Эссе нарушение прав ребенка в детском саду. Какие есть права у ребенка в семье и что бывает за их нарушение

Ребенок – такой же полноценный член нашего общества, как и любой взрослый человек. Между тем, маленькие дети еще не могут заявить о нарушении или ущемлении своих прав в соответствующие органы. Ребята постарше тоже зачастую терпят издевательства просто потому, что боятся наказания.

Различные ситуации нарушения прав ребенка возникают в нашей жизни постоянно. Как часто родители наказывают своего малыша за любую провинность, оскорбляют, называют глупым или даже бьют. Мамы и папы называют подобное поведение воспитанием, однако, на самом деле, это ярчайшие проявления насилия над ребенком.

Наиболее часто нарушение прав ребенка можно встретить именно в семье. Самое ужасное, что никто из членов такой семьи даже не задумывается о том, что кроха страдает и не может никак изменить ситуацию. Большинство таких родителей в свое время воспитывались аналогичным образом и не понимают, что общение между старшими и младшими может строиться каким-то иным образом.

Между тем, если родители узнают о нарушении прав своего ребенка в школе, они готовы делать все, что угодно, чтобы виновные понесли справедливое наказание. Мамы и папы будут добиваться увольнения учителя, который повысил голос или поднял руку на их отпрыска, не задумываясь о том, что сами ведут себя точно так же.

Физическое насилие унижает ребенка, ухудшает общее состояние его здоровья, вызывает слабость и недомогание. Психологическое воздействие оказывается еще страшнее — оно искажает модель межличностных отношений, порождает неуверенность, занижает самооценку крохи, заставляет его замыкаться в себе.

Кроме того, существуют такие виды нарушения прав ребенка, как ограничение его свободы, умышленная порча имущества, лишение еды и воды. Все это тоже нередко можно встретить в современных семьях, в которых подобные нарушения считают всего лишь простыми воспитательными мерами.

С заявлением о нарушении прав ребенка в соответствующие органы могут обратиться не только его родители и попечители, но и он сам. Между тем, на практике подобные заявления поступают крайне редко, и в большинстве случаев нарушители остаются безнаказанными в течение долгого времени. Если же информация о нарушении прав ребенка все же выходит за пределы его семьи или учебного учреждения, после выяснения обстоятельств дела виновные могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

В большинстве случаев нарушение прав ребенка связано с наказаниями.

Родители наказывают малышей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми и даже поднимают на них руку. Многие мамы и папы оправдывают свои действия методом воспитания. Но, на самом деле, это яркое проявление насилия над ребенком. Зачастую, подобное воспитание угнетает малышей. Кроха сильно переживает от сложившейся ситуации.

Когда родители узнают о нарушении прав в школе или детском саду, они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц. Мамы и папы добьются увольнения педагога за то, что он повысил голос или дал подзатыльник ребенку. При этом они даже не задумаются о том, что сами поступают так же. Физическое насилие над ребенком угнетает его не зависимо от того, кто его совершает. В итоге ухудшается состояние здоровья малыша, появляется слабость и недомогание. Психологическое воздействие на детей оказывается еще страшнее других форм давления. Оно способствует появлению неуверенности в себе, занижает самомнение и делает ребенка замкнутым. Приведем некоторые примеры нарушения прав детишек.

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома.
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинства ребенка.
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи

Порою можно встретить в семьях ограничение свободы, целенаправленную порчу имущества и даже лишения пищи с водой. Многие родители делают это в воспитательных целях, не понимая, к чему могут привести их действия.

Ответственность за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка

Ребенок – это полноценная личность, обладающая полным набором прав и свобод, которые задекларированы в законодательстве каждой цивилизованной страны. Но, не смотря на это, в реальной жизни регулярно происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми.

Нарушение прав ребенка: примеры

Парадоксально, но чаще всего нарушение прав ребенка происходит в семье. Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Вред насилия можно обсуждать до бесконечности, причем подчас психологическое гораздо страшнее физического – оно наносит ребенку серьезные психические травмы, влияет на самооценку, искажает модель межличностных взаимоотношений. К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику.

Это, как правило, дает обратный эффект – у ребенка вырабатывается стойкая неприязнь к такому учителю, он замыкается в себе, пропадает мотивация к обучению, ребенок всеми путями пытается найти причины пропуска занятий.

Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Решение об уборке пришкольной территории выносит родительский комитет, а никак не директор школы.

Ответственность за нарушение прав ребенка

На сегодняшний день за нарушение прав ребенка предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность. Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав.

Декларация прав ребенка датированная 1959-м годом, предусматривает определенный список прав, которыми наделен каждый ребенок. Поскольку ребенок ни в физическом, ни в умственном плане не может считаться зрелым, ему необходима соответствующая охрана и забота во всех смыслах.

Среди множества других прав детей отдельное место отводят правам ребенка в семье. За их соблюдение в первую очередь несут сами родители малыша. Ребенок получает все свои права непосредственно в момент рождения. За нарушение этих прав предусмотрена определенная ответственность на законодательном уровне.

Ребенок имеет право быть счастливым!

Принимая во внимание права детей в семье, можно выделить следующие постановления:

  • право на жизнь в семье и воспитание
  • право на ФИО
  • право на общение с
  • право на собственном мнение и его выражение
  • право на защиту
  • право на доходы и обеспечение существования

В обязанности каждого родителя входит обеспечение своего ребенка необходимым общим образованием. Помимо этого, родители ответственны за то, как ребенок ведет себя, а также за все противоправные действия, которые совершают . Из этого следует, что для любого родителя целесообразно заботиться о том, чтобы между ним и ребенком были построены доверительные отношения. Это позволит в процессе общения с малышом дать ему должное воспитание и сформировать нравственное поведение у него.

Воспитывая в ребенке нравственность, родители смогут меньше беспокоиться за то, что их малыш сделает какую-то глупость. Нравственный ребенок самостоятельно сможет отличать зло и добро, хорошее и плохое, а также будет лучше понимать, какие действия разрешается совершать, а каких лучше избегать вовсе.

То, какая между членами семьи царит обстановка, практически полностью зависит от самих родителей. Если в доме хорошо и взрослым, и детям, то ребенок вряд ли захочет куда-то уйти и найти себе сомнительных друзей. Взрослые должны интересоваться жизнью ребенка, быть друзьями для его друзей, участвовать в взрослении малыша.

Несмотря на загруженность современных взрослых, родители всегда должны находить свободное время для ребенка. О малыше нужно заботиться: общаться с ним, помогать решать проблемы, следить за тем, чтобы ребенок был хорошо одет и накормлен. Дети нуждаются в заботе и .
Главное правило, которое должны четко понимать все взрослые: любое насилие, как физическое, так и психическое недопустимо по отношению к ребенку.

Малыша нельзя унижать, демонстрировать свое превосходство, ругать. Каждый родитель должен быть терпелив, ведь в первую очередь от него зависит, каким вырастет ребенок. Также следует помнить о том, что у всех детей есть определенные права, которые не должны нарушаться.

Соблюдение прав ребенка, равно как и его воспитание, полностью возложено на родителей.

Подробно о правах ребенка

Родители должны защищать своих детей!

В России все права детей и положения о том, как они должны защищаться, содержатся в законодательных документах различных уровней. Среди них можно выделить Конвенцию ООН «О правах ребенка», Конституцию РФ, различные Кодексы государства и определенные федеральные законы.

Все права детей, как в рамках семейных отношений, так и общественных, наиболее широко отображены в Семейном Кодексе и ФЗ 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». На законодательном уровне установлено, что ребенком считается каждый , который не достиг 18-ти лет.

Право на жизнь в семье и воспитание

Несовершеннолетние граждане обладают правом на жизнь и воспитание в кругу семьи в соответствии с 54-й статьей СК РФ. С этого следует, что в большинстве случаев несовершеннолетний гражданин может и должен проживать совместно со своими родителями, получая от них соответствующие внимание, опеку и заботу.

Исключениями являются случаи, когда выполнение этого права повлечет за собой нарушение интересов ребенка, будет опасным для его жизни и здоровью. Если кровные родители отсутствуют, либо по определенным причинам их лишили соответствующих прав, несовершеннолетний гражданин обладает правом проживать и получать соответствующее воспитание в специальных учреждениях, либо у .

В любом случае, семейные формы воспитания являются приоритетными, а в детские дома ребенок помещается только при отсутствии другого выхода.

Право на ФИО

Имя и фамилия — тоже права ребенка

Право на имя, фамилию и отчество также закреплено за каждым ребенком. Законом установлено: выбором имени ребенка занимаются родители, фамилия ему дается в соответствии с фамилией любого из родителей, а отчество ребенок получает по имени своего папы.

В отдельных случаях, когда традиции и законы отдельных регионов страны предусматривают другое, ФИО могут даваться несколько иным образом. Когда у родителей не получается найти общий язык в плане определения ФИО малыша, с ситуацией уполномочен разобраться орган опеки.

Если же кровный отец точно не определен, то имя малышу должна выбрать мама, фамилия ребенку дается тоже ее, а отчество выбирается по имени человека, который считается вторым родителей из сведений, полученных от матери.

Имя и фамилия ребенка могут быть изменены с согласия взрослых после того, как он достигнет 14-ти летнего возраста. Малышу может быть дано любое возможное имя, а фамилия меняется на фамилию второго родителя

Право на общение с родственниками

Ребенок имеет право общаться с родственниками

Кроме права на жизнь и воспитание, указанного в 54-й статье СК РФ, ею также предусмотрено право детей на общение с родственниками. Если по некоторым причинам родители живут отдельно, их дети могут в одинаковой степени общаться как с мамой, так и отцом. К тому же они не должны быть ограничены во взаимодействии с другими родственниками.

Право на общение с родственниками наделяет ребенка возможностью контактировать с родителями даже в тех случаях, когда несовершеннолетний гражданин пребывает под стражей или находится специальном медучреждении по судебному решению

Право на собственное мнение и его выражение

Положения 57-й статьи СК РФ закрепляют за ребенком право на высказывание собственного мнения во всех вопросах, имеющих отношение к их интересам. При этом не важно, в какой форме будет выражено это мнение. Более того, мнение ребенка должно быть выслушано и учтено органом суда во время различных разбирательств.

После того, как несовершеннолетний гражданин достигнет 10-ти летнего возраста его позиция в обязательном порядке берется во внимание если только таким образом не будут нарушены интересы малыша. Судья и органы опеки должны принимать решения учитывая мнение детей 10-ти лет и старше в таких ситуациях:

  • перемены в ФИО ребенка
  • восстановление родительских прав
  • процедура усыновления или назначения опекуна
  • смена личных данных ребенка при установлении усыновления, либо его отмене
    оформлении приемных родителей как маму и отца

Право на защиту

Ребенок имеет право на счастливое детство!

То, в каком порядке должна производиться защита интересов детей, отображается в 56-й статье СК РФ. Если говорить о круге семьи, то во всех случаях защита интересов ребенка должна выполняться его родителями или . Право на защиту от несоответствующего отношения совершеннолетних лиц соответственно закреплены в положениях приведенной статьи.

Любой гражданин, располагающий сведениями о нарушении прав и интересов ребенка или об угрозе его жизни или здоровью, должен уведомить орган опеки. В большей степени это касается граждан, занимающих должности учителей, медперсонала и других совершеннолетних лиц, постоянно контактирующих с несовершеннолетними гражданами в связи с спецификой своей деятельности.

Возможность самостоятельно обратиться за защитой в орган опеки также закреплена за ребенком. После достижения 14-ти лет он уже может подавать заявления в суд. Рассмотрение всех поступивших заявлений о нарушении прав ребенка и принятие необходимых в конкретной ситуации мер должны выполняться органом опеки своевременно

Право на доходы и обеспечение существования

Наличие и возможность использования личных доходов и нужных для нормальной жизни средств также предусмотрены правами ребенка. В список этих средств входят: пища, одежда, различные материальные ценности, которые необходимы несовершеннолетнему гражданину для нормальной жизни, развития и образования.

Согласно 80-й статье СК РФ, содержать ребенка должны его родители. Форму и порядок обеспечения собственных детей взрослые выбирают самостоятельно. В тех случаях, когда один из родителей выплачивает на ребенка , второй, занимающийся его воспитанием, должен использовать эти средства в интересах малыша. К примеру, эти деньги можно потратить на образование, воспитание и развитие ребенка.

Аналогичное правило применяется по отношению к разнообразным социальным выплатам и пенсиям, которые положены детям в некоторых случаях. Собственные доходы, как установлено законом, эти деньги и другие ценности, которые ребенок заработал самостоятельно, получил в качестве подарка или унаследовал. Дети располагают правом на имущество родителей, но те не имеют аналогичного права на вещи своих детей. Взаимное может выполняться лишь по согласию обеих сторон.

В России большинство прав ребенка отображены в статьях Семейного Кодекса. Защита прав несовершеннолетнего гражданина в первую очередь должна выполняться родителями, но другие взрослые, в случае необходимости, также должны принимать в этом участие.

Ответственность за нарушение прав ребенка

Никто не имеет права обижать ребенка!

— одна из первостепенных проблем современного общества. Дети не воспитываются должным образом, не получают должного внимания, взрослые не интересуются их будущим. Ответственность за нарушение прав детей в семье установлена в Российской Федерации на законодательном уровне.

В зависимости от тяжести правонарушения, применяются различные законодательные положения. Если родители, либо лица, которые их заменяют, нарушают права несовершеннолетних граждан в плане их содержания, воспитания и защиты интересов, то исходя из положений статьи 5.35 КоАП им выносится предупреждение, либо налагается до 500 рублей.

Если ребенок ограничивается в общении с родственниками, то на родителей или заменяющих их взрослых налагается штраф от 2-х до 3-х тысяч рублей. Повторное нарушение подобного плана влечет за собой штраф от 4-х до 5-ти тысяч рублей, либо арест сроком до 5-ти суток.
Уголовный Кодекс предусматривает более тяжелые виды прав детей.

Если ребенок каким-либо образом вовлекается в преступлении совершеннолетним лицом, то в соответствии с 150-й статьей УК РФ, такое лицо лишается свободы на срок до 5-ти лет. Если аналогичное деяние совершено родителем или воспитателем ребенка, срок наказания увеличивается до 6-ти лет.

Если ребенок вовлекается в регулярное употребление спиртного или наркотиков, бродяжничество или попрошайничество, то взрослый лишается свободы на срок до 4-х лет. Если это сделал родитель или воспитатель, то на срок увеличивается до 5-ти лет. 156-й статья УК РФ определяет наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет за жестокое обращение с детьми со стороны родителей, воспитателей и других взрослых.

За различные нарушения прав и интересов ребенка предусмотрена соответствующие наказания, закрепленные в КоАП и УК РФ.

Каждый ребенок обладает определенными правами и свободами, с которыми должен считаться каждый взрослый. В особенности это касается родителей — эти люди ответственны за нормальное существование и воспитание собственных детей, в их обязанности входит слежение за тем, чтобы права несовершеннолетнего гражданина были защищены и исполнялись должным образом.

Мнение юриста-эксперта:

Ребенок по определению считает слабой стороной в гражданских правоотношениях. Так как он не в состоянии в полной мере осознавать свои права и самостоятельно их реализовывать, то это право и обязанность возлагается на родителей или опекунов, а также на государственные органы опеки и попечительства. Но с возрастом у ребенка постепенно появляются права, которые он в состоянии реализовывать самостоятельно.

Так, например, ст.28 ГК РФ определено, что малолетние дети, в возрасте от 6 до 14 лет, могут совершать мелкие покупки. Или дети старше 10 лет имеют право высказаться при разводе родителей, с кем они хотели бы постоянно проживать. Защита прав детей является важной функцией государства. Именно поэтому существует законодательство, позволяющее привлекать к ответственности виновных лиц за нарушение их прав.

О важности этой сферы в жизни нашего общества говорит и наличие специальных подразделений в структуре МВД РФ – комиссии по делам несовершеннолетних. Они выполняют очень важную функцию в жизни детей и подростков. В статье изложена информация о такой ответственности. Но есть еще и законодательство, которое предусматривает уголовную ответственность за преступления против детей. К сожалению, такие преступления стали не редкостью.

Семейное право: опекунство, алименты, права ребенка — тема юридической видеоконсультации:

Парадоксально, но чаще всего нарушение прав ребенка происходит в семье. Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал.

Примеры нарушения и защиты прав ребенка

При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Это, как правило, дает обратный эффект – у ребенка вырабатывается стойкая неприязнь к такому учителю, он замыкается в себе, пропадает мотивация к обучению, ребенок всеми путями пытается найти причины пропуска занятий.

Ребенок и Конвенция

В нынешнем году исполняется 17 лет со дня принятия Конвенции ООН о правах ребенка — важнейшего международного документа, утвердившего целый ряд правовых принципов. Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей. Это выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

Для Советского Союза Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года. Российская Федерация как государство-правопреемник СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции.

Права ребенка в РФ нарушаются с момента его рождения

Права детей отражены в Конституции РФ, закреплены законодательством, различными нормативными и правовыми актами.

Сегодня правотворческая работа по усовершенствованию законодательства

в области защиты прав и интересов детей продолжается. Однако положение детей в России остается сложным: расширяются масштабы социального сиротства, по-прежнему в изоляции от общества остаются дети-инвалиды, растет количество правонарушений среди несовершеннолетних, увеличивается число нездоровых детей и подверженность их социально опасным заболеваниям, учащаются случаи проявления насилия и крайней жестокости в отношении к детям в семье и обществе. Кроме того, наши дни остро сопряжены с новым страшным риском для детей – терроризмом. Все это требует большой работы как со стороны законодателей, так и со стороны соответствующих органов.

В Конвенции закреплены четыре общих принципа. Принцип недискриминации (ст. 2) обязывает государства-участников Конвенции обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, могли осуществлять свои права. Эта норма применяется к каждому ребенку «независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».

Второй принцип — наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст. 3). При принятии всеми без исключения государственными властями решений, затрагивающих детей, должно уделяться первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Третий основополагающий принцип Конвенции провозглашает защиту права ребенка на жизнь, выживание и развитие (ст. 6). Это право должно обеспечиваться «в максимально возможной степени». Целью указанной нормы является не только поддержание физического здоровья, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального и культурного развития.

Четвертый принцип касается взглядов ребенка (ст. 12). Согласно Конвенции, детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам, и этим взглядам необходимо уделять должное внимание «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Этот принцип предполагает наличие у детей права на заслушание и серьезный учет их взглядов, в том числе в ходе любого затрагивающего их интересы судебного или административного разбирательства.

Права ребенка, определенные Конвенцией, могут быть поделены на пять групп по аналогии с традиционной классификацией прав человека:

Гражданские (личные) права. В числе прочих к ним относятся: право на сохранение своей индивидуальности, право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию, право на поддержание связей со своими родителями в случае разлучения с ними, а кроме того, право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, незаконного употребления наркотических и психотропных веществ, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом, право не быть призванным на военную службу до достижения 15-летнего возраста.

Политические права. Конвенция утверждает права ребенка на свободу выражения собственных взглядов и своего мнения, мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и свободу мирных собраний, доступа к информации и на знание своих прав, изложенных в Конвенции.

— Экономические права. В соответствии с Конвенцией, ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может принести ему вред.

— Социальные права. Это права ребенка на образование, обеспечение доступности информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки, а также право на образование, обеспечивающее развитие и воспитание ребенка в

соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, право на охрану здоровья и социальное обеспечение. Сюда же можно также отнести право ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития. Такой ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Культурные права. Согласно Конвенции, ребенок имеет право на отдых и досуг, игры и развлечения, соответственные его возрасту. Кроме того, государства-участники Конвенции должны уважать и поощрять право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

Нарушение прав ребенка

Ребенок – это полноценная личность, обладающая полным набором прав и свобод, которые задекларированы в законодательстве каждой цивилизованной страны. Но, не смотря на это, в реальной жизни регулярно происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми.

Нарушение прав ребенка: примеры

Парадоксально, но чаще всего нарушение прав ребенка происходит в семье. Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Вред насилия можно обсуждать до бесконечности, причем подчас психологическое гораздо страшнее физического – оно наносит ребенку серьезные психические травмы, влияет на самооценку, искажает модель межличностных взаимоотношений. К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в школе.

Нарушение прав ребенка

К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Это, как правило, дает обратный эффект – у ребенка вырабатывается стойкая неприязнь к такому учителю, он замыкается в себе, пропадает мотивация к обучению, ребенок всеми путями пытается найти причины пропуска занятий.

Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Решение об уборке пришкольной территории выносит родительский комитет, а никак не директор школы.

Ответственность за нарушение прав ребенка

На сегодняшний день за нарушение прав ребенка предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность. Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав.

Нарушение прав ребенка ребенка

Самое ужасное, что львиная доля всех нарушений детских прав встречается именно в семье, которая, казалось бы, должна стать оплотом безопасности и надежной защиты для любого малыша. Не только в маргинальных, но и во внешне благополучных ячейках общества взрослые члены их зачастую не задумываются о том, что происходит самое настоящее ущемление детской личности. А в это время дети страдают и не могут никак повлиять на ситуацию. Причина подобного поведения взрослых выросшие в собственной семье в атмосфере оскорблений и насилия люди даже не предполагают наличия какого-либо иного, более гуманного стиля общения. Проблемы и последствия В то же время любой отец или мать, усмотрев нарушение прав и интересов ребенка в учебном учреждении (в школе, детском саду), грудью встанет на его защиту.

Нарушение прав ребенка в современном мире: примеры, ответственность

И потому любому родителю предстоит запастись немалой долей терпения и ясными представлениями о том, что от него и лишь от него зависит, каким вырастет дочка или сын и как будет вступать во взрослую жизнь. Права ребёнка в подробностях Защита детей прямая обязанность каждого родителя. В нашей стране данной теме посвящено несколько законодательных документов, относящихся к разным уровням.

Основные из них Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка. Кроме того, существует ряд федеральных законов и государственных кодексов. Касательно рамок семейных и общественных отношений права детей наиболее подробно прописаны на страницах Семейного кодекса, а также в ФЗ номер 124 Об основных гарантиях прав ребенка в РФ.


Законодательством зафиксировано, что понятие ребёнок подразумевает гражданина, не достигшего 18-летнего возраста.

Нарушение прав ребенка

Внимание

Санкциям будут подвергнуты воспитатели и учителя за любые агрессивные действия, порой даже за повышенный тон голоса, не говоря уже о попытках телесных наказаний.

10 самых громких случаев нарушений прав российских эмигрантов

Между тем моменты физического насилия сказывается на детях самым отрицательным образом. Такое нарушение прав ребенка чревато ухудшением в физическом состоянии здоровья вплоть до развития тяжелых заболеваний.

Но еще хуже психологическое воздействие, которое ведет к искажению личности и формированию у подрастающего человека неправильных и несправедливых представлений об окружающем мире и отношениях в нём. Такие дети всегда со сниженной самооценкой, замкнутые, чувствуют себя неуверенно и вступают во взрослую жизнь совершенно неподготовленными к построению нормальных отношений с другими.

One more step

Кроме того, родители или опекуны, ненадлежащим образом занимающиеся воспитанием, развитием и образованием собственных детей, могут быть лишены родительских прав. Согласно статье 69 СК РФ, основаниями для этого могут стать уклонение от выполнения ими обязанностей (выплаты алиментов), отказ забрать своего ребенка из роддома, медицинской организации и подобного учреждения, злоупотребление своими полномочиями, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания, совершение ими преступлений против жизни или здоровья собственных детей или супруга. Изначально же взрослые, нарушающие права и интересы ребенка, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, наказываются предупреждением и административным штрафом в размере от 100 до 500 рублей.

Права ребенка в семье. защита прав ребенка в семье

То есть они не достигли своего совершеннолетия. Общее обеспечение прав ребенка осуществляется в РФ в соответствии с ФЗ 124. Согласно данному источнику права, органы госвласти, должностные лица данных учреждений, родители и законные представители, медработники, педагоги, психологи и другие специалисты, занимающиеся воспитанием, развитием или образованием детей, должны содействовать защите их прав и интересов. СК РФ в главе 11 определяет права несовершеннолетних детей.

Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем. Право жить и воспитываться в семье Статья 54 СК РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье.

Раздел iv. ответственность за нарушение прав ребенка

Таким образом, на лицо следующие факты: недостаточное понимание родителями проблемы защиты прав детей как в моральном и личном, так и в юридическом аспекте; рассогласование правильных аспектов о том, «что хорошо и что плохо» в воспитании, в частности при использовании наказаний и реальных методов регулирования поведения детей. Родителям предложено проанализировать, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия на детей. 74% опрошенных указали конкретные ситуации и поведение ребенка, на которое они не могут воздействовать по-другому: ребенок не слушается (24%), ребенок капризничает, нарушает нормы поведения (2%), упрямство (4%), осознанно поступает неправильно (2%), несколько раз игнорирует замечание (2%).

Нарушение прав ребёнка в россии

А в ситуациях, когда отец не установлен, имя выбирает мать, фамилия присваивается ее же, а отчество назначается по человеку, записанному в папы со слов женщины. Ребенку могут изменять фамилию и имя по соглашению родителей с момента достижения им возраста 14-ти лет. При этом фамилия может изменяться на фамилию другого родителя, а имя на любое возможное.

Публикации

Обязанности взрослых Обстановка, царящая в семье, зависит целиком и полностью от взрослых ее членов родителей. В нормальных семьях само собой разумеется, что папа и мама интересуются детской жизнью, участвуют во взрослении малыша, принимают его друзей. Свободное время, которое родитель может уделить сыну или дочери, необходимая составляющая того, что каждый из нас обязан дать своему ребенку.

Забота о малыше в период его взросления, естественно, подразумевается само собой. Речь идет не только о нормальном питании, обеспечении одеждой и необходимыми принадлежностями. Дело родителей общаться с малышом и участвовать в решении его проблем. Самое же главное, что должны четко понимать все отцы и матери: недопустимо наличие какого-либо насилия (ни физического, ни психологического) по отношению к несовершеннолетнему. Это прямое нарушение прав ребенка.

Нарушение прав ребенка статья

А это значит, что во всех случаях, кроме тех, когда нарушаются интересы детей или есть угроза их жизни и здоровью, несовершеннолетние могут и должны жить с родителями, получать их внимание, заботу и опеку. При этом при отсутствии кровных матери и отца или лишения их прав в отношении собственных детей ребенок имеет право жить и воспитываться в специализированных детских учреждениях или в приемной семье. При таком положении дел приоритет отдается семейным формами воспитания, в детские дома несовершеннолетние попадают в крайних ситуациях.

Право на общение с родственниками Помимо положений, прописанных в ст. 54 СК РФ, права ребенка включают в себя и его возможность общаться со всеми своими родственниками. В случае если родители находятся в разводе и проживают отдельно (даже если они находятся в разных странах), дети могут общаться как с матерью, так и с отцом в равной мере.
Содержание:

  • Нарушение прав ребенка
  • Статья на тему: нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Защита прав ребенка
  • Нарушение прав ребёнка в россии
  • Прокуратураоренбургской области
  • Конвенции и соглашения
  • Нарушение прав ребенка статья
  • Статья за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка Внимание Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования. Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку.
И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г.

Защита прав детей

действия, предпринимаемые социальными работниками и другими людьми для предотвращения ущерба, наносимого детям умышленно или вследствие небрежного обращения.

Защита прав детей – общий термин для обозначения мероприятий и процедур при сообщении о жестоком обращении с ребенком. Хотя социальные работники играют ведущую роль в работе с индивидуальными случаями, шаги по защите прав детей почти всегда являются результатом тесного сотрудничества между социальной службой, работниками здравоохранения и милицией. Как правило, чем сложнее случай и чем сильнее причиненный ребенку ущерб, тем больше различных специалистов участвует в разбирательстве. Работа по защите прав детей включает ряд стадий: расследование, ОЦЕНИВАНИЕ, судебное решение для обеспечения безопасности ребенка, разработка плана, гарантирующего ребенку благополучие в будущем. При подозрении на жестокое обращение с ребенком или получении соответствующего заявления местные социальные службы проводят расследование. Тревожные сигналы чаще всего поступают от врачей, учителей или воспитателей, а также соседей и родственников. По результатам расследования следует подготовить отчет: уже на первой стадии социальному работнику нужно собрать подробную информацию о ребенке и его семье, обсудить с родителями возникшие подозрения о факте ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ. Как правило, члены семьи не приветствуют подобного вмешательства в их личную жизнь, поэтому решение о начале расследования следует принимать обоснованно.

Цель любого расследования случаев возможного нарушения прав ребенка – решить вопрос о целесообразности немедленного принятия мер по его защите.

Ответственность за нарушение прав ребенка

Время дорого, поэтому ограничиваются сбором основных сведений. В частности, выясняют мнение ребенка о сложившейся ситуации, подробно беседуют с ним, если это необходимо, а также обсуждают с его родителями обстоятельства возможных случаев жестокого обращения. Ценные сведения могут предоставить другие специалисты, так или иначе работающие с данной семьей. Решение о принятии безотлагательных мер зависит от основательности подозрений, возраста ребенка, представления о возможном преследователе ребенка, семейного анамнеза, поведения и особенностей родителей. Получать все эти сведения приходится в напряженной и даже враждебной обстановке, что требует от социального работника хороших коммуникативных навыков, выдержки и ведения подробных записей.

Проведя расследование, социальный работник может предпринять следующее: прекратить дело (что и бывает в большинстве случаев); предоставить семье ту или иную поддержку, например направить в ЦЕНТР СЕМЬИ; созвать КОНФЕРЕНЦИЮ ПО ОТДЕЛЬНОМУ СЛУЧАЮ, чтобы выяснить мнение других специалистов; удалить ребенка из семьи для обеспечения его безопасности. При наличии достаточных оснований для насильственного удаления ребенка из семьи нужно разработать долгосрочный план на будущее (например, следует ли через некоторое время вернуть ребенка домой?), для чего социальный работник всесторонне исследует угрожающие ребенку обстоятельства.

Иногда приходится проводить всестороннее оценивание без предварительного расследования, например если специалисты по уходу за детьми беспокоятся за жизнь и здоровье конкретного ребенка, а конкретные основания для проведения расследования отсутствуют. Всестороннее оценивание следует тщательно организовать, поскольку это требует привлечения других специалистов и сбора обширной информации, в частности о природе возможного жестокого обращения. Это могут быть: физический ущерб; небрежное обращение; сексуальная или эмоциональная жестокость; особенности поведения ребенка; эмоциональные проблемы в семье; особенности повседневного ухода за ребенком, в частности питания, сна, гигиенических процедур; отношения между родителями, а также возможности каждого из них ухаживать за ребенком. Результаты оценивания следует подробно записывать, чтобы все участники могли с ними познакомиться.

Всестороннее полное оценивание является важной составляющей плана по защите прав ребенка, позволяя распределить обязанности специалистов в отношении ребенка, его семьи и виновного в жестоком обращении. В результате можно выработать требования к родителям ребенка, например предложить им регулярно приносить младенца в поликлинику для взвешивания или навещать ребенка, пока он не вернется домой. При необходимости удалить ребенка из семьи предпочтительно поместить его неподалеку от места проживания членов семьи, чтобы сохранить семейные узы и способствовать скорейшему возвращению ребенка домой.

Работа по защите прав детей предполагает интенсивное и длительное взаимодействие с семьей ребенка, подвергшегося жестокому обращению. Иногда требуется составить письменный договор о возвращении ребенка с указанием тех мер, которые следует принять родителям для обеспечения благополучия ребенка, а также оговорить возможность контролировать ситуацию, например при посещении центра семьи. Социальному работнику иногда приходится консультировать членов семьи по вопросам дисциплины и воспитания ребенка, привлекать других специалистов для работы с виновным в жестоком обращении, например для обучения приемам совладания с гневом и сексуальными влечениями.

Защита прав детей, как ни один другой аспект социальной работы, вызывает противоречивое отношение в обществе и служит причиной напряжения. Каждый этап такой работы требует тесного сотрудничества с другими специалистами, нужно прилагать особые усилия для облегчения взаимодействия между всеми его участниками, что часто ложится на плечи социальных работников. Защитой прав детей занимаются работники, обладающие необходимыми навыками и опытом, умеющие собирать нужные сведения и принимать решения в сложной ситуации, взаимодействовать с родителями и другими членами семьи даже в ситуации, например, угроз физической расправы с их стороны, участвовать в судебном разбирательстве, детально записывать содержание интервью и принятые решения.

Основные права и свободы несовершеннолетних. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка(продолжение)

1. Право ребенка на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

2. Право частной собственности ребенка

3. Право ребенка на жилище

4. Право на охрану здоровья

Суть нарушения прав ребенка, защита

Право на социальное обеспечение

6. Право ребенка на труд

7. Право на образование

Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка

Данная группа прав касается таких важных сфер жизнедеятельности человека, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, социальное обеспечение, творчество. Социально-экономические, культурные права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности. Закрепление данных прав у ребенка имеет немаловажное значение, поскольку их реализация способствует личностному становлению несовершеннолетнего как члена общества.

1. Право ребенка на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции)

Несовершеннолетний может заниматься предпринимательством в случае приобретения им полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак до достижения возраста 18 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, не обладающие полной дееспособностью, вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей, усыновителей или попечителей.

2. Право частной собственности ребенка

Согласно ст. 35 Конституции каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с этим положением ребенок также с момента рождения может обладать имуществом на праве собственности. Однако в силу своих возрастных особенностей распоряжаться им несовершеннолетний может только при приобретении достаточного объема дееспособности.

Конституционной гарантией данного права является установление запрета на лишение имущества кроме как по решению суда.

3. Право ребенка на жилище (ст. 40 Конституции)

Данное право ребенка гарантируется жилищным законодательством, специальными законами о правах ребенка субъектов РФ.

Право на жилище включает в себя право:

  • на стабильное пользование занимаемым жилым помещением;
  • улучшение жилищных условий;
  • обеспече-ние здоровой среды обитания, жилой среды.

В силу особенностей положения ребенка законодатель установил специальные правила, защищающие жилищные права несовершеннолетних.

Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет вправе также стать участниками общей собственности на приватизируемые помещения.

Жилое помещение, из которого выбыл ребенок, лишившийся родительского попечения, если в нем остались проживать другие члены семьи, закрепляется за ребенком на весь период его нахождения на воспитании в детском или ином воспитательном учреждении, у родственников, опекунов (попечителей).

Жилые помещения, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке, установленном жилищным законодательством. Контроль за сохранностью жилого помещения осуществляют органы опеки и попечительства, а также администрация детского учреждения, где находится ребенок.

Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, если при этом затрагиваются их права и законные интересы, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

4. Право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции)

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, которые в качестве одной из гарантий реализации данного права гражданами, в том числе несовершеннолетними, устанавливают бесплатное оказание медицинской помощи в государственной и муниципальной системах здравоохранения. В развитие этого положения ст. 20, 22 и 24 Основ закрепляют право детей на определенные льготы в области охраны здоровья.

5. Право на социальное обеспечение

В статье 39 Конституции РФ установлено, что социальное обеспечение гарантируется каждому по возрасту, для воспитания детей и в иных случаях. В России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, 38 Конституции).

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрены разлимчные виды пособий.

Так, в соответствии со ст. 11 данного Закона право на пособие имеет один из родителей (мать или отец) либо лицо, заменяющее родителей. При этом под лицом, заменяющим родителей, понимается опекун ребенка. Пособие назначается также на ребенка, усыновленного в возрасте до трех месяцев. При рождении (усыновлении) одновременно двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 руб.

В соответствии со ст. 12.1. данного закона устанавливается право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогич-ных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

Размер такого пособия в настоящее время составляет 8000 рублей.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет принципы содержания и меры дополнительной государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Среди дополнительных гарантий права на образование предусмотрены:

  • бесплатное обучение на курсах подготовки к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
  • бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования;
  • полное государственное обеспечение до окончания государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
  • выплата повышенной стипендии;
  • бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, а в период каникул — к месту жительства и обратно.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание включают:

  • бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
  • предоставление бесплатных путевок в школьные, студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха.

Дополнительные гарантии права на имущество и жилое помещение:

  • сохранение права на жилье в период обучения, службы в Вооруженных Силах, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;
  • внеочередное предоставление жилой площади.

Дополнительные гарантии права на труд:

  • выплата пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области.

6. Право ребенка на труд (ст. 37 Конституции)

Так, ребенок имеет право участвовать в трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, уровнем образовательной и профессиональной подготовки.

По достижении 14-летнего возраста ребенок вправе по разрешению родителей, усыновителей или попечителя в свободное от учебы время участвовать в общественно полезном труде, доступном ему по состоянию здоровья и развитию, не приносящем вреда его физическому, нравственному и психическому состоянию и не нарушающем процесса обучения в образовательных учреждениях.

Запрещается привлечение учащихся образовательных учреждений без согласия учащихся и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивают квотирование рабочих мест на предприятиях и учреждениях для трудоустройства: выпускников; детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа; несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении.

Запрещается привлечение предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности несовершеннолетних к труду, связанному с вредными и опасными условиями производства, поднятием тяжестей сверх установленных норм, подземными работами, ночными и сверхурочными сменами, к работам в выходные дни, а также к работам, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кафе и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, наркотическими и токсическими препаратами, табачными изделиями).

7. Право на образование

Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом получение основного общего образования обязательно.

Данное требование применительно к конкретному обучающемуся сохраняет свою силу до достижения им возраста 15 лет (ст. 19 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании").

Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного как общего, так и профессионального образования.

Контекст

В Санкт-Петербурге в конце октября пройдет всемирный конгресс соотечественников. Ожидается, что одной из ключевых его тем станет обсуждение способов защиты прав соотечественников за рубежом и их взаимодействия с институтами гражданского общества стран проживания. РАПСИ вспомнило десять наиболее резонансных случаев нарушения прав проживающих за рубежом россиян.

Война окончена

Наиболее громким из таких дел стало решение латвийского суда, в 1998 году приговорившего ветерана Великой Отечественной войны Василия Кононова к тюремному заключению по обвинению в геноциде. По мнению латвийского суда, Кононов, командовавший в годы войны партизанским отрядом, принимал участие в убийстве мирных граждан республики.

Ветеран вышел на свободу в апреле 2000 года, а четыре года спустя обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Малая палата суда в 2008 году сочла вынесенный в Латвии приговор в отношении Кононова незаконным. Однако латвийские власти обжаловали это решение в Большой палате суда, и в 2010 году она пересмотрела дело. В результате суд над Кононовым был признан законным .

В России такая позиция ЕСПЧ вызвала волну возмущения. Заявления, осуждающие решение страсбургского суда, приняли обе палаты Федерального собрания РФ. В марте 2011 года Кононов скончался.

Дорога на Гуантанамо

Другой случай, вызвавший резкую реакцию российского МИДа, связан с задержанием в 2001 году в пакистанском городе Фейсалабад россиянина Равиля Мингазова и его последующим переводом в американский специзолятор для военнопленных, расположенный на кубинской базе ВМС США Гуантанамо. Как утверждает Пентагон, Мингазов прошел в Афганистане тренировку в качестве взрывника, а затем - специалиста по отравляющим веществам. Впоследствии, после начала американских боевых операций против режима талибов, он якобы попытался скрыться в Пакистане.

Вместе с Мингазовым тогда были задержаны еще семеро россиян, также подозреваемых в причастности к «Талибану» и «Аль-Каиде», однако после долгого рассмотрения дел их в феврале 2004 года депортировали на родину. Мингазов же до сих пор находится в скандально известном лагере для военнопленных, хотя даже американские правозащитники считают, что он попал туда по ошибке. По их словам, Мингазов никогда не состоял в террористических организациях, не участвовал в боевых действиях, а в Афганистан уехал вместе с семьей только потому, что на родине подвергался гонениям из-за вероисповедания.

В свою очередь уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов в январе текущего года указал на неприемлемость ситуации с Мингазовым и другими узниками Гуантанамо, которые годами содержатся в заключении без суда. По его словам, само существование этого изолятора, через который на тот момент за десять лет существования прошли 779 заключенных, не получивших статуса военнопленных, противоречит основополагающим международным соглашениям о защите прав человека.

Большие проблемы "маленького человека"

Если Мингазова, постоянно проживавшего на Ближнем Востоке, вывезли на территорию США принудительно, то программист Сергей Алейников переехал за океан добровольно и даже получил американское гражданство. Это, впрочем, не уберегло его от проблем с местными властями.

По данным Минюста США, Алейников устроился на работу в крупный банк Goldman Sachs и более двух лет занимался там разработкой компьютерных программ и технической поддержкой торговой системы банка. В июле 2009 года Алейников перешел работать в компанию Teza Technologies, а месяц спустя был арестован в аэропорту Ньюарка. По данным обвинения, в последние дни работы на Goldman Sachs программист загрузил на сторонний сервер более 3 тысяч файлов, в которых содержался программный код.

В свою очередь Алейников утверждал, что его действия нельзя расценить как кражу, так как программный код находился в свободном доступе и не считался коммерческой тайной. Тем не менее нью-йоркский суд признал программиста виновным и приговорил его более чем к восьми годам заключения. Однако Алейников обжаловал решение, и апелляционный суд встал на его сторону. В феврале этого года уроженец России вышел на свободу.

Впрочем, вскоре ему было предъявлено новое обвинение. Так как процесс по делу о нарушении федерального законодательства Алейников выиграл, за дело взялась прокуратура штата Нью-Йорк, обвинившая его в нарушении местных законов - в частности, в незаконном использовании секретных научных материалов и незаконном копировании компьютерных данных. Рассмотрение этого дела пока не началось.

Убийство случайное и преднамеренное

Кроме того, российско-американские отношения в последние годы омрачили несколько громких случаев издевательств американских родителей над усыновленными из России детьми. Так, широкий резонанс вызвала гибель в 2009 году в США семилетнего Вани Скоробогатова из Челябинской области. По данным американской прокуратуры, смерть наступила в результате многочисленных ранений и побоев. На его теле было около 80 ран.

Обвинение в непреднамеренном убийстве ребенка было предъявлено его приемным родителям - супругам Краверам. Рассмотрев дело, суд города Йорк приговорил их к сроку от 16 месяцев до четырех лет заключения и последующим пяти годам условно за непреднамеренное убийство приемного российского ребенка, а также заговор и действия, ставящие под угрозу безопасность мальчика.

Однако супруги были освобождены в зале суда, поскольку провели в тюрьме более полутора лет, то есть более минимального срока. При этом они заявили о намерении обжаловать приговор, добиваясь своего полного оправдания. Однако суд отклонил их ходатайство о пересмотре дела, и приговор, мягкость которого вызвала в российском обществе неоднозначную реакцию, вступил в силу.

С "любовью" в Россию

Другой известный случай нарушения прав ребенка из России в США произошел в 2010 году. Приемная мать семилетнего россиянина Артема Савельева , американка Торри Энн Хансен, отправила его одного самолетом из Вашингтона в Москву с "отказной" запиской. В ней говорилось, что ребенок якобы психически неуравновешен. В американской семье мальчик пробыл всего полгода. До этого он жил в Приморском крае - сначала с матерью, а потом, когда ее лишили родительских прав - в детском доме.

После этого Всемирная ассоциация для детей и родителей (WACAP), которая помогла женщине из США усыновить Савельева, подала иск против семьи Хансен в суд округа Бэдфорд и потребовала обязать американку, по закону все еще являющуюся приемной матерью Артема, выплачивать 27% от зарплаты на содержание мальчика. Суд удовлетворил этот иск.

Среди прочих случаев нарушения прав усыновленных в России детей в США - дело американки Терезы Макналти, жестоко издевавшейся над удочеренной девочкой из России Дашей. Женщину приговорили менее чем к двум годам тюрьмы, хотя ребенок подвергался регулярным побоям и истязаниям. МИД РФ назвал этот приговор необоснованно мягким.

Кроме того, в феврале 16-летний сирота из России Антон Батраков в электронных письмах рассказал своему куратору об издевательствах, которые ему приходится терпеть от новых американских родителей. По словам подростка, его часто бьют, плохо кормят и пытаются поместить в психбольницу. Также он пожаловался на то, что недавно его пять дней продержали в подвале.

Подобные инциденты побудили российские и американские власти к ратификации соглашения, определяющего порядок усыновления и устанавливающего механизм контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей. В документе подчеркивается, что передача ребенка на усыновление в другое государство рассматривается, только если на родине для него невозможно найти подходящую семью. Соглашение вступает в силу 1 ноября.

Без вины виноватая

Еще один громкий случай нарушения прав россиян за рубежом произошел в 2011 году в Норвегии и тоже был связан с детьми. Проживающая в Осло российская гражданка Ирина Бергсет, мать двоих сыновей четырех и 13 лет , обвинила своего бывшего мужа Курта Бергсета в сексуальном насилии в отношении младшего сына Миши. В мае 2011 года оба ребенка были принудительно переданы в норвежские приемные семьи.

В августе Ирина вместе со своим старшим сыном Сашей, у которого только российское гражданство, была по запросу Норвегии задержана на границе Польши при попытке покинуть Евросоюз. Затем польские власти получили от Норвегии требование срочно депортировать сына Бергсет. Однако польский суд, рассмотрев дело, разрешил россиянке и ее сыну выехать в Россию.

В дело вмешался уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. В результате переговоров с норвежской стороной ему удалось добиться закрытия дела Саши. По словам Астахова, Ирина Бергсет не нарушала прав своих детей в отличие от их отчима. Он отметил, что будет добиваться разрешения на встречу матери с младшим сыном, у которого только норвежское гражданство, и его возвращения к ней.

Российский МИД заявил, что удовлетворен исходом дела. При этом представители Следственного комитета РФ возбудили в отношении Курта Бергсета уголовное дело, материалы которого намерены передать в норвежский суд.

Между ангелом и бесом

В схожей ситуации оказалась россиянка Ирина Беленькая, вышедшая замуж за француза Жана-Мари Андре. Их дочь Лиза родилась в Москве в ноябре 2005 года. Затем супруги уехали во Францию, где решили расстаться. В 2007 году Беленькая увезла дочь обратно в Москву.

В следующем году сам Андре приехал в Россию и вывез дочь из страны. Однако в 2009 году неизвестные напали на него на улице во Франции, избили и похитили ребенка. Андре утверждал, что узнал в одной из похитителей мать девочки, и Франция по каналам Интерпола объявила Беленькую в розыск. Мать с дочерью были задержаны в Венгрии. Беленькую арестовали, а дочь отдали отцу.

Эта история стала одной из главных тем сообщений российских и французских СМИ весной-летом 2009 года. В июне того же года французский суд вынес решение по делу об опеке над Елизаветой Беленькой-Андре, разрешив матери встречаться с ребенком три раза в месяц без отца. Сейчас россиянка живет и работает в Москве и ездит встречаться с дочерью в Марсель, где Лиза проживает с отцом по решению суда.

При этом на 30 октября этого года во Франции назначено начало процесса по делу россиянки о похищении девочки у отца. Ранее ее адвокат Брюно Ребсток сообщил агентству Франс Пресс, что его подзащитная не могла увидеться с дочерью и была в отчаянии. В день похищения она случайно встретила двух неизвестных, которые предложили ей свои услуги. Непосредственные похитители так и не были найдены.

Москва-Париж-Москва

Другой нашумевший семейный конфликт между россиянкой и французом произошел в семье актрисы Натальи Захаровой и врача-стоматолога Патрика Уари. Россиянка более десяти лет добивается в различных судебных инстанциях восстановления своих родительских прав и возвращения ей дочери, которая в конечном счете была отдана в приемную семью во Франции по настоянию бывшего супруга Захаровой.

Захарова была осуждена французским судом в 2006 году по обвинению в попытке поджога квартиры ее бывшего мужа и несколько лет не возвращалась во Францию, опасаясь ареста. В конце 2010 года она все-таки приехала в Париж, чтобы бороться в суде за свои родительские права и возможность видеться с дочерью, которую она не видела около пяти лет. Однако ее задержали и доставили в женскую тюрьму под Парижем.

В конце мая 2011 года актрису перевели отбывать наказание в Россию. Занимавший тогда пост президента РФ Дмитрий Медведев помиловал Захарову, и спустя четыре дня она вышла на свободу.

Захарова никогда не признавала свою вину и настаивает, что дело против нее было сфабриковано. После освобождения она заявила, что будет добиваться возвращения своей дочери в Россию и надеется в этом деле на помощь российских властей.

Особо ценный груз

Еще несколько получивших широкое освещение в СМИ семейных конфликтов, связанных с детьми уехавших из страны россиянок, произошли в Финляндии. Наиболее резонансным стало дело россиянки Риммы Салонен . В 2008 году она вернулась на родину вместе с сыном Антоном, имеющим как финское, так и российское гражданство. После этого финский суд по иску своего бывшего ее мужа, финна Пааво Салонена, заочно лишил россиянку права опекунства.

В 2009 году мальчик был похищен и незаконно вывезен отцом в Финляндию в багажнике дипавтомобиля. При этом и отец мальчика, и помогавший ему дипломат избежали в Финляндии уголовного преследования, что вызвало недоумение российского МИДа. Позднее Римма Салонен вернулась в Финляндию, где была приговорена к условному сроку и выплате крупных компенсаций мужу и сыну. Впоследствии финский суд разрешил Римме Салонен видеться с ребенком два раза в месяц в сопровождении представителей полиции и социальных работников.

Помимо случая с Салонен внимание российского МИДа привлекли дела гражданки РФ Инги Рантала, которую в Финляндии обвиняют в избиении маленького сына Роберта, а также процесс над Кларой Ситновой-Тойвонен, которую финские власти обвиняют в незаконном вывозе в РФ собственного внука. Все эти конфликты до сих пор не разрешены.

Финская мечта

Ничего на свете не стоит слезинки ребенка, - утверждал еще Достоевский. Но в России этих слез каждый день льются реки, дети остаются самыми незащищенными гражданами нашей страны. Случаи нарушений прав ребенка вопиющие: в Новосибирской области умер младенец, которого не захотели принимать в ближайшей больнице, во Владимирской области воспитанницы одного из монастырских приютов жаловались на жестокое обращение со стороны наставников. Список преступлений пополняется каждый день.

В чем причина? Эксперты считают, что ситуация с правами ребенка оказалась на грани катастрофы из-за того, что государство почти полностью отстранилось от вопросов семейной политики. Переломить ситуацию старается комитет Госдумы по делам женщин, семьи и детей.

Чем больше детей, тем ближе к бедности...

Нарушение прав детей начинается фактически с их рождения. Размер пособия на ребенка мизерный: в районе ста рублей в месяц. На эту сумму даже памперсы не купишь. Проблемы продолжаются и дальше: устроить ребенка в детский сад для многих - почти непосильная задача. Количество дошкольных учреждений сокращается, - объясняет член комитета Госдумы по делам семьи и детей от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Елена Вторыгина.

Неудивительно, что 32 процента российских семей с детьми имеют доход ниже прожиточного минимума. В бедности живет половина семей с двумя детьми, и две трети - с тремя. Статистика - вещь неумолимая: появление в семье второго ребенка ухудшает ее материальное положение в два раза, а третьего - в четыре раза. Помощи от государства тоже ждать не приходится: на семейную политику оно тратит меньше процента от своего ВВП. Вопросы семьи и детей переброшены с федерального бюджета на плечи регионов.

А на местах, в свою очередь, оглядываются на федеральный центр: нет в правительстве РФ структуры, занимающейся правами детей, нет ее и в региональных администрациях. Это замкнутый круг, - говорит Елена Вторыгина.

Пока не грянет гром...

Депутат приводит данные: только 10 процентов российских регионов серьезно занимаются вопросами прав ребенка и семейной политики. Остальные довольствуются формальными методами поддержки, вроде «Орденов материнской славы». Дали чиновники многодетной матери грамоту да блестящий орден, на этом их помощь и закончилась. В том числе из-за финансовой неуверенности родители отказываются от исполнения родительских обязанностей или пренебрегают ими. Например, матери-одиночки, нашедшие себе сожителя, закрывают глаза на то, что эти новоявленные «отцы семейства» начинают избивать приемных детей. В Кемеровской области от побоев отчима чуть не погиб 8-летний ребенок. Его жизнь спасли врачи. Следователи выяснили, что сожитель матери избивал ребенка с 4-х лет.

Общественность начинает говорить о проблеме нарушения прав ребенка только после вопиющих случаев. Например, вот этот случай в Кемерово. В Архангельской области в пожаре погибла девочка, которую несколько месяцев назад изнасиловал отчим. В Новосибирске младенец умер из-за того, что его отказывались принимать в больницах, к которым он якобы не «приписан». Пока экстремальных поводов нет - все молчат, - возмущается депутат.

Выводы чиновники делают только после того, как грянет гром. Вот что заявил уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов после случая в Новосибирске.

Только вот приезжает уполномоченный в регионы как на пожар, по факту нарушений. Государство никаких выводов из громких историй не делает: очаги нарушений тушатся локально. Все заканчивается либо лишением родительских прав или заключением под стражу отдельного родителя, либо увольнением мелкого чиновника. Не редкость случаи, когда преступление вновь повторяется в соседней квартире или в детском доме. Почему? Потому что во многих регионах следить за соблюдением прав ребенка банально некому. Институт уполномоченного по правам ребенка создан далеко не во всех регионах. Чиновники просто экономят на этой важной и нужной должности, не забывая, впрочем, увеличивать финансирование «себе любимым».

ЕГЭ как нарушение

Когда мы говорим о нарушении прав ребенка, мы обычно подразумеваем как раз случаи насилия. На самом деле каждого ребенка в России ущемляют в правах. Например, Конституция гарантирует всем гражданам право на бесплатное образование. О нем говорится и в Конвенции по правам ребенка, которую Россия подписала. Но реализуется ли на деле это право? Уже сейчас, чтобы подготовить ребенка к вузу, обеспеченные родители нанимают репетиторов. В скором времени придется платить даже за стандартные школьные уроки. Партия власти приняла 83-й закон, так называемый закон «О коммерциализации бюджетных учреждений». По нему школы вскоре будут вынуждены зарабатывать деньги сами. Партия власти говорит, что некий бесплатный стандарт будет гарантирован, но что это за стандарт - не знает никто.

Кстати, ЕГЭ уже нарушает права детей на среднее образование. Не сдал ученик ЕГЭ, а пересдать его можно только через год. А что делать год молодому парню или девушке? Зато дорога в криминал для них отрыта.

Экономия на отдыхе

Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством

Дети имеют право на отдых и государство формально его обеспечивает. Но лишь формально. В последние годы количество загородных лагерей, где ребятишки действительно отдыхают и оздоровляются, резко сократилось (с 3,2 тысяч в 2003 году до 2,2 тысяч в 2010 году). Количество детей, в них отдохнувших, уменьшилось на 600 тысяч.

Зато количество лагерей дневного пребывания при школах наоборот выросло на 2,6 тысяч.

Пребывание в них трудно отнести к полноценному отдыху: ребята остаются в родном городе или селе, на ночь отправляются домой. Для детей бюджетников, жителей сельской местности путевки по линии соцзащиты были единственным шансом на отдых, - рассказывает Елена Вторыгина.

Раньше обеспечение детского отдыха было обязанностью федерального центра, сейчас этим занимаются регионы. Как известно, большинство субъектов РФ дотационные, средств на путевки у них просто нет.

Сравните: день пребывания в нормальном лагере стоит в Центральном округе России 680 рублей, в лагере дневного пребывания - 87 рублей, - приводит цифры Елена Вторыгина.

По ее мнению, финансирование детского отдыха должно проходить на федеральном уровне, тогда экономии на детском отдыхе не будет.

У семи нянек...

Примеров тому, как государство отказывает в обеспечении прав детей множество. Да и кому на федеральном уровне заниматься вопросами детства? Профильной структуры давно нет, обязанности размазаны по нескольким ведомствам. Но у семи нянек, как известно, дитя без глазу. Единственная структура, которая хочет что-то изменить в обеспечении прав детей - комитет Госдумы. Но его инициативы тормозит партия большинства: не дает увеличить бюджетное финансирование, не хочет рассматривать законы. Например, проект о противодействии педофилии находится в стадии рассмотрения уже несколько лет!

Закон поддерживает Президент, правительство, генпрокуратура, но комитет единоросса Крашенинникова постоянно отправляет его на доработку. В последний раз это было сделано без всяких пояснений. Не хотелось бы думать, что педофильское лобби появилось и в Госдуме, - поясняет Елена Вторыгина.

Комитет разработал проект реализации семейной политики в России, который способен, в том числе, и переломить ситуацию с нарушением прав ребенка в стране. Один из главных шагов государства на этом пути - создание профильной структуры, которая бы ведала вопросами семьи.

Тревожные цифры

6 миллионов детей из 28 живет в неблагоприятных условиях.

Около 100 тысяч родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, выявляется ежегодно.

В России до 1,8 миллиона беспризорных детей (каждый 12-й). Столько не было даже в войну.

Точных данных о пропавших детях нет, так как нет федерального банка данных.



Просмотров