Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

1. Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

2. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.

Комментарий к статье 766 Гражданского Кодекса РФ

1. Пункт 1 коммент. ст. определяет существенные условия государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд. При этом в дополнение к существенным условиям обычного договора строительного подряда и обычного договора на выполнение проектных и изыскательских работ п. 1 коммент. ст. называет ряд условий, являющихся существенными только для рассматриваемой разновидности подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд.

Так, специфика государственного (муниципального) контракта, обусловленная использованием бюджетных средств для оплаты работ, обязывает стороны согласовывать не только стоимость работ, но также размер и порядок финансирования и оплаты работ.

Кроме того, п. 1 коммент. ст. к существенным условиям государственного (муниципального) контракта относит и условие о способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Закон о размещении заказов устанавливает ряд требований к размерам и способам обеспечения исполнения обязательств подрядчика по государственному (муниципальному) контракту, заключаемому при размещении заказа путем проведения торгов (см. подп. 15.2 п. 4 ст. 22, подп. 9 п. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов). В случае если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта, государственный (муниципальный) контракт заключается только после предоставления подрядчиком, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, договору поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации или документации об аукционе. Таким образом, подрядчику предоставляется право выбора способа обеспечения исполнения контракта только из числа трех указанных способов, очевидно, представляющихся законодателю наиболее надежными с точки зрения защиты интересов публичных образований (см. ч. 4 ст. 29 и ч. 4 ст. 38 Закона о размещении заказов). При этом заказчик, уполномоченный орган в конкурсной документации (документации об аукционе) вправе установить, что обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается. В соответствии с ч. 11 ст. 9 Закона о размещении заказов обязательным условием государственного (муниципального) контракта является положение о праве государственного (муниципального) заказчика требовать уплаты неустойки в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом. Размер такой неустойки устанавливается государственным (муниципальным) контрактом в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ. Если подрядчиком является бюджетное учреждение, предоставления обеспечения исполнения обязательств подрядчика не требуется (ч. 4 ст. 29 и ч. 4 ст. 38 Закона о размещении заказов).

В дополнение к положениям коммент. ст. ряд обязательных условий государственного (муниципального) контракта закреплен в Законе о размещении заказов. Так, согласно ч. 10 ст. 9 Закона о размещении заказов к существенным условиям государственного (муниципального) контракта относится условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом.

В соответствии с ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов в государственный (муниципальный) контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.

2. Норма п. 2 коммент. ст. направлена на обеспечение прозрачности процедуры размещения заказов. Под объявленными условиями торгов по общему правилу понимаются положения конкурсной документации или документации об аукционе, включая проекты соответствующих государственных (муниципальных) контрактов (см. ч. 5 ст. 22, ч. 3 ст. 29, ч. 5 ст. 34, ч. 3 ст. 38 Закона о размещении заказов), доведенные до сведения заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном ст. 23, ч. 3 ст. 30 и ч. 7 ст. 34 Закона о размещении заказов. Согласно ч. 8 ст. 47 Закона о размещении заказов объявленными условиями запроса котировок являются условия, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок, размещенным в соответствии с требованиями ст. 42 Закона о размещении заказов.

3. При размещении заказов путем проведения аукциона или запроса котировок цена работ является единственным условием, которое может быть изменено в проекте государственного (муниципального) контракта на основании предложения подрядчика, признанного победителем по результатам аукциона или запроса котировок. В случае размещения заказа путем проведения конкурса помимо цены работ могут быть изменены и иные условия проекта государственного (муниципального) контракта, определяемые с учетом критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов.

4. В случае если в государственный (муниципальный) контракт включаются положения, не предусмотренные в объявленных условиях торгов или запроса котировок цен на работы и предложении признанного победителем подрядчика, соответствующие условия государственного (муниципального) контракта могут быть признаны недействительными в соответствии со ст. 168 и 180 ГК.

Новая редакция Ст. 766 ГК РФ

1. Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

2. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.

Комментарий к Статье 766 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 766 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В пункте первом (исходя из правил п. 1 ст. 432 ГК РФ) определены те условия, которые с учетом особенностей государственного или муниципального контракта рассматриваются в качестве существенных и подлежат обязательному согласованию наряду с условием о предмете договора.

Условие об объеме работ, определяемое обычно в тоннах, погонных метрах, кубических метрах, единицах трудозатрат, нормо-часах и проч., наряду с условием о содержании работ (их виде, характере) раскрывает условие о предмете государственного или муниципального контракта. В силу ст. 740, 743, 758 ГК подрядчик обязан осуществлять работы в объеме, определенном заданием заказчика, которое содержится не только в тексте договора в виде предмета, но и в технической документации. Выполнение дополнительных работ, не учтенных в задании заказчика, возможно лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом и другими нормативными правовыми актами (см. комментарий к п. 1 ст. 743 ГК, ст. 758 ГК РФ). В частности, государственный или муниципальный заказчик вправе предусмотреть такую возможность уже на стадии размещения заказа. Так, по предложению заказчика в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных контрактом работ, но не более чем на пять процентов такого объема (п. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Через условие о стоимости работ раскрывается условие о размере платы (цене работ). О понятии стоимости подлежащей выполнению работы и о порядке ее определения см. комментарии к ст. 709, п. 1 ст. 740, п. 1 ст. 743 ГК, п. 1 ст. 746 ГК. Стоимость подрядных строительных работ, как правило, фиксируется в смете. Важно заметить также, что стоимость работ определяется сторонами с учетом предельных сумм расходов на финансирование бюджетных инвестиций, предусмотренных соответствующим бюджетом при включении инвестиций в целевые программы, либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (ст. 79 БК). Изменение стоимости, вызванное причинами, возникшими в процессе исполнения контракта, производится в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

Срок окончания работ относится к существенным условиям всякого договора строительного подряда. Особенностью государственного контракта является отнесение к существенным условиям не только срока окончания работ, но и срока начала работ. О сроках начала и окончания работ см. комментарий к п. 1 ст. 740 ГК.

Особенности определения размера и порядка финансирования и оплаты подрядных работ обусловлены положениями ст. 3 Закона о размещении заказов о финансировании государственных или муниципальных нужд за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, а также положениями п. 2 ст. 763 ГК об обязанности государственного заказчика оплатить или обеспечить оплату выполненных работ.

Размер (объем) финансирования, как отмечалось выше, определяется сторонами с учетом предельной суммы расходов на финансирование бюджетных инвестиций, предусмотренных соответствующим бюджетом. Поэтому государственные и муниципальные заказчики при заключении контрактов исходят как из итогов проведения торгов и запросов котировок цен на работы, так и из лимитов бюджетных обязательств, установленных им на соответствующий год, не допуская превышения их максимального размера. Вместе с тем в последующем возможно перераспределение бюджетных средств, предусмотренных на финансирование объектов для государственных и муниципальных нужд (как сокращение финансирования, так и его увеличение), например, в связи с необеспечением объектов проектно-сметной документацией к установленному сроку, в связи с уточнением объемов работ и проч. (см. п. 31 - 33 Постановления Правительства РФ от 22.02.2006 N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 г." (СЗ РФ. 2006. N 10. Ст. 1102)).

Порядок финансирования и оплаты работ определяется государственным контрактом на основании: Бюджетного кодекса РФ, закона о федеральном бюджете на соответствующий год, Постановления Правительства РФ от 22 июня 1994 г. N 745 "Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд" (СЗ РФ. 1994. N 9. Ст. 1026) и иных правовых актов. Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы устанавливаются при заключении контракта. Так, в 2006 г. получатели бюджетных средств при заключении контрактов на выполнение подрядных работ вправе предусматривать авансирование в размере 30 процентов суммы контракта (п. 37 Постановления Правительства РФ от 22.02.2006 N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 г."). При выполнении оборонного заказа может предусматриваться поквартальное или поэтапное авансирование работ в размере не менее сорока процентов их стоимости (ст. 9 Закона об оборонном заказе).

Важно отметить, что в целях стимулирования надлежащего выполнения работ по государственному или муниципальному контракту и рационального использования бюджетных ресурсов распространено применение такого порядка оплаты, при котором заказчиком удерживается до определенного момента часть предназначенной для полной оплаты суммы. Так, согласно п. 5 Основных положений при осуществлении строительных работ расчеты государственного заказчика с подрядчиком за уже выполненные работы осуществляются первоначально в пределах 95% их стоимости. Окончательный расчет (уплата оставшихся 5% стоимости) производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

Подробнее об оплате работ см. комментарий к ст. 746 ГК.

И еще одна особенность содержания государственного или муниципального контракта, связанная с удовлетворением государственных или муниципальных нужд, состоит в отнесении к его существенным условиям способов обеспечения исполнения обязательств сторон (имеются в виду обеспечение обязательств как подрядчика, так и государственного заказчика). О понятии гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств как особого института гражданского права см. главу 23 ГК "Обеспечение исполнения обязательств".

Надлежащее исполнение обязательств подрядчика обеспечивается любым из предусмотренных законом или договором способов: неустойкой (штрафом, пеней), залогом, поручительством, банковской гарантией и др. В настоящее время все более заметное применение получает банковская гарантия возврата подрядчиком суммы аванса при неисполнении работ либо банковская гарантия уплаты подрядчиком определенной суммы на случай повреждения переданного для монтажа оборудования и проч.

Обычно способ обеспечения исполнения обязательства подрядчика определяется договором. В то же время в предусмотренных правовыми актами случаях применяются способы обеспечения, установленные в них. Так, в случае нарушения по вине подрядчика сроков ввода в действие объектов строительства им уплачивается штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п. 9 Основных положений).

Обязательства государственного заказчика могут обеспечиваться уплатой неустойки, как правило, установленной в законе. Так, согласно п. 9 ст. 9 Закона о размещении заказов в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центробанка.

Вместе с тем обеспечение исполнения обязательств заказчика не ограничивается применением гражданско-правовых способов обеспечения в том их значении, в каком они понимаются в главе 23 ГК "Обеспечение исполнения обязательств".

Обязательства заказчика, прежде всего по оплате выполненных работ, обеспечиваются, как правило, иными правовыми средствами. Нетрудно заметить, что в нормативных правовых актах, предусматривающих выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, упоминается о "предоставлении Правительством РФ гарантий по обязательствам государственного заказчика" (ст. 3, п. 2, Закона о поставках продукции), об "обеспечении государственным заказчиком своевременного и непрерывного финансирования" (п. 5 Основных положений) и т.п. Однако в этих и других нормативных правовых актах гарантии либо обеспечение финансирования определяются обычно как меры экономического стимулирования выполнения соответствующих работ либо как меры гражданско-правовой или административной ответственности. Так, при выполнении оборонного заказа подрядчику гарантируется фиксированный уровень рентабельности по видам работ, обеспечивающий создание устойчивой финансовой базы исполнителя работ посредством использования механизма формирования цены работ, либо в связи с инфляционными процессами гарантируется ежеквартальная индексация ассигнований, выделяемых на оплату оборонного заказа (ст. 9 Закона об оборонном заказе). Или при выполнении строительных работ обеспечение финансирования проявляется в принятии государственным заказчиком на себя убытков подрядчика, причиненных ему в результате задержки оплаты, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит (п. 5 Основных положений). Правовым средством обеспечения своевременного финансирования служат и нормы об административной и уголовной ответственности руководителей государственных органов, органов местного самоуправления за неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств (ст. 293 БК).

2. В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается, что в случае, если государственный или муниципальный контракт заключаются по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, условия государственного или муниципального контракта предопределены для обеих сторон. Контракт заключается на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, и по цене, предложенной победителем конкурса, либо на условиях документации об аукционе и по цене победителя аукциона, либо на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной участником размещения заказа в котировочной заявке. С правилом п. 2 корреспондируют правила п. 3 ст. 29, п. 3 ст. 38, п. 8 ст. 47, п. 5 ст. 54 Закона о размещении заказов.

Отступление не только подрядчика, но и заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии от объявленных условий торгов или запроса котировок цен и предложений подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы, недопустимо, поскольку в этом случае утрачиваются критерии для определения победителя. Более того, размещение заказа названными способами лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения. Любой участник размещения заказа, иные заинтересованные лица, а также государственный орган либо орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказа, вправе в судебном порядке обжаловать действия заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, нарушающие права участников размещения заказа, и предъявить требования о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству, о признании размещения заказа недействительным (ст. 17, 57 Закона о размещении заказов).

  • Вверх

1. Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

2. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.

Комментарии к ст. 766 ГК РФ

1. Статья определяет обязательные условия, которые должны содержаться в контракте. Данный перечень не является закрытым. Могут быть указаны дополнительные условия, которые не должны противоречить закону.

2. В случае проведения торгов или запроса котировок цен на работы в целях размещения контракта условия контракта на подрядные работы определяются по условиям, объявленным при проведении торгов или запроса котировок цен. В определении условий контракта также учитывается позиция подрядчика. Таким образом, принцип свободы договора в данном случае не нарушается.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Текущая редакция ст. 766 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

2. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.

Комментарий к статье 766 ГК РФ

1. Государственный или муниципальный контракт включает в себя следующие положения:
- условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы: исчерпывающий перечень видов работ, которые должен выполнить подрядчик с указанием калькуляции, и стоимость каждой работы, входящей в объем работ;
- сроках начала и окончания работ - конкретные даты или периоды, которыми обозначается начало и окончание выполнения работ;
- размер и порядок финансирования и оплаты работ - указание на источник финансирования расходов (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или местный бюджет), объем финансирования по периодам (месяц, квартал, год), порядок перечисления денежных средств на счета подрядчика;
- способы обеспечения исполнения обязательств сторон в соответствии с гл.23 ГК РФ.

В случае если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок, то его условия определяются по результатам проведения таких торгов, запроса котировок, и с учетом предложений победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок. Так, например, исходя из положений ст. 94 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", государственный или муниципальный контракт может включать в себя условие о том, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.

2. Применимое законодательство:
- ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Судебная практика:
- определение ВАС РФ от 31.10.2011 N ВАС-14272/11;
- постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2011 N Ф07-8277/11 по делу N А56-69568/2010;
- постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2010 по делу N А69-514/2010;
- постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2012 N Ф02-100/12 по делу N А10-1996/2011;
- постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2005 N Ф04-2725/2005(11024-А70-12)
- постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 N 15АП-6000/12;
- постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 N 18АП-6963/11;
- постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2014 N Ф07-10636/13 по делу N А56-29525/2013;
- постановление ФАС Московского округа от 01.08.2013 N Ф05-8279/13 по делу N А40-87031/2012;
- постановление ФАС Поволжского округа от 01.07.2013 N Ф06-4853/13 по делу N А55-21005/2012.

Консультации и комментарии юристов по ст 766 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 766 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.



Просмотров