Аварии на очистных сооружениях относятся к. Аварии и катастрофы

«ЧС техногенного характера» - Федеральная. Учебные вопросы. Глобальная. Написать ответы на вопросы. Локальная (объектовая). 1. Производственные аварии и катастрофы относятся к: Территориальная. Местная. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Урок по основам безопасности жизнедеятельности 8 - класс.

«МЧС» - - Терроризм. - выброс аварийно-химических опасных веществ (АХОВ); - ЧС с взрывом, пожаром и разрушениями. Спасение заложников происходит благодаря действиям специальных подразделений (групп захвата). - Спасение на водах. Предотвращение. Смерчи и т.Д. Стихийные бедствия. Экстремальные ситуации чрезвычайного характера:

«Действия при чрезвычайных ситуациях» - Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии. Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения. Во время проведения мероприятий по эвакуации, конкурсов, викторин и других. Поражение объектов до 100% точности попадания. Органы управления ГО и ЧС муниципального учреждения. Диверсии, теракты, взрывы, пожары.

«Техногенные ЧС» - Без света остаются около 120 тыс. человек. Противоречия во взаимодействиях элементов системы «природная среда -техносфера - общество». Потенциально опасные объекты. 3.2 Классификация опасных производственных объектов. 1.Тенденции в области природно-техногенной безопасности. Техногенные опасности и риски.

«ЧС» - Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения. Классификация чрезвычайных ситуаций. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны с человеческим фактором. Кульминации - стадия высвобождения энергии или вещества.

«Аварии и катастрофы» - Аварии с выбросами радиоактивных веществ (РВ). Понятие аварий и катастроф. Внезапное обрушение зданий, сооружений; Пожары, взрывы, угрозы взрывов. Наиболее частые ЧС в районах, где высокая концентрация. Катастрофа. Аварии с выбросами опасных химических веществ. Аварии и катастрофы делятся на типы: Аварии подразделяются на:

Всего в теме 17 презентаций

Когда в городской канализации случаются проблемы, специалисты, выезжающие на место, определяют класс опасности загрязняющих веществ в сточных водах, которые по причине аварии оказываются не там, где нужно. После чего начинается работа по устранению последствий аварии с учетом этого класса опасности.

Есть ли такие же параметры стоков в канализационных сооружениях частных и что может случиться с самыми обычными септиками и ЛОС?

Чтобы в этом разобраться, нужно для начала понимать, какие характеристики являются определяющими при эксплуатации небольших очистных станций, коими комплектуются частные дома в городских районах и сельских поселках.

Технические условия на очистные станции

С точки зрения законодательства и существующей нормативной базы, нет никаких строгих правил в установке небольших очистных сооружений на территории индивидуальных участков.

И если производитель ЛОС выдает на свои очистные сооружения технические условия и гарантирует соблюдений параметров, указанных в этих ТУ, то производители емкостей для не «заморачиваются» с такими вопросами.

А если посмотреть на то, как производятся работы по установке из бетонных колец, то вообще становится непонятно, как могут предъявляться хоть какие-то требования к работе очистных сооружений индивидуального характера на участках под индивидуальное жилищное строительство.

А ведь, на самом деле, требования предъявляются, только очень многие хозяева частных домов не знают об этом.

Организация, которая в простонародье носит название СЭС, должна следить за состоянием не только городских очистных сооружений, перерабатывающих отходы крпуных городов, но и за всеми мелкими очистными станциями, которые работают над сточными водами каждого частного дома.

Правда нормативной базы для такого контроля у Службы санитарно-эпидемиологического контроля (именно так правильно называется эта служба в настоящее время) практически нет. Сотрудники СЭС могут опираться на нормы и требования СанПиН, однако для частного застройщика эти нормы не носят характер закона, а являются всего лишь рекомендательным документом.

Тем не менее, аварии на очистных сооружениях, примеры которых выкладывают на форумах владельцы частных домов, ясно показывают, что даже рекомендательные нормы нужно исполнять. В противном случае страдают не только сами владельцы очистных сооружений, но и все их соседи, а зачастую и жители всего поселка.

В такой ситуации, когда нормативно-правовая база со строгим порядком исполнения отсутствует, одним из главных гарантов правильной работы септика или ЛОС могут выступать как раз технические условия (ТУ), которые уже упоминались выше.


Приходя в фирму, которая продает и монтирует и ЛОС, стоит сразу ознакомиться с ТУ на изделия. Именно там хозяин частного дома сразу может найти ответы на вопросы, касающиеся безопасности установки и ее долгой безаварийной работы.

Какие факторы могут быть опасными

Давайте посмотрим, какие факторы могут быть опасными при работе очистных сооружений, перерабатывающих стоки частного дома.

Во-первых, основной опасный фактор – это возможный сброс неочищенных стоков прямо на грунт или попадание его в открытый водоем на территории поселка. Если неочищенные воды во время залпового сброса попадают на грунт, то, в первую очередь, под угрозой оказывается питьевая вода во всех колодцах и неглубоких скважинах на всей территории поселка.

Не стоит думать, что если 200-300 литров сточных вод вылились в канаву, то пострадают только 2-3 ближайших участка.

Движение вод в верхнем подпочвенном слое таково, что все колодцы, абиссинские скважины и скважины на песок до 15 метров глубиной могут быть заражены на территории в несколько квадратных километров.

Во-вторых, определенную проблему являет собой ил с очистных сооружений, класс опасности которого хоть и невысок, но, тем не менее, сам ил является органически активным, а иногда и токсичным веществом.

Естественно, при правильной переработке данный ил является прекрасным удобрением для садовых участков или огородов. Однако не в тот момент, когда он только вылился во время аварийного выброса из емкости септика или ЛОС.


В этот момент в нем содержатся не самые полезные для любого человека бактерии. Попадание ила в открытый водоем в такой фазе могут привести к вспышке дизентерии в этом, а также во всех близлежащих жилых поселениях.

В-третьих, проблемой является возможное просачивание неочищенных стоков в грунт в непосредственной близости от септика или ЛОС. Это может происходить как из-за небольшого переполнения приемных емкостей, так и из-за возможной негерметичности емкостей.

Такая негерметичность может возникнуть вследствие некачественного изготовления изделия, по причине поломки во время неправильной транспортировки, а также из-за повреждений во время установки или от подвижки грунтов.

По этой причине должна быть установлена санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации частного дома. Септики и ЛОС должны располагаться не ближе 15 метров от источников питьевой воды, коими являются колодцы и скважины.

Казалось бы, что может грозить скважине глубиной в 30 метров при небольшом «сливе» на грунт из септика? Оказывается, может. Неочищенные стоки при неправильно обустроенном замке вокруг ствола скважины могут легко преодолеть эти самые 30 метров глубины и явиться источником загрязнения питьевой воды.

И хозяин узнает об этом только тогда, когда заболеют члены его семьи, что, согласитесь, неприемлемо в любом случае.

Устранение аварий и ремонтные работы

Что же делать, если залповый сброс или протекание из-за негерметичности все-таки произошли? Ответ один – вызывать специалистов на ликвидацию аварии и для устранения огрехов в работе оборудования.

Для начала составляется калькуляция ремонтных работ очистных сооружений, в которой четко должно быть прописано, сколько стоит каждый пункт выполненных работ.

Понимать хозяин должен сразу, разлив его неочищенных стоков – это не авария на нефтяной вышке посреди Мексиканского залива. Не требуется ликвидировать аварию его септика любыми средствами и силами. Как и любая работа, такая ликвидация просто калькулируется и стоит определенных денег. Конечно, хозяин в шоке от того, что могут пострадать члены его семьи, соседи, а то и все жители поселка.

Однако стоит помнить, что сбор и утилизация загрязненного грунта, очистка вод открытого водоема и ремонт очистного сооружения имеют четкие тарифы. В любой уважающей себя специализированной фирме тарифы такие прописаны и в случае необходимости предоставляются хозяину в бумажном виде, не берутся «с кондачка».

Если приехавшие по вашему звонку «ликвидаторы» начинают закатывать к нему глаза и называть какие-то случайные цифры «из воздуха», гоните таких горе-аварийщиков прочь.

Естественно, устранение аварий на очистных сооружениях – мероприятие недешевое. Будьте готовы к тому, что очистка водоема вам встанет в 130000-250000 рублей в зависимости от степени загрязнения. Выемка и утилизация зараженного грунта обойдется в 40000-80000 рублей.

А обкапывание септика, поиск поврежденных соединений и заваривание трещин или неплотностей выльется в 25000-50000 рублей. Как видите цифры не самые маленькие, но что они значат по сравнению со здоровьем ваших близких людей и ваших добрых соседей?

А чтобы не быть ввергнутыми в такие немалые расходы, стоит заранее думать над тем, с какими характеристиками выбирать ЛОС или септик, контролировать весь процесс погрузки, доставки и установки очистных сооружений. Помните, что в первую очередь вы будете заинтересованных эксплуатирующим лицом этих устройств.

Коммунальные системы, обеспечивающие оптимальные условия проживания населения, включают в себя водо – и газоснабжение, канализацию, электроэнергетические и тепловые сети. Они так же, как и любой технический объект подвержены поломках, износу, что приводит к авариям. Подобные внештатные ситуации крайне редко приводят к человеческим жертвам, но они способны значительно затруднить жизнь граждан, особенно в зимний период.

Электроэнергетические аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, примером наиболее крупной является поломка резервного узла на станции «Чагино» в г. Москве 2005 г. способны приводить к длительным перерывам подачи электричества, сбою графиков движения наземного транспорта, отсутствию связи, остановке лифтов. Последствия могут затрагивать довольно обширные территории, включающие несколько тысяч людей, а ущерб обычно исчисляется миллионными убытками.

Из наиболее крупных внештатных ситуаций на коммунальных объектах можно выделить:

  1. В 1990 г. в Ростовской области произошел прорыв канализационной насосной станции «северная-1», последствия которой устранялись в течение 16 лет. Сточные воды попали в местную реку, что сильно усугубило ситуацию.
  2. На Чукотке в 1996 г. в сильный мороз одновременно вышли из строя все котельные поселка из-за поломки насоса. В результате несколько суток около 70 жилых домов оставались без отопления и электричества. Была объявлена чрезвычайная ситуация.
  3. В энергетической сфере крупнейшей аварией считается происшествие 2009 г. на Саяно-Шушенской ГЭС. Тогда из-за динамических нагрузок произошел срыв крышки гидроагрегата. Последствиями стало загрязнение экологии, гибель более 50 человек. Самой станции был нанесены серьезные повреждения, которые устранялись несколько лет.
  4. В 2017 г. из-за аварии на электростанции в Санкт-Петербурге жители 3 крупных районах остались без света. Для социальных объектов (больницы, детские учреждения) были использованы дизель – генераторные установки.

Из-за чего могут возникать аварии их виды и последствия

Все многочисленные аварии на коммунальных объектах разделяют на следующие основные группы:

  1. Неполадки в системах по водоснабжению

В таких аварийных ситуациях нарушения выявляются со стороны водонапорных башен, разводящих сетей и насосных станций. Реже ремонтная бригада сталкивается с повреждением сооружений по очистке воды. Прекращение подачи воды может быть результатом внештатных ситуаций на электростанциях.

Для более эффективной, бесперебойной работы по обеспечению населения водой создаются резервные источники водоснабжения (скважины) и аварийные запасы воды.

  1. Аварии на коммунальных газопроводах

Характеризуются разрушением или разрывом, как в самом сооружении, так и в разводящих сетях, относящимся к жилым домам или предприятиям. Гораздо реже могут возникать неполадки на распределительных станциях иили компрессорах.

Опасны аварии тем, что утечка газа способна приводить к взрыву и сокрушительным разрушениям.

  1. Электроснабжение населения

Повреждение линий электропередач, распределительных станций иили трансформаторных будок влечет уменьшение или прекращение подачи электричества в помещения.

Для предупреждения таких ситуаций осуществляется прокладка линий под землей, рекомендуется использование не менее 2 независимых друг от друга источников электроснабжения и создание резервных.

  1. Аварии на теплосетях в зимний период

Теплотрассы, котельные и ТЭЦ не всегда способны выдержать сильные морозы или резкие изменения температурного режима. Многие современные котельные осуществляют свою деятельность на природном газе, поэтому при авариях на газопроводах автоматически нарушается деятельность подачи тепла.

  1. Канализационная система

Аварийные ситуации в данных коммунальных сооружениях происходят зачастую с выбросом загрязняющих веществ в водоемы, водопровод. Последствиями таких неполадок являются экологические катастрофы, которые устраняются длительное время. Кроме того, если авария произошла на станции перекачки, то резервуар с фекальными отходами переполняется и происходит выброс их в окружающую среду. Во избежание таких случаев необходимо иметь запасной электрический генератор.

Внештатные ситуации чаще затрагивают канализационное оборудование и очистные сооружения. Это связано с их редкой или некачественной очисткой специальными службами, засором или попаданием в трубы крупных, плотных предметов (строительный мусор, тряпки, кошачий наполнитель, средства гигиены).

Причины , затрагивающих водоразводящие сети, регулирующие узлы и насосные станции, связаны с их износом и коррозией. Данные коммуникации прокладываются под землей. Из-за чего подвергаются не только агрессивному воздействию почвы, но и неравномерному давлению слоев грунта, прогибу, температурному напряжению, гидроударам. Кроме того, они могут засоряться различными отложениями и зарастаниями.

Зачастую от плотности грунта зависит время коррозийных изменений. Сильно плотные породы земли практически не пропускают воздух, что усиливает агрессивность почвы. Аварии на объектах водоснабжения приводят не только к ухудшению жизнедеятельности граждан, но и способны вызывать загрязнения воды, поднятие уровня грунтовых вод, вследствие чего происходят подтопления.

Аварийный сброс загрязненных в водоемы приводит к гибели растений, рыб, что негативно сказывается на экологии данной местности. Кроме того загрязненная вода вызывает вспышки инфекционных заболеваний у людей, негативно сказывается на почве, вызывая гибель или болезнь сельскохозяйственных посевов.

Теплотрассы и котельные также подвергаются износу оборудования, что является частой причиной возникновения аварийной ситуации. Часто они происходят в осенне-зимний период, когда на них увеличивается нагрузка. Главным последствием крупных коммунальных аварий является то, что они затрагивают практически все отрасли жизнедеятельности. Приводят к транспортному коллапсу, выводят из строя коммуникационные сети, ухудшают санитарно-эпидемиологическую обстановку, вызывают подтопления зданий.

Отказ котельных в зимнее время делает невозможным проживание людей в своих квартирах, что влечет организацию эвакуационных мероприятий.

Профилактические и текущие ремонтные действия проводят весной или летом, по окончании отопительного сезона.

Рассмотрим, как подготовиться к авариям на коммунальных системах, чтобы пережить этот период с минимальным дискомфортом.

Подготовительные действия к возможным авариям

Обычно возникающие внештатные ситуации на системах по жизнеобеспечению населения стараются ликвидировать в самые короткие сроки. Аварийные службы принимают вызовы от граждан без выходных и праздничных дней.

Однако даже кратковременное отсутствие электроэнергии, воды, газа или тепла способно поставить современного человека в трудную ситуацию.

Во избежание этого следует заранее подготовиться к возможным коммунальным авариям:

  • Держите дома запас спичек, свечей. Время от времени проверяйте и пополняйте его.
  • Необходимо также иметь в наличии фонарики, запасные батарейки и радиоприемник, работающий не от сети.
  • В таких ситуациях поможет и запас чистой воды, а также долго не портящихся продуктов.
  • Список всех аварийных служб держите на видном месте, о котором знают все члены семьи, либо занесите их в список важных контактов в телефоне.

В среднем достаточно бывает нескольких часов для ликвидации возникшей аварийной ситуации.

Как действовать при авариях на коммунальных системах

Первое, что необходимо сделать – это позвонить в управляющую компанию и рассказать о возникшей проблеме. В некоторых УК существуют круглосуточные телефоны для подобных звонков. Если ситуация срочная, то можно набрать телефон непосредственно самой аварийной службы.

В ситуации повреждения электроэнергетических систем возникают скачки напряжения, которые способны привести к возгораниям, поломке оборудования. Обязательно из розеток выдерните все вилки у всех включенных в сеть приборов. При наличии в квартире электросчетчика можете просто с помощью рычагов обесточить помещение.

При отключении электричества следует иметь различные газовые или бензиновые горелки заводского изготовления. На них можно приготовить или разогреть пищу в случае сильной необходимости. Для освещения помещения используйте свечи. Однако помните про осторожность при обращении с открытым огнем.

Проверьте, чтобы в квартире не было сквозняков, не ставьте зажженные свечи рядом с легковоспламеняющимися предметами (например, со шторами).

Когда вы находитесь на улице к поврежденным электропроводам не приближайтесь ближе, чем на 5-8 м. Увидев оборванный провод, сообщите о нем в соответствующие органы. Если электропровод внезапно упал недалеко от вас, то угрозу для жизни в данной ситуации будет представлять шаговое напряжение. Для того чтобы избежать попадания под его влияние срочно покидайте опасную зону с помощью прыжков. При этом ступни ног прижмите друг к другу.

Поломки систем водоснабжения в некоторых случаях сопровождаются гулом иили шумом в трубах. Проверьте водопроводные краны в доме. Они должны быть закрыты. Воду для использования в пищу лучше покупать в магазинах. Для бытовых или канализационных нужд в теплое время года можно брать воду из ближайших водоемов. Зимой используйте талый снег.

Для доочистки воды прибегайте к бытовым фильтрам, а при их отсутствии – к кипячению. Одним из вариантов может стать отстаивание жидкости в течение нескольких суток. Тара обязательно должна быть открыта.

Для обеззараживания опустите в емкость любой серебряный предмет. Дома, многие с успехом используют такой способ, как вымораживание. Для этого заполненную водой емкость кладут в морозильную камеру. Первый верхний слой ледяной корки убирают, продолжают замораживать жидкость до половины тары. Не замерзшую воду слейте, а ту, что образуется после полного таяния льда, используйте для приготовления еды.

При крупных коммунальных происшествиях, требующих долгих ремонтных работ к жилым домам организуется доставка чистой питьевой воды по нескольку раз в день. Ответственным лицом за подвоз выступает управляющая компания.

В ситуации отключения отопления, обогреть помещения можно при помощи обогревателей. Они должны быть в рабочем состоянии и приобретены в крупной торговой сети. Не используйте обогревательные элементы кустарного производства.

Обогревать квартиру с помощью включения газовых конфорок или электрических кухонных панелей также не следует, так как подобные действия часто становятся причинами пожаров или отравлений.

Лучшим способом сохранить тепло будет утепление окон, балконов и входных дверей. Занавесьте их одеялом, пледом. Заткните ватой все щели. Выберите небольшую комнату и разместите там всех членов семьи. По возможности держите ее все время закрытой. Двери в другие комнаты также следует закрыть, чтобы ограничить распространение холодного воздуха. Оденьте теплые вещи, используя принцип многослойности. Согревайтесь теплым чаем или физическими упражнениями.

Подробнее в видео:

В данной отрасли промышленности различают две группы аварий:

На очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн.

На очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в окружающую среду естественно отрицательным воздействием на персонал.

Аварии на гидротехнических сооружениях

Опасность возникновения затопления низких районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.

Значительные участки местности через 15-30 минут обычно оказываются заполненными слоем воды толщиной от 0,5 до 10м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используют все средства: сирены, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадает вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проверить его. Спичками не пользоваться – возможно, присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен, Убрать весь влажный мусор.

Аварии на транспорте

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружение в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.

Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортнрго происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, то есть свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это не осуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой.

Основными причинами производственных аварий и катастроф являются:

недостатки проектирования предприятий;

несоблюдение правил по технике безопасности;

отсутствие постоянного контроля за состоянием производства и особенно при использовании легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ;

нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов;

низкая трудовая и производственная дисциплина;

возникновение аварии на соседних предприятиях или на энергетических и газовых сетях;

стихийные бедствия, вызывающие аварии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Безопасности и защиты в ЧС

Реферат по дисциплине БЖД

Аварии и катастрофы (промышленные, транспортные, коммунальные и др.). Причины, виды, примеры

Выполнил: студентка группы №Р-221

Клещева Юлия Викторовна

Санкт-Петербург

Введение

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийных бедствий, катастроф и аварий с многочисленными человеческими жертвами, огромными материальными потерями и нарушениями условий нормальной жизнедеятельности.

Для предотвращения ущерба, необходимо уделять внимание тщательному изучению этих явлений. Очень часто в печати, по радио и телевидению одни и те же события называют по-разному: кто аварией, кто катастрофой. Действительно, резких и строго очерченных границ и различий между ними вроде бы и не существует. Главным критерием является тяжесть потерь и наличие человеческих жертв. Что же такое авария и катастрофа, в чем их основное различие?

Для начала, стоит привести наиболее точные определения этих понятий. Итак, авария -- 1) неожиданный выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины, сооружения и т. п. во время выполнения рабочих функций, движения; 2) опасное техногенное происшествие, создающее на определенной территории или объекте угрозу жизни, здоровью и имуществу людей и могущее приводить к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, гибели и нарушению здоровья людей, а также причинение ущерба окружающей природной среде; 3) разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ. Как правило, при авариях восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.1. Основные понятия и определения // ФИНЭК. Курс БЖД. Глоссарии. URL

Катастрофа - событие (авария, стихийное бедствие и др.) с трагическими последствиями. К катастрофам относят событие, в результате которого погибло не менее 100 чел., не менее 400 получили ранения, не менее 35 тыс. чел. были эвакуированы и не менее 70 тыс. чел. остались без источников питьевой воды.

Таким образом, главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и количестве человеческих жертв.

В данном реферате мы рассмотрим подробнее каждый вид, выделим основные причины, вызывающие эти чрезвычайные ситуации, и приведем примеры.

1. Классификация аварий и катастроф

Специалисты разделяют аварии и катастрофы на 10 типов по объектовому признаку и в зависимости от природы происхождения:

1) транспортные аварии и катастрофы;

2) пожары, взрывы, угрозы взрывов, вызванные внутренними факторами (нарушение технологических режимов производства, аварии в системах электро- и газоснабжения и т.п.);

3) аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ, обусловленные выводом из-под контроля тех или иных химических процессов;

4) аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;

5) аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;

6) внезапное обрушение зданий, сооружений из-за дефектов проектирования или строительства, а также вследствие пожаров, взрывов или воздействия внешних факторов (землетрясения, ураганы и пр.);

7) аварии в электроэнергетических системах;

8) аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;

9) аварии на очистных сооружениях;

10) гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

В свою очередь, каждый тип аварий (катастроф) подразделяют на отдельные виды. Маньяков В.Д. Безопасность общества и человека в современном мире: Учебное пособие. - СПб.: Политехника, 2005. - 551 с.

Транспортные аварии (катастрофы)

· аварии (катастрофы) на железнодорожном транспорте;

· аварии (катастрофы) на водном транспорте

· авиационные аварии и катастрофы

· автомобильные аварии и катастрофы.

2. Аварии (катастрофы) на железнодорожном транспорте

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Пример. 12 января 2013 г. В Иркутской области в крупной железнодорожной аварии погибли два человека. Сегодня утром на перегоне Утулик - Слюдянка сломался один из вагонов поезда с углём. Это произошло на полном ходу, поэтому часть состава (20 из 60 вагонов) сошли с рельсов, и опрокинулась на соседний путь. По нему навстречу товарному ехал локомотив, произошло столкновение. Машинист и помощник маневрового тепловоза погибли.

3. Аварии на водном транспорте

Различают аварии (катастрофы) речных и морских грузовых и пассажирских судов.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление. Рябочкина В.М., Назаренко Г.И. Медицина катастроф: учеб. пособие. - М.: «ИНИ Лтд», 1996, 264 с.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник гражданской обороны. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин. К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

Пример. На Волге, в акватории Саратова, 18 августа 2011 года речной буксир столкнулся с катером "Прогресс". 1 человек погиб, еще один пострадал.

По словам одного их свидетелей происшествия, возле острова Тайвань, примерно в 200 метрах от берега, буксир-толкач РБТ-85 неожиданно свернул со своего пути и стал приближаться к весельному безмоторному катеру "Прогресс", в котором ловили рыбу двое рыбаков. Рыбакам пришлось выпрыгнуть из катера - одного из них спасти не удалось, второго вскоре подобрало следовавшее на небольшом расстоянии от буксира очистительное судно. Буксир ушел с места ЧП. Лента новостей // РИАновости.

4. Авиационные аварии и катастрофы

Различают авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах и вне аэропортов, населенных пунктов.

При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние. Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

Пример. 29 апреля 2013 года произошла авиакатастрофа на базе Баграм в Афганистане во время взлета. На борту самолета находились восемь членов экипажа, выжить никому не удалось. Версия теракта властями не подтверждается, хотя представители Талибана уже заявили, что это их люди сбили Боинг. По некоторым данным, перед катастрофой экипаж успел сообщить о смещении груза в трюме самолета.

5. Автомобильные аварии и катастрофы

Различают аварии (катастрофы) на автодорогах и аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях.

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности. Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Пример. В ДТП под Вологдой 28 марта 2013 года погибли шесть взрослых, из них четверо -- петербуржцы. Это два водителя автобуса и два человека, сопровождавшие группу детдомовцев. 21 ребенок ранен, дети госпитализированы. Одна девочка находится в крайне тяжелом состоянии. В региональном ГИБДД уже восстановили картину аварии. Водитель автомобиля ВАЗ при выполнении обгона допустил столкновение со встречным автомобилем - «Сканией». Грузовик с полуприцепом потерял управление и выехал на встречную полосу, где совершил лобовое столкновение с автобусом «Hyundai».

6. Пожары, взрывы, угрозы взрывов

· пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промобъектов;

· пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывоопасных веществ;

· пожары (взрывы) на транспорте;

· пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

· пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения;

· пожары (взрывы) на химически опасных объектах;

· пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;

· обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;

· утрата взрывоопасных веществ (боеприпасов). Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник. - М.: «Дашков и Ко», 2006, 474 с.

Основными причинами пожара являются: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.). Если в технологическом процессе применяют горючие вещества и существует возможность их контакта с воздухом, то опасность пожара и взрыва может возникнуть как внутри аппаратуры, так и вне ее, в помещении и на открытых площадках. Так, большую опасность представляют аппараты, емкости и резервуары с горючими жидкостями, так как они не бывают заполнены до предела и в пространстве над уровнем жидкости образуется паровоздушная взрывоопасная смесь. Причиной взрыва или пожара может послужить наличие в помещении горючей пыли и волокон. Пожары могут возникнуть от электроустановок, в которых присутствуют нагревающиеся проводники электрического тока и горючее вещество (изоляция этих проводников). При коротких замыканиях электрические проводники быстро разогреваются до высоких температур. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник. - М.: КНОРУС, 2010, 288 с.

Пример. 19 апреля 2013 года на шестом этаже жилого дома на Широкой улице в Москве на балконе взорвались газовые баллоны, после чего вспыхнули две квартиры. В результате пожара погибли три человека, еще 17 человек, в том числе четверо детей, получили ранения различной степени тяжести. Общая площадь пожара составила 200 кв м. Силой взрыва снесло балкон и панель, выбиты стекла, повреждены несколько машин. О случившемся в оперативные службы сообщили очевидцы, причем не только жильцы горящего дома, но и соседних зданий. У многих обратившихся за помощью к врачам -- стрессовое состояние, сообщили медики. В пункте временного размещения с жильцами дома работают психологи. Сообщают, что у пожарных возникла проблема в устранении пожара из-за большого количества припаркованных машин, из-за которых было сложно проехать технике.

7. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (АХОВ)

· аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении;

· аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;

· образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

· аварии с химическими боеприпасами.

· утрата источников ХОВ

Безопасность функционирования химических предприятий зависит от физико-химических свойств сырья и продуктов, характера технологического процесса, конструкции и надежности оборудования, условий хранения и транспортировки химически опасных веществ, состояния контрольно- измерительных приборов и средств автоматизации, подготовленности и практических навыков персонала, эффективности средств противоаварийной защиты. Безответственное отношение к обеспечению безопасности на химических предприятиях является основной причиной аварий и катастроф данного вида.

Пример. 5 февраля 2009 года в Кировской области на Заводе минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химкомбината произошел разрыв трубопровода, по которому на производство подавался аммиак. Авария привела к выбросу аммиака в атмосферу и загрязнению территории предприятия серной кислотой. Во время аварии погиб аппаратчик, еще один человек получил тяжелую травму.

5 июня 2008 года в г. Цицикар (китайская провинция Хэйлунцзян, граничащая с Россией) при утилизации газового баллона произошла утечка боевого отравляющего вещества газа "фосген". В результате ЧП три человека погибли, восемь получили отравление.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ)

· аварии на АС, АЭУ производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;

· аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла;

· аварии транспортных средств и космических аппаратов с ЯУ или грузом РВ на борту;

· аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;

· аварии с ядерными б/пр в местах их хранения или установки;

· утрата радиоактивных источников.

Атомная наука и техника таят в себе огромные возможности, но вместе с тем представляют и большую опасность для людей и окружающей среды. Ядерные материалы приходится возить, хранить, перерабатывать. Это создает дополнительный риск радиоактивного загрязнения окружающей среды, поражения людей, животных и растительного мира. Возрастает опасность аварий с выбросом радиоактивных веществ, причинами которых могут быть нарушения технологических процессов, правил работы с источниками радиоактивности, их хранения и перевозки, некомпетентность персонала. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник. - М.: КНОРУС, 2010, 288 с.

Пример. 10 августа 1985 года на атомной подводной лодке К-431, находившейся у пирса судоремонтного завода ВМФ в бухте Чажма производилась перезарядка активных зон реакторов. Работы проводились с нарушениями требований ядерной безопасности и технологии: использовались нештатные подъёмные приспособления. При подъёме крышки реактора поднялась компенсирующая решётка и поглотители. В этот момент на скорости, превышающей разрешённую в бухте, мимо прошёл торпедный катер. Поднятая им волна привела к тому, что плавучий кран, удерживавший крышку, поднял её ещё выше, и реактор вышел на пусковой режим, что вызвало тепловой взрыв. Мгновенно погибли 11 офицеров, осуществлявших операцию.

В центре взрыва уровень радиации составлял 90000 рентген в час, что привело к мгновенной смерти всех находившихся там. На подводной лодке начался пожар, который сопровождался мощными выбросами радиоактивной пыли и пара.

Тушением занимались неподготовленные сотрудники -- работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. При этом у них не было ни спецодежды, ни спецтехники. Тушение пожара заняло около двух с половиной часов.

На месте аварии был установлен режим информационной блокады. Никакая предупредительная и разъяснительная работа с населением не проводилась, ввиду чего население получило дозу радиационного облучения.

Известно, что всего в результате аварии пострадали 290 человек. Из них десять погибли в момент аварии, у десяти зафиксирована острая лучевая болезнь, у тридцати девяти -- лучевая реакция.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ)

· аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в НИУ (лабораториях);

· аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

· утрата БОВ.

Биологически опасными веществами называют вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.

Пример. В 1979 году 2 апреля в Свердловске произошел выброс в атмосферу облака биологического оружия из лаборатории военного городка № 19, расположенного в Чкаловском районе города. Сотрудник лаборатории снял загрязненный фильтр с оборудования и забыл предупредить об этом своих коллег. Когда оборудование включили, миллионы спор сибирской язвы были выброшены в атмосферу. Опасное облако ветром было разнесено на юг и юго-восток от места выброса. Власти пытались скрыть факт выброса биологического оружия.

Первые больные и умершие появились днём и вечером 4-го апреля. Всем был поставлен диагноз «пневмония». В день умирало по 5 и более человек. 10-го апреля впервые был поставлен диагноз «кожная форма сибирской язвы».21-го апреля началась вакцинация жителей Чкаловского района и обеззараживание территории. 12-го июня была зафиксирована смерть последнего пострадавшего от эпидемии. Общее число жертв эпидемии составило около 100 человек.

8. Внезапное обрушение зданий, сооружений

· обрушение элементов транспортных коммуникаций;

· обрушение производственных зданий и сооружений;

· обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник. - М.: «Дашков и Ко», 2006, 474 с.

Среди причин обрушения зданий и сооружений называют:

· некачественное выполнение строительно-монтажных работ

· аварийное состояние здания: нарушение сроков эксплуатации без капитального ремонта

· природный фактор: не предусмотренные проектом природные явления.

· подвижка грунта, сильные морозы, оползни и пр.

· внешнее воздействие: аварии, взрывы, проведение строительных работ вблизи объекта

· низкое качество строительных материалов

· ошибки при проектировании

По данным ведомства, погибших и пострадавших нет, на месте работают специалисты. Предполагаемой причиной происшествия является нарушение технологии строительства, а именно преждевременное снятие опалубки рабочими.

Аварии на электроэнергетических системах

· аварии на автономных ЭС с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

· аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;

· выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

Авария в энергосистеме - нарушение нормального режима всей или значительной части энергетической системы, связанное с повреждением оборудования, временным недопустимым ухудшением качества электрической энергии или перерывом в электроснабжении потребителей.

Пример. 20 августа 2010 произошла авария в энергосистеме в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в результате возникновения нештатной ситуации на подстанции 330/220/110 кВ Восточная. Развитие нештатной ситуации в энергосистеме Санкт-Петербурга и Ленинградской области началось в 18 ч 34 мин с одновременного отключения четырех элементов на подстанции 330 кВ Восточная: в результате срабатывания релейной защиты (РЗА), оказались отключенными две ВЛ 330 кВ, соединяющие подстанцию с Ленинградской АЭС и с подстанцией 330 кВ «Южная», автотрансформатор мощностью 250 МВА и перемычка, соединяющая два открытых распределительных устройства 330 кВ подстанции. Возможной причиной срабатывания автоматики стало повреждение кабеля, обеспечивающего питание и коммутацию устройств РЗА. В течение следующих 3 минут действием РЗА были отключены несколько ЛЭП 110--330 кВ, что привело к полному или частичному нарушению электроснабжения потребителей в Приморском, Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Курортном, Петроградском, Невском, Центральном, Василеостровском районах Санкт-Петербурга, а также в Выборгском, Приозерском и Кировском районах Ленинградской области. Кроме того, в результате нештатной ситуации в электрической сети были отключены Северная, Выборгская, Центральная, Правобережная, Дубровская ТЭЦ и Светогорская ГЭС с полным прекращением генерации и потерей электроснабжения собственных нужд электростанций.

авария катастрофа обрушение

9. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения

· аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

· аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

· аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

· аварии на коммунальных газопроводах.

Коммунальной является авария, вызывающая сбой в обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами. Как правило, является следствием прорыва трубопровода, обеспечивающего подачу воды и тепла. Коммунальная авария может привести к травмированию или даже гибели людей, попавших в промоину с кипятком. Также она может создать помехи в работе городского транспорта вследствие затопления проезжей части дороги. В зимнее время коммунальные аварии могут спровоцировать ДТП. Одним из следствий коммунальных аварий могут стать закрытие детских садов и школ, оказавшихся в зоне бедствия. Рябочкина В.М., Назаренко Г.И. Медицина катастроф: учеб. пособие. - М.: «ИНИ Лтд», 1996, 264 с.

Пример. 22 декабря 2009 года произошла коммунальная авария на перекрёстке проспекта Большевиков и улицы Коллонтай в Санкт-Петербурге. Двенадцать горожан попали в ожоговые клиники. Один из них - в тяжелом состоянии, с поражением 32 процентов кожи.

Всё случилось около полуночи, когда лопнула труба с горячей водой и на поверхность выплеснулось несколько тонн кипятка. Движение на этом участке было парализовано, около десятка машин и троллейбус на несколько часов застряли в горячем озере. Несколько автомобилей всё же не заглохли, с их помощью менее удачливых водителей и пассажиров эвакуировали на тротуар. Только через два часа кипяток удалось перекрыть.

10. Аварии на очистных сооружениях (ОС)

· аварии на ОС сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

· аварии на ОС промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Очистные сооружения представляют собой специализированное оборудование для очистки сточных вод, которое может быть локального типа, то есть устанавливаться на небольших частных объектах, так и промышленного. Происходить аварии на очистных сооружениях могут по нескольким причинам:

· отключение электричества. Во избежание подобной ситуации необходимо позаботиться об аварийном отключении оборудования или об альтернативных источниках питания.

· износ оборудования. Своевременное обслуживание, выявление неисправностей, реконструкция оборудования, замена вышедших из строя частей или целых установок - меры для предупреждения такого рода аварий.

· погода и стихийные бедствия. Оборудование для очистки сточных вод должно быть разработано и произведено с учётом климатической и сейсмической зоны объекта.

· человеческий фактор. Требуется качественное обучение персонала и подбор ответственных сотрудников, а также обеспечение мер безопасности для предотвращения терактов.

· ненормативная работа очистных сооружений. Количество загрязнённых стоков не должно превышать производительности оборудования, необходимо предусмотреть уничтожение каждого вида загрязнений из промышленных стоков. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник. - М.: «Дашков и Ко», 2006, 474 с.

Пример. В Ивановском районе (Брестская область) в результате аварии на очистных сооружениях СПК "Приясельдный" произошло загрязнение канала Заозерский. ЧП на очистных сооружениях, расположенных в 300 метрах от деревни Псыщево, произошло, как свидетельствуют местные жители, 6 июня 2007 года. Однако они сообщили о произошедшем лишь утром 11 июня. Прибывшая в этот же день на место аварии комиссия, куда вошли экологи, специалисты Ивановского районного отдела по ЧС и районной ветеринарной станции, обнаружили в канале Заозерский мертвую рыбу.

В ходе расследования члены комиссии установили, что причиной аварии стало переполнение отстойников, в результате чего произошел сброс неочищенных стоков в канал, который находится в 100 метрах от очистных сооружений. Комиссия пришла к выводу, что в целом очистные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии.

11. Гидродинамические аварии

· прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

· прорывы плотин с образованием прорывного паводка;

· прорывы плотин и т.д., повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях. Плещиц С.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 152 c.

Гидродинамическая авария - это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюзов) или его части. Для гидродинамической аварии характерно неуправляемое перемещение больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. Выделяют природные причины гидродинамических аварий (землетрясения, ураганы, обвалы, оползни, паводки и др.) и причины, связанные с деятельностью человека (ошибки при проектировании, конструктивные дефекты гидросооружений, нарушение правил эксплуатации, недостаточный водосброс и перелив воды через плотину, диверсионные акты, нанесение ударов ядерным или обычным оружием по гидросооружениям).

Пример. На юге Подмосковья 5 мая 2013 года подтопило 433 частных дома, в которых проживают 818 человек. Из-за паводка и непогоды, продолжавшейся несколько дней, прорвало плотину Сухановских прудов, в результате чего в Подольском районе смыло опору линии электропередач, затем вода хлынула в восемь деревень.

Заключение

В данном реферате мной были рассмотрены наиболее часто встречающиеся виды аварий и катастроф и этот список, разумеется, нельзя считать исчерпывающим. Уровни и масштабы воздействий негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых изменений. Многие аварии и катастрофы влекут за собой другие аварии, что ещё больше увеличивает их опасность. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

Как мы выяснили, причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов и многое другое. Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что основное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные, сформировавшиеся в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. При этом большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрация и т.п.). Но в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), которые возникают в среде обитания в результате химических и энергетических взаимодействий первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.

Таким образом, тема аварий и катастроф не теряет своей актуальности и только подробный анализ причин и последствий этих трагическ их событий, а также совершенствование методов не только устранения последствий, но и предотвращения их самих может помочь избежать человеческих жертв, потери имущества и нанесения невосполнимого ущерба окружающей среде.

Библиографический список

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник. - М.: «Дашков и Ко», 2006, 474 с.

2. Маньяков В.Д. Безопасность общества и человека в современном мире: Учебное пособие. - СПб.: Политехника, 2005. - 551 с.

3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник. - М.: КНОРУС, 2010, 288 с.

4. Плещиц С.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 152 c.

5. Рябочкина В.М., Назаренко Г.И. Медицина катастроф: учеб. пособие. - М.: «ИНИ Лтд», 1996, 264 с.

Интернет-ресурсы

6. Лента новостей // BBC. Русская служба.

7. Лента новостей // РИАновости. URL

8. Транспортные аварии // Санкт-Петербургский университет ГИС. URL

9. Основные понятия и определения // ФИНЭК. Курс БЖД. Глоссарии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Условия формирования и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций: транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ.

    реферат , добавлен 02.03.2015

    Признаки, позволяющие отнести событие к чрезвычайной ситуации техногенного характера. Причины производственных аварий. Пожары, взрывы, угрозы взрывов. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях. Внезапное обрушение зданий.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация производственных аварий по их тяжести и масштабности. Пожары, взрывы, угрозы взрывов. Аварии с выбросом радиоактивных веществ, химически опасных веществ. Гидродинамические аварии.

    презентация , добавлен 09.02.2012

    Понятие аварий и катастроф. Их основные причины. Аварии на железнодорожном и водном транспорте. Основные мероприятия по их предупреждению. Аварии на гидротехнических сооружениях. Поведение в случае железнодорожной катастрофы. Аварийная посадка самолета.

    реферат , добавлен 17.04.2015

    Что такое сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). Определение опасных химических веществ, зоны химического поражения, токсодозы. Химически опасные объекты Беларуси. Классификация химических средств по степени токсичности. Аварии с выбросом СДЯВ.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Химические вещества и опасные объекты. Общий порядок действия при авариях на химически опасных объектах и с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Крупнейшие потребители аварийно химически опасных веществ. Первая неотложная помощь при поражениях.

    презентация , добавлен 26.10.2014

    Понятие и классификация экологических катастроф. Пожары на промышленных объектах. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ. Опасность возникновения селей. Причины взрывов и авиакатастроф. Чрезвычайные ситуации на железной дороге.

    реферат , добавлен 19.09.2013

    Понятие аварии и катастрофы, их отличия. Характеристика аварий на автомобильном, железнодорожном, авиационном и водном транспорте. Самый безопасный вид транспорта. Рассмотрение основных способов повышения личной транспортно-дорожной безопасности.

    реферат , добавлен 22.01.2014

    Действие сильнодействующих ядовитых веществ на население, защита от них. Характеристика вредных и сильнодействующих ядовитых веществ. Аварии с выбросом СДЯВ. Последствия аварий на химически опасных объектах. Профилактика возможных аварии на ХОО.

    лекция , добавлен 16.03.2007

    Опасные химические вещества и их поражающее действие на организм человека. Химически опасные объекты. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.



Просмотров