— Что изменилось в литературных вечерах в этом году? У кого возникла идея проведения таких вечеров.

М.: 2012. - 336 с.

Учебник может быть использован при изучении дисциплины БЖД в соответствии с ФГОС СПО для всех специальностей. Изложены сведения о чрезвычайных ситуациях. Описаны мероприятия по защите населения и персонала предприятий от поражающих факторов, рассмотрены нормативно-правовая база, организация системы гражданской защиты, а также вопросы обеспечения устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Дано представление о необходимом минимуме медицинских знаний для оказания первой доврачебной помощи. Приведены основные сведения об обороне государства, ВС РФ, воинской обязанности и военной службе.

Формат: pdf

Размер: 10 Мб

Предисловие 3

Раздел I ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Глава 1. Чрезвычайные ситуации и их характеристика 7

1.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях 7

1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 11

1.2.1. Чрезвычайные ситуации, вызванные возникновением пожаров и взрывами 11

1.2.2. Радиоактивное загрязнение территорий 17

1.2.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с загрязнением атмосферы и территорий химически опасными веществами... 21

1.3. Чрезвычайные ситуации природного характера 23

1.4. Чрезвычайные ситуации военного характера 29

1.5. Чрезвычайные ситуации, вызванные терроризмом 35

Глава 2. Зашита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций...

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Нетерпеливые часто платят дорого за то, что терпеливым достается бесплатно. (Французская пословица)

Цитаты и Статусы со смыслом

Не ищи смысл в жизни, придай его ей!!!

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ю.Г.САПРОНОВ, А.Б.СЫСА, В.В.ШАХБАЗЯН

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования

УДК 614.8.084ББК 68.9

/О.Г. Сапронов - разд. 1.4-1.6; 2.1; 2.2; 2.7; 2.8; 7.6; 8.3; 8.5; гл. 4; 5;А.Б.Сыса - предисловие; разд. 1.8; 1.9; 2.3 - 2.6; 7.3; 7.5; 8 4;

В. В. Шахбазян - разд. 1.1 - 1.3; 8.7; гл. 3; 6;

Ю. Г. Сапронов и В. В. Шахбазян -разд. 7.1; 7.2; 8.6;

Ю. Г. Сапронов и А. Б. Сыса- разд. 1.7; 7.4

Рецензенты:

чл.-корр. Международной Академии наук экологии и безопасности жизни при ЮНЕСКО, канд. техн. наук, доц. кафедры СПСШ ШИ ЮРГТУ (НПИ)Ю.К.Тябин;

директор ГОУСПО «Новочеркасский автотранспортный колледж» А. В. Силкин

Сапронов Ю.Г.

С197 Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г.Сапронов, А. Б. Сыса, В. В. Шахбазян. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

ISBN 5-7695-1105-2

Изложены основные сведения о взаимодействии человека и среды обитания, человека и технических систем, об охране труда и экологии. Дано представление о чрезвычайных ситуациях, мероприятиях и средствах защиты населения от опасных воздействий. Рассмотрены правовые, организационные и экономические вопросы безопасности жизнедеятельности, а также вопросы ее обеспечения при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий.

Для студентов средних профессиональных учебных заведений; может быть полезно студентам вузов, обучающимся по специальностям гуманитарного и экономического профиля, а также по образовательным программам бакалавриата.

УДК 614.8.084 ББК 68.9

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина для всех специальностей среднего профессионального образования, в которой рассматриваются проблемы безопасного взаимодействия человека со средой его обитания (производственной, городской, бытовой, природной)

и защиты от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Изучение дисциплины позволяет сформировать у учащихся представление о неразрывной связи профессиональной деятельности

и отдыха человека с требованиями безопасности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к эффективным действиям в экстремальных условиях.

Основная цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих выпускников средних специальных учебных заведений теоретическими и практическими навыками, необходимыми:

для идентификации опасностей техногенного происхождения в повседневных (штатных) и чрезвычайных ситуациях;

создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека в штатных условиях;

разработки и реализации мер защиты среды обитания от негативных воздействий;

проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экологичности;

обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях;

участия в работах по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Дисциплина направлена на повышение технической, гуманистической, правовой и природоохранной подготовки выпускников средних специальных учебных заведений. Она базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В учебном пособии рассматриваются:

современное состояние и негативные факторы техносферы;

принципы обеспечения комфортности и безопасности взаимодействия человека со средой обитания;

анатомо-физиологические последствия для человека от воздействия травмирующих и вредных факторов, принципы их идентификации;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;

основы применения экобиозащитной техники; устойчивость функционирования объектов экономики и тех-

нических систем в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

разработка мероприятий по защите работающих и населения в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

правовые нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

требования к операторам технических систем.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о комфорт- (

ном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки -

защита человека, находящегося в техносфере, от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, имеющих место в окружающей среде, а также достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Существует основная аксиома о потенциальной опасности окружающей человека среды, в том числе техносферы: «Все технические объекты и технологии кроме позитивных факторов неизбежно порождают негативные факторы».

Другие аксиомы сформулированы на основе анализа реальных ситуаций, событий и факторов.

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Акоиома 2. Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей.

Аксиома 3. Техногенные опасности действуют во времени и про-

странстве.

Аксиома 4. Техногенные опасности одновременно воздействуют на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 5. Техногенные опасности приводят к ухудшению здоровья и окружающей среды, материальным потерям, травмам и деградации окружающей среды.

Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием технических объектов, являющихся источниками опасности, увеличением расстояния между источниками опасности, увеличением расстояния между источни-

ком опасности и объектом защиты, использованием защитных мер.

Аксиома 7. Необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в области существующих опасностей и способах защиты от них.

Комфортные условия жизнедеятельности достигаются путем введения критериев комфортности среды, окружающей человека, и последующего поддержания этих критериев на установленном уровне путем осмысленных целенаправленных воздействий на окружающую среду в целом и на объекты техносферы в частности.

Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки вещества, энергии, информации в среде обитания человека.

К перспективным научно-техническим задачам в области БЖД относятся:

описание жизненного пространства в критериях безопасности путем составления карт опасностей (карты концентраций токсичных веществ, полей энергетического воздействия, полей риска); совершенствование и разработка методов и способов переработки и локализации отходов всех видов (выбросы, сбросы, энер-

гетические поля и излучения), поступающих в атмосферу; совершенствование и разработка новых средств экологической

и биологической защиты от опасностей.

К организационно-техническим задачам в области БЖД относятся:

совершенствование экспертизы проектов по критериям безопасности и экологичности;

совершенствование контроля показателей экологичности технических систем и безопасности среды обитания;

оптимизация системы управления безопасностью жизнедеятельности на региональном и государственном уровнях.

Наука о безопасности жизнедеятельности находится в состоянии формирования. Она опирается на достижения и разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии и основывается на законах и подзаконных актах.

Глава 1 ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ

1.1. Характеристика среды обитания человека

В процессе жизнедеятельности человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, образуя систему «человек - среда обитания». Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи: обеспечивает свои потребности в пище, воде и атмосфере; создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных .

Среда обитания человека характеризуется совокупностью физических, химических, биологических и социальных факторов, которые при определенных условиях способны оказывать прямое или косвенное (немедленное или отдаленное) воздействие на деятельность и здоровье человека.

Среда обитания тесно связана с понятием «биосфера Земли». Основоположником современных представлений о сфере жизни (биосфере) является выдающийся русский ученый академик В.И.Вернадский (1863-1945). В старое, «узкое», понятие «биосфера» он вложил новое, более емкое содержание.

Биосфера - наружная оболочка (сфера) Земли, область распространения и существования жизни, включая все живые организмы и элементы неживой природы, составляющие среду их обитания.

Каждый уровень биосферы характеризуется присущими ему свойствами, а также свойствами входящих в него элементов - экосистем (рис. 1.1). Экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания, являются одним из основных предметов изучения экологии.

Экология - наука о взаимодействии живых организмов между собой, а также с окружающей средой.

Экосистема включает в себя два основных компонента: биоценоз (животные, растения, микроорганизмы) и экотоп (факторы неживой природы).

Биосферу можно представить как огромную, сложную экосистему, работающую в стационарном режиме на основе тонкой регуляции всех составляющих ее частей и процессов. Стабильность биосферы основывается на высоком разнообразии живых орга-

низмов, которые выполняют различные функции в поддержании общего потока веществ и распределения энергии, взаимосвязи биогенных и абиогенных процессов.

По мере освобождения от забот о пропитании человек все больше времени стал уделять обустройству своей среды обитания. При этом он постепенно утрачивал связь с природной средой, уходил от ее законов, обусловленных способностью экосистем существовать и развиваться при минимальном расходовании энергии. Такое усиление антропогенного и техногенного воздействия на окружающую среду обусловило создание нового типа среды обитания - техносферы.

Появление техносферы привело к тому, что во многих регионах нашей планеты она стала активно замещать биосферу. На планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах Европы, Северной Америки и в Японии. Здесь естественные экосистемы сохранились в основном на небольших площадях и пред-

Рис. 1.1. Строение биосферы

ставляют собой небольшие «пятна» биосферы, которые подвержены сильному техносферному давлению.

Техносфера - участок биосферы, преобразованный в результате антропогенного или техногенного воздействия на среду обитания в соответствии с материальными и социально-экономиче- скими потребностями человека.

Техносфера как среда жизнедеятельности человека включает в себя несколько характерных сфер: промышленную, сельскохозяйственную, транспортную, селитебную (жилую), социально-куль- турную и др. Совокупность отдельных элементов этих сфер, сосредоточенных на единой ограниченной территории, создает городскую среду.

Промышленная техносфера состоит из промышленных предприятий, сельскохозяйственная - из сельскохозяйственных предприятий. На предприятиях человек осуществляет хозяйственную деятельность в производственной среде.

Производственная среда - совокупность вещественных элементов и факторов технического и природного характера и социальных элементов, сформировавшихся под воздействием производительных сил и производственных отношений. Деятельность человека в производственной среде осуществляется на рабочих местах в определенных условиях, которые называются условиями труда.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, росту коммуникабельности, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами положительно сказалось на продолжительности жизни людей.

Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала многие надежды. Появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.

Стремясь получить максимальные результаты от своей хозяйственной деятельности, современное человечество с его мощной техникой стало использовать не только огромные энергетические ресурсы биосферы, но и небиосферные источники энергии (ядерные, термоядерные), ускоряя тем самым геохимическое преобразование природной среды. Многие процессы, вызванные техногенной деятельностью человека, оказались противоположно направленными естественному ходу в биосфере (рассеивание металлов, освобождение углерода, нарушение процессов в атмосфере и т.д.).

На качественное изменение среды обитания в большой степени повлияли:

высокие темпы роста численности населения (демографический взрыв) и урбанизация;

рост промышленного производства, значительное увеличение потребления топливно-энергетических и минеральныхресурсов, увеличение числа транспортных средств;

химизация сельского хозяйства и быта человека; неэкологичность многих технологических процессов, обуслов-

ленная большим количеством отходов; техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия и др.

Проблемы народонаселения и продовольствия до сих пор являются поводом для беспокойства о будущем планеты. В настоящее время стало очевидным, что рост населения неизбежно влечет за собой увеличение потребления всех видов ресурсов, рост объемов производства и количества отходов, усиление воздействия на среду обитания.

Сегодня остро стоит проблема земельных ресурсов, которые быстро уменьшаются. Так, площадь земель, подвергшихся антропогенному опустыниванию, достигла 1 млрд га, а с разрушенным почвенным покровом - свыше 2 млрд га.

Сильное воздействие на среду обитания оказывает урбанизация - резкое увеличение численности городского населения. Если в 1800 г. в городах проживало 2,4% всего населения, то сейчас во многих развитых странах - свыше 90 % (рис. 1.2).

В некоторых странах (например, Англия, Нидерланды) площадь городов превышает 15 % общей площади страны. Крупный город изменяет почти все составляющие природной среды: расти-

Рис. 1.2. Мегаполис Токайдо (Япония) - населенные пункты с числом

тельность, естественный рельеф, состав атмосферы, почвы, подземных и грунтовых вод. В городах изменены гравитационное, электромагнитное и другие поля Земли, наблюдается повышенный уровень загрязнения окружающей среды.

В настоящее время серьезными являются проблемы энергетики, сырьевых ресурсов и транспорта. По-прежнему актуальна проблема сохранения ресурсов минерального сырья во всем мире, обусловленная невиданным ростом добычи полезных ископаемых. За последние 40 лет из недр земли добыто около 100 % газа, 70 % нефти и 37% угля от добытого за всю историю человечества.

Важной задачей человечества сегодня является защита среды обитания от химических веществ. Развитие химической промышленности, а именно интенсивное использование химических веществ в сельском хозяйстве, привело к увеличению их неконтролируемого поступления в окружающую среду. В настоящее время существует около 60 тыс. различных веществ, которые не деструктурируются в экосистемах. Многие химические вещества, в том - числе пестициды (гербициды и др.), попавшие в почву, усваиваются растениями, попадают в организм животных или смываются водами и загрязняют реки, озера и другие водоемы, а следовательно, накапливаются в рыбе.

Одной из основных причин ухудшения среды обитания явилось внедрение в производство неэкологичных технологий, которое привело к резкому увеличению количества загрязнителей, приходящихся на единицу продукции и содержащихся в промышленных отходах.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в том случае, если потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека или среду.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены как элементами техносферы (машинами, сооружениями и т.п.), так и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной можно получить ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек- среда обитания»:

комфортное (оптимальное), при котором потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: т.е. создают оптимальные условия деятельности и отдыха; создают предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостность компонентов среды обитания;

допустимое, при котором потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье,

но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека;

вредное, при котором потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды;

опасное, при котором потоки высоких уровней за короткий период времени могут травмировать человека, привести к летальному исходу, вызвать разрушения в окружающей среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь комфортное и допустимое соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а вредное и опасное являются негативными или недопустимыми для жизнедеятельности человека, сохранения и развития окружающей (в том числе и природной) среды.

Разумным решением проблем техносферы является в настоящий период переход мирового сообщества к устойчивому развитию. Устойчивое развитие обеспечивают условия среды обитания, при которых основные запасы планетарной техносферы (население, земля, невозобновимые ресурсы, уровень загрязнения, капитал) будут находится в состоянии динамического равновесия и оставаться постоянными. Понятие «устойчивое развитие» можно представить в виде нескольких аспектов.

Экологический аспект заключается в обеспечении гармонического развития человека и биосферы, создании ноосферы - сферы разума.

Научно-технический аспект включает в себя: теоретическую и практическую реализацию методов наиболее эффективного использования природных ресурсов; развитие малоотходных производств и биотехнологий; развитие альтернативных, экологически безопасных источников энергии.

Информационный аспект состоит в подаче обществу наиболее полной информации по безопасности жизнедеятельности.

Экономический аспект состоит в полном и эффективном использовании экономических механизмов в области экологии и безопасности жизнедеятельности.

Политико-правовой аспект включает в себя совершенствование правовых, экономических и административных методов защиты среды обитания.

1.2. Формы деятельности человека в производственной среде

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с различными видами деятельности: трудом в производственной среде и в быту, активным или пассивным отдыхом, туризмом и др. .

Деятельность человека в производственной среде подразделяется на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет и ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с его низкой производительностью и длительным отдыхом (до 50 % рабочего времени).

В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают следующие виды физического труда: требующий значительной мышечной активности; механизированный; связанный с полуавтоматическим и автоматическим производством; групповой (работа на конвейере); связанный с дистанционным управлением. >

Труд, требующий значительной мышечной активности, имеет место при отсутствии механизации. При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека при обслуживании станка ограничивается выполнением простых операций: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты такого труда - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерный труд состоит из операций, заданных ритмом, строгой последовательностью их выполнения, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом, чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Труд, связанный с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, включает человека в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится в основном в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

В санитарно-гигиенических нормативах и нормативных актах по охране труда уровень физической нагрузки на организм работающего и затраты мышечной энергии на выполнение работы определяются как категория тяжести труда (работ).

К легким физическим работам категории 1а относятся работы, выполняемые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением с энергозатратами до 139 Вт (ряд профессий на предприятиях точного приборо- и машиностроения, в сфере управления и др.).

К легким физическим работам категории 16 относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся физическим напряжением, требующим энергозатрат не более 174 Вт (ряд профессий на предприятиях связи, в полиграфической промышленности и др.).

К работам средней тяжести категории 2а относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (энергозатраты при выполнении работ не превышают 232 Вт). Работы категории 2а характерны для ряда профессий в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, в прядильно-ткацком производстве и т. п.

К работам средней тяжести категории 26 относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением с затратами энергии до 290 Вт (ряд профессий в механизированных литейных, термических, сварочных цехах машиностроительных и металлургических предприятий).

К тяжелым физическим работам категории 3 относятся работы с затратами энергии более 290 Вт, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий (кузнецы ручной ковки, землекопы, дорожные рабочие, связанные с немеханизированной укладкой асфальтового покрытия и др.).

Умственный {интеллектуальный) труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящая к повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосуди- стой патологии. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность - ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок). Уровень психофизиологической нагрузки работника определяет напряженность труда.

Интеллектуальный труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, пре-

подавателей, учащихся, студентов. Эти виды интеллектуального труда различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой за короткое время большого объема информации и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд - наиболее сложный вид трудовой деятельности, требующий значительного объема памяти, напряжения, внимания. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, увеличение потребляемого кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения вегетативных функций.

1.3. Системы организма человека, предназначенные для восприятия факторов внешней среды

Человеку постоянно требуются сведения о состоянии и изменении внешней среды. Переработка и анализ получаемой информации дает основание для принятия поведенческих решений в любом виде деятельности человека. Возможность получать такую информацию, способность ориентироваться в пространстве и оценивать состояние и свойства среды обитания обеспечиваются анализаторами (сенсорными системами) человека .

Датчиками сенсорных систем являются специфические структурные нервные образования, называемые рецепторами. Они представляют собой окончания чувствительных (афферентных) нервных волокон, способные возбуждаться под действием раздражителя. Часть из них воспринимает изменения в окружающей среде (экстероцепторы), а часть - во внутренней среде организма (интероцепторы).

Выделяют группу рецепторов, расположенных в скелетных мышцах, сухожилиях и сигнализирующих о тонусе мышц (проприоцепторы).

ш по характеру ощущений различают зрительные, слуховые, обоня- 14 Согласно психофизиологической классификации рецепторов,

тельные, осязательные рецепторы, рецепторы боли, рецепторы положения тела в пространстве (проприоцепторы и вестибулорецепторы).

Полученная рецепторами информация, закодированная в нервных импульсах, передается в центральные отделы соответствующих анализаторов и используется для контроля со стороны нервной системы, координирующей работу исполнительных органов.

Иногда поступающая информация непосредственно переключается на исполнительные органы. Такой принцип переработки информации заложен в основу многих безусловных рефлексов (врожденных, наследственно передающихся). Например, сокращение мышц конечностей, раздражаемых электрическим током, теплотой или химическими веществами, вызывает реакцию удаления конечности от раздражителя.

Человек обладает рядом специализированных периферических образований - органов чувств, обеспечивающих восприятие действующих на организм внешних раздражителей (из окружающей среды), к которым относятся органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Не следует смешивать понятия «орган чувств» и «рецептор» (например, глаз - это орган чувств, а сетчатка - фоторецептор, один из компонентов органа зрения). Помимо сетчатки в состав органа зрения входят преломляющие среды глаза, различные его оболочки, мышечный аппарат. Понятие «орган чувств» в значительной мере условно, так как сам по себе он не может обеспечивать ощущение. Для возникновения субъективного ощущения необходимо, чтобы возбуждение, возникшее в рецепторах, поступило в центральную нервную систему - специальные отделы коры больших полушарий, так как именно с деятельностью высших отделов головного мозга связано возникновение субъективных ощущений.

Зрение - это способность организма воспринимать форму, величину, цвет предмета, направление и расстояние, на котором он находится. Чтобы видеть форму предмета, надо четко различать его границы, очертания. Эта способность глаза характеризуется остротой зрения.

Острота зрения измеряется минимальным углом (от 0,5 до 10°), при котором две точки на расстоянии 5 м еще воспринимаются отдельно. Согласованное движение глаз совершается с помощью трех пар мышц, вращающих глазное яблоко, вследствие чего зрительные оси обоих глаз всегда направлены в одну точку фиксации. Глаз чувствителен к видимому диапазону спектра электромагнитных колебаний (380 - 770 нм).

Слух - это способность организма воспринимать и различать звуковые колебания, которая воплощается слуховым анализатором. Человеческому уху доступна область звука механических

колебаний с частотой 16...20000 Гц. Орган слуха - ухо - представляет собой воспринимающую часть звукового анализатора. Оно имеет три отдела: наружное, среднее, внутреннее. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, затянутого упругой барабанной перепонкой, отделяющей среднее ухо. В полости среднего уха расположены так называемые слуховые косточки: «молоточек», «наковальня» и «стремечко», связанные как бы в одну цепь. Они служат для передачи звуковых колебаний от барабанной перепонки во внутреннее ухо, где расположен орган, воспринимающий звук, называемый кортиевым. Механизм защиты слухового анализатора от повреждения при воздействии интенсивных звуков предусмотрен анатомическим строением среднего уха, системой слуховых косточек и мышечных волокон, которые являются механическим передаточным звеном, ответственным за появление акустического рефлекса блокировки звука в ответ на интенсивный звуковой раздражитель. Таким образом, орган слуха выполняет две функции: снабжает организм информацией и обеспечивает самосохранение - противостоит повреждающему действию акустического сигнала.

Обоняние - это способность организма воспринимать запахи, осуществляемая посредством обонятельного анализатора, рецептором которого являются нервные клетки, расположенные в слизистой оболочке верхнего и отчасти среднего носового ходов. Человек обладает различной чувствительностью к пахучим веществам. Снижение обоняния часто возникает при воспалительных и атрофизических процессах в слизистой оболочке носа. В некоторых случаях нарушение обоняния является одним из существенных симптомов поражения центральной нервной системы.

Вкус - это ощущение, возникающее при воздействии раздражителей на специфические рецепторы, расположенные на различных участках языка. Вкусовое ощущение складывается из восприятия кислого, соленого, сладкого и горького; вариации вкуса являются результатом комбинации основных перечисленных ощущений. Разные участки языка имеют неодинаковую чувствительность к вкусовым веществам: кончик языка более чувствителен к сладкому, край языка - к кислому, кончик и край языка - к соленому, а корень языка наиболее чувствителен к горькому.

Осязание - это сложное ощущение, возникающее при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек и мышечно-сустав- ного аппарата. Основная роль в формировании осязания принадлежит кожному анализатору, который осуществляет восприятие внешних механических, температурных, химических и других раздражителей. Осязание складывается из тактильных, температурных, болевых и двигательных ощущений. Основная роль в ощущении принадлежит тактильной рецепции - прикосновению и

Кожа - это внешний покров тела, представляющий собой орган с весьма сложным строением и выполняющий ряд важных жизненных функций. Различают три слоя кожи: наружный (эпителиальный - эпидермис), соединительнотканный (собственно кожа - дерма) и подкожная жировая клетчатка. В коже имеется большое число кровеносных и лимфатических сосудов. Нервный аппарат кожи состоит из многочисленных пронизывающих дерму нервных волокон и нервных окончаний.

Кроме защиты организма от вредных воздействий кожа выполняет рецепторную, секреторную и обменную функции, играет значительную роль в терморегуляции и т.п. Растяжение, давление, ушибы обезвреживаются упругим жировым слоем и эластичностью кожи.

Важной функцией кожи является ее участие в терморегуляции (поддержание нормальной температуры тела) - 80 % всей теплоотдачи организма осуществляется кожей. При высокой температуре внешней среды кожные сосуды расширяются и теплоотдача конвекцией усиливается. При низкой температуре сосуды сужаются, кожа бледнеет, теплоотдача уменьшается.

С помощью анализаторов человек получает обширную информацию об окружающем мире. Количество информации принято измерять в двоичных знаках - битах. Например, поток информации через зрительный рецептор человека составляет 108 - 109 бит/с, нервные пути пропускания 2-106 бит/с, в памяти прочно задерживается только 1 бит/с, следовательно, в коре головного мозга анализируется и оценивается не вся поступающая информация, а наиболее важная. Информация, получаемая из внешней и внутренней среды, определяет работу функциональных систем организма и поведения человека.

Между всеми системами организма существуют взаимосвязи, поэтому организм человека в функциональном отношении представляет собой единое целое.

Одна из важнейших функциональных систем организма - нервная система - связывает между собой различные системы и части организма.

Нервная система человека подразделяется на центральную нервную систему (ЦНС), включающую головной и спинной мозг, и периферическую нервную систему (ПНС), которую составляют нервные волокна и узлы, лежащие вне ЦНС. Периферическая нервная система осуществляет связь ЦНС с кожей, мышцами и внутренними органами.

Нервная система функционирует по принципу рефлекса. Рефлексом называют любую ответную реакцию организма на раздражение из окружающей или внутренней среды, осуществляющуюся с участием ЦНС. В случаях экстремального воздействия на организм нервная система формирует защитно-приспособительные ре-

акции, определяет соотношение воздействующего и защитного эффектов.

Человек постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды благодаря гомеостазу - универсальному свойству сохранять и поддерживать стабильность работы различных систем организма в ответ на воздействия, нарушающие эту стабильность.

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство состава, свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

В организме человека функционирует ряд систем обеспечения безопасности, к которым относятся глаза, уши, нос, костномышечная система, кожа, система иммунной защиты. Например, глаза имеют веки - две кожно-мышечные складки, закрывающие глазное яблоко при смыкании. Веки несут функцию защиты глазного яблока: предохраняя орган зрения от чрезмерного светового потока и механического повреждения, способствуют увлажнению его поверхности и удалению со слезой инородных тел.

Чихание относится к группе защитных реакций и представляет собой форсированный выдох через нос (при кашле - форсированный выдох через рот). Благодаря высокой скорости воздушная струя уносит из полости носа попавшие туда инородные тела и раздражающие вещества.

Слезотечение возникает при попадании раздражающих веществ на слизистую оболочку верхних дыхательных путей: носа, носоглотки, трахеи и бронхов. Слеза не только выделяется наружу, но и попадает через слезоносный канал в полость носа, смывая тем самым раздражающее вещество.

Еще один пример естественной защиты - движение. Активное движение нередко приглушает душевную и физическую боль. Этот механизм стоит на страже нервного благополучия, готовый при необходимости предохранить мозг от слишком большого горя или радости.

В организме человека функционирует система иммунной защиты. Иммунитет - это свойство организма, обеспечивающее его устойчивость к действию чужеродных белков, болезнетворных (патогенных) микробов и их ядовитых продуктов. Различают естественный и приобретенный иммунитет.

Естественный, иливрожденный, иммунитет-этовидовойпри- знак, передающийся по наследству (например, люди не заражаются чумой от крупного рогатого скота). Если микробы все-таки проникли в организм, их распространение задерживается благодаря развивающейся реакции воспаления. Печень, селезенка, лимфатические узлы также способны задерживать и частично обезвреживать продукты деятельности микробов.

Приобретенный иммунитет появляется в результате борьбы организма с чужеродными белками в крови. Значительная роль в иммунитете принадлежит специфическим защитным факторам сыворотки крови - антителам, которые накапливаются в ней после перенесенного заболевания, а также после искусственной иммунизации (прививок).

В процессе активной иммунизации изменяется чувствительность организма к повторному введению соответствующего антигена, т.е. изменяется иммунореактивность организма в форме повышения или понижения чувствительности отдельных органов и тканей к микробам, ядам или другим антигенам. Изменение иммунореактивности не всегда полезно для организма: при повышении чувствительности к какому-нибудь антигену могут развиться аллергические заболевания. Иммунологическая реактивность существенно зависит от возраста: у новорожденных она резко снижена, у пожилых развита слабее, чем у лиц среднего возраста.

1.4. Источники опасностей и негативные факторы

в системе «человек - среда обитания»

В процессе жизнедеятельности человек постоянно взаимодействует с элементами среды обитания. Это взаимодействие может быть позитивным или негативным. Свойство живой и неживой материи оказывать негативное воздействие на саму материю (людей, животный и растительный мир, материальные ценности) с причинением ей ущерба называется опасностью. Источниками опасностей на Земле является все живое и неживое. Опасности постоянно присутствуют в пространстве и времени и реализуются

в виде потоков вещества, энергии и информации.

Термин «опасность» означает угрозу чему-либо: жизни, здоровью, целостности конструкции и т.п. Употребляя его, мы даем качественную оценку имеющейся угрозы. Уровень опасности может быть оценен словами «большая», «высокая», «незначительная» и др. Например, большую опасность для мореплавания в высоких широтах представляют дрейфующие айсберги. Для сравнительной характеристики нескольких негативных воздействий употребляют термины «наибольшая опасность», «более опасно» и др. Например, переправа через горную реку представляет наибольшую опасность на этом пути. Количественная характеристика опасности определяется уровнем поражающего фактора. Например, переменный ток величиной 300 мА опасен для жизни.

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности зарождаются в природном мире; их источниками являются стихийные явления, климатические условия, геологические образования и др. Человек в процессе своей

Безопасность жизнедеятельности. Сапронов Ю.Г.

5-е изд. - М.: 2017. - 336 с.

Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по всем специальностям, ОП «Безопасность жизнедеятельности». Изложены сведения о чрезвычайных ситуациях. Описаны мероприятия по защите населения и персонала предприятий от поражающих факторов, рассмотрены нормативно-правовая база, организация системы гражданской защиты, а также вопросы обеспечения устойчивости объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций. Дано представление^ необходимом минимуме медицинских знаний для оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в результате возникновения несчастного случая на производстве или в других условиях. Уделено внимание порядку и правилам оказания первой пр-мощи пострадавшим. Приведены основные сведения об обороне государства, Вооруженных Силах Российской Федерации, воинской обязанности и военной службе как особом виде федеральной государственной службы. Освещены вопросы организации и содержания допризывной подготовки учащейся молодежи к военной службе. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Формат: pdf (2017, 336с.)

Размер: 11,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2012, 336с.)

Размер: 10 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Раздел I ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Глава 1. Чрезвычайные ситуации и их характеристика 7
1.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях 7
1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 11
1.2.1. Чрезвычайные ситуации, вызванные возникновением пожаров и взрывами 11
1.2.2. Радиоактивное загрязнение территорий 17
1.2.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с загрязнением атмосферы и территорий химически опасными веществами... 21
1.3. Чрезвычайные ситуации природного характера 23
1.4. Чрезвычайные ситуации военного характера 29
1.5. Чрезвычайные ситуации, вызванные терроризмом 35
Глава 2. Зашита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций 42
2.1. Виды защитных мероприятий 42
2.2. Защита населения, персонала предприятий и материальных ценностей от пожаров 45
2.3. Ликвидация радиоактивного загрязнения территории и защита людей в зоне чрезвычайной техногенной ситуации 52
2.4. Ликвидация химического заражения территории 54
2.5. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях 56
2.6. Меры противодействия терроризму и обеспечения защищенности населения от терактов 62
Глава 3. Организационные и правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях 68
3.1. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях 68
3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 72
3.2.1. Организация и функционирование РСЧС 72
3.2.2. Гражданская оборона как составляющий объект РСЧС 79
Глава 4. Первая медицинская помощь пострадавшим в несчастных случаях на производстве и в чрезвычайных ситуациях 83
4.1. Общая характеристика поражений организма человека от воздействия опасных факторов 83
4.2. Общие правила и порядок оказания первой медицинской помощи 92
4.3. Первая помощь при различных повреждениях и состояниях организма 96
4.4. Транспортная иммобилизация и транспортирование пострадавших при различных повреждениях 107
Раздел II ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Глава 5. Основы военной безопасности Российской Федерации 115
5.1. Нормативно-правовая база обеспечения военной безопасности Российской Федерации, функционирования ее Вооруженных Сил и военной службы граждан 115
5.2. Организация обороны Российской Федерации 122
Глава 6. Вооруженные Силы Российской Федерации 125
6.1. Русская военная сила - от княжеских дружин до ракетно-космических войск 125
6.2. Назначение и задачи Вооруженных Сил 135
6.3. Состав Вооруженных Сил. Руководство и управление Вооруженными Силами 138
6.4. Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008-2020 гг 151
Глава 7. Воинская обязанность в Российской Федерации 157
7.1. Понятие и сущность воинской обязанности 157
7.2. Воинский учет граждан 159
7.3. Медицинское освидетельствование и обследование граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу 166
7.4. Призыв граждан на военную службу 170
Глава 8. Организационные и правовые основы военной службы в Российской Федерации 177
8.1. Военная служба - особый вид государственной службы 177
8.2. Воинские должности и звания военнослужащих 180
8.3. Правовой статус военнослужащих 184
8.4. Права и обязанности военнослужащих 185
8.5. Юридическая ответственность военнослужащих 192
8.6. Социальное обеспечение военнослужащих 198
8.7. Начало, срок и окончание военной службы 203
8.8. Увольнение с военной службы 205
Глава 9. Исполнение обязанностей военной службы и альтернативной гражданской службы в Российской Федерации 209
9.1. Прохождение военной службы по призыву 209
9.2. Военная служба по контракту 225
9.3. Альтернативная гражданская служба 229
Раздел III ПОДГОТОВКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 10. Государственные и воинские символы, традиции и ритуалы Вооруженных Сил 235
10.1. Государственные и воинские символы России 235
10.2. Дни воинской славы, памятные даты и воинские праздники России 256
10.3. Воинские традиции - память поколений 261
10.4. Воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации 265
Глава 11. Основные направления подготовки учащейся молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации 270
11.1. Организация, задачи и направления совершенствования подготовки граждан Российской Федерации к военной службе 270
11.2. Военно-профессиональная ориентация молодежи 274
11.3. Военно-патриотическое воспитание будущих воинов 282
11.4. Физическая подготовка и здоровый образ жизни - залог успешной военной службы 288
Глава 12. Психологическая подготовка молодежи к межличностным взаимоотношениям в воинском коллективе 300
12.1. Общая характеристика межличностных взаимоотношений между военнослужащими 300
12.2. Сущность, виды и характеристика конфликтов в воинских коллективах 302
12.3. Пути и методы предупреждения и разрешения конфликтов. Правила неконфликтного поведения военнослужащих 319
Нормативно-правовые акты 329
Список литературы 330

Помимо прочего, его жизнь была доказательством, что традиционный русский интеллигент способен достойно выполнять свои обязанности даже сегодня. В начале 90-х он ушел из журналистики в бизнес – для того чтобы на выручку издавать в Иркутске коммерчески обреченные книги. Он не печатал попсу. Он с исключительным качеством издавал Астафьева и Распутина. Не каждая из его ста книг, но многие стали произведением искусства. Евгений Носов, Василь Быков, Виктор Некрасов, Юрий Казаков, Алексей Варламов, Леонид Бородин, Валентин Курбатов, Игорь Золотусский, Евгений Евтушенко.

Геннадий всегда корил себя, рассказывая, как надорвался Астафьев, работая над последней прижизненной книгой – «Пролетный гусь». Не знаю, мне кажется, Астафьев раньше бы сошел в могилу, если б Сапронов не взялся его издавать. Именно от Астафьева впервые услышал об этом светлом человеке, а потом лично вполне убедился в данных ему превосходных характеристиках.

Надписывая мне свою последнюю книгу – «Виктор Астафьев. Нет мне ответа… Эпистолярный дневник. 1952–2001 годы» («Новая» писала о ней и публиковала из нее отрывки), Геннадий назвал ее самой дорогой для него. Тираж разошелся за три недели, вызвав редкий резонанс. В Челябинске в ходе организованного «Единой Россией» собрания предложили расстрелять Сапронова, опубликовавшего эти письма с нелицеприятными высказываниями в адрес Сталина, Жукова, нашей армии и нашего народа.

Геннадий отшучивался: уйду в партизаны. И успел подготовить и запустить второе, дополненное издание писем Астафьева.

Через неделю мы должны были встретиться на Байкале и пойти на Ушканьи острова – взглянуть на лежбища нерпы. Он был жизнерадостен и полон сил. Несмотря на тяжесть последних дней – только что Сапронов «отвел», как говорят в Сибири, похороны Ангары. Прощался с родной рекой Валентин Распутин, а Геннадий сопровождал его вместе с группой документалистов – фильм о последнем сибирском классике делает руководитель студии «Остров» Сергей Мирошниченко. Путешествовавшие по реке от Байкала до Кодинска прошли три рукотворных моря – Иркутское, Братское и Усть-Илимское и останавливались почти в каждом селе, попадающем в зону затопления Богучанской ГЭС – в зону уже четвертого на Ангаре мертвого моря. И всюду их ждали и встречали люди, не верящие в обреченность их родины. Похороны Ангары затянулись на 12 дней. Потом Распутин заехал в Красноярск. И шесть дней назад, в Овсянке, родном селе Астафьева, Сапронов долго разговаривал «под камеру» с Мирошниченко. О жизни, поколении, России, о своем сыне, которого просто так убили вечерние прохожие.

Геннадий шесть дней назад сказал, быть может, и избитую фразу, но в нее хочется верить: «Смерти нет».



Просмотров