За дать пожизненное лишение свободы. Пожизненное лишение свободы, что влечет за собой? ─

Любого из композиторов, о которых пойдёт речь в этой статье можно с лёгкостью назвать самым великим композитором классической музыки когда-либо существовавшим.

Хотя, сравнивать музыку, созданную за несколько столетий невозможно, но все эти композиторы очень чётко выделяются на фоне своих современников. В своих произведениях они стремились расширить границы классической музыки, достичь в ней новых высот, не досягаемых ранее.

Все великие композиторы классической музыки, приведённые ниже в списке достойны первого места, так что список представлен не по значимости композитора, а в виде информации для ознакомления.

Для мировой классики Бетховен является очень значимой фигурой. Один из самых исполняемых композиторов в мире. Он сочинял свои произведения в абсолютно всех существовавших жанрах своего времени. Является предвестником периода романтизма в музыке. Инструментальные произведения признаны самыми значимыми из всего наследия оставленного Людвигом Ван Бетховеном.

Величайший композитор и органист в мировой истории музыки. является представителем эпохи барокко. За всю свою жизнь написал свыше тысячи произведений, однако, при жизни было издано всего лишь около десятка. Творил во всех жанрах своего времени за исключением оперы. Является родоначальником династии Бахов, самой знаменитой в музыке.

Композитор и дирижёр, виртуозный скрипач и органист из Австрии, обладал невероятной музыкальной памятью и поразительным слухом. Творить начал с ранних лет и преуспел во всех жанрах музыки, за что по праву признан одним из великих композиторов классической музыки в истории.

Самое загадочное и таинственное произведение Моцарта – «Реквием», так и не было дописано автором. Причиной тому стала скоропостижная смерть в тридцать пять лет. Завершил работу над «Реквиемом» его ученик Франц Зюсмайер.

Великий немецкий композитор, драматург, дирижёр и философ. Огромное влияние оказал на модернизм и в целом всю европейскую культуру на стыке девятнадцатого и двадцатого веков.

По приказу Людвига II Баварского в Байрейте был построен оперный театр по задумкам Вагнера. Он предназначался исключительно для произведений композитора. Музыкальные драмы Вагнера идут в нём и по сей день.

Русский композитор, дирижёр и музыкальный критик относится к одним из лучших мелодистов в мире. Его творчество внесло огромный вклад в развитие мировой классики. В среде любителей классической музыки является очень популярным композитором. В своих произведениях Пётр Ильич Чайковский успешно совместил стилистику западных симфоний с русскими традициями.

Великий композитор из Австрии, и дирижёр, и скрипач, и признанный всеми народами мира «король вальса». Творчество его было посвящено лёгкой танцевальной музыке и оперетте. В его наследии насчитывается свыше пятисот вальсов, кадрилей, полек, а также имеется несколько оперетт и балетов. В девятнадцатом веке благодаря Штраусу вальс обрёл неимоверную популярность в Вене.

Итальянский композитор, гитарист-виртуоз и скрипач. Очень яркая и необычная личность в музыкальной истории, является признанным гением в мировом искусстве музыки. Всё творчество этого великого человека было окутано некой таинственностью, благодаря самому Паганини. Он открывал в своих произведениях новые, ранее никому не известные виды скрипичной техники. Также является одним из основоположников романтизма в музыке.

Все эти великие композиторы классической музыки оказали очень большое влияние на её развитие и продвижение. Их музыка, проверенная временем и целыми поколениями, востребована и в наши дни, может быть даже в гораздо большей степени, чем при их жизни. Они творили бессмертные произведения, которые продолжают жить, и переходить к следующим поколениям, неся в себе эмоции и чувства заставляющие задуматься о вечном.

Итак, одним из величайших композиторов вот уже третий век признаётся Людвиг ван Бетховен. Его произведения оставляют глубокий след в душах и в умах самых искушённых слушателей. Настоящим фуррором в своё время стала прьемьера 9-й ре минорной симфонии композитора, в финале которой звучит знаменитая хоровая “Ода к Радости” на текст Шиллера. В одном из современных фильмов представлен хороший монтаж всей симфонии. Обязательно посмотрите!

Л. ван Бетховен Симфония №9, ре минор (видео-монтаж)

Развитие капитализма сформировало классическую политическую экономию, первыми представителями которой были Уильям Петти (1623-1687) в Англии и Пьер Буагильбер (1646-1714) во Франции.

История развития

Основателем направления является А. Смит, его ближайшими последователями ("смитианцами") -- доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл, Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс, сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Д. Рикардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. В число непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Дж. Милль, Дж. Р. Мак-Куллох и Т. де Куинси; кроме этого к "рикардианцам" относят Н.У. Сениора и Г. Мартино.

Трудовая теория стоимости привела к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием "социалисты-рикардианцы". Среди них можно выделить Т. Годскина, Уильяма Томпсона (ок.1785 -- 1833), Чарльза Холла (1745--1825), Джона Грэя (1799--1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809--1895).

Экономистами, поддерживавшими классическую школу в континентальной Европе (ContinentalClassicals), являлись француз Ж.Б. Сэй, швейцарец Ж. Симон де Сисмонди и немецкий экономист Ф. фон Германн.

Завершающий этап эволюции школы представлен творчеством Дж.С. Милля, в работах которого нашли окончательное воплощение принципы классической школы в экономической теории.

В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление.

Причины появления

До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII--начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.

Именно в это время зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

Во времена Древней Греции термин "ойкономия" означал "домохозяйство". В эпоху меркантилистов под экономикой стали понимать науку о государственном хозяйстве, управляемом монархом. Наконец, черты научной дисциплины экономика приобрела в конце 17-го -- первой трети 19-го века.

Время её завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция устанавливает период завершения развития первую четверть XIX века, и завершителями школы считаются английские ученые А. Смит и Д. Рикардо. По другой -- наиболее распространённой в научном мире -- "классики" исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж.С. Милля.

· Первый этап. Первый период этого этапа (середина XVII--начало XVIII века) характеризуется расширением рыночных отношений. Развенчивается теория меркантилизма. Главными представителями этого направления считаются У. Петти и П. Буагильбер.

Второй период этого этапа приходится на середину XVIII века, характеризуется появлением такого направления как физиократизм. Среди представителей данного направления можно выделить Ф. Кене, А. Тюрго и др.

Физиократы значительно продвинули экономическую науку, обозначили новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения.

· Второй этап полностью связан с именем Адама Смита. Среди его трудов можно выделить монументальное произведение "Богатство народов" (1776 год). Основой его теории стало то, что экономические законы незыблемы и объективны вне зависимости от воли и сознания человека. Законы, открытые Смитом -- разделения труда и роста производительности труда -- классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций[.

· Третий этап -- вся первая половина XIX века. В историческом аспекте соотносится с завершением промышленного переворота в развитых странах. В этот период идеи А. Смита углублялись и дополнялись целой группой его последователей, среди них: Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н.У. Сениор, Ж.Б. Сей, Ф. Бастиа и др.

· Четвёртый этап -- вторая половина XIX века. Этот этап можно назвать завершающим. Это период обобщения лучших достижений классической школы. Яркими представителями этого этапа являются Дж. С. Милль и К. Маркс. В этот период началось формирование "неоклассической экономической теории".

Самыми известными и яркими представителями классической политической экономии были шотландский учёный Адам Смит (1723--1790) и англичанин Давид Рикардо (1772--1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В этой работе А. Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований.

В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, -- прибыли, заработной платы и земельной ренты, -- и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

При рассмотрении экономических явлений и процессов "классики" политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция "экономического человека" и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения -- стремление к собственной выгоде.

В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается "естественная гармония". Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissezfaire, laissezpasser" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом"). Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского freetrade -- свободная торговля).

В соответствии с "классиками" политической экономии экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением.

Завершение эпохи "классиков" политэкономии не означает завершения политической экономии как науки. Напротив, как и в других науках, "классический этап" является лишь "высоким стартом" жизненного цикла науки, открывающим следующие, не менее насыщенные страницы её истории.

Изучив эту главу, вы будете знать :

  • причины, обусловившие формирования классической политической экономии в России;
  • особенности развития классической школы политической экономии в России;
  • основных представителей отечественной классической политической экономии;
  • общие черты и особенности взглядов представителей классической школы.

Основные понятия: "теория цивилизации", теория народного благоденствия, крестьянский социализм, гипотетический метод исследования (метод предположительных определений), общинное землевладение, экономическая теория трудящихся.

Общая характеристика классической политэкономии в России

В XVIII в. – 60-х гг. XIX в. Россия – крупнейшая страна мира, обладавшая огромными природными ресурсами, отставала в экономическом развитии от передовых государств Западной Европы. Главной причиной была существовавшая тогда феодально-крепостническая система. В сельском хозяйстве, составлявшем основу российской экономики, принудительный труд крепостных крестьян был крайне неэффективным, не позволял использовать передовые и современные формы и методы ведения хозяйства. В промышленности и торговле сохранение крепостничества, сословных ограничений сдерживали инициативу, предприимчивость нарождавшегося капиталистического класса, тормозили развитие рыночных отношений. Сословная организация общества делала невозможным воплощение в жизнь принципа свободной конкуренции, способной ускорить экономическое развитие страны. Не последнюю роль на хозяйственное состояние страны оказывало государство. Экономическая политика властей была направлена на поддержание и обеспечение необходимыми материальными и финансовыми ресурсами внешней политики страны. Российская империя в конце XVIII – начале XIX в. вела длительные войны, оказывавшие в целом негативное влияние на народное хозяйство. Об этом свидетельствовал, например, постоянный дефицит государственного бюджета. В начале XIX в. расходы государства почти вдвое превышали доходы.

Классическая политическая экономия, зародившаяся в Англии, к тому времени получила распространение и в других странах, в том числе и в России. Однако более низкий по сравнению с ведущими европейскими странами уровень ее социально-экономического развития не позволял российским экономистам оказывать серьезное влияние на развитие этой теории. Вместе с тем, некоторые оригинальные идеи, получившие известность, оставили след в истории экономической мысли.

Классическая политическая экономия в России развивалась в двух направлениях:

  • первое было представлено университетской экономической наукой, имевшей прочные связи с академическими и учебными центрами Западной Европы и формировавшейся в рамках классической политэкономии;
  • второе – социалистическая ветвь классической политэкономии.

Академическое направление классической политической экономии

Одним из первых представителей классической политэкономии в России являлся Йозеф Ланг (1776–1820), выпускник Фрайбургского университета, приглашенный в 1803 г. в только что открытый Харьковский университет. В своих работах он разрабатывал сначала трехсекторную, по несколько иную, чем у Ф. Кенэ, а затем четырехсекторную модель народного хозяйства. Для обозначения секторов экономики Й. Ланг, так же как и Ф. Кенэ, использовал понятие "класс". В его модели перераспределение валового национального продукта осуществлялось между производителями первичного продукта (сельское хозяйство и добывающая промышленность), производителями вторичного продукта (обрабатывающая промышленность), коммерческим и служилым классами. Он использовал линейные уравнения и статистические данные. Но, к сожалению, работы Й. Ланга не были замечены современниками.

Идеи классической политической экономии активно пропагандировались Иваном Третьяковым (1735–1776) и Семеном Десницким (1740–1789) – профессорами юридического факультета Московского университета. Они получили образование в университете г. Глазго, где в то время преподавал А. Смит, к тому времени еще не написавший "Исследование о природе и причинах богатства народов", но уже рассматривавший в своих лекциях экономические проблемы, которые позже вошли в его известное произведение. В целом они разделяли экономические взгляды А. Смита, но, в отличие от него, не были сторонниками "экономического либерализма", выступали за протекционизм во внешней торговле и государственное стимулирование отечественного производства. Большое внимание ученые уделяли вопросам денежного обращения, кредита и финансов. С. Десницкий выдвинул концепцию общественного развития, разделив всю историю экономики на четыре стадии – охотничью, скотоводческую, земледельческую и коммерческую. Его периодизация предвосхитила аналогичные схемы исторической школы, появившиеся в Германии в середине XIX в.

В начале XIX в. идеи А. Смита в России получили широкое распространение. В 1802–1806 гг. его программное произведение было переведено за государственный счет на русский язык. В это же время курс политической экономии вошел в учебные программы российских университетов. Новую учебную дисциплину читали в основном иностранные профессора, например, в Московском университете Христиан Августович Шлецер (1774–1831) – автор первого учебника политэкономии в 2 частях "Начальные основания государственного хозяйства или науки о народном богатстве" (1805); в Харьковском университете Людвиг Якоб, профессор, написавший работы по экономике России и т.д.

Крупнейшим представителем этого иаправлеиия был Генрих (Андрей ) Карлович Шторх (1766–1835) . Круг его научных интересов охватывал историю и экономику Российской империи. Из ранних его работ можно выделить "Статистический обзор наместничеств Российской империи" (1795), "Материалы к познанию Российской империи" (1796–1798), "Летопись царствования Российской Императрицы Екатерины II" (1798), "Россия в царствование Александра I" (1804–1808). Но основным произведением Г. Шторха стал "Курс политической экономии , или изложение начал, обусловливающих народное благоденствие " в 6 томах (1815).

В 1815 г. эта работа была переведена на французский язык и принесла Г. Шторху европейскую известность. Но после выхода ее в свет у автора возник конфликт с Ж.-Б. Сэем, который обвинил Г. Шторха в плагиате. Однако многие из европейских ученых придерживались другого мнения. Так, ближайший друг и последователь Д. Рикардо Дж. Р. Мак-Куллох писал: "Сие сочинение доставило великую известность своему автору... Кроме ясного и искусного изложения важнейших начал... производства богатства... сочинение Шторха имеет много превосходных разысканий о предметах, которые мало привлекли внимания английских и французских экономистов... Сочинения Шторха по всей справедливости можно поставить во главе всех сочинений о политической экономии, привезенных с континента в Англию".

Предмет политэкономии. В предисловии своей книги Г. Шторх дал определение предмета политической экономии как науки: "До настоящего времени Политическая Экономия рассматриваема была как наука о богатстве государств; я же постарался показать, что она объемлет их благосостояние вообще и что теория просвещения составляет также значительную ее часть, тесно соединенную с существенным предметом науки, т.е. с понятием о ценностях" .

Экономические категории. В первой части курса "Теория народного богатства" (1-4-й тома) анализируются такие фундаментальные категории политической экономии, как богатство, ценность и благо, дается классификация ценностей как "внешние блага – богатство и внутренние блага – образование". Г. Шторх приходит к выводу о том, что: "Материальные предметы способны не только быть овладеваемы, но и передаваемы: поэтому, лишь только мнение многих лиц признает в них полезность, они могут иметь меновую ценность, или цену; предметы невещественные, напротив могут быть владеемы, но, за исключением весьма ограниченного числа, передавать их нельзя, а потому они имеют только прямую ценность и сделаться меновою ценностью никогда не могут. Их нельзя ни купить, ни продать; только труд, который их производит, может быть покупаем и продаваем.... Вся масса богатств, существующая в народе, составляет его народное богатство; а масса благ внутренних, им владеемых, – его образование. Их этих двух предметов и состоит народное благоденствие".

Г. Шторх распространил понятие богатства и капитала на нематериальные блага, к которым он относил различные услуги, в том числе обеспечивающие человеку здоровье, знания, художественный вкус, досуг, безопасность и т.п. Он расширительно трактовал категорию производительного труда, которую он вывел за рамки материального производства. К непроизводительному классу Г. Шторх относил только собственников, получающих за свою собственность процент или ренту, и пенсионеров. В "Курсе политической экономии" исследуются, в частности, категория земельной ренты, проблема общественного производства и распределения и др.

Во второй части "Курса политической экономии" (5– 6-й тома) излагается "теория цивилизации" . Г. Шторх считал ее своим важнейшим вкладом в экономическую науку, которая дополняла теорию богатства А. Смита. "Теория цивилизации" вытекала из его теории стоимости, близкой теории Ж. Б. Сэя. Однако, если Ж. Б. Сэй при определении стоимости основное внимание уделил факторам производства, то Г. Шторх – полезности вещи, исходя из приоритета полезности, а не материальности.

Объединенные теории богатства и цивилизации ученый назвал теорией народного благоденствия . Его идеи, в частности идея нематериального или так называемого человеческого капитала, получили второе рождение в XX в.

Академик Л. И. Абалкин, давая оценку значения творчества Г. Шторха, писал: "Его работы были широко известны на Западе и получили высокую оценку. К. Маркс анализировал взгляды Шторха во всех томах “Капитала”. Многое из его теоретического наследия сохраняет свою значимость и сегодня. А это говорит о том, что уже в начале XIX в. российская школа экономической мысли была одним из лидеров мировой экономической теории... Интеллигентность и духовность Андрея Шторха, его нравственные качества и честность делают его жизнь и труды столь актуальными в наши дни. Ведь многие из этих качеств сегодня утрачены. В стране действуют прямо противоположные силы. Борьба с ними нелегка. Но без восстановления духовности, честности, порядочности и интеллигентности как высочайшей требовательности к себе, к результатам своего труда на благо общества у России нет светлого будущего" .

В 1847 г. в России вышел первый полный учебник политической экономии, написанный на русском языке, – трехтомник Александра Бутовскою (1817–1890), ставший в последующее десятилетие основным учебником в университетах России.

Представителями классической политэкономии в России являлись также И. Горлов, И. Вернадский и др. В 1859 – 1862 гг. профессор Петербургского университета Иван Горлов (1814–1890) выпустил двухтомный учебник политэкономии, сменивший учебник Бутовского. Профессор Московского университета Иван Вернадский (1821 – 1884) опубликовал первое в России фундаментальное исследование по истории экономических учений "Очерк истории политической экономии" (1858). Эти ученые выступали за развитие в стране промышленного капитализма, за фермерский путь развития сельского хозяйства. Их деятельность совпала с периодом реформ в России. С 60-х гг. XIX в. началось объединение двух направлений развития российской политической экономии. Капиталистическое производство стало предметом изучения как экономистов- теоретиков, так и экономистов-практиков.

Во второй половине XIX в. классическая политэкономия в России, как и во всем мире, формально еще сохраняла свое господство, но ее творческий потенциал уже иссяк. В 1870–1880-е гг. она постепенно вытесняется идеями исторической школы. Среди российских представителей классической политэкономии в последней трети XIX в. можно выделить только "киевскую школу" в лице Н. Бунге, А. Антонович, Д. Пихно и других, которая занималась в основном исследованием ценообразования в условиях изменения спроса и предложения.

  • X. А. Шлецер родился в 1774 г. Выпускник Геттингенского университета. С 1801 г. преподавал в Московском университете, с 1804 г. читал курс политической экономии.
  • Г. К. Шторх родился в 1766 г. в Риге. Окончил Йенский и Гейдельбергский университеты в Германии. По приглашению приехал в Россию, преподавал историю и литературу в первом кадетском корпусе в Петербурге, служил в Департаменте иностранных дел. Стал первым российским академиком по специальности "политическая экономия и статистика", а с 1830 по 1835 г. являлся вице-президентом Академии наук. Умер в 1835 г.
  • Шторх А. К. Курс политической экономии, или изложение начат, обусловливающих народное благоденствие // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. М.: Мысль, 2004. Т. 1. С. 640.
  • Абалкин Л. И. Очерки по истории российской социально-экономической мысли. М.: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 13, 20.

Понятие организации

· Проблема определения.

Организация в управленческих дисциплинах понимается:

1.Организация как социальный процесс. Содержание процесса – объединение людей и регламентация их поведения при осуществлении совместной деятельности. Итог процесса – достижение определенного уровня порядка и согласия.

2.Организация как функция управления. Это процесс создания предварительных условий труда, то есть формирование системы рабочих мест, структуры организаций, подбор, расстановка и обучение персонала.

3.Организация как субъект и объект коллективной деятельности – объединение, которое занимает определенное место в обществе и предназначено для выполнения более или менее ясно определенной функции.

· Характеристики организаций.

Ниже описаны основные характеристики организации:

  1. Наличие ресурсов. Организация преобразует ресурсы для достижения своих целей.
  2. Зависимость от внешней среды. Пример: Nestle на рынке индии (шоколад), молодые или старые туристы (реакция на возраст), жвачка в Гонконге (реакция на ценности).
  3. Подразделения – части организации, которые выполняют конкретные задания.
  4. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
  5. Размер организации зависит, как правило, от количества работников. У больших организаций высокая степень специализации, разнообразные правила и инструкции, развития система поощрений, многочисленные вспомогательный персонал. Для небольших организаций характерны неформальный стиль управления, низкая степень разделения труда, отсутствие жестких правил и инструкций.

· Виды организаций

1.Организация как искусственная и естественная система:

· Организация как искусственная система является инструментом для решения какой-либо задачи. Она изменяется в зависимости от цели, причем такое изменение возможно только без людей, так как они хуже всего поддаются изменению. Критерием эффективности является достижение цели.

· Организация как естественная система описывается в биологических терминах. Критерием эффективности является выживание организации.



2. Организация как закрытая и открытая система:

· Закрытая система в техническом смысле представляет собой черный ящик o. Но на самом деле в этом случае тип получаемого ресурса и продукта не изменяются. Эта система крайне эффективна в условиях не насыщенного рынка и стабильного спроса – времена Файоля, Форда и Сталина.


· В открытой системе тип получаемого ресурса и продукта постоянно изменяются (Pepsi). Необходимыми условиями для эффективного функционирования являются насыщенный рынок и турбулентность внешней среды.

3. Формальная и неформальная организации:

3.Классическая школа в теории организаций

· Специфические черты подхода. Персоналии (основные представители).

Признаки школы:

Географическое объединение

Единый язык

Знание работ коллег.

Классическая школа начала существовать в последнюю четверть 19 века и вплоть до 40-х годов 20 века. Период расцвета – на это время приходятся основные работы и публикации – начало 20 века и 20 годы 20 века. Название достаточно условно, так как школа не объединена географически и иногда представители не были знакомы с работами коллег. Классическая школа в США, Западной Европе (Франция, Германия), в Восточной Европе (Польша), в Советской России. Представителей классической школы делят на 2 поколения:

1.Тейлор, Эмерсон, супруги Гилбрет (США), Файоль (Франция), Вебер (Германия).

2.Гьюшек, Урвик (начали работать в Западной Европе, продолжили в США), Муни, Рейли (США), Грайкунас (Франция), Керженев (Советская Россия – создатель сталинской системы управления).

Общие черты:

1. работали с крупными промышленными предприятиями (от 1000 человек) во время расцвета индустриального общества, то есть это эпоха ненасыщенного рынка, когда стоял вопрос не продать, а больше произвести. Надо выпустить больше и дешевле.

2.острая политическая борьба на предприятиях, сильные профсоюзы.

Методологические принципы.

· Школа крайних рационалистов. Они верили, что можно найти один идеальный принцип, на основе которого будут существовать идеальное общество или идеальная организация.

· Нормативизм – верили, что один принцип подойдет для всех типов организаций.

· Использовали идею разделения труда Адама Смита.

· Придерживались централизации управления.

· Концепция рационализации и организации управления Фредерика Тейлора.

Тейлор (1856-1915)смотрел на организацию снизу вверх, его интересовал исполнительный труд. Основные публикации Тейлора:

1. Тарифная система – 1895 г.

2. Цеховой менеджмент – 1903 г.

3. Принципы научного менеджмента – 1911 г.

«Человек ленив, туп и жаден». Тейлор критиковал систему управления США. Он считал, что управление должно быть организовано не по отраслевому принципу, а в зависимости от человека. «Ничем, кроме человека, управлять нельзя». Особенностью человека является то, что человек это единственный ресурс управления, стоимость которого возрастает по мере его использования. «Человек работает с прохладцей». Причины такой работы:

· Существует заблуждение, что если работать хорошо, то это приводит к значительному сокращению штата.

· Ошибочная система управления, которая принуждает рабочих работать медленно

· Непроизводительные методы производства.

Система Тейлора .

1.Отнять у рабочего все интеллектуальные функции.

2.Упростить работу до предела, разбить на операции и специализировать.

3.Специализировать орудия труда.

4.Отбор работников по требованию позиций. От Тейлора идет создание современных отделов кадров и использование психологических тестов при приеме на работу.

5.Необходимо ликвидировать все коллективные оплаты труда.

6.Человек должен быть загружен до предела своих возможностей, но не перегружен.

7.Человек должен много зарабатывать, но именно зарабатывать, а не получать.

Тейлора критиковали все и коллеги – из-за высокой заработной платы рабочих, и профсоюзы, потому что он эксплуатировал рабочих.

Функциональная структура Тейлора.



Контроль:

· Инспектор, который следит за тем, чтобы рабочий хорошо усвоил чертежи и инструкции.

· Артельный староста следит за тем, чтобы рабочий правильно закрепил изделие в станке.

· Надзиратель за скоростью следит за тем, чтобы станок работал с необходимой скорость.

· Мастер по ремонту – помогает починить оборудование.

Исследование:

· Надзиратель по ремонту дает указания в отношении чистки и ухода за оборудованием.

· Регистратор времени дает указания в отношении учета рабочего времени и количества выработки.

· Заведующий общим распорядком работы следит за передвижением изделия по мастерским завода

· Дисциплинарный надзиратель разбирает конфликты рабочих и мастеров.

Основные признаки функциональной структуры.

  1. в управлении функция исследования оторвана от функции контроля.
  2. сфера исследования специализирована
  3. сфера контроля специализирована
  4. у каждого подчиненного несколько начальников.

Эта структура приводит к позиционному конфликту – ситуация когда 1 работник получает противоречивые приказы от разных начальников.

· Концепция организации и административного управления Анри Файоля.

Файоль (1841-1925) сразу пришел на завод как руководитель, следовательно он смотрел на организацию сверху вниз. Его основная работа «Общее и промышленное управление» - 1916 г. «В чем суть деятельности администратора?» (управленец, руководитель)

Функции администратора:

  1. предвидение, которое распадается на Целеполагание и планирование.
  2. координация
  3. контроль
  4. распорядительство – распределение обязанностей между подчиненными
  5. организация.

Потом из этого будут выделены основные функции менеджмента.

Определение понятия организации:

· организация в широком смысле – процесс создания материальных и социальных посылок для управления деятельностью.

· Организация в узком смысле слова – это процесс проектирования структуры под цель с определением места и функций каждого.

Администратор – человек, талант которого поверхность. Качества администратора:

1. здоровье

4. общее образование

5. специальные знания

Файоль знаком с трудами Тейлора. В своих работах он опирается на 2 основные идеи:

· согласен, что необходимо разделить должность мастера на контроль и исследование.

Линейно-штабная структура.

Вебер как представитель классической школы.

· Экономическая модель организации общества.

Вебер (1864 – 1920) не являлся управленцем практиком, он был теоретиком, социологом религии. Он задается 2 вопросами:

1. возможно ли развитие крупных организаций без ущерба для духа предпринимательства (будет ли большая организация похожа на маленькую в плане риска и зарабатывания денег)?

2. возможно ли, управлять крупной компанией вне зависимости от ее сферы деятельности?

Его подход отражен в названии работ:

· Социальная и экономическая организация обществ.

· Протестантская этика

Критикует Маркса:

· Развитие производственных сил, по Марксу, создает определенный тип экономических отношений, а экономически е отношения, в свою очередь, приводят к определенным социальным отношениям. В производственные силы включается техника и технология. Вебер: необходимость к производственным силам + человек, который владеет определенной культурой.

· Идея прогресса по Марксу: поступательное развитие (рабовладение → феодальное общество→коллективизм→социализм). По Веберу капитализм существовал уже в древнем Египте и даже еще раньше.

· По Веберу в 1517 вместе с протестантским движением появляется 2 типа капитализма. Он отличается типом экономического субъекта и типом культуры, которой этот субъект наделен.

Вебер: типы хозяйственного экономического субъекта:

1. традиционный хозяйственный субъект – это 2 типа капитализма

2. этический хозяйствующий субъект соотношений 1 к 9

Вебер: типы рынка:

1. азиатский или посреднический рынок – рынок работает. Все хотят продать, но производство не работает.

2. этический или протестантский рынок – особое внимание уделяется производству.

Традиционный человек – 90% Этический или протестантский человек -10%
Работает чтобы жить Живет чтобы работать
Профессия - бремя. Ее не выбирают. Родился в семье гончара, вот и будешь гончаром. Профессия – форма служения Богу, призвания, образ жизни
Ориентировка на деньги.
Заработать сразу и как можно больше, и по возможности не работать Зарабатывать и вкладывать в производство, чтобы его состояние улучшалось из года в год.
Работает много, но недолго и непостоянно Работает на пределе своих возможностей каждый день, но не перегружается.
Готов обманывать ради денег или ради богатства. Честность – лучшая политика, так как со своим клиентом нужно ориентироваться на долгосрочные отношения и сотрудничество.
Деньги – средство обмена Деньги – символ успеха

Субъект готов производить в условиях рынка, и тогда идея прогресса связана не с производственными силами по Марксу, а с религией.

Вектор развития.


Мусульмане Православные Католики Протестанты

Важно продать важно произвести.

Протестанты – это историческая случайность, повторить которую нельзя.

· 3 типа господства. Модели формирования организации.

Господство – способность одних людей менять поведение других людей в своих интересах. Любая власть основывается на готовности людей подчиняться. Основания (факторы) для готовности к подчинению:

1. ситуативные факторы. Сегодня есть, завтра нет:

2. легитимные факторы или законные. Это факторы, которые основываются на общепринятых законах. На основании этих факторов Вебер выделяет 3 типа господства:

· Традиционное отношение к власти базируется на традиции, то есть природа власти одинакова и неизменна (всегда было так). Есть господа, потомки особых людей или героев, а есть их слуги и есть их подданные, с чьей помощью правят те, кем правят.


Подданные

Новшества в такой организации общества невозможны. Как происходят:

o отыскивается прецедент

o всегда есть сфера, где нет традиций и поэтому они создаются вновь.

· Харизматическое отношение к власти базируется на готовности подчинения людей на основании личного авторитета, то есть люди признают, что человек обладает уникальными личными качествами. Харизма – это не качество человека, а признание другими людьми этих качеств уникальными. Человек сам может не меняться, но может стать невостребованным. Во всем противоположен требованиям, этот человек не следует нормам, а сам их создает.

Ученики (идейная и духовная близость к руководителю)

Подданные.

1. либо утратит свою харизму

2. либо его поведение стает нормой.

· Легальный тип – лидер или элита может получить власть как по наследству, так и в результате выборов. Лидер руководит через штаб специалистов-проффесионалов.

Подданные

Только на основании типа государства можно построить организацию. Почему:

1. этот тип власти обеспечивает условия для последовательных действий руководителя.

2. рационален, потому что должность в штабе получают на основании конкуренции

3. руководитель получает власть законными методами

4. все уровни власти четко определены.

Модель формирования организации по Веберу.

Организация – бюрократия – исключительно хорошо, лучше не бывает. Особый тип административного штаба, который состоит из ведомств (отделов) и создан для рациональной организации деятельности – самый эффективный тип организации за всю историю человечества. Чиновники специализируются в определенной деятельности, работают по найму, оплата зависит от места в иерархии. В работе полагаются на правила и инструкции, а если их нет, то на целесообразность.

Основные признаки бюрократии по Веберу:

1. разделение труда на элементарные, простые операции, следовательно, можно определить ответственность каждого члена организации.

2. иерархия власти – каждый служащий отвечает перед вышестоящим лицом не только за себя, но и за всех своих подчиненных.

3. система правил, регулирующих деятельность организации – стандарты и инструкции, которые обеспечивают единообразное выполнение каждого задания (винтики).

4. безличность руководителя – никаких эмоций, они снижают эффективность организации.

5. все члены организации должны соответствовать занимаемой должности. Продвижение либо по старшинству, либо по успешности деятельности.

подробные строгие стандарты нужны для уменьшения индивидуальных различий между сотрудниками (элиминировать). Без разницы кто на какой должности работает, результат всегда один.

Хейнс и Мэсси в современных исследованиях берут от Вебера 4 принципа:

· принцип одного начальника – ни один сотрудник не должен докладывать больше чем одному начальнику.

· Принцип диапазона управления – ни одно лицо не должно нести ответственность больше чем за 7 – 8 человек.

· Принцип исключения – начальник должен делегировать все внутренние вопросы подчиненным.

· Скалярный принцип – каждая организация должна иметь четкую иерархическую структуру.


Бюрократическая организация. Органическая структура.

Поведение можно предсказать. Поведение можно спрогнозировать.

Основана на стандартах в организации. Определяется по отсутствию стандартов.

· Основные выводы по классической школе.

Оказала огромное влияние на формирование (на основании или на полемике) всех остальных направлений.

Все отношения в организации рассматриваются как рациональные, стандартные, формализованные.

Чаще всего встречаются принципы разделения труда, жесткой иерархии и специализации деятельности.

Важнейшие достижения:

1. попытка осознания природы организации.

2. определение путей рационализации и повышения эффективности деятельности организации

3. создание первых научно обоснованных организованных структур.

4. формулирование принципов специализации исполнительного и управленческого труда.

Важнейший недостаток: игнорирование человеческого фактора

Московский Государственный Университет

экономики статистики и информатики

по дисциплине: Латинский язык

на тему: Цицерон как представитель классической латыни

Работа выполнена

Студентом 1-го курса группы ДГЮ-102

Волосянковым Игорем Александровичем

Москва 2011 г.

Введение

Заключение

Введение

Латинский язык относится к индоевропейской семье языков. Название "латинский" (Lingua Latina), произошло от слова Latini - так называло себя одно из племен древней Италии, населявшее, расположенный в нижнем течении реки Тибр регион Лаций (Latium). Культурным центром этой области с VIII в. до н.э. становится город Рим - Roma, его жители называют себя "римляне" (Romani). К северо-западу от них проживают этруски. Об их взаимоотношениях с римлянами практически не сохранилось сведений, однако с высокой долей достоверности, можно утверждать, что с 616 по 509 гг. до н.э. в Риме правили этрусские цари. В течение некого периода времени Рим находился под контролем своего развитого соседа и только с 509 г. обрел независимость. Многолетнее влияние Этрусков сильно сказалось на культурном развитии всей Италии, однако особенно оно повлияло на Рим. В латинский язык, постепенно вытеснивший родственные осский и умбрский, вошло значительное число этрусских слов.

В своей исторической ретроспективе Lingua Latina прошел ряд этапов:

Период архаической латыни, с VI по IV вв. до н.э.;

Золотой век - датируемый эпохой правления императора Августа и знаменующий наибольший расцвет риторического и литературного искусства. За данный период римские литераторы - Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий создали свои бессмертные произведения. Фонетические и морфологические нормы латинского языка, представленные в них, сохранились до сегодняшнего дня.

Отступление от чистоты классического латинского языка вследствие влияния языков народов римских колоний, является характерной чертой периода с I по IV вв. н. э - эпохи серебряной латыни.

Период поздней латыни, тянувшийся с IV по VIII в. н.э. - падение римской империи, великое переселение народов, христианства в Италии - эпоха значительных исторических и культурных потрясений, которые не могли не сказаться на развитии латинского языка. Согласно полулегендарным источникам, в V в. Апостол Павел основал Ватикан и объявил его официальным языком латынь, тем самым сохранив многолетнее лингвистическое наследие.

Язык эпохи средневековья историками латинского языка характеризуется как эпоха Latinitas vulgaris (вульгарная латынь), а также как Latinitas culinaria (кухонная латынь). В Lingua Latina появляется масса новых слов и понятий, во многом нарушающих его лингвистическую целостность.

цицерон латинский язык литературный

Марк Туллий Цицерон, краткая биография

Золотой век, что прямо следует из его названия, представляет этап наивысшего расцвета римской культуры и отличается целым рядом выдающихся деятелей, имена которых и по сей день известны не только узкому кругу специалистов, а каждому образованному человеку.

Первые выступления Марка Туллия Цицерона, не только прославили его имя, но и придали латинскому языку ту лаконичность, простоту и завершенность, какой не достигало искусство оратора никогда до этого.

Адвокат, политик, писатель, один из последних республиканцев, Цицерон вместе с тем заложил основы для всего последующего развития латинской прозы.

В будущем видный политический лидер, Цицерон, родившийся 3 января 106 г. до н.э. в городке Арпин, происходил из сословия всадников. Благодаря столичным связям родителей, он со своими братьями Марком и Квинтом получил образование у греческих учителей. Благодаря им Цицерон познакомился с лучшими образчиками греческой литературы, драматическим и ораторским искусствами.

Архий - известный греческий поэт, привил будущему оратору вкус к изящной литературе и поэзии. В юности Цицерон сочинял стихи, и даже был назван Плутархом превосходнейшим из римлян поэтом. Плутарх писал: "Способностью же своей легко сочинять стихи он пользовался для развлечения, и всякий раз, когда ему случалось увлечься этим занятием, он, говорят, сочинял в одну ночь до 500 стихов (500 строк гекзаметра)". Однако Марк Тулий Цицерон предпочел спокойной жизни поэта и философа, жизнь политика, предлагавшую больше возможностей для самореализации, и достиг на этом поприще выдающихся успехов.

Славу великолепного оратора Цицерону принесло первое же публичное на судебном процессе. Однако сразу после окончания суда, Цицерон, опасаясь гнева диктатора Суллы, уезжает в Грецию, где продолжает изучать риторику, поэзию и философию. Занимаясь с лучшими мастерами слова, он оттачивает ораторское мастерство до совершенства. Красноречие было его единственным оружием, на политической арене, в то время другие политические деятели не гнушались взяток и угроз. На Родосе Цицерон дискутировал с философом Посидонием и оратором Аполлонием, брал уроки мастерства у Росция - знаменитого комического актера того времени и у гениального трагика - Эзопа.

Слова Молона о речи, произнесенной Цицероном по-гречески, Плутарх передает так: "Тебя, Цицерон, я хвалю и удивляюсь тебе, но жалею о судьбе Эллады, воочию убеждаясь, что единственное из прекрасного, оставшегося еще у нас - образованность и красноречие - и то благодаря тебе сделалось достоянием римлян"

Возвратившись из Эллады, Цицерон неоднократно избирается на государственные должности, активно участвует в политическом процессе. Ратует за восстановление республиканского строя, но в данном случае речь не о вкладе Марка Туллия Цицерона в юридическую науку Рима, где созданные им теоретические труды заняли важнейшее место, речь о литературном наследии, о сочинениях по риторике и философии литературы и речи.

Первый литератор золотого века

Современники отмечали, что Цицерон лучший мастер периодической речи во всей Элладе. И действительно, период в записях его выступлений строго сбалансирован и идеально отшлифован. В то время большинство римских ораторов стремилось к как можно более богатой лексике, особенно заметно это в записях политических выступлений - за красочными "общими словами" зачастую отсутствовало конкретное содержание, четкая политическая линия, у Цицерона же выразительность никогда не развивается в ущерб ясности и силе идеи. Чистота мысли не заменяется привычной для античных ораторов amplificatio (увеличением, т.е. раздуванием) в сторону восхваления или поругания, речь не становится invectiva (нападками).

Цицерону доводилось выступать в процессах и совместно с другими защитниками, но роли обычно распределялись таким образом, что на его долю выпадала заключительная, наиболее красочная и эмоциональная, патетическая часть речи. Восклицания, сопровождаемые разнообразными жестами, обращения к богам, фиктивные речи, от имени аллегорических персонажей (например "родины" в первой речи против Катилины) - всем этим ораторским арсеналом Цицерон владел в совершенстве и оформлял его в ритмизованную форму. Причем Цицерон умел, и импровизировать, менять тон на протяжении одной речи, чередовать пафос с шуткой, страстность со спокойствием и простотой.

Изящный и выверенный, литературный стиль Цицерона, удивительно гибок, способен выражать тончайшие оттенки сложных мыслей. Если литературной латыни II века свойственны значительные колебания в грамматической системе, разнородность лексики, постоянное употребление греческих и других заимствованных слов, литературный стиль Цицерона отличается четкой грамматикой, тщательно отобранной лексикой, плавным, почти музыкальным построением периода, отсутствием иноязычных слов. Фактически труды Цицерона демонстрируют собой пример классической литературной латыни золотого века.

Заключение

Письма и записи Цицерона не только разносторонне раскрывают личность автора, но и представляют не меньший интерес, чем другие его сочинения - они являются настоящим образцом стилистического искусства. Всего сохранилось 774 письма, но судя по всему это не более половины того, что было издано в античности, так как вся эта корреспонденция относится к последним 25 годам жизни Цицерона.

Ни один древнеримский писатель не занимал такого почетного места в истории европейской культуры, как Цицерон. Его считают создателем образцовых художественных произведений, которые в последующем стали классикой латинской литературы. Однако ряд современников относился к нему, сдержанно в связи с его политической позицией. Но уже следующим поколением Цицерон был признан величайшим мастером римской прозы, а его имя было признано синонимом красноречия. Даже греческая критика, традиционно игнорировавшая римскую литературу, делала исключение для Цицерона, признавая его величайший литературный и ораторский талант.

Список используемой литературы

1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Издательство "Наука", 1994. Издание второе, исправленное и дополненное.

Теодор Моммзен - История Рима, Т-3, Огиз. 1941.

Тронский, И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. ун-тов / И.М. Тронский. - Л. Учпедгиз, 1946. - 496 с.

Алисова Т.Б., Репина Т.А., Таривердиева М.А. Введение в романскую филологию. - М.: Высшая школа, 2007. - 453 c

М.Н. Ботвинник - Жизнеописания знаменитых греков и римлян, М., Просвещение, 1988. - 166 с

Кризис и падение Римской республики. Москва, "Наука", 1965 - 287 с

Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М.: Издательство Московского университета, 1979. - 462 с



Просмотров