День конституции беседа со старшеклассниками. Зачем стране нужны государственные символы? Станция «О чем рассказывают флаги»

Цель: Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна , способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию познавательной активности, формировать гуманизм, всесторонне развитую личность.План-конскпект классного часа 1. Организационный момент: Сегодня наш классный час, посвящается дню независимости или как он назывался раньше - это день Конституции РФ . Вы познакомитесь с основными понятиями: Также, мы с Вами поговорим о целях и задачах о конституции.2. Основная часть: А) Определение Конституции Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.Конституция -основа всего текущего законодательства. Действующая конституция принята 12 декабря 1993 года . Теперь этот день объявлен Днем конституции России. Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.Конституция возникла от того, что общество всегда стремилось в процессе государственного и общественного развития к правопорядку и регулировании государственной власти. Конституция демократического государства устанавливает основные права и свобода человека и гражданина. Законодательство и деятельность правительства должны функционировать в рамках Конституции.Б) История Конституции В 18821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства. В котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.Вторая конституция союзных республик была принята в 1919 для АССР, а также для СССР в 1924 г. называлась первой союзной Конституцией.В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.В) Флаг В каждой стране существует определённая государственная символика это флаг, герб, гимнФлаг России выглядит так,
    Белый цвет - за Отечество Синий цвет - Верность Красный цвет -Отвага, битва за веру
Г) Герб Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти -исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея-это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.Д) Гимн Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских".В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г.В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал"В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь"После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова:

Гимн России

1.Россия -священная наша держава, Россия-любимая наша страна. Могучая воля, великая слава- Твоё достоянье не все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься страна! Мы гордимся тобой! 2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля! Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая богом - родная земля! Припев 3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев. В нашей стране есть Конституция, в ней очень много законовНапример,
    Каждый человек имеет право на свободу слова Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование Каждый человек имеет право на работу Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества
А какие законы знаете вы?Ответы детей3. Заключительная часть: Мы сегодня многое узнали про Конституцию. Узнали что такое конституция, когда она принята, узнали что такое День конституции Я предлагаю вам сейчас создать законы для нашего классаОтветы детей.

Действующие лица : ведущая, дети (3 мальчика и 3 девочки).

Оформление зала: Государственный флаг РФ, стол, покрытый скатертью, на столе лежат экземпляр Конституции РФ и макет президентского экземпляра, выполненный из красной бумаги, украшенный Гербом, с надписью «Конституция Российской Федерации».

(За столом сидят ведущая и дети. Ведущая занимает место в центре. Звучит Гимн России. Все встают и слушают Гимн стоя.)

Ведущая. Сегодня, 12 декабря, наша страна отмечает один из самых главных государственных праздников — День Конституции.

Конституция, запомните, дорогие друзья, — это Основной закон государства. Что же он определяет?

1-й мальчик. Конституция определяет основы общественного строя.

Ведущая . Правильно! Конституция, кроме того, определяет права и обязанности граждан России, систему и устройство государственных органов. Вот вы и я — мы граждане России, как вы думаете?

1-я девочка. Да! Конечно, мы все граждане России.

Ведущая . Да! Верно! Кто-нибудь из вас может ответить на вопрос: «Кто такой гражданин?».

1-й мальчик. Можно я попробую? Ведущая. Ну, попробуй, ответь!

2-й мальчик . Гражданин России — это человек, родившийся в России или получивший гражданство нашей страны.

Ведущая . Верно!

(Звучит песня о России. Ведущая показывает детям Конституцию Российской Федерации.)

Ведущая . А это макет экземпляра № 1, которым пользуется в работе наш Президент.

(Звучит музыка.)

Ведущая . Конституцию должны знать все граждане страны. Ведь она определяет не только наши права и обязанности, но и остальные законы государства.

Когда вы подрастете, то обязательно прочтете Конституцию.

Ребята! Кто из вас знает, когда была принята современная Конституция?

Девочка. Я знаю. В 1993 году.

Ведущая . Правильно! Умница! Современную Конституцию приняли 12 декабря 1993 года. Ей предшествовали Конституция 1918 года, затем 1924 года, на смену им пришли Конституции 1936 и 1977 годов. Давайте подумаем, можно ли вносить в Конституцию поправки?

3-я девочка. Поправки в Конституцию вносить можно. Ведь жизнь в стране не стоит на месте, она изменяется. Эти изменения и отражают поправки в Конституции.

Ведущая . Может быть, вы помните, какая была последняя поправка? О ней говорили и на радио, и по телевидению. Последняя поправка касается того, что Государственная Дума избирается сроком на 5 лет, а Президент Российской Федерации — на 6 лет.

Скажите мне, каких президентов России вы знаете?

1-я девочка. Бориса Николаевича Ельцина, первого Президента России.

1-й мальчик. Владимира Владимировича Путина — так звали второго Президента.

2-й мальчик. Дмитрия Анатольевича Медведева — третий президент.

3-й мальчик. Сейчас страной руководит президент Владимир Владимирович Путин.

Ведущая . Дорогие друзья! Как вы думаете, почему День Конституции — рабочий день?

2-я девочка. Я думаю, потому что в этот день граждане страны должны радовать Россию своим трудом, успехами и достижениями.

(Звучит музыка. В подарок ведущая вручает всем детям по экземпляру Конституции РФ.)

, зав. ЦГО УИПКПРО, к. п.н.

БЕСЕДА О КОНСТИТУЦИИ РФ

(урок для школьников и их родителей)

Время рождения действующей Конституции РФ-1993год. Это один из сложнейших этапов развития российского государства. Это время глубокого анализа и переосмысления успехов и достижений в развитии российской государственности, выявления причин общих бед и неудач.

Начало 90-х ознаменовалось кардинальными изменениями во всех сферах жизни страны – политической, экономической, социальной. Объективно к тому времени назрела потребность выстраивания курса на построение правового демократического государства. Новые реалии российской жизни должны были найти отражение в законодательстве страны.

2 сообщение « Государственный флаг». - Теперь поговорим о государственном флаге, развевающемся над Большим Кремлевским дворцом, в котором находится государственная резиденция (место пребывания) главы государства – Президента России.
Флаг имеет свою историю.
Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага, знамени – стяг.
Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались. На них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».
Издавна на Руси любимым цветом для флага был красный цвет. Считается, что красный цвет – цвет жизни, цвет человеческой крови.
Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце XVIII века на первом боевом корабле «Орел». Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввел царь Петр Первый.
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет!
Вот он, флаг! Это бело-сине-красное полотнище. Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество, за страну.
Когда поднимают флаг?

Ответ: Во время спортивных соревнований в случаях победы наших спортсменов; его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)
Какую форму имеет флаг? (Прямоугольную.)
Когда мы отмечаем День Государственного флага России? (22 августа .)
Каково старинное название флага? (Стяг.)
Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет.

3 сообщение « Государственный гимн РФ». Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну, самая главная песня государства.
Музыку гимна написал композитор (1883 – 1946), а слова – поэт (1913 – 2009).
На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы , военные отдают честь. Наша страна встречает и провожает новый день мелодией гимна. Его исполняют перед началом и после окончания передач по радио и телевидению. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют 12 раз. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины. Музыке гимна уже более 50 лет.
Звучит запись гимна.(1 куплет и припев)
Беседа после прослушивания гимна:
- Как автор называет Россию? (Священная держава, любимая страна; могучая, великая; Отечество, Отчизна.)
- Когда исполняется гимн? (При поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при вручении государственных наград.)

Учитель: Мы сегодня узнали очень много интересной и полезной информации. Я предлагаю проверить, как мы ее усвоили. Мы совершим увлекательное путешествие в мир главных символов России. Главными экспертами знаний ребят будут родители.

Игра - путешествие состоит из 4 этапов – Станция «Кроссворд», станция «Собери герб», станция «Музыкальная », станция «О чем рассказывают флаги» и станция «Вехи истории СССР».

Кроссворд «Государственные символы России»

1.Цвет геральдического щита герба РФ.

2.Центральная фигура герба России.

3.Во время правления какого царя трехцветный флаг стал указывать на государственную принадлежность?

5.Флаг, герб, гимн одним словом.

6.В каком документе утверждены гос. символы России.

7.Торжественная песнь

8.Какой флаг является боевым знаменем на кораблях российского флота.

9.Отличительный знак государства

10.Как называется трехцветное полотнище флага?

Станция «Собери герб»

На столах у ребят изображения скипетра, державы, одной большой и двух малых корон, ленты, двуглавого орла, большого геральдического щита, малого геральдического щита с изображением всадника, поражающего копьем дракона, Задача ребят – сложить герб и определить цвет каждой детали герба.

Станция «Музыкальная»

Звучат музыкальные отрывки, задача ребят определить, гимн какой эпохи звучит.

Станция «О чем рассказывают флаги»

Ребята получают карточки синего, белого, голубого, зеленого, черного и красного цветов. Их задача - объяснить значение того или иного цвета, собрать флаг России. Можно предложить объяснить цвета флага Ульяновской области, района.

Станция «Вехи истории СССР».

История СССР – ближайшая к нашему времени эпоха. В СССР жили наши бабушки и деды, родились и выросли родители. Поэтому мы должны помнить историю союза республик. Предлагаем назвать республики, которые входили в состав СССР, найти и показать их гербы.

Учитель предлагает завершить «Урок России» конкурсом на знание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине.

Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ.

«Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле,
а не допустить ада

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции.

Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.

Равняйсь! Смирно!

(Звучит Гимн Российской Федерации)

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам..

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы . Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель - отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

День Конституции — это день закона,

Права и защиты наших граждан!

Его мы встретим с почестью сегодня,

Для России — день из самых важных!

Поздравляем всех, от мала до велика,

Богатеет пусть и пусть цветет страна!

Конституция людей любых религий

Единит и бережет всегда!

В день Конституции Российской Федерации

Я от души хочу вам пожелать,

Лишь счастья, независимо от нации,

И чаще толерантность проявлять.

В России нашей множество народностей,

Так пусть же между нами будет мир!

Освободиться нужно от условностей,

Чтоб всех нас флаг РФ объединил!

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека - говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

- Россия - наша страна?

- Да!

- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

- Да!

- Можно ли человека обращать в рабство?

- Нет!

- Можно ли относиться к человеку жестоко?

- Нет!

- Защищён ли человек законом?

- Да!

- Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

- Да!

- Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

- Нет!

- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

- Да!

- Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

- Да!

- Может ли человек владеть имуществом?

- Да!

- Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

- Да!

- Можно ли запретить свободный выбор труда?

- Нет!

- Защищает ли закон материнство и младенчество?

- Да!

1 конкурс. Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

2 конкурс.

Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

Право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

Мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

Демократия- власть народа;

Амнистия- частичное или полное освобождение от наказания;

Кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

Свидетель-очевидец преступления;

Адвокат-защитник;

Преступление- особо тяжкое противоправное действие;

Закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

Гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

Суверенитет-независимость.

3. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 термин: (конституция)

Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

Идёт на содержание госструктур, армию, образование;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

Конкурс капитанов.

Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

4 конкурс.

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

5 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА - ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Отгадай сказку.

В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

6 конкурс. «Анаграммы»

Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков - за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок — к о р ё н б е

Семья - м я с ь е

Страна - а р а н с т

Документ - к у н т е м о д

Закон - к о н з а

Политика - и п о к а л и т

Жизнь - з и н ь ж и

Родители - д и л и е т о р

Карточка №2.

Конвенция - В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок - Я Д П О Р О К

Право - В О Р А П

Союз - Ю З О С

Подросток - С О Д Р О П К Т О

Школа - Л О К А Ш

Достоинство - С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина - Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых - Д Ы Х О Т

Образование - Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг - Д У Г О С

Человек - Л О В Ч Е К Е

Слово - В О С О Л

Гражданин - Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец - Ц Е Т О

Дружба - Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник - К О Л Ь Ш И К Н

Малыш - Ш Ы Л А М

Декларация - Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание - Е Б Р А Н И С О

Общество - Б О С Т В О Щ Е

Группа - П Р А П У Г

Опекун - К Е У Н О П

Мнение - Н Е М Е Н И

Карточка №5.

Норма - М Р А Н О

Забота - Б О З А Т А

Выживание - А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок - С Т У К О П О П

Информация - Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость - Д О Р А С Т Ь

Опека - К Е П О А

Согласие - С И Л А Г О С Е

7. конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника Отечества В. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня

«Вопрос - ответ» - дополнительный материал.

Вопросы. 1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).

5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).

6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация - с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания

Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни

Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг, близкие родственники

«Определи статью»

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)

Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)

Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)

Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)

Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)

Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

Блицтурнир

Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)

Переговорное устройство милиции? (Рация)

Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)

Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест.)

Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ.)

Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники.)

Человек, совершивший преступление? (Преступник.)

Значок на форменной фуражке? (Кокарда.)

Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат.)

Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан.)

«Моя родина - Россия».

Команде предлагается ответить на большее количество вопросов за ограниченное время.

ВОПРОСЫ:

Что такое символ? (условный знак, обозначение).

Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).

Что такое герб? (эмблема государства).

Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

Что такое гимн? (торжественная песня).

Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

Символом чего является белый цвет флага? (чистота).

Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

Что означает слово «герб»? (наследство).

Старинное русское название флага? (стяг).

Деревянная игрушка - символ России? (матрешка).

Кто является главой Российского государства? (президент).

Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).

Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

Назовите денежную единицу России. (Рубль).

Назовите растение - символ России. (Береза).

Назовите столицу России. (Москва).

Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).

Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

Рефлексия.

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони - свои пожелания.

А напоследок хочется сказать,

Что Родина - это как вторая мать.

Ее не выбирают и не губят,

А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!

Внеклассное мероприятие: «День Конституции»

Цели и задачи:

    сформировать понятия «закон, порядок, право»;

    дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном;

    воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.

Оборудование:

Плакаты: гимн, флаг, герб, Президент Российской Федерации, иллюстрации Конституции РФ; магнитофон, запись с гимном РФ, иллюстрации флагов, компьютер.

Предполагаемый результат: учащиеся познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, познакомятся с символами страны.

Ход.

Здравствуйте ребята! Вы учитесь уже в 3 классе. Знаете как себя вести, что можно делать, а чего нельзя, на что вы имеете право и на что не имеете. Скажите, а откуда мы все это узнали? (Устав школы, правила поведения в школе).

Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция – это основной закон нашего государства. День рождения Конституции Российской Федерации – 12 декабря.

Сообщение темы занятия

Учитель: Сегодня наше занятие посвящено Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

    Как называется наша Родина? (Россия)

    Как называют людей, живущих в России? (россиянами)

    Почему к Москве у нас особое отношение? (Москва – это столица нашей Родины, главный город).

    Вспомните, что такое Конституция? (Конституция – это основной закон государства.)

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно.

Этот день стал всенародным праздником.

Учитель: А знаете, с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? (Стоя)

Прослушаем гимн нашей страны. (Дети встают под гимн страны).

Учитель: В каждой стране существует определённая государственная символика - это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны.

Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет - Отвага.

Учитель: Следующий символ нашей страны – герб. Что на нем изображено?

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.

Учитель: Кто такой президент? Президент России – это глава государства, который избирается народом. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кто является президентом в России в настоящее время?

Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?

Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами.

Учитель: В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ».

Какие же права есть у вас, школьников? Прочитайте.

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

Учитель: В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.

1. Уважать друг друга.

2. Культурно вести себя.

3. Ходить опрятным.

4. Выполнять устав школы.

Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы с вами их обязательно выучим, и будем соблюдать.

Игра «Если в школу ты идешь»

А какие же вещи можно приносить в школу? Предлагаю выйти из-за парт. Я буду читать стихотворение. А вы хлопайте в ладоши - ловите, если такие вещи в школе нужны; не нужны – приседайте, пусть пролетают мимо.

Если в школу ты идёшь,

То в портфель с собой берёшь:

В клеточку тетрадку?

Новую рогатку?

Веник для уборки?

Дневник для пятёрки?

Альбом и краски?

Карнавальные маски?

Азбуку в картинках?

Рваные ботинки?

Фломастеры и ручку?

Гвоздиков кучку?

Карандаши цветные?

Матрасы надувные?

Учитель: Молодцы, почти не ошибались! Тихонечко сели.

В сказках тоже могут быть нарушены права.

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка - путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас - Барабас.)

4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Учитель: У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства.



Просмотров