Акты судебного толкования и судебная практика. К вопросу о сущности судебного толкования

С этой точки зрения воспитание классифицируется по разным основаниям:

  • в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления;
  • по институциональному критерию — семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;
  • по стилю взаимоотношений — демократическое и авторитарное воспитание.

Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.

Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школьники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т.е. мыслить. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению.

Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.

Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственного характера решаются представителями всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.

Формирование этого идеала входит в содержание деятельности всех факторов воспитания. Важнейшим инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок.

Эстетическое воспитание — процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания — развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное выражение эстетических сторон действительности. Вместе с тем средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: природа, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, которая тоже может быть организована по законам красоты; спортивная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспитании имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагогического общения.

Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его — всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.

Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.

В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.

Умственное воспитание

Умственное воспитание — один из основных видов воспитательной деятельности. Умственное воспитание нацелено на совершенствование познавательной деятельности человека, его мышления, которое признается главной из человеческих способностей. Мышление есть человеческая способность к наиболее обобщенному отражению предметов и явлений действительности, их существенных свойств, связей и отношений.

Нравственность можно назвать идеалом, масштабом оценки человеческого поведения. Но поскольку любой идеал в принципе недостижим, в обществе в целом, также как и в его отдельных ячейках, в том числе и в учебных заведениях, отсутствуют лица, профессионально занятые нравственным воспитанием. Как отмечал древнегреческий философ Протагор , в особых учителях добродетели нет нужды, так как все учителя (гимнастики, музыки, математики) так или иначе учат добродетели.

То же самое можно сказать и о социальных институтах: семье, школе, трудовых коллективах, государстве. Все они выполняют свои функции и вместе с тем оказывают нравственное формирующее воздействие на людей.

Таким образом, из всех направлений воспитания нравственное воздействие осуществляется в наибольшей степени стихийно; более или менее целенаправленно оно может осуществляться только в процессе самосовершенствования, самовоспитания, через собственные мысли и поступки. Каковы мысли и поступки человека, таковы и его нравственные качества. Так, проявляя отвагу в момент опасности, он формирует в себе качество мужественности. Именно поступок, а не слово содержит в себе потенциал нравственного воспитания. Выдающийся немецкий врач, философ- этик А. Швейцер (1875-1965) говорил: «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами».

Таким образом, нравственный поступок является основой нравственного самовоспитания человека, а также главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Что же касается моральной назидательности, то она фактически является выражением беспомощности и прикрытием безнравственности. Морализаторство — один из источников лицемерия, социальной фальши.

Нравственное воспитание — выражение потребности общества влиять на процесс, который является предельно индивидуализированным и в целом стихийным. Конечно, существуют ритуалы поведения, этикет, но этикет — это еще не нравственность.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание — процесс формирования способности восприятия, понимания и создания прекрасного в жизни и искусстве.

Глубинные источники человеческого стремления к прекрасному коренятся, вероятно, в свойствах самой окружающей нас действительности, органической частью которой являемся и мы сами, в свойствах бытия, в его гармонической целостности, соразмерности частей, в присущих ему внутренних ритмах.

Опираясь на эти изначальные свойства бытия и свою собственную природу, люди признают прекрасным в жизни и искусстве все гармоничное, имеющее цельный образ, форму. Безобразным считается все бесформенное, не имеющее цельного образа, дисгармоничное. Античные философы определяли это различие в терминах космос и хаос, порядок и беспорядок, гармония и дисгармония. Платон видел в прекрасном совершенное в своем роде, а идея красоты в иерархии его «мира идей» занимала одно из высших мест наряду с добром и истиной.

Задачами эстетического воспитания является формирование прежде всего способности выделять в жизни, искусстве, своем собственном внутреннем мире эстетические свойства, образы.

Другой его задачей является воспитание способности испытывать эстетические чувства, эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к проявлениям прекрасного в действительности и искусстве.

Еще одна задача эстетического воздействия состоит в том, чтобы сформировать потребность, нужду в эстетических переживаниях, в общении с художественными ценностями, а в идеале — и потребность в художественном творчестве.

И наконец, задачей эстетического воспитания является формирование устойчивого эстетического вкуса — способности оценивать произведения искусства, а также проявления прекрасного б быту, труде, во взаимоотношениях людей, а также в своих собственных мыслях и делах.

Реализация этих задач требует использования системы методов эстетического воспитания , которые подразделяются на две основные группы .

  • методы, нацеленные на выявление эстетических компонентов, содержащихся в самой окружающей нас действительности. Эти методы реализуются в процессе тесного общения с природой, произведениями искусства реалистического направления, тесно связаны с методами умственного, нравственного и трудового воспитания. Особую роль в их реализации имеет изучение гуманитарных дисциплин, особенно литературы, музыки, живописи;
  • другая группа методов связана с созданием оптимальных условий для свободного художественного развития людей, проявления заложенных в них эстетических способностей, умений выражать свое мироощущение, в том числе и с помощью беспредметных образов, абстрактных художественных построений, не связанных с непосредственным отражением реальной действительности. Достоинства этих методов обосновываются с помощью установок о том, что главным источником наших эстетических представлений являются наши внутренние структуры и потенции. Этот комплекс методов эстетического воспитания особенно активно используется на Западе.

В отечественной педагогической практике предпочтение отдается первой группе из указанных методов эстетического воспитания.

Гражданское воспитание

Гражданское воспитание нацелено на формирование такого комплекса качеств личности, который позволяет человеку ощущать себя политически дееспособным, социально активным. Социальная активность предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, стремление самостоятельно осмысливать происходящее в стране и в мире. Это достигается путем усвоения основ правовой культуры и формирования таких качеств, как дисциплинированность, доверие к другим гражданам и государственной власти, сочетание патриотических и интернациональных чувств.

Очевидно, что эти качества могут возникать не только в результате субъективных усилий воспитателей, но и под влиянием объективного состояния общества, государства, уровня их демократического развития.

Физическое воспитание

Физическое воспитание направлено на формирование физической культуры, укрепление здоровья, развитие необходимых физических качеств, здорового образа жизни. Это процесс организации познавательной и оздоровительной деятельности. Физическая культура — часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, обеспечивающая гармонию духа и тела, развитие духовных и физических сил, которые неотделимы друг от друга.

В педагогике разных цивилизаций, стран и народов физическое воспитание неизменно занимало важное место. Как восточные, так и западные учения исходили из признания необходимости гармонического развития человека, единства умственного, нравственного и физического воспитания. Отечественная педагогика опирается на систему физического воспитания, основы которой были заложены еще в XIX в. известным русским педагогом и врачом П. Ф. Лесгафтом (1837-1909).

Физическое воспитание в современной России использует весь спектр знаний и опыта в этой области, включая не только научные теории, но и народные традиции, философско-религиозные учения и системы совершенствования человеческого тела и духа.

Основными задачами в этой cфepe воспитания являются:

  • формирование системы знаний в области здоровья, гигиены, спорта, ;
  • воспитание устойчивого интереса и потребности в в систематических занятиях физической культурой;
  • обеспечение правильного физического развития, закаливания, повышения работоспособности, укрепление здоровья.

В систему физического воспитания в учебном заведении входят не только упражнения на занятиях по физкультуре, но и знания, получаемые в курсах биологии и некоторых других дисциплин. В эту систему входят и исторически сложившиеся виды игр, спортивные соревнования, туризм. Исключительную роль в этой системе играют и природные силы (солнце, воздух, вода), комплекс гигиенических факторов (здоровый режим труда и отдыха, организация питания, соблюдение санитарных норм в устройстве помещений).

Следует учитывать, что вся эта система не должна быть подчинена одной задаче достижения каждым обучающимся установленных норм физической подготовки, которые отнюдь не все могут выполнить. Подобный подход чреват опасностью исключения из занятий некоторой части обучаемых, которым эти нормы оказываются не по силам.

Важнейшей задачей физического воспитания является формирование здорового образа жизни. Известный отечественный ученый, историк, культуролог Б. Т. Лихачев называл это направление физического воспитания — «антиотравляющим воспитанием». Это процесс формирования отрицательного отношения к алкогольному, никотиновому и наркотическому отравлению организма, утверждения чувства отвращения и сознания необходимости противодействия пьянству, курению и наркомании. Эти социальные болезни стали сегодня настолько серьезны, что их преодоление требует использования фундаментальных мировоззренческих, смысложизненных идей.

Необходимость решения задач формирования здорового образа жизни становится особенно острой в условиях растущей индифферентности части молодежи по отношению к основным нравственным, общечеловеческим ценностям. В этой сложной работе свое место должны занять и религиозные конфессии.

Задача формирования здорового образа жизни отчасти решается введенным недавно в учебных заведениях России курсом «Основы безопасной жизнедеятельности». Но, по-видимому, он должен быть существенно дополнен специальными программами по антиалкогольному, антиникотиновому и антинаркотическому воспитанию. В этом направлении воспитательной работы особое значение имеет личный пример воспитателей.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание — направлено на овладение обучаемыми такими способами воздействия на окружающую среду, которые не только предотвратили бы катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека, всею живого на Земле.

Основой экологического воспитания является осознание того, что человек живет в биосфере — уникальной динамичной, равновесной системе, возникшей в результате миллионов лет эволюции. С развитием промышленной и социальной деятельности увеличились масштабы вмешательства в естественно сложившиеся связи природной среды. В результате этого вмешательства часто наносится непоправимый вред биосфере, нарушается баланс естественных процессов, происходит отравление воздушной и водной среды, почвенного покрова, гибель лесов, наступление пустынь и т.п.

Все это и ставит перед экологическим воспитанием задачу формирования у людей четких представлений о допустимых границах воздействия человека на природу, методах ее сохранения, так как существование ее в качестве равновесной системы является непременным условием существования человечества.

Преподнесенные должным образом экологические сведения, дополненные местным материалом по этой проблематике, будут способствовать выработке у обучаемых убеждения в необходимости безотлагательной помощи природе, стремления хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго у нее брали.

Конечный смысл экологического воспитания состоит в том, чтобы способствовать конкретной практической природоохранной деятельности, объектами которой должны стать все источники жизнедеятельности человека: земля, воздух, вода, животные и растения.

Все указанные содержательные направления воспитательной деятельности реализуются не изолированно друг от друга, а как система взаимосвязанных компонентов целостного воспитательного процесса. Это органическое единство воспитательной деятельности обусловливается единством, целостностью человека, выступающего в качестве объекта воспитательной деятельности. Умственные, нравственные, физические характеристики существуют в человеке вместе, а не порознь, в связи с чем и воздействие на них также должно быть комплексным.

Комплексный, целостный характер воспитательного процесса обеспечивается только при наличии ряда условии его организации, важнейшими из которых являются:

  • единство целей, задач, методов и принципов воспитания;
  • сочетание воздействий на разум, чувства и практическую деятельность воспитанника, т.е. взаимообусловленность процессов обучения и воспитания;
  • включение в воспитательный процесс всех его факторов как на макроуровне, так и на микроуровне, их тесное взаимодействие, координация.

Только при наличии всех этих условий воспитательный процесс будет эффективным.

Гражданское воспитание

Основная цель гражданского воспитания - формирование гражданственностикак интегративногокачества личности, вклю­чающего в себя внутреннюю свободу, чувство собственного досто­инства, любовь к Родине, уважение к государственной власти, гар­моническое проявление патриотических чувств и культуры межна­ционального общения. На формирование этих качеств влияют объективные условия: особенности государственного устройства, уровень правовой, политической и нравственной культуры в нем, а также субъективные факторы - особенности семейного и обще­ственного воспитания.

Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, од­нако для того, чтобы эти нормы стали регуляторами поведения, не­обходима целенаправленная воспитательная работа. Тогда идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформи­рованное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

На протяжении всей истории педагогики вопросам гражданского воспитания уделялось большое внимание. В античной педагогике Платон и Аристотель связывали проблемы гражданского воспитания с формированием уважения к государству, законам послушания. Руссо считал, что основу гражданского воспитания составляют свободное развитие личности, создание условий для самовыражения. Наиболее интересной зарубежной теорией гражданского воспитания является теория немецкого педагога Г. Кершентейнера. Он отмечал необходи­мость целенаправленного формирования гражданского сознания, знаний истории государства, политической образованности масс. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания рассматривались А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышев­ским, Н.А. Добролюбовым, А.И. Герценым и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на уче­те особенностей русского менталитета, развитии национального са­мосознания, воспитания гражданина. Советская педагогика рассмат­ривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной дея­тельности. В книге В.А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.



Содержание патриотического и интернационального воспита­ния в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью разнообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государствен­ных символов Российской Федерации и других стран (герба, флага, гимна); формирование у учащихся знаний и представлений о до­стижениях нашей страны в области науки, техники, культуры; фор­мирование бережного отношения к истории Отечества, к его куль­турному наследию, к обычаям и традициям народа; формирование любви к малой родине; воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства; стремление к установлению дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению культуры разных этносов. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родногои иностран­ного языков, в географии,природоведении, во внеклассной воспи­тательной деятельности. При этом важно, чтобы изучение нацио­нальной имировой культуры сопровождалось эмоциональной включенностью учащихся.

Нравственное воспитание

Для раскрытия содержания нравственного воспитания важно вспомнить такие понятия, как мораль,этика, нравственность. Мо­раль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правила. Часто в качестве синонима этого слова используют поня­тие этика, обозначающее привычку, обыкновение,обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изуча­ющая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята челове­ком мораль, в какой мере онсоотносит свои убеждения и поведения с действующими моральныминормами и принципами, можно су­дить об уровне его нравственности.То есть нравственность- это личностная характеристика, объединяющаятакие качества и свой­ства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справед­ливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти качества регулируют индивидуальное поведение человека.

В процессе социализации ребенок учится регулировать свое по­ведение на основе нравственных норм - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной кон­кретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам идействиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного пове­дения, к которому стремится человек.

Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гума­нистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружаю­щей его природной и социальной среде и центрируется вокруг чело­века. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окру­жающей действительности, связей с другими людьми. Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.Гуман­ность представляет собой совокупность нравственно-психологиче­ских свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество лично­сти гуманность формируется в процессе взаимоотношений с други­ми людьми: внимательности и доброжелательности; умения понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; тер­пимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного от­ношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманно­сти - морально-этическое просвещение (изучение биографий ве­ликих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков).

Важным условием воспитания гуманности является организа­ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Кроме воспитания гуманности важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание сознательной дисциплины и
культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться личным и об­щественным целям, установкам, нормам, принципам. Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на лич­ной ответственности и сознательности, она готовит ребенка к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

♦ культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, исполь­зовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

♦ культуру общения(формирование навыков доверияк людям,
вежливости,внимательности в отношенияхс родными, друзьями,
знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать
снос поведение в зависимости от окружающей обстановки - дома или
в общественныхместах, отдели общения - деловое, личное и др.);

♦ культуру внешности (формирование потребности соблюдать
личную гигиену, выбиратьсвой стиль, умение управлять своими же­стами, мимикой, походкой);

♦ бытовую культуру (воспитание эстетического отношения к пред­метам и явлениямповседневной жизни, рациональная организация
своего жилища,аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).

Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также тра­диций, сложившихся в школе и семье.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудбыл и остаетсянеобходимым и важным средством разви­тия личности. Трудовое воспитаниеребенка начинается с форми­рования и семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Вобщеобразовательнойшколе решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов тру­довой деятельности;

♦ развитие познавательного интереса к знаниям, стремления
применять знания напрактике, развитие потребностей в творческом
труде;

♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и
ответственности, целеустремленности и предприимчивости;

♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями
и навыками, формирование основ культуры умственного и физиче­ского труда.

Учебный труд может быть умственным или физическим. Умст­венный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчиво­сти. Большое значение имеет формирование привычки к повседнев­ному умственному труду. Физический труд осуществляется на уроках школьного обучения в учебных мастерских и на пришкольных участ­ках, где создаются условия для проявления детьми нравственных ка­честв, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, домашний труд), работу во время школьных каникул вшкольных строительных отрядах, лесничествах и т.п.

Производственныйтруд школьников предполагает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этого труда учащие­ся вступают в производственные отношения, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде.

Можно выделить следующие основные педагогические условия трудового воспитания.

1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам,
которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учеб­ного, общественно полезного и производительного труда. В обще­ственно полезном и производительном труде учащихся должны на­ходить практическое применение знания и умения, полученные в
учебном процессе. И, наоборот, в учебном процессе, в домашнем
труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнитель­ного образования решаются задачи трудового обучения и воспита­ния детей.

2. Сочетание общественной значимости труда с личными инте­ресами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразно­сти и полезности предстоящей деятельности для общества, их
семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их
возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

3. Доступность. И посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не
приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подры­вает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не
следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил - трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.

4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности
учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся, задело, но быст­ро теряют к нему интерес. Задача учителя сострит в том, чтобы в
процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучитьих работать системати­чески и равномерно.

5. Сочетание коллективных ииндивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в группах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответствен­ность за качество и своевременность его исполнения.

Профессиональная ориентация

Профессиональнаяориентация представляет собой обоснован­ную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направ­ленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессио­нальном самоопределении.

На Iступени (начальная школа) формируется положительное отношение учащихся к труду, показывается важность и необходи­мость труда для общества, формируется потребность быть полез­ным людям. На II ступени (неполная средняя школа) раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, происходит зна­комство с конкретными видами трудовой деятельности, расшире­ние представления о труде взрослых. На IIIступени (полная сред­няя школа) происходит осознание и дифференцирование интере­сов к труду, осваиваются знания об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Выпускники средней школы принимают решения о выборе профессии.

Эстетическое воспитание

Цель эстетического воспитания - формирование у школьников умения воспринимать, чувствовать, понимать и творить красоту, стремления к нравстиенно-эстетическому идеалу всестороннего развития личности.

Эстетическое развитие, на которое направлено эстетическое воспитание, - это организованный процесс становления в ребенке природных сил, обеспечивающих активность эстетического вос­приятии, чувствования и образного мышления, а также формиро­вание духовных потребностей.

Основным положением теории эстетического воспитания явля­ется утверждение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении.

Средствами решения задач эстетического воспитания, прежде всего, являются произведения искусства и специфический анализ их интеллектуально-эмоционального восприятия; организация са­мостоятельной творческой деятельности детей; окружающая среда (природный и предметный мир, бытовая культура), эстетика всей детской жизни.

Особое место среди учебных дисциплин занимают предметы художественного цикла (литература, музыка, изобразительное ис­кусство).

Литература как учебный предмет включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, литературоведение и навыки литературно-творческой деятельности. Восприятие и постижение художественного литературного произведения влия­ет на духовный мир человека, формирование его потребностей и мотивов поведения, способствует развитию интеллектуальных и эмоциональных процессов, расширяет кругозор. Поскольку глав­ная цель изучения литературы в школе - идейно-нравственное и эстетическое воспитание детей, приобщение их к культурным традициям, то очень важно, какие литературные произведения входят в круг детского чтения. Учебные программы по литературе включают в первую очередь высокохудожественные произведения отечественной и мировой классики, нравственная направленность которых помогает решать задачу гуманистического воспитания.

Музыка (музыка и пение) как интегративный предмет обеспечи­вает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведе­ний, истории и теории музыки, приобретение простейших навыков исполнительства. К принципам отбора музыкальных произведений занятий с учащимися относятся: народность, художественность, жанровое разнообразие, доступность для детей выраженных в про­ведении мыслей и чувств.

Изобразительное искусство как комплексный учебный предмет знакомит школьников с художественными произведениями, элементами теории и истории искусства, способствует формирова­нию навыков творческого самовыражения. Изобразительная деятельность выполняет функцию своеобразного языка, передающего формацию с помощью наглядных образов. Наряду с художественным словом наглядные образы позволяютлучше развивать уме­ние видеть, наблюдать, анализировать эстетические явления.

В процессе изучения предметов художественного цикла созда­ются условия и для творческого самовыражения, что нетолько способствует развитию личности и ее социализации, но и позволя­ет формировать умение подходить с художественно-творческой меркой к любому делу.

Чтобыучащиеся могли более полно удовлетворить свои инди­видуальные потребности иинтересы, расширить и углубить свое художественное образование, вшколе предусмотрены факульта­тивные занятия,кружки, студии по музыке, литературе, театру и изобразительному искусству. Кроме того, существует система до­полнительного образования (музыкальные и художественные шко­лы, театральныестудии и др.), где в большем объеме решаются основные задачи эстетического воспитания.

На эффективность педагогической деятельности, направлен­ной па эстетическое развитие воспитанников, положительно влия­ет эстетика всей детской жизни. Для ребенка все имеет воспита­тельное значение: оформление помещений, опрятность водежде, форма личных отношений и общения со взрослыми и сверстника­ми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовле­кать ребенка в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственнойжизни. Личный вклад ребенка в созидание окружающего заставляет его более внимательно и бережно отно­ситься к результатам созидательной деятельности.

К основным критериям эстетической воспитанности можно от­нести: художественный вкус, способность к глубокому пережива­нию эстетических чувств, наличие эстетических суждений и спо­собность к художественно-эстетическомутворчеству.

Физическое воспитание

Цель физического воспитания - это не только укрепление здо­ровья детей, но и в тесном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным,эстетическим воспитанием создание гармоничной личности.

Основные задачи физического воспитания.

1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышениюих работоспособности. Эта задача направлена на морфологическоеи функциональноесовершенствование организма, на закрепление его устойчивости внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.

2. Развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается развитием таких физических качеств, как сила, выносливость, ловкость, быстрота. Специалисты считают, что на фоне общего, доступного для каждого возраста уровня развития физических качеств в начальных классах – ловкость, быстроту, силу и специальную выносливость. В процессе такого развития детей учат преодолевать неуверенность, страх, усталость и тем самым воспитывают у них не только физические, но и моральные качества личности.

3. Формирование основных двигательных умений и навыков. Это даёт человеку возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определённых движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических стандартах, акробатика и др.)

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, ребёнку свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовывать детскую подвижность в правильных формах. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, а затем превращаются в устойчивую потребность, сохраняющуюся долгие годы.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта (представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спортадля укрепления здоровья и поддержанияработоспособности, о гигиенических правилахзанятий физическимиупражнениями, о двигательном режиме, природныхфакторах закаливания и т.п.).

Первая часть программы - физкультурно-оздоровительныемероприятия, которые проводятся в режиме учебного дня (гимна­стика до учебных занятий,физкультурные минутки во время уро­ков, физкультурные упражнения иподвижные игры на переменах и в группах продленного дня).

Втораячасть программы - уроки физической культуры,где происходит постепенноенарастание сложности как самих видов физкультурно-спортивнойдеятельности, так и упражненийвнутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разра­ботаны требования к учащимся на основе их возрастных психофи­зиологических возможностей, учебные нормативы по усвоению на­выков, развитию двигательныхкачеств, обращается внимание пе­дагогов на необходимость индивидуального подхода.

Третьячасть программы- внеклассные формы занятий фи­зической культуройи спортом (группы общей физической подго­товки, кружки, спортивные секции).

Четвертаячасть программы - общешкольные физкультур­но-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здо­ровья, спортивные состязания).

К основным критериям физической воспитанности относят: развитие двигательныхкачеств, умений и навыков, выносливость, ловкость; потребность в соблюдении личной гигиены и системати­ческих занятиях физической культурой; четкость в организации труда и отдыха; способность эстетически воспринимать красоту че­ловеческого тела и др.

Цели воспитания

В воспитательном процессе можно выделить несколько направлений: физическое воспитание, умственное, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое и профессиональное.

Целью физического воспитания является совершенствование организма человека. Оно осуществляется на основе тренировок, учебной и просветительской работы. Критерии физической воспитанности: выносливость, ловкость, двигательные качества, умения и навыки и пр.

В содержание умственного воспитания входят: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека, просвещение в области наук, деятельности, общения, формирование механизма самоорганизации умственной деятельности, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей, развитие сознания и самосознания у учащихся, их творческого потенциала, формирование профессионального мышления.

Умственное воспитание осуществляется через процессы образования и обучения. Критериями умственного воспитания являются высокоразвитый интеллект, широкий кругозор, высокий уровень самоорганизации умственной деятельности, творческие способности личности.

Гражданское воспитание включает в себя патриотическое, национальное и интернациональное, политическое и правовое воспитание. Осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. Критериями являются проявление гражданской

зрелости: желание участвовать в общественной жизни, готовность прийти на защиту Родины, отсутствие правонарушений и пр.

Нравственное воспитание осуществляется через образование и в процессе педагогического общения. Критериями являются наличие и проявление у индивида глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, страданиям, стыду, сочувствию, а также устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе.

Понятие «эстетическое воспитание» содержит в себе следующие элементы: развитие эстетического восприятия окружающего мира, эстетических чувств, формирование эстетических отношений. Осуществляется через образование и в процессе обучения, через соприкосновение с миром прекрасного. Критерий: развитый художественно-эстетический вкус.

Трудовое и профессиональное воспитание предполагает формирование общетрудовых знаний, профессиональную ориентацию и пр. Осуществляется через процесс вовлечения учащихся в различные виды общественно-полезного труда. Его критериями являются наличие трудолюбия, определенных профессиональных знаний, умений и навыков, ориентация на определенную профессию.



25. Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности.

Нравственное воспитание - это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.

Нравственная культура личности -освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:

1. отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

2. отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.).

3. отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

4. отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);

5. отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей). Методологической основой нравственного воспитания является этика - отрасль философии, изучающая мораль.

Мораль - форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми. Моральная норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственность - освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности. Нравственное сознание - синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т. д.

Нравственные чувства - форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе.

Нравственная воспитанность - общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности. Нравственно-этическая культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения - синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представлена формами поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т. п.). Осуществляя нравственное воспитание, педагогу следует:

1. Организовать целенаправленную работу по нравственному просвещениюучащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.

2. Включить детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку. Большое значение в процессе воспитания нравственной культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деятельность учащихся.

3. Актуализировать все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом.

Пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе. В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, поручение, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.

Основными критериями сформированности нравственной культуры личностиявляются:

1. развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);

2. развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору;

3. сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения

26. Умственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели . Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельного процесса.

Роль средства может выполнять любой объект действительности, кроме человека.

Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным методом. Осмыслив цель, педагог утверждается в методе.

При отборе средства главным для педагога в первую очередь выступают ключевые воспитательные функции , которыми потенциально наделен любой предмет действительности:

функция наглядности , обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается;

функция инициирования , возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека;

функция инструментальная , обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражение изучаемых явлений: благодаря данной функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.

Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальными дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов.

27. Физическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Физическое воспитание - процесс организации оздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здорового образа жизни. Правильно организованное физическое воспитание способствуют развитию коллективизма, товарищеских отношений, стремлению к успеху, ощущению радости достижений.

Цель

· воспитание здорового, физического, развитого (гармонично), жизни радостного

· формирование основы здорового образа жизни.

Задачи:

· знание о здоровье (ЗОЖ) мотивы занятия спортом формирование привычка ЗОЖ.

· режим дня

· питания,

· развитие основных двигательных умений и навыков;

· обеспечение правильного физического развития,

· укрепление здоровья, закаливание;

· пропаганда здорового образа жизни

· формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

Ценности :

· здоровье, физическое совершенство, физическая активность, ЗОЖ, спорт самовоспитания.

· В связи с участившимися проблемами со здоровьем школьников их физическое воспитание становится актуальным как никогда. Физическое воспитание школьников должно способствовать гармоничному развитию всех систем организма, закалять и повышать иммунитет школьников.

Формы и методы:

Основными методами ФВ: физические упражнения , тренировки, убеждение, инструкции. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника.

Система ФВ в школе : физические упражнения, игры, спортландии, соревн. на уроках физкультуры гимнастика, туризм, спорт, организ. кружков, секций, посещ. оздор. центров.

28. Эстетическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Эстетическое воспитание - процесс формирования у детей эстет. культ., способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни.

Цель: формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

1)Эстет восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное).

2)Эстетические чувства (эмоциональные состояния).

3)Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным).

4)Эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.).

5)Эстетические идеалы (представления о совершенной красоте).

Задачи:

· Формирование эстетических знаний и идеалов (умение различных прекрасны и безобразные в природе, искусстве, жизни.)

· Прекрасно все что способствует расцвету жизни, безобразно все что способствует болезни, деградации, смерти.

· Формирование эстетического отношения к деятельности

· Развитие эстетических чувств

· Формирование стремления быть прекрасным во всем.

· Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Ценности: Духовная культура включает в себя: интеллектуальную, эстетическую, нравственную.

Красота, эстетика, природа, свобода, культура, творчество, художественные деятельнсти.

Эстетическое воспитание реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

Формы и методы: все формы, индивидуальные формы. Методы:беседы, экскурсии, конкурсы, эстетическое творчество.

29. Трудовое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека.

Трудовое воспитание- вовлечение учащихся в организованную трудовую деятельность.

Цель: формирование у учащихся положительное отношение к труду.

Задачи:

· развитие познавательного интереса к знаниям о профессии, о себе.

· Развитие потребности в творческом труде

· Стремление применять знания на практике

· Воспитание трудолюбия дома и ответственности честности, целеустремленности

· Вооружение трудовыми умениями и навыками

· Воспитание основных культуры умственного и физического труда.

Ценности: труд., любовь к труду, творческий труд, трудовая активность, научить организация труда.

Формы: коллективная, индивидуальная, совместные.

Методы: субботники, упражнения, поручение, требование, соревнование.

30. Экологическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Цель:

Задачи:

· Любовь в родине, к миру,

· Стремление к миру

Ценности:

Формы

Методы

31. Гражданское воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Цель: формирование гражданственности патриотизма, интернационализма.

Задачи:

· Развитие уважения и государственного власти, правопорядку, мир, ненасилие.

· Любовь в родине, к миру,

· Стремление к миру

· Развитие чувства собственного достоинства и дисциплинированы мированности

· Проявление культур, Закон послушность.

· Развитие культуры межнационального общения.

Ценности: родина, народ, россияне, толерантность(Толерантность- реализование на неблагоприятное воздействие)

Формы : коллективные- групповые, фронтальные

Методы : участие в детских общественных объединениях, общественно-полезный труд, совместные формы, другие видов деятельности.

Цель воспитания -- это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Цель средней школы -- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания: - усвоение определенного объема научных знаний; - формирование научного мировоззрения; - развитие умственных сил, способностей и дарований; - развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; - развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки. Физическое воспитание -- неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Задачи: - укрепление здоровья, правильное физическое развитие; - повышение умственной и физической работоспособности; - развитие и совершенствование природных двигательных качеств; - развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.); - воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма); - формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом; - развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности. Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Задачи -- формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии. Нравственное воспитание -- формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Эстетическое (эмоциональное) восстание -- базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи можно разделить на две группы -- приобретение теоретических знаний (приобщения к эстетическим ценностям) и формирование практических умений (активное включение в эстетическую деятельность). Задачи: - формирование эстетических знаний и идеала; - воспитание эстетической культуры; - формирование эстетического отношения к действительности; - развитие эстетических чувств; - приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде; - формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

В основе воспитания лежит достоинство личности. С. Френе .

Существует много классификаций видов воспитания .

Так, по формам (институциональному признаку) различают:

Семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное;

Трудовое, умственное, физическое;

по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»:

по объектам воспитания:

Идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. Рассмотрим кратко некоторые из видов воспитания.

Многочисленные педагогические теории воспитания определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы. Причем этот идеал чаще всего детерминируется социально-экономическими потребностями общества, в котором осуществляется сам педагогический процесс.

В условиях перехода страны к рыночной экономике практически нет ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса, поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В условиях личностного подхода или, как часто говорят, личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель - идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: все дело в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ори-ентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа Селестена Френе, школа Марии Монтессори и их многочисленных последователей как в России, так и во всем мире.

Другим, не менее важным подходом в воспитании, является деятельностный подход . Поскольку любая деятельность возникает в некоторой ситуации, часто говорят о ситуативном подходе в воспитании.

В условиях ситуативного подхода в воспитании может быть реализован ряд следующих педагогических правил, которых следует придерживаться педагогу.

Правило первое . В любой ситуации, какой бы сложной с педагогической точки зрения она ни была, не спешите и принимайте продуманное, взвешенное решение, мысленно проигрывая все возможные стратегии своих действий.

Правило второе . При принятии стратегии своего поведения отдавайте предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложной педагогической ситуации, чтобы ваши воспитанники были абсолютно уверены в вашей профессиональной справедливости и честности.

Правило третье . В сложной педагогической ситуации не спешите решить все проблемы сразу и сейчас. Сложная проблема, как правило, требует поэтапного решения.

Правило четвертое . По ходу развития событий корректируйте свои действия.

Правило пятое . В случае ошибки или педагогического промаха честно признайтесь в этом самому себе и, если необходимо, и вашим воспитанникам. Это будет способствовать росту вашего авторитета в большей степени, чем ваше упорное стремление выглядеть всегда и во всем непогрешимым.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуется и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный или личностно-деятельностный подход как в воспитании, так и в обучении.

В педагогике как науке (да и в самой педагогической практике) в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход , который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий системообразующую роль и для развития самой педагогики и для совершенствования педагогической практики.

Суть принципа культуросообразности воспитания заключается в его опоре на следующую педаго-гическую закономерность. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации. Итак, воспитание на основе принципа культуросообразности - это организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры.

Действительно, если для российской ментальности характерна соборность, то для культурологического подхода в воспитании важно проектировать и всячески развивать у учащихся дух коллективизма и сопричастности всему тому, что делается в классе, школе, городе, стране. Другими словами, развитие духовной культуры подрастающего поколения может стать реальностью только в том случае, если учащийся будет непосредственным участником повседневной культурной, духовно насыщенной жизни своей школы, лицея, колледжа, своего города, страны.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Культурологический подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России. Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблема преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику. Воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и другие ценности. Если наше воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина и Красота, т.е. наш воспитанник в качестве критерия будет руководствоваться в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, то мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев).

Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

- гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любойценой;

Недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

Недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; отношение человека к природе только как потребителя, а не созидателя;

Нетерпимое отношение к инакомыслящим;

Недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода , ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход в воспитании отражает системувзглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческоеразвитие и саморазвитие являются приоритетными. Этотподход в воспитании ориентирован на то, что система взаимоотношений на уровне «воспитатель-воспитанник» базируется на взаимном уважении,справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой цен-ностью, без опоры на которую трудно себе представить, как можно воспитать человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой - ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход в воспитании вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительное, справедливое и честное отношение друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности. А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.



Просмотров