Кто такие арбитражные заседатели в арбитражном процессе.

Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»», полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне гражданский долг и совесть".

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет.

По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей.

Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу.

Полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются по следующим основаниям:

1) предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;

3) признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

Полномочия арбитражного заседателя прекращаются по следующим основаниям:

1) истечение срока полномочий;

2) прекращение гражданства Российской Федерации;

3) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

4) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;

6) неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;

7) замещение должностей, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия;

8) письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;

9) смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей.

Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 1. Арбитражные заседатели. Комментарий к статье 1

1. Правовой статус, права и обязанности арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов РФ устанавливаются комментируемым Законом.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные в порядке, установленном федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел.
Представляется, что институт арбитражных заседателей демократизирует судопроизводство, которое нередко упрекают в определенной закрытости от общества.
Вступление Российской Федерации в феврале 1996 г. в Совет Европы, ратификация 30 марта 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и распространение на Россию юрисдикции Европейского суда по правам человека вызвало необходимость реформировать действующее арбитражное процессуальное законодательство.
Первым шагом на пути реформирования стало принятие Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.). Указанный Закон явил собой как бы сигнал к началу эксперимента по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей к осуществлению правосудия в отдельных судах субъектов РФ. В эксперименте участвовало 14 арбитражных судов.
Как показала практика, привлечение непрофессиональных судей - арбитражных заседателей - к осуществлению правосудия способствует повышению эффективности защиты предпринимателей, демократизации судебного процесса. Поэтому институт арбитражных заседателей получил законодательное закрепление: Государственной Думой РФ был принят настоящий Закон, который вступил в силу 11 апреля 2001 г.
Комментируемый Закон, в числе прочих судоустройственных вопросов, решил и вопрос о привлечении к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции арбитражных заседателей.
2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.) (далее - АПК РФ). В соответствии со ст. 17 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей:

- дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;
- дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.
В соответствии со ст. 19 АПК РФ арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с федеральным законом. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за 1 месяц до начала судебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела. Суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство.
Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.
Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявление о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя разрешаются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 159 АПК РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ в своем письме от 6 июля 2001 г., раскрывая общие положения относительно участия арбитражных заседателей в осуществлении правосудия, в частности, указывает, что арбитражные заседатели участвуют в осуществлении правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.
Следует отметить, что участие арбитражных заседателей в разрешении экономических споров позволяет арбитражным судам без привлечения дополнительного количества судей использовать преимущества коллегиального рассмотрения дел. Также это позволяет компенсировать отсутствие у судей специальных познаний в отдельных сферах финансово-хозяйственной и иной деятельности, способствует повышению качества правосудия по экономическим спорам, росту доверия к арбитражному суду и повышению его авторитета.
В отличие от судов общей юрисдикции, где граждане приглашаются к осуществлению правосудия в качестве присяжных и народных заседателей на основании случайной выборки, арбитражные заседатели, являясь специалистами в сфере бизнеса, отбираются и назначаются именно по этому профессиональному критерию. Подобные критерии отбора и обуславливают специфику их статуса в рамках арбитражного процесса.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2001 г. указывает, что арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны (истца или ответчика), которое может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу, не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Пункт 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ возлагает на судью обязанность при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей. Так как АПК РФ не предъявляет каких-либо требований к ходатайству о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, а также не определяет самой формы ходатайства, оно может быть изложено либо в исковом заявлении, либо в отзыве на исковое заявление или оформлено отдельным заявлением.
Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявление о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя разрешаются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 159 АПК РФ, т.е. в судебном заседании после заслушивания мнения других лиц, участвующих в деле, путем вынесения определения. При разрешении вопроса о необходимости рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей судья должен учитывать характер дела, возможность и необходимость использования профессиональных знаний арбитражных заседателей, целесообразность и возможность обеспечения их участия в рассмотрении дел. Кроме того, судья должен принимать во внимание необходимость соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дел, сохранения коммерческой тайны хозяйствующих субъектов, отсутствие заинтересованности арбитражных заседателей в исходе дела.
Помимо прочего арбитражный суд должен проверить наличие предусмотренных ст. 5 комментируемого Закона оснований для приостановления и прекращения полномочий арбитражного заседателя. При наличии указанных обстоятельств суд отказывает в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя и предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру. О привлечении арбитражных заседателей к рассмотрению дела указывается в определении о назначении дела к судебному разбирательству. АПК РФ определяет ряд категорий дел, которые не могут быть рассмотрены с участием арбитражных заседателей, а именно:
- дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ;
- дела об оспаривании нормативных правовых актов;
- дела о несостоятельности (банкротстве);
- дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;
- дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
- особого производства (ст. 17 АПК РФ).
В том случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, стороны приступают к выбору кандидатур арбитражных заседателей для рассмотрения дела.
3. Высший Арбитражный Суд РФ в своем письме от 6 июля 2001 г., разъясняя положения комментируемого Закона, обращает внимание, что состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела. Выбор производится из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном действующим законодательством порядке для данного арбитражного суда. О состоявшемся выборе стороны уведомляют суд не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства. При рассмотрении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя суд обязан проверить, имеются ли обстоятельства, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела. Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 21 АПК РФ, является основанием отказа в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. В таком случае арбитражный суд предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру в общем порядке. Если одна из сторон в установленный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить кандидатуру. Высший Арбитражный Суд РФ особо выделяет: в случае привлечения арбитражных заседателей для рассмотрения конкретного дела состав арбитражного суда включает в себя одного профессионального судью и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.
4. Помимо вышесказанного, в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2001 г. говорится, что арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принимают решение наравне с профессиональными судьями. Таким образом, при осуществлении правосудия арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности профессиональных судей-юристов, состоящих на государственной службе. Но арбитражные заседатели - это не просто представители общественности, а это специалисты - люди, хорошо знающие тот или иной вид предпринимательской деятельности. Привлечение таких специалистов в качестве арбитражных заседателей, конечно, делает состав суда уже подготовленным и сведущим не только по вопросам права, но и по тем специальным вопросам, которые являются предметом рассмотрения по данному делу.
При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами судьи, предусмотренными АПК РФ, и несут обязанности судьи. Важно, что судья и арбитражные заседатели пользуются равными процессуальными правами.
Соответственно, вопрос о профессиональной пригодности кандидата в арбитражные заседатели при включении его в списки на утверждение Пленумом ВАС РФ является достаточно важным для самого арбитражного суда. В связи с этим проверкой профессионального соответствия кандидата в арбитражные заседатели должен заниматься непосредственно арбитражный суд. Предполагается, что арбитражный заседатель, уже осуществляющий свои полномочия, помимо профессиональных специальных знаний обладает также знаниями в области процессуального и материального права.
В силу ст. 6 АПК РФ арбитражные заседатели, как и судьи, обязаны соблюдать правила, установленные законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Так, арбитражный заседатель, не согласный с мнением большинства при принятии решения, обязан подписать судебный акт и вправе изложить в письменном виде особое мнение, обязан соблюдать тайну совещательной комнаты, т.е. не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.
Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникших при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами. Арбитражный заседатель участвует в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по всем вопросам, разрешаемым при принятии решения наравне с профессиональными судьями, также как и профессиональные судьи арбитражного суда, арбитражные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.
В случае отложения разбирательства дела, рассматриваемого с участием арбитражных заседателей, новое разбирательство осуществляется с участием тех же арбитражных заседателей. При невозможности их участия в рассмотрении дела суд обеспечивает участие других арбитражных заседателей с соблюдением установленного АПК РФ порядка привлечения их к осуществлению правосудия в арбитражных судах. Рассмотрение дела в этом случае начинается сначала. Арбитражный заседатель не может председательствовать в судебном заседании и не вправе выполнять обязанности, возложенные на председательствующего АПК РФ: подписывать протокол судебного заседания, объявлять решение и выполнять другие функции, возложенные на председательствующего в судебном заседании действующим арбитражным законодательством РФ.
Профессиональные юристы отмечают, что институт арбитражных заседателей необходим по следующим причинам:
Во-первых, арбитражные заседатели делают судебную власть более прозрачной (к чему должна стремиться любая ветвь государственной власти), менее кастовой.
Во-вторых, принимаемые с участием заседателей судебные акты более устойчивы: вынесенные не только профессиональными судьями, они меньше подвержены обвинению в предвзятости суда.
В-третьих, арбитражные заседатели к тому же являются еще и специалистами в тех отношениях, которые служат предметом спора, разрешаемого с их участием. Следовательно, решение, принимаемое ими совместно с профессиональным судьей, выносится на более высоком профессиональном уровне.

1. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации (далее - арбитражные заседатели) являются граждане Российской Федерации (далее - граждане), наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также - арбитражные суды) в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

3. Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.

4. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

4.1. Арбитражный заседатель при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов арбитражный заседатель, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) арбитражного заседателя влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью арбитражного заседателя и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью арбитражного заседателя, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей, понимается возможность получения арбитражным заседателем при исполнении им своих обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для арбитражного заседателя, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми арбитражный заседатель связан финансовыми или иными обязательствами.

5. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосу­дия в арбитражных судах предусмотрено в арбитражных судах субъектов РФ. Рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей возможно только по ходатайству одной из сторон об этом. Просьба должна быть заявлена до начала судебного разбиратель­ства. Кроме того, участие арбитражных заседателей ограничено категорией дел: они могут принимать участие в рассмотрении споров, которые возникают из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели обладают определенным правовым статусом. Под правовым статусом арбитражных заседателей понима­ют совокупность прав, обязанностей, ответственность, требо­вания, предъявляемые к ним, порядок их участия в заседаниях арбитражного суда, а также гарантии независимости.

К арбитражным заседателям предъявляются следующие требования :

1) наличие гражданства Российской Федерации;

2) возраст не менее 25 лет;

3) не менее чем пятилетний стаж работы в экономической, финансовой, юридической, управленческой или предприни­мательской деятельности;

4) безупречная репутация.

Впервые участвующее в качестве арбитражного заседателя лицо приносит в открытом судебном заседании присягу, содер­жание которой изложено в федеральном законе от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях».

Не могут быть арбитражными заседателями:

· лица, имеющие не снятую или не погашенную в уста­новленном законом порядке судимость;

· лица, признанные недееспособными или ограниченно де­еспособными вступившим в законную силу решением суда;

· лица, замещающие государственные должности, пре­дусмотренные федеральным законом от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» и другими федеральными закона­ми, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

· прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и опе­ративному составу органов внутренних дел РФ, органов ФСБ РФ, таможенных органов РФ, органов, исполня­ющих наказания, а также лица, осуществляющие част­ную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

· лица, состоящие на учете в наркологических или психо­неврологических диспансерах.

Приобретение правового статуса арбитражных заседате­лей имеет определенную процедуру:

1) формирование и утверждение списков арбитражных за­седателей.

2) привлечению к рассмотрению дел арбитражными заседателями.

Списки арбитражных заседателей формируют арбит­ражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандида­турах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Все списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший арбитражный суд РФ и утверждаются Плену­мом Высшего арбитражного суда РФ.

Утвержденные списки арбитражных заседателей публику­ются в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации», но они могут быть опубликованы и в иных сред­ствах массовой информации.


Численность арбитражных засе­дателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из рас­чета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбит­ражных заседателей в том же порядке. В случае если срок полномочий арбитражного заседателя истек в процессе рассмотре­ния дела с его участием, то он может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотре­ния дела по существу.

Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей возможно при наличии ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, которое должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала су­дебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела. В том случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, то каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно опреде­лить такую кандидатуру.

Арбитраж­ным заседателям предоставляются гарантии независимости и неприкосновенности . Так, за арбитражными заседателями в период осуществления им правосудия

сохраняются средний зарабо­ток по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ. Кроме этого, на ар­битражного заседателя и членов его семьи в период осуществ­ления им правосудия распространяются гарантии неприкос­новенности судей и членов их семей, установленные Консти­туцией РФ, федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Фе­дерации».

Арбитражным заседателям гарантируется соответствующее материальное и социальное обеспечение . Арбитражным заседателям выплачивается за счет средств федерального бюджета вознаграждение пропорционально ко­личеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия. Размер вознаграждения равен од­ной четвертой части должностного оклада судьи арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда. Возмещению подлежат командировочные расходы.

Арбитражные заседатели — лица, участвующие в рассмотрении арбитражных дел на равных правах с судьями. Этот институт был введен в целях оптимизации рассмотрения экономических споров. Но оправдывает ли он свое предназначение — вопрос спорный.

Арбитражные заседатели в арбитражном процессе: наследие или заимствование

В этом институте некоторые склонны видеть преемственность по отношению к народным заседателям — наследию советского правопорядка. Однако, учитывая современные реалии, в большей степени можно говорить о попытке законодателя приблизиться к процессу в англо-саксонской системе права.

Обоснованной выглядит точка зрения о том, что эта попытка неудовлетворительна изначально, поскольку активная роль отечественного суда (одновременно с привычным бездействием сторон) противоположна по сути роли арбитра, которую суд выполняет в странах общего права и к чему призываются арбитражные заседатели в данном случае.

Начиная с 1995 года история института арбитражных заседателей переживала взлеты и падения. Можно сказать, что этот институт не оправдал возлагавшихся на него надежд. Ранее нередко имело место привлечение арбитражных заседателей для затягивания рассмотрения спора. В настоящее время такая возможность практически исключена и сама процедура значительно усложнена.

ФЗ об арбитражных заседателях: правовой статус

Положение арбитражных заседателей определяется ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30.05.2001 № 70-ФЗ.

Требования к арбитражным заседателям можно подразделить:

  1. На общие, аналогичные предъявляемым к присяжным заседателям:
    • дееспособность;
    • возраст не менее 25 лет и др.
  2. Специфические, обусловленные особенностями экономического правосудия и высоким статусом (арбитражные заседатели приравнены к судьям!) согласно ст. 2 закона № 70-ФЗ:
    • безупречная репутация;
    • стаж работы в специальных областях (предпринимательской, управленческой и др.);
    • отсутствие прямой служебной зависимости от государственных органов и иной сферы специально-правовой компетенции (как у адвокатуры, например).

Арбитражные заседатели приобретают полномочия после утверждения пленумом ВС РФ сформированных региональными арбитражными судами списков.

Компенсационная выплата арбитражному заседателю за его участие в заседании составляет ¼ от оклада судьи, но не менее 5 МРОТ. Кроме того, за арбитражным заседателем сохраняется средний заработок и гарантируется неприкосновенность наравне с судьями.

Процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей: сроки

Основанием для возможного вызова арбитражных заседателей является ходатайство стороны (ст. 1 закона № 70-ФЗ). Это может быть:

  • истец (соистец);
  • ответчик (соответчик);
  • третье лицо, заявляющее самостоятельные требования.

Срок для подачи ходатайства регламентирован таким образом, чтобы минимизировать злоупотребления правом на привлечение арбитражных заседателей :

  1. По общему правилу ходатайство необходимо направить в суд до начала рассмотрения дела, на этапе подготовки. Оно конкретизировано ВАС РФ (постановление пленума от 10.11.2011 № 70): такая просьба будет неуместна уже в предварительном судебном заседании, после объявления судом об окончании подготовки дела (п. 3).
  2. Закон предоставляет возможность заявить ходатайство в судебном заседании:
    • участнику процесса, вступающему в дело после завершения его подготовки к разбирательству (соистцу, новому ответчику и т. д.);
    • стороне, ранее не получившей информацию о возбуждении дела;
    • после объединения дел до начала рассмотрения объединенного дела.

Обоснование ходатайства и проблемы применения

Условием для просьбы о привлечении арбитражных заседателей являются прогнозируемые трудности при рассмотрении дела и (или) потребность в специальных познаниях для разрешения сложных экономических, финансовых или управленческих вопросов.

Мотивированность ходатайства сложностью — с 2010 года императивное требование. Но как совместить используемый в соответствии с новой нормой закона метод определения арбитражного заседателя с необходимостью его компетентности в рассматриваемом вопросе? Специфика опыта случайно выбранного лица может относиться совсем к иной сфере, что в итоге даст минимальный эффект.

Определение суда по данному ходатайству не обжалуется. Но доводы против него можно включить в апелляционную жалобу на судебный акт, которым дело разрешено по существу.

Законы № 228-ФЗ и 443-ФЗ: изменение норм АПК об арбитражных заседателях

Изменения 2010 года (ФЗ от 27.07.2010 № 228-ФЗ) стали следствием накопления данных, свидетельствующих об использовании вызова арбитражных заседателей в интересах одной из заинтересованных сторон по делу, а не для его объективного разрешения.

После реформирования института:

  1. Стороны лишены возможности влиять на определение арбитражных заседателей .
  2. Повышаются дисциплинарные требования. Например, арбитражные заседатели обязаны самостоятельно отслеживать календарь судебных заседаний под угрозой лишения статуса.
  3. Арбитражные заседатели не могут представлять в суде чужие интересы (ч. 1 ст. 60 АПК РФ). Явка заседателя в процесс в качестве представителя — основание для непризнания судом его полномочий (ч. 4 ст. 63 АПК РФ).

В декабре 2016 (ФЗ № 443-ФЗ от 19.12.2016) требования к заседателям были еще больше ужесточены. Так арбитражный заседатель обязан:

  • избегать как во время исполнения своих обязанностей, так и в личной жизни всего, что может умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его справедливости и объективности;
  • заявить самоотвод в случае конфликта интересов.

Кроме того на арбитражные суды субъектов РФ возлагается обязанность организовать проверку достоверности сведений о кандидатурах заседателей.

Замена, приостановление и прекращение полномочий арбитражных заседателей

Если арбитражный заседатель не пришел на заседание, это не будет автоматически поводом для его замены. В этом случае устанавливается причина, а в последующем производится:

  • замена арбитражного заседателя (в случае невозможности его присутствия по уважительной причине, в связи с отводом или самоотводом, приостановлением или прекращением статуса);
  • или дальнейшее рассмотрение дела (в случае явки арбитражного заседателя );
  • или переход к единоличному рассмотрению дела (в случае невозможности явки арбитражного заседателя и по ходатайству стороны либо при невозможности сформировать судебный состав).

Статус арбитражного заседателя может быть приостановлен по п. 1 ст. 5 закона № 70-ФЗ.

Полномочия арбитражных заседателей прекращаются:

  • в связи с истечением 2-летнего срока полномочий;
  • досрочно по п. 2 ст. 5 закона № 70-ФЗ.

ВАС РФ в вышеуказанном постановлении № 70 дал более широкое, нежели ранее, толкование подп. 5 п. 2 ст. 5 закона № 70-ФЗ: к нему теперь относится срыв судебного заседания (неявка без уважительной причины) арбитражным заседателем как умаление авторитета судебной власти. Документальное подтверждение уважительности пропуска заседания в этом случае обязательно в целях исключения других обстоятельств. Неисполнение гражданского долга в данном случае можно приравнять к прогулу с аналогичными последствиями.

Таким образом, арбитражные заседатели — полноправные участники процедуры отправления правосудия, к которым предъявляются строгие требования в части компетенции и ответственного отношения к выполняемым обязанностям. Их участие призвано повысить эффективность разрешения экономических споров, а требования закона о случайном выборе кандидатур из списка направлены на обеспечение объективности арбитражных заседателей при рассмотрении дел.



Просмотров