Отличие права от других социальных норм кратко. Функции социальной нормы

Норма права – это:

1) первичная ячейка , основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного социального явления. Нельзя при этом смешивать понятия права и нормы права, так как они не совпадают. Право и единичную юридическую норму следует соотносить между собой как целое и часть, которые вместе с чертами сходства имеют как свои особенности, так и отличия друг от друга;

2) относительно самостоятельное явление , которое обладает собственными специфическими особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;

3)единственная среди социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что правовую норму издают или санкционируют государственные органы. Норма права, кроме того, выражается в той или другой установленной или признаваемой государством форме (как закон или подзаконный нормативный акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай);

2) это единственная среди социальных норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при соответствующих условиях меру и вид охраняемых государством должного и возможного поведения участников общественных отношений, их субъективные права и юридические обязанности. Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм. Начальные отправные, учредительные нормы, к которым относят нормы-принципы, нормы-дефиниции и т. д., являются нормами опосредованного регулирования.



Юридическая норма - это не только социальный, но и государственный регулятор общественных отношений. Юридическая норма является предписанием общего характера. Она устанавливается не для отдельного, разового отношения, не для конкретных лиц, а для большого количества отношений определенного вида и индивидуально неопределенных лиц, которые подпадают под условия ее действия.

Правовая норма выражает и регулирует самые типичные, много раз повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых напрямую заинтересовано и участвует государство. В частности, отношения по поводу политической власти, управления, частной собственности, борьбы с преступностью и др. Норма права сообщает этим отношениям характер правоотношений, когда устанавливает для участников регулируемых отношений гарантируемые и охраняемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. Юридическая норма в этом случае сама выступает как модель правоотношения, которое при предусмотренных в данной норме условиях и обстоятельствах может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового регулирования общественных отношений.

Представительно-обязывающий характер правовых норм

Правовая норма имеет представительно-обязывающий характер.

Поэтому норма права является установленным и обеспеченным государством, общеобязательным, формально определенным правилом поведения.

В соответствии со своим характером норма права имеет логическое выражение структуры – «если..., то... иначе...». Норма права – это не содержание и не форма всего права, а только его часть.

Выделяют следующие элементы структуры нормы права: 1) гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие. В этой части нормы права излагаются те фактические обстоятельства, наличие которых ведет к возникновению у лиц юридических прав и обязанностей; 2) диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия. Она раскрывает само правило поведения, а также содержание юридических прав и обязанностей лиц; 3) санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы. Назначением санкции является побуждение субъектов действовать по предписаниям данной нормы права. Санкция указывает на поощрительные или карательные меры, которые должны наступить в том случае, если будет нарушено или соблюдено правило, которое указано в диспозиции.

Гипотезы в зависимости от их структуры могут быть: 1) простые (одно условие реализации нормы права); 2) сложные (несколько условий реализации нормы права).

В зависимости от способа изложения: 1) абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права; 2) казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями.

Диспозиции в зависимости от своей структуры могут быть: 1) простые (один вариант поведения); 2) сложные (несколько вариантов поведения).

По степени определенности они различаются:

1) на абсолютно определенные;

2) относительно определенные;

3) неопределенные;

В зависимости от действия диспозиции могут быть:

1) управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;

2) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания.

Санкции в зависимости от своего состава могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные (несколько мер наказаний).

По отраслевому признаку они делятся: 1) на уголовные; 2) административные; 3) дисциплинарные; 4) гражданские и др.

По характеру последствий: 1) на правовосстанавливающие; 2) штрафные.

По степени определенности санкции делят:

1) на абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;

2) относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;

3) альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.

В соответствии со своим представительно-обязывающим характером нормы права имеют следующие признаки:

1) государственно-властный характер;

2) общеобязательность;

3) формальная определенность;

4) обеспеченность.

Эффективность правовых норм

Эффективность права – одна из узловых теоретико-правовых отраслевых проблем современного правоведения. Эффективность права не является его априорной особенностью, поскольку отраслевые правовые установления могут устаревать или не полностью отражать потребности, цели и задачи правового регулирования общественных отношений. На основании этого проблема эффективности права становится весьма важной, определяя уровень продуктивности созданных правовых норм.

Есть много разных подходов к определению понятия эффективности правовых норм. Одно из них, самое распространенное, следующее: эффективность правовых норм – это отношение между фактическим результатом их действия и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были приняты. Это определение заключается в том, что оно рассматривает эффективность в качестве общенаучного понятия, которое выступает обобщенным выражением проблемы оптимальных способов достижения цели нормативно-правового регулирования общественных отношений.

В существующих определениях понятия эффективности правовых норм не рассматривается вопрос о заключающихся в них правовых и социальных целях, которые не являются тождественными. При этом первые связаны с обеспечением конкретных вариантов поведения субъектов, а вторые – соответствующих изменений в регулируемых сферах общественных отношений. Следовательно, эффективность права – это способность правовых норм обеспечивать при минимальных затратах достижение заложенных в них социально-правовых целей, которые состоят в программируемых позитивных изменениях регулируемых сфер общественных отношений посредством формирования требуемых для этого моделей поведения их участников.

Эффективность правовых норм обусловливается комплексом разнообразных условий, которые связаны с качеством самих норм и социальным механизмом их действия. Качества содержания правовых норм: их социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, уровень юридико-технического изложения содержащихся в них предписаний.

К социальным (внешним) факторам, которые обусловливают эффективность правовых норм, относят:

1) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;

2) макросоциальные условия (состояние общественного сознания, реальные возможности общества, и др.);

3) личностные условия субъектов, реализующих правовые нормы;

4) микросоциальные условия (трудовые коллективы, малые группы и др.).

Экономичность является качеством правовых норм, которые обусловливают эффективность права. В одних случаях это качество связывается с проблемой избыточности правовой информации. Таким образом, для эффективности правового регулирования общественных отношений требуется, чтобы воля законодателя, выраженная в праве, была полностью доведена до адресатов правовых норм, верно понята и воплощена в жизнь. Достижение этой цели зависит от характеристик правовой информации: объема и содержательности сообщений, их понятности, соотношения числа сигналов – носителей информации и ее смысла, помехоустойчивости сообщений. Все эти характеристики имеют место в категории избыточности информации. Все сказанное относится и к правовой информации.

Другие же авторы сосредоточивают основное внимание на юридико-технической проблематике: языке изложения правовых предписаний, стиле, их согласованности между собой. При этом важнейшее требование законодательного языка – краткость. Таким образом, закон не является повествованием или описанием, он должен быть лаконичным.

Структура нормы права

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

Нормы права имеют существенные отличия от других социаль­ных норм.

1. Правовые нормы, как правило, создаются государством. Они не могут быть изменены или отменены гражданами, обществен­ными организациями.

Изменить или отменить их могут только соответствующие государственные органы.

Другие социальные нормы создают сами люди, общественные организации и они же могут их изменить или отменить. Их мо­жет изменить или отменить и государство, если они противоречат нормам права.

2. Исполнение норм права обеспечивается властной силой го­сударства. Исполнение других социальных норм - либо самим обществом, людьми, либо соответствующими общественными, религиозными и иными формированиями.

3. В случае нарушения норм права государство властно при­влекает к юридической ответственности правонарушителей, при­меняет к ним различные меры наказания.

Нарушение других социальных норм не влечет за собой подоб­ной деятельности государства. Меры воздействия на нарушителей принимают либо сами граждане (например, моральное осужде­ние), либо организации в соответствии со своими уставами.

4. Нормы права всегда выражаются в определенных письмен­ных актах, например, законах. Другие социальные нормы, напри­мер, нормы морали, нравственности не закрепляются письменно, а содержатся в сознании людей. Некоторые не правовые нормы, например, нормы общественных организаций могут выражаться в их письменных уставах.

5. Нормы права образуют единую иерархическую и взаимосвя­занную систему. Другие социальные нормы не имеют такой систе­мы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы: нормы морали, нравственности, обычаи и т.д.

6. Нормы права регулируют наиболее важные главные обще­ственные отношения. Другие социальные нормы регулируют менее значимые общественные отношения, например, взаимное пове­дение граждан в общественном транспорте, на собрании членов общественной организации, в процессе богослужения и т.д.

Нормы права и другие социальные нормы могут совпадать в своих требованиях. В этом случае они совместно регулируют по­ведение и деятельность людей.

Еще по теме Чем отличаются нормы права от других социальных норм?:

  1. Классификация социальных норм по содержанию. Технические нормы.

Стремясь защитить себя от вседозволенности и анархии, человек придумал множество норм поведения, которые имеют как императивный (обязательный), так и субсидиарный (договорной) характер. С их помощью человеческая цивилизация не только сохраняет, но и приумножает свои богатства и достижения. Но почему одни правила являются общеобязательными, а другие – произвольными? Так, каждый обязан переходить дорогу исключительно на зелёный сигнал светофора, а вот помогать женщине выйти из общественного транспорта или нет – личное дело каждого.

Определение

Нормы права – это правила поведения, установленные законом и охраняемые государством. За уклонение от их соблюдения предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Современные правовые нормы направлены на защиту государственного статус-кво и созданы в интересах всего общества. Они разрабатываются и закрепляются законодательными органами власти, охраняются исполнительными, наказываются – судебными.

Социальные нормы – это традиционные правила поведения в обществе, признанные большей частью социума. При этом механизмов по их закреплению и, соответственно, охраны, не существует, так как они необязательны для соблюдения. Ряд социальных норм со временем перешёл в правовые: это касается уголовного, административного, гражданского, семейного права и многих других его отраслей.

Социальные нормы – понятие предельно широкое, они определили возникновение общества и стали его фундаментом. Как только они перестают соблюдаться, происходит определённый регресс, губительный для науки и культуры. Но для укрепления государственной власти было необходимо закрепление важнейших общественных норм и установление справедливой ответственности за их несоблюдение. Так появился закон, а с ним, вероятнее всего – государство.

Стоит заметить, что во многих традиционных обществах социальные нормы возведены в ранг закона, а за их нарушение наступает остракизм, то есть изгнание отступника из общины. При этом уровень лояльности всех членов гораздо выше, чем в современном государстве. То же самое можно сказать о закрытых обществах: преступных организациях, сектах, корпорациях. Здесь писаные и неписаные нормы соблюдаются свято, поскольку они определяют внутреннюю стабильность такого социального организма.

Выводы сайт

  1. Происхождение. Социальные правила существовали всегда, и установить момент их зарождения невозможно, а вот законы появились относительно недавно и постоянно изменяются, трактуются, дополняются, отменяются.
  2. Соблюдение. Социальные нормы необязательны для исполнения, в то время как правовые – носят императивный характер.
  3. Защита. При несоблюдении социальных норм человеку угрожает общественное порицание. При нарушении законов наступает гражданская, административная, дисциплинарная или уголовная ответственность.
  4. Развитие. Социальные правила поведения невозможно навязать, поскольку они формируются очень медленно. А вот закон, который бы обязал людей вести себя определённым образом, может быть придуман и принят в кратчайшие сроки.
  5. Детализация. Правовые нормы чётко очерчивают требования к поведению физических лиц и субъектов хозяйствования, в то время как социальные лишь очерчивают определённые правила существования.

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и является государственным регулятором общественных отношений.

Признаки:

1. Норма права исходит от государства и является официальным выражением государственной воли общества;

2.Норма права отличается своей формальной определенностью, т.е. точностью четкостью, стабильностью;

3. Норма права обеспечивается мерами: воспитания, убеждения, поощрения и возможностью применения мер гос принуждения;

4.Норма права складывается из 2х разновидностей общеобязательных правовых предписаний: а)правил поведения – норы прямого регулирования, обладают предоставильно-обязываюим характером; б) исходные начала – нормы опосредованного регулирования, они не обладают предоставительно-обязывающим характером, т.е. не устанавливают для участников взаимных субъективнх прав и юр. обязанностей.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что прав норму издают или санкционируют гос органы. 2) это единственная среди соц норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой гос.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

Не у всех правовых норм предоставительно-обязывающий характер выражен одинаково. Он чисто выражен в регулятивных нормах (гражданских, трудовых и др.) в которых фиксируется как права, так и обязанности субъекта права. В охранительных нормах делается упор на воплощение запретов и обязанностей (уголовных, административных и др.) Права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта.

В статье могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваются, выясняя это из содержания закона и наоборот.

Эффективность правовых норм.

Это соотн. между целью, поставленной в НП, и рез-том, достигнутым в процессе реализ. пр. нормы.

Условия эфф. норм права подразделяются на две группы:

1.усл., отн. к процессу правотв-ва : а)Правильн. выбор цели регулирования. Зак-ль д четко предст. себе, чего он хочет добиться путем изд. НП, цель дб реально достиж. и соотв. уровню развития общ-ва в целом. б)Истинный выбор права. ср-в для достиж. пост. цели. Зак-ль д продум. отн. к уст-нию пр. запретов, дозволений или обязываний, они д соотв. опред. видам регулирования, обществ отношениям, типу пр. регулирования в целом.

2.усл., отн. к процессу реализ. НП.: а)Довести НП до адресата; б)Созд. органы, отв. за реализ. дан. норм. предпис., или нацелить на это уже сущ. органы Г; в)Выделить ср-ва, необх. для реализ. НП. г)Идеологически обесп. норму, т.е. показать О ее знач-ть, необх-ть, целесообр-ть для того, для суб. были заинт. в реализ. предпис. НП. Отличать от истинности(соответствие общ.реалиям),полезности(соотношение позит.результатов),экономичности(соотнош.результ.и затрач.средств). Результат: поведенческие эффект-сть(на повед суб) и фактическая эффек-сть(стратег.цели,связ.с эк,культ,и пр.соц).

Структура нормы права

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Стру-ра НП - внутреннее строе-ние, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих его элементов (гипотеза, диспозиция, санкция).3 основные структуры правовой нормы : 1) юридическая (состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции); 2) логическая(выражается в формуле - если –гипотеза, то- диспозиция, иначе- санкция. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции норма не мыслима, без санкций она бессильна; 3) социологическая(включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Она находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой). Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на фактические обстоятельства или жизненные условия, при наступлении которых норма права начинает действовать. Виды гипотез : 1.по составу :а)простые- указывают на одно условие реализации НП(договор найма жил.помещения закл.в пис.форме). б)сложные-несколько условий реализации НП(род-ли (1 из них) м.б восстановлены в род. правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка).Сложные делятся на: альтернативные- реализ-я НП зависит от наступления одного из нескольких условий(судья принимает встречный иск в 3-х случ.пред.в законе);кумулятивные- реализуется НП при одновременном наличии нескольких условий(ст.СК РФ устанавлив-т полож-я в каких случ. можно усыновить ребенка без согл.родителей).2. по форме выражения: а)абстрактные- указывают на условия действия НП, акцентируя внимание на общих родовых признаках(убийство,достиж.возраста уг.отв-ти) ;б)казуистические-реализация связывается с отдел.частными случаями, кот..трудно и невозможно отразить с помощью абстрактных гипотез(надругательство над телами умерших и местами их за-хорон, спец.субъект). Диспозиция- часть ПН, в которой определяется права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Виды диспозиции :1.по составу : а)простые-1 вариант поведенеё(неизменность состава суда при разбират-ве дела);б)сложные-несколько вариантов поведения: альтернативные(1 вариант поведения из нескольких-текущ.ремонт наёмного жил.помещения явл.обязат.,если не предусм.иное договором.);кумулятивные- несколько вариантов поведения(собственнику принадл.право владения, пользование и распоряжения своим иму-м). 2.по форме выражения : а)управомочивающие -передают субъектам право на совершение действий, определяют тот или иной вариант их возможного поведения; б)обязывающи е-возлагают на субъектов совершение действий, предписывают тот или иной вариант должного поведения в)запрещающие -содержат запрет на совершения определенных противоправных деяний. Санкция - часть правовой нормы, предусм-я последствия нарушения ПН, определяя вид и меру отв-ти для нарушителя её пред-писаний. Виды :По составу : 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные:альтернативные; ку-мулятивные (несколько мер наказаний). По степени определенности :1)абсолютно определенные, указывающие меру юр. отв-ти;2)относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания; По отраслевому признаку : 1)на уголовные; 2)административные; 3)дисциплинарные; 4)гражданские.. По характеру последствий : 1) на правовосстанавительные-гп,фп; 2)штрафные-УП, АП. В соответствии со своим представительно-обязывающим характером НП имеют признаки:1)государственно-властный характер;2)общеобязательность;3)формальная определенность;4 обеспеченность.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

Если норма права явл содержание, то статья форма выражения нормы, часть НПА.

Соотношение: 1. Норма и статьи совпадают, т.е.е в статье присутствуют все 3 элемента норма права (ст. 106 УК); 2. В одной статье содержатся несколько правовых норм (ст. 105 УК); 3. В статье закреплена лишь часть нормы права, а др ее элементы формируются либо в других статьях, либо в др НПА. (форма договора найма жил помещ. Уст в ст. 674ГК, а последствия несоблюд просто пис формы сделки ст 162 ГК).

Способы изложения правовых норм в НПА: 1. Прямой способ изложения: в ст излагаются 3 элемента нормы права; 2. Отсылочный способ: отдельные элементы нормы излагаются в разных статьях данного НПА и в др конкрет НПА на котор и делается отсылка. 3. Бланкетный способ: предполагаемые, для использования, правила упоминаются, но не приводчятся их содержание (Нарушение ПДД и эксплуатации Т/С)

Классификация норм права.

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержа-нию права. НП- содержание, а статья-форма бытия нормы нормат.акта. Классификация норм пра-ва позволяет: 1.четко определить место каждого вида юр.норм в системе действ.законодательста 2.функции правовых норм и их роль в прав.механизме рег-я. Юр.нормы подраз-ся: По функциональной роли: 1.нормы – правила поведения - это регулятивные предписания. 2.исходные нормы –определяют основы пр.рег-я общ.отношений, его цели, задачи, закрепляют понятия(нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.д.).Общие - присущи отрасли права и распространяются на все институты отрасли права(угол,администр). Специальные нормы - относятся к отдельным институтам или отрасли, регул.отдельные виды родовых общественных отношений. По предмету прав. регулирования: По отраслям права, т.е. по тем о/о, которые они регулируют(ТП, ЗП,АП и т.д.). Отраслевые делятся н а: материальные(что регулир-т) и процессуальные(как)-регламент-т порядок, формы, методы реализации норм матер-го права. По методу прав. рег-я : Императивные – нормы, которые направлены на обеспечение строгого соблюдения поведения субъекта. Диспозитив-ные(автономные ) – представляют субъектам возможность договориться, выбрать приемлемый для них вариант поведения в приделах закона по своему усмотрению. Поощрительные – содержат предписания морального и материального стимулирования субъектов за одобряемый гос-ом полез-ный отличительный вариант их поведения, результатом которого может быть награда, премия и т.д. Рекомендательные – нормы, закрепляющие желательный с точки зрения государства вариант пове-дения. Они не обязывают адресата совершать предусмотренные в них действия или не совершать их, а предоставляют право самому определить свое поведение. По юр.силе(от субъекта правотв-ва): Федеральные законодательные нормы, региональные законодательные нормы, федеральные подза-конные нормы. По сфере действия: нормы общего действия- нет никаких спец. условий и ограни-чения их действий; нормы ограниченного действия(региональные нормы,адресные спец.субъектам); локальные нормы-в пределах организации или струк.подразделений. По форме выражения: Обязывающие,Закрепляющие,Управомачивающие. Классификация юр.норм способ-ствуют правовому регулированию.

Понятие и признаки нормы права. Основные отличия норм права от иных социальных норм

Норма права – это:

1) первичная ячейка , основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного социального явления. Нельзя при этом смешивать понятия права и нормы права, так как они не совпадают. Право и единичную юридическую норму следует соотносить между собой как целое и часть, которые вместе с чертами сходства имеют как свои особенности, так и отличия друг от друга;

2) относительно самостоятельное явление , которое обладает собственными специфическими особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;

3)единственная среди социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что правовую норму издают или санкционируют государственные органы. Норма права, кроме того, выражается в той или другой установленной или признаваемой государством форме (как закон или подзаконный нормативный акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай);

2) это единственная среди социальных норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при соответствующих условиях меру и вид охраняемых государством должного и возможного поведения участников общественных отношений, их субъективные права и юридические обязанности. Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм. Начальные отправные, учредительные нормы, к которым относят нормы-принципы, нормы-дефиниции и т. д., являются нормами опосредованного регулирования.

Юридическая норма - это не только социальный, но и государственный регулятор общественных отношений. Юридическая норма является предписанием общего характера. Она устанавливается не для отдельного, разового отношения, не для конкретных лиц, а для большого количества отношений определенного вида и индивидуально неопределенных лиц, которые подпадают под условия ее действия.

Правовая норма выражает и регулирует самые типичные, много раз повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых напрямую заинтересовано и участвует государство. В частности, отношения по поводу политической власти, управления, частной собственности, борьбы с преступностью и др. Норма права сообщает этим отношениям характер правоотношений, когда устанавливает для участников регулируемых отношений гарантируемые и охраняемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. Юридическая норма в этом случае сама выступает как модель правоотношения, которое при предусмотренных в данной норме условиях и обстоятельствах может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового регулирования общественных отношений.

9.Система права: отрасли права, частное и публичное, материальное и процессуальное право



Просмотров