Что входит в правовую систему. Понятие правовой системы

!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

  • право;
  • правотворчество;
  • правосудие;
  • юридическая практика;
  • правоотношения;
  • субъективные права и обязанности;
  • правовые учреждения;
  • законность;
  • правосознание и др.

Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.

Блоки правовой системы:

  1. нормативный;
  2. правообразующий;
  3. доктринальный (научный);
  4. статистический;
  5. прав и обязанностей и др.

Ценность правовой системы - в системном подходе.

Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.

Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений".

Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, ), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, принципов, и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Это позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существенные корреляционные, субординационные и другие связи и отношения между целым и его частями, а также последних между собой, точнее определить место и роль каждого звена системы в общей работе всего правового механизма, находящегося в распоряжении государства. Поэтому интегративный подход к правовой системе - единственно возможный.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.

Естественно, что функционирование такой системы - сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим , социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

Категория надстройки "раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры" (В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев). Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными и иными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости - со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного способа производства, данного общественного строя. Перед нами - правовая сфера жизни общества.

Роль права в правовой системе

Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Понятие правовой системы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие правовой системы
Рубрика (тематическая категория) Государство

Правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития какой-либо страны.

Правовую систему крайне важно отличать от системы права, правовая система гораздо шире. Она охватывает:

1. Систему права.

2. Систему законодательства.

3. Правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные).

4. Правовые понятия, принципы, символику.

5. Правовую политику, идеологию, культуру.

6. Юридическую практику.

Понятие правовая система позволяет охватить всœе правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. Сегодня существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи.

Другой вариант ответа. Право как явление мировой культуры включает множество пра­вовых систем, которые отличаются большим разнообразием, специфи­кой, подчас уникальностью.

Подходы к понятию правовой системы . Существует два различ­ных понятия правовой системы:

Широкое.

В узком смысле под правовой системой принято понимать право опре­делœенного государства, терминологически обозначаемое как "нацио­нальная правовая система". Национальная правовая система - это кон­кретно-историческая совокупность права (законодательства), юриди­ческой практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).

В широком значении понятие "правовая система" используется как собирательное понятие. Терминология здесь весьма разнообразна: "семья правовых систем (Р. Давид), "правовые круги" (К.О. Эберт и М. Рейнстайн), "форма правовых систем" (И. Саба), "структурная общность" (С.С. Алексеев). Наиболее распространен термин "правовая семья". Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделœен­ная на базе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Правовая система и право . Понятия "право" и "правовая систе­ма" - это часть и целое. В случае если под правом принято понимать система обще­обязательных юридических норм, установленных и обеспеченных го­сударством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действи­тельность. Правовая система отличается и от системы права. Система права - это строение права, выражающееся в разделœении единого пра­ва на взаимосвязанные отрасли права и институты. Правовая система -это более широкое понятие, охватывающее всœе правовые явления, и соответственно - это структура правовой реальности.

Понятие правовой системы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие правовой системы" 2017, 2018.

  • - Понятие правовой системы

    Соотношение системы объективного (позитивного) права и системы законодательства Система объективного (позитивного) права- это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового... .


  • - Понятие правовой системы и его содержание. Основные правовые системы современности.

    В различных странах существуют различные национальные правовые системы. Их особенности определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического содержания и т. д. В современном мире насчитывается около... .


  • - Понятие правовой системы

    Важнейшей категорией правоведения, характеризующей право, его действие во всей полноте, является категория «правовая система». Это широкая категория, объединяющая в своем содержании и право, как явление, и систему права, как его структуру, и формы права, и правовое... .


  • - Вопрос 79: Понятие правовой системы: основные элементы, виды.

    Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система характеризует всю... .


  • - Понятие правовой системы.

    Лекция № 3. Понятия правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии Правопорядокпредставляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей. ... [читать подробнее] .


  • - Понятие правовой системы общества: элементы и основные черты.

    Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность прав, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: 1) право (законодательство); 2) юридическая... .


  • Дата написания: 2014-04-29


    Право, как бы его не упрощать, все равно остается достаточно сложным социальным явлением. В разных частях земного шара оно возникает, проявляет себя и изменяется по разному. Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья. Правовые семья или по другому правовые системы имеют в основе своей общие для всех национальных правовых систем (входящих в группу) характеристики, если несколько упростить и обобщить, то можно сравнить правовые системы по трем составляющим: правопонимание, правотворчество и правоприменение.

    Необходимо отметить, и правовая система не являются синонимами и не тождественны по содержанию. Система права является лишь одной из составляющих правовой системы, которая по структуре гораздо сложнее и объемнее. Данные правовые понятия соотносятся между собой как часть (система права) и целое (правовая система).

    Правовая система общего права

    Правовая система общего права зародилась в Англии и по сути изначально представляла собой классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судьями. Другими словами, для общего права в чистом виде справедливо выражение: "судебная защита предшествует праву". Это означает, что право изначально как бы не определено, оно зарождается в судебных прецедентах. В результате этого, в странах с англосаксонской системой основным источником права в большинстве случаев являются нормы, которые сформулированы судьями и выражены в судебных прецедентах. Конечно, это не исключает важной роли статутного (законодательного) права, однако его роль во многих случаях является как бы вторичным по отношению к прецедентному праву.

    В связи с этим, подход к праву у юристов англосаксонского права имеет свою специфику, если юрист континентального права рассматривает в целом право как совокупность предустановленных правил, то для англичанина, например, право – это в основном то, к чему в конечном счете придет судебное разбирательство. Первые интересуются прежде всего тем, как регламентирована сама ситуация, последние - направляют свои силы на то, чтобы понять в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению. Согласитесь это далеко не одно и тоже.

    Структура англосаксонской правовой системы менее упорядочена, дифференциация на отрасли и институты не имеет выраженного характера, деление права на публичное и частное отсутствует.

    Для понимания функционирования англосаксонской правовой системы необходимо обратиться к понятию прецедента, которое является исходной точкой в ее развитии. При разбирательстве любого судебного дела, безусловно, полного совпадения обстоятельств разных дел практически не бывает. Это очевидно, жизнь гораздо шире, устанавливаемых нами шаблонов. Однако ряд обстоятельств все-таки имеют некоторые закономерности. Задача судьи найти эти обстоятельства. Это в его компетенции и на его усмотрение признать те или иные фактические обстоятельства сходными или нет, от этого в конечном счете и зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья в англосаксонской правовой семье, если можно так выразиться, более "свободен" что-ли во время судебного разбирательства в плане понимания и трактовки права.

    Иногда судья находит аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они казалось бы не совпадают. А бывает и так, что судья вообще может не найти никакого сходства обстоятельств. В этом случае, если рассматриваемая ситуация не регламентирована необходимыми нормами статутного права, судья вправе сам создать правовую норму, становясь при этом как бы законодателем. Судебное решение в такой ситуации более развернуто, оно содержит и анализ представленных доказательств и мнение самого судьи по поводу спорных фактов, а также мотивы, которыми руководствовался судья при вынесении своего решения, и, наконец, правовые выводы. Так вот, прецедентом, в строгом смысле, является лишь та часть судебного решения, которая именуется юристами как «ratio decidendi» (т.е. основание решения) и представляет собой правовое положение, на котором основано вынесенное судом решение. Именно ratio decidendi и и носит обязательный характер, остальную часть судебного решения именуют как «obiter dictum» (попутно сказанное), и по сути не рассматриваться в строгом смысле как нечто обязательное.

    Правовая система континентального права

    Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. (Рене Давид)

    Романо-германская правовая семья создавалась на базе римского права и имеет с ним много общего (структуру, источники, понятийно-юридического аппарат). Как говорят правоведы произошла рецепция (от лат. receptio – принятие) римского права, т.е. восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного и идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых сложившихся отношений в феодальной Европе.

    Римское право по сути было существенно переработано в европейских университетах, однако его многие фундаментальные моменты остались. Основным толчком в развитии континентального права послужило усилившееся влияние частной собственности. Как известно, римское право по существу представляет собой классическое выражение жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность. В первую очередь именно это способствовало приспособлению римского права к развивающимся в Европе экономическим отношениям.

    В связи с тем, что континентальное право создавалось преимущественно в университетах Европы непосредственно юристами (в отличии от англосаксонского права, которое создавалось в судах, где судьи редко имели юридическое образование), правовая система континентального права получилась более структурированной, в которой реализовано деление на отрасли и институты, на право публичное и частное, на материальное и процессуальное право. Юридическая техника изложения нормативных актов имеет более абстрактный характер.

    Континентальная система права, если говорить обобщено, в результате глубокой переработки римского права пошла по двум направлениям построения гражданского права:

    • Пандектная система
    • Институционная система

    В юридико-техническом смысле изложения актов пандектная система считается выше институционной. Одной из основных идей пандектной системы заключается в том, что все материальные нормы можно разделить на те, которые касаются любых институтов гражданского права (т.е. применимы для всех), и на те, что посвящены отдельным, конкретным институтам (т.е. применимы для некоторых). Первые образовывают так называемую "Общую часть", включающую общие положения, нормы о субъектах права, объектах прав и самих правах и т.д. Последние образовывают так называемую "Особенная часть", включающее отдельные положения по вещному, обязательственному, наследственному праву и т.д. По этому принципу построен современный Гражданский кодекс РФ, а также подавляющее большинство других законодательных актов. Институционная система в чистом виде предполагает разделение гражданского кодекса на три части - первая посвящена лицам, вторая часть описывает виды имущества, а третья описывает способы приобретения собственности. При этом Общая часть не подразумевается. Однако сегодня институционная и пандектная системы постоянно развиваются и сближаются, в каждой из них теперь можно найти что-то общее, сейчас уже трудно говорить о них как о самостоятельных системах.

    Основным источником права в романо-германской правовой семье является закон. Как правило, в странах континентального права есть писаные конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу.

    Религиозные и традиционные правовые системы

    Данные правовые системы объединены условно в одну группу, право в них тесно переплетено с религией и обычаями, которые передавались от поколения к поколению. Без учета специфики, существующей в странах с многовековыми традициями, обычаями и вероисповеданием, право, как регулятор общественных отношений, не имеет никакого смысла. Например, правовую система индусского права нельзя рассматривать без учета кастового деления общества. Картина не будет полной и адекватной. И хотя в современной Индии проделана большая работа по кодификации индусского права и судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами, в самом обществе на бытовом уровне мощнейшим регулятором остается религия и обычаи.

    Аналогичным образом, не учитывая вопросы религии, нельзя рассматривать и мусульманское право, которое исходит из того, что изначально право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Это право дано человечеству раз и навсегда, в связи с чем обществу следует руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Задача мусульманских юристов в толковании и разъяснении права, а не создании нового. Мусульманское право представляет собой хороший пример права юристов. Здесь правовая наука, а не государство играет роль законодателя, порой учебники имеют силу закона. Как правило, при рассмотрении дела судья прямо не обращается к Корану или сунне (преданиям о Пророке). Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан и неоспорим.


    Вместе с тем необходимо отметить, в последнее время все правовые системы стали постепенно сближаться, заимствуя у друг друга те или иные правовые конструкции. Более того, сами источники права, которые ранее сложно было представить в одних правовых системах как "работающие", стали все больше появляться в них и играть заметную роль в регулировании общественных отношений. К примеру, закон сегодня также важен в правовой системе общего права, как и прецедент в праве континентальном. Аналогичным образом по ряду направлений религиозные и традиционные правовые системы органично переплетаются с англосаксонским и континентальным правом.


    Подведем итоги.

    В разных частях земного шара право возникает, проявляет себя и изменяется по разному. Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья.

    Классифицируя существующие правовые системы можно выделить следующие семьи

    • Англосаксонская правовая семья (правовая система общего права)
    • Романо-германская правовая семья (правовая система континентального права)
    • Религиозные и традиционные правовые системы

    В англосаксонской правовой семье основным источником права является прецедент, в романо-германской - закон, а в религиозных и традиционных правовых системах - доктрина и обычай. Вместе с тем, в настоящее время правовые системы стали более "обтекаемы" и имеют тенденцию сближения, заимствуя все чаще у друг друга те или иные правовые конструкции.

    Прежде всего, необходимо дать понятие правовой системе. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласован­ных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общест­венные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

    Правовая система состоит из трех компонентов:

    1. Совокупность правовых ценностей, связанных с определен­ным типом правопонимания, в котором отражены культурно­исторические и национальные особенности того или иного государст­ва.

    2. Правотворчество как законодательно урегулированный про­цесс связанных между собой этапов и действий по созданию норма­тивных правовых актов, их изменению либо отмене.

    3. Иерархически организованный правовой массив нормативных правовых актов, действующих на территории данного государства.

    На формирование и развитие конкретной правовой системы оказывают влияние различные факторы. Прежде всего, это:

    Социально-экономическое развитие;

    Политическая сфера;

    Духовная жизнь общества, включающая в себя науку, религию и мораль.

    Национальная правовая система представляет собой кон­кретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства.

    Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по право­вым семьям. Такими признаками могут быть:

    Источники права;

    Структура права;

    Различные представления о роли и месте права в жизни того или иного общества и государства;

    Юридическая техника;

    Основы и принципы построения права (политические, фило­софские, религиозные).

    Таким образом, правовая семья - это совокупность нацио­нальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.

    Правовая карта мира включает в себя множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую дей­ствительность конкретного государства.

    Самой популярной классификацией современных правовых се­мей является классификация, данная французским ученым Рене Дави­дом. Она основана на сочетании двух критериев - идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на ис­точниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых се­мей, Рене Давид выделил среди них четыре:

    Романо-германская правовая семья;

    Англосаксонская правовая семья;

    Социалистическая правовая семья;

    Религиозная (традиционная) правовая семья.

    Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие клас­сификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португа­лия, право латиноамериканских стран, церковно-католическое право) и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинав­ские страны). Внутри англосаксонской правовой семьи выделяют правовые системы Англии, США, право англоязычных стран. Славян­ская правовая семья включает в себя группу российского права и за­паднославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия).

    Как видно, направлений классификации и подходов к ней вели­кое множество. Однако в российском правоведении традиционно ис­пользуются классификации, в основе которых лежат национально­исторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.

    В результате применения такого комплексного основания по­лучены следующие виды правовых семей:

    Романо-германского права;

    Общего (англосаксонского) права;

    Социалистического права;

    Славянского права;

    Мусульманского права;

    Религиозного (традиционного) права.

    Рассмотрим более подробно некоторые правовые семьи, наибо­лее часто выделяемые специалистами в области сравнительного пра­воведения.

    Романо-германская правовая семья

    Романо-германская правовая семья или система континенталь­ного права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые разрабатывали и разви­вали, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана, общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

    На первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и, прежде всего, справедливости. Юридическая наука видит основную свою задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

    Начиная с XIX века основным источником (формой) права в странах романо-германской правовой семьи является закон. Закон об­разует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету придают иные факторы. Закон не рассматривает­ся узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и юридической практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но эти пробелы практически незначительны.

    Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писа­ные конституции, за нормами которых признается высшая юридиче­ская сила, выражающаяся:

    В соответствии законов и подзаконных актов конституции;

    В установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.

    Помимо конституций в странах романо-германской правовой семьи различают три разновидности обычного закона:

    Кодексы;

    Специальные законы (текущее законодательство);

    Сводные тексты норм.

    Среди источников права романо-германской правовой семьи значима роль подзаконных нормативных актов:

    Регламентов;

    Административных циркуляров;

    Декретов министров и т.д.

    В странах романо-германской правовой семьи достаточно ши­роко используются некоторые общие принципы, которые юристы мо­гут найти в самом законе, а в случае необходимости - и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливо­сти в том виде, в каком последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент. Например, противоречивое отношение к во­просу о судебной практике как источнике права романо-германской правовой семьи. Но, в принципе, можно, анализируя реальную дейст­вительность, отнести судебную практику к вспомогательному источ­нику права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение кассационного прецедента.

    Славянская правовая семья

    Сущность правовой системы этих стран (России, Югославии, Украины, Белоруссии и др.) состоит не только в характере юридиче­ских источников. Именно этот критерий позволяет причислить данные страны к семье романо-германского права. Тем более что между пра­вовыми семьями нет резкой границы. Происходит взаимопроникнове­ние элементов различных правовых систем. Славянская правовая се­мья (или общность) основывается на значительной культурно­исторической специфике правовых ценностей славянских стран.

    Данная правовая семья имеет общие идеологические, нацио­нальные, духовные, исторические и специально-юридические основа­ния. Восточные и южные славяне сформировали в свое время государ­ства, основы культурной, в том числе юридической традиции под сильным влиянием Византийской империи, оплота православия и вос­точноевропейской культуры.

    Знакомство с византийским законодательством, установление дипломатических, торговых и иных отношений с Византией привело к сильному устойчивому заимствованию христианской правовой тради­ции, особенно - традиций христианской синоптической кодифика­ции. Влияние византийского законодательства проявилось в законода­тельных реформах великого князя Владимира, последовавших после крещения Руси. Крещение поставило общество перед необходимостью принятия не только церковных догматов, но и тщательно разработан­ной системы церковного и переплетающегося с ним светского права, относящегося к мирянам. Византийские миссионеры ускорили про­цесс рецепции римско-византийских юридических установлений (пе­риода не поздних, а более ранних кодификаций). Так, «Эклога» во­шла в сборник «Мерило праведное» в виде текста под названием «Ле­она и Константина верная цесаря» и является полным переводом это­го источника. «Правда Ярослава» («Древнейшая правда») стала ради­кальной корректировкой этого реципированного законодательства.

    Рецепция римско-византийского правового наследия происхо­дила путем полного или частичного заимствования византийских но­моканонов (сборников смешанного церковного и светского назначе­ния). В Киевской Руси получили распространение не только номока­ноны, но гражданское и уголовное право, изложенное в «Эклоге» и «Прохироне». Но эти византийские сборники имели хождение на Руси под названиями «Кормчая книга», «Градский закон», «Закон судный людям» и др. Мера заимствований особенно возросла в период со­ставления «Соборного Уложения царя Алексея Михайловича».

    К основным признакам данной семьи права можно отнести: христианские представления о справедливости и правде, самобыт­ность русской государственности (для русского права всегда была ха­рактерна связь его с государством), преобладающие коллективные формы хозяйствования, тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православного христианства. Юридиче­ские источники славянской правовой семьи унаследовали законода­тельные традиции римского права, тем самым по природе источников данная правовая семья примыкает к романо-германской правовой се­мье.

    Социалистическая правовая семья

    Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой, сохранив ее терминологию и внешнюю структуру.

    Советское право восприняло от русского права концепцию пра­вовой нормы, близкой к ее пониманию в романо-германской правовой семье. Хотя по отдельным категориям и институтам эти системы сильно различаются. Внешне были сохранены категории и институты романо-германской правовой семьи. Содержательно нормы советского права были пронизаны классовыми и коммунистическими началами. Оригинальность советского права выразилась не только в конституци­онном праве, закрепившем социалистические институты власти, управления, нормативные установления, но и в остальных отраслях права - уголовного, административного, гражданского, семейного, трудового и др. Например, по сравнению с административным правом западных стран, сосредоточенном на охране личности и судебном контроле над администрацией, социалистическое административное право закрепляло государственную политику коммунизма - народный контроль (заменивший судебный) и др.

    Социалистическое и советское право отрицало частное право, право содержательно становилось инструментом политики. Социали­стическое право носило публичный характер и было построено на им­перативных установлениях. Судебная практика полностью исключа­лась из числа источников права, хотя имела значение толкования пра­ва. Хотя и провозглашался конституционный принцип независимости судей и их подчинения только закону, на практике суд являлся инст­рументом административной системы в целом. Судебная власть не осуществляла контроль за деятельностью законодательной и исполни­тельной власти.

    В целом, социалистические правовые системы (кроме народных республик Азии) в технико-юридическом плане происходят от рома­но-германской правовой семьи. Это проявляется в способах система­тизации права, структуризации текстов и использовании европейской юридической терминологии. Но по содержательным аспектам эти страны отошли от принципов романо-германской семьи, образовав самостоятельную правовую семью. В настоящее время социалистиче­ское право преобладает в немногих странах (Китай, Куба, Северная Корея и др.).

    Англо-американская (англосаксонская) правовая семья

    В отличие от стран романо-германской правовой семьи, где ос­новным источником права является закон, в государствах англо­американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, то есть нормы, сформулированные судьями в их решениях.

    В англо-американской правовой семье различаются группы анг­лийского и американского права. В группу английского права входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и бывшие колонии Британской империи - 36 государств Британского содружества. Вторую группу образует право США.

    В своей основе англосаксонское право является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли ста­тутного (законодательного) права.

    В англосаксонской правовой системе сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. Здесь отсут­ствует деление права на частное и публичное. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений анало­гичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, то есть к ука­занному общему правилу требуется на практике поправка.

    Продемонстрируем значение и пределы действия правила пре­цедента на примере Великобритании:

    1. Решения, выносимые Палатой лордов, составляют обязатель­ные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов.

    2. Решения, принятые Апелляционным судом (состоит из двух отделений - гражданского и уголовного), обязательны для всех судов, кроме Палаты лордов.

    3. Высокий суд правосудия связан прецедентами обеих выше­стоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоя­щих судов.

    4. Окружные и магистратские суды обязаны следовать преце­дентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения пре­цедентов не создают.

    Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени, его фактическая сила с годами даже возрастает, и суды не склонны отвер­гать давние прецеденты, если они только явно не ошибочны. Причина этого в стремлении обеспечить «определенность права», а также в том, что отмена может привести к нарушению уже заключенных финансо­вых соглашений, права собственности и т.п.

    Ежегодно английским парламентом издается около 80 законов, итоги его законотворчества составляют около 50 томов. Англия не имеет писаной Конституции. Ее заменяют законодательные акты, из­данные старейшим в мире парламентом, которому более 700 лет. Кон­троль за ним осуществляется исключительно общественным мнением, а также через соблюдение права европейского сообщества, имеющего приоритет над обычным правом.

    Особенности правовой системы США объясняются историче­скими особенностями борьбы за независимость, за освобождение от английского влияния. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельности национального права. Принятие писа­ной федеральной конституции и конституций штатов обусловило по­степенный отказ от английского права, а вместе с ним от жесткого правила прецедента и других особенностей английского права. Во многих штатах были приняты кодексы, запрещены ссылки на англий­ские судебные решения. Некоторые штаты (бывшие ранее француз­скими или испанскими колониями - Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа, но и они оказались впоследствии под силь­ным влиянием общего права. В целом в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с зако­нодательством.

    В американском праве в отличие от английского осуществляет­ся более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный Суд никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Верховные Суды штатов и Верховный Суд США осуществляют контроль за конституционностью законов и могут отказаться от действия прецедента судебного толкования.

    В статутном праве США получили распространение кодексы, хотя они по своей сути являются консолидированными источниками права. Особой формой кодификации США является создание едино­образных законов и кодексов. Подготовку таких проектов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех шта­тов. Для того чтобы проект стал законом, он должен быть одобрен легислатурами (законодательными собраниями) штатов. В то же вре­мя в США, как и в Англии, по-прежнему велико значение обычного права, особенно в сфере публичного права.

    Семья религиозного (традиционного) права

    К религиозным правовым системам относятся в основном му­сульманское, индусское право, право восточных государств. Это сле­дующие страны: Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Египет, Ливан, Афганистан, Саудовская Аравия и др.

    К системе традиционного права относятся в основном право­вые системы ряда стран Тропической Африки и Дальнего Востока, Мадагаскар, Япония и др.

    Основными источниками мусульманского права являются Ко­ран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера), Сунна (мусульманское свя­щенное предание, сборник норм-традиций), Иджма (комментарии ис­ламских правоведов, толкователей права), Кияс (суждения по анало­гии). В то же время в исламском праве наблюдается постоянная эво­люция юридических источников, связанная в том числе с заметными заимствованиями европейского юридического опыта. Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших за­конов и кодексов (усиливается роль закона как источника права).

    Анализ нормативного содержания мусульманского права пока­зывает, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе, как системе религиозных нормативных предписаний. Наибо­лее прочно связаны с религией лишь конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну (например, брачно-семейные отношения, вопросы наследования, некоторые уго­ловно-правовые нормы). Эти нормы по существу являются неизме­няемыми. Большая часть мусульманского права основана на правилах логического толкования (иджтихад). Таким образом, на современном этапе большинство юридических норм имеют к религии косвенное отношение. Наблюдаются и существенные различия между религиоз­ной и правовой системами социально-нормативного регулирования.

    В целом мусульманское право не сливается с религией и не вы­ступает частью ислама как религиозной системы. Хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в стра­нах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действуя в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательст­ва под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наи­более развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусуль­манским правом здесь сохраняются традиции регулирования некото­рых сфер частноправовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в то же время оно не потеряло своих пози­ций. Исключение составляет Турция, где мусульманское законода­тельство полностью заменено по западноевропейскому образцу.

    Классификацию современных правовых систем стран Востока можно представить следующим образом: первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться достаточно широко. Вторую группу составляют правовые системы Пакистана, Судана, Ливии, где сфера действия мусульманского права не всеобъемлюща, но сохраняет свое существенное влияние (например, на уровне конституционного права закрепляются особые положения исламского права). Третью группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Сомали, Мавритании, Афганистана и др. Здесь наряду с признанием действия источников мусульманского права, их фиксации на конституционно-правовом уровне наблюдается некото­рая демократизация законодательства. Сфера действия мусульманско­го права как идеологического фактора значительно шире, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. В ряде стран взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закреп­ление в действующем законодательстве (Иран, Пакистан, Ливия).

    Широко распространенной системой религиозного права явля­ется индусское право, оно тесно связано с индуистской религией. Ин­дуизм выступает важным элементом государственно-правовых отно­шений в Индии, Бирме, Сингапуре. Особое влияние индусского права прослеживается в семейных и наследственных отношениях, в касто­вом статусе человека. Каждая каста имеет строго определенную сис­тему прав, свобод и обязанностей. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является, прежде всего, обычным правом, где в определенной мере преобладает религи­озная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются и толкуются обычаи. Каждая каста опирается на свои обычаи и располагает эффективными средствами принуждения. В случае отсутствия правовой нормы по вопросу, требующему норма­тивного воздействия, судьи решают дело по справедливости и совести. Судебные прецеденты и законодательство не являются источниками права в строгом понимании, так как правоприменительным органам предоставлена достаточно широкая сфера усмотрения. В то же время правительство является активным субъектом законотворческого про­цесса.

    Индия испытала сильное воздействие английского права, по­этому данное право можно называть англо-индусским. В настоящее время система каст на государственном уровне запрещена, но сохра­нила свое влияние на уровне обычаев. Значительно шире стало ис­пользоваться право прецедента, но оно в целом не стало индийской традицией.

    Обобщая признаки семей религиозного и традиционного права можно сделать некоторые выводы. В семье религиозного права источ­ником права является Бог, а не общество или государство. Выражени­ем данного понимания являются другие источники религиозного пра­ва. Особое место в системе источников занимают не только тексты религиозного содержания, но и труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие положение первоисточников. Судебная практика не является самостоятельным источником права. Среди признаков семьи традиционного права необходимо выделить преобладающее место в системе источников права обычаев и традиций, которые со­держат в себе юридические установления. Нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, юридическая доктрина не играет сущест­венной роли в правовом регулировании.

    Несмотря на превалирующее влияние религиозных и традици­онных норм в этих странах, главной тенденцией развития семей рели­гиозного и традиционного права на современном этапе является уси­ление роли нормативно-правового акта как источника права

    Таким образом, исходя из существующих теорий происхожде­ния права, систем права и правовых семей, можно сделать вывод, что право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государст­вом, направленных на регулирование общественных отношений.

    Определение права раскрывается через совокупность его при­знаков, принципов и функций.

    Признаки права (см. рис. 1.3):

    1. Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.

    2. Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое - систему права.

    3. Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавли­ваются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой ис­точников (форм) права.

    4. Интеллектуально-волевой характер права. Право выража­ет индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.

    5. Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственно­сти, этим обеспечивается общеобязательность норм права.

    6. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.

    Принципы права представляют собой основные исходные по­ложения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни (см. рис. 1.4). К числу основных принципов права можно отнести следующие:

    1. Принцип демократизма - выражающийся в широком уча­стии людей в непосредственном (референдум) и опосредованном (че­рез избираемые ими органы) формировании права.

    Рис. 1.3. Признаки права

    2. Принцип законности - предусматривает точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.

    3. Принцип гуманизма - состоит в правовом признании ценно­сти человека как личности, его прав и свобод, утверждении блага че­ловека как критерия оценки общественных отношений.

    4. Принцип справедливости - это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступле­нием и наказанием и т.п.

    5. Принцип равенства граждан перед законом - состоит в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и др. обстоя­тельств.

    Рис. 1.4. Принципы права 26

    6. Принцип взаимной ответственности государства и лич­ности - состоит в том, что юридическую ответственность должна нести не только личность перед государством за нарушение норм пра­ва, но и государство (его органы и должностные лица) - за нарушение своих обязанностей перед личностью.

    Функции права - это обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отноше­ния (см. рис. 1.5).

    Рис. 1.5. Функции права

    Чаще всего выделяют две функции права: регулятивную и охра­нительную.

    Регулятивная функция заключается в упорядочении общест­венных отношений. Она подразделяется на подфункции:

    1. Регуляция экономических отношений, связанных с перерас­пределением собственности, ведением хозяйственной и предпринима­тельской деятельности.

    2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (регистрация партий, общественных объединений, избирательные компании), говоря о связи и политике, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти.

    3. Регуляция социальных отношений представляет собой госу­дарственно-властные предписания, регулирующие поведения людей в обществе.

    4. Регуляция мировоззренческих ориентаций личности относит­ся к сфере субъективного права.

    Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений.

    Действие этой функции выражается:

    В определении запретов;

    В установлении юридических санкций за возможное неправо­мерное поведение;

    В применении юридических санкций за совершенные непра­вомерные деяния.

    Иногда выделяют и третью функцию права - воспитатель­ную, или как ее еще называют предупредительную. Она осуществля­ется путем информирования населения о неблагоприятных последст­виях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

    Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные отношения: семейные, трудовые, национальные, религиозные и др. Для упорядочения всех этих отношений недостаточно одних только юридических, правовых норм. Да и не все отношения можно с их по­мощью регулировать. Поэтому для поддержания в обществе порядка, помимо норм права используются также и другие правила поведения людей в обществе: обычаи (традиции), религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы морали, - все они называются со­циальными нормами. Однако, с точки зрения изучаемой дисциплины, нас интересует норма права.

    Понятие правовой системы и правовой семьи.

    Правовая система – понятие гораздо более емкое, нежели система права. Они соотносятся, как целое и часть.

    Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система - комплексная категория.

    Структура правовой системы (элементы правовой системы):

      нормативный элемент включает в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства;

      институциональный элемент , включающий систему органов государственной власти, осуществляющих правотворческие, правоприменительные, правоохранительные функции;

      социологический элемент включает в себя правосознание, правовую культуру, юридическую практику, юридическую технику.

    Правовая система – это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право.

    В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

    1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;

    2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);

    3) правовую семью.

    Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем.

    Правовые семьи и их классификация

    Каждому государству присуща своя национальная правовая система, характеризующая уровень развития страны. Однако мно­гие национальные системы близки друг другу по характерным признакам. Такие черты, присущие многим государствам, объ­единяют правовые системы в типы правовых систем, или правовые семьи .

    Типы правовых систем (семьи) распространяются на группы государств.

    Выделяют следующие типы правовых систем (правовые семьи)

      англосаксонская;

      романо-германская;

      мусульманская.

      индусская;

      скандинавская;

      славянская;

      система обычного права;

      социалистическая и др.

    Следует отметить, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент. С учетом этого рассмотрим основные правовые семьи.

    Англосаксонская правовая семья.

    Основы данного типа правовых систем были сформированы в Англии, а затем посредством активной колониальной политики был распространены и на другие континенты. В настоящее время данный тип правовых систем существует в Великобритании, США, Канаде (Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии и ряде других стран). Примерно одна треть населения живет в правовых рамках определенных именно англосаксонской правовой системой.

    Формирование англосаксонской системы права началось еще в XIII в., когда были образованы и действовали так называемы разъездные королевские суды. В своей деятельности они руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. В результате судьи вырабатывали общие нормы, принципы и подходы в рассмотрении споров из разных сфер общественно жизни. Таким образом, складывалось так называемое общее прав (common law), которое первоначально было неписаным. Следует отметить то обстоятельство, что английское феодальное прав практически не подверглось влиянию римского права.

    В дальнейшем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам. Таким образом, судебная практика стала одни из основных источников права.

    В XIV в. в Англии наряду с «общим правом» начинает функционировать и так называемое право справедливости. Оно возникло как апелляционный институт. Недовольные решением своих дел в судах общего права обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Король делегировал свои полномочия лорду-канц­леру, который считался «проводником королевской совести». Он при решении дел применял нормы общего права, римского права или канонического права, руководствуясь «соображениями справедливости». В дальнейшем данный суд также стал использован, свои же судебные прецеденты. В конечном итоге «общее право» и «право справедливости» слились друг с другом и в результате образовалось общее прецедентное право.

    В 1854 г. специальным парламентским статутом была офици­ально признана обязательность судебных прецедентов. При этом были установлены следующие принципы прецедентною права:

      высшие суды не зависят от решений низших судов;

      суд первой инстанции не связан решением другого суда этого же уровня;

      нижестоящий суд обязан следовать выводам высшего суда;

      последующие решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) не должны противоречить своим же пре­дыдущим решениям.

    Следует отметить, что в Англии наряду с судебными прецеден­тами в качестве источников права использовались и используют­ся и законодательные акты. Так, в начале XX в. в Англии стала наблюдаться тенденция расширения роли парламентских стату­тов (парламентских законов, принимаемых по отдельным сферам общественных отношений). В настоящее время статуты наряду с судебными прецедентами являются основными источниками права.

    Признаки англосаксонской системы права:

    1) основным источником права выступает судебный прецедент;

    2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

    3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное, поскольку, например, в процессе судопроизводства происходит правообразование (судья, принимая решение по конкретному делу, создает прецедент как источник права для других правоприменителей);

    4) отсутствие официального деления права на отдельные отрасли;

    5) отсутствие кодифицированных отраслей права;

    6) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

    Романо-германская правовая семья.

    Данный тип правовых систем имеет наибольшее распространение. Он характерен для всей континентальной Европы (Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Россия), Латинской Америки, большинства стран Африки, многих государств Азии.

    Романо-германская правовая семья - самая древняя. Ее корни можно отыскать и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте и в Древней Греции. Но основа романо-германской правовой системы была заложена в Древнеримском государстве, где, как известно, впервые стали развиваться нормативные абстрактные положения (в отличие от древних казуальных законов, где степень абстрагирования была минимальной).

    Как таковая романо-германская система появляется в XII XIII вв., т. е после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы - романо-германская).

    Значительный импульс в развитии романо-германской правовой системы имел место в период после буржуазных революции в Европе, когда начался активный процесс кодификации прав. К этому времени в континентальной Европе лидером в правовой развитии стала Франция. Особое значение в правовой истории сыграли два французских кодекса - Гражданский кодекс 1804 (его еще называют кодексом Наполеона в связи с тем, что император принимал личное участие в его разработке) и Уголовный кодеке 1810 г. Эти нормативные акты стали образцом кодифицированного права, которое стало перениматься другими государствами, включая и Россию.

    Признаки романо-германской правовой семьи:

    1) основной источник - нормативные правовые акты. Данная правовая система предполагает, что правоприменитель осуществляет квалификацию тех или иных действий на основе имеющихся правовых нормативов. В странах с романо-германской правовой системой роль судебного прецедента как источника права либо крайне незначительна; либо отсутствует вообще;

    2) главную роль в формировании права играет законодатель

    3) деление системы права на отрасли;

    4) деление на частное и публичное право;

    5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

    6) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

    7) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

    8) единая иерархически построенная система источников права

    Мусульманская правовая семья.

    Данная правовая система характерна для стран Ближнего Вос­тока, Аравийского полуострова (Иран, Ирак, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т. е. для стран, где офици­альной религией является ислам.

    Особенность этой религии в том, что она не просто является морально-идеологическим течением, но составляет образ жизни людей, которые придерживаются религиозных догм.

    Мусульманской правовой семье присущи следующие черты:

    1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

    2) основным источником права здесь являются религиозные догмы : в данном случае мусульманской религии. Основные положения этой религии содержатся в Коране. Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, и правоприменители обращались не к нему, а к комментариям Корана, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами. Эти комментарии носят название Иджма . Они, в свою очередь, в нынешнем столетии стали активно включаться в тексты законов, принима­емых законодательными органами. Источником мусульманского права является также так называемый Кияс - рассуждения в области права по аналогии;

    2) система права делится на уголовное, семейное и др. Однако нет такой подробной дифференциации права, как в конти­нентальной Европе;

    3) отсутствует деление права на частное и публичное;

    4) тесное переплетение юридических положений с религиоз­ными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями.

    5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

    Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

    Признаками данной правовой семьи являются следующие:

    1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

    2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

    3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.



    Просмотров