Экспертиза назначается постановлением. Разбираем постановление о назначении экспертизы

Признав необходимым производство по делу судебной экс­пертизы, следователь или суд выносит мотивированное постановление, которое является процессуальным основанием для ее проведения (ст. 184 УПК). Закон не устанавливает структуры по­становления о назначении экспертизы. На практике принята структура постановления, состоящая из трех час­тей: вводной, описательной, резолютивной. Во вводной части указываются место и дата составления постановления, лицо, его составившее (фамилия, должность и место работы), уголовное дело, фамилия обвиняемого (если он установлен), статьи Уго­ловного кодекса, в соответствии с которыми он привлечен к от­ветственности.

В описательной части постановления кратко излагаются фа­була дела и обстоятельства, в связи с которыми возникла по­требность в специальных познаниях, могут быть указаны также некоторые особенности объекта исследования, представляющие интерес для эксперта (например, условия хранения объекта, ко­торые могли вызвать его видоизменение), статья УПК, в соот­ветствии с которой назначена экспертиза.

В резолютивной части постановления указывается род или вид экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разре­шение эксперта, назначается эксперт или определяется судебно-экспертное учреждение, сотрудникам которого поручено произ­водство экспертизы, приводится перечень материалов, представ­ляемых в распоряжение эксперта.

Большое значение имеет правильная формулировка вопро­сов, выносимых на разрешение эксперта. При постановке во­просов необходимо учитывать, что хотя согласно ст. 191 УПК, эксперт вправе указать в заключении на обстоятельства, имею­щие значение для дела, по поводу которых не были заданы во­просы, однако он не обязан делать это. Поэтому вопросы долж­ны быть конкретными, четкими и ясными, не допускающими двоякого толкования. Если вопросы взаимосвязаны, они должны задаваться в логической последовательности. В методической литературе по судебной экспертизе имеются примерные перечни вопросов для различных родов и видов судебных экспертиз. За­даваемые вопросы должны относиться к компетенции эксперта. Нельзя ставить на разрешение экспертизы вопросы правового характера, в частности о наличии признаков состава преступле­ния, виновности или невиновности определенного лица и фор­ме его вины. При формулировании вопросов следователь или суд могут консультироваться с экспертом или специалистом.

В резолютивной части постановления приводится также пе­речень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Такими материалами являются объекты экспертного исследова­ния, образцы, необходимые для проведения сравнительных ис­следований, протоколы следственных действий и другие доку­менты, содержащие сведения, необходимые эксперту для произ­водства исследований и дачи заключения. Представленные на экспертизу вещественные доказательства должны быть внима­тельно осмотрены, сфотографированы, подробно описаны в протоколе осмотра и приобщены к делу в соответствии с требо­ваниями УПК.

Подготовка и назначение судебных экспертиз

При подготовке и назначении экспертизы следователю необходимо решить ряд вопросов, и прежде всего вопрос о целесообразности ее назначения.

Согласно закону (ст. 196 УПК) в ряде случаев судебные экспертизы должны проводиться в обязательном порядке. Назначение и производство экспертизы обязательно, если необходимо установить: причины смерти; характер и степень вреда, причиненного здоровью; психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы; психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания; возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение.

Если экспертиза не является обязательной по закону, она должна назначаться в тех случаях, когда установление обстоятельств дела с помощью других средств доказывания невозможно либо когда имеющиеся в распоряжении следователя доказательства неполны или в них имеются противоречия. При этом следует иметь в виду общее правило: если при расследовании дела можно использовать помощь специалистов, такая возможность должна быть реализована.

Экспертиза назначается незамедлительно, как только становится очевидной необходимость ее назначения. Если в распоряжении следователя имеются все необходимые материалы, задержка с назначением экспертизы может привести к увеличению сроков расследования. Поэтому нужно как можно быстрее получить соответствующие материалы и назначить экспертизу.

Большое значение имеет правильный выбор экспертного учреждения или эксперта. При этом нужно учитывать специфику объектов, сложность вопросов, которые ставятся на разрешение, возможности того или иного экспертного учреждения и т.д. Чаще всего судебные экспертизы проводятся в государственных экспертных учреждениях; тогда руководитель учреждения поручает производство исследования конкретному эксперту и решает все организационные вопросы. Если же экспертиза проводится не в экспертном учреждении, следователь сам приглашает к себе эксперта или едет к нему, выясняет его компетентность, вручает эксперту постановление и все объекты, необходимые для проведения экспертизы, разъясняет права и обязанности и предупреждает эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В соответствии со ст. 195 УПК следователь, признав необходимым назначение экспертизы, выносит об этом постановление. Для решения вопроса о помещении подозреваемого или обвиняемого, не находящегося под стражей, в стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возбуждается ходатайство перед судом.

В постановлении или ходатайстве должны быть указаны: основания для назначения экспертизы; фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения; вопросы, поставленные перед экспертом, материалы, предоставляемые в его распоряжение.

Следователь должен ознакомить подозреваемого, обвиняемого и его защитника с постановлением и разъяснить им их права под расписку в специальном протоколе.

Экспертиза в отношении потерпевшего, а также в отношении свидетеля назначается только с их (или их законных представителей) письменного согласия, за исключением случаев, когда необходимо установить физическое или психическое состояние потерпевшего либо его возраст.

Следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы и получать от эксперта разъяснения по поводу его действий. Факт присутствия следователя при производстве экспертизы отражается в заключении эксперта.

Согласно ст. 198 УПК подозреваемый, обвиняемый и его защитник имеют право: знакомиться с постановлением о назначении экспертизы; заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении; ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве экспертизы в конкретном учреждении; ходатайствовать о постановке перед экспертом дополнительных вопросов; присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы; давать объяснения эксперту; знакомиться с его заключением, а также с протоколом его допроса.

Свидетель и потерпевший, в отношении которых производилась экспертиза, вправе знакомиться с заключением эксперта. Потерпевший вправе также знакомиться с постановлением о назначении экспертизы, заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении.

Постановление о назначении экспертизы состоит из трех традиционных частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указывается: где, когда, кто вынес постановление (должность, звание, фамилия следователя), по какому делу (номер дела, фамилия обвиняемого, статьи УК).

В описательной части кратко излагаются обстоятельства дела, в связи с которым назначена экспертиза, а также обстоятельства обнаружения вещественных доказательств или получения образцов для сравнительного исследования.

В резолютивной части указывается, какая экспертиза назначается (род, вид), какому конкретно учреждению или лицу поручается ее проведение, кроме того, приводятся вопросы эксперту, а также указывается, какие объекты направляются на исследование. Предоставляемые эксперту вещественные доказательства и образцы для сравнительного исследования должны быть описаны достаточно подробно, с таким расчетом, чтобы их можно было индивидуализировать, выделить из ряда подобных. Подробно описывается также упаковка объектов.

Вопросы, которые ставятся перед экспертами, не должны выходить за пределы специальных знаний эксперта; они не должны носить правового характера. Вопросы о наличии состава преступления, виновности или невиновности определенного лица могут быть разрешены только следователем или судом.

Вопросы должны быть четкими, конкретными, по возможности краткими и не допускающими двузначных толкований. Они излагаются в определенной последовательности: сначала формулируются более общие вопросы, от положительного решения которых зависит решение других, менее общих.

Если на исследование направляются несколько объектов, вопросы рекомендуется группировать по объектам.

Статья 95. Экспертиза

1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

2. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

3. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

4. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

5. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

6. Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, о чем составляется протокол.

При проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы подлежит ознакомлению с постановлением о назначении экспертизы.

7. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

1) заявить отвод эксперту;

2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) знакомиться с заключением эксперта.

8. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

9. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

10. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей.

При раскрытии некоторых преступлений следовали нередко прибегают к назначению экспертизы. Постановление о назначении экспертизы выносится как на стадии предварительного рассмотрения дела, так и на самом судебном процессе.

Понятие экспертизы

Экспертизой принято считать назначенное и осуществляемое исследование с соблюдением законодательных норм, при котором специалисты применяют специальные научные умения и знания, а также технику. Итогом экспертизы является дача заключения, которое приравнивается к источникам доказательств. Чаще всего судебная экспертиза назначается в уголовных процессах.

Экспертизу можно разделить по следующим основаниям:

  • характер;
  • отрасль спецзнаний;
  • групповая или единоличная;
  • однородная и неоднородная;
  • объем исследования;
  • очередность проведения: первичная, повторная.

Перед тем как прибегать к экспертным действиям, проводится следствие. Именно оно должно доказать, что дальнейшее расследование без проведения экспертизы невозможно или зайдет в тупик. На основании следственной оценки работник правоохранительных органов решает, какую экспертизу назначать, и кто будет этим заниматься.

Основание

Причиной назначения экспертизы служит распоряжение следователя или судьи. Данное распоряжение оформляется как постановление о назначении судебной экспертизы. Данная процедура назначается как по инициативе суда, так и по заявлению одной из сторон процесса. Экспертиза в судебном процессе необходима в том случае, если для установления важных сведений, которые могут помочь в раскрытии преступления, не хватает ни юридических, ни общежитейских знаний.

Постановление о назначении экспертизы применяется тогда, когда нужно выявить:

  • по какой причине наступила смерть;
  • вменяемо ли подследственное лицо;
  • возраст гражданина.

Помимо всего прочего, могут быть назначены и дополнительные исследования, если специалисты, к примеру, пришли к противоречиям. Если исследование было обязательным, но не было проведено, по этой причине может быть отменено.

Назначение

Для того чтобы определить постановление о назначении экспертизы, проводится отдельное судебное заседание. При этом все стороны судебного процесса могут:

  • задать свои вопросы;
  • ознакомиться с постановлением;
  • опротестовать постановление;
  • просить о проведении исследования в определенной организации;
  • предложить своих кандидатов для проведения экспертизы и отклонить предложенных;
  • находиться на экспертизе;
  • ознакомиться с заключениями специалистов.

Исследование считается назначенным в тот день, когда вынесено постановление о назначении экспертизы. Во время исследования судебное производство приостанавливается и возобновляется лишь в день, когда все материалы вместе с решением эксперта вернутся в суд.

Структура и содержание

Документ имеет определённую структуру и должен содержать следующее:

  • Вводная часть. Здесь должны быть указаны дата, наименование суда, реквизиты следователя, номер уголовного дела.
  • Описательная часть. Здесь должны быть изложены факты, которые повлияли на назначение экспертизы, а также основания для ее проведения.
  • Заключение. Здесь указывается решение следователя о назначении исследования и его вид, реквизиты специалиста, который будет проводить экспертизу, место проведения и перечень тех материалов, которые подлежат исследованию.

Прежде чем пускать документ в работу, с ним должен ознакомиться и обвиняемый.

Законодательные нормативные акты не регламентируют, как должно выглядеть постановление о назначении экспертизы. Образец его выдают в следственных органах или на судебном заседании, на основании чего документ и составляется.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Экспертиза назначается постановлением

По ст.319-1 ук рф мне вновь и вновь назначает суд суд. мед экспертизу мои обжалования на постановления суда председательствущим суда откланяются. Суд.разбирательство длится уже третий год меня измотали и теперь навязывают стационарное проведение экспертизы положив в псих больницу я им не верю дело фабрикуется меня никто не слышит у меня не совершеннолетняя дочь я мать одиночка у меня два объекта с денежными обязательствами перед заказчиками все встанет и я по нему большие убытки. Кто будит кормить для и мать пенсионера? Как мне быть? От любой другой экспертизы вне стационара я не отказываюсь, хотя их проводилось за последний год уже два раза. Какие права я имею в данной ситуации, мне нельзя ложиться да и я им не верю после всего произошедшего со мной. У меня отобрали офис разрушили бизнес и ко всему повешали статью.

Елена! Беда в том, что ст.319-1 в УК РФ не существует. Или Вам нужно обратиться напрямую к юристу, если Вы чего-то напутали и не умеете грамотно излагать свои мысли, или... действительно лечиться! Не обижайтесь, но это так!

Видимо Вы ошиблись с указанием статьи по которой Вас привлекают, поскольку ст.319 УК РФ идет без частей - публичное оскорбление представителя власти. Опишите корректно сложившуюся ситуацию и возможно Вам смогут помочь.

Автомобиль изъяли как вещдок. Назначили экспертизу, в постановлении уазано, что следователь разрешает незначительную порчу или частичную потерю при экспертизе. Если я отказываюсь, чем мне отказ грозит?. Следовадель предупреждает, что в случае отказа экспертиза не даст ответы на вопросы и мой автомобиль будет снят с учета и больше я им пользоваться не смогу. Это правильная информация?

Вещественное доказательство теряет свойства обычных предметом и порча такого имущества допускается в целях расследования преступления. Вы в любом случае имеете право на возмещение ущерба в гражданского иска.

Следователь назначил почерковедческую экспертизу, меня с постановлением ознакомил и отправил эксперту. Сейчас спустя 2 недели, экспертиза не готова, могу я поставить дополнительный вопрос эксперту и как осуществляется данная процедура?

Следователь назначил почерковедческую экспертизу, меня с постановлением ознакомил и отправил эксперту. Сейчас спустя 2 недели, экспертиза не готова, могу я поставить дополнительный вопрос эксперту и как осуществляется данная процедура? Экспертиза уже назначена, более никаких дополнений быть не может и не имеет значение, окончено ее проведение либо нет.

Здравствуйте! Сейчас уже дополнительный вопрос эксперту не поставить. После возвращения дела с экспертным заключением можно просить о проведении дополнительной экспертизы с интересующим вопросом.

Как назначить эту экспертизу, хотим возбудить уголовное дело, есть постановление об отказе в возбуждении.

Так как были побои, полиция должна была дать направление. Обжалуйте отказ в суде и там просите назначить экспертизу.

Судом назначена посмертная суд мед экспертиза в клинике, выбранной судьей.
Это постановление было вынесено в декабре.
Сейчас уже март месяц.
Сроки амбулаторных и посмертных экспертиз определены двадцать дней.
Никакого обращения в суд и экспедицию для продления сроков экспертизы со стороны клиники нет.

В чем может заключаться данный характер экспертизы, если речь идет о оспаривании завещания?

Экспертиза может проводиться в течении двух месяцев. При необходимости возможно продление сроков до шести месяцев. В определении суда о назначении экспертизы должны быть указаны сроки проведения экспертизы, посмотрите.

На практике эти экспертизы проводятся значительно дольше. Это зависит и от загрузки экспертных учреждений. В суд экспертное учреждение не обращается, а просто возвращает дело тогда, когда будет готово экспертное заключение. Суд обычно обзванивает участников процесса после поступления дела с заключением.

Виновник дтп обжалует постановление, суд назначил трасологическую экспертизу. Вопросы экспертам: определить механизм взаимодействия автомобилей, угол взаимного расположения и направление удара в момент столкновения, а также установить факт движения или неподвижности автомобиля виновника дтп в момент первичного контакта с моим авто. Могут ли эксперты ответить на эти вопросы, если на экспертизу предоставляется только один автомобиль (мой уже отремонтирован и продан), и после дтп прошло уже более полугода! Если нет, то на что можно сослаться (нормативные документы), чтобы опровергнуть решение в суде, поскольку есть сомнения в непредвзятости экспертов, поскольку виновник имеет связи во многих струтурах в нашем городе, и он настаивал именно на той лаборатории судебных экспертиз. Заранее спасибо!

Обжаловать определение о назначении экспертизы нельзя. Можно лишь просить о назначении новой экспертизы в случае, если Вас не устроит заключение экспертов.

22 февраля было возбуждено угол дело, постановлением следователя была назначена псих экспертиза. Первичная. 31 марта получено ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Но 15 февраля (до возбуждения угол. Дела) другим следователем было постановление на экспертизу (первичную) и 3 марта получено ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Весь материал до 22 февраля –назван доследственной проверкой, и судом не учитывался. Однако, в экспертизе от 22 февраля эксперт ссылается на АКТ ДОСЛЕДСТВЕННОЙ проверки от 15 февраля. Слово«акт» в первой экспертизе не присутствует. Там черным по белому написано: первичная, по постановлению, заключение. Приговор в силе. Кассация– без изменений. Что то можно сейчас сделать,?

Ой, по уголовным делам виртуально тяжело давать консультации. Предполагаю, что Вы столкнулись с формальными обстоятельствами, не имеющими существенного значения для изменения ситуации по делу. Доказательная база строится из документов, оформленных в рамках предварительного следствия. Вероятно за основу было взято заключение от 31.03. То, что в нем была сделана ссылка на первичную экспертизу, вероятно в первичной было зафиксировано какое-то важное обстоятельство.

1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

2. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

3. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

4. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

5. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

6. Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, о чем составляется протокол.

При проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы подлежит ознакомлению с постановлением о назначении экспертизы.

7. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

1) заявить отвод эксперту;

2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) знакомиться с заключением эксперта.

8. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

9. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

10. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей.

Комментарий к Ст. 95 НК РФ

В соответствии с правилами п. 1 комментируемой статьи экспертиза проводится в ходе выездной налоговой проверки и других форм налогового контроля, если это вызывается необходимостью.

Экспертиза назначается, когда возникают вопросы, для разъяснения которых должностным лицам, проводящим выездную налоговую проверку, лицу, у которого проверка проводится, иным лицам при проведении других форм налогового контроля требуются специальные знания:

— в какой-либо области науки. При этом имеется в виду любая отрасль науки: химия, физика, биология, военная наука, история, юриспруденция и т.д.;

— в искусстве, имеется в виду искусство художественное, музыкальное, изобразительное, киноискусство и т.д.;

— в технике, в любой отрасли: электронной, космической, компьютерной, традиционной промышленной, транспортной и т.д.;

— в ремесле, включая народные, кустарные ремесла, иные виды ремесленничества.

Вопросы, поставленные перед экспертом, не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Не допускается назначение экспертизы:

а) по вопросам бухгалтерского учета;

б) по вопросам права;

в) другим вопросам, познаниями по которым либо полномочиями по разрешению которых должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа (юристы и др.) в соответствии с законодательством о налогах и сборах, их должностными обязанностями.

Предпочтение при назначении экспертизы должно отдаваться тем ее видам и вопросам, которые дают основание налоговому органу полагать, что результаты экспертизы позволят установить нарушения законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах.

Наиболее приоритетное значение имеют следующие виды экспертиз:

а) идентификационная экспертиза по установлению принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров;

б) экспертиза по определению стоимости товара;

в) экспертиза по оценке стоимости недвижимого имущества, основных фондов, нематериальных активов, сметной стоимости строительства;

г) экспертиза по определению объема выполненных работ (услуг), количества произведенной продукции (добычи полезных ископаемых), товаров;

д) экспертиза информации на машинных носителях;

ж) криминалистическая экспертиза (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая).

В постановлении о назначении экспертизы указываются вопросы, поставленные перед экспертом исходя из оснований для ее назначения, а также материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны выходить за пределы его специальных познаний, данные вопросы должны быть четко определенными и конкретными, а перечень их — полным. При необходимости формулировки указанных вопросов могут быть уточнены на основе предварительных (до вынесения постановления о назначении экспертизы) консультаций с экспертом.

В частности, при проведении экспертиз в отношении товаров перед экспертом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением:

а) физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»);

б) идентификации товаров в продуктах переработки;

в) возможности согласования норм выхода продуктов переработки с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории;

г) идентификации страны происхождения некоторых товаров и страны — производителя товаров (п. 10.2 Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»).

В качестве эксперта может выступать либо физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), либо организация (в этом случае экспертиза осуществляется силами работников организации). При этом следует учитывать, что утвержденная Приказом Минюста России от 20 декабря 2002 г. N 347 Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России не может применяться для регулирования отношений, возникающих при проведении экспертизы в рамках осуществления налогового контроля, поскольку данная экспертиза проводится за рамками судебного процесса. Поэтому заключение эксперта, полученное в рамках осуществления налогового контроля, в случае возникновения спора будет иметь для суда силу доказательства, но не помешает суду провести экспертизу в рамках судебного процесса.

Особенности правил п. 2 комментируемой статьи состоят в том, что:

а) они обязывают должностное лицо (назначившее экспертизу):

— ставить перед экспертом конкретные вопросы, связанные с осуществлением определенных действий по налоговому контролю. Возложение этой обязанности на самого эксперта недопустимо;

— не допускать постановки таких вопросов, которые выходят за пределы специальных познаний эксперта;

б) эксперт, в свою очередь, обязан исследовать только вопросы, непосредственно входящие в сферу его специальных познаний, и составлять заключение с учетом требования о том, что оно не должно выходить за пределы этих познаний;

в) эксперт привлекается для проведения экспертизы на договорной основе. При этом заключается договор возмездного оказания услуг, сторонами которого выступают налоговый орган (договор подписывается руководителем или его заместителем) и эксперт (организация или физическое лицо, см. об этом выше).

Применяя правила п. 3 комментируемой статьи, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

а) экспертиза назначается тем должностным лицом налогового органа, которое принимает непосредственное участие в проведении выездной налоговой проверки. Однако необходимым условием назначения экспертизы является заключение упомянутого договора;

б) в постановлении о назначении экспертизы должны быть указаны:

— основания для назначения экспертизы;

— Ф.И.О. эксперта — физического лица или сотрудника организации; наименование организации, проводящей экспертизу силами своих работников;

— наименование организации, в которой экспертиза фактически производится (если она осуществляется не по месту проведения выездной налоговой проверки и не в той организации, где работает эксперт);

— вопросы, которые должностное лицо, проводящее выездную проверку, ставит перед экспертом (с учетом правил п. п. 1, 2 ст. 95 НК РФ);

— материалы (при этом нужно точно указать их наименование, количество, объем, характер), предоставляемые в распоряжение эксперта.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных выше данных эксперт вправе не приступать к экспертизе.

По нашему мнению, в данном случае налицо противоречие между п. 3 ст. 95 НК РФ, исходящим из того, что экспертиза проводится лишь при выездной налоговой проверке, и п. 1 ст. 95 НК РФ, допускающим экспертизу и при других формах налогового контроля.

На это обратила внимание ФНС России в Письме от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690 «О налоговых проверках», указав, что в соответствии с п. 1 ст. 95 НК РФ эксперт может быть привлечен для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля. Поскольку камеральная проверка является одной из форм такого контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ), то проведение экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки правомерно.

Пункт 4 комментируемой статьи предоставляет эксперту права, позволяющие дать наиболее полное и объективное заключение:

а) право ознакомиться (путем осмотра предметов, изучения, анализа документов, исследования сведений о деятельности проверяемого лица и т.д.) с материалами выездной налоговой проверки. Однако речь идет только о той части материалов, которая непосредственно относится к предмету экспертизы;

б) право заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов (к тем, которые были предоставлены эксперту в соответствии с договором о проведении экспертизы и постановлением о ее назначении).

Правила п. 5 комментируемой статьи предоставляют эксперту право отказаться от дачи заключения. Такой отказ возможен, поскольку:

а) заявлен в письменной форме — как в начале экспертизы, так и в любой момент в ходе ее проведения;

б) предоставленные ему должностным лицом налогового органа материалы являются недостаточными для того, чтобы составить объективное и полное заключение;

в) эксперт выявил, что его специальных познаний недостаточно. При этом эксперт должен указать, какими именно необходимыми познаниями он не обладает.

В соответствии с правилами п. 6 комментируемой статьи должностное лицо, которое назначило экспертизу, обязано:

а) ознакомить лицо, у которого проводится выездная проверка (иная форма налогового контроля), с постановлением о назначении экспертизы;

б) разъяснить указанному лицу его права (они указаны в п. 7 ст. 95 НК РФ). Разъяснение может быть сделано и в устной, и в письменной форме;

в) составить протокол о том, что указанному лицу разъяснены его права и оно ознакомлено с постановлением о назначении экспертизы. Систематический анализ правил п. 6 ст. 95 и ст. 99 НК РФ показывает, что в упомянутом протоколе должны содержаться сведения:

— о месте и дате ознакомления проверяемого лица с постановлением об экспертизе, разъяснения его прав;

— о времени начала и окончания действий по такому ознакомлению (разъяснению);

— другие сведения, указанные в п. 2 ст. 99 НК РФ.

Предоставляя проверяемому лицу гарантии защиты его прав и законных интересов, правила п. 7 комментируемой статьи предусматривают, что такое лицо вправе:

а) заявить отвод эксперту. Заявление его должно иметь письменную форму. При этом указываются ИНН проверяемого лица, а также обстоятельства, служащие основанием для отвода;

б) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц. Просьба должна иметь письменную форму с указанием необходимых данных о таких лицах. Если просьба отклоняется, налоговый орган должен сообщить проверяемому лицу мотивы отказа (в письменном уведомлении);

в) поставить эксперту дополнительные вопросы. В случае принятия этих вопросов они должны быть включены (должностным лицом, назначившим экспертизу) в постановление об экспертизе и договор о ее проведении. Отклонение вопросов должно быть мотивированным;

г) присутствовать с разрешения должностного лица при производстве экспертизы (если гарантируется его безопасность). При этом оно вправе также давать объяснения эксперту (как в устной, так и в письменной форме);

д) знакомиться с заключением эксперта. Должностное лицо, назначившее экспертизу, обязано предоставить время для такого ознакомления.

Помимо этого лицо, у которого проводится выездная налоговая проверка, имеет также права, предусмотренные в ст. ст. 21, 99, 100, 101 НК РФ.

Правила п. 8 комментируемой статьи устанавливают ряд особых правил об экспертизе. Они направлены на обеспечение независимости эксперта, а также полноты и объективности составляемого им заключения. Установлено, что:

а) эксперт дает заключение только в письменной форме. Эксперта нельзя опрашивать как свидетеля (ибо он лицо заинтересованное). Заключение эксперт дает от своего имени (даже если экспертизу проводит организация, в которой эксперт работает);

б) в заключении эксперта должны быть изложены:

— проведенные им исследования. Даются их краткое описание в общедоступных терминах, характер и способы их проведения и т.д.;

— результаты экспертизы и выводы, к которым пришел эксперт. При этом не допускается применение специальных, недоступных для обычного восприятия терминов и понятий, допускающих различное толкование. Выводы должны быть краткими, четкими, однозначными;

— обоснованные ответы на все поставленные вопросы. Недопустимы выборочные, неполные ответы. Нельзя игнорировать ни один из поставленных вопросов;

в) эксперт вправе включить в свое заключение и выводы об обстоятельствах, которые не охватывались вопросами постановления об экспертизе, однако лишь постольку, поскольку:

— эксперт установил эти обстоятельства уже в ходе проведения экспертизы (а не до ее начала);

— указанные обстоятельства имеют значение для дела (т.е. непосредственно относятся к кругу вопросов, которые проверяются, например, в ходе выездной налоговой проверки, влияют на полноту и объективность, обоснованность выводов, содержащихся в заключении).

Характеризуя правила п. 9 комментируемой статьи, нужно учесть ряд моментов:

а) экспертиза завершается одним из следующих результатов:

— составляется заключение, содержащее ответы на поставленные вопросы и выводы, к которым пришел эксперт;

— составляется письменное сообщение эксперта о невозможности дать заключение (с указанием причин);

б) в любом случае заключение (сообщение) должно быть предъявлено лицу, у которого проводится проверка (а не только назначившему экспертизу). При этом проверяемое лицо вправе:

— дать свои объяснения (в том числе в письменной форме) по поводу выводов заключения либо обстоятельств, послуживших причиной невозможности его составить;

— заявить возражения (в письменной форме, с указанием своего ИНН) по поводу выводов, содержащихся в заключении, либо обстоятельств, послуживших основанием невозможности составить заключение;

— просить о постановке дополнительных вопросов эксперту;

— просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Эти просьбы могут быть удовлетворены или отклонены должностным лицом, назначившим экспертизу, исходя из учета конкретных обстоятельств дела. Указанные выше просьбы должны быть изложены в письменной форме.

Правила п. 10 комментируемой статьи посвящены двум самостоятельным видам экспертизы — дополнительной и повторной. При этом следует обратить внимание на ряд других важных обстоятельств:

а) и дополнительная, и повторная экспертизы могут быть назначены как по просьбе лица, у которого проводится выездная проверка (иная форма налогового контроля), так и по инициативе должностного лица, назначившего экспертизу;

б) для проведения дополнительной экспертизы не нужно заключать новый договор (при условии, что ее проведение поручается тому же эксперту) — достаточно внести соответствующие изменения в существующий договор и постановление о назначении экспертизы;

в) проведение повторной экспертизы предполагает, в свою очередь:

обязательное заключение нового договора (поскольку меняется эксперт);

принятие нового постановления о проведении экспертизы (с учетом правил п. 3 ст. 95 НК РФ);

г) о недостаточной ясности, полноте и обоснованности заключения, равно как и о правомерности сомнений в правильности заключения, можно судить только с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом упомянутые претензии к заключению может выдвигать и лицо, у которого проводится выездная налоговая проверка (иная форма налогового контроля), и должностное лицо налогового органа, осуществляющее эту проверку;

д) если назначена повторная или дополнительная экспертиза, то ее проведение в полной мере регулируется правилами п. п. 1 — 9 ст. 95 НК РФ.

Отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки влечет налоговую ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 129 НК РФ.

Дача экспертом заведомо ложного заключения влечет налоговую ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 129 НК РФ.



Просмотров