Кто в Беларуси обязан пройти дактилоскопическую регистрацию? В Беларуси ведётся всеобщая принудительная дактилоскопия населения.

Сотни тысяч граждан Беларуси отказываются сдать отпечатки пальцев. Правоохранительные органы пытаются принудить их к этому, причем во многих случаях такие попытки сопровождаются грубыми нарушениями действующего законодательства. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Попробуем понять и одну и другую сторону.

1. Почему люди не хотят "откатываться".

На это есть разные причин. У каждого человека свое мировоззрение, чувство собственного достоинства, свои взгляды на жизнь, справедливость. То, что для одного может казаться простым и ничего не значащим, для другого может быть как плевок в лицо. Для кого-то процедура не соответствует его религиозным взглядам. Кто-то считает неприятным, что его отпечатки будут постоянно сверяться с отпечатками преступников, найденными на местах преступлений - отпечатками воров, насильников, маньяков. Кто-то вообще сомневается в эффективности и, главное, законности использования "поголовной" базы отпечатков. У кого-то вызывает серьезные опасения надежность технических и организационных средств сбора, хранения и доступа к дактоинформации.

Причин много и они серьезные. Это не просто чье-то банальное нежелание обусловленное, скажем, ленью. Нет. Это серьезная проблема, на которую общество должно обратить внимание пока еще не поздно.

Следует отдельно отметить факт, что подделать отпечатки не составляет никакого труда. Для этого не нужны какие-то специальне технические устройства или материалы - достаточно обычного лазерного принтера и немного клея. Вдумайтесь в это! Получается, что любой, кто тем или иным способом получит доступ к дактоинформации, сможет в домашних условиях изготовить "фальшивые" отпечатки любого гражданина и потом "подкинуть" их куда угодно, включая место совершения преступления. Принимая этот факт во внимание становится не так уж сложно понять тех, кто опасается за надежность хранения дактоинформации. Кто и каким образом может гарантировать нам, простым гражданам, которых загоняют "откатывать пальцы", что наши "пальчики" будут храниться в надежном месте и что к ним будет соответствующим образом ограничен доступ? Подумайте над этим вопросом. Если вам интересно мое скромное мнение, то исходя из моего жизненного опыта, испытываю очень сильные сомнения на этот счет.

Но и это еще не все. Даже если на время "забыть" все вышесказанное и допустить, что все необходимые мероприятия и процедуры, связанные с конфиденциальностью сбора, хранения и доступа к отпечаткам строго соблюдаются. Не нужно иметь чересчур богатое воображение, чтобы придумать достаточно реальную ситуацию, в которой ваши отпечатки могут оказаться на месте того или иного преступления. Могу привести несколько примеров.

1. Предположим, вы выпили пиво, а бутылку выбросили. Потом кому-то чисто случайно эта бутылка попалась под руку и этот кто-то этой самой бутылкой проломил своему товарищу голову. Эксперты найдут на бутылке ваши отпечатки. Хорошо, если при этом обнаружатся еще и отпечатки действительно виновного. А если нет? Если он в перчатках был? Или если чисто случайно его отпечатки не сохранились или оказались смазанными?

2. Представьте, вы взяли пачку сока в магазине или ларьке. Взяли, подержали в руках и решили не покупать по какой-то причине. А следом за вами ее взял, купил и оставил на месте преступления какой-нибудь бандит.

3. Сосед попросил у вас ножик "колбаску порезать", а потом по-пьяни воткнул это ножик в своего собутыльника.

Придумывать ситуации можно бесконечно, насколько хватит фантазии. Во всех этих случаях Вам будет очень тяжело и вероятно даже невозможно доказать, что вы не совершали преступления. Отпечатки - это серьезные доказательства. И если ваш отпечаток совпал по базе, следователь уже считает вас потенциальным преступником и будет заниматься сбором материала на вас, а не поиском настоящего преступника. И даже если вам повезет и получится доказать вашу невиновность, то сколько времени, нервов, здоровья вам и вашим близким это будет стоить? Думаете, вам кто-то компенсирует все это? Сомневаюсь... Не факт, что хотя бы извинятся.

Вот реальный пример из жизни, рассказанный человеком, попавшим в подобную ситуацию: "Дактилоскопировался я давно, и с тех пор один раз меня просто дернули как далекого свидетеля, а вот в другой раз я попал по полной программе. Ограбили склад и рядом с вскрытым ящиком нашли ручку, на которой был отпечаток одного из моих пальцев. Меня пригласили в милицию, предъявили обвинение и задержали как подозреваемого. Говорят, что отпечаток мой нашли и все – сиди мол в камере - жди. Правда, позвонить по телефону разрешили. Чем я и воспользовался – напряг сильных мира сего и … Пришел уже нормальный следователь и скрупулезно начал выяснять, почему мои пальцы там оказались, но я же ничего не знаю – чувствую что плохо дело. И вот он начал прокручивать на дисплее все фотки сотрудников склада и я С БОЛЬШИМ ТРУДОМ вспомнил (профессиональная память), что работал как-то с парнишкой похожим одним. Меня выпустили под подписку и только потому, что у меня есть знакомые в сфере, так сказать. Сказали, что если бы не Иван Иванович, то обязаны были меня задержать!!! Короче, нашли того парня и допросили – удалось доказать, что он грабанул. Очень повезло мне тогда, но тот случай запомню надолго."

Для справки: за 2010й год в Беларуси было вынесено только 0,36% оправдательных приговоров от общего числа (61.054). Т.е. вероятность того, что вас признают виновным - 99,64%. Впечатляет? Для сравнения - процент оправдательных приговоров в ЕС - 20%, США - 25%, Великобритания - 29%.

Вам недостаточно приведенных аргументов? Поразмышляйте на эту тему. Вполне

вероятно, что вы найдете и другие причины остерегаться дакторегистрации.

2. А что нам говорит Закон?

Начнем сначала, то бишь с Конституции Республики Беларусь. В соответствии со статьей 58 Конституции "Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав". Статьи, обязывающей гражданина РБ проходить дакторегистрацию в Конституции нет. Какова же ситуация с законами?

Согласно статьи 7 Закона о дактилоскопической регистрации №236-3 Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат военнообязанные. Здесь следует уточнить, что именно в соответствии с этой статьей и проводится кампания по снятию отпечатков у населения.

Согласно пункту 9 Положения о порядке осуществления добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации,утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18.11.2004 №565, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация военнообязанных проводится при наличии: направления соответствующего государственного органа на обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию по форме, устанавливаемой Министерством внутренних дел.

В настоящее время упомянутая форма направления Министерством внутренних дел не установлена.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона №236-3: "Отказ граждан от обязательной дактилоскопической регистрации влечет наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь". Данная формулировка предусматривает, что в законодательных актах должна быть четко указана ответственность за отказ от обязательной дакторегистрации. На сегодняшний день такая ответственность не определена.

Попробуем резюмировать простым и понятным языком приведенные выдержки из законодательства:

1. Обязанность пройти дакторегистрацию военнообязанным в законодательстве не постулируется. Написано лишь, что военнообязанные "подлежат" дакторегистрации, что совсем не то же самое, что "обязаны". Например, неопознанные трупы тоже "подлежат" дакторегистрации. Значит ли это, что трупы тоже "обязаны" ее пройти по повестке из РОВД?

2. Какие-либо определенные сроки прохождения дакторегистрации в нормативно-правовых актах так же отсутствуют. Т.е. даже если предположить, что "обязанность" будет задекларирована, то без указания конкретных сроков такая обязанность может до бесконечности откладываться гражданином на "потом когда-нибудь".

3. Нормативно-правовыми актами не определена форма направления на дакторегистрацию. И это факт делает прохождение обязательной дакторегистрации физически невозможным. Да, вы можете сдать отпечатки пальцев в добровольном порядке, если аргументы из первой части данного повествования вас не убедили. Но пройти обязательную дакторегистрацию вы можете только получив направление утвержденной формы, которой на данный момент не существует в природе.

4. В законодательстве отсутствует какое-либо наказание от прохождения обязательной дакторегистрации. Т.е. даже если бы вы согласно закона были бы обязаны и была бы утверждена форма направления и сроки прохождения, то при отсутствии предусмотренного наказания вы, теоретически, можете уклоняться от исполнения данной обязанности и вас не смогут наказать по закону, т.к. наказания законом не предусмотрено.

3. У правоохранительных органов свое отношение к законодательству

А что же наши правоохраниельные органы? В соответствии со статьей 22 закона о милиции на МВД возложена обязанность проводить дакторегистрацию.

Как это обычно бывает самые большие начальники отдали по цепочке приказы "выполнить, обеспечить, собрать" тем, у кого звездочки размером и количеством поменьше. Т.е. получается "крутись как хочешь, а приказ выполни". И это при тех явных недоработках в законодательстве о которых писалось во второй части. Вот они и "крутятся" - пишут липовые, не соответствующие законодательству повестки, звонят на мобильные, домашние, рабочие телефоны. Угрожают не только тому, кого хотят принудить к "откатке", но семье, руководству по месту работы. И так далее и тому подобное. Приходят с "чемоданчиками" на работу. Приходят домой. "Вылавливают" по дороге на работу или обратно. Пытаются "откатать" чуть ли не в поъезде, чем грубо нарушают законодательство и инструкции своего же Министерства. Кричат, ругаются, угрожают. Иногда, но редко, просто просят - так и так, у нас требуют, накажут, лишат премии. Их тоже можно понять. У них - служба. У них - приказ.

Но почему при этом страдают простые граждане, которые подвергаются незаконному давлению со стороны этих сотрудников? Почему сотрудники не пишут рапорты своим вышестоящим начальникам, что так мол и так, в законодательстве дыры, не принуждайте нас нарушать закон отдавая невыполнимые приказы. Нет, они стараются "изобрасти" какие-то способы, чтобы правдами и неправдами "выбить" из вас отпечатки пальцев. Угрожают привлечь к ответственности по cтатье 23.4 КоАП РБ "Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий". В то время, как требование пройти дакторегистрацию не является законным и поэтому действие указанной статьи на это требование не распространяется.

Стоит так же отметить, каким образом процедура проводится в отношении тех, кто пришел "откататься" по "липовой" повестке или незаконному вызову потелефону. Со слов граждан зачастую процедура проводится в довольно унизительной форме, что выражается, например, в отсутствие элементарной возможности смыть краску с рук после процедуры. Получается - сначала стоишь в очередь на "откатку", а потом еще очередь к грязному умывальнику с обмылком хозяйственного мыла. Причем иногда нет даже хозяйственного, а иногда и умывальникак как такового нет (т.е. он конечно есть где-то в здании, но туда после "откатки" не пускают). Зачем-то снимаются отпечатки не только всех пальцев, но даже ладоней. Зачем? При получении визы в страны, где требуются отпечатки, снимают только 2 больших пальца и все.

4. Экономический аспект

В Беларуси примерно 2,5 млн военнообязанных. Предположим, что на каждого нужно потратить по очень скромным подсчетам хотя бы 15 минут времени на написание/отсылку повестки и последующую "откатку". Путем простых математических операций несложно подсчитать, что это 625.000 человеко-часов или примерно 3.255 человеко-дней. Умножив это число на 500, т.е. официальную среднюю зарплату по стране в долларах получаем сумму 1.627.604. Т.е. из государственного бюджета на эту во всех смыслах сомнительную кампанию ушло как минимум, полтора миллиона долларов. И это по очень"скромным" подсчетам - мы же не учитывали повторные повестки, телефонные звонки, визиты домой, на работу, написание сотрудниками соответствующих отчетов и т.д и т.п. Большая это сумма или нет - решайте сами. Мое же скромное мнение - лучше бы эти средства направили на что-то более полезное, в детские дома, например.

Многие наши соотечественники пытаются привлечь внимание общественности и государственных органов к описанным в данной статье проблемам. Например, получен ответ из Минздрава о недопустимости использования типографской краски для целей дакторегистрации. А именно такой краской предписывают пользоваться в нормативно правовых актах. Были так же отправлены запросы в Конституционный Суд, Министерство обороны, Палату представителей, Прокуратуру и другие инстанции. К сожалению, Конституционный Суд "дистанцировался" от данных вопросов, ответив, что проверять конституционность законов с подачи обращений граждан они не станут. Палата представителей ответила примерно в том же ключе. В свою очередь, Министерство обороны официально подтвердило отсутствие какого либо документа согласующего порядок проведения Дактилоскопической регистрации в отношении лиц, указанных в подпункте 1.11 пункта 1 статьи 7 Закона об обязательной государственной дактилоскопической регистрации (т.е. военнообязанных). Кроме этого граждане пишут жалобы на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов. Один из совсем свежих примеров – Сопредседатель оргкомитета по созданию общественного объединения ветеранов войны в Афганистане Александр Комаровский 16 марта направил заявление прокурору Жодино с требованием провести проверку законности действий местной милиции, которая вынуждает афганца сдать отпечатки.

6. Ты сдал отпечатки пальцев?

Если раньше гражданину сначала должны были предъявить обвинение и только после этого в отношении его проводилась экспертиза согласно УПК, то сейчас всех подряд катают в базу непонятно для чего. Может быть для того, чтобы проводить дактилоскопические экспертизы игнорируя УК, УПК? Т.е. в обход закона, избегая необходимости следовать процедурам, соблюдать права и выполнять обязанности определенные законодательством?

Раньше последовательность была такая:

1. Презумпция невиновности -> 2. Факты, позволяющие сделать человека подозреваемым -> 3.Объявление подозреваемым -> 4."Откатка" пальцев -> 5.Сверка с отпечатками, обнаруженными на месте преступления.

Теперь же получается, что следователь (или любое другое лицо, имеющее доступ к базе) сможет беспрепятственно перейти cразу к последнему пункту. Это означает, что любой гражданин заведомо, автоматически считается подозреваемым. Получается, что сейчас, возможно, пытаются легализовать чистейшее беззаконие и отменить определенные положения УПК? Мне кажется, что рассмотрение проблемы в таком ракурсе делает ее на порядок серьезнее, чем описанный выше произвол участковых и других рядовых сотрудников правоохранительных органов. Осмелюсь предположить, что вопрос, поставленный таким образом, относится к компетенции Конституционного Суда.

Думаете, вас лично это не касается? Да, многие так думают. И потом испытывают сильнейший шок, когда их объявляют виноватыми без вины. Но когда это случается, то уже слишком поздно, к сожалению. Сегодня в ряды потенциальных преступников записали всех военнообязанных. Думаю, это только первый шаг. Вторым шагом, вероятнее всего, будет поголовная "откатка" всех граждан. Так что не думайте, что вас это не коснется, если общество "не заметит" проблемы сейчас, когда еще не поздно исправить ошибку. И не важно, "откатались" вы уже или еще нет. Каждый должен еще раз подумать и принять принципиальную позицию. Если сейчас этого не сделать - потом будет уже поздно.

Лично я не хочу, чтобы государство без каких-либо на то оснований считало меня потенциальным преступником. А вы? Неужели вы этого хотите?

Вместо эпилога.

Так кому нужно нарушение конституционных прав граждан? И главное, для чего это нужно? Если год назад механизм принятия обязанности был чётким и носил характер добровольного осознанного принятия гражданином данного обязательства, то теперь это просто принуждение.

Отказ от ОДР не формирует состава преступления. Человек, отказываясь от ОДР, не наносит вреда, ущерба государству или обществу. ВООБЩЕ. За что его карать? Польза от базы данных с отпечатками всех граждан довольно сомнительная. А вот потенциальный вред очевиден любому гражданину.

Откуда берётся дискриминационный признак - военнообязанность? Каким образом дактилоскопия отностится к военнообязанности? Разве она служит укреплению обороноспособности Родины? При чём тут именно военнообязанность?

Как можно доверять сотрудникам МВД свои отпечатки пальцев, если уже в самом начале, при сборе дактоинформации они нарушают законодательство, причем зачастую грубо нарушают? На сайте МВД есть результаты социологического опроса 2009го и 2010го годов, согласно которому на вопрос "доверяете ли вы милиции" каждый десятый ответил, что "не доверяет", каждый второй, что "не доверяет в полной мере". Полностью доверяет только один из трех опрошенных.

Кому это нужно? Гражданам страны? Покажите мне хоть одного гражданина, который скажет, что ему это нужно. Получается, что кто-то принял очень серьезное решение, касающееся всех граждан государства, без учета мнения этих самых граждан? Разве это правильно?

Много вопросов. Серьезных вопросов. Хотелось бы услышать официальные компетентные ответы из государственных органов.

Ваш читатель, Кирилл Валерьевич.

Про биометрические паспорта слышали, пожалуй, уже абсолютно все белорусы. Даже видели новые образцы по телевизору и в газетах. А недавно узнали, что можно будет даже два паспорта получить, а в придачу еще ID-карту. Вроде бы все наглядно, а вопросы и недомолвки остались. Почему так дорого стоит? Всем ли можно оформить два паспорта? И, наконец, обязательно ли вообще делать «биометрику»? сайт получил и разложил по полочкам самую подробную информацию из первых уст – от Павла Хрищеновича, временно исполняющего обязанности по должности заместителя начальника Департамента по гражданству и миграции МВД.

Биометрические паспорта нам начнут выдавать с 1 января 2019 года. До этого в некоторых СМИ была информация, что паспорта и/или ID-карты выйдут уже с июля 2018. Это неверно.

Главное отличие биометрического паспорта от обычного - то, что в него внедрен чип. На нем хранится информация, причем даже такая, которую вы прочитать не можете - например, по мировым стандартам чипы могут «запомнить» рисунок радужной оболочки глаза. Но Беларусь пока ограничится отпечатками пальцев. Все это необходимо в первую очередь для защиты паспорта, но в том числе ускорит прохождение границы.

Биометрический паспорт нужен только для выезда за границу

Система такая: ваш старый паспорт заканчивается, вы его сдаете и вместо него получаете ID-карту, а биометрический паспорт оформляете только при необходимости. Если вы не планируете ездить за границу, он вам будет не нужен. Например, если ваша бабушка живет в деревне и не хочет никуда ехать, она может не оформлять биопаспорт. Зато она получит ID-карту - но лишь при окончании срока действия ее нынешнего паспорта старого образца. Можно сказать, что ID-карта - это тоже своеобразный паспорт, но действующий только на территории Беларуси.

ID-карту введут одновременно с биометрическим паспортом – 1 января 2019 года. Она будет обязательно выдаваться с 14 лет, но при желании родитель может оформить ее для ребенка и раньше. Равно как и биометрический паспорт на ребенка - при желании можно оформить для выезда за границу и до 14 лет.

Шенгенская виза в биометрический паспорт может стоить дешевле

В МВД подтвердили, что вполне реальна ситуация, что, оформляя шенгенскую визу в одном и том же посольстве, обладатель биометрического паспорта заплатит 35 евро, а владелец паспорта старого образца – 60. «В биометрический паспорт может вклеиваться биометрическая виза, - добавляет Павел Хрищенович, - в которую тоже вживлен микрочип. Такие визы уже существуют в Евросоюзе, но вклеиваются они только в биометрические паспорта. Сам такой чип стоит недорого – так сказать, еврокопейки». Такая система тоже может упростить и ускорить как прохождение границы, так и получение визы в посольстве. И снижение цен на визы ЕС, которые все так ждут, становится куда более вероятным.

Старый паспорт на биометрический можно будет поменять в любое время

Вовсе не обязательно дожидаться окончания срока действия паспорта старого образца – человек при желании может обратиться и получить биометрический паспорт для выезда за границу. Даже если вы получили паспорт старого образца в декабре 2018, но по каким-то причинам хотите поменять его на биометрический, можете сделать это хоть в январе 2019. Но все это - с одним условием: оформить «биометрику» можно только при получении ID-карты. То есть одновременное наличие паспорта старого образца и загранпаспорта невозможно. Если белорус меняет паспорт старого образца, он изымается, взамен дается ID-карта, и при желании он может оформить биометрический паспорт. Если в паспорте старого образца есть действующая виза, такой паспорт могут аннулировать и оставить вам. Паспорт действовать не будет – только виза. Проблем на границе быть не должно. Но ID-карту все равно получить придется.

Вначале въезд в Россию и Украину будет возможен лишь по биометрическому паспорту

Да, россияне въезжают в Беларусь по внутренним не биометрическим паспортам. Казалось бы, и мы должны въезжать в Россию по ID-карте – нашему новому внутреннему паспорту, который будет у всех, в отличие от биометрического паспорта, который оформляется по желанию и стоит дороже. Но здесь все зависит исключительно от договоренностей между странами, и пока сложно сказать, когда они будут заключены. Автоматически – «им по внутренним, значит, и нам так же» - это не работает. Россия и Украина, какими бы хорошими друзьями и партнерами они для нас не были, - все-таки заграница, и паспорт для въезда в них тоже нужен будет заграничный. При этом по старым действующим паспортам въезд в Россию и Украину по-прежнему не вызовет никаких проблем. Кстати, украинцы тоже въезжают в Беларусь по загранпаспортам, хотя внутри своей страны пользуются ID-картами. Но просят об упрощении этого режима и возможности въезда в Беларусь по «айдишке».

При необходимости можно будет оформить второй биометрический паспорт

Эта громкая новость появилась во всех крупных СМИ. Естественно, как и в случае с оформлением первого биопаспорта, оформление второго тоже вовсе не обязательно. Зато это очень пригодится, например, путешественникам и дальнобойщикам. Пока один из паспортов находится в посольстве, по другому можно выезжать за границу. А еще два разных паспорта можно одновременно подать в два разных посольства. Но, естественно, каждый паспорт оплачивается отдельно. Второй паспорт можно получить одновременно с первым, а можно позже.

Два паспорта хотят ввести из-за обращений граждан по поводу количества страниц – белорусы просили его увеличить, ссылаясь на паспорта других стран. Поэтому было принято решение, которое еще не утверждено в государственных органах, о возможности оформления двух биометрических паспортов. В основном с вопросом об увеличении количества страниц обращались бизнесмены и дальнобойщики.

При наличии двух паспортов можно будет посещать страны, которые друг с другом не «дружат»

Некоторые страны негативно относятся к путешественнику, посетившему недружественные к стране въезда государства, вплоть до отказа во въезде (например, во въезде в Иран может быть отказано человеку, имеющему в паспорте отметки о посещении Израиля). Имея второй паспорт, можно не афишировать факт этих посещений при въезде в такие страны. Такая же система действует у россиян – они тоже могут оформить второй загранпаспорт, и одна из возможных причин оформления – посещение недружественных друг другу государств.

Очередь на границе будет двигаться быстрее

Наличие биометрического паспорта упрощает и ускоряет время ввода данных в систему на границе: во многих странах есть оборудование для считывания данных с микрочипа. На некоторых пунктах погранконтроля даже созданы специальные коридоры для путешественников с электронными паспортами, и очередь там движется гораздо быстрее.

Помимо этого, наш ныне действующий документ не так хорошо защищен, как будет защищен паспорт нового образца. А случаи подделки белорусских паспортов хоть и единичны, но они есть.

Подача заявления на паспорт займет около 10 минут

В перспективе, если человек хочет получить биометрический паспорт, он берет свой ныне действующий и идет в отделение по гражданству и миграции по месту жительства. Даже фотографии нести будет не нужно, а пошлину можно заплатить через ЕРИП. В отделениях, занимающихся выдачей паспортов, будет установлено оборудование Виджит Бокс – это стойка, в которую вставлен фотоаппарат. Он автоматически подстраивается под рост человека и поворачивает фото на нужный градус, если вы во время фотографирования наклонили голову набок. Это значительно ускорит процесс подачи документов. Предполагается, что на одного человека будет тратиться не более 10 минут. То есть человек приходит, подает документы, его личный номер вводится в компьютер, где содержится вся личная информация о нем. Она уточняется, потом выводится анкета, человек еще раз все проверяет. Анкета будет содержать две части: первая будет касаться ID-карты, вторая – биометрического паспорта. Можно поставить галочку: хочу получить только ID-карту, или же хочу карту и биопаспорт. Как уже говорилось, один только паспорт получить нельзя. И паспорт старого образца тоже нельзя. Когда заявка готова, вас фотографируют, берут отпечатки пальцев и просят поставить подпись, которая потом станет электронной.

Оформление биометрического паспорта тоже будет проходить намного быстрее

Предполагается, что оформление паспорта нового образца будет занимать приблизительно 15 дней. Но при необходимости возможно платное ускоренное оформление. Стоить биометрический паспорт будет три базовых величины. Поставлены жесткие условия перед Министерством финансов и Департаментом государственных знаков, чтобы за эти рамки они не выходили. Оборудование для всего этого стоит недешево, особенно техника для изготовления паспорта. Отсюда и немаленькая цена на биопаспорт – 3 базовые величины.

Виды на жительство могут стать документами для выезда за границу. Но не скоро



Владельцы видов на жительство и лица без гражданства получат соответствующие ID-карты, как и граждане Беларуси. И по «начинке» такие карты будут полностью идентичны белорусским: там будут и биометрические данные, и криптографические (то есть электронная подпись).

Примечательно, что при заключении соответствующих соглашений со странами-соседями, например, Россией и Украиной, в перспективе по ID-виду на жительство можно будет выезжать и в эти страны. Но это только при заключении соответствующих соглашений. Внутри у карты помимо идентификационного и криптографического приложений будет еще приложение ICAO, соответствующее международным требованиям гражданской авиации. Это сделано на перспективу – именно благодаря ему можно будет ездить по ID-карте за границу, когда будут заключены соглашения. Но это будет, скорее всего, очень нескоро.

При смене фамилии паспорт и ID-карту поменяют платно

При смене фамилии паспорт и ID-карту будут менять платно, зато детям в 14 лет «айдишку» будут выдавать бесплатно, как сейчас паспорт старого образца. Но за биометрический паспорт на ребенка, скорее всего, все равно придется платить. От момента рождения до 14 лет паспорта выдаются сроком на 5 лет. Дальше, после 14, - на 10 лет.

"В некоторых СМИ была информация, что в 14 лет всем в обязательном порядке будет выдаваться паспорт нового образца. Это неверно. Биометрический паспорт выдается всем гражданам исключительно по желанию", - подчеркнул Павел Хрищенович.

На границе отпечатки будут проверять только при необходимости

В СМИ была информация, что отпечатки будут браться сразу с 10 пальцев, но в итоге решено, что только с двух. Будет определенный алгоритм, поскольку у порядка 10-12% населения в мире снять отпечатки невозможно. Это те, кто работает, например, с химикатами, и подушечки пальцев у них повреждены. Поэтому будет алгоритм: пришел – снял отпечатки – компьютер выдает, что не получилось - тогда следующая пара пальцев. Не получается – следующая. Если так ничего и не получится, тогда в чипе и будет прописано, что снять отпечатки было невозможно по физиологическим особенностям.

На чип будет записана фотография в высоком разрешении. И в первую очередь пограничники будут работать с фотоизображением. Зато решатся все вопросы вроде «я перекрасил волосы, поэтому на себя не похож»: не похож – сверят по отпечатку пальца.

«Далеко не все госорганизации смогут прочитать эту информацию, - подчеркивает Павел Хрищенович. - В частности, она не будет использована в криминалистических учетах – например, при раскрытии преступлений. Это только для упрощения прохождения границы, и если в посольстве необходимо будет удостовериться в подлинности паспорта при его выдаче. Например, это очень поможет в случае с близнецами, которые внешне могут быть очень похожи, но отпечатки пальцев у них все равно будут разные».

Экстренной и массовой замены паспортов не предвидится

«Мы предполагаем, - поясняет Павел Хрищенович, - я подчеркиваю, предполагаем – что руководство страны не потребует от нас экстренной замены документов. И если в декабре 2018 года вы получите паспорт старого образца, то, вероятно, он будет действовать до конца своего срока. Но здесь есть несколько моментов: внедрение биометрических паспортов – давнее пожелание Евросоюза, это упрощает получение визы и сам визовый режим. Предположительно, когда такой порядок будет установлен, граждане, понимая, что по ныне действующему паспорту они не могут поехать в Евросоюз в упрощенном режиме, могут обращаться за обменом документа старого образца на биометрический».

Страницы в «биометрике» будут выглядеть иначе

На страницах новых паспортов будут изображения значимых для страны объектов – они, кстати, согласовывались в специальной организации, которая определяла, действительно ли то или иное здание, изображенное на страницах паспорта, является значимым для Беларуси, можно ли его размещать. И степеней защиты в новом паспорте будет на порядок больше, чем в ныне действующем. Например, появятся голограммы – их можно увидеть на поликарбонатной странице, если подвигать ее под лучом света. Существует целое обширное техническое задание, где прописаны все эти моменты.


Биометрический паспорт действительно будет труднее подделать

Те документы, изображения которых можно было видеть в СМИ, - далеко не первый вариант, который был разработан Департаментом государственных знаков. Вообще по требованиям Международной организации гражданской авиации наш ныне действующий паспорт с фотографией на обложке не совсем «правильный», поскольку персонализацию данных гражданина на обложке документа использовать не рекомендуется.

На самом деле только за последние несколько лет было представлено 3 варианта паспортов. Чем они отличались? Первый вариант был полностью бумажный, не было твердой поликарбонатной персонализированной страницы – вместо нее была обычная бумажная страница с данными. Такая бумажная страница используется, например, в паспорте Ирана. Но основная проблема в том, что паспорт предназначен для выезда за границу, и когда пограничники взяли образец и испытывали его несколько дней – замораживали, сканировали бумагу считывающим устройством – бумага во многих местах надорвалась и измялась. То есть 10 лет такой паспорт прослужить не смог бы. Поэтому было принято решение сделать твердую поликарбонатную страницу. А между этими двумя вариантами был еще один – заклеенная с двух сторон бумажная страница. Она была не такая жесткая, как поликарбонатная, но по сравнению с обычной бумажной казалась более практичной. Но при этом оказалась все равно хрупкой – легко расслаивалась на две части, плюс топорщились страницы - паспорт выглядел «надутым».

Третий вариант, утвержденный, – это поликарбонатная страница. Из поликарбоната сделана и ID-карта. Внутри страницы находится материал наподобие ткани, который вживается в сам поликарбонат. То есть что-то извлечь, не нарушив структуру паспорта, не получится. Некоторые предполагали, что можно аккуратненько подрезать твердую страницу и такую же поликарбонатную страницу вставить от другого человека. Это нереально. Поэтому качество такого документа на порядок выше.

Фото: «Картина мира с Юрием Козиятко» , телеканал «Россия-Беларусь»

Темы: Энциклопедия туриста

Настоящий Закон определяет правовые основы проведения государственной дактилоскопической регистрации в Республике Беларусь и устанавливает основные требования к получению, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины:

дактилоскопирование - получение отпечатков кожных узоров, образуемых папиллярными линиями ногтевых фаланг и ладонных поверхностей рук, на материальных носителях;

государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Законе уполномоченными государственными органами по дактилоскопированию, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации;

дактилоскопическая информация - сведения об особенностях строения папиллярных узоров рук человека, зафиксированные на материальных носителях, полученные в соответствии с настоящим Законом;

материальные носители - дактилоскопические карты, магнитные и иные носители информации, на которые перенесены сведения с дактилоскопической карты;

дактилоскопическая карта - бланк установленного образца с изображением особенностей строения папиллярных узоров рук человека.

Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации

Государственная дактилоскопическая регистрация проводится в целях установления или подтверждения личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации

Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации

1. Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод граждан, установленных Конституцией Республики Беларусь, в соответствии с принципами законности, гуманизма и конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь, достоинство и деловую репутацию.

Статья 5. Виды государственной дактилоскопической регистрации

В соответствии с настоящим Законом проводится добровольная и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.

Статья 6. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию.

2. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 4 ноября 2003 года №236-З
"О государственной дактилоскопической регистрации"

О документе

Опубликование документа

Принят Палатой представителей 2 октября 2003 года
Одобрен Советом Республики 17 октября 2003 года


Настоящий Закон определяет правовые основы проведения государственной дактилоскопической регистрации в Республике Беларусь и устанавливает основные требования к получению, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации.


Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины:

дактилоскопирование - получение отпечатков кожных узоров, образуемых папиллярными линиями ногтевых фаланг и ладонных поверхностей рук, на материальных носителях;

государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Законе уполномоченными государственными органами по дактилоскопированию, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации;

дактилоскопическая информация - сведения об особенностях строения папиллярных узоров рук человека, зафиксированные на материальных носителях, полученные в соответствии с настоящим Законом;

материальные носители - дактилоскопические карты, магнитные и иные носители информации, на которые перенесены сведения с дактилоскопической карты;

дактилоскопическая карта - бланк установленного образца с изображением особенностей строения папиллярных узоров рук человека.


Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации

Государственная дактилоскопическая регистрация проводится в целях установления или подтверждения личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства в случаях, предусмотренных настоящим Законом.


Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации

Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.


Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации

1. Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод граждан, установленных Конституцией Республики Беларусь, в соответствии с принципами законности, гуманизма и конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь, достоинство и деловую репутацию.


Статья 5. Виды государственной дактилоскопической регистрации

В соответствии с настоящим Законом проводится добровольная и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.


Статья 6. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию.

2. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.


Статья 7. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

1.1. граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, а также призываемые на альтернативную службу;

1.2. граждане Республики Беларусь, проходящие военную службу в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;

1.3. граждане Республики Беларусь, проходящие службу или работающие в:

органах внутренних дел;

профессиональных аварийно-спасательных службах;

налоговых органах;

таможенных органах;

Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

органах прокуратуры;

Следственном комитете Республики Беларусь;

1.4. члены экипажей воздушных, морских и речных судов Республики Беларусь;

1.5. лица, работающие на опасных производственных объектах;

1.6. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;

1.7. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления;

1.8. лица, состоящие на профилактических учетах в органах внутренних дел, лица, в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, а также лица, совершившие административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста;

1.9. иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации или высылке из Республики Беларусь;

1.10. иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Беларусь и обратившиеся с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в Республике Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, за исключением несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, либо иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся за получением разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, за исключением несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также иностранных граждан и лиц без гражданства старше 60 лет;

1.11. военнообязанные.

2. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат неопознанные трупы.

3. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

4. Отказ граждан, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, от обязательной дактилоскопической регистрации влечет наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.


Статья 8. Доступ граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства к дактилоскопической информации

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на ознакомление с дактилоскопической информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Глава 2 ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 9. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится органами внутренних дел по письменному заявлению граждан по месту их жительства или пребывания. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, а несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, также и с их письменного согласия.


Статья 10. Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации

1. Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию проводят в отношении:

1.1. лиц, указанных в подпунктах 1.1 - 1.6, 1.8 - 1.11 пункта 1, пункте 2 статьи 7 настоящего Закона, за исключением граждан Республики Беларусь, указанных в подпункте 1.2 настоящего пункта, - органы внутренних дел;

1.2. граждан Республики Беларусь, проходящих военную службу в органах государственной безопасности Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, - соответственно Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, а военнообязанных, состоящих в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, - Комитет государственной безопасности Республики Беларусь;

1.3. лиц, указанных в подпункте 1.7 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, - органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, органы внутренних дел по поручению органов уголовного преследования.

2. Материальный носитель, содержащий дактилоскопическую информацию, полученную органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, направляется в органы внутренних дел.


Статья 11. Сведения, содержащиеся на материальном носителе

На материальном носителе содержатся следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или пребывания лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию;

наименование государственного органа, осуществившего государственную дактилоскопическую регистрацию;

основание и дата проведения государственной дактилоскопической регистрации;

подпись лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию, за исключением несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и лица, признанного недееспособным по решению суда. При отказе лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, от подписания дактилоскопической карты в ней делается об этом запись;

подписи родителей, усыновителей, опекунов или попечителей дактилоскопируемых несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, подписи опекунов лиц, признанных недееспособными по решению суда;

подпись должностного лица, получившего дактилоскопическую информацию.


Статья 12. Основные требования к использованию, хранению дактилоскопической информации

1. Использование и хранение дактилоскопической информации, содержащейся на материальных носителях, осуществляют органы внутренних дел, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Условия хранения дактилоскопической информации должны исключать возможность ее утраты, искажения и несанкционированного доступа к ней.

2. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

2.1. розыска пропавших без вести граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства;

2.2. установления по неопознанному трупу личности человека;

2.3. установления личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных на момент установления их личности сообщить необходимые данные о себе доступными для понимания способами;

2.4. подтверждения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

2.5. профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений.


Статья 13. Сроки хранения дактилоскопической информации

1. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах:

1.1. указанных в подпунктах 1.1 - 1.5, 1.11 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, за исключением лиц, указанных в пунктах 2 и 2-1 настоящей статьи, - в течение срока их работы (службы), состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь, а в случае их письменного согласия - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет;

1.2. указанных в подпунктах 1.6 - 1.10 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 15 настоящего Закона;

1.3. прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона.

2. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах, проходящих военную службу соответственно в органах государственной безопасности Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, в течение срока ее прохождения этими лицами.

2-1. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь хранит материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о военнообязанных, состоящих в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, в течение срока состояния их в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, а в случае их письменного согласия - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет.

3. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о неопознанных трупах, до установления личности человека, но не более 15 лет.


Статья 14. Право на получение и использование дактилоскопической информации

1. Право на получение и использование дактилоскопической информации имеют органы уголовного преследования, суды, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел.

2. Право на получение и использование дактилоскопической информации может быть предоставлено правоохранительным органам иностранных государств в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.


Статья 15. Уничтожение дактилоскопической информации

1. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение.

2. Основанием для уничтожения дактилоскопической информации на граждан, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, является их письменное заявление либо заявление родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, которое подается в орган внутренних дел по месту жительства. Об уничтожении указанной дактилоскопической информации орган внутренних дел уведомляет заявителя в срок не позднее 30 суток со дня подачи заявления.

3. Дактилоскопическая информация о лицах, указанных в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение, по письменному заявлению этих лиц в случае признания их судом дееспособными.

4. Дактилоскопическая информация о лицах, подозревавшихся (обвинявшихся) в совершении преступления и оправданных, уничтожается не позднее одного года после прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора суда.

5. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается по истечении сроков ее хранения, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона.


Статья 16. Порядок обжалования действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц

Действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.


Статья 17. Ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации

Должностные лица государственных органов, осуществляющих получение, использование, хранение и уничтожение дактилоскопической информации, несут ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


Статья 18. Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации

Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Глава 3 КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 19. Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации

Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации осуществляют руководители органов внутренних дел, государственной безопасности, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.


Статья 20. Надзор за государственной дактилоскопической регистрацией

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь о государственной дактилоскопической регистрации осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Глава 4 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением статьи 22, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.


Статья 22. Реализация положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона:

обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

2.Образец направления

Среди различных следов, оставляемых преступниками на месте преступления, наибольшее криминалистическое значение имеют следы рук, и прежде всего следы папиллярных узоров пальцев.


Во-первых, эти следы чаще, чем другие, возникают на местах происшествий, так как в процессе подготовки к преступлению и при его совершении человек вынужден прикасаться руками к каким-либо предметам, а окружающая его обстановка обычно благоприятна для образования следов рук.

Во-вторых, на пальцах и ладонях рук, а тем самым и в их следах содержится большое количество хорошо выраженных и устойчивых особенностей внешнего строения, облегчающих идентификацию. При этом по следам рук устанавливается непосредственно человек, оставивший их, что значительно упрощает выяснения связи его с расследуемым событием.

В-третьих, следы рук позволяют в ряде случаев установить некоторые физические особенности лица, имеющие значение для его розыска.

При наличии следов конечных фаланг пальцев розыск преступника значительно облегчается в связи с существованием в органах внутренних дел дактилоскопических учетов (уголовной регистрации). Строение рельефа кожи на ладонной стороне кисти руки. В образовании следов рук обычно участвует ладонная сторона кисти, и прежде всего конечных (ногтевых) фаланг пальцев, то есть как раз та ее часть, на которой кожа имеет наиболее сложное и разнообразное внешнее строение. Кожа на тыльной стороне кисти, а равно и на других частях тела человека также имеет неровности в виде мелких складок, образующих сложное, разнообразное и индивидуальное строение. Поэтому следы этих частей тоже могут быть использованы для идентификации, но в практике они встречаются очень редко. Кожа ладонной поверхности содержит четыре достаточно выраженные группы рельефных образований, отображающихся в следах:

  • флексорные (сгибательные) линии, представляющие собой крупные складки кожи в местах сгиба ладони и между фалангами пальцев;
  • мелкие складки кожи (морщины), не имеющие строго определенного положения и не отличающиеся устойчивостью; они могут появляться, видоизменяться и исчезать вследствие многих причин внутреннего и внешнего порядка;
  • папиллярные линии — линейные возвышения, разделенные бороздками, покрывающие всю ладонную поверхность кисти;
  • поры — небольшие (до 0,25 мм в диаметре) воронкообразные углубления, расположенные на папиллярных линиях и представляющие собой наружную часть протоков потовых желез.

Из всех элементов рельефа кожи на ладонной поверхности наиболее ценными в криминалистическом отношении являются папиллярные линии. Располагаясь в виде потоков, они образуют узоры различной формы и степени сложности. Детальные исследования, проведенные биологами и криминалистами, позволили установить, что папиллярные линии и образуемые ими узоры обладают такими важными для идентификации свойствами, как ярко выраженная индивидуальность и высокая степень устойчивости. Отрасль криминалистики, занимающаяся изучением строения и основных свойств папиллярных узоров пальцев с целью использования их отпечатков и следов для идентификации личности преступников и раскрытия преступлений, называется дактилоскопией (от греч. daktylos — палец и skopeo — смотрю, что в буквальном переводе означает пальцерассмотрение).

Правовые основы дактилоскопической регистрации определены Законом Республики Беларусь «О государственной дактилоскопической регистрации» от 4 ноября 2003 года.

Она проводится в целях установления или подтверждения личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства. Законом предусмотрены два вида государственной дактилоскопической регистрации: обязательная и добровольная .

Обязательной дакторегистрации подлежат:

1. Граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, а также призываемые на альтернативную службу;

2. Граждане Республики Беларусь, проходящие военную службу в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;

3. Граждане Республики Беларусь, проходящие службу или работающие в:

  • органах внутренних дел;
  • профессиональных аварийно-спасательных службах;
  • налоговых органах;
  • таможенных органах;
  • Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
  • органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • органах прокуратуры;

4. Члены экипажей воздушных, морских и речных судов Республики Беларусь;

5. Лица, работающие на опасных производственных объектах;

6. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;

7. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления;

8. Лица, состоящие на профилактических учетах в органах внутренних дел; лица, в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, а также лица, совершившие административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста;

9. Иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации за пределы территории Республики Беларусь;

10. Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Беларусь и обратившиеся с ходатайством о признании их беженцами, о предоставлении убежища на территории Республики Беларусь, а также обратившиеся с ходатайством о выдаче им разрешения на постоянное жительство.

11. Неопознанные трупы.

Лицам, указанным в п.п.1-5 для прохождения дакторегистрации по месту работы (службы) выдается направление, с которым им необходимо обращаться в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел по месту жительства или временного пребывания.

Добровольная дактилоскопическая регистрация проводится в отношении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства по их письменному заявлению органами внутренних дел по месту их жительства или временного пребывания. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, а несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, также и с их письменного согласия.

Для прохождение добровольной дактилоскопической регистрации необходимо обращаться в дежурную часть управления внутренних дел района проживания. При себе иметь документ, удостоверяющий личность.

В день прохождения дакторегистрации гражданам выдается справка установленного образца, которая помещается в личное дело либо остается на руках (при добровольном обращении). По окончании работы (службы), а добровольно дактилоскопированные граждане — в любое время имеют право на уничтожение дактилоскопической информации в отношении себя, о чем письменно уведомляют сотрудника отдела кадров службы в специальном разделе справки.



Просмотров