Что входит в предмет криминологии. Понятие, предмет и методология криминологии

Криминоло́гия - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения.

Предмет криминологии–круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте. Предмет криминологии– исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из 4-х основных элементов:

1)преступность –социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях.Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности– система негативных экономических, демографических,психологических,политических,организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4)предупреждение(профилактика) преступности– система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Функции :

Описательная - отражает явления и процессы, входящие в предмет криминологии, на основе собранного практического материала.

Объяснительная - позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности.

Прогностическая - определяет возможное развитие явления или процесса.

Программно-преобразующая - позволяет реализовывать программу результатов криминологического познания, полученных с помощью первых трех функций, в реальной действительности.

Методы изучения криминологии:

1)наблюдение–непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2)эксперимент– проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

3)опрос– метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях. Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов(заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4)анализ документальных источников информации криминологического исследования– необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5)моделирование– способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

2. Предмет криминологии. . . . . . . . 4 а) преступность. . . . . . . . . 4 б) причины преступности. . . . . . . 7

в) личность преступника. . . . . . .
11 г) предупреждение преступника. . . . . .
12
Заключение. . . . . . . . . . .
13

Список литературы. . . .. . . . . .
14

ВВЕДЕНИЕ

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos"
(учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности".
Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.

Таким образом, можно определить криминологию сугубо с практической точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это
- весьма общее понятие. Более конкретно, можно сказать, что криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

Важно отметить, что понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности.
Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания криминологии необходимы не только сотрудникам внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции и другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.

Наука криминология имеет сложную структуру. В своей работе я хочу рассмотреть базовый вопрос - понятие криминологии и ее предмет, т.к. эти вопросы являются основными вопросами любой науки.

1. Понятие криминологии.

Впервые термин " КРИМИНОЛОГИЯ " появился на страницах печати в конце девятнадцатого столетия. Сначала под ним понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). О чем, в частности, можно прочитать в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям:

Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

Представители второго направления включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта концепция возникла в первые годы нашего столетия.
Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915). Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику, пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г.Гросса об объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с включением науки о следствии и пенологии" в единую систему криминологии нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века, что на наш взгляд, внесло много путаницы.

Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической школы уголовного права, рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой.

Как можно заметить, два последних направления объединяет одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что объясняется их единой средой возникновения. Обе они возникли в силу необходимости обеспечения потребностей практики познать причины такого опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные методы борьбы с ней. Причем в период своего возникновения они не имели определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на последующий подход к проблеме связи между криминологией и криминалистикой.

Четвертое направление отражает современные тенденции развития криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

Последнее - пятое направление рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской правовой школы.

Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время, придерживаясь консервативных взглядов, незначительно изменили свои взгляды на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебников его основными составными назывались: преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступности.

Проанализировав различные взгляды на понятие и предмет
Криминологии, я бы определила Криминологию как науку, изучающую преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности.

2. Предмет Криминологии

Исходя из приведенного определения, в предмет изучения криминологии входят четыре составляющие:

Преступность

Причины преступности

Личность преступника

Меры предупреждения преступности.

Преступность

Основным элементом науки криминологии является преступность как исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой целостную совокупность множества преступлений, совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период времени. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. Правонарушения, не образующие состав преступлений, но тесно связанные с ними, рассматриваются при анализе причин и условий различных видов преступлений.

В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям и характеризуется такими количественно качественными показателями, как уровень, структура и динамика.

Уровень преступности является количественной характеристикой, измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах преступности. Официальная статистика использует два показателя:

Количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и

По данным о судимости.

Уровень исчисляется из количества преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное число жителей, например, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уровень преступности в данном толковании и называется коэффициентом преступности.
Он рассчитывается по формуле:

К = П Х 1 000 (10 000 или 100 000)

где К - коэффициент преступности,

П - число преступлений

Н - численность населения (в целом или в возрасте от 14 лет и старше).

Коэффициенты позволяют сравнивать интенсивность преступности в разных административно-территориальных единицах с различной численностью населения, а также в разные периоды в одном и том же районе, области с учетом изменения численности населения.

Структура преступности раскрывает внутреннее содержание преступности, соотношение групп или отдельных видов преступлений в общем их числе за определенный период времени на определенной территории, выделенных по разнообразным группировочным признакам: уголовно-правовым, криминологическим, социально-демографическим и др. От того, какова структура преступности, должно зависеть и “направление главного удара” в борьбе с ней.

Показатель структуры определяет удельный вес (долю) тех или иных преступлений (либо преступников), которые называют видами преступности, в общей совокупности преступлений (преступников), взятых за 100%.

В своей работе я хочу остановиться на таких показателях структуры преступности, как ее "география”, “экология” и “топография”.

География преступности занимается проблемами пространственно- временного распределения девиантности, делинквентности и преступности
(места преступлений, места жительства преступников) в мире, частях света, государствах, городах и в сельской местности (например, в районах, граничащих с бывшими республиками СССР и пр.). Она изучает также проблемы наличия чувства безопасности (вопрос о страхе населения перед преступностью, отношение к уголовной юстиции, риска стать жертвой преступления). Она выясняет также влияние социальной структуры того или иного района на уровень и характер преступности, устанавливает пределы и направления перемещений преступников (от места жительства к месту преступления и обратно), изучает региональные различия в реакциях на преступность.

В отличие от этого экология преступности исследует взаимодействие среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира, структуры строительства - с одной стороны, и человеческих переживаний
(виктимизация - страх перед преступностью) и преступного поведения - с другой.

Топография преступности сосредотачивается на анализе мест преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, и в магазинах, и в гостиницах, и в больницах.

Последней характеристикой преступности является - динамика преступности, то есть изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.), т.е. темп и направление изменений основных черт совокупности преступных деяний. Анализ динамики преступности в научно-практическом отношении имеет, по меньшей мере, две цели:

1. Дать представление об изменениях показателей за прошедший период, выявить тенденции и закономерности этих изменений;

2. На их основе осуществить прогноз о возможном характере преступности в ближайшем и отдаленном будущем, что является основой необходимого оптимального криминологического планирования мероприятий по борьбе с ней.

Причины преступности

Причины преступности - представляют собой совокупность социально- негативных экономических, демографических, идеологических, социально- психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят
(детерминируют) преступность как свое следствие.

Наряду с собственно причинами преступности предметом криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.

Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд
(иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер - не оказывают непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере межличностных отношений в коллективе пограничной заставы). Особое значение имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.

Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация. Каждое направление криминологической мысли
(школы) проводят их по различным критериям, исходя, прежде всего, из своего предмета исследования. Российские криминологи используют классификации по различным критериям.

1. Классификация “по уровню действия (субординации)». С этой точки зрения следует различать несколько видов этого подхода. Первый из них:

Причины и условия преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности общественно-опасных деяний - преступлений;

Причины и условия различных групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);

Причины и условия отдельных видов преступлений - убийств, хулиганства, воинских и пр.

Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

Уровни эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности на каждом из них не тождественно.

На обще социальном уровне мы выявляем наиболее общие причины и условия, с которыми связано само существование преступности в данных исторических условиях.

На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов.

На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального, субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение обстоятельств и т.п.). Вместе с тем обще социальные причины и условия преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные индивидуальные причины и условия “складываются” в обще социальные.

Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.

Выявление причин и условий конкретного преступления (индивидуальный уровень) подчинено непосредственно практическим - правильному решению каждого конкретного дела, индивидуализации к субъекту интереса и устранению обстоятельств, способствующих совершению им данного преступления. Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно- практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:

Политические;

Экономические;

Идеологические;

Социально-психологические;

Организационно-управленческие.

3. Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления, побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами.

Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами. Это психологическая классификация:

Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)

Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и пр.)

4. Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.

Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.)

Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.)

Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.

В свою очередь условия классифицируют на:

Формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и

Способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии организации и управления).

5. И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:

Причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);

На всей территории государства, отдельных его регионах и специфических зонах (республики, портовые города, курортные зоны, прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный, локальный характер.

Личность преступника

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.
Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

Личность преступника изучается как система социально- демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально- психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Такое понятие личности преступника «имеет формальный оттенок». Поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально- психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

Данное положение относится не только к злостному, но и к, так называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь. То есть в предмет рассматриваемой отрасли научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию.

В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

Предупреждение преступности

Все, что рассматривалось выше о преступности, ее причинах, личности преступника в конечном счете преследует цель – овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступности.

По своей сути предупреждение преступности или иначе называемая - профилактика преступности (эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими) - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением, как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо заметить, что все рассмотренные основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во- вторых, изучаются не только этой наукой. Например, преступность может привлекать внимание социологов при исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

Но специфика криминологического подхода к изучению указанных выше явлений проявляется в следующем:

1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность.

2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.

3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.

4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения
(социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.).

Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется историей криминологической науки, организацией и методикой изучения преступности, криминологическим прогнозированием и т.п. В настоящее время этот вопрос остается открытым и мы можем лишь наблюдать за его решением, определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как социально-правовой науке, которая изучает сущность, закономерности и формы проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность преступника и других категорий правонарушителей, могущих встать на преступный путь, а также систему предупреждения преступности и на этой основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологической профилактики.

Список литературы
1. Криминология М., Изд. Московского университета, 1984;
2. Криминология М., Юридическая литература, 1988;
3. Холыст Б. Криминология. Основные проблемы. М., Юридическая литература,
1980;
5. Четвериков В.С. Криминология. М., ИНФРА-М, 1996.

-----------------------
Стручков Н.А. «Проблема личности преступника» Л.,1983
Антонян Ю.М. Изучение личности преступника М.,1982, с.45


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Элементы предмета криминологии

Основным элементом предмета криминологии является преступность как особое социально-правовое явление

1) преступность – социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных вданном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях. Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности – система негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4) предупреждение(профилактика) преступности – система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Криминология в России развивалась поэтапно:

1) до 1917 г . (дореволюционная Россия). А. Н. Радищев впервые в России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений. А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский критиковали общественный строй России и преступность как порождение этого строя. В начале XX в. сформировалось классическое направление в уголовном праве. В трудах ученых нашли отражение и некоторые вопросы криминологии;

2) этот этап можно условно разделить на два периода:

а) 1917 – начало 1930-х гг. Криминологические проблемы исследовались в рамках общей части уголовного права, т. е. как отрасль уголовного права. В 1922 г. в Саратове впервые был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения. В 1923 г. в Москве, а затем и в Киеве, Харькове, Одессе возникли кабинеты по изучению личности преступника. В 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД. В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование, на то были политические причины (считалось, что социализм не имеет собственных причин преступности и поэтому не нужны криминологические исследования);

б) начало 1930-х – начало 1990-х гг. В 1930–1940 гг. криминологические исследования носили полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью и организовывались правоохранительными органами. В 1963 г. на юридическом факультете МГУ был прочитан первый в России курс криминологии, а с 1964 г. он стал обязательным для всех. Получил свое развитие взгляд на криминологию как на самостоятельную науку, основоположником которой стал А. Б. Сахаров. В 1970-1990-е гг. интенсивно исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения преступности, преступности несовершеннолетних, организованной и насильственной преступности, рецидивной преступности, экономических и других корыстных преступлений, неосторожной преступности;

3) с начала 1990-х гг . до сегодняшнего времени. В этот период были сформированы такие частные криминологические теории, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т. д. Научные криминологические разработки основываются на новых экономических отношениях. Анализируется многолетний опыт зарубежных стран в области борьбы с преступностью. Началось преодоление отчуждения отечественной криминологии от мировой, что позволило рассматривать криминологию как мировую проблему. Данный этап ознаменовался созданием Российской криминологической ассоциации и Союза криминалистов и криминологов. Сегодня существуют центры по изучению организованной преступности в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске.

Криминология — это наука о закономерностях возникновения и развития преступности , ее причин и условий, личности преступника и механизма преступной деятельности, криминальной жертвы, основах профилактики преступлений и иных правонарушений , анализа (разведки) негативных социальных явлений и процессов, организации противодействия преступности и осуществления антикриминогенной политики.

Криминология как наука возникла в последней четверти XIX в. Именно в это время сошлись три вектора общественного развития, необходимых для появления любой науки: социальный интерес к определенной сфере знаний, требования объективно складывающейся ситуации, наличие соответствующего интеллектуального потенциала. Эти три вектора по отношению к криминологии выразились во внимании общества к учению о личности преступника, распространенности преступного поведения в различных формах, в появлении плеяды ученых, предлагавших творческие подходы к познанию криминальной проблематики.

Криминология — комплексная междисциплинарная наука, синтезирующая результаты исследований других наук применительно к собственному предмету.

Наука криминология имеет свою структуру — Общую, Специальную и Особенную части. Общая часть включает теоретические разделы (блоки), состоящие из учения о преступности и ее причинах, о личности преступника и механизме преступного поведения, о жертве преступления, основах антикриминогенной политики. В этой части раскрываются также методология и методика разработок прикладной криминологии, предполагающей формирование криминолога-исследователя, обладающего навыками сбора, анализа, интерпретации эмпирической информации, криминологического прогнозирования, планирования и менеджмента . Специальная часть исследует частные криминологические теории (экономическая криминология, этнокриминология, политическая криминология, криминология организованной преступности, медицинская криминология, спортивная криминология и др.). Материалы по конкретным направлениям борьбы с преступностью, имеющие практическую направленность, объединены в Особенной части криминологии. Она содержит разделы, посвященные криминологической характеристике и предупреждению преступности несовершеннолетних , рецидивной преступности, преступности мигрантов и др.

Следовательно, криминология имеет теоретическое и практическое значение.

Теоретическое значение криминологии определяется криминализацией многих сфер общественных отношений (международных, политических, экономических, правовых и т. д.) и повышением потребности в криминологических знаниях на всех уровнях принятия управленческих решений. Обладать криминологическими знаниями, навыками — это императив, диктуемый современным состоянием преступности в стране и мире.

Практическая значимость криминологии заключается в разработке стратегии противодействия преступности (в глобальном, федеральном и региональном масштабе), а также рекомендаций, направленных на предотвращение и пресечение преступлений. Криминологические исследования обладают большим законотворческим потенциалом, сигнализируя о тех правовых пробелах, которые должны быть заполнены в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, и конструктивных недостатках законодательства, требующих коррекции. Большой практической значимостью характеризуются усилия криминологов, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.

Криминология — наука для специалистов в области социального менеджмента. В современных условиях тотальной криминализации общественных отношений без криминологических знаний, умений и навыков эффективный социальный менеджмент невозможен.

Криминология как теоретическая наука реализует четыре функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую), прогностическую (футурологическую) и практическую (прагматическую). Изучение явления предполагает его описание, полученные сведения требуют анализа и интерпретации, формулирование выводов нуждается в прогностическом обосновании, а разрабатываемое решение должно быть конструктивным.

Криминология как практическая деятельность связана с осуществлением следующих функций: аналитической, прогностической, нормотворческой, экспертной, политической, международно-правовой, правоприменительной. Аналитическая разведка, прогнозирование преступности, инициирование совершенствования правовых норм и участие в их разработке, криминологическая экспертиза нормативных правовых актов , определение стратегий декриминализации властных и экономических отношении, противодействие транснациональной преступности, оптимизация применения уголовноправовых, уголовно-процессуальных, административно-правовых и других норм — вот далеко не полный перечень задач, решаемых практической криминологией.

Криминология является понимающей наукой, поскольку стремится познать закономерности осмысленного человеческого поведения в социальноправовом контексте.

Криминология устанавливает закономерности, которые связаны:

  • с индивидуальным отклоняющимся (прежде всего, преступным) человеческим поведением;
  • массовыми социальными отклонениями;
  • последствиями нарушений нравственных императивов и уголовно-правовых норм;
  • социальной дезорганизацией;
  • возможностями личностной и социальной реабилитации;
  • восстановлением разрушенной государственности.

Она определяет требования к государственному строительству, соблюдение которых приводит к снижению криминогенного личностного и социального потенциала, а нарушение — к его повышению, а в дальнейшем — к кризису, распаду и самоуничтожению.

Предмет криминологии составляют история науки и перспективы ее развития, преступление и механизм преступной деятельности, личность преступника, преступность и ее причины, основы виктимологии, криминологическое прогнозирование и планирование, отдельные группы и виды преступности, их предупреждение.

Изучение истории науки криминологии позволяет установить условия и закономерности ее возникновения, очертить круг гуманистических идей в борьбе с преступностью и обращении с преступниками, представляющих общечеловеческую ценность, разработать критерии определения ложных взглядов, наметить перспективы криминологических исследований в направлении гуманизации социальных отношений.

Криминология, как и другие науки криминального цикла, изучает преступление. Преступление является предметом не только криминологии, но и уголовного права , криминалистики , уголовного процесса . Однако только криминология изучает преступление с позиций его генезиса, установления тех закономерностей, которые приводят человека к совершению преступления.

Криминология разрабатывает основы прогнозирования преступности, ее отдельных видов, индивидуального преступного и виктимного поведения, криминологической обстановки, антикриминогенной государственной политики — словом, всего, что представляет криминологический интерес и может быть использовано для обеспечения социального контроля над преступностью. В связи с этим большое прикладное значение имеет криминологическая разведка — сбор, анализ и интерпретация информации о криминализации общественных отношений, угрозах и рисках криминологической безопасности, реальном состоянии преступности, криминалитете, его статусе и возможностях противодействия правопорядку .

Криминология создает теоретические основы криминологического планирования, определяя его принципы, структуру и содержание. Криминология принимает участие в разработке стратегических основ противодействия преступности (включая предупреждение, борьбу и минимизацию последствий), генеральных направлений антикриминогенной политики, механизма обеспечения социального контроля над преступностью, ее отдельными группами и видами.

Методология криминологии

Методология криминологии основана на диалектическом методе познания, который считает фундаментальными идеи всеобщей взаимосвязи явлений, развития, неразрывности материального и идеального.

Идея всеобщей взаимосвязи явлений наиболее плодотворно реализуется в рамках системно-структурного подхода: именно в таком подходе синтезируются многие стороны диалектического метода. В основе методологии системного анализа лежит представление о системе — совокупности взаимосвязанных элементов, обладающих новым качеством. Именно появление новых свойств в образуемой совокупности элементов дает основание констатировать наличие системы и утверждать необходимость применения системного подхода.

Системный подход показал свою действенность как в процессе теоретического анализа (например, условий дезорганизации различных социальнополитических систем), так и в ходе конкретных разработок (в частности, при создании целевых комплексных программ борьбы с преступностью). Возрастание роли системного подхода в последние десятилетия обусловлено усложнением общественных процессов, необходимостью поиска адекватных форм для выражения сложных и сверхсложных структур, зависимостей и отношений человеческой деятельности, стремлением создать инструмент интегрального видения реальности. Криминализация различных сторон государственной и общественной жизни приводит к пониманию активной роли криминальных отношений в функционировании социального организма, наличию прямых и обратных связей между преступностью и криминальным поведением, с одной стороны, и политикой, экономикой , социальной психологией, юридическим регулированием — с другой. Преступность в настоящее время выступает мощным деструктивным фактором жизнедеятельности любой социальной системы, и важно установить каналы и степень соответствующего неблагоприятного воздействия.

Сотрудничая с философией, криминология создает нравственно-этические, мировоззренческие основы противодействия преступности .

Используя результаты исторических, экономических, социологических научных исследований, криминология познает причины преступности.

Взаимодействуя с антропологией, демографией, криминология разрабатывает учение о личности преступника.

Участие криминологов в разработке и реализации любого социального проекта обеспечивает эффективность его осуществления.

Без знания криминологии невозможно быть успешным политиком, бизнесменом, руководителем. Криминология — наука для организаторов, управленцев. Чем выше уровень руководителя, тем в большей степени ему необходима криминологическая компетентность. Овладение криминологическими знаниями, умениями и навыками — непременное условие профессионального роста в любой сфере правоохранительной деятельности.

Наука условно делится на три ее фундаментальные отрасли: естественные, общественные и технические, которые различаются по своим предметам и методам. По отношению к практике принято подразделять отдельные науки на фундаментальные и прикладные . Фундаментальные науки открывают законы, управляющие поведением и взаимодействием базовых структур природы, общества и мышления. Цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

В науках также выделяют эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания о природе, обществе и человеке. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью научных методов. Устойчиво повторяемые связи между ними выражаются в эмпирических законах, что дает возможность теоретического описания изучаемых объектов, явлений и процессов.

Криминология относится к общественным наукам с эмпирическим уровнем знаний, но, на наш взгляд, с тенденцией формирования теоретического уровня познания ее предмета.

Криминология (от лат. crimen - преступление и греч. logos - учение) - это наука о преступлении в узком смысле слова или наука о преступности в широком смысле слова. От единичного понимания преступности криминология перешла к преступности как массовому социальному явлению.

Криминология стала как бы общетеоретической наукой для наук так называемого криминального цикла. Отечественная криминология вышла из науки уголовного права. Она имеет свой объект, предмет и метод научного познания.

Становление криминологии как науки связывают с появлением в 1885 году книги итальянского ученого Р. Гарофало под названием «Криминология».

В литературе криминология стала представлять собой науку, которая изучает преступность, ее причины, личность преступника, а позднее и предупреждение преступности.

Место и роль конкретной науки среди других наук определяет ее предмет и метод.

Предмет криминологии как науки - это закономерности: преступности во всех ее проявлениях; детерминации и причинности преступности; подверженности преступности различным воздействиям .

Отсюда видно, что основным компонентом предмета криминологии является сама преступность , закономерности, законы, принципы и свойства возникновения, изменения и существования ее в обществе. Криминологи выделяют ряд признаков преступности: ее общественная опасность, как социально-правовое явление, их историческая неизбежность, преходимость и воспроизводимость.

Главным признаком среди них является общественная опасность . Единичное преступление как единичный факт сам по себе не представлял бы опасность для общества, если бы не все возрастающая совокупность единичных преступлений, которая стала все менее неуправляемой. Преступность стала разрушать установившиеся связи и отношения между людьми в обществе, обществом и государством, государством и природой, чем стала представлять всеобщую опасность.

Преступность представляется еще и как социально-правовое явление. Отечественная криминология рассматривает только то деяние среди множества отклоняющихся форм поведения, которое оговорено только уголовным законом, то есть только преступное деяние.

Преступность не только исторически неизбежное , но, одновременно, исторически преходящее явление . Историческая неизбежность появления преступности связана с возникновением государства, государственного аппарата, уголовных законов, с помощью которых управляется жизнь общества. Даже при отсутствии уголовного закона преступность как негативное социальное явление остается. Поэтому всегда возникает необходимость в законодательном определении негативных форм поведения, за которые наступает уголовная ответственность.

На нынешнем этапе развития преступности ученые подметили ее способность к само- и воспроизводству . Преступность, будучи порождением общественных условий жизни, превратилась в самостоятельное явление, которое активно влияет на причины и условия ее порождения, как самостоятельного явления. Преступность на нынешнем этапе своего развития вплетена в систему общественных связей и стала неотъемлемой частью социальных отношений и порождается ими.

В таком понимании преступность - это общественно опасное, негативное социально-правовое явление, порожденное обществом, ставшее самостоятельным воспроизводимым явлением, которое требует постоянного контроля над собой .

Другой составной частью предмета криминологии является причина преступности . Причина - это явление, повлекшее за собой другое явление, которое называется - следствием . При этом причина вызывает определенное, соответствующие только ему следствие. Причинно-следственные связи зависят от их условий и поводов. Проблема причинности - одна из ключевых в криминологии. Нельзя отрицать, что преступность со временем меняется. Источником изменений являются все же установившиеся причинно-следственные связи и отношения, что не исключает влияние на нее и других видов связей и отношений.

В настоящее время в криминологии приемлемым считается деление причин преступности на: а) причины преступности как социального явления; б) причины отдельных видов преступности и в) причины конкретных преступлений, а также г) условия, способствующие совершению преступлений. Но это уголовно-правовой подход.

В криминологии применяется более широкое понятие связей явлений и отношений как детерминирующие, и соответственно используется новый термин - криминологические (криминогенные) детерминанты преступности .

Далее, в качестве составляющей в предмет криминологии входит личность преступника . Утверждается, что лицо, совершившее преступление, наделено повышенной степенью общественной опасности, которая влияет на выбор преступного варианта поведения. Своей «антиобщественной» (преступной) направленностью поведения такое лицо и отличается от других людей.

Однако антиобщественное (преступное) поведение проявляется при определенных социальных условиях развития личности. Поэтому понятие «личность преступника» в уголовном праве было заменено понятием «лицо, совершившее преступление», как наиболее точно отражающее существо проблемы. В этом случае криминолога интересует не сама по себе личность лица, совершившего преступление, а во взаимосвязи лица с его средой жизнедеятельности. В научной и учебной литературе традиционно встречается термин «личность преступника», но он уже имеет другое содержание.

Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности . Существование научного подхода к понятию комплексности причин преступности, позволило говорить о трех уровнях ее предупреждения: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном. Отечественными криминологами была разработана даже теория предупреждения преступности , в основе которой лежит идея управляемости общественными процессами и человеком. Но в настоящее время она не культивируется правоохранительной практикой как это было в последние годы советской власти.

Новым направлением в исследовании предмета криминологии является учение о жертве преступления или виктимология . Исследования показывают, что поведение преступника во многих случаях обусловлено поведением потерпевшего.

Всеобщим методом познания преступности и детерминирующих ее факторов в отечественной криминологии признается диалектический материализм. Метод - это прием, способ научного познания объекта исследования. Объектом познания криминологии как самостоятельной науки является сама преступность во взаимосвязи с другими социальными явлениями и процессами.

Как наука о преступности криминология использует общенаучные (философские) методы ее познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование, исторический метод, системный анализ и др.).

Криминология для научного познания использует также методы для получения знаний эмпирического и теоретического уровней. Для эмпирического уровня используется метод наблюдения, описания, сравнения, экспериментальный метод. Для теоретического уровня знаний применяется метод восхождения от абстрактного к конкретному, формализации, исторический, логический.

Методика - это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, причинах и личности преступника. Для конкретной цели исследования используются методы других наук. В частности, при работе со статистическими данными о преступности, детерминирующих ее факторах применяют всевозможные статистические, социологические методы. Для изучения личности преступника и жертвы преступления используются психологические методы и конкретные методики.

Только криминология как комплексная наука о социально-правовом явлении - преступности рассматривает преступность и преступление в единой системе: человек - общество - природа. Поэтому изучение преступности находится в неразрывной связи с другими науками, изучающими общество и природу.

Отсюда криминология тесно связана с общественно-правовыми науками: во-первых, науками так называемого криминального цикла (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, прокурорским надзором), юридической психологий, юридической конфликтологией; во-вторых, политическими науками и т.д.; естественными науками (математикой, статистикой, географией и т.п.).

Современная криминология как наука о преступности стоит на пути разделения ее на Общую и Специальную части.

В Общей части рассматриваются общетеоретические вопросы. В нее включаются вопросы о понятии, предмете, методе и задачах криминологии; истории и состояния криминологии; раскрываются понятия о преступности, причинах преступности и ее предупреждении, личности преступника; рассматривается методология, методы криминологии и методики криминологических исследований, прогнозирование состояния и тенденций преступности, теоретические модели программ борьбы с нею.

В Особенной части отдельными блоками рассматриваются различные виды преступности (насильственная, экономическая, неосторожная, организованная, профессиональная, рецидивная), а также преступность несовершеннолетних, неосторожная преступность. В отдельных учебных изданиях предлагаются к изучению новые криминологические направления: семейная, политическая, коррупционная, пенитенциарная, экологическая, женская, теологическая и т.п. криминология. Обособленно стоит вопрос о международном сотрудничестве в борьбе с преступностью.

С учетом разного уровня научного познания преступности и детерминирующих ее факторов перед криминологией стоит теоретическая и практическая цели.

Теоретическая цель криминологии как науки проявляется в формулировании желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью. Практическая цель криминологии состоит в выработке научных и практических рекомендаций, положений и выводов по повышению эффективности этой борьбы.

Отсюда следуют задачи криминологии:

  • · изучать детерминирующие факторы, влияющие на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
  • · проводить социально-криминологическое исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
  • · изучать личность преступника, выявлять механизм совершения конкретного преступления, классифицировать виды преступных проявлений и типы личности преступников;
  • · определять основные направления и меры предупреждения преступности.

Для выполнения поставленных задач криминология осуществляет следующие основные функции: описательную, объяснительную и прогностическую.

Описательная функция состоит в систематическом описании элементов предмета криминологии на основе научно установленных фактических данных о них. Объяснительная функция осуществляется с целью выяснения характера описываемых криминологических явлений и процессов, их особенностей. Прогностическая функция состоит в определении возможного развития таких явлений или процессов.



Просмотров