Декларацию прав ребенка 1959 г. Десять принципов декларации прав ребенка

Права ребенка зафиксированы не только в отечественном законодательстве. Они официально установлены и признаны международными документами. В качестве основных из них выступают Конвенция и Декларация прав ребенка.

Основные положения

В соответствии с международными документами, ребенком признается гражданин, которому нет 18 лет. Государство принимает на себя обязанность по защите детей. Ребенок имеет право на:

  1. Равенство.
  2. Семью.
  3. Образование.
  4. Государственную заботу и защиту, если ее нет (постоянно либо временно) от родителей.
  5. Свободу выражения мыслей.
  6. Собственное мнение.
  7. Гражданство и имя.
  8. Получение информации.
  9. Защиту от жестокого обращения и насилия.
  10. Медицинское обслуживание.
  11. Досуг и отдых.
  12. Дополнительную государственную поддержку при наличии особых потребностей.

Нормативная база

На национальном и международном уровнях принято большое количество специальных актов. В 1989 году была принята Конвенция. Она состоит из 54 статей. Все положения, включенные в нее, распространяются без исключения на всех детей. В России в качестве основного нормативного документа выступает ФЗ № 124. Его положения устанавливают гарантии прав ребенка в РФ. Они приняты в соответствии с международными актами.

Женевская Декларация прав ребенка

Впервые она была принята в 1924 году. Ее содержание сводилось к описанию пяти положений, обеспечивавших защиту детей от торговли, проституции и рабства. Первая Декларация ООН о правах ребенка стала серьезным прорывом в международном законодательстве. Однако необходима была несколько иная защита несовершеннолетних. Принципы Декларации прав ребенка были доработаны. Новая редакция была принята в 1959 году. В этом документе основные гарантии были зафиксированы в расширенном варианте. Разработчиками была определена ответственность тех, кто обязан обеспечивать, воспитывать, учить несовершеннолетних, но не делает этого. Международная Декларация прав ребенка излагает, таким образом, обязательства взрослых перед детьми.

Преамбула

В этой части провозглашаются основания, по которым принимается Всеобщая Декларация прав ребенка. Этот документ базируется на:

  1. Утверждении народами Объединенных Наций в своем Уставе веры в ценность и достоинство личности.
  2. Решимости содействовать общественному развитию и улучшению качества жизни при большей степени свободы.
  3. Декларации о правах человека, в которой установлено равенство людей вне зависимости от их пола, религии, цвета кожи, расы, политических и прочих убеждений, социального или национального происхождения, имущественного положения и иных обстоятельств.
  4. Том факте, что ребенку вследствие его умственной и физической незрелости требуется социальная забота и охрана, надлежащая правовая защита и до и после рождения. Эта необходимость была зафиксирована в акте от 1924 года и признана в других документах международных организаций и специализированных учреждений, занимающихся вопросами, касающимися благополучия детей.
  5. Утверждении, что ребенок должен получать лучшее, что имеет человечество.

Равенство

Декларация прав ребенка распространяет свое действие на всех детей. Положения документа должны признаваться за всеми несовершеннолетними без исключений и каких-либо различий либо дискриминации по признаку пола, религии, цвета кожи, языка, социального/национального происхождения, рождения, имущественного положения и прочего обстоятельства, относящегося к самому малолетнему или к семье.

Защита

Декларация прав ребенка утверждает необходимость обеспечения специальной охраны законами и прочими средствами. Для несовершеннолетних должны быть созданы благоприятные условия и предоставлены возможности, позволяющие развиваться нравственно, умственно, духовно, физически, здоровым в социальном отношении. Этот процесс должен идти нормальным путем в условиях достоинства и свободы. В ходе принятия законодательных актов для реализации этих задач главным должно быть намерение наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетних.

Социализация и блага

Декларация устанавливает требование о том, что с рождения человек должен иметь право на гражданство и имя. Несовершеннолетнему необходимо предоставлять блага социального обеспечения. Ребенку принадлежит право на здоровое развитие и рост. Для этого специальная охрана и уход (дородовой и послеродовой в том числе) должны обеспечиваться и ему, и его матери. Несовершеннолетнему принадлежит право на надлежащее жилище, питание, медицинское обслуживание и развлечение. Декларация прав ребенка устанавливает требование о том, что неполноценным в социальном, психическом, физическом отношении гражданам до 18 лет должен обеспечиваться специальный уход, забота и образование, необходимые ввиду особенностей состояния.

Гармоничное развитие

Несовершеннолетний нуждается в понимании и любви. В тех случаях, когда это возможно, ребенок должен расти под ответственностью и на попечении родителей в атмосфере любви, материальной и моральной обеспеченности. Малолетний не может быть, кроме ситуаций с исключительными обстоятельствами, разлучен со своей матерью. На публичных структурах власти и обществе лежит обязанность обеспечивать особую заботу детям, не имеющим семьи и достаточных средств для существования. Желательно, чтобы законодательства государств прописывали предоставление многодетным семьям пособия на поддержку несовершеннолетних.

Образование

Декларация прав ребенка устанавливает обязанность государств обеспечить бесплатное и обязательное обучение, по крайней мере, на начальных этапах. Несовершеннолетний должен получить образование, которое будет способствовать его культурному развитию, совершенствованию его личного суждения и способностей, сознанию социальной и моральной ответственности, становлению полезным для общества. Руководящим суждением для лиц, на которых лежит обязанность за обучение, должно быть наилучшее обеспечение интересов детей. Эта ответственность в первую очередь налагается на родителей. Несовершеннолетнему должна обеспечиваться полная возможность развлечений и игр, которые были бы ориентированы на цели, преследуемые обучением. Способствовать реализации права на образование должны органы власти и общество.

Охрана

Дети должны быть при любых обстоятельствах в числе тех, кто первыми получает помощь и защиту. Несовершеннолетних необходимо оградить от всех форм жестокости, небрежного отношения и эксплуатации. Ребенок не может быть объектом торговли ни в каком ее виде. Малолетнего не допускается принимать на работу до достижения им установленного возрастного минимума. Ответственные лица не вправе поручать ребенку занятие или трудовую деятельность, вредные для его образования и здоровья, препятствующие нравственному, умственному и физическому его развитию.

Заключение

Преступления против подростков и детей совершаются повсеместно. Эта проблема стоит перед мировым сообществом в числе первых. Декларация провозглашает требование оградить детей от практики, в рамках которой может поощряться религиозная, расовая или иная форма дискриминации. Несовершеннолетнего надлежит воспитывать в духе терпимости, взаимопонимания, международной дружбы и братства. Ребенок должен пребывать в полном сознании того, что его способности и энергия должны быть посвящены служению на пользу общества. Все лучшее, что присутствует на планете, принадлежит детям, равно как и взрослым. Оно не может быть отнято у несовершеннолетних ни по чьей прихоти. Взрослые несут полную ответственность за обеспечение защиты, заботу, воспитание, материальное содержание, здоровое развитие детей.

Некоторые родители считают, что малыши, не достигшие совершеннолетия, находясь на их обеспечении, должны во всем им подчиняться. Однако это не так. Каждый ребенок, как и взрослый, имеет свои права, которые защищены принципами Декларации прав ребенка. Начальный вариант документа был принят в 1924 году. Женевская Декларация состояла из 5 основных пунктов.

В 1959 году Организацией Объединенных Наций была принята новая Декларация. Обновленная версия документа раскрывает права детей, основываясь на десяти правилах. В ней также оговариваются обязанности взрослых по отношению к несовершеннолетним. Принципы Декларации закреплены в конституциях многих стран.

Самые важные права ребенка, закрепленные законом

С правами детей, которые являются гражданами РФ, можно познакомиться в Семейном кодексе России. Они делятся на личные и имущественные. Полный перечень и краткое их содержание выглядит так:

Краткое содержание 10 принципов Всемирной Декларации прав ребенка

Приняв в 1948 году Всеобщую Декларацию прав человека, ООН сочла необходимым принятие отдельного документа, провозглашающего права детей, особенно нуждающихся в правовой защите «как до, так и после рождения». Коротко рассмотрим самые важные правила Декларации. Их всего 10:

Правило 1. Ни страна, в которой малыш появился на свет, ни цвет его кожи, ни возраст, ни социальный статус не должны отражаться на его правах. Все несовершеннолетние равны между собой и должны иметь равные права, которые никто не должен занижать, ограничивать или отменять.

Правило 2. У каждого человека есть собственное достоинство. У детей оно тоже есть, поэтому каждый ребенок имеет право чувствовать себя значимым. Законодательство должно обеспечить все условия для нравственного, духовного и физического развития подрастающего поколения.

Правило 3. Появившись на свет, каждый ребенок планеты имеет право на собственное имя, которое ему должны дать мать с отцом. От государства он получает гражданство.

Правило 4. Все малыши, как до рождения (находясь в утробе матери), так и после него, имеют право на специальный уход и врачебную помощь, обеспечиваемые государством. Помимо этого у них есть право на жилье и полноценное питание.

Правило 5. В случае, если ребенок неполноценен, он все равно является членом общества и так же, как и другие дети, имеет все вышеуказанные права. Такие малыши требуют особого внимания и заботы. Согласно данному принципу Декларации государство должно предоставлять им специальные образовательные программы.

Правило 6. Ребенок вправе получать любовь отца и матери, их внимание и понимание, а также защиту государства, гражданином которого он является. Малыши имеют право воспитываться в семье, их нельзя без веских оснований разлучать с матерями. Если несовершеннолетний ребенок остался без родительского попечения, о нем должно позаботиться государство.

Правило 7. Каждый несовершеннолетний вправе учиться бесплатно. Данный тезис Декларации ООН утверждает, что начальный уровень образования должен быть доступным и бесплатным для каждого малыша. Детям необходимо предоставить возможность игр и развлечений, соответствующих образовательным целям. Родители, в свою очередь, должны учить своих детей быть ответственными и полезными для общества.

Правило 8. Малолетние граждане имеют право получать помощь вне очереди, если выбор стоит между ними и другими людьми, которые также нуждаются в защите государства. Детство должно быть всегда в приоритете.

Правило 9. Государство обязано защищать детей от жестокого обращения и трудовой эксплуатации. Принцип номер девять гласит о том, что никакой ребенок не должен выполнять вредную, опасную работу, заниматься трудом, несовместимым с его нормальным развитием.

Правило 10. Любая форма дискриминации не должна поощряться воспитывающими ребенка людьми. Десятый тезис особенно актуален сегодня. Чтобы ребенок, подрастая, органично вписался в общество, родители обязаны учить его заботиться о ближних и находить общий язык с окружающими людьми.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение декларации, охраняющей детство?

Казалось бы, семья и школа должны стоять на защите прав ребенка, но все чаще случается так, что именно они становятся главными их нарушителями. Сколько известно случаев, когда детей унижают словесно, бьют по лицу и другим частям тела, ставят в угол, наказывают при всех, заставляют выполнять тяжелую работу за малейшие провинности. Самое обидное – это то, что родители и учителя зачастую считают подобное «воспитание» правильным и не видят в этом ничего противоправного. В этом они сильно ошибаются. Маленький ребенок, как и взрослый человек, все понимает и чувствует, когда его унижают и обижают.

Взрослые должны твердо усвоить, что малейшее посягательство на права детей вредит их физическому, психологическому и нравственному здоровью, и поэтому административно и уголовно наказуемо. Вид ответственности зависит от тяжести причиненного малышу вреда. Если родители плохо исполняют свои родительский долг, их могут лишить прав на ребенка.

Где искать помощи несовершеннолетнему ребенку?

Каждый ребенок нуждается в защите, так как по сравнению со взрослыми он мал и слаб, многого не знает и не умеет. В случае применения к ребенку физической силы либо насилия сексуального характера он не сможет достойно сопротивляться взрослому человеку, поэтому его так просто обидеть и унизить. К сожалению, некультурные и невоспитанные люди часто этим пользуются.

Участились случаи, когда нарушителями прав детей, предусмотренных всемирной Декларацией, являются их родители. Они ведут аморальный образ жизни, избивают малышей и заставляют их попрошайничать. Защитить ребенка от насилия во всех его проявлениях обязано государство.

Взрослые, ставшие свидетелями нарушения прав ребенка (воспитатели в детском саду, школьные учителя, врачи, соседи и т. п.) не должны оставлять подобное без внимания. Несовершеннолетний и сам может обратиться за помощью в органы опеки или иную доступную ему инстанцию. Обращение может быть как письменное, так и устное. Помочь ребенку в сложившейся ситуации смогут такие организации:

  • прокуратура;
  • органы внутренних дел;
  • комиссия по делам несовершеннолетних;
  • центр помощи детям;
  • детский социальный приют;
  • центр экстренной удаленной помощи;
  • органы опеки и попечительства.

Ни одна из выше перечисленных инстанций не вправе отказать ребенку в помощи и оставить его наедине с проблемой. За подобное бездействие законом предусмотрена ответственность.

Права несовершеннолетнего в нашей стране определены не только отечественными законодательными органами, установлены официально на международном уровне в документах Декларация и Конвенция. Женевская Декларация прав ребенка утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года. Декларация представляет собой 10 основных принципов, цель которых обеспечение детям счастливого детства, защиту их прав.

Ребенок как субъект права

Согласно принципам декларации прав ребенка, он считается гражданином, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Государство должно оберегать его права в целях обеспечения условий свободы и достоинства. Статьей 54 Семейного кодекса РФ:

  1. Получать бесплатное образование, различную информацию.
  2. Исключить различные формы дискриминации, неравенства, национального, социального с другими гражданами.
  3. Получать медицинское обслуживание, иметь возможность хорошего досуга, социальное обеспечение.
  4. Иметь общение с родителями в семье, получать их воспитание.
  5. Право свободно выражать свои мысли, собственное мнение.
  6. Быть владельцем собственности, получать ее по наследству.
  7. Право на гражданство, собственное имя и фамилию.
  8. Положенную полноценную поддержку государства, его защиту, если он не получает от отца с матерью.
  9. Сбережение от насилия и жестокости в обращении с ним.

Женевская декларация прав ребенка

Изначальный вариант данного документа был утвержден в 1924г. Он включал 5 пунктов о защите детей от неволи и насилия. Первая декларация организации объединенных наций стала серьезным актом, направленным на защиту несовершеннолетних. В 1959г. документ был расширен. Обязательство за воспитание, обучение детей возложены на взрослых, определены их обязанности перед несовершеннолетними. В 1989г. утверждена последняя Декларация о правах ребенка.

В этой редакции определены десять принципов родительских обязательств. Главный постулат: все лучшее на планете должно принадлежать маленьким гражданам, никто не отнимет и не лишит их этого.

Гарантии компетенций российских детей соответственно с актами международной Конвенции устанавливаются нормативными документами – федеральным законом N 124 и Конституцией РФ.


Краткое содержание 10 принципов

Десять принципов Декларации:

  1. Первый принцип дает равноценные с одногодками права, независящие от цвета кожи, социального положения, места рождения и проживания.
  2. Всех детей должны обеспечивать должным воспитанием, а так же необходимым физическим развитием.
  3. За ними должны быть закреплены имя и фамилия, гражданство страны проживания.
  4. Предусмотрена возможность получения медицинской помощи и социального ухода еще до рождения (во внутриутробный и весь послеродовой период). У маленьких граждан должен быть всегда дом и еда. Большое внимание этот принцип уделяет школьникам, он указывает на обязанность следить за здоровьем, особенно в семьях с низким материальным достатком, предоставить им социальное обеспечение. Цель такой усиленной заботы – предупреждение патологических наклонностей подростков (суицид, садизм, бродяжничество, наркомания).
  5. Дети с психическими и физическими отклонениями в здоровье находятся под усиленным вниманием и опекой ответственных за них лиц.
  6. У всех малолетних есть право быть любимыми и получать опеку от родителей. В случае их отсутствия, семью обеспечит государство, в котором они проживают.
  7. Право бесплатного обучения на основании Федерального закона N 273 и Конституции. Родители обязаны предоставить такую возможность, чтобы вырастить гражданина, полезного обществу. Помимо обучения осуществляется познание окружающего мира в играх, книгах, мультфильмах.
  8. Важный принцип Декларации – уберечь от жестокого обращения и эксплуатации малолетних. Жестокое отношение в виде психического, физического, сексуального насилия применять нельзя! Допустимые методы воспитания – разъяснения, убеждения, уговоры. Случаи жесткости наказываются по закону, предусмотрены строгие наказания в случаях . Насильственными считаются: угрозы, грубость, телесными наказания, унижение достоинства, травмы тела и психики.
  9. Он имеет первостепенное право получать помощь от взрослых и государства, если нуждается в ней.
  10. Все люди имеют право на жизнь без агрессии и войн, мирное небо над головой.

С детства ребенок должен усвоить, что обижать других детей и взрослых, издеваться над немощными и слабыми нельзя. Это
будет основой его поведения в будущем.

Нарушение Декларации

На территории РФ действует целый порядок защиты прав несовершеннолетних с целью предотвращения нарушений закона. Существуют отделы полиции по делам несовершеннолетних, территориальные комиссии, социальная защита органов опеки. Учреждения взаимодействуют между собой, принимают меры профилактики в отношении малолетних.

Нарушителями прав чаще являются школа, семья. В них оскорбляют, унижают, избивают детей, заставляют выполнять тяжелую грязную работу. Основные виновники противоправных действий не считают себя таковыми.

Государством дано право ребенку защищать себя
от деспотизма и произвола взрослых.


Ответственность за нарушение

Существует уголовная и административная. Если обиженный пожалуется представителям органов опеки или отдела полиции, на тревожный сигнал обязаны отреагировать и обеспечить надлежащую правовую защиту несовершеннолетнего. Если обнаружатся на то основания, будет заведено уголовное дело.

За неисполнение родительского долга отца и мать лишают родительских прав. Если это произойдет, органы опеки обязаны защищать права несовершеннолетних. За трудоустройство малолетнего на тяжелое вредное производство до возрастного минимума административное наказание понесет работодатель по статье Кодекса «Об административных нарушениях».

Где найти защиту

Когда попираются права, имеет место насилие над подростками, оказать поддержку должны :

  • центры экстренной помощи (по телефону);
  • правоохранительные органы;
  • органов опеки и попечительства;
  • различные приюты для социально незащищенных слоев;
  • центр реабилитации по оказанию помощи в опасных обстоятельствах.

При аморальном поведении родителей, которые избивают детей, привлекают к попрошайничеству, их могут защитить правоохранительные и другие госорганы.


Декларация и Конвенция

На основе Женевской Декларации была утверждена, доработана и увеличена, с добавлением новых положений , принятая в 1974г., которая содержит 54 статьи. Ее поддержали более 190 стран. Среди них находится Россия. Всех участниц обязали пересмотреть законодательства своей страны, чтобы гарантировать защиту прав подростков. Их здоровье и жизнь зависят от государства и родителей. Действует Конвенция и сегодня.

Декларация и Конвенция прав ребенка определяют основополагающие принципы. Законодатели, руководствуясь ими, издают акты, имеющие силу на территории одного государства. Нарушителей прав преследуют по закону. Недостаток в том, что малолетние не знают об их существовании. Поэтому задача взрослых – научить их в трудную минуту прибегать к помощи при нарушении прав.

Декларация прав ребенка
Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание , что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание , что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание , что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание , что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Консультация для воспитателей
по защите прав ребёнка и правовому воспитанию

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.

Необходимость разработки мер по охране прав ребёнка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка по нескольким направлениям:

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка. К основным международным документам, касающимися прав детей, относятся:

  • Декларация прав ребёнка (1959)
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документаКонвенции о правах ребёнка.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  • воспитание
  • развитие
  • защиту
  • активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).

Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст.19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27, п.2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:

  1. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  2. воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
  3. воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
  4. подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  5. воспитание уважения к окружающей природе.

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).

Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля - Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

По созданию благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

«Понимаем ли мы друг друга?»

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создаёт у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребёнку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», и оттого обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих; ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые находить им замену или компенсацию; ребёнок всё время оценивается: дома, в саду, в школе. При этом нередко наказывают ребёнка за то, что сами взрослые делают безнаказанно. («Мама, я тебя редко ре слушаюсь, а ты меня часто!)

Детские слёзы – часто слёзы обиды и непонимания. Нередко они имеют адресата («Я не тебе плачу, а маме!»)

Из чего складывается понимание?

  • Понимание обязательно включает знания возрастных особенностей: что можно ожидать от ребёнка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется.
  • Включает знание индивидуальных особенностей ребёнка и мужество взрослого эту уникальность в ребёнке сохранять и поддерживать.
  • Знание жизни, мудрость (это то, чем часто обладает старшее поколение, и родители иногда
  • Обижаются: «Вот бы ты меня так воспитывал в своё время, как сейчас внука!»).

Родители дают ребёнку модель отношений с миром и друг с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие, не доверяющие, наказывающие? В авторской ТВ-программе Андрея Максимова «Ночной полёт» от 21.01.2002г. М.М.Жванецкий сказал, что родитель должен не вкладывать в ребёнка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него, родителя, есть. А иначе где ещё ребёнок это увидит? Совесть нам подсказывает, где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития – пожелали не своё, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребёнок должен видеть, что это больно и что родитель признаётся в этой боли, страдая. Взрослый, понимающий душу ребёнка, страдает и в том случае, если причинил страдания ребёнку.

Итак, понимание – это обязательно ещё самопонимание и самовоспитание.

Часто детей воспитываем не по науке (а кто её знает?), а по вере, той вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали. И нередко в таких программах желание взять реванш, отыграться (ведь теперь я царь и бог!). За такой установкой трудно разглядеть индивидуальность ребёнка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребёнок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках. Вырастить же детей, ничем не поступаясь, невозможно.

Но бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это тоже вариант непонимания ребёнка. Непонимания, которые ведут к неуправляемости и к тому, что ребёнок плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять близкие.

Приведём высказывание по этому поводу Симона Соловейчика «Родители, которые для ребёнка являются источником напряжения, неудовольствия, неудобств, опасности, похожи на радиостанцию, которую никто не ловит, хотя она тратит огромную энергию»

Воспитание – это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным…

Но при этом он будет ещё и самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребёнок хоть и является продолжением родителей, всё же не их точная копия. Порой он берёт какие-то качества от обоих родителей, иногда – не самые лучшие. Но это как раз ваше – что ж на ребёнка сердиться? теперь ему надо помогать!

Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!

Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребёнка, понимания жизни. Ребёнка важно не только понимать, но и уметь выразить своё понимание, чтобы ребёнок понимание чувствовал словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное – неравнодушием и трудом.

  1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить .
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
  9. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  10. Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
  11. Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечи сленных мер.



Просмотров