Гиппократа считавшиеся в Античности подлинным произведением представляют сводку античной мудрости. Первый афоризм, который начинается словами «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно» - получил широкую известность и различные интерпретации за годы чтения и комментирования Мысль о том, что ради успеха человек должен по мере сил помогать сам,это выражена и в других текстах корпуса.

Учение Гиппократа

По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой . С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. – «жидкость»).

По мнению Гиппократа, есть некие законы гармонии, которые смешивают противоположности в устойчивом гармоничном аккорде. Природа и люди имеют свои гармоничные сочетания. Как природа соответствует четырем основным сторонам света – восток, запад, север и юг, так и люди, рожденные в той или иной стране света, отличаются собой по телосложению и душевному складу, который Гиппократ обозначил как темперамент.

Исходя из этого, Гиппократ выделяет четыре основных типа темперамента. Темперамент характеризуется не только в динамических характеристиках эмоциональности, но и в психологических характеристиках взаимоотношений между людьми, отношением к самим себе и к миру вообще.

Учения Коменского

«Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования».

Как правило, эти взгляды применимы ко всем областям человеческой жизни и проецируются на все события, происходящие в ней.

Учение В. Иванова

В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций.

В современном движении последователей Иванова (ивановцах) можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закаливания, оздоровления организма, другие - склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства. В религиоведческой литературе ивановцы рассматриваются как новое религиозное движение. Однако отмечается, что наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым.

Кандидат социологических наук Астахова Л. С. отмечает, что объединение «ивановцев» во главе с П. К. Ивановым является примером «гуруизма», что по её мнению является деструктивным элементом, вносимым в социальную жизнь.

Религиовед Балагушкин Е. Г. характеризует «Систему Учителя Иванова» и движение ивановцев как «неоязыческий культ и антисоциальную утопию», а также как «религиозный культ совершенствования человеческого организма», «религиозно-мистический культ», «религиозный культ автохтонного происхождения, обладающий откровенно “языческим”, оккультно-мистическим характером». Вместе с этим, Балагушкин отмечает, что ивановцы «получили общественное признание и вызвали определенный интерес у государственной власти прежде всего своей светской тенденцией, направленной на здоровый и умеренный образ жизни, на использование естественных средств оздоровления и бережное отношение к природе». По оценке Балагушкина движение ивановцев «стоит в одном ряду с наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями».

Кандидат философских наук, иеромонах Иов (Гумеров) считает, что Иванов «был в самой крайней степени прелести и все «силы» черпал из тёмного демонического источника» и отмечает пагубную опасность его идей.

Православный исследователь сект и историк-медиевист Дворкин А. Л. характеризует Иванова как человека психически больного или одержимого.

Религиовед Иваненко С. И. относит движение последователей Порфирия Иванова к движениям духовно-нравственного и физического совершенствования. Иваненко отмечает, что конфессиональное религиоведение рассматривает подобные движения в качестве «сект», то есть религиозных по своей сути организаций, играющих деструктивную роль по отношению к личности, обществу и государству. В светском же российском религиоведении такие движения в большинстве случаев рассматриваются в качестве новых религиозных движений. Однако, по мнению Иваненко, «движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования не следует однозначно и категорично воспринимать и оценивать в качестве религиозных».

Кандидат философских наук Казновская Ю. А. характеризует Иванова как «оригинального русского мыслителя и практика». По мнению Казновской, несмотря на то, что Иванов не является философом в академическом смысле, его жизнь есть «своего рода прецедент применения на практике основных идей экологической этики, причём доведённых до некого логического конца». По мнению автора, появление таких практических прецедентов представляется симптоматичным в наш век наибольшего обострения экологических проблем.

Религиовед Кнорре Б. К. считает, что «ивановство представляет собой синкретический культ автохтонного происхождения, сочетающий в себе доморощенные языческие представления, неохристианскую интерпретацию и осмысление в русле концепций энергизма и ноосферологии». По мнению Кнорре «обстановка постоянной материальной нужды наложила неизгладимый отпечаток на характер Иванова» и, в качестве примера, приводит одно из «радикальных высказываний» Иванова: «Они в труде хлеб едят, лучше его не есть» отсюда он делает вывод, что «данная позиция, по всей видимости, определяла его жизненное кредо отказа от пищи и одежды, а вместе с тем и от «ненужного» труда». По данным Кнорре численность ивановцев составляет «несколько сот активных последователей (представителей Культа) и около 10000 участников Движения Порфирия Иванова».

В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» (Уральская академия государственной службы, 10 декабря 2002 года) к списку «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» отнесён «Иванова Порфирия культ („Оптималист“, клуб)».

Какие же принципы духовной жизни человека, проявляясь через психическую сферу, позволяют укреплять физическое здоровье?

Человек должен видеть смысл в своей жизни. Человек, не понимающий, для чего он живет, не может добиться успеха в жизни; но, раскрывая этот аспект, надо понимать, что для разных людей смысл жизни реализуется по-разному.

Это важный принцип самосовершенствования. Тот, кто не идет вперед – тот движется назад. Это золотое правило, выполняя которое человек ежедневно растет духовно.

Так же человек должен придерживаться принципа сохранения эмоционального равновесия и оптимистичного взгляда на жизнь

Иногда медитация является именно тем инструментом, с помощью которого корректируются эти параметры

Принцип выстраивания гармоничных социальных отношений, который также включает в себя правильное воспитание детей.

Очень важный принцип свершения добрых дел. Именно он позволяет человеку видеть свой духовный рост и стремиться к дальнейшему его совершенствованию

Физическое здоровье человека – это ценнейшее достояние человека, которое потеряв, тяжело, а порой и невозможно приобрести вновь. Если Вы замечали, что при встречах и расставаниях с родными, близкими и дорогими нам людьми, мы обязательно желаем крепкого здоровья. Наше здоровье – это залог счастливой и полноценной жизни. Оно помогает во всех аспектах нашей деятельности и отдыха. Каждый человек должен знать принципы здоровья, что бы обеспечить себе полноценную, активную и долгую жизнь.

Важнейшая надобность каждого - физическое здоровье человека, которое определяет его способность к труду, к развитию личности, познанию окружающего мира, самоутверждению и счастью. И мы рассмотрим принципы здоровья, которые ведут к активной долгой жизни и поддерживают физическое здоровье человека.

Сохранение своего здоровья – это наша прямая обязанность. Потому что никто лучше, чем мы сами не позаботится о нашем здоровье. Мы не можем, даже если сильно захотим, переложить ответственность за сохранность своего здоровья ни на окружающих, ни на общество, ни на конкретного человека

Зачастую бывает так, что мы истязаем себя в молодости свободным образом жизни, а к середине жизни вспоминаем, что у нас есть какие-то органы, которые требуют заботы о себе.

Воистину народная мудрость гласит – береги здоровье смолоду.

Вопрос 2: Здоровый образ жизни-основы физического и нравственного развития человека.

Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной господом земной жизни

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Выделяют дополнительно следующие аспекты Здорового образа жизни (ЗОЖ)

эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм

Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;

инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль;

личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Вопрос 3 : Воспитание Гармоничной личности –Вызов алкоголизму и Наркомании.

Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса

Гармоничное развитие личности – это согласованное, взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей, это воспитание человека, способного жить в ладу самим с собой, с природой, с обществом. Гармонизация личности включает в себя вопрос о единстве ее образа жизни и психологического стиля жизнедеятельности. Создание условий для такого развития включает в себя: материально-техническую базу, учебно-программную документацию, учебники, методики обучения, дидактические средства, подготовленного к достижению этой цели учителя и т.д. Данная цель является гуманистической традицией российского образования и выражает его национально ориентированную особенность

Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном (гармонично развитом) человеке и его предназначении в жизни общества

Алкоголизм в подростковом возрасте приносит много вреда незрелому организму. Общеизвестен тот факт, что при регулярном употреблении спиртного страдает репродуктивная функция человека. Но если у мужчин она после шестимесячного воздержания от спиртного может восстановиться, то у женщин детородная функция страдает необратимо. Поэтому и увеличивается количество случаев бесплодия и рождения детей с уродствами у молодых женщин.

Еще одно серьезное осложнение от приема алкоголя подростками – развитие цирроза печени. Причем нарушения в работе печени и других внутренних органов у подростков

Наркомания

Наркотики – вещества, действующие на человеческий организм в виде наркотического опьянения и обладающие характерными побочными эффектами. Они вызывают привыкание, как психологическое, так и физическое. В перерывах между их приемами, у наркомана возникает болезненное состояние, так называемая, ломка.


Тема 2.6 Урок 1 «Сознание и разум»

  1. Философское понимание «сознания» и эволюция сознания.
  2. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприятие, представления.
  3. Сознание и сфера бессознательного по Фрейду.
  4. Идеальный мир человека.

Вопрос 1: Философское понимание «сознания» и эволюция сознания.

Сознание - философская категория обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека.

В философии сознание объясняется с двух разных позиций:

Процесс социализации личности состоит из трех фаз.

В первой происходит адаптация индивида, т.е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность.

Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации.

И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т.д.

Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность, и при этом она интегрирована в социальную группу.

Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Только в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других - нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других - нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: до трудовую, трудовую и после трудовую. Другие, как уже указывалось выше, подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости.

Первичные начинаются в детстве, когда в основном формируется личность человека. Это очень важные и значимые ее периоды, существенную роль в которых играет самое близкое окружение (родители, другие родственники и друзья), это становление и развитие межличностных отношений. Первичные периоды социализации - это периоды постижения и освоения межличностного общения, они способствуют тому, что человек становится полноценным членом общества.

Более поздние этапы социализации человека принято называть вторичными. Они относятся ко второй половине его жизни, когда он сталкивается с различными общественными институтами - государством, армией, учебным и производственным коллективом, влияние которых на становление и развитие индивида более значимо и ощутимо уже в сознательном возрасте. Вторичные этапы социализации - это этапы, которые позволяют уже социализированной личности постигать новые социальные роли, входить в неизвестные, но важные области объективного мира.

Как правило, принято считать, что этапы социализации личности сменяют друг друга при достижении ею политической, экономической и социальной самостоятельности, а именно, получение паспорта, профессии и работы, создание семьи и т.д.

Процесс социализации - процесс взаимодополняющий и двусторонний. Входя и постигая систему социальных связей, индивид приобретает значимый для себя опыт, с другой стороны, в процессе деятельностного усвоения социальной среды он не пассивно принимает полученный опыт, а преобразует его в собственные установки, ценности и ориентации.

Социализация обязательно проходит при чьем-то постороннем участии и помощи. Людей и учреждения, с которыми человек сталкивается при постижении социального опыта, называют агентами социализации. Так же как и этапы социализации, агентов подразделяют на первичных (близкое значимое окружение) и вторичных (общественные институты и учреждения, их администрация, представители и т.д.).

Социализация - это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными жизненными циклами человека, которые обозначают главные события его биографии.

Как процесс его развития, социализация человека включает в себя три взаимосвязанных стадии:

  • · становление - формирование человека как члена определенных социальных общностей;
  • · функционирование - исполнение личностью социальных ролей в соответствии с занимаемым социальным статусом;
  • · изменение - приобретение за определенный период функционирования новых индивидных, индивидуальных и личностных свойств.

Социализация человека может происходить как неосознанно, спонтанно, стихийно, так и осознанно, целенаправленно, организованно. Для обозначения осознанной, целенаправленной и организованной социализации человека лучше всего подходит понятие «образование».

По признаку «отношение к трудовой деятельности» выделяют три стадии социализации (социологический подход):

  • 1) Дотрудовая стадия охватывает детский, подростковый и юношеский возраст и имеет несколько самостоятельных этапов:
    • · ранней социализации (имитации и копирования детьми поведения взрослых);
    • · игровой деятельности, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
    • · групповых игр, на которых дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей;
    • · обучение.
  • 2) Трудовая стадия связана со зрелостью личности, реализацией и углублением ею социального опыта.
  • 3) Специфика последтрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста.

В приведенной периодизации наиболее дискуссионным вопросом является как раз третья стадия социализации. Ряд ученых считает, что само понятие социализации личности несовместимо с тем периодом жизни индивида, когда все его социальные функции сворачиваются. Другие, напротив, убеждены в том, что пенсионный период жизни человека является тем возрастом, который продолжает вносить определенный вклад в воспроизведении социального опыта.

Американский социальный психолог Э. Эриксон в соответствии с определяемыми им психосоциальными кризисами в развитии личности предложил восемь фаз (периодов) социализации: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность, молодость, взрослость, старость. Отечественный социолог Я.И. Гилинский первоначально предложил различать три периода социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Далее он уточнил, что в пределах первой стадии следует выделить еще две: «дошкольную» и «школьную». Таким образом, по его мнению, стадий социализации человека четыре:

  • · ранняя (от рождения до поступления в школу);
  • · обучение (от начало учебы до окончания очных форм общего и профессионального образования);
  • · социальная зрелость;
  • · завершение жизненного цикла (с момента прекращения трудовой деятельности в рамках официальных организаций).

Е.М. Бабосов, исходя в основном из возрастных изменений в жизни человека и, соответственно, ведущих видов его деятельности, предлагает выделять девять этапов социализации: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский, поздняя юность, человеческая зрелость, после трудовой.

С социологической точки зрения целесообразно согласиться с выводом Я.И. Гилинского и соотносить периоды социализации с основными циклами жизни человека в обществе: детство, молодость, зрелость, старость(8, 37).

Большое значение для социализации человека имеют как его самостоятельная творческая активность, так и воздействие на него со стороны агентов социализации. Агентами социализации человека выступают все те, кто помогают человеку осваивать будущие социальные роли, контролируют и регулируют его действия по их освоению и исполнению. Агенты социализации могут быть:

  • · персональными - отдельные личности (например, родители, родственники, знакомые, друзья);
  • · коллективными - социальные общности (например, семья, учебная группа, производственный коллектив, этническая общность, неформальное объединение);
  • · институциональными - учреждения и организации (например, учебное заведение, государственные органы, средства массовой информации, учреждения культуры, политические партии, церковь).

Агенты социализации воздействуют на человека как непосредственно через личное общение с ним, так и через средства массовой коммуникации и информации.

В первые годы жизни ребенка основными и универсальными агентами социализации выступают его родители и родственники, в школьный период - учителя и друзья. В молодом и зрелом возрасте основными агентами социализации становятся социальные общности и социальные институты. Для пожилых людей роль основных агентов социализации исполняют представители их ближнего окружения. Особое значение в процессе социализации человека принадлежит средствам массовой информации и художественной культуре, которые активно пропагандируют определенные статутные предписания, используя демонстрацию наглядных и привлекательных моделей социальных ролей.

Воздействие агентов социализации на человека в некоторых случаях вызывает у него реакцию сопротивления, нежелания следовать их советам и указаниям.

Большинство социологов считает, что первичная социализация происходит в детском возрасте, а вторичная социализация присуща взрослым. По мнению некоторых социологов, первичная социализация происходит в процессе непосредственного взаимодействия с представителями ближнего окружения (родители, родственники, соседи, друзья, знакомые, соученики, коллеги), а вторичная социализация - через опосредованное средствами массовой информации взаимодействие со специальными агентами социализации.

Исходя из смысла терминов «первичная» и «вторичная», следовало бы под первичной социализацией человека понимать начальную стадию освоения социальной роли, а под вторичной - стадию коррекции и творческого совершенствования исполнения социальной роли.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…….3

1. Социализация личности. Этапы социализации личности……………….4

2. Структура личности…….………………………………………………….10

3. Формы социализации личности…………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

Человек в своем реальном социальном бытие является, с одной стороны, создателем и творцом общества, которое возникает и развивается только в процессе и результате его деятельности, но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо, только включаясь в процессы социальных действий людей, в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, - личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений принято называть социализацией.

В данной контрольной работе мы рассмотрим тему: Социализация личности, ее структура и формы.

Социализация личности. Этапы социализации личности

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях. Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения индивида в социальные отношения и называется социализацией. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, т.е. происходит становление и развитие личности.

Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Ребенок социализируется, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя с позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него имеются потребности, и если в процессе воспитания учитываются эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка и формированию гармонично развитой личности. В противном случае сформируется в большей или в меньшей степени деформированная, асоциальная личность.

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. В процессе формирования личности ребенок на уровне психических процессов, освоив низшие психические функции, путем обучения овладевает высшими психическими функциями. Суть этого процесса заключается в усвоении ребенком знаков (универсальным выражением которых является слово), имеющих значение того предмета или процесса, которые они замещают. Высшие психические функции - это речь, словесно-логическое мышление и произвольное внимание.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентации. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации.

Идентификация - отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.).

Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей (наблюдателя за действиями индивида, соперника) на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее.

Конформность - податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Выделяют несколько стадий социализации личности .

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт - адаптируется, приспосабливается и подражает).

Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). Появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчивые свойства личности,

Стадия интеграции. Проявляется желание найти своё место в обществе, "вписаться" в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:

сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

изменение себя, чтобы "стать как все";

конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.

Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

На протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы демократизации в нашем обществе создают благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека.

Весь жизненный путь человека от рождения до смерти разделяется на отдельные периоды (этапы): младенчество, детство, юность, зрелость, старость. На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных связей и взаимодействий.

Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа :

1) первичнаясоциализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;

2) вторичная социализация – это развитие личности в последующие годы жизни.

На начальномэтапе социализации особенно сильно на становление личности влияет семья, дошкольные и школьныеучреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников.

Именно от того, как распределялись семейные роли, кто глава семьи, насколько дружеские и теплые отношения были в семье, какие способы и методы поощрения или наказания применяются. Если власть в семье безоговорочно принадлежала одному человеку, если решения принимались единолично главой семьи, если пресекались дискуссии, свободное волеизъявление – в таких условиях вырастает либо сторонник диктатуры (если глава семьи был уважаемой личностью), либо, наоборот, активный противник авторитарных отношений (если семейный лидер не пользовался любовью).

На поведение будущего гражданина большое влияние оказывают дошкольные, школьные, другие государственные и общественные учреждения. От того, насколько эффективно и ответственно они осуществляют свои функции, во многом зависит, станет ли индивид полноценным гражданином своего общества или пополнит ряды лиц с девиантным, то есть социально не приемлемым поведением.

Доминирующее направление развития личности зависит также от ориентаций в так называемых «группах равных». Способы распределения власти, групповых ролей в компаниях сверстников, как свидетельствует опыт, может заметно повлиять на формирование субъективных представлений об «идеальной» модели взаимодействия с окружающим миром, а отношения в группах подростков в будущем могут стать прообразом «оптимального» взаимодействия с окружающим миром. При этом, стереотипы, сформированные в детском и подростковом возрасте, часто оказываются долговечными и сохраняются, нередко, на протяжении всей последующей жизни.

Окончание первого этапа социализации не связано с конкретным, одинаковым для всех возрастом. Признаки завершения первичной социализации, то есть превращения ребенка во взрослого человека могут быть, примерно, следующие:

● способность самостоятельно зарабатывать необходимые для полноценной жизни материальные средства;

● умение правильно распоряжаться деньгами, выбор оптимального и полезного для здоровья образа жизни, независимо от родителей;

● самодисциплина и самоконтроль над своим поведением.

Второй этап социализации связан с воздействием на личность сложного комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости. В эти годы на процесс социализации личности особенно сильно влияют различные социальные институты, включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективыи других учреждения и организации, с которыми взаимодействует индивид.

С понятием социализации связаны два, рядом стоящие понятия:

● ресоциализация – процесс замены уже усвоенных норм и ценностей, на новые, более соответствующие изменившимся условиям;

● десоциализация – деградирующие процессы, связанные с изменением, скажем трудовой деятельности на пенсионный статус.

Таким образом, процесс социализации сложный и многогранный. Социализация немыслима без осознания личностью себя не только в роли объекта, но также и субъекта общественных отношений, что предполагает другую сторону «медали» – индивидуализацию, связанную с постоянным фиксированием индивидом своего специфического места в обществе с учетом личных особенностей, ориентации, жизненных планов и процессом постоянного совершенствования.

Структура личности

Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяют следующие составляющие:

всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается на сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.).

Табл. Динамическая структура личности по К. Платонову

Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Уровень анализа Виды формирования
Направленность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Социально- психологический Воспитание
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Психолого- педагогический Обучение
Особенности психических процессов Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Индивидуально-психологический Упражнения
Биопсихические свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет Психо-физиологический Нейропсихо- логический Тренировка

Похожая информация.


Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д.

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация , или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). В период первичной (детской) социализации возможности приобретения информации из социальной памяти еще во многом определяются возможностями и параметрами биологического интеллекта: качеством «сенсорных датчиков», временем реакции, концентрацией внимания, памятью. Однако чем больше удаляется человек от момента своего рождения, тем меньшую роль в этом процессе играет биологический инстинкт и тем большее значение приобретают факторы социального порядка. Мир младенца с самого его появления на свет населен другими людьми. Причем, очень скоро он становится способен отличать их друг от друга, и некоторые из них приобретают для его жизни господствующее значение. С самого начала ребенок взаимодействует не только со своим собственным телом и с физическим окружением, но и с другими человеческими существами. Биография индивида с момента его рождения - это история его отношений с другими.

Типовая социальная ситуация «неравенство возможностей - неравный старт» проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях воспитанием и развитием интеллекта младенца занимаются чуть ли не с момента его рождения, в других же не занимаются вообще. Ко времени прихода в школу или в детский сад - т. е. к началу этапа вторичной социализации - дети уже довольно заметно различаются по уровню своего развития, умению читать и писать, по своему литературному и общекультурному багажу, по мотивации к восприятию новой информации.

Понятно, что в семье профессионального интеллектуала дети проходят существенно иную социализацию, нежели в семьях родителей более низкого интеллектуального уровня. Не следует смешивать умственные способности и интеллект: первые действительно в немалой степени обусловлены генетически, второй, безусловно, вырабатывается. Можно было бы перечислить огромное число выдающихся личностей, которые получили детерминирующий интеллектуальный старт именно из условий своего детства - от родителей и того круга друзей семьи, которые играли важнейшую роль агентов первичной социализации (юность Моцарта, Баха).

К моменту завершения первичной социализации родители (и ближайшее окружение) передают своим детям не только значительный объем информации о мире, в котором тем предстоит жить, но также и нормы, ценности и цели своих групп и своего социального класса.

Содержание, характер и качество вторичной социализации , совпадающей по времени (и содержанию) с периодом получения формального образования, уже определяются уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. А на это не может не влиять социальное происхождение, а значит, культурный и материальный уровень семьи. От этого уровня зависит, в какую школу пойдет учиться ребенок, какие книги и в каком объеме он будет читать, каков круг его повседневного общения, будут ли у него персональные наставники и репетиторы, компьютер и т. п.

Именно в школе начинается подлинное формирование интеллекта, то есть приобщение его к миру научных систематизированных знаний. Однако школа преследует не только эту цель. Одной из главных функций этапа вторичной социализации является общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в социальных институтах, действующих в рамках формальных организаций. В силу этих причин школа, помимо формирования у своих воспитанников устойчивого комплекса определенных знаний, всегда ставит перед собою задачу привития им господствующих в данном обществе в данный исторический период идеологических и моральных ценностей.

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

В третий период - социализации взрослого человека - развитие индивидуального интеллекта и возможности его «подпитки» от интеллекта социального, а также всех других способностей личности уже почти полностью определяются ее социальным статусом. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2_я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

В возрасте 3-5 лет, на 3_й стадии , ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4_я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5_я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6_й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7_я - центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (8_я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру , необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд . По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент.

Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже , сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализация - это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация - это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Фрейд выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

Чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.



Просмотров