Начала допроса несовершеннолетнего председательствующий судья разъясняет педагогу. Допрос несовершеннолетнего свидетеля: специфика процедуры

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 280 УПК РФ

Статья 280 УПК РФ. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля (действующая редакция)

1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.

2. До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.

3. Педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.

4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.

5. Перед допросом потерпевших и свидетелей, не достигших возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.

6. В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.

7. По окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

СТ 280 УПК РФ

1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.

2. До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.

3. Педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.

4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.

5. Перед допросом потерпевших и свидетелей, не достигших возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.

6. В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.

7. По окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

Комментарий к Статье 280 Уголовно-процессуального кодекса

1. В целях получения объективных показаний от несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля и создания необходимой психологической обстановки в ходе их допроса в судебном разбирательстве участвует педагог. Закон предусматривает его обязательное участие в допросе потерпевшего и свидетеля, не достигших шестнадцати лет. По усмотрению суда с учетом личностных особенностей потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет также может при их допросе присутствовать педагог. Если несовершеннолетние потерпевший и свидетель имеют какие-либо физические или психические недостатки, присутствие педагога обязательно во всех случаях. В качестве педагога может быть вызвано лицо, имеющее педагогическое образование.

2. Если в допросе несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля участвует педагог, председательствующий обязан разъяснить ему права. Перечень этих прав законом не установлен. Представляется, что условно педагога можно по процессуальному положению приравнять к специалисту.

3. Педагогу следует объяснить цель его вызова в судебное заседание, разъяснить, что он имеет право с разрешения председательствующего задавать допрашиваемым несовершеннолетним вопросы, обращать внимание суда на те или иные обстоятельства, связанные с допросом несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля, и т.п. О выполнении этого действия в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.

4. Представляется, что педагог вправе задавать допрашиваемым лицам вопросы, имеющие отношение ко всем обстоятельствам, подлежащим доказыванию по конкретному уголовному делу, а также к условиям, в которых воспринимал события несовершеннолетний, оказавшийся очевидцем устанавливаемых судом событий.

5. В судебном разбирательстве в допросе несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля могут принимать участие также их законные представители (см. комментарий к ст. 5). При допросе этих лиц, не достигших четырнадцати лет, присутствие законного представителя является обязательным. Во всех остальных случаях суд решает вопрос о его участии с учетом конкретных обстоятельств дела, личности допрашиваемого и мнения по этому вопросу участников судебного разбирательства. Законные представители вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому.

6. Потерпевшему и свидетелю, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, председательствующий разъясняет значение для правильного разрешения уголовного дела их полных и правдивых показаний. Они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи и дачу заведомо ложных показаний, и подписка у них не берется. Несовершеннолетние потерпевший и свидетель в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет такую подписку дают после предупреждения их об этом председательствующим.

7. С учетом возрастных особенностей несовершеннолетних в целях обеспечения их прав допрос потерпевшего и свидетеля, не достигших восемнадцатилетнего возраста, может быть проведен в отсутствие подсудимого. Это допускается как по инициативе самого суда, так и по ходатайству сторон. Об этом суд обязан вынести определение, а судья - постановление. Однако закон обязывает после возвращения подсудимого в зал судебного заседания сообщить ему существо показаний допрошенных в его отсутствие лиц. Ему также должна быть предоставлена возможность задавать им вопросы по поводу данных ими показаний.

8. В целях обеспечения прав несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля, не достигших восемнадцатилетнего возраста, они после допроса с разрешения председательствующего могут покинуть зал судебного заседания. Желательно до этого председательствующему выяснить у участников судебного разбирательства, нет ли у них дополнительных вопросов к допрошенным лицам и каково их мнение о возможности для них в дальнейшем не присутствовать в суде. Поскольку участие педагога и законного представителя было необходимо лишь для допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля, они могут покинуть зал суда вместе с ними.

Судебная власть в стране реализуется посредством уголовного, административного, гражданского и конституционного производства. Данное положение установлено в ст. 118 Основного закона РФ. Защита прав граждан в рамках судопроизводства охватывает множество общественных отношений. При этом используются нормы различных юридических отраслей.

Правосубъектность

Возможность обратиться в суд обусловливается наличием дее- и правоспособности. В рамках последней человек приобретает юридические возможности и несет обязанности. Правоспособность признается за всеми организациями и гражданами в равной степени. Она выражается в возможности участвовать в процессуальных отношениях. Дееспособность регламентируется ст. 37 ГПК. Она состоит в возможности субъекта посредством совершения им действий реализовывать права, нести обязанности, поручать участие в рассмотрении дел своему представителю. Полная процессуальная дееспособность возникает у лиц по достижении ими совершеннолетия.

Юридические возможности субъектов, не достигших 18 лет

Законные интересы, свободы и 14-18 лет, ограниченно дееспособных лиц защищают в рамках судопроизводства их представители. В качестве них выступают:

  1. Родители.
  2. Опекуны.
  3. Усыновители.
  4. Попечители.
  5. Прочие лица, обладающие соответствующими правами.

В ч. 4 ст. 37 ГПК установлено, что в предусмотренных федеральными законами случаях защита интересов несовершеннолетних от 14 до 18 лет может осуществляться ими лично по делам, возникающим из семейных, трудовых, публичных, гражданских и прочих отношений.

По ст. 45 прокурор имеет право обратиться с заявлением об обеспечении охраны свобод лица, если по своему возрасту, состоянию здоровья, недееспособности или иным причинам оно не может сделать этого самостоятельно.

В законодательстве также предусматриваются случаи, когда органы муниципальной, государственной власти, граждане и организации могут направить обращение в суд в защиту интересов несовершеннолетнего либо недееспособного субъекта вне зависимости от просьбы заинтересованного субъекта либо его представителя. Данное положение закреплено в ст. 46 (ч. 1).

Представительство

По ст. 64 (ч. 1) СК родители выступают от лица своих детей, не достигших 18 лет, если между ними отсутствуют противоречия. По ст. 47 взрослые наделяются правом представительства в соответствии с происхождением несовершеннолетних, удостоверенном в предусмотренном законом порядке. Усыновители являются представителями детей до 18 лет на основании решения об усыновлении, вступившего в силу, а также свидетельства о горсегистрации акта. Попечители и опекуны выступают в суде в интересах несовершеннолетнего в соответствии с постановлением предъявленным удостоверением.

В качестве указанных субъектов могут выступать учреждения соцзащиты, приемные родители и проч.

Законные представители осуществляют от имени лиц, не достигших 18 лет, все возможность совершать которые принадлежит последним с ограничениями, предусмотренными в законе.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде: ГПК

В рамках производства по делу может возникнуть необходимость вызова лица, не достигшего 18 лет. Допрос несовершеннолетнего свидетеля в в возрасте до 14 лет осуществляется в присутствии педагогического работника. По усмотрению инстанции, уполномоченной на разрешение спора, преподаватель может присутствовать при взятии показаний у субъекта 14-16 лет. При необходимости на допрос несовершеннолетнего свидетеля в могут быть вызваны его родители, попечители/опекуны.

Нюансы процедуры

С разрешения председательствующего педагогический работник, попечители/опекуны/родители вправе задавать несовершеннолетнему допрашиваемому вопросы. Они также могут высказывать собственное мнение относительно содержания показаний и личности субъекта. В некоторых (исключительных) случаях, если такая необходимость обусловливается установлением тех или иных обстоятельств дела, из зала заседания на основании определения уполномоченного лица может быть удален тот или иной присутствующий человек, являющийся или не являющийся участником разбирательства. После возвращения субъекта в зал, если он является стороной дела, ему сообщается содержание взятых у несовершеннолетнего лица показаний и предоставляется возможность задать вопросы.

В ст. 179 определено еще одно специальное правило для детей, не достигших 16 лет. После того как завершен допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде, он удаляется из зала заседаний. Исключение составляют случаи, когда уполномоченное вести разбирательство лицо посчитает его дальнейшее присутствие необходимым.

Дополнительно

По ст. 57 СК РФ суд обязан выслушивать мнение ребенка по вопросам, затрагивающим его интересы, в ходе любого разбирательства, а при достижении им возраста 10 лет принятие решений по делам, предусмотренным статьями 154, 136, 143, 72, 134, 59, 132 Семейного кодекса, осуществляется исключительно с согласия ребенка. В прочих ситуациях мнение несовершеннолетнего принимается во внимание, если оно не противоречит его собственным интересам.

Права ребенка

Допрос несовершеннолетнего свидетеля осуществляется по правилам, предусмотренным для лиц, достигших 18 лет. В частности субъект несет уголовную ответственность за ложные показания. Она наступает по ст. 307 УК с 16 лет. Кроме этого, с указанного возраста предусматривается ответственность за уклонение либо отказ от предоставления известной лицу информации. Она наступает по ст. 308 УК.

Перед тем как провести допрос несовершеннолетнего свидетеля, ему разъясняются его права и обязанности. В соответствии со ст. 69 процессуального законодательства, ребенок может отказаться давать показания против себя и своих родственников (братьев/сестер, родителей/усыновителей, бабушек/дедушек).

Допрос несовершеннолетнего свидетеля: УПК РФ

Процедура дачи показаний в рамках уголовного дела имеет ряд специфических черт. В первую очередь, уполномоченный служащий обязан пригласить педагога на допрос несовершеннолетнего свидетеля. УПК устанавливает конкретное фактическое основание для вызова преподавателя. Им является недостижение ребенком возраста 14 лет. Данный факт подтверждается, как правило, свидетельством о рождении.

Еще одним основанием для привлечения педагога будет выступать решение уполномоченного должностного лица. При необходимости допрос несовершеннолетнего свидетеля следователем или дознавателем может проводиться в присутствии преподавателя, если субъекту 14-18 лет. Данное положение закрепляется статьей 191, ч. 1 кодекса. Участие преподавателя необходимо отразить в материалах дела. Для этого может составляться постановление, закрепляющее решение уполномоченного служащего пригласить педагогического работника на допрос несовершеннолетнего свидетеля. УПК РФ допускает фиксацию этого факта также и в протоколе.

Специфика оформления

Если на допрос несовершеннолетнего свидетеля приглашен педагогический работник, в протоколе отражается информация о нем. В частности записывается:

  1. Ф.И.О.
  2. Образование.
  3. Должность.
  4. Место осуществления деятельности в качестве педагога.
  5. Адрес проживания.

При этом уполномоченному на проведение допроса служащему целесообразно выяснить характер взаимоотношений между несовершеннолетним и преподавателем (если они существуют). Кроме этого, необходимо установить наличие/отсутствие условий, создающих препятствия для участия педагогического работника в процедуре.

Права преподавателя

С разрешения следователя педагог может задавать вопросы несовершеннолетнему в ходе допроса. При этом служащий вправе отвести тот или иной вопрос. Однако, поскольку он был задан, этот факт должен быть отражен в протоколе. Данное предписание выполняется в соответствии со ст. 166 УПК (ч. 4). Согласно норме, все действия описываются в протоколе в той последовательности, в которой они были совершены.

Суть права представителя

Стоит сказать, что при разбирательстве определенных категорий дел всегда возникает необходимость провести допрос несовершеннолетнего свидетеля. Судебная практика по таким случаям при этом не такая обширная, как могло бы показаться. Это обусловливается, вероятно, тем, что проведение этой процедуры сопряжено с определенными сложностями психологического характера, в первую очередь для самого ребенка. В этой связи в нормах прописана обязательность присутствия представителя при допросе малолетних.

Ключевые условия

Непосредственно само право у данного субъекта возникает в соответствии со Реализация этой юридической возможности осуществляется с соблюдением установленной формы. Это означает, что, прежде чем у субъекта возникнет право на участие в допросе несовершеннолетнего, он должен приобрести статус законного его представителя. Кроме этого, допуск лица к процедуре осуществляется при заявлении им соответствующего ходатайства. Оно составляется по правилам, установленным в законе, и отражается в материалах дела. Еще одно условие заключается в том, что представитель может участвовать только в том в котором несовершеннолетний выступает как допрашиваемый.

Из этого можно сделать следующие выводы. С одной стороны, указанное положение позволяет представителю направить ходатайство на участие его не только в допросе несовершеннолетнего, но и в очной ставке. Вместе с тем если лицо, не достигшее 18 лет, будет привлечено к разбирательству в ином статусе, то требование заинтересованного субъекта может остаться без удовлетворения. Как и педагогическому работнику, законному представителю должно предоставляться право задавать вопросы допрашиваемому несовершеннолетнему с разрешения следователя/дознавателя. Каждый из них отражается в протоколе. Фиксации подлежат и те вопросы, которые были заданы, но отведены следователем/дознавателем.

Заключение

Зачастую участие несовершеннолетнего в разбирательстве гражданского или уголовного дела имеет особое доказательственное значение. Субъект может обладать информацией, проясняющей те или иные обстоятельства или сведения, которые могут способствовать их выяснению. В некоторых случаях несовершеннолетний может опасаться раскрывать известные ему данные. В соответствии с законодательством правоохранительные органы должны обеспечить защиту лиц, участвующих в деле. При необходимости личная информация о свидетеле может быть скрыта от публичного доступа.

Несовершеннолетних свидетелей, потерпевших (ст. 191 УПК РФ), подозреваемых, обвиняемых обусловлены в значительной степени особенностями психики несовершеннолетних: повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения, а также незначительным жизненным опытом или вообще отсутствием его, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его обстоятельств.

При подготовке к допросу следователь должен обратить особое внимание на выяснение степени развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса.

Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома, чтобы официальная обстановка кабинета следователя не сковывала и не пугала их, не действовала на них подавляюще. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долго сосредоточивать внимание на одном объекте, допрос не следует затягивать л ибо необходимо устраивать перерывы.

Для несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет официальная обстановка места допроса играет противоположную роль: проникаясь чувством ответственности, они скорее дадут правдивые показания.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно и уверенно, дружелюбно, но в то же время настойчиво и твердо. Такая манера поведения способствует установлению необходимого кон гак- та с подростком, располагает его к доверию и вызывает уважение к следователю. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или начнет путаться и лгать от испуга и волнения. Страх перед следователем может побудить допрашиваемого даже оговорить себя.

Несовершеннолетнему допрашиваемому следует облегчить переход от ложных к правдивым показаниям. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет помимо сознательного нежелания говорить правду могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчета, могут быть и плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании, немотивированной лжи в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или ими придумываются нелогичные подробности.

Основным средством изобличения малолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения иногда оказываются малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу духа противоречия, свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи.

Эффективным может оказаться и повторный допрос, позволяющий обнаружить признаки внушения или фантазирования. Если на повторном допросе допрашиваемый слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом внушения со стороны взрослого. Существенные отличия в деталях между первоначальными и повторными показаниями служат указанием на фантазирование подростка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних

Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Недостаточный уровень развития, ограниченность логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события и правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. При этом они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т. п.). Жизнь несовершеннолетних эмоционально насыщена, и последующие впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого, поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время.

При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, своеобразии семейной микросреды, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Несовершеннолетний в возрасте до 16 лет вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова допускается в связи с обстоятельствами дела.

При участии в допросе педагога, а также законных представителей нужно заранее убедиться, что характер их взаимоотношений с несовершеннолетним не повлияет отрицательно на допрашиваемого. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости каких-либо подсказок, наводяших вопросов, назидательного тона, раздражения в отношении несовершеннолетнего.

Допрос малолетних (в возрасте до 14 лет) проводится с участием педагога. Такой допрос предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке — в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений. Психологическому контакту с допрашиваемым будут способствовать спокойный, уверенный тон следователя, его благожелательная манера общения. Помощь в проведении допроса может оказать педагог, специалист-психолог, воспитатель.

При оценке показаний несовершеннолетнего следует обращать внимание на гладкость, заученность сообщаемых им сведений, использование несвойственных допрашиваемому оборотов, наличие противоречий, что может свидетельствовать о влиянии заинтересованных лиц.

При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо из ложно понятого чувства товарищества. Полученные показания поэтому должны быть обязательно проанализированы с точки зрения наличия в них внутренних противоречий, характерных умолчаний и ripo- говорок, а также противоречий с другими доказательствами.

Ключевые слова: ДОПРОС; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СВИДЕТЕЛЯ; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО; INTERROGATION; INTERROGATION OF MINORS; INTERROGATION OF MINOR WITNESSES; THE INTERROGATION OF A MINOR VICTIM.

Аннотация: Статья посвящена изучению проблем проведения допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса. Автор уделяет внимание как процессуальным и тактическим, так и психологическим особенностям проведения указанных допросов.

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий для получения доказательств по уголовному делу. В ходе проведения этого следственного действия уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует информацию, устно полученную от лица, владеющего этой информацией.

Общие правила допроса регламентированы ст. 187 — 190 УПК РФ, а отдельной статьей Уголовно-процессуального кодекса (ст. 191 УПК РФ) устанавливаются особенности производства допроса лица, не достигшего 18-летнего возраста и являющегося по уголовному делу потерпевшим или свидетелем. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей связаны с особенностями возрастной психики несовершеннолетних, отсутствием у них жизненного опыта, а также неспособностью правильно оценить ситуацию, в которой они оказались.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не только особенности допроса несовершеннолетнего, но и особенности вызова его на допрос, что урегулировано в ст. 188 УПК РФ.

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Следователи, дознаватели, судьи понимают, что вызов и допрос несовершеннолетних может отрицательно повлиять на их психику, именно по этой причине против допросов несовершеннолетних свидетелей часто возражают их родители (законные представители). Поэтому несовершеннолетних и стараются допрашивать только тогда, когда без допроса несовершеннолетнего свидетеля обойтись нельзя.

Закон не предусматривает минимальный возраст, с которого можно допрашивать несовершеннолетнего в качестве потерпевшего или свидетеля. Все зависит от «обстоятельств совершенного преступления, от уровня психического развития несовершеннолетнего, также при решении вопроса о возможности допроса несовершеннолетнего нужно учитывать способность несовершеннолетнего правильно воспринимать события, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела, давать соответствующие действительности показания по делу, объективно и правдиво описывать произошедшие события» .

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей для получения наиболее полных и объективных показаний:

1) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 1 ст. 191 УПК РФ);

2) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ);
3) вопрос об участии педагога при допросе свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет решается органами предварительного расследования и судом по своему усмотрению);

4) возможность участия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) при допросе несовершеннолетнего;

5) возможность удаления из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего того или иного лица, участвующего в деле, или кого-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания, на основании определения суда.

6) Для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде. «Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает (ст. 191 УПК РФ)» .

Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств. В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц. Свидетели, потерпевшие, не достигшие возраста 16 лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний не предупреждаются.

Как правило, обычно следователи, дознаватели и суд для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения, где обучается этот несовершеннолетний. Однако при решении вопроса о привлечении к участию в допросе педагога необходимо учитывать обстоятельства, по которым будет допрошен несовершеннолетний, так как может возникнуть такая ситуация, что в присутствии знакомого педагога несовершеннолетний может «замкнуться», или не дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по уголовному делу. Это бывает, когда потерпевший или свидетель спровоцировали преступление или повели себя не самым лучшим образом.

Например, расследуя уголовное дело по факту разбойного нападения на несовершеннолетнего К., следователь в качестве педагога пригласил классного руководителя потерпевшего. Но следователем не было учтено, что приглашенный им классный руководитель вел в школе секцию рукопашного боя, которую посещал потерпевший и успешно в ней занимался. Во время допроса в присутствии педагога несовершеннолетний потерпевший, пояснил, что на него напали четверо парней, избили и похитили куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей. Однако, впоследствии в ходе предварительного расследования было достоверно установлено, что на потерпевшего напал один подросток, подкараулив его в подъезде, ударил несколько раз кулаком по лицу и похитил куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей. Так как в показаниях потерпевшего и обвиняемого были существенные противоречия, то следователь, с целью их устранения, провел между ними очную ставку. В ходе очной ставки потерпевший изменил свои показания, подтвердил показания обвиняемого, пояснив, что преступление совершил один подросток. Когда несовершеннолетнему потерпевшему задали вопрос, почему он в ходе первоначального допроса давал ложные показания, потерпевший объяснил, что ему стыдно было перед педагогом, обучавшему его приемам борьбы за то, что он не смог «постоять» за себя и позволил одному преступнику избить его и завладеть вещами.

К допросу несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля необходимо готовиться очень тщательно. Эта подготовка заключается не только в формулировке вопросов, ответы на которые имеют важное значение по делу. Необходимо тщательно изучить личность допрашиваемого: выяснить условия его жизни, воспитания, состояние психики, умение и способность правильно оценивать ситуацию, излагать сведения об увиденном и услышанном, взаимоотношениях со сверстниками и лицом, заподозренном в совершении преступления. С этой целью необходимо побеседовать, а лучше всего допросить лиц, которые хорошо знают несовершеннолетнего (законных представителей, соседей, педагога и др.) и помогут найти контакт с несовершеннолетним, так как от того, будет установлен контакт с несовершеннолетним или нет, зависит успех допроса, и, иногда и в целом успех расследования уголовного дела.

Для того, чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем. «Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд)» .

В ходе допроса следователь, дознаватель, судья должны вести себя с несовершеннолетним предельно корректно. Иногда несовершеннолетние, стремясь показаться старше или скрыть свое волнение, употребляют жаргонные или нецензурные слова. В ходе допроса это надо пресекать и напомнить, что устные сообщения несовершеннолетнего будут занесены в протокол допроса. В то же время, чувствуя, что несовершеннолетний ведет себя скованно, долго думает или вообще не отвечает на поставленные вопросы, или же сильно взволнован, его надо успокоить, поговорить на отвлеченные темы.

Например, выяснить, чем увлекается подросток, поговорить с ним на тему его увлечения. При этом следователь, дознаватель, судья могут шутить, допускать шутливые, меткие определения, которые употребляются среди подростков определенного возраста, давая тем самым возможность подростку быстрее освоиться. Когда подросток освоится, необходимо приступать к допросу.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

В ходе допроса необходимо тщательно формулировать вопросы, они должны быть понятными и недвусмысленными, нельзя во время допроса подсказывать несовершеннолетнему или делать внушения, например: «Это ты должен помнить… Надо вспомнить… Ты не мог забыть о том, что…» . Естественно, нельзя задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УК РФ). «Задавая вопросы. следователь, дознаватель, судья должны убедиться в том, что несовершеннолетний правильно их понимает. Если станет очевидным, что несовершеннолетний не понял вопроса, его необходимо повторить, но в другой постановке. Иногда имеет смысл разделить вопрос на части. При этом необходимо уточнить, понятны ли вопросы» .

Во время допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия. Лучше, если несовершеннолетний будет давать показания в форме рассказа. Нужно учитывать, что не все несовершеннолетние, в силу возраста и или развития могут последовательно излагать показания, они могут, прерываться, сбиваться, вновь возвращаться к началу допроса. Вот здесь следователю, дознавателю, судье надо быть предельно внимательным, доброжелательным, не высказывать недовольства затянувшимся допросом. Если будет видно, что несовершеннолетний устал, есть смысл прервать допрос, сделать перерыв, поговорить на отвлеченные темы, затем продолжить допрос.

«В результате проведенных исследований и изучения ряда уголовных дел с участием несовершеннолетних, было установлено, что одна из распространенных и серьезных ошибок, допускаемых следователями, заключалась в том, что они не усматривали различий между допросом взрослого и несовершеннолетнего, а тем более малолетнего. В протоколе допроса показания ребенка излагались языком взрослого человека, вопросы формулировались без учета особенностей его психологии, допрос производился без необходимого изучения личности несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» .

«Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день (ч. 1 ст.191 УПК РФ)» .

При допросе несовершеннолетних потерпевших необходимо учитывать, что они, как и все потерпевшие, заинтересованы в результатах расследования, ведь им причинен моральный, имущественный или физический вред. В момент совершения преступления они были в возбужденном состоянии, и поэтому могли необъективно воспринимать происходившее, ведь они не думали о том, что надо запомнить приметы преступника, действия, которые он совершал, а думали о том, как защититься от преступника.

«Сложность представляют допросы несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по половым преступлениям, так как они в большинстве случаев не обладают культурой и знаниями для описания этих видов преступлений. Кроме того, при допросе они испытывают чувство неловкости, стыда. Более того, они могут скрыть или не рассказать о некоторых фактах совершенного преступления. Поэтому следователь и педагог, психолог должны помочь правильно изложить свои показания» .

Очень важно на «начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить. При этом можно сказать ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд).

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых» .

По общему правилу свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания. Однако суд вправе признать необходимым присутствие в судебном заседании свидетеля в возрасте до 16 лет после его допроса, например, при предположении о том, что не исключены его повторный допрос об известных ему фактах, очная ставка с другими свидетелями для исследования письменных, вещественных доказательств и т.д.

Как показала следственная практика, несовершеннолетние потерпевшие, находясь в неадекватном психическом состоянии под влиянием пережитых угроз, шантажа, насилия, нередко уклоняются от дачи показаний. Будучи подвергнуты актам насилия и угроз со стороны преступников, подростки вообще могут утратить доверие ко всем взрослым, включая в их число и сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость, которая выражается, «с одной стороны, в склонности подростка к неосознаваемому подчинению требованиям других лиц (взрослых, старших по возрасту сверстников) и, с другой — в податливости его постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорили и хотят от него услышать старшие» .

В заключение необходимо отметить, что допрос несовершеннолетнего представляет сложность не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии.

Поэтому следователь (дознаватель) должен обладать навыками психолога, чтобы установить психологический контакт с допрашиваемым, в ходе допроса получить наиболее полные и соответствующие действительности сведения.



Просмотров