Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение - начало XX века. Попытки кодификации российского законодательства в XVIII веке

Формирование новой системы права

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Формирование новой системы права
Рубрика (тематическая категория) Право

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился˸ он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и другими формами актов.

Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации. С 1649 по 1696 г. (начала единоличного правления Петра I) было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти XVIII в. ежегодно издавалось в среднем около двухсот нормативных актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм. Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться последовательно.

Дополнительные трудности создавали плохо поставленная информация и публикация новых актов. Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлением. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов, тираж был небольшим.

Уже в 20-х годах XVIII в. было издано несколько сводных хронологических собраний нормативных актов˸ указные книги за 1714- 1718 и 1719-1720 гг. Основная масса нормативных материалов направлялась в соответствующие учреждения, канцелярии и архивы. Весьма слабо была поставлена работа по обобщению судебной практики. Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) системати­зации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача включалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был за­кончен проект Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (двадцать пять глав), но ᴇᴦο нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об уложении была первым опытом по систематизации права.

Кодификационная работа началась позже. В 1714 г. готовиться пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывается решать дела только на базе норм Уложения и не противоречащим ему указам. Специальной комиссии поручалось свести все последую­щие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

48. Кодификация права в XVIII в.

Основным источником права в XVIII в. оставалось Соборное уложение 1649 г., появились и новые источники - манифесты, указы, уставы, регламенты, учреждения и др.

Регламенты - это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельности государственных органов управления. В период между 1711 и 1721 гг., в правление Петра Первого, было утверждено семь регламентов - Кригс-комиссариату (1711), Штатс-конторе (1719), Коммерц-коллегии (1719), Камер-коллегии (1719), Генеральный регламент (1720), Главному магистрату (1721), Духовный регламент (1721).

Манифесты издавались в особо торжественных или важных случаях: вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т. д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем учреждениям.

Уставы - это сборники законов, объединявшие нормы права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г., Устав благочиния 1782 г.

Указы - это акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были направлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности государственных органов. Указы издавались монархом или от его имени сенатом. Можно выделить Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г.

Во второй половине XVII в. были проведены частичная систематизация и кодификация отраслевых норм:

В 1667 г. утвержден Новоторговый устав;

В 1669 г. Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах;

В 1676 г. Новоуказные статьи о поместьях;

В 1680 г. Новоуказные статьи о вотчинах;

В 1681 г. Новоуказные статьи о вотчинных и поместных делах.

В XVIII в. неоднократно и безуспешно пытались создать новое Уложение. Над проектами Уложения работали многочисленные комиссии, но оно так и не было создано.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали: Артикул воинский 1715 г., представляющий собой уголовный кодекс. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию; Краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715 г. - процессуальный кодекс; Генеральный регламент 1720 г. - сборник административного законодательства; Пункты о вотчинных делах 1725 г. - обобщение судебной практики и толкование законов о наследовании.

Из книги Опытъ закона о народонаселеніи автора Мальтус Томас Роберт

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

§ 39. Кодификация Юстиниана Все указанные опыты частных и официальных компиляций вызывались одною общей потребностью - иметь какой - либо единый сборник права, единый свод, в котором было бы суммировано как jus vetus, так и императорское законодательство, и который мог бы

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 60. Французская революция XVIII в. Предпосылки революции К концу 1780-х гг. общий кризис французского государства, порожденный становлением «третьего сословия» как новой социально активной силы, дополнился политическим, а также финансовым крахом государства. Неуверенный

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

Кодификация и обновление права Преобразования «просвещенного абсолютизма» на особо важное место в государственной политике поставили обновление права. Всеобъемлющее упорядочение права и судопроизводства представлялось тогда политикам и монархам главнейшим путем к

Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н

13. Кодификация римского права Причина кодификации римского права - к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия

Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

5. Кодификация римского права Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.В IV–V вв. действовали два источника права: старое право

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Таможенные пошлины IX – XVIII вв. Первые таможенные пошлины на Руси взимались посредством «откупа» и «верным» способом.Пошлины, взимаемые внутренними таможнями, взыскивались с товаров, привозившихся на продажу.Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

29. Кодификация права в XVI–XVII вв В основу Судебника 1550 г. были положены статьи Судебника 1497 г. Но круг регулируемых вопросов стал шире. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении, подробнее регламентированы вопрос о

Из книги автора

86. Кодификация советского права в 1920-е гг После Гражданской войны началась разработка гражданско-правового законодательства. Перед советским правом встал ряд важнейших правовых проблем, связанных с правовыми источниками и юридической техникой.Прежде роль

Из книги автора

105. Кодификация права в 1950–1970 гг Поскольку требовалось избавиться от наследия эпохи сталинизма, кодификационная работа велась интенсивно.В декабре 1958 г. были приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права.В декабре

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 7.5. Кодификация законодательства Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также

Развитие права в кон. XVII- XVIII вв. Источники. Попытки кодификации.

Основным источником права в период абсолютной мо¬нархии оставалось Соборное уложение 1649 г. В начале XVIII в. круг источников права пополнился манифестами, указами, уставами, регламентами, учреждениями и др.

Регламенты - это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельнос¬ти государственных органов управления. В первой четверти XVIII в. было ут-верждено семь регламентов - Кригс-комис¬сариату (1711), Штатс-конторе (1719), Коммерц-коллегии (1719), Камер-коллегии (1719), Генеральный регламент (1720), Главному магистрату (1721), Духовный регламент (1721).

Манифесты издавались в особо торжественных или важ¬ных случаях: вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т. д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем уч¬реждениям.

Уставы - это сборники законов, объединяющие нормы права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г., Устав благочиния 1782 г.

Указы представляли собой акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были на¬правлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности государственных органов. Указы издавались мо¬нархом или от его имени сенатом. Можно выделить следующие указы: Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г. и т. д. Основным источником права продолжало являться Со¬борное уложение 1649 г.

Во второй половине XVII в. были проведены частичная систематизация и кодификация отраслевых норм: в 1667 г. ут¬вержден Новоторговый устав, в 1669 г. - Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах, в 1676 г. - Ново¬указные статьи о поместьях, в 1680 г. - Новоуказные статьи о вотчинах, в 1681 г. - Новоуказные статьи о вотчинных и поместных делах.

В XVIII в. предпринимались неоднократные попытки соз¬дания нового Уложения, ни одна из них не увенчалась успехом. Для создания нового проекта Уложения учреждались различ¬ные комиссии. В некоторые из них входили представители разных сословий. Однако в ходе работы обнаруживались про¬тивоположные интересы сословий, и проект Уложения так и не был создан.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

Артикул воинский 1715 г., представляющий собой уголов¬ный кодекс. Каждый артикул описывал отдельный вид право¬нарушения и назначал определенную санкцию;

Краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715г. - процессуальный кодекс;

Генеральный регламент 1720 г. - сборник административ¬ного законодательства;

Пункты о вотчинных делах 1725 г. - обобщение судебной практики и толкования законов о наследовании.

27. Уголовное право по Воинским артикулам 1715 г. В XVII-XVIII вв. суды при разборе уголовных дел руко­водствовались Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах 1669 г. и последующим законодательством. Новая систематизация уго ловно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при созданииАртикула воинского. Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей), и был включен в качестве части 2 в ^ Воинский устав. Артикулы содержали основные принципы уголовной ответст­венности, понятие преступления, цели наказания, положения о необходимой обороне и крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств. Преступлением являлось общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Государство же защищало ин­тересы дворян. Преступления разделялись на умышленные, не­осторожные и случайные. Уголовная ответственность наступа­ла только при совершении умышленных или неосторожных преступлений. Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев зако­ном устанавливалось наказание уже за умысел (например, го­сударственные преступления). Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным. К смягчающим обстоятельствам относились: состояние аффекта; душевная болезнь; малолетство преступника; слу­жебное рвение, в пылу которого совершено преступление; не­ведение и давность. Состояние опьянения, прежде бывшее смягчавшим вину обстоятельством, стало относиться к отяг­чающим обстоятельствам. Законодатель вводил понятия крайней необходимости и необходимой обороны. Преступления, совершенные в этих условиях, не наказывались. Институт соучастия в преступлении был недостаточно разработан. Соучастники обычно наказывались одинаково независимо от степени виновности каждого. Артикулы включали следующие виды преступлений: религиозные преступления: чародейство, идолопоклонст­во, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церков­ный мятеж; государственные преступления: умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена и др.; должностные преступления;. взяточничество, казнокрад­ство, неплатежи налогов и др.; воинские преступления: измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине и т. д.; преступления против порядка управления и суда: срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетни­чество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство; преступления против благочиния: укрывательство пре­ступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристой­ных песен и произнесение нецензурных речей; преступления против личности: убийство, дуэль, нанесе­ние увечий, побои, клевета, оскорбление словом и др.; имущественные преступления: кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенни­чество; преступления против нравственности: изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоежен­ство, прелюбодеяние, занятие проституцией. ^ Главными целями наказания по артикулам являлись уст­рашение, возмездие, изоляция преступников и эксплуатация тру­да преступников. Основные виды наказаний: смертная казнь; телесные нака­зания, подразделявшиеся на членовредительные, клеймение и болезненные; каторжные работы; тюремное заключение; ли­шение чести и достоинства; имущественные наказания (кон­фискация имущества, штраф, вычет из жалованья). Артикулы также предусматривали церковное покаяние - наказание, за­имствованное из церковного права. Наказания назначались в соответствии с классовой при­надлежностью преступника. Казни совершались публично, о них предварительно объявлялось.

Попытки кодификации законов в Российской империи были начаты ещё в XVIII в. и продолжались при Александре I. Но только Николаю I, который привлек к кодификационной работе М. М. Сперанского, возглавившего Второе отделение С.Е.И.В. Канцелярии, удалось осуществить это начинание. Второе отделение провело огромную работу по розыску, сличению и упорядочению отдельных законодательных актов и правительственных распоряжений и подготовило два крупных издания. В 1830 г. вышло 46-томное (с несколькими томами указателей) Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), которое вобрало в себя свыше 80 тысяч актов, начиная с Соборного Уложения, которым открывался 1 том, и заканчивая законами 1825 г. (концом царствования Александра I), помещенными в последнем томе. Законодательные акты располагались в нем в хронологическом порядке (то есть по мере выхода).

В дальнейшем ПСЗ было продолжено и выпущено ещё два издания. Второе издание (54 тома) вобрало в себя законодательные акты 1826 - 1881 гг. Третье издание (16 томов в 18 книгах) обобщило законодательство, начиная с 1881 г. и заканчивая 1913 годом.

Наряду с ПСЗ было подготовлено и в 1832 г. издано ещё одно собрание – Свод законов Российской империи. В нем увидели свет действующие законы, объединенные в 15 томов и расположенные в них уже не в хронологической последовательности, а по тематическому принципу.

В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций и восходящее к римскому праву. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. В первой группе располагались Основные государственные законы, в которых характеризовалась организация публичной власти (высшие органы власти, учреждения центральные и местные, устав о государственной службе). Затем шли законы, характеризующие организацию управления и устройство казны (уставы казенного управления, о повинностях, таможенный, монетный, горный и др.). Третью группу составляли законы об организации сословного строя (о состояниях). В четвертую входили уставы государственного благоустройства (кредитный, торговый, промышленности, путей сообщения, сельскохозяйственный, почтовый, телеграфный и др.).

В особую группу выделялись Уставы благочиния, объединявшие законы о народном продовольствии, общественном призрении, организации врачебной помощи и др. Сюда же относились помещенные в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах, о цензуре, о ссыльных, о беглых и др., определявшие законодательное поле деятельности полиции.

Наконец, впервые в российском законодательстве были отделены друг от друга помещенные в разных томах законы гражданские (т. 10) и законы уголовные (т. 15).


Такой принцип соединения воедино разрозненных законов (инкорпорация) сохранялся на протяжении всех последующих переиздании Свода (в 1842, в 1857 гг.). В 1885 г. в Свод был введен ещё 16 том. содержащий процессуальное законодательство. Кроме того, в 1845 г. 15 том Свода, то есть законы уголовные, с некоторыми изменениями и дополнениями были изданы как «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». которое можно рассматривать как первый уголовный кодекс России.

Юридическая техника Свода законов основывалась на методике Ф. Бэкона, апробированной в кодексе Юстиниана. Статьи Свода, основанные па одном действующем законе (указе), излагались словами указа без изменений. Статьи, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других. При этом под каждой статьей давались ссылки на указы, в нее вошедшие. Многосложные тексты сокращались, а из противоречащих друг другу выбирался лучший с точки зрения составителей или более поздний.

Так, в первой половине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней империи.

Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами в первой четверти XVIIIв. были:

1. Регламенты. Всего в этот период было утверждено семь регламентов: Кригс-комиссару (о выдаче жалованья в полках, 1711г.), Штатс-конторе (о государственных расходах 1719г.), Коммерц-коллегии (о торговле, 1719г.), Камер-коллегии (о государственных доходах 1719г.), Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий1720г.), Главному Магистрату (о городском устройстве, 1721г.), Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении, 1721г.). Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.

2. Манифесты. Издавались только монархом и за его подписью, и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, крупные политические события и акции, начало войны или подписание мира.

3. Именные указы. Также издавались и подписывались монархом. В них формулировались решения, относящиеся и адресованные к конкретным государственным учреждениям или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные указы дополнялись уставами, учреждениями или регламентами.

4. Указы. Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом, и нацелены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности. В них содержались правовые нормы и административные предписания. Адресовались они определенному органу или лицу и были обязательны только для них. В форме указа выносились судебные решения Сената.

5. Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (1716г.-Воинский устав, 1720г.-Морской устав, 1729г.-Вексельный устав).

Для системы правовых источников в целом в данный период было характерным очевидное преобладание законодательной формы над судебной практикой и, особенно обычаем. Законодательная функция ассоциируется с волей монарха. В 1700-1703гг формируются Новоуказные книги, состоящие из актов, принятых после Новоуказных статей. Попытки синтезировать вновь принятые правовые нормы и нормы действующего Соборного Уложения осуществлялись на протяжении 1714-1718гг. Изменения, произошедшие в политической и государственной системе России при ее вступлении в период абсолютизма, привели к изменениям в сфере уголовного права. В начале XVIII в суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным Уложением 1649г и Новоуказными статьями. Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1715г при создании «Артикула воинского».

Воинские артикулы состояли из 24 глав и 209 статей и были включены в качестве части второй в Воинский устав.

Юридическая техника Воинского устава достаточно высокая: законодатель впервые стремится использовать наиболее емкие и абстрактные юридические формулировки и отходит от традиционной для русского права казуальной системы. Чтобы отдельная норма могла вобрать в себя максимально больше случаев, она дополняется особым толкованием. В « толке» либо конкретизируются правовые ситуации, уточняются обстоятельства, приводятся примеры и т.п. либо указывается на открытый характер нормы, дается свобода судебного толкования.

В декабрьском указе 1714г подчеркивался материальный характер преступного деяния: не только не исполнения воли государя, но наличие вреда для государства. В одном из приложений к Воинским артикулам отмечалось, что суды могут устанавливать наказания, применяя принцип аналогии. Меняется терминологическое определение преступного деяния: под ним стали понимать не «воровство», как ранее, а « злодейство», « проступок», « преступление». В Уставе Благочиния (1762г.) впервые проводится разграничение между проступком и преступлением. В Манифесте 1763г подчеркивается характер преступления как деяния, запрещенного законом.

В1682г именным указом усиливалась ответственность за преступный умысел, в Воинских артикулах по некоторым видам преступлений (квалифицированное убийство, поджег) умысел наказывался наравне с законченным преступлением.

Наказание и его применение характеризовалось рядом особенностей:

а) отсутствием индивидуализации: когда вместе с преступником или вместо него наказывались его родственники;

б) неопределенностью формулировок («по суду наказан будет», « по обстоятельствам дела наказан будет» и т.п. - неопределенность приговора усиливала общее состояние страха);

в) отсутствием формального равенства перед законом: разная ответственность за одно и то же преступление предусматривалась для представителей разных сословий - дворянина и крестьянина, офицера и солдата.

Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

Следующей инстанцией был Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными.

Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии.

Судебные органы были многообразными. В 1713г в губерниях учреждались ландрихтеры (местные судьи).

В1722г была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров.

Новыми чертами организации судебной системы в первой четверти XVIII в. стали:

Коллегиальное устройство судов;

Попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной;

Учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально учрежденных органов (прокурора, фискалов, аудиторов);

Совмещение гражданской и военной инвестиции (аналогичная ситуация складывалась в сфере местного управления, где наряду с гражданскими органами местного самоуправления действовали военные «полковые дворы»).

Гражданское право в первой четверти XVIII века в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты. Поэтому начинает более определенно преследоваться индивидуализация частных имущественных и обязательственных прав. Закон как источник прав и обязанностей становится доминирующим, а традиционные и обычные нормы отходят на второй план.

Существенные преобразования произошли в области вещных прав. В положении Указа о единонаследии 1714 г устанавливался единый правовой режим для разных форм землевладения (вотчин и поместий) и вводилось единое понятие «недвижимость». Для сохранения комплектности дворянского земельного фонда затруднялся порядок отчуждения недвижимости и запрещался ее заклад. Продажа осуществлялась лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств («по нужде») и с уплатой высокой пошлины.

Другим средством для перераспределения имущественных ценностей в обществе являлись нормы наследственного права. Важнейшие изменения в эту область внес Указ о единонаследии 1714г («О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»).

Различалось наследование по завещанию и по закону. Наследователь мог завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору. Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещательного распоряжения.

Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей.

В 1731 г главные положения Указа о единонаследии отменяются. С этого времени наследование по закону регламентируется следующим образом: недвижимость переходит ко всем сыновьям в равных долях, дочери получают одну четырнадцатую, а вдова-одну восьмую, из движимого имущества дочерям выделяется одна восьмая, а вдове-одна четвертая доля.

Указ о единонаследии внес изменения и в сферу семейного права. Был повышен брачный возраст для мужчин-до 20 лет, для женщин-до 17 лет.

В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным.

На вступление в брак требовалось согласие родителей брачующих и начальства для военнослужащих, а также знание арифметики и геометрии-для дворян. Крепостные вступали в брак с дозволения господ.

По закону требовалось свободное согласие брачующихся, что было подтверждено актом, запрещающим принудительные браки (1724г).

Признавался только церковный брак. С 1721г разрешено было заключать смешанные браки с христианами конфессий (католиками, протестантами), брак с иноверцами запрещался.

В первой четверти XVIII в. формируется принцип законности. Место обычая и традиции окончательно занимает закон. Монарх как носитель и центр государственного интереса, глава законодательной, исполнительной и судебной власти воплощает идею законности. Игнорирование и неуважение закона стали рассматриваться как преступления. Соблюдение государственных установлений объявлялась важнейшей задачей всех органов власти и управления, должностных и частных лиц. Принципы законности были сформулированы в Указах « О хранении прав гражданских» (1722г), « О соблюдении благочиния во всех судебных местах» (1724 г) и « О важности государственных уставов» (1724г).



Просмотров