Политическая жизнь в современной россии. Политическая жизнь современной россии

На сегодняшний день наше государство завершает трудный путь трансформации демократии. На протяжении многих лет в России существовал авторитарный режим коммунистической власти. Начиная с первой половины 90-х годов, в Российской Федерации был активно запущен процесс становления демократии. На данный момент Россия является демократическим государством, функции которого направлены на обеспечение социально- экономической и политической стабильности.

Тема 22. Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество – это структурно образованная сфера самопроявления свободных граждан, которые формируют организации и ассоциации, без вмешательства и прямой регламентации со стороны государства.

Гражданское общество: понятие и функции

Гражданское общество – это ключевое звено в создании и существовании правового государства. Гражданское общество выполняет ряд важных функций, в частности:

Обеспечение прав и свобод граждан от вмешательства государственных структур, которым свойственно превышение своих полномочий.

Гражданское общество создает и развивает механизм общественного самоуправления.

Является одним из самых мощных рычагов в системе сдержек и противовесов.

Гарантирует свободный доступ граждан к управлению государством.

Создает прочные структуры, на которых базируется общественная жизнь в государстве.

Основные черты гражданского общества

Основными чертами гражданского общества являются:

1. Гарантия правовой защиты граждан;

2. Наличие и активное поощрение демократических принципов;

3. Плюрализм и свободно формирующиеся мнения граждан;

4. Социальная политика государства;



5. конкуренция структур гражданского общества;

6. Наличие в гражданском обществе свободных владельцев собственности, а также средств производства;

7. Преобладающий по численности средний класс;

8. Многоукладная рыночная экономика.

Понятие правового государства

Правовое государство представляет собой государство, существование и деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права. Все органы государственной власти в правовом государстве подчиняются исключительно судебным решениям и законам.

Правовое государство базируется на принципе верховенства закона, который включает в себя такие факторы:

Равенство перед законом: перед законом равны все граждане и органы государственной власти (в том числе и те, которые их издают). Не может существовать двойственного действия закона.

Защита прав человека: гарантированность со стороны государства выполнения функции касаемо защиты прав и свобод человека и гражданина.

Независимость судебной власти о других ветвей государственной власти.

Прозрачное правосудие.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Существование правового государства без наличия в нем гражданского общества невозможно. Именно благодаря гражданскому обществу в государстве происходят регуляция и выполнение нормативных актов: гражданское общество выступает независимым наблюдателем за выполнением законов в государстве.

Благодаря таким организациям гражданского общества как профсоюзы, студенческие объединения, ассоциации адвокатов происходит непосредственная защита личных и социальных прав человека и гражданина в государстве.

Тема 23. Демократические выборы и партии

Демократичные выборы – один из главнейших институтов легитимизации действующего политического режима и политической системы.

Демократичные выборы

Демократичные выборы являются формой прямой власти народа в демократичном государстве. Положение о прозрачных демократичных выборах закреплено в Основном законе нашего государства.

Основа демократичных выборов заключается в том, что все граждане, имеющие право пассивного или активного избирательного права получают возможность быть избранным в органы государственной власти, а также беспрепятственно отдать свой голос за политическую силу (при пассивном избирательном праве).

Никто не имеет право оказывать влияние на политические предпочтения граждан, либо же влиять на ход выборов путем фальсификации результатов голосования, или другими противозаконными методами.

Политические партии и многопартийность

Политическая партия – это иерархическая политическая организация, целью деятельности которой является приобретение политической власти в органах государственной власти, а также в органах местного самоуправления.

Многопартийность – ключевое звено демократии. Многопартийность представляет собой политическую систему, при которой существует множество политических партий, каждая из которых теоретически обладает равными шансами получить большинство мест в парламенте.

В стране, в которой отсутствует многопартийность, доминантной является исключительно одна партия, члены которой узурпируют политическую власть.

Избирательные системы

Избирательные системы – это совокупность норм права, регулирующих ход выборов в государстве. Различают три вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Основой пропорциональной избирательной системы является то, что количество мест в парламенте распределяется в процентном соотношении с количеством набранных в результате выборов голосов избирателей.

Политическая идеология

Политическая идеология является одной из самых мощных форм политического сознания. Политическая идеология – это четко сформулированная доктрина, которая содержит в себе идеи, близкие части обществу.

Очень часто политическую идеологию рассматривают как вид корпоративного сознания, которая отображает исключительно групповую точку зрения касаемо политического и социального развития в государстве.

Многие политики используют политическую идеологию с целью подчинить общественное мнение своим идеям. Ярким примером тому является идеология Третьего рейха.

Тема 24. Участие граждан в политической жизни

Каждый гражданин может оказывать влияние на политический процесс в своей стране. Для этого необходимы такие факторы как культура демократии и политическая сознательность личности.

Участие граждан в политической жизни

Именно непосредственное участие граждан в политической жизни государства является важной основой формирования политических процессов.

Зачастую гражданская политическая жизнь неустойчива, в разные периоды она обладает разной динамикой. Это обусловлено тем, что в ней принимают участия самые разные слои населения.

Подобная социальная дифференциация порождает деятельность различных социально - политических сил, в частности политических партий и организаций.

Политический процесс

Политический процесс – это система политических состояний и событий, изменения в которой происходят ха счет деятельности и взаимодействия отдельных субъектов политической жизни.

Ярким примером является смена политических партий и лидеров, которые поочередно приходят к власти. По масштабам действия, политические процессы делятся на два основных вида: внешнеполитические и внутриполитические.

Внутриполитические процессы могут происходить как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

Политическое участие

Политическое участие является действиями гражданина, главной целью которых является получение возможности влияния на реализацию и принятие государственных решений, а также на выбор представителей в государственных институтах власти. Это понятие характеризует степень вовлеченности граждан в политический процесс.

В правовом государстве политическое участие представляет собой право гражданина избирать и быть избранным в органы власти, право объединения в общественные организации, право на демонстрации и митинги, право доступа к государственным службам и должностным лицам, право свободного обращения в государственные органы.

Политическая культура

Политическая культура – это понятие, которое состоит из трех составляющих: разносторонние политические взгляды гражданина, ориентация на духовные ценности демократичного общества, владение обществом права на политическое воздействие.

Политические знания представляют собой систему знаний о политических идеологиях, формах государства, о институтах власти, а также о методах реализации их функций. Политическая культура не может существовать без определенных политических знаний.

Политические знания порождают следующую ступень правовой культурыдуховную ориентацию общества. Каждый член социума решает, какой вид государственного управления или политическая идеология подходит его мировоззрению.

Гражданин, имеющий духовную ориентацию, основанную на политических знаниях, может активно и беспрепятственно участвовать в политическом процессе.

В целом политическая жизнь каждого государства обусловлена его географическим положением, историей, национальными особенностями населяющих его людей, экономическим развитием, политической культурой и множеством других факторов. Поэтому политический процесс в каждом государстве протекает по-разному, отличается индивидуальными особенностями. События, происходящие в каждой стране по-своему уникальны. Например, тоталитаризм в нашей стране имел характерно российские черты, но в то же время он являлся элементом эпохи тоталитарных диктатур: Гитлера - в Германии, Муссолини - в Италии, генерала Франко - в Испании и т.д.

Точно так же внутренние причины привели к краху советской системы, но происходило это в рамках общемирового процесса глобализации, перехода к постиндустриальному, информационному обществу. Закрытое общество, которым являлось советское, не могло выдержать конкуренции с открытыми западными обществами. Современный мир с его развитыми коммуникациями, информационными сетями, международными потоками финансов, товаров и услуг не терпит закрытости.

Но переход к открытому обществу и все связанные с этим процессом реформы пронизаны у нас традиционными для российских модернизаций чертами: безумным заимствованием чужого опыта и отрицанием ценности собственного; попытками радикально, “одним махом” решить все проблемы, недоверием к населению, не всегда поддерживающему радикальные начинания реформаторов, тягой к авторитарной власти, привычкой к властному произволу.

Шедшие вслед за реформами падение уровня жизни, экономический спад, ослабление государства породили потребность в сильной, эффективной власти, способной жестко решать стоящие перед государством проблемы. Задача российской власти - стать сильной и эффективной, но остаться демократической, не перейти грань, за которой сильное государство превращается в государство авторитарное, а сильная власть - в авторитарную диктатуру.

Одна из проблем на пути укрепления государства - несовершенство федеративных отношений и федеративного устройства России. Взрыв национализма в республиках, а также непродуманная политика федеральной власти, выраженная принципом “берите суверенитета сколько хотите” привели к угрозе распада Российской Федерации.

Но разделить целостную российскую цивилизацию на отдельные государства невозможно. Во-первых, нет этнически “чистых” регионов. Многие миллионы представителей коренных этнонациональных групп проживают на территории России, но вне пределов своих национальных республик. Например, более 2/3 татар живут вне Татарстана. Во-вторых, народы и территории, вошедшие в состав Российского государства на разных этапах его формирования, уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-экономического пространства. И опыт Чечни показывает, что попытка выбрать одну республику из этого пространства приводит из-за практической невозможности построить свою “отдельную” экономику и государственность к переводу республики на криминальные “рельсы”, разрастанию очага терроризма и бесчисленным страданиям населения.

Поэтому на первое место в государственной региональной политике выступает не поощрение процессов обособления, “особенного” развития регионов, а общегосударственный подъем и благополучие всех граждан, где бы они ни жили и какую бы национальность ни представляли.

Размеры территории и различия климатических, ресурсных, человеческих и иных факторов каждой территории определяют нюансы региональной политики, но суверенитет в федеративном государстве хорош, когда он ограничен в интересах общего развития федерации и каждого ее гражданина.

Таким образом, политика и политические отношения - важнейшая сфера жизнедеятельности человеческого общества в национально-государственном и международном масштабах. Она является фокусом развития всех общественных процессов, формой наиболее полной реализации общественно значимых интересов и потребностей личности, социальных общностей и государства.

Политическая жизнь современной России.

Политические процессы, происходящие в современной России, в общем можно охарактеризовать как переходный период от посттоталитарного политического режима к демократическому. С этим и связаны все те противоречия, трудности и перспективы, которые проявляются в нашей стране в последнее десятилетие.

Современная Россия живет по Конституции, принятой в результате всенародного референдума 1993 года. Согласно этому Основному Закону, Россия является федеративным, правовым, демократическим государством в форме президентской республики. В Конституции 1993 года был впервые закреплен принцип разделения властей. Законодательная власть представлена следующей системой органов, имеющих и реализующих право на принятие законов: Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата); а также законодательных собраний субъектов РФ. Исполнительную власть представляют Правительство РФ и органы исполнительной власти на местах. Судебная система состоит из трех уровней: Конституционные суды РФ и республик, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, арбитражные суды.

Во взаимодействии ветвей власти в современной России произошел конституционный перекос в сторону чрезмерного раздувания полномочий исполнительной (и особенно президентской власти). Т.к. парламент отстранен от формирования правительства, он фактически не отвечает за принимаемые решения и законы. Все это приводит к противостоянию исполнительной и законодательной властей, причем последняя больше занята внутрифракционными и партийными конфронтациями. В достаточной степени не определены права и полномочия федерального центра и 89 субъектов федерации. Указанные процессы действуют в сторону дестабилизации и дезинтеграции российской политической системы, что ставит под угрозу сам факт существования РФ как целостного государства.

В пореформенной России законодательно оформлен принцип многопартийности. В органах юстиции (включая местные) зарегистрировано более 1200 партий, движений и объединений. Однако считать партийную систему современной России сложившейся нельзя. Во-первых, большинство существующих партий таковыми на самом деле не являются, ибо не обладают классическим набором признаков, характерных для этого политического института. Во-вторых, налицо огромное количество организаций-однодневок, созданных либо под конкретного лидера, либо в интересах предвыборной борьбы. В-третьих, во многом у этих партий попросту нет своего устойчивого электората, а количество членов, по меткому замечанию, "может уместиться в пределах одного дивана".

Наиболее крупной политической партией современной России, имеющей самую многочисленную фракцию в Государственной Думе, является КПРФ (лидер - Г.А.Зюганов). По оценке собственных экспертов, число ее членов превышает 500 тыс. КПРФ отличают: четкая идеологическая программа, разветвленная сеть местных представительств, жесткая организационная структура и дисциплина. Электорат составляют лица преклонного возраста, социально-аутсайдерские слои, принявшие наибольший удар в результате качественной реформации (бывшие ИТР, работники ВПК и пр.) Наиболее крепки позиции КПРФ на Юге и в Центре России, на Дальнем Востоке и Восточной Сибири.

Другим крупным политическим объединением является "Яблоко" (лидер - Г.А.Явлинский). Идеология этой партии основывается на принципах политической демократии, углублении рыночных реформ, социально ориентированной экономики. "Яблоко" отличают: мощная финансовая поддержка, хорошая информационная база, разветвленная региональная инфраструктура. Социальную базу партии составляют, как правило, жители крупных городов, предприниматели, лица с высшим образованием не старше 45 лет, студенчество.

В политическом центре партийного спектра РФ выделяются НДР (лидер - В.С.Черномырдин) и "Отечество" (Ю.М.Лужков). Это бывшая и нынешняя "партии власти". Оба объединения пользуются солидной финансовой поддержкой (Газпрома и московской промышленно-финансовой элиты), информационным ресурсом и имеют немногочисленность членов. Идеологическая база "Отечества" близка "яблочной", а НДР - "просвещенный консерватизм". Однако слабым местом НДР явился факт "компрометации" его лидера сотрудничеством с кремлевской администрацией, тогда как в основе отношения россиян к "Отечеству" лежит традиционное недоверие регионов к Москве.

По краям политического спектра находятся более мелкие партийные объединения; слева это - "Трудовая Россия" В.Анпилова; справа - ДВР Е.Гайдара и "ДемРоссия"(Л.Пономарев и др.) Особое место занимает ЛДПР (лидер - В.В.Жириновский). Не имея четкой идеологической позиции, ЛДПР обладает мощной финансовой базой, региональной сетью представительств, достаточной информационной поддержкой. Электорат партии составляют: жители села и мелких городов, маргинальные слои, часть молодежи.

Политическая демократия в России носит во многом формальный и поверхностный характер именно потому, что фактически не изменились потестарные функции государства. При условии неразвитости структур гражданского общества, государство само не справилось с задачами всесторонней реформации общества. Средний класс - социальная основа демократии - в результате целого ряда просчетов в социально-политической области практически не сложился, а более половины всего населения, еще недавно вполне успешного, скатилось на маргинальное дно. Политический режим все более приобретал черты корпоративной и коррумпированной сращенности политической и финансово-олигархической элит. В результате построения такой "демократии для немногих" налицо фактическое недоверие (до 90%) всем ветвям и органам власти подавляющей части российского общества.

Пожалуй, единственное, что можно занести в актив России последних десяти лет - это достижение плюрализма политического сознания, который, однако, носит пока характер политической гласности, но не гарантированной свободы слова (особенно в регионах).

Центры политической власти в современной России все более смещаются в регионы. На то есть целый ряд причин: слабость и усиливающийся паралич федерального центра, неравномерность развития различных регионов, амбиции региональных лидеров и элит. В этом случае вполне закономерная хозяйственная самостоятельность регионов может обернуться углубляющимся сепаратизмом.

Политический процесс в России в этих условиях развивается крайне противоречиво; здесь можно обнаружить черты разных типов политических режимов и культур: демократического, авторитарного, тоталитарного. При незрелости гражданского общества он несет в себе черты неструктурированности и латентности. Не только в обществе, но и в политических элитах почти отсутствуют навыки и начала демократической политической культуры.

Итак, политическая жизнь современной России чрезвычайно сложна и противоречива. Однако при всех сложностях переходного периода можно надеяться на то, что достигнутые немногие позитивные ростки демократических реформ станут необратимы. В этом убеждает опыт практически всех стран, вступивших на подобный переходный путь. За это говорит и вся тысячелетняя история России. Для успешного решения стоящих перед российским обществом проблем необходимы: качественная смена политических элит, политическая воля общества и необходимое политическое согласие всех сил современной России вокруг экзистенциальных демократических ценностей.

  • - «Шко́ла совреме́нной пье́сы» , драматический театр. Образован в 1989. Его создатели - режиссёр И.Л. Райхельгауз, директор М.Г. Дружинина, актёры Л.Г. Полищук и А.Л. Филозов...

    Москва (энциклопедия)

  • - Как отделение Международного общества современной музыки возникла в 1923 в Москве...

    Москва (энциклопедия)

  • - Ассоциа́ция совреме́нной му́зыки Как отделение Международного общества современной музыки возникла в 1923 в Москве...

    Москва (энциклопедия)

  • - творч. и муз.-обществ. организация. Возникла в 1924 в Москве как отделение Междунар. об-ва совр. музыки...

    Музыкальная энциклопедия

  • - периодическое научно- информационное издание, выпускается с 1997...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - В последнее время положение России обязывает все больше задумываться о состоянии своей армии, потому как именно ее Бонапарт называл рычагом политической мощи. Эта истина нисколько не...

    Энциклопедия техники

  • - «ЛОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ» - книга Перси Уильямса Брид-жмена, амер. физика и философа науки, экспериментатора в области техники высоких давлений, за свои научные результаты удостоенного множества наград,...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - совокупность отношений, возникающих в связи с управлением обществом и государством, решением возникающих отсюда дел и проблем, влиянием друг на друга участников П. ж. Наиболее типичные участники П. ж. -...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - одна из форм общественной жизни, совокупность политических действий, устанавливающих политические связи между людьми и направленных на завоевание или удержание власти...

    Политология. Словарь.

  • - отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно-политических и иных...

    Политология. Словарь.

  • - Национальные выборы. Улисс Грант, популярный на Севере герой Гражданской войны, был избран президентом в 1868...

    Энциклопедия Кольера

  • - творческая и музыкально-общественная организация, возникшая в Москве в 1924 . См. Музыкальные общества...
  • - ежемесячный общественно-политический журнал, орган Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР. Издается в Москве с 1957...

    Большая Советская энциклопедия

  • - В наши дни изучение М., по мнению Н.Д. Арутюновой, становясь все более интенсивным, захватывает новые области знания - философию, логику, психологию, герменевтику, литературоведение, теорию изящных искусств,...

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

  • Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • - 1) описание системы языка, состоящей из множества пересекающихся классов единиц и правил их употребления; 2) описание отдельной единицы с ее индивидуальными свойствами и разнообразными связями...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Политическая жизнь современной России." в книгах

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Мой отъезд в Москву. - Наша легализация как политическая провокация. Нелегальная жизнь в Москве. - Приезд Гоца в Москву. - Приезд английской рабочей делегации и собрание печатников. - Нелегальный отъезд из России

Из книги Перед бурей автора Чернов Виктор Михайлович

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Мой отъезд в Москву. - Наша легализация как политическая провокация. Нелегальная жизнь в Москве. - Приезд Гоца в Москву. - Приезд английской рабочей делегации и собрание печатников. - Нелегальный отъезд из России При эвакуации Уфы мне

Глава 3 ГОСУДАРСТВО: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Из книги Цивилизация Древней Индии автора Бэшем Артур

Глава 3 ГОСУДАРСТВО: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИсточникиИндия, не имея настоящих политических трактатов, подобных тем, что создали греки, представляет многочисленные труды, относящиеся к искусству управления. Отправление власти, данданити,

Исторический ход современной России

Из книги Спираль Русской Цивилизации. Исторические параллели и реинкарнация политиков. Политическое завещание Ленина автора Хельга Ольга

Исторический ход современной России Где страна и где мы? И на первый вопрос ответ однозначный – на руинах бывшей империи Советского Союза. Мы ругали Брежнева за отсутствие колбасы, излишнюю милитаризацию экономики и всемерную помощь другим странам, но он сумел создать

ПИФы современной России

Из книги Личный бюджет. Деньги под контролем автора Макаров Сергей Владимирович

ПИФы современной России Давайте предварим рассказ о том, что же такое ПИФ, небольшим экскурсом в их историю в США и России.Первый паевой фонд был создан в 1924 году Л. Шерманом Адамсом, Чарльзом Эйч Лидройтом и Эштоном Л. Карром и назывался Massachusetts Investor Trust. Это был первый в

Наркобизнес в современной России

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Наркобизнес в современной России Лет 15–20 назад за попытку поднять проблему борьбы с отечественным наркобизнесом можно было угодить в тюрьму как антисоветчику. «Наркобизнес у нас? - недоуменно пожал бы плечами высокопоставленный партийный босс, - это невозможно.

2. 1. Парадоксы современной России.

Из книги Гиперборейское учение автора Татищев Б Ю

2. 1. Парадоксы современной России. Времена изменились. Теперешним «демократом» для продолжения грабежа России и её народа приходится прилагать некоторые усилия для «стабилизации экономики». А у «патриотов - державников» давно уже прошли все сроки, отпущенные им на

Маги современной России

Из книги Оккультные войны НКВД и СС автора Первушин Антон Иванович

Маги современной России Новая власть, пришедшая в начале 1990-х годов на смену коммунистической диктатуре, даже не пыталась рядиться в одежды материализма. Наоборот, среди политической и деловой элиты стало модным посещать по выходным православный храм, иметь

Из книги Государство и политическая форма автора Шмитт Карл

Политическая часть современной конституции

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДОВ ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДОВ ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ XIII–XIV вв. - время подъема городов, которые были, как уже сказано выше, наиболее динамичным элементом средневекового общества, фундаментальным источником изменений во всех сферах его жизни. В развитии

Общественно-политическая жизнь России на рубеже XIX–XX вв. Назревание революционного кризиса

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Общественно-политическая жизнь России на рубеже XIX–XX вв. Назревание революционного кризиса Сложный и противоречивый процесс капиталистической эволюции России породил мощные политические катаклизмы, которые потрясли страну в первые десятилетия XX в. На

12. ТАМПЛИЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Из книги История военно-монашеских орденов Европы автора Акунов Вольфганг Викторович

12. ТАМПЛИЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ После крушения коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. этот тамплиерский орден распространил свою деятельность на территорию Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехии, Словакии,

О СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Из книги 100 предсказаний Нострадамуса автора Агекян Ирина Николаевна

О СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ О конце правления Брежнева и об атмосфере этого времени прорицатель сказал так:Время настанет, и рыба заменит им мясо,Главный закон в этом мире будет абсурдным.Крепко вцепился старик, но все же не вечно,Сцену покинет он, власть уступивши другим.(ц. 4, к.

2.3. Политическая система современной Турции

Из книги автора

2.3. Политическая система современной Турции Формирование политической и партийной системы Турции во второй половине XX в.Турция – унитарное государство с выборными органами власти. В настоящее время в стране действует уже пятая Конституция (или третья республиканская).

В современной России

Из книги Военный спецназ России [Вежливые люди из ГРУ] автора Север Александр

В современной России

Введение Политическая система современной России – почему о ней нужно говорить, и говорить именно сейчас

Из книги Периферийный авторитаризм. Как и куда пришла Россия автора Явлинский Григорий Алексеевич

Введение Политическая система современной России – почему о ней нужно говорить, и говорить именно сейчас За последнее десятилетие я довольно много писал о том специфическом общественно-экономическом организме, который на рубеже двух тысячелетий стал реальностью в

Политические процессы, происходящие в современной России, в общем можно охарактеризовать как переходный период от посттоталитарного политического режима к демократическому. С этим и связаны все те противоречия, трудности и перспективы, которые проявляются в нашей стране в последнее десятилетие.

Современная Россия живет по Конституции, принятой в результате всенародного референдума 1993 года. Согласно этому Основному Закону, Россия является федеративным, правовым, демократическим государством в форме президентской республики. В Конституции 1993 года был впервые закреплен принцип разделения властей. Законодательная власть представлена следующей системой органов, имеющих и реализующих право на принятие законов: Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата); а также законодательных собраний субъектов РФ. Исполнительную власть представляют Правительство РФ и органы исполнительной власти на местах. Судебная система состоит из трех уровней: Конституционные суды РФ и республик, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, арбитражные суды.

Во взаимодействии ветвей власти в современной России произошел конституционный перекос в сторону чрезмерного раздувания полномочий исполнительной (и особенно президентской власти). Т.к. парламент отстранен от формирования правительства, он фактически не отвечает за принимаемые решения и законы. Все это приводит к противостоянию исполнительной и законодательной властей, причем последняя больше занята внутрифракционными и партийными конфронтациями. В достаточной степени не определены права и полномочия федерального центра и 89 субъектов федерации. Указанные процессы действуют в сторону дестабилизации и дезинтеграции российской политической системы, что ставит под угрозу сам факт существования РФ как целостного государства.

В пореформенной России законодательно оформлен принцип многопартийности. В органах юстиции (включая местные) зарегистрировано более 1200 партий, движений и объединений. Однако считать партийную систему современной России сложившейся нельзя. Во-первых, большинство существующих партий таковыми на самом деле не являются, ибо не обладают классическим набором признаков, характерных для этого политического института. Во-вторых, налицо огромное количество организаций-однодневок, созданных либо под конкретного лидера, либо в интересах предвыборной борьбы. В-третьих, во многом у этих партий попросту нет своего устойчивого электората, а количество членов, по меткому замечанию, "может уместиться в пределах одного дивана".

Наиболее крупной политической партией современной России, имеющей самую многочисленную фракцию в Государственной Думе, является КПРФ (лидер - Г.А.Зюганов). По оценке собственных экспертов, число ее членов превышает 500 тыс. КПРФ отличают: четкая идеологическая программа, разветвленная сеть местных представительств, жесткая организационная структура и дисциплина. Электорат составляют лица преклонного возраста, социально-аутсайдерские слои, принявшие наибольший удар в результате качественной реформации (бывшие ИТР, работники ВПК и пр.) Наиболее крепки позиции КПРФ на Юге и в Центре России, на Дальнем Востоке и Восточной Сибири.

Другим крупным политическим объединением является "Яблоко" (лидер - Г.А.Явлинский). Идеология этой партии основывается на принципах политической демократии, углублении рыночных реформ, социально ориентированной экономики. "Яблоко" отличают: мощная финансовая поддержка, хорошая информационная база, разветвленная региональная инфраструктура. Социальную базу партии составляют, как правило, жители крупных городов, предприниматели, лица с высшим образованием не старше 45 лет, студенчество.

В политическом центре партийного спектра РФ выделяются НДР (лидер - В.С.Черномырдин) и "Отечество" (Ю.М.Лужков). Это бывшая и нынешняя "партии власти". Оба объединения пользуются солидной финансовой поддержкой (Газпрома и московской промышленно-финансовой элиты), информационным ресурсом и имеют немногочисленность членов. Идеологическая база "Отечества" близка "яблочной", а НДР - "просвещенный консерватизм". Однако слабым местом НДР явился факт "компрометации" его лидера сотрудничеством с кремлевской администрацией, тогда как в основе отношения россиян к "Отечеству" лежит традиционное недоверие регионов к Москве.

По краям политического спектра находятся более мелкие партийные объединения; слева это - "Трудовая Россия" В.Анпилова; справа - ДВР Е.Гайдара и "ДемРоссия"(Л.Пономарев и др.) Особое место занимает ЛДПР (лидер - В.В.Жириновский). Не имея четкой идеологической позиции, ЛДПР обладает мощной финансовой базой, региональной сетью представительств, достаточной информационной поддержкой. Электорат партии составляют: жители села и мелких городов, маргинальные слои, часть молодежи.

Политическая демократия в России носит во многом формальный и поверхностный характер именно потому, что фактически не изменились потестарные функции государства. При условии неразвитости структур гражданского общества, государство само не справилось с задачами всесторонней реформации общества. Средний класс - социальная основа демократии - в результате целого ряда просчетов в социально-политической области практически не сложился, а более половины всего населения, еще недавно вполне успешного, скатилось на маргинальное дно. Политический режим все более приобретал черты корпоративной и коррумпированной сращенности политической и финансово-олигархической элит. В результате построения такой "демократии для немногих" налицо фактическое недоверие (до 90%) всем ветвям и органам власти подавляющей части российского общества.

Пожалуй, единственное, что можно занести в актив России последних десяти лет - это достижение плюрализма политического сознания, который, однако, носит пока характер политической гласности, но не гарантированной свободы слова (особенно в регионах).

Центры политической власти в современной России все более смещаются

в регионы. На то есть целый ряд причин: слабость и усиливающийся паралич федерального центра, неравномерность развития различных регионов, амбиции региональных лидеров и элит. В этом случае вполне закономерная хозяйственная самостоятельность регионов может обернуться углубляющимся сепаратизмом.

Политический процесс в России в этих условиях развивается крайне противоречиво; здесь можно обнаружить черты разных типов политических режимов и культур: демократического, авторитарного, тоталитарного. При незрелости гражданского общества он несет в себе черты неструктурированности и латентности. Не только в обществе, но и в политических элитах почти отсутствуют навыки и начала демократической политической культуры.

Итак, политическая жизнь современной России чрезвычайно сложна и противоречива. Однако при всех сложностях переходного периода можно надеяться на то, что достигнутые немногие позитивные ростки демократических реформ станут необратимы. В этом убеждает опыт практически всех стран, вступивших на подобный переходный путь. За это говорит и вся тысячелетняя история России. Для успешного решения стоящих перед российским обществом проблем необходимы: качественная смена политических элит, политическая воля общества и необходимое политическое согласие всех сил современной России вокруг экзистенциальных демократических ценностей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

I. Политическая жизнь общества…………………………………………

II.Структурные компоненты жизни общества…………………………………

III. Особенности политической жизни современного российского общества…

Введение

На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В борьбу за мир, демократию и социальный прогресс включаются все более широкие слои населения стран. Эта тенденция находит отчетливое выражение в активизации массовых демократических движений, превратившихся в важный фактор общественно-политической жизни многих капиталистических государств.

В российской и зарубежной литературе эти движения часто называют новыми социальными движениями. И такое определение вполне правомерно. Правда, выступления сторонников мира, борцов за гражданские права, а также права женщин и национальных меньшинств, происходили и раньше. Однако сегодняшние демократические движения в большинстве своем носят качественно иной характер. От прежних их отличают не только несравненно большая активность, масштабы деятельности, Целенаправленность в отстаивании выдвигаемых требований, но и принципиально новые задачи, которые они ставят перед собой.

Политический процесс в России отличается своей непредсказуемостью. Все решения по общественно-политическим вопросам самодержавец принимает лично.

В эпоху СССР вся власть в государстве концентрировалась в КПСС, которая регулировала все стороны жизни Советского Союза.

В настоящее время, когда Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет небольшое количество сторонников в России.

Именно на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам представляется целесообразными выделить, сделать попытку проанализировать некоторые черты и особенности российского политического процесса. Обозначив эти черты, мы обозначим тенденции его дальнейшего развития. Поэтому тема: «Политическая жизнь. Особенности политической жизни современного российского общества» - актуальна.

I . Политическая жизнь общества

Политическая жизнь общества – это совокупная деятельность индивидов, социальных слоев, групп, классов и других общностей, посредством которой происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти для реализации своих интересов. Возникновение политической жизни как относительно самостоятельной сферы явилось закономерным результатом поступательного развития человеческого общества. Главную роль в этом процессе сыграло появление классов и классовой борьбы. Со времени разложения первобытнообщинного строя вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития.

Политическая жизнь – это непрекращающийся процесс деятельности множества человеческих индивидов, которые, образуя различного рода объединения, группы и т.д., направляют свои кооперированные усилия на решение всевозможных политически значимых задач с помощью особой системы политических средств. Такая характеристика политической жизни людей дает основание для выделения ее важнейших групп элементов: субъектов и объектов политической деятельности, направлений политической деятельности и специфических средств политической деятельности. Они показывают, кто действует, на что направлена политическая деятельность и каким образом она осуществляется.

Одними из первых в стадию высокого массового потребления вступили США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция. В этих странах, как и в ряде других, классовая борьба в традиционном ее понимании не находит своего места. Однако это вовсе не означает того, что политическая жизнь здесь угасает, что граждане политически пассивны.

Политическая жизнь охватывает не только интересы классов, но и социальных групп, слоев, личности, наций и народностей, а также социальных институтов. Это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения своего доверия или недоверия власть имущим. Это та сфера, где проявляется активная деятельность политических лидеров, их политическая воля, способные оказывать значительное влияние на ход общественного развития. Особенно это проявляется в период избирательных кампаний: при выборе главы государства, парламентских выборах.

Кроме того, следует иметь в виду, что политическая жизнь включает в себя как господствующие институты и учреждения, так и политические учреждения, элементы, находящиеся в оппозиции государственной власти. Для того, чтобы более конкретно представить себе политическую жизнь общества, необходимо рассмотреть основные ее формы.

II .Структурные компоненты жизни общества.

Критерием для выделения основных форм политической жизни является наличие автономности и специфичности функций, связанных с властными отношениями. Можно выделить следующие структурные компоненты политической жизни общества: государство (представительные и исполнительные органы власти, суд, прокуратура, органы юстиции, милиция, органы государственной безопасности и др.); политические партии и политические движения; общественные организации и иные ассоциации и объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе и международные политические отношения; средства массовой информации; политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и отношения в обществе; политическое сознание, политическая идеология, политическое общественное мнение; политика и политическое руководство, политическое лидерство; политическая культура как совокупность политических ценностей, образцов политического поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти; политическая деятельность.

Все эти формы политической жизни тесно связаны между собой. Они находятся в постоянном движении, изменении. В то же время в своем движении одни формы политической жизни развиваются быстрее, другие по каким-либо причинам задерживаются, слабо поддаются изменениям, как бы застывают в своем развитии. В связи с этим в обществе возникает политическая напряженность, которая может перерасти в открытый политический конфликт. Последний может вызвать в обществе политическую нестабильность. Поэтому многие боятся конфликтов как таковых. Но ведь конфликты постоянные спутники политической жизни и попытка избавиться от них вообще дело безнадежное. Это мероприятие из области утопии. Хотя в марксистских программах общество будущего виделось бесконфликтным. Но практика опровергла этот тезис. В то же время следует учитывать и такое обстоятельство, когда одни формы, элементы политической жизни значительно опережают другие и разрыв достигает критической отметки, в обществе возникает острый политический кризис, способный привести к разрушению определенных форм политической жизни. Пример тому развал СССР, политические кризисы в ряде бывших республик Союза.Как известно, среди элементов политической жизни на первом месте стоят институты, отношения, нормы и ценности. Именно среди них и начался кризис, так как обнаружилась их слабая практическая значимость в изменившихся условиях жизни общества.

Командно-административная система оказалась неспособной удовлетворить самые элементарные социально-политические и нравственные требования людей. Система по сути дела деградировала. Более того, начался процесс ее вырождения. Это проявилось в прекращении выполнения части аппарата власти, своих элементарных функций и появления неформальных структур, которые стремились компенсировать бездеятельность официальных органов власти и управления.В демократическом обществе подобная ситуация не могла возникнуть. Все это говорит о том, что политическая жизнь в советском обществе покоилась не на принципах демократии. Демократические параметры политической жизни общества были слабо выражены. Каковы же эти демократические параметры?Как свидетельствует исторический опыт, в политической жизни общества демократия имеет несколько измерений. Например, демократия как форма государства, противоположная авторитаризму в любых его проявлениях. Такое понимание демократии дает возможность осмыслить природу политической власти, ее сущность, выяснить вопрос о том, кто правит.

Кроме этого, в политической жизни общества большое значение имеет демократия общественно-политическая. В этом случае демократия предстает как принцип организации и деятельности политических и общественных организаций. Вполне очевидно, что это явление высокоорганизованного гражданского общества. Важную роль в изучении политической жизни общества играет анализ демократии как политического мировоззрения и как политической ценности. Как политическое мировоззрение демократия – это отражение в сознании граждан самого содержания демократии, прежде всего идей свободы и равенства прав. Демократия как политическая ценность чаще всего воспринимается как синоним прав и свобод граждан в их формально – абстрактном или конкретном выражении.

Одним из важных признаков демократического общества является положение, когда политическая власть исходит от народа, принадлежит ему.

Представительная демократия формируется населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Каждый гражданин, голосуя на выборах, представляя мандат своему избраннику, тем самым возлагает на себя политический долг уважать ту власть, которую он передал своему представителю. Необходимым условием демократии является конституционное оформление государственного строя. Для демократической политической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована власть. Это определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

К признакам демократического общества следует отнести комплекс прав и свобод граждан: равноправие граждан и равенство их перед законом, равное право всех членов общества на участие в управлении государственными и общественными делами, свобода ассоциаций, гарантии самостоятельных действий общественных организаций и союзов, свобода предпринимательства.

III . Особенности политической жизни современного российского общества.

Подъем новых социальных движений обусловлен комплексом причин. Одна из них нарастание кризисных процессов и явлений в различных сферах жизни современного буржуазного Общества. Стремясь добиться стабилизации своих позиций, правящий класс развернул наступление на социально-экономические завоевания трудящихся, их демократические права и свободы.

Другой фактор, оказывающий непосредственное воздействие на внутриполитическую обстановку во многих странах развитого капитализма,- растущая угроза ядерной войны и экологической катастрофы, порождаемая курсом милитаристских кругов Запада на взвинчивание гонки вооружений, нагнетание международной напряженности, а также своекорыстной политикой монополий, в погоне за прибылью зачастую пренебрегающих элементарными природоохранными мерами.

Все это объективно ведет к обострению противоречий капиталистического общества, вызывает рост массового недовольства и протеста, повышение общественной активности, которая отчасти находит выход в русле демократических движений.

Показательно, что большинство нынешних массовых демократических движений (молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское, за гражданские права и ряд других) появилось на общественно-политической арене либо заявило о себе в полный голос еще в конце 60-х - начале 70-х годов, то есть в сравнительно благополучный в экономическом отношении период развития капитализма. И это, конечно, не случайно.

В данном случае мы имеем дело с “фактом биографии” не столько самих массовых демократических движений, сколько современного буржуазного общества. Принято считать, что нынешний этап кризиса капитализма начался в середине прошлого десятилетия. И это верно, если иметь в виду происшедшее в то время резкое нарушение устойчивости экономических структур, глубокие изменения в условиях капиталистического воспроизводства и связанные с ними изменения в положении масс. Однако кризисные процессы, охватившие со второй половины 70-х годов социально-экономическую сферу, оказались лишь одним (хотя, возможно, наиболее очевидным) из свидетельств вступления капитализма в новый этап своего развития. Им предшествовали нарастание политической нестабильности, усиление конфликта между “гражданским” и “политическим” обществом, обозначившиеся в конце 60-х годов.

Эрозия психологии потребительства и технократического рационализма, интенсивно внедрявшейся в массовое сознание всей атмосферой послевоенного капитализма, усиливающееся в самых различных слоях населения стремление “ иной, более содержательной, духовно насыщенной жизни, возрастание роли гуманистических ценностей и идеалов такова направленность сдвигов, наметившихся в общественном сознании на рубеже 60-70-х годов.

В силу ряда причин (более высокий уровень образования, особая чувствительность к морально-этическим и общегуманистическим аспектам жизни) студенческая молодежь первой выразила перемены в социально- психологическом климате капиталистических стран, со свойственной ей эмоциональностью и бескомпромиссностью бросив открытый вызов ценностям “потребительского общества”. Именно леворадикальное студенчество стало одним из провозвестников ряда нынешних демократических движений, именно в ходе его выступлений новые тенденции в развитии массового сознания получили выход на поверхность общественно-политической жизни. Несмотря на последующий спад студенческого движения протеста, выраженные им новые ценности приобрели притягательность для миллионов людей, со временем став фактором, в немалой степени определяющим мироощущение и поведение широких масс населения капиталистических стран Запада.

Конечно, утверждение в общественном сознании новых запросов, идеалов и Ценностей не является лишь результатом воздействия выступлений бунтующей студенческой молодежи или критики буржуазного общества со стороны “новых левых”. Существенную роль в эволюции массового сознания сыграли происходящие в последние десятилетия изменения в социальном опыте, жизненном укладе, интеллектуальном облике самих масс. Особое значение имеет рост образовательного и культурного уровня широких слоев населения, что, с одной стороны, влечет за собой повышение их способности к самостоятельному, свободному от влияния господствующих идеологических установок осмыслению окружающей действительности и своего положения в обществе, с другой способствует изменению содержания их запросов, усложнению структуры социальных потребностей. Определенные демократические и социальные завоевания, достигнутые трудящимися в послевоенные десятилетия, укрепили во многих из них чувства собственного достоинства, нетерпимости к отношениям социальной зависимости, решимость добиваться удовлетворения своих чаяний.

В этих условиях нарастающий под воздействием кризисных явлений в различных сферах жизни общественный протест уже не укладывается в рамки обычной реформистской политики, все более широкие слои населения капиталистических стран стремятся к прямому выражению своих интересов. Политическая активизация миллионов людей на Западе, качественные изменения в характере выдвигаемых ими требований свидетельствуют о становлении новой политической культуры, отдающей приоритет решению таких проблем, как обеспечение прав личности и демократического участия граждан в политическом процессе, предотвращение термоядерной катастрофы, сохранение среды обитания.

Анализ причин, способствовавших активизации новых социальных движений, превращению их в самостоятельную политическую силу, был бы неполным без учета того, чти утверждение в структуре массового сознания нонконформистских, демократических настроений, нематериальных запросов и требований привело к возникновению в капиталистическом обществе своего рода “политического пространства”, необходимость заполнения которого не была своевременно осознана основными политическими партиями, сосредоточившими внимание на противоборстве в сфере “традиционных” социально-экономических проблем.

Правда, существовал и ряд “объективных” факторов, препятствовавших интегрированию сложившимися политическими институтами носителей новых общественных ориентаций. Во-первых, именно в политике действующих в рамках этих институтов буржуазных и реформистских партий широкие слои населения(и продолжают видеть) источник многих негативных тенденций в общественной жизни, во внутренней и внешней политике своих стран. Во-вторых, все большая часть масс воспринимала традиционные политические институты буржуазного общества как силу, не позволяющую реализоваться их возросшей потребности в демократическом участии.

Характерной чертой новых настроений, получавших все более широкое распространение, становилось не только возмущение государственно- монополистической Централизацией, бюрократизацией различных сфер жизни и подавлением личности, но и неверие в эффективность функционирования существующих форм парламентской демократии. из компонентов существующей политической системы.

Расширенно круга задач, выдвигаемых участниками массового демократического движения, создает объективную основу для сближения и взаимопереплетения его отдельных отрядов. Ныне становится все труднее провести “демаркационные” линии, четко разграничивающие сферы их деятельности.

Заключение

Политический процесс - это деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Исследуя данную проблему, мы неоднократно приходили к выводу, что специфика политического действия в современной России в своей основе имеет состояние переходного этапа от коммунистического тоталитаризма к открытому, правовому, демократическому обществу. Этот этап продолжается более 10 лет. Много это или мало? На наш взгляд мало. Россия, с ее многовековым рабством, выраженном в крепостном праве, с абсолютной властью монарха, партии, с психологией подчинения народа власти не может за короткий период перенять общечеловеческие ценности, которые вырабатывались веками.

Процесс демократизации, «открывания» России начался еще при СССР, с 1985 г., когда Генеральным секретарем КПСС стал М.С. Горбачев. Именно тогда Россия стала воспринимать идеи Демократии, Свободы, Компромисса, Толерантности. Началась «перестройка».

Но заложенное веками не проходит сразу. Как известно, пророк Моисей сорок лет водил «народ Израилей» по пустыне, чтобы умер последний рожденный в рабстве в Египте. Войти в «землю обетованную» могло лишь новое, свободное поколение. В России сходная ситуация, по-своему уникальная. Только-только люди осознали, что они не «винтики», а Граждане Государства, обладающие не только обязанностями, но и правами. Веками за людей все решали правители государства, а сейчас появилась возможность реально влиять на политику государства. В этом проявляется одна из особенностей политического процесса – общая политическая апатия. Это отмечают как западные, так и российские политологи.

Список литературы

1. Бабанов В.Г., Матюнина Е.В., Семенов В.М. Межнациональные противоречия и конфликты в России. // Социально-политический журнал. 1994. №8. с. 38-45.

3. Бондарев В.С. Кто есть кто и почему. Политическая элита России в портретах. М., 1995. 260 с.

4. Бурлацкий Ф.М. Глоток свободы: в 2-х томах. М., 1997.

5. Бутенко А.П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России (политические и правовые проблемы). М., 1997. 47 с.

6. Бутенко А.П. Тоталитаризм в России и пути его преодоления. // Социально-политический журнал. 1994. №9. с. 12.

7. Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М., 1997. 367 с.

9. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М., 1991. 236 с.

11. ИвановА. С кем ты, пролетариат? // Штурмовик. 1996. 17

12. Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю. Выборы 1999-2000 гг. в России: трансформация электорального поведения и властных отношений. // Полiтична думка. 2000. №2. с. 10-14.

13. Ильин В.В. Политология. М., 1999.

14. Ирохин Ю.В. Политология. М., 1996. 462 с.

15. Колосов В.А., Туровский Н.Г. Электоральная карта современной России. // Полис. 1996. №4. с. 28-37.

16. Конституция РФ. М., 1994.



Просмотров