Урок мужества посвященный пожарной охране. Темы для юкоз

Бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа №129»

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

в 6 б классе

УРОК МУЖЕСТВА

«КРЕЩЁННЫЕ ОГНЁМ»

Подготовила учитель русского языка

и литературы

М.С. Цейтлин

г. Омск.

Урок мужества «Крещённые огнём».

Задачи: знакомство обучающихся с героической профессией пожарных,

воспитание уважения к людям этой героической профессии,

развитие умений в работе с текстом (выделение в тексте главной

мысли и рассказывание).

Оборудование: презентация «Крещённые огнём»,

раздаточный материал (тексты о героях пожарных).

СЛАЙД 2.

Учитель. На свете много профессий. Они очень нужные. Но есть такая профессия – спасать людей. Пожарные и спасатели изо дня в день, из года в год, жертвуя собой, идут в бой со страшной враждебной силой огня, которую часто порождают сами люди.

СЛАЙД 3.

Пожарные – это люди, готовые отвечать за ошибки других, а одна ошибка спасателя может перечеркнуть жизни сотен людей, и поэтому ответственность возрастает во много раз. И сегодня мы будем говорить о людях этой трудной, опасной, очень нужной людям профессии пожарного.

? – Как вы думаете, какое слово наиболее полно передаёт важность, опасность, трудность, непредсказуемость данной профессии?

СЛАЙД 4.

Вы правы, это мужество. Поэтому наш урок и называется УРОК МУЖЕСТВА «КРЕЩЁННЫЕ ОГНЁМ».

? – Какими качествами должны обладать люди, выбравшие эту профессию?

СЛАЙД 5.

На ваших столах лежат листы с текстами, в которых рассказывается о пожарных – героях. Прочитайте, выделите главное и расскажите нам об этих удивительных скромных людях.

(рассказы обучающихся сопровождаются показами СЛАЙДОВ 6-14).

СЛАЙД 15. Чернобыль. Это слово до сих пор отзывается боль в сердцах людей. 26 апреля 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды.

Уже через 7 минут после сигнала тревоги на АЭС приехали пожарные расчёты. 28 настоящих мужчин первыми вступили в борьбу, приняв на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора. Пожарные совершили подвиг – отвели беду, спасли тысячи жизней. Они выполняли свою работу, не зная, как коварна радиация. Они спасли нас, заслонив собой и тех, кто ещё не родился. Шестеро из них погибли. Это Герои Советского Союза (СЛАЙД 16).

СЛАЙД 17. Нельзя забыть подвиг погибших при выполнении служебного долга пожарных нашего города.

СЛАЙД 18. Уровень пожарных высок. Вот только некоторые факты, которые свидетельствуют о важности людей данной профессии.

СЛАЙД 19.

30 апреля – профессиональный праздник пожарных. Мы приготовили им небольшой подарок (песня)

Без пожарных не обойтись. Пожары чаще всего дело рук человеческих. Я думаю, что ни один из них не обиделся, если бы опасных ситуаций не возникало.

Подведение итогов.

Что можем сделать мы, обыкновенные граждане, чтобы пожаров было меньше? (не баловаться со спичками, не разводить костры в неположенных местах, овладевать навыками пожаротушения, проводить разъяснительную работу по предупреждению пожаров). Но вы можете выбрать в будущем эту замечательную профессию и посвятить ей свою жизнь.

Раздаточный материал.

(тексты лежат на столах обучающихся).

Слайд 6

ЖУКОВ Михаил Борисович 1957 года рождения, курсант Ленинградского пожарно-технического училища МВД, в пожарной охране с 1 октября 1976 года.
27 февраля 1977 года М.Б. Жуков возвращался из отпуска поездом «Юность» (Москва-Ленинград). Приближались к Ленинграду, пассажиры начали собираться, выносили вещи в коридор, и вдруг из соседней части вагона, где был буфет, пошел сильный дым и языки пламени - пожар.
Среди пассажиров возникла паника. Жуков с курсантами Ю. Малышевым и В. Ивановым без промедления приступили к эвакуации пассажиров. Поезд остановился в поле, двери оказались закрытыми на замки, а коридор заставлен вещами, пришлось бить стекла в окнах и эвакуацию проводить через проемы окон.
Спасенная гражданка Романенкова с двумя малолетними детьми и другие пассажиры обязаны своей жизнью М.Б. Жукову. Сам Жуков, объятый пламенем, не успел выйти из горящего вагона.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июля 1977 года М.Б. Жуков награжден медалью «За отвагу на пожаре» (посмертно).

Слайд 7

ИВАНОВ Виктор Алексеевич 1957 года рождения, курсант Ленинградского пожарно-технического училища МВД, в пожарной охране с 1 октября 1975 года.
7 февраля 1977 года В.А. Иванов возвращался из отпуска поездом «Юность» (Москва-Ленинград). Приближались к Ленинграду, пассажиры начали собираться, выносили вещи в коридор, и вдруг из соседней части вагона, где был буфет, пошел сильный дым и языки пламени - пожар.
Среди пассажиров возникла паника. Иванов с курсантами Ю. Малышевым и М. Жуковым без промедления приступили к эвакуации пассажиров. Поезд остановился в поле, двери оказались закрытыми на замки, а коридор заставлен вещами, пришлось бить стекла в окнах и эвакуацию проводить через проемы окон.
Спасенная гражданка Аверьянова с десятимесячным ребенком и другие пассажиры обязаны своей жизнью В.А. Иванову. Сам Иванов, объятый пламенем, погиб в горящем вагоне.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июля 1977 года В.А. Иванов награжден медалью «За отвагу на пожаре» (посмертно).

Слайд 8

МАЛЫШЕВ Юрий Борисович 1959 года рождения, курсант Ленинградского пожарно-технического училища МВД, в пожарной охране с 1 октября 1976 года.
27 февраля 1977 года Ю.Б. Малышев возвращался из отпуска поездом «Юность» (Москва-Ленинград). Приближались к Ленинграду, пассажиры начали собираться, выносили вещи в коридор, и вдруг из соседней части вагона, где был буфет, пошел сильный дым и язы¬ки пламени - пожар.
Возникла паника. Ю.Малышев сказал: «Спокойно! Женщин и детей вперед!». Сам с курсантами В. Ивановым и М. Жуковым приступил к эвакуации пассажиров. Поезд остановился, двери оказались закрыты, а коридор заставлен вещами, Малышев дал команду разбивать стекла и эвакуировать пассажиров через проемы окон, но приток воздуха дал возможность огню быстрее раз¬виваться. Спасая людей, Ю.Б. Малышев не успел выйти из горящего вагона и геройски погиб.
Спасенная им гражданка Андреева с ребенком и другие пассажиры обязаны ему своей жизнью.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июля 1977 года Ю.Б. Малышев награжден медалью «За отвагу на пожаре» (посмертно).

Слайд 9

КАПИТОНОВ Сергей Георгиевич 1953 года рождения, майор, заместитель начальника 1-ПВПЧ, в пожарной охране с 12 декабря 1973 года. Выпускник Ленинградского пожарно-технического училища.
С.Г. Капитонов прибыл на пожар во главе дежурного караула. Обстановка была сложная, из окон 7-го этажа выбивало сильное пламя, шел густой дым, проживающие в гостинице просили о помощи, создалась паника. Капитонов отдал распоряжение установить а/ц на водоем и дать стволы в горящее здание, а сам со звеном ГДЗС поднялся на 7-й этаж и столкнулся с крайне сложной обстановкой. Огонь быстро распространялся по всему коридору, высокая температура и сильное задымление осложнили выполнение боевой задачи. Они смело бросились на спасение людей, успешно эвакуируя несколько человек. Произошел взрыв продуктов термического разложения сгораемых материалов. Пожарные оказались в кольце сплошного огня, загорелась одежда, шланги и маски противогазов. Стремясь спасти подчиненных, Капитонов пытается пробиться сквозь пламя, но это ему не удается. Полностью охваченный огнем, он героически погибает, самоотверженно выполнив свой профессиональный долг.
Указом Президиума Верховного Совета РФ от 08.08.1991 года С.Г. Капитонов награжден орденом «Красная Звезда» (посмертно).

Слайд 10

Самойлов Вадим Анатольевича 1961 года рождения, старший лейтенант, начальник караула 11-ПВПЧ, в пожарной охране с 1 октября 1978 года. Выпускник Ленинградского пожарно-технического училища.
23 февраля 1991 года около 08 часов произошел пожар в гостинице «Ленинград», Выборгская набережная, дом 5/2.
В.А. Самойлов прибыл на пожар с караулом, увидел пламя и густой дым, выбивающиеся из окон 7-го этажа левого крыла гостиницы, а также людей, просивших о помощи из окон, расположенных рядом. Оценив обстановку, распорядился о прокладке рукавных линий к месту пожара, а сам созвеном ГДЗС включился в противогаз, поднялся на горящий 7-этаж. Горело по всему коридору, создалась высокая температура и сильное задымление. Несмотря на сложность обстановки, пожарные продолжали поиск людей, выводили их в безопасную зону, но усилившееся горение создало огненную преграду. Самойлов, полностью охваченный пламенем, погибает, до последней минуты выполняя свой профессиональный долг. Смелые и самоотверженные действийВ.А. Самойлова и личного состава при тушении пожара недопустили массовой гибели людей. Эвакуировано 253 и спа-1сено 36 человек.
Указом Президиума Верховного Совета РФ от 08.08.1991 года В.А. Самойлов награжден орденом] «Красная Звезда» (посмертно).

Слайд 11

Первым спасенным в жизни Алексея Ростунова был двухлетний ребенок.

Я тогда еще работал начальником караула, - рассказывает Алексей. - Выехали на улицу Коломенскую. Дом кирпичный, горит квартира на первом этаже, сильное задымление по всему подъезду, явная угроза людям. Принял руководство тушением на себя. Начал ставить задачи прибывающим подразделениям, отправил в подъезд звенья ГДЗС. Контролируя ситуацию, в одном из окон горящего подъезда, на третьем этаже на подоконнике увидел мужчину с ребенком. Из окна шел дым, и он заботливо завернул в одеяло своего кукленка. Мы с водителем Николаем Борнуковским установили трехколенную лестницу, я поднялся наверх и взял ребенка, потом спустился и мужчина.

Запомнился ночной пожар на улице Прыгунова. Приехали - открытый огонь из окон пятого этажа. Я посветил фонарем - на балконе люди. Боясь пожара, хотя в этой комнате огня не было, паникуют. Один из мужчин даже пытался перебросить на балкон этажом ниже девочку лет двенадцать. Страшное дело. Мы сразу крикнули: успокойтесь, сейчас спасем. Была установлена трехколенная лестница, которая достала до четвертого этажа, а на балкон пятого - штурмовка. К людям поднялся пожарный, успокоил. А уже потом по автолестнице спасли всех пятерых - двоих детей, женщину и двоих мужчин.

Пожар, за который Ростунов представлен к медали «За отвагу на пожаре», рядовым не назовешь: 80 эвакуированных, 13 спасенных, в том числе 5 детей.

Когда поступил вызов, я сразу выехал на место в составе дежурного караула - сердце екнуло, что дело серьезное, - рассказывает Алексей. - Приезжаем - на четвертом этаже из окна огонь, клубы черного дыма, на этаже, а дом коридорного типа, сильное задымление. Соседи сообщили, что в квартирах находятся люди, в том числе и дети. Звенья газодымозащитников вскрывали все квартиры четвертого этажа, применяя спасательные маски, выводили, выносили людей. Сработали оперативно - пострадавших на пожаре не было.

Не знаю почему, но больше всего мне нравится тушить пожары. Это не только адреналин. Это чувство удовлетворенности, когда все удается. Но и всегда критически оцениваешь, чтобы в следующий раз было еще лучше, совсем без ошибок.

Тушить пожары, приходить на помощь людям - много это или мало, не знаю. Но для Алексея Ростунова, наверное, это и есть счастье.

Слайд 12

17 декабря, около четырех утра на пульт диспетчера пожарной части №25 Новомосковска поступил звонок. Испуганный женский голос прокричал в трубку, что на ул. Седова горит жилой дом. На вызов немедленно отправили два пожарных расчета. Прибывшие через семь минут огнеборцы увидели, что всю крышу двухэтажного дома объял огонь. Медлить было нельзя ни секунды.
Задача пожарным расчетам досталась не из легких: нужно было ждать, пока приедут электрики и обесточат дом. Но крыша могла прогореть и рухнуть в любой момент. Мигом приняли решение работать в диэлектрических перчатках.
– Чтобы не дать огню перекинуться на соседний дом, мы подали стволы с двух сторон,– рассказывает Александр Макеев. – Затем началась эвакуация людей.
Помещение было сильно задымлено. Сразу же на входе Александр обнаружил 85-летнюю парализованную женщину. Взяв ее на руки, пожарный передал пожилую женщину соседям. Александр тем временем немедленно ринулся обратно – в доме еще были люди.
– Сквозь дым я заметил в спальне какое-то движение,– продолжает спасатель. – Испуганная хозяйка дома металась из угла в угол, не зная, что ей делать, и от шока наотрез отказывалась выходить. Пришлось буквально силком вытаскивать ее через окно. Остальные домочадцы были уже на улице. Подъехавшая «скорая» тут же забрала мужчину, который получил чудовищные ожоги кистей обеих рук и лица.
– Я никому бы не пожелала, даже злейшему врагу, такое пережить,– рассказывает Ирина Мишина (имя и фамилия изменены по просьбе женщины). – Буквально в считанные секунды все помещение заполнил дым, дышать стало невозможно. Только благодаря пожарным мне, дочке и ее бабушке удалось избежать сильных травм.
Главе семейства, который попытался спасти хоть какое-то имущество со второго этажа, повезло меньше. Как рассказала нам Ирина, кисть на одной руке мужа обгорела до кости, а на второй целыми остались лишь два пальца. Но самое главное, что все остались живы.

К моменту приезда пожарных в доме на ул. Садовой крыша практически сгорела,
могла рухнуть в любой момент. А внизу метались в дыму люди...

Сам Александр Макеев не видит в своем поступке ничего выдающегося: «Ведь это моя работа, – говорит он. – Мои коллеги почти каждый день кому-то спасают жизнь!»


Слайд 13

Андрей Смольников случайно оказался на месте пожара – просто проезжал поблизости.

Мы тут же тормознули, бросились к окну, - вспоминает Андрей, у которого в тот день был выходной. - Рассмотрели сквозь дым, что в комнате дети сидят, а вокруг - огонь! На одном из ребят уже горит одежда... В доме еще бабушка была, она только успела крикнуть: «Спасите детей!» Ребятишек мы через окно вынесли, затушили на них одежду и в машину греться посадили. Бабушку и деда, к сожалению, спасти не удалось.
Как выяснилось позже, дом поджег... отец малышей. Он, будучи пьяным, поссорился с супругой, та убежала из дома. И тогда папаша переключился на других домашних, в том числе на 4-летнюю дочку и сыновей трех и шести лет. Не помня себя, мужчина облил комнату и детей бензином, закрыл дверь дома снаружи на крючок и чиркнул спичкой.
- Сейчас поджигателя допрашивают, - говорит старший помощник руководителя СУ СКР по Амурской области Алексей Лубинский. - Но он говорит, что ничего не помнит.
Детей с ожогами отправили в больницу, но медики уверяют, что их жизни ничто не угрожает. Благодаря Смольникову и Афанасьеву, вовремя оказавшимся поблизости. В местном МЧС говорят, что обязательно наградят героев.

Слайд 14

Чернышев Евгений Николаевич родился в 1963 году. Учился в Ленинградском пожарно-техническом училище.

Он выезжал на самые сложные и тяжёлые пожары в Москве. На личном счету Евгения Чернышёва тушение 250 пожаров, множество спасённых людей. «Он всегда первым входил в горящее здание и последним покидал его», - вспоминают коллеги. Вместе с пожарными расчётами Евгений Чернышёв спасал людей в горящем комплексе «Алые паруса», зданиях главного штаба ВМФ, редакции «Комсомольской правды», общежитии РУДН, клубе «Дягилев». При пожаре в многоэтажном доме на западе Москвы он спас бабушку и дедушку, спустившись на верёвке к ним в квартиру, и затем эвакуировал их по штурмовой лестнице. А во время пожара в жилом комплексе «Алые паруса» он отдал свой личный противогазом задыхавшемуся рабочему.

20 марта 2010 года Чернышёв Евгений Николаевич погиб при тушении пожара в 4-хэтажном бизнес – центре «Мирлэнд» в Москве. В момент прибытия пожарных огонь бушевал на первом этаже, но неожиданно в считанные минуты огонь перекинулся на все этажи здания. Пламя поднималось на высоту до 10 метров, огромный столб дыма виден был по всей Москве. Площадь пожара достигла 1 800 кв. м. когда Евгений Николаевич со своим звеном поднялся на 5 этаж, он дал приказ на отход всех пожарных, которые с ним работали, а сам двинулся осматривать помещения, в которых могли находиться люди. Через несколько минут на площади около 500 кв.м. обрушилась крыша. Из этого пожара спасено 6 человек, погиб только один – полковник Е.Н. Чернышёв.

Полковнику внутренней службы Чернышёву Евгению Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Слайд 15

Чернобыльская авария – крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Взрыв в Чернобыли в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды.

Уже через 7 минут после сигнала тревоги на АЭС приехали пожарные расчёты. Их было 28 – пожарных Чернобыля, первыми вступивших в борьбу с атомной стихией, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора. Пожарные совершили подвиг – отвели беду, спасли тысячи жизней. Жить им оставалось всего 2 недели… Настолько коварна радиация.. Они ведь не знали о том, что на них исходил радиоактивный пар… Молодые ребята.. Просто выполняли свою работу, а природа взяла и отняла у них жизни… Слишком скоро.. Их подвиг равен только великим эпохальным событиям во имя мира и людей всей планеты. Они спасли, они заслонили собой всех нас. Шестеро из них – ценой своей жизни.

Нынешний 2016 год объявлен «Годом пожарной охраны», в связи с этим решено увеличить число «уроков мужества» в школах, а особенно для учащихся начальных классов, так как они считаются, в силу своего возраста и, соответственно, навыков и знаний, одной из слабо защищённых групп общества. Уроки на тему «Пожарный — профессия героическая» проводятся во всех школах Республики Крым.

Так, 18 апреля по инициативе педагогического коллектива МКОУ«Плодовская СОШ» Бахчисарайского района и добровольцев общественной всероссийской организации «Российский союз спасателей», при активном содействии Главного управления МЧС России в Республики Крым, в МКОУ «Плодовская СОШ» Бахчисарайского района проведены «уроки мужества» на тему: «Пожарный – профессия героическая».

Для гостей из пожарно-спасательной части № 7 г. Бахчисарая учащимися 3-А класса в сопровождении гимна МЧС, была представлена праздничная тематическая программа, в которой учащиеся поздравили гостей с наступающим праздником, приняли активное участие в викторине и зачитали тематические стихотворения, посвящённые профессии пожарных и правилам пожарной безопасности. Все начальные классы получили памятки «Как вести себя при пожаре».

Учитель 3-А класса Пилипенко Л. Н. рассказала об истории возникновения и развития пожарной охраны в Крыму, особенностях и трудностях этой героической профессии. В свою очередь, доброволец Российского союза спасателей Пилипенко С. В. напомнил школьникам основные правила поведения при пожаре и обратил особое внимание на необходимость формирования у детей привычки к соблюдению правил пожарной безопасности, бережному отношению к своей жизни, а также воспитания таких качеств, как осмотрительность, находчивость и собранность. Также предложил директору школы Радченко Л. Ф. провести в канун летних каникул и начала летнего пожаро-опасного для региона периода провести опрос на знание своего адреса и номера спасательной службы.

Сотрудники пожарно-спасательной части № 7 г. Бахчисарая ознакомили ребят со спасательным снаряжением и техникой, которая находится на вооружении в крымских пожарных частях. Школьники с удовольствием примеряли огнезащитную одежду спасателей, изучали устройство пожарной машины и фотографировались с гостями.

В завершении «уроков мужества» спасатели произвели настоящее боевое развертывание с подачей огнетушащих веществ. Эта часть встречи особенно впечатлила школьников, которые с восхищением следили за всеми действиями пожарных.

Ребята поблагодарили пожарных за интересный урок и пообещали всегда соблюдать правила пожарной безопасности.

Педагогический состав в свою очередь поблагодарил Главное Управление МЧС России по Республике Крым и добровольцев Российского Союза спасателей за активное участие в мероприятии ко дню «Пожарной охраны». Они уверенны, что такие мероприятия станут систематическими и уже планируется организовать в ближайшем будущем при поддержке МЧС и Российского союза спасателей экскурсионную поездку в музей МЧС с посещением Пожарно — спасательной части.

Проведение уроков мужества – это не только пропаганда положительного образа сотрудника МЧС России, но и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм неотъемлемо связан со «служением Отечеству», а также с трепетным отношением к Родине.

Будем надеяться, что школьники, в последствие, пополнят ряды пожарных и спасателей, ведь самый мужественный поступок гражданина — спасение человеческой жизни!

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Классного часа

«Пожарный - профессия героическая »

Степанищенко Елена Сергеевна,

Учитель технологии

МБОУ «Кантемировский лицей»

2015/2016 учебный год

Цель: разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни, формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара. Формировать у детей понятие “пожарная безопасность”; закрепить знания о причинах возникновения пожара. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. Воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, скромность.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме,

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

(на доске написано стихотворение)

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

(ответ учащихся)

Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным? Какие профессии можно отнести к этому понятию?

(ответ учащихся)

Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о героической профессии - пожарной.

Слайд № 1: Герои – кто они?

Для того, чтобы понять, кто такой герой, необходимо заглянуть в словарь С. И. Ожегова
Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиг.

Слайд № 2: Герои нашего времени.

А кто он – герой нашего времени?
С виду обыкновенный человек, который в критической ситуации совершает героический подвиг, даже в ущерб своей жизни

Слайд № 3: Евгений Чернышев был главным столичным пожарным

Один из таких героев
Евгений Чернышев был главным столичным пожарным. Он погиб на 47-м году жизни при исполнении служебного долга 20 марта 2010 года. Это случилось при тушении пожара в здании бизнес - центра. Евгений Чернышев лично проводил эвакуацию людей из здания. Он вывел из огня 5 человек, а потом вернулся, чтобы проверить, все ли спасены…
Но попал под горящую крышу и погиб.

Учитель:

Герои могут быть не только среди взрослых, много смелых и отважных героев и среди ваших сверстников. Давайте с ними познакомимся.

Слайд № 4: Кобычев Максим

Пожар в частном жилом доме в поселке Зельвено Амурской области вспыхнул поздним вечером. Обнаружили пожар соседи с большим опозданием, когда из окон горящего дома повалил густой дым. Сообщив о пожаре, жители принялись тушить пламя, заливая его водой. К тому моменту в комнатах горели вещи и стены строения. Среди тех, кто прибежал на помощь, был 14-летний Максим Кобычев. Узнав, что в доме есть люди, он, не растерявшись в сложной ситуации, проник в дом и вытащил на свежий воздух женщину-инвалида 1929 года рождения. Потом, рискуя собственной жизнью, вернулся в горящее строение и вынес мужчину 1972 года рождения.

Слайд № 5: Владимирова Любовь

В многодетных семьях старшие дети зачастую помогают родителям в ведении домашнего хозяйства и присмотре за младшими братьями и сестрами. Семья Владимировых – именно такая. Мать и четверо детей жили в селе Петропавловка Воронежской области. Старшим ребенком в семье была тринадцатилетняя Люба – она всегда помогала маме и следила за младшими братом и сестрами.

В тот злополучный вечер Люба допоздна работала – стирала, убирала, и легла только за полночь. Около четырех часов утра девочка резко проснулась, почувствовав запах гари. Выбежав из комнаты, Люба увидела, что коридор полыхает огнем. Люба схватила тяжелую табуретку и выбила стекла в двух окнах – у одного из них она поставила сестер, чтобы они смогли дышать, пока девочка вызволяла младшего брата. Потом Люба по очереди помогла каждому выбраться через окно на улицу. Раздетые и босые, дети ночью пробежали полкилометра, чтобы добраться до подруги матери. Уже оттуда вызвали пожарных. Пожарный состав прибыл быстро, но, к сожалению, спасти дом уже не удалось – деревянная постройка выгорела до фундамента. Любе не удалось спасти дом, но это пустяки по сравнению с тем, что она смогла сохранить три маленькие жизни.

Слайд № 6: Дайнеко Кирилл и Скрипник

В Челябинской области два друга 12 лет от роду проявили настоящее мужество, спасая… своих учителей. А дело было так. В момент, когда прогремел взрыв, дети хором пели песню «Не страшна нам бомбежка любая». Спустя мгновение, слова пришлось доказывать на деле. Кирилл Дайнеко и Сергей Скрипник услышали, как их учительница Наталья Ивановна зовет на помощь из столовой, не в силах выбить массивные двери. Ребята кинулись спасать педагога. Сначала они забежали в дежурную комнату, схватили подвернувшийся под руку арматурный прут и выбили им окно в столовую. Потом, через оконный проем перенесли раненую осколками стекла учительницу на улицу. После этого школьники обнаружили, что помощь нужна еще одной женщине - работнице кухни, которую завалила рухнувшая от удара взрывной волны утварь. Оперативно разобрав завал, мальчишки позвали на помощь взрослых. Как оказалось, у женщины был сломан позвоночник. И если бы не помощь подростков, не исключено, что падение Челябинского метеорита было бы отмечено не просто большим числом пострадавших, но и по крайней мере одной человеческой смертью

Слайд № 7: Подвиг

«Герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше».
Ральф Эмерсон

Учитель:

А теперь, давайте ещё раз повторим правила противопожарной безопасности и правила поведения при пожаре.

(выступление учащихся)

Правила, которые нам нужно знать:

1. С огнем, пиротехникой, электроприборами, горючими жидкостями нужно обращаться с особой осторожностью.

2. При возгорании нужно звонить в пожарную службу 01. Нельзя баловаться, делая по этому телефону ложный звонок.

3. Небольшой огонь можно затоптать ногами или залить водой.

4. Загоревшиеся электроприборы нельзя тушить водой. Сначала нужно выдернуть шнур, а затем накрыть прибор плотной мокрой тканью, не давая воздуху проникнуть под нее.

5. Чтобы огонь не распространялся на другие комнаты, следует вылить воду на пороге загоревшейся комнаты.

6. Чтобы подать сигнал об огне соседям, находясь в ванной или на кухне, можно пустить воду из крана на пол.

7. Покидая горящее помещение, следует прикрыть рот и нос смоченной в воде хлопчатобумажной или льняной тканью, набросить на себя мокрое пальто, одеяло. К выходу нужно перемещаться на четвереньках.

8. Если уйти из охваченной пожаром квартиры невозможно, следует выйти на балкон и привлечь внимание прохожих криками.

9. Если пламя попало на человека, он должен сорвать загоревшуюся одежду и кататься по земле, чтобы затушить огонь. Другие люди должны сбить с этого человека пламя и поливать пострадавшие места чистой водой.

Учащийся:

Это тесный-тесный дом.

Сто сестренок жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть как костер.

Я мохнатый, я кудлатый

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь –

Искусает всю ладонь.

Накормишь – живет,

напоишь – умрет.

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой

А залей его … (водой)

Отец горяч и красен,

Бывает он опасен.

А сын взовьется птицей –

К отцу не возвратится.

(Огонь и дым)

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает.

Учитель: Если человек научится правильно обращаться с огнем, то огонь станет ему другом. На нашей земле не будет пожаров.

Если человек будет неумело его использовать, то огонь превратится во врага.

Профессия пожарного важна и очень опасна.

Классный час в 10-11 кл. «Пожарный – профессия героическая»

Кл. руководитель Добыкина Е.М.

Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения пожарной охраны; воспитание уважительного отношения к людям данной профессии.

Задачи:
Развивающие:
- обобщить и углубить представления детей о пожарной безопасности;
- популяризация деятельности подразделений МЧС России;
Образовательные:
- расширить представления детей о труде пожарных;
- закрепление и систематизирование знаний о причинах возникновения пожара, правилах поведения во время пожара;
Воспитательные:
- воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

Ход занятия

Учитель: В начале нашего классного часа я прочитаю отрывок из книги Владимира Санина - "Большой пожар"
"...Знаешь, почему нас не очень жалуют, почему о нас редко вспоминают поэты и не пишут книг прозаики? Я много думал об этом и пришел к выводу: потому что наша работа не приносит людям радости, она в лучшем случае уменьшает горе. Она не эстетична, наша работа, мы ничего не созидаем, не ставим рекордов, хотя рискуем жизнью, бывает, по нескольку раз на день. Даже самая блистательная наша победа - это трагедия; с нами в сознании людей ассоциируются ужасы и боль, гибель и потери, обезображенные лица и груды развалин..."

О какой профессии идет речь?

Сегодня мы поговорим о героях огненного фронта, умеющих покорить стихию, создать заслон разрушительной силе огня, надежду и опору нашего спокойствия и благополучия! Наш кл. час мы посвящаем людям, чей труд связан с пожарной охраной. Поговорим о людях, которые находится на трудной службе, и каждую минуту могут рисковать жизнью. Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о полномасштабном пожаре - тут в бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им - пожарные.

История пожарной охраны

Профессия пожарный своими корнями уходит еще во времена Древнего Египта. С древнейших времен человек поклонялся огню и боялся его. Один век сменялся другим, и люди стали думать, как оградить себя от столь страшного врага.

Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием "Русской Правды", изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром. С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы "Решетки", службу в которых несли "решеточные приказчики" и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).

В старину люди считали огонь «гневом Божьим». Они, в случае пожара, шли крестным ходом с иконами, служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского, которому православная церковь отвела роль «пожаротушителя» Огонь «гасили» молоком только что отелившейся коровы, через горящее строение перекидывали пасхальные яйца. В сказании о двенадцати драгоценных камнях помощником в тушении пожаров назван камень, который называется «уакинф» - яхонт. По преданию камень, помещенный на горящие угли, гасит их, а сам остается в целости. Было время, когда в Москве не было пожарной команды. Жители обязаны были сами тушить пожар. Под угрозой телесного наказания и тюремного заключения век за веком москвичи несли пожарную повинность. На тревожные звуки набата собиралось много народу, да пользы от этого было мало. Жители не знали, что надо делать для укрощения огненной стихии. За первые четыре с половиной века своего существования Москва 13 раз выгорала дотла и около 100 раз - в значительной степени. По словам современников, город становился "яко поле”. Когда в 1472 году в Москве вспыхнул пожар Великий московский князь Иван Третий со своей дружиной тушил огонь и был «зело храбрый», несмотря на тяжелые ожоги. В этом же году князь вместе с сыном отстаивал от огня боярские палаты, давал команды на разборку ближайших домов, так как они тоже могли загореться, и пожар пошел бы дальше.

В конце XV века в Москве впервые была учреждена «опаса» - так называлась сторожевая служба. Она следила за порядком в городе, а в случае пожара вставала на защиту от огня. Очень строго наказывали нарушителей противопожарных правил, например курильщиков. При первом царе из рода Романовых, Михаиле Федоровиче действовал указ, по которому курильщики табака, пойманные в первый раз, получали по 60 ударов по пяткам, а уличенным вторично отрезали нос. После пожара 1634 года, вспыхнувшего из–за неосторожного курения, ввели запрет на курение табака под страхом смертной казни. За другие нарушения противопожарных правил брали штрафы до 50 копеек, при повторных нарушениях в 2 раза больше. Это были немалые деньги: корова стоила не больше двух рублей, а лошадь от полутора до восьми рублей.
30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович издал указ «О градском благочинии». В нем впервые в российской истории были собраны воедино все прежние противопожарные указы, а также определялись государственные меры «бережение от огня». Эту дату российские пожарные по праву могут отмечать как день рождения своей героической профессии.

Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом правления Петра Первого. В 1700 году Петр выписал для Москвы из Голландии новые пожарные трубы конструкции знаменитого механика Ван ден Хейдена, пополнившие арсенал городских противопожарных средств. На Спасской башне Кремля особые колокола- набаты выбивали тревожные повестки на случай пожара. Первая регулярная пожарная команда появилась в 1829 году. Характерной приметой городского пейзажа по всей России стали пожарные водопроводы и колодцы. Появились ручные пожарные насосы, лестницы. По тревоге пожарные мчались на конных повозках под оглушительные звуки трубы. Начало XIX столетия. Указ царя Александра I от 31 мая 1804 года освободил жителей от обязательной явки на пожар. Одновременно предлагалось: "…составить особенную из отставных солдат, к фронтовой службе неспособных, команду”. Так появились профессионалы-пожарные. Команда эта подчинялась полиции, служба в ней была обязательной и продолжалась 25 лет. Началось строительство пожарных депо. Во главе каждой пожарной части стоял брандмейстер. Москву разделили на части и кварталы. Для каждой части определили точное количество пожарных инструментов, обозов, лошадей и личного состава. В 1857 году издается первый в России пожарный Устав. Достижения науки и техники становятся достоянием пожарного дела. С 1858 года для пожарных целей используется военно -полицейский телеграф, а в девяностых годах прошлого века стали использоваться телефон и электрическая пожарная сигнализация.

В начале 20 века появились первые пожарные машины. Пожарная техника непрерывно совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из почитаемых. В 1907 году в Москве по Мясницкой улице промчался необычный автомобиль. На сиденье рядом с шофером важно сидел брандмейстер, сзади блестели каски пожарных служителей, один из них бил в медный колокол. Это был первый автомобиль пожарной команды. В этом же году в Китай-городе впервые была установлена пожарная сигнализация.

Государственная пожарная охрана советской России была создана в апреле 1918 года. До 1999 г. ежегодный праздник "День пожарной охраны" отмечался 17 апреля. В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника "День пожарной охраны" на 30 апреля.

Профессия пожарного - относится к числу самых опасных профессий. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести, но самое трудное - это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью - то другую.

По сигналу "Тревога" пожарные садятся в машины и следуют к месту, где случился пожар. Когда поступает сигнал тревоги, бойцы дежурного караула должны за 20-25 секунд надеть защитный костюм (боёвку), весом 30 килограмм

А теперь давайте проверим, насколько вы знакомы с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях.

Объявляется викторина

Вопросы викторины

1. Почему пожарных вызывают по телефону именно "01”?
- "01”- самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер несложно набратьдаже в темноте и на ощупь.
2. Почему пожарная машина красная?
- Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимоуступить дорогу. Красный цвет- цвет огня.
3. Как одеваются пожарные?
- Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударовзащищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарнымнеобходим аппарат для дыхания.
4. Назови произведения, где упоминается о пожаре?
С. Маршак "Пожар”, "Кошкин дом”, "Рассказ о неизвестном герое”; К. Пермяк "От костра до котла”; "Огонь - опасная игра”.
5. Чем опасны пожары?
- При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное, что припожаре могут погибнуть люди.
6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
- Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.
7. Чем можно тушить начинающийся пожар?
- Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
9. Отчего бывают пожары?
- Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются безприсмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т. д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
10.Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?
- Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит?
11. Где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном?
- Прятаться нельзя: пожарные не найдут, можно задохнуться.
12. Что надо делать, если в квартире много дыма?
- Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать черезнамоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
13. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?
- Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться бежать из дома, еслиживешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.
14. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
- Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

Ребята вы показали, что хорошо знаете правила пожарной безопасности. Я верю, что при создании экстремальной ситуации вы не растеряетесь, и примите правильное решение. А в будущем, возможно, кто - то из вас пополнит ряды пожарной службы.

Среди тех немногих, кто и в мирное время совершает подвиги, часто называют пожарных. Вступая в поединок с огнем, эти люди часто проявляют качества, которые мы называем героизмом. А они в ответ: мы просто выполняем свою работу.

Чернобыльская авария - крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды. Впервые же часы к месту ЧС прибыли специалисты-атомщики и пожарные для ликвидации аварии – «ликвидаторы», они ещё не знали, насколько высоки и опасны дозы радиоактивного заражения. Любой ценой необходимо было потушить пожар, чтобы огонь не перекинулся на другие энергоблоки, дабы Чернобыльская катастрофа не приняла мировой масштаб. Герои Чернобыльской АЭС не думали о гибели. Уже через 7 минут после сигнала тревоги на АЭС приехали пожарные расчеты из Чернобыля и Припяти, первый из которых прибыл на станцию через 7 минут после начала катастрофы. 28 человек бросились на борьбу с пожаром под руководством лейтенантов Владимира Правика и Виктора Кабенка. Обоим по 23 года, но своим примером они вели за собой бойцов, давая чёткие команды и находясь там, где труднее всего. Практически без средств защиты, имея только рукавицы, каски и брезентовые робы, не используя из-за высоких температур противогазы, до трёх ночи пожарные не подозревали о смертельно опасном уровне радиации.

Теряющие в ходе борьбы с огнём сознание, многие пожарные получили смертельную дозу радиации и были отправлены на лечение в Москву и Киев. Из 13 человек, проходивших лечение в 6-й клинической больнице столицы, 11 скончались. Среди них Виктор Кабенок и Владимир Правик, ставший отцом за месяц до трагедии. Троим пожарным, Владимиру Правику, Виктору Кабенку и Леониду Телятникову, присвоено звание Героев Советского Союза. Выжить удалось только последнему, дослужившемуся до звания генерала.

Герои-пожарные, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС




Памятник пожарным в Чернобыле








Подвиг пожарных Чернобыля вызвал чувства глубокого восхищения и благодарности не только у граждан Советского Союза, но и у жителей всей планеты. Пожарные из города Скенектади (США) на собственные деньги сделали мемориальную доску в память о тех, кто вступил в драматическую борьбу с разбушевавшимся атомом. Надпись на той доске гласит – «Пожарный. Часто он первым приходит туда, где возникает опасность. Так было и в Чернобыле 26 апреля 1986 года. Мы, пожарные города Скенектади, штат Нью-Йорк, восхищены отвагой наших братьев в Чернобыле и глубоко скорбим по поводу потерь, которые они понесли. Особое братство существует между пожарными всего мира, людьми, отвечающими на зов долга с исключительным мужеством и смелостью». Эту доску делегация американского города передала постоянному представительству СССР, Украинской ССР и Белорусской ССР при ООН. Ее привезли из-за океана в Чернобыль и на собрании пожарных Припяти и Чернобыля торжественно вручили коллективу подразделения.
Начальник отдела Главного управления пожарной охраны МВД СССР подполковник Владимир Максимчук прибыл на ЧАЭС в составе правительственной комиссии. Ему выпала доля возглавить тушение пожара в ночь на 23 мая. Об этой истории долго умалчивали: угроза нового взрыва возникла после возгорания циркулярных насосов и кабелей высокого напряжения 3 и 4 блоков. Развитие пожара неминуемо вело к выходу из режима третьего блока ЧАЭС, что грозило страшной катастрофой, и последствия ее были бы гораздо серьезнее, чем последствия катастрофы 26 апреля 1986г Не допустив пожарные расчёты, с разведывательной группой подполковник проник на место пожара. Установив степень опасности,и выявив уровень радиации (250 рентген в час), Владимир Максимчук лично организовал спасательные работы, определив максимальное время нахождения на территории возгорания десятью минутами. В зону борьбы с пожаром была введена специальная техника, а боевые расчёты постоянно менялись, информируя друг друга о происходящих изменениях. Сам командир с каждой группой вновь и вновь оказывался в самой опасной точке, служа примером личного мужества. Это для страны на долгие годы - самый «секретный» подвиг. Героев Чернобыля представляли к наградам, а сорок бойцов-пожарных во главе с командиром окажутся на больничной койке безвестными.

В 1994-м, в возрасте 46 лет и звании генерал-майора внутренней службы МВД, Владимир Максимчук скончался, будучи посмертно в 2003 году удостоен звания Героя России. Генерал Максимчук – единственный Герой России среди пожарных, удостоенных этой награды в мирное время.





Его именем назван пожарный корабль в Москве, школа на родине в Житомирской области. Ежегодно в России проводятся Международные соревнования по пожарно-прикладному спорту на Кубок генерала Максимчука. Для слушателей Академии Государственной противопожарной службы МЧС России учреждена стипендия имени Максимчука за выдающиеся успехи в учебе и научной деятельности.
Конечно, пожары высокой категории сложности случаются редко, но даже в самые спокойные часы пожарная охрана не дремлет. Весь день расписан почти по минутам. После смены караула изучение телефонограмм и распоряжений. Постоянно приходится тренироваться на пожарной вышке, выполняя очередной подъем, проверять пожарно-техническое вооружение, боевую одежду и снаряжение.

Осваивать данную профессию рекомендуется людям решительным, смелым, ответственным, имеющим твердый характер, силу воли, четкую координацию движений, быстроту реакций, ведь события во время пожара развиваются непредсказуемо. Пожарный должен знать правила оказания первой медицинской помощи, уметь пользоваться спасательным оборудованием, знать технику безопасности, уметь работать на высоте. Противопоказаний для такой работы довольно много, необходимо иметь просто отменное здоровье и обладать крепкой психикой. Здесь медицинская комиссия даже более строгая, чем военная.
В конце классного часа я хотела бы сказать: «Не забывайте, пожалуйста, что пожар легче предотвратить, чем потушить.»

14 апреля в МОУ Прибрежненская СШ прошёл «Урок Мужества» по теме «Пожарный - профессия героическая». Урок для учащихся 8-9 классов провёл дознаватель надзорной деятельности по Старомайнскому и Чердаклинскому районам Ильдар Камильевич Айзятуллов. На уроке были затронуты различные вопросы. В начале урока в связи с приближением Дня Победы поговорили на тему «Деды и прадеды в Великой Отечественной войне», о героизме русского народа, о работе пожарных в годы войны, вспомнили и о ветеранах пожарной охраны и гражданской обороны. Узнали о профессии пожарный, что это сотрудник пожарной охраны, который занимается спасением людей из огня и тушением пожаров. Его задача эвакуировать людей, пожарный должен знать техники собственной безопасности и соответственно уметь оказывать первую медицинскую помощь. Если имеется высшее образование можно стать инспектором, экспертом по пожарной безопасности или пожарным дознавателем, по окончании среднего профессионального или высшего учебного заведения российские пожарные могут служить в частной, муниципальной или ведомственной пожарной охране, а также в подразделениях и частях МЧС и Госпожнадзора. Профессия пожарный очень рискованная, потому что при каждом выезде на сигнал бедствия сотрудник рискует своим здоровьем и даже может потерять жизнь. Спасатели и пожарные занимаются героическим трудом, которая требует психологического и физического напряжения и куда можно попасть только, пройдя специальную подготовку. И это нужно ценить.

Далее Ильдар Камильевич провёл беседу с учащимися на противопожарную тематику. Напомнил учащимся о том, что в 2015 году исполнилось 25-лет МЧС России, а 2016 год объявлен Годом пожарной охраны. Ребята узнали о специфике работы пожарных и спасателей, познакомились с техникой и оборудованием, которое стоит у них на вооружении. Поговорили об основных причинах пожаров, о том, что предшествует пожару. Ильдар Камильевич в доступной для ребят форме рассказал о том, к чему приводит небрежное обращение детей с огнём, какие меры пожарной безопасности необходимо соблюдать, правилах поведения в быту и на природе, при обращении с бытовым газовым оборудованием, электроприборами, в том числе с компьютерной техникой. По статистике решающим фактором в возникновении пожара и гибели детей является отсутствие контроля со стороны взрослых, родители обязаны заботиться и нести ответственность за безопасность своих детей. Также в беседе с будущими выпускниками была затронута тема выбора будущей профессии. Ильдар Камильевич рассказал учащимся о возможности бесплатного обучения в профильных ВУЗах страны, назвал учебные заведения, где можно пройти обучение, как трудоустроиться на государственную службу в состав МЧС, МВД, Вооружённые силы РФ. Ребята узнали о государственных гарантиях, о системе поощрения за успешную учёбу. Так же ребят познакомили с нормативами по физической подготовке, которые необходимо выполнить при поступлении. Узнали о женщинах на государственной службе, причины поступления их на государственную службу, их правовой статус и роль в деятельности различных учреждений.

В завершении урока Ильдар Камильевич отметил, что требования к личному уровню физической подготовленности военнослужащих высокие, для этого уже со школы необходимо готовить себя, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и хорошо учиться. Ребятам понравился урок, они получили много полезной информации, урок заставил задуматься о перспективах выбора профессии.



Просмотров