Трактовка норм права. Учебное пособие: Толкование норм права

В дынный период развития России, страна как никогда ставит самые амбициозные и в принципе сложные цели, нo они не так уж и не достижимы на долгий период времени. Такие как: установление и поддержания высокого уровня жизни населения, закрепление позиции России на мировой арене в списках ведущих стран. И конечно, что единственным возможным действием по достижению поставленных целей это развитиe российской экономики в инновационном ключе развития страны.

Пo сути инновационное развитие - это есть продолжение научнo-технической революции в нoвoм этапе развития. Первоначально это страна вышедшая из состава СССР. И у нее осталось то, чего нет у других стран это научно технические работы, которые достались ей почти бесплатно и которые актуальны и сейчас. Причем актуальны не только публицистические работы, а и фундаментальные, что немаловажно. Научно-технические работы — это достояние фундаментальной науки. Но полезны ли они без применения на практике, в повседневной жизни? Конечно нет.

Но правильно воспользоваться и внедрить разработку тоже дело не 5 минут.

Например, в СССР время внедрения разработок порой составляло 10 и более лет, в свое время в Японии средний срок внедрения разработок находился на отметке от 2 до 5 лет. Соответственно, Россия первоначально стоит на этапе отставания от ведущих инновационных стран.

Однако, в последние десять лет Россия пытается сделать очень большой скачек в сфере инновационного развития. Государством было положено начало развития в данном ключе лишь в 1994 г, когда былa образованa нeкоммерческая oрганизация под названием «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» . Только в далеком 94-м году создавался данный фонд для формирования удобной и полезной среды для предпринимательской деятельностй, а именно для pазвития науки и формиpования национальной инновационной системы. За время работы фондa им былo поддержанo свышe 8200 пpоектов и освоено около 3600 патентованных изобретений и выпущено продукции на сумму в несколько миллиардов рублей. При организации данного фонда в его основную задачу закладывалась проблема решения именно на ближайшее будущее, а именно постепенный переход к работе с научно-исследовательскими и опытно конструкторскими работами российских компаний.

При этом самая активная политика по инновационнoму развитию страны началась в период со второго президентского срокa В.В. Путина и, конечно, это полный первый срок Д.А. Медведева.

Уже в 2009 году ГосДумой РФ приняла ФЗ № 217-ФЗ. Утверждения данного закона позволило научным и образовательным учреждениям, финансирующийся за счет государственного бюджета, со учреждать хозучреждения в целях применения на практике интеллектуальнoй дeятельности и их результатов и вносить в качестве вклада в УК объекты собственной интеллектуальной собственности.

И данный закон не прошел зря.

Пo состоянию на июль 2013 бюджетными научными и oбразовательными учреждениями РФ было со учреждено более 523 малых инновационных предприятий.

Также стоит отметить, что в декабрe 2010 годa Минэкономразвития РФ опубликовало разработанный проект, включающий в себя стратегию инновационного развития, иными словами, минэкономразвития представило идеальный план развития страны в инновацияx в плоть до 2020 года, который называется «Иннoвационная Россия 2020».

В нем обозначена стратегическая цель государства. Документ минэкономразвития включает в себя 4 основных блока: «Иннoвационный человек», «Иннoвационный бизнеc», «Иннoвационное государствo» и «Эффиeктивная наукa». В них впервыe были строгo разделены сферы ответственности исполнительныx oрганов власти.

По задумке создателей, российский инноваций центp «Сколково» должен стать аналогом крeмнeвой долины в США, где начинали свои разработки ведущие технологические компании 20-21 века.

Это лишь небольшой пример того, что делает наше государство для прихода инноваций в страну. Помимо данных принимаемых мер в центральном федеральном округе, так же большой толчок к развитию дается и отдаленным федеральным округам. Например, создание научно отраслевых центров в Новосибирске, Екатеринбурге и других городах помогает малому и среднему бизнесу реализовывать свои разработки на практике.

Конечно, большую роль играют вложенные инвестиции не только от государства, но и от частных инвесторов, которые также заинтересованы в создании конкурентоспособных продуктов для реализации как на внутреннем, так и за рубежом.

Новые научные открытия в области фундаментальных исследований проводимых различного рода НИИ дают толчок к инновационному развитию того или иного региона. Так же научные разработки осуществляемые за счет частных инвестиций способствуют развитию инновационного пространства в России, и мы с вами можем уже понемногу замечать их в нашей повседневной жизни, что немаловажно.

Еще один важный шаг - это создание все возможных технопарков, инновационных институтов, которые занимаются созданием, ведением и последующим патентованием разработок. Последнее стало очень актуальным, ведь при использовании чужого патента необходимо отдавать часть прибыли за его использование.

В России к сожалению заинтересованность частного сектора в инновациях остается на низком уровне по сравнению с развитыми странами. К примеру по данным на 2009 год всего 9,4 % от общего числа российских предприятий занимается инновационной деятельностью.

Инновации на предприятии — форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне. Они способствуют обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества в целях удовлетворения потребностей потребителей и максимизации прибыли организации.

Эффективность инновационного (научно-технического) развития предприятия определяют исходя из соотношения эффекта (прибыли организации) и вызвавших его затрат . Выделяют четыре основных вида эффекта от инноваций: технический, ресурсный, экономический и социальный.

На успех реализации инноваций на предприятии влияет множество факторов, среди которых отметим научно-технический потенциал; производственно-техническую базу; основные виды ресурсов; крупные инвестиции; соответствующую систему управления. Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

Инновационное развитие предприятия — основа повышения эффективности его деятельности

— конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он является важнейшим средством решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге — повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах (табл. 1).

Таблица 1 Формы научно-технического прогресса

Форма НТП

Срок и сущность

Характеристика

Эволюционная

Может длиться достаточно долго и обеспечивать существенные экономические результаты (особенно на начальных этапах)

Постепенное и непрерывное совершенствование традиционных технических средств и технологий; накопление базы для коренных преобразований

Революционная

Происходят качественные изменения в материально- технической базе производства в относительно короткие сроки. Способствует быстрому развитию производств, определяющих техническое перевооружение национальной экономики

Базируется на достижениях науки и техники. Характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, новых технологических процессов, прогрессивных материалов

Взаимосвязь этих двух форм проявляется в следующем: научно- технический прогресс, являясь основой коренных преобразований в области науки и техники, постоянно совершенствует революционные изобретения, т.е. способствует научно-технической революции. Например, изобретенный двигатель внутреннего сгорания дал мощный толчок развитию автомобилестроения. Последние усовершенствования автомобильной техники все больше приближают производителей к новому рывку, отказу от бензинового и дизельного двигателей. Научно-техническая революция, в свою очередь, ускоряет научно-технический прогресс, выводит его на качественно новый уровень. Яркий пример — развитие сельского хозяйства после изобретения и внедрения электричества (инкубаторы для домашней птицы, доильные аппараты, автоматическая система кормления животных и птиц и т.п.).

Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяют исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат (рис. 1). Эффективность — относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерий эффективности — максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.

Таким образом, инновационное развитие организации тесно связано с ее инвестиционной деятельностью. Значительные инвестиции требуются как для того, чтобы довести результаты научно- исследовательских работ (лабораторные технологии) до промышленной готовности (промышленные или опытно-промышленные технологии), так и для покупки готовой промышленной технологии (которая гораздо менее капиталоемка).

Рис. 1. Эффективность инновационного развития (ИР) организации

Объем инвестиций зависит от особенностей инновационного процесса, таких, как множество вариантов достижения цели, высокий уровень риска при внедрении инновации, низкий уровень прогнозных оценок результата, потребность в обработке больших объемов информации для построения инновационной стратегии фирмы и др.

В последние годы большое значение имеет системное реформирование российских предприятий. Следует кардинально изменить технологию производства, что связано с инновационной стратегией предприятий, организаций и фирм, что важно в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой предприятий. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют предприятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. На успех реализации инноваций в организации влияют:

  • научно-технический потенциал;
  • производственно-техническая база;
  • основные виды ресурсов;
  • крупные инвестиции;
  • соответствующая система управления.

Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

В основе формирования инновационных стратегий лежат общие социально-экономические цели и инновационные задачи организации. Получение прибыли и ее максимизация — основополагающая цель организации в рыночных условиях. Для ее достижения организация определяет конкретные цели более низких порядков. Среди общих социально-экономических целей второго уровня можно отметить:

  • рост масштабов производства;
  • рост доли рынка;
  • стабилизацию положения на рынке;
  • освоение новых рынков (табл. 2).

Правильно сформированный портфель инновационных стратегий способствует более рациональному распределению ресурсов и, соответственно, влияет на эффективность деятельности организации в целом. Однако разработка и внедрение инновационной стратегии во многом зависят от факторов внешней среды организации. При стратегическом планировании необходимо учитывать и инновационный потенциал конкурентов, и отношение государства к инновационной деятельности организации, и общую научно-техническую, экономическую, политическую и социальную атмосферу в стране.

Основные направления инновационного развития организации

Основные направления инновационного развития предприятия в современной экономике:

  • комплексная механизация и автоматизация;
  • химизация;
  • электрификация;
  • электронизация производства;
  • внедрение новых материалов;
  • освоение новых технологий (рис. 2).

Таблица 2 Формирование инновационной стратегии в организации

Цель организации

Задача организации

Сущность инновационной стратегии организации

Рост масштабов производства:

  • Бурный рост (больше 20% в год)
  • Очень высокий (20%), высокий (10%) рост
  • Средний (5 %), малый (ниже 5%) рост
  • Серьезная реконструкция, расширение или новое строительство
  • Выход на рынок нового продукта и освоения уже созданных и введенных в строй мощностей
  • Производство продукта, находящегося в начале стадии зрелости (т.е. в конце стадии роста)
  • Проектирование и приобретение нового оборудования; разработка новых видов продукции и новых технологических процессов
  • Совершенствование действующих технологических процессов и модификация продукции; научно-техно- логические заготовки для будущих периодов
  • Обеспечение совершенствования действующих технологических процессов в целях снижения себестоимости, улучшения продукта и подготовки к выходу на рынок новых изделий

Рост доли на рынке

Производство взаимосвязанных продуктов; рост объемов производства; вытеснение с рынка конкурентов

Повышение технического уровня производства, научно-техническое обеспечение вывода на рынок продуктов с характеристиками, превосходящими характеристики конкурентов. Разработка инноваций по устойчивому снижению издержек производства продукции до более низкого уровня, чем у конкурентов

Стабилизация положения на рынке

Следование жизненному циклу продукции; своевременный вывод продуктов на рынок; поддержание на низком уровне себестоимости продукции

Достижение высокого технического уровня продукции и технологий; обеспечение соответствия жизненного цикла продукта циклам НИОКР

Освоение новых рынков

Освоение производства новых продуктов, позволяющих удовлетворять требования различных рынков; мобильный научно- технический потенциал, способный переключаться на решение разноплановых задач

Разработка дифференцированных продуктов и процессов; научно-техническое обеспечение процессов вывода товара на рынок

1. Комплексная механизация и автоматизация производства — широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства,операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту , сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции. Таким образом, механизация вытесняет ручной труд и заменяет его машинами в основных и вспомогательных технологических операциях.

В процессе развития механизация прошла несколько этапов: от механизации основных технологических процессов, отличающихся наибольшей трудоемкостью, к механизации как основных, так и вспомогательных технологических процессов (комплексная механизация).

Автоматизация производства означает применение технических средств в целях полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Автоматизация может быть:

  • частичной (охватывает отдельные операции и процессы);
  • комплексной (охватывает весь цикл работ);
  • полной (автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека).

2. Химизация производства — совершенствование производственных процессов в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества. Это снижает издержки производства и повышает эффективность деятельности организации на рынке. Пример — лаки и покрытия «нового поколения», химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы.

3. Электрификация производства — широкое внедрение электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата. На основе электрификации осуществляют комплексную механизацию и автоматизацию производства, внедряют прогрессивную технологию. Электрофизические и электрохимические способы обработки дают возможность получить изделия сложных геометрических форм. Лазеры широко применяют для резки и сварки металлов, термообработки.

4. Электронизация производства — обеспечение всех подразделений организации высокоэффективными средствами электроники — от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации. На базе ЭВМ и микропроцессоров создают технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведут проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляют информационное обслуживание, обучение. Это повышает производительность труда, сокращает время получения информации, увеличивает скорость производственного процесса.

5. Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью, коррозионной и радиационной стойкостью и т.п.), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это, в свою очередь, положительно отразится на показателях прибыли организации.

6. Освоение новых технологий решает многие производственные и социально-экономические проблемы. В производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объем выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные факторы производства. Развитие новых биотехнологий поможет решить проблемы голода в развивающихся странах, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур без ущерба экологии, обеспеченности сырьем всех регионов мировой экономики, создания безотходного производства.

Отечественные предприятия в условиях спада производства в период экономических реформ столкнулись с серьезной проблемой в области инновационного развития. Основные сложности были вызваны отказом финансирования НИОКР со стороны государства, что привело к временному замораживанию этого вида деятельности организации. Однако сегодня многие российские предприятия начали адаптироваться к рыночным условиям, и наметился некоторый подъем отечественной промышленности. Переход предприятий на самофинансирование, привлечение отечественных и иностранных инвесторов побудило к инновационной деятельности предприятий. Кроме того, руководители промышленных предприятий осознали, что стратегическое планирование в области инноваций является основополагающим элементом повышения эффективности деятельности фирмы в рыночных условиях хозяйствования. В связи с этим часть внутренних инвестиций стали направлять на инновационное развитие предприятия.

Инновации, тем не менее, требуют не только значительных инвестиций, но и эффективного управления в целях получения положительного результата от их применения.

Развитие инноваций в России – принципиальная позиция руководства страны. Это один из немногих путей выхода из тени сырьевой модели экономики, уменьшающих зависимость от ценовой конъюнктуры на природные ископаемые. Без повышения наукоемкости производства, внедрения более эффективных моделей управления, выпуска уникальной продукции государство не сможет стать одним из локомотивов мировой экономики.

Взгляд в будущее

В России инновационные технологии развиваются поступательно, но заметно медленнее лидеров передового развития. Учитывая важность проблемы, правительство инициировало концепцию среднесрочного развития, известную как «Стратегия 2020». В частности, в ней прописаны сценарии внедрения инновационных проектов.

Одновременно Российская Федерация плотно сотрудничает с партнерами из-за рубежа, имеющими полезный опыт, позволяющий внедрять инновации в экономике России, науке, экологии, производственной сфере. В частности, выделяется проект взаимодействия с Евросоюзом, известный как «Горизонт 2020». Пожалуй, это самая крупная подобная программа с бюджетом 80 млрд евро.

Достижения сегодняшнего дня

Ежегодно реализуются проекты различных масштабов: от крупных (наукограды, инновационный центр Сколково, технопарки) до локальных (на базе уникальных производств, НИИ, вузов). С начала 90-х было создано по всей стране более 1000 объектов инновационной инфраструктуры, включая:

  • 5 особых технико-внедренческих экономических зон;
  • 16 испытательных лабораторий, центров сертификации и других профильных объектов;
  • 10 наноцентров;
  • 200 бизнес-инкубаторов;
  • 29 центров информационно-консалтинговой инфраструктуры;
  • 160 технопарков;
  • 13 центров прототипирования;
  • 9 территориальных инновационных кластеров;
  • более 50 центров инжиниринга;
  • 114 объектов трансфера технологий;
  • 300 центров для коллективного пользования.

Внедряются инновации в России, обеспечивающие развитие науки, включая Фонд перспективных исследований, 14 наукоградов, Федеральное агентство научных организаций, несколько национальных исследовательских центра, Российский фонд научных исследований. Действует система институтов развития, включая ВЭБ-инновации, "Роснано", Сколково, РВК и другие.

Статистика

Инновации в России требуют многомиллиардных инвестиций. В 2007-2014 годах на развитие инфраструктуры и передовых технологий направлено 684 млрд рублей:

  • из резервов по развитию бизнеса вложено 92 млрд рублей;
  • из проектов по капитализации институтов развития выделено 281 млрд рублей;
  • на формирование инновационной инфраструктуры затрачено почти 68 млрд рублей;
  • из гарантийных фондов – более 245 млрд рублей.

К сожалению, КПД инвестиций оказался невысок. Во-первых, государственная инициатива крупным частным бизнесом была поддержана недостаточно, тем самым нарушился важный принцип частно-государственного партнерства. Во-вторых, мало какой серьезный инновационный проект вышел на самоокупаемость.

Проблемы финансирования

В условиях ухудшения макроэкономической ситуации и серьезных проблем с наполняемостью бюджета в 2014-2015 годах выявленные проблемы несоответствия мер господдержки инноваций их вкладу в экономическое развитие страны закладывают основу для сокращения или приостановки финансирования проектов. Инновации в России испытывают финансовый голод, ведь многие объекты имеют высокий уровень зависимости от государственной бюджетной поддержки.

В отличие от ситуации 2008-2009 годов в настоящее время Россия находится в условиях, не позволяющих прогнозировать быстрый выход из экономического кризиса и, соответственно, скорое восстановление бюджетных возможностей по финансированию созданной и запланированной к созданию инновационной инфраструктуры. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году ВВП сократится на 3%, Всемирный банк прогнозирует сокращение ВВП на 3,8%. Минфин РФ в марте 2015 года внес поправки в федеральный бюджет, согласно которым его доходы сократятся на 16,8% по отношению к изначальному проекту бюджета.

Готовность бизнеса к инновациям

Имеется еще один немаловажный аспект, который указывает на неэффективность госполитики в отношении инноваций. Любой инновационный проект в конечном счете должен быть выгодным. Широко распространена точка зрения, что для структурных изменений в экономике необходима «критическая масса» лиц, заинтересованных в этих изменениях.

Ряд существующих показателей оценивает численность и мощность социального слоя инноваторов в стране на достаточно высоком уровне. Например, согласно исследованию Martin Prosperity Institute, Россия занимает высокое положение по численности креативного класса: по этому показателю страна заняла 13 место среди 82 вошедших в рейтинг стран мира по глобальному индексу креативности.

В то же время есть и другие оценки, указывающие на то, что «критическая масса» инноваторов как достаточного числа физических и юридических лиц, готовых развивать инновационные технологии, в России не сформирована: российская экономика характеризуется высоким уровень монополизации – 801 компания концентрирует 30% ВВП страны. При этом среди малого и среднего бизнеса только 4,8% предприятий реализуют технологические инновации. Около 90% предпринимателей заявили, что не применяют новейшие или новые технологии на своем предприятии. Доля самостоятельно занятого населения (предпринимателей) в России в 2012 году составляла 5,3%, в то время как в среднем по 29 странам Европы – 11,2%. Таким образом, в России формирование «критической массы» продвигающих инновации людей идет низкими темпами.

Сколково

Сколково – самый известный инновационный центр России. Предположительно он станет к 2020 году достойным конкурентом знаменитой «Кремниевой долине» в Калифорнии (США), местом притяжения научных, исследовательских центров, современных производств, использующих нанотехнологии. По задумке, это должна быть целостная экосистема, способная к самоуправлению и саморазвитию.

Инвестиции в проект должны составить 125 млрд рублей, порядка половины средств предполагается привлечь из частных фондов. В будущем 25 000 человек здесь будут работать и жить на территории 2,5 млн м 2 . Насколько полно реализуются смелые задумки, зависит от воли государства и лидеров-инноваторов, готовых рискнуть инвестировать значительные средства в «футурополис», как еще называют Сколково. Первые здания – «Гиперкуб» и «Пирамида» – уже возведены.

Вывод

Реальность такова, что инновации в России внедряются слишком медленно. Инертность мышления и опасения инвестировать в смелые, но не гарантированно выгодные проекты сдерживают развитие страны. Между тем, правительство осознает необходимость модернизаций, и именно центры инноваций могут стать маяками, магнитами, вокруг которых будут формироваться конкретные производства, выпускающие инновационную передовую продукцию.

Юридический казус: по закону все люди равны,
а по его толкованию - все разные

Понятие и цели толкования норм права

Термин "толкование" (interpretatio) многозначен. Под толкованием (истолкованием) зачастую понимается любой познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы или общественных явлений. В более узком смысле слова под толкованием понимаются объяснения выражений, формул, символов, т.е. знаков естественного или искусственного языка. Термином "толкование" обозначается также совокупность значений (смыслов), которые придаются знакам естественного или искусственного языка. Таким образом, под толкованием понимается, с одной стороны, определенный мыслительный (познавательный) процесс, направленный на объяснение знаковой системы, а с другой - результат этого процесса, выраженный в совокупности высказываний естественного языка, придающий указанной системе определенное значение (смысл).

В юридической науке и практике аналогично употребляется термин "толкование права (или закона)". С одной стороны, под толкованием права понимается определенный мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления значений и смысла терминов и выражений (знаков естественного языка), заключенных в нормативных актах . Оно обозначается обычно путем выражения уяснения смысла (содержания) норм права. С другой стороны, под толкованием права (норм права, закона) понимается результат мыслительного процесса (уяснения), который фиксируется в совокупности языковых высказываний, отражающих содержание норм права.

Изучение исторической обстановки, сложившейся при издании исследуемой правовой нормы, задач, которые ставил перед собой законодатель, установление ее социального назначения на основе изучения общественных процессов, обусловивших ее возникновение и действие, называется историко-политическим или историческим толкованием. При его применении используются документы и материалы, опубликованные в средствах массовой информации, а также литература, отражающая политику государства по рассматриваемому вопросу. Историко-политическое толкование: изучает преамбулу и введение к толкуемым актам, их официальное и неофициальное толкование; тексты отмененных актов по тому же вопросу, материалы обсуждения и принятия толкуемой нормы; учитывает социально-политическую обстановку, складывающуюся в момент самого процесса толкования.

Историко-политическое толкование помогает правильно и в каждом историческом периоде дифференцированно подойти к пониманию того или иного термина или слова. Например, в ст. 421 ГК РСФСР 1922 г. употребляется термин "предмет роскоши". Содержание этого термина претерпело серьезные изменения в силу возросшего материального благосостояния людей. Поэтому теперь он, естественно, толкуется несколько иначе, чем в двадцатые годы.

Такое толкование должно проводиться лишь в рамках основного содержания исследуемого акта, не должно быть предлогом для отхода от его точного смысла.

Существенное значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, публикации в печати при обсуждении проекта, в особенности дебаты в законодательном органе, вносимые поправки, основания их принятия или отклонения и т.д. Важнейший источник сведений по всем этим вопросам - протоколы заседаний законодательного органа, свидетельства разработчиков проекта, участников дискуссий.

Например, использованный в Законе "О собственности в РСФСР" термин "достояние", на первый взгляд, означает то же самое, что и термин "собственность". К такому же выводу можно прийти, если провести грамматическое, логическое, систематическое, специально-юридическое толкование. Тем более что в российских законах советского периода подобное отождествление действительно встречалось. И только содержание острых дебатов по вопросам собственности, происходивших при принятии закона, дает основание сделать вывод о том, что понятие "достояние" (обозначавшее обладание природными объектами народом, нациями и др.) использовано как раз для того, чтобы оттенить своеобразие данных отношений, лежащих в иной плоскости, чем отношения собственности в строгом смысле этого слова.

Рассматриваемый способ толкования может затрагивать и более основательные исторические, в том числе историко-правовые, данные. Например, в начале 1993 г. при решении вопросов приватизации одним из ведомств был подготовлен законопроект, в котором в российское право вводилась конструкция "доверительная собственность". Между тем, как показывает историко-правовой анализ, эта конструкция выработана в особых исторических условиях Великобритании, и ее введение разрушило бы сложившуюся систему правовых отношений России.

Исторические данные, однако, используются только как способ толкования. Как бы ни было велико значение таких данных (например, прямые свидетельства разработчиков проекта закона), они сами по себе не могут быть источником для понимания закона и как таковые не могут быть положены в основу принимаемых юридических решений. После того как закон, иной нормативный юридический акт принят, обрел юридическую силу, единственной основой для решения юридического дела является законодательный текст, прежде всего сама "буква" закона - та мысль и та воля законодателя, которые выражены в формулировках, в словесно-документальных положениях нормативного юридического акта.

Все способы юридического толкования используются в совокупности, в комплексе. Указанные приемы всегда дополняют и обуславливают друг друга. При толковании нормативного акта к ним всегда приходится прибегать одновременно и параллельно.

Акты толкования норм права

Виды актов толкования норм права зависят от объема нормативного материала.

Нормативное разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов - актов толкования (постановлений, приказов и т.п.).

Казуальное разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Чем вызвана необходимость толкования норм права?
  2. Виды толкования норм права в зависимости от его субъектов.
  3. Толкование норм права по их объему.
  4. Способы толкования норм права.
  5. Приведите конкретный пример толкования нормы права.

Терминологическое введение в проблему

Толкование — это типичная деятельность юриста, прежде всего в романо-германской системе права. Любой юрист, работающий в законодательных или исполнительных органах, юрист-доктринер, юрист-практик, судья, адвокат и т. д. часто должен заниматься толкованием правовых норм и фактов, которые обусловливают их применение.

Сначала разберемся в терминах.

В повседневной жизни «толковать» — это значит находить точный смысл явления, делать ясным и очевидным то, что кажется нечетким, двусмысленным или запутанным, устанавливать и объяснять связи и взаимоотношения между фактами.

Термин «толкование» произошел от слов «толк», «смысл», «познание». Дело в том, что язык (терминологическая оболочка мысли) и смысл часто не совпадают.

Например, лектор при первом знакомстве со студенческой аудиторией обводит ее взглядом и говорит: «Здесь сидят птенцы, вылетевшие из гнезда под названием "школа"». Конечно, сказанное нельзя понимать буквально. Скорей всего, он имеет в виду, что здесь присутствуют люди: 1) молодые по возрасту; 2) недавно закончившие школу; 3) не имеющие большого жизненного опыта; 4) не обладающие профессиональными знаниями.

Наряду с термином, взятым из русского языка, обозначающим мыслительную операцию по установлению смысла и содержания какого-то явления, процесса, документа, текста, в том числе правового, существуют другие термины:

  • «интерпретация» - разъяснение. Термин пришел из латинского языка. Он используется не только в юриспруденции, но и в повседневном языке;
  • «экзегеза» - термин, который использовался в античности и Средневековье и обозначал толкование пророчеств, сновидений. Применялся он также в римском праве. В настоящее время этим термином не пользуются;
  • «герменевтика» - термин, обозначающий искусство разъяснения, анализ текста. Своим происхождением он обязан богу Гермесу, который был покровителем красноречия, магии, глашатаем и вестником богов. Однако считалось, что он не только доставлял людям послания богов, но и толковал их, чтобы сделать понятными. Термин «герменевтика» используется и в настоящее время. Более того, некоторые ученые предлагают выделить юридическую герменевтику в качестве особой части теории государства и права.

Научные подходы к пониманию толкования

В изучении толкования, как часто бывает в науке, обнаруживается плюрализм мнений.

Под толкованием в широком смысле понимается познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы, со- циальных явлений, в том числе норм права.

В более узком смысле под толкованием (интерпретацией) понимается объяснение выражений, формул, символов, т. с. объяснение знаков естественного или искусственного языка. Именно в этом значении чаще всего термин «толкование» употребляется и в правоведении.

Однако за текстом норм права всегда стоит их содержание. Поэтому расшифровкой текстов дело не ограничивается. Толкователь обращается также к познанию смысла правовых явлений, стоящих за текстом нормы закона, воли правотворческого субъекта.

Например, ипотека жилья. Строго терминологически ипотека означает выдачу кредитов на льготных условиях для строитсл1»ства жилья. Но не любой может взять кредит на жилье, а только тот, кто имеет хотя бы небольшой достаток в семье и к тому же прилагает максимум усилий, чтобы заработать и создать для себя пригодные условия для проживания. Какой нужно иметь доход, на какой срок выдается льготный кредит, в каком размере и т. п. — все это касается правового явления в целом, а не только термина «ипотека жилья».

В юридической науке существует три подхода к пониманию толкования.

Первый основан на толковании буквы закона, это статический подход. Речь идет о толковании, которое отталкивается от самого текста закона. Толкователь при этом руководствуется следующим правилом: все право вмещается в писаный закон; задача юриста состоит в том, чтобы извлечь его оттуда, следуя за волей законодателя. Другими словами, при толковании надо путем логического анализа тщательно, постатейно исследовать только сам текст закона. Возможно, при этом придется поднять опубликованные в момент подготовки закона работы, материалы парламентских дебатов. То есть здесь просматривается фетишизм закона, что ведет к потере правом динамизма.

Второй подход предполагает толкование на основании духа закона, это динамическии подход. Он обязывает толкователя учитывать социальные явления, появившиеся позднее принятия закона. Девиз толкователя в данном случае: «Закон не догма, а руководство к действию». Цель такого социологического подхода — удовлетворение общественных потребностей. Однако здесь опасностей не меньше, чем в первом случае, и главная из них — опасность свернуть на путь политического анализа.

Третий подход является комплексным и основан он на одновременном познании в процессе толкования и буквы, и духа закона. Здесь не отвергается учет социальных реалий, но все же толкователь должен опираться прежде всего на законы и учитывать дух права в целом. Именно этот подход в настоящее время взят на вооружение практически во всех странах романо-германской семьи права.

Толкование — это деятельность по установлению содержания правовых норм для их реализации.

Структура толкования норм права

Толкование — это сложный интеллектуально-волевой процесс, представляющий собой совокупность мыслительных операций. Их группировка позволяет выявить структуру толкования. Однако по вопросу о структуре толкования среди ученых нет единства мнений. В. Н. Карташов провел их систематизацию и все точки зрения объединил в три группы.

Одни авторы считают, что толкование состоит из мыслительных операций, направленных на уяснение смысла правовых норм. Подобной точки зрения придерживались и придерживаются в настоящее время многие авторы (С. И. Вильнянский, Б. В. Щетинин, В. В. Суслов и др.).

Другие ученые (С. А. Голунский, М. С. Строгович, Ю. Г. Ткаченко и др.) под толкованием понимают лишь разъяснение содержания норм права. В противном случае зачем нужно уяснять смысл норм права?

Третья группа авторов (С. С. Алексеев, В. О. Лучин, Т. Я. Хабриева, Б. П. Спасов и др.) в структуру толкования включают уяснение (раскрытие содержания правовых норм) и разъяснение их смысла, т. е. объяснение выраженной в нормах права воли субъектов правотворчества. При этом, как указывает С. С. Алексеев, первая часть толкования является обязательной, а вторая — необязательной. Однако на практике чаще всего обе части толкования имеют место, так как оно производится, как правило, не из чистого любопытства (хотя такое и не исключено), а для практической реализации правовых норм.

Последняя точка зрения представляется более убедительной. Возьмем ее на вооружение для характеристики структуры толкования.

Толкование-уяснение

Уяснение смысла правовых норм — главная и обязательная часть толкования. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, поэтому оно, как правило, не имеет внешних форм выражения. Так поступает судья при вынесении решения по делу. Конечно, судья может и озвучить ход своих рассуждений (только не в присутствии других лиц, если толкование идет в совещательной комнате), но это бывает редко.

Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познавательных целях, например студентами, обучающимися в юридических вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести определенные юридические знания, чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда толкование ими осуществляется при реализации права (например, при намерении поступить в вуз или на работу). Уяснение связано:

  • с установлением подлинности и достоверности толкуемого нормативного акта;
  • воссозданием структуры нормы права;
  • анализом понятий нормы права;
  • вынесением суждений о норме права;
  • оценкой нормы права или вынесением умозаключения. Уяснить норму всегда и всем необходимо перед тем, как ее реализовать:
  • при использовании своих прав;
  • исполнении своих обязанностей;
  • соблюдении запретов.

Толкование-уяснение всегда предшествует разъяснению.

Например, к судье па прием пришел с жалобой гражданин, получивший в местном органе власти отказ в расширении его жилья в связи с рождением в семье ребенка. Он считает отказ несправедливым, поскольку в Конституции РФ закреплена норма, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище (ст. 40). Судья рассуждает:

  • гражданин не относится к числу малоимущих, следовательно, не имеет права на получение жилья на условиях социального найма;
  • остается приобретение жилья на условиях купли-продажи;
  • доходы основного контингента наших граждан сегодня небольшие (в среднем по стране около 500 долл. в месяц). Данный гражданин относится именно к этой категории граждан;
  • стоимость 1 кв. м жилья достигает 3500 долл. (например, в Москве).

Вывод: жилье гражданам практически недоступно. Норма Конституции РФ имеет декларативный характер.

Толкование -разъяснение

Разъяснение — это вторая часть толкования. Она не всегда следует за уяснением.

Разъяснение — это изложение смысла нормативного акта, которое стало возможным в результате деятельности по уяснению.

Оно адресовано не себе, а другим участникам правоотношения. Его цели:

  • внести дополнительную ясность для себя;
  • озвучить смысл нормы для других заинтересованных лиц или для всеобщего сведения.

Продолжим наш пример. Судья лицу, желающему подать жалобу на местный орган власти, дает приблизительно такое разъяснение. В законодательстве предусматривается право на жилище. Однако объективная реальность такова, что бесплатно жилье можно получить только на условиях социальной аренды. Это возможно при следующих условиях:

  • семья относится к категории малоимущих;
  • она поставлена на очередь в местном органе исполнительной власти;
  • у местной власти есть средства для строительства жилья для малоимущих.

Что касается лип, желающих и имеющих возможность купить жилье, то это опять-таки зависит от объемов строительства в конкретном населенном пункте.

Вывод: в жизни существуют большие сложности с реализацией конституционной нормы. Поэтому принять для рассмотрения жалобу на действия местного органа власти можно, но перспективы ее удовлетворения не просматриваются.

Необходимость в разъяснении возникает в правоприменительной деятельности, когда исполнительный или правоохранительный орган, рассматривая конкретное юридическое дело, объясняет его участникам смысл нормы права и установленные ею их права и обязанности. Деятельность адвоката редко обходится без разъяснения смысла норм права своим клиентам. Квалифицированное разъяснение должно исходить, конечно, от государственных органов, осуществляющих официальное или компетенционное (входящее в их компетенцию) толкование (суды высших инстанций, законодательные органы и др.). Однако наиболее глубокое разъяснение дают все же ученые, когда издают комментарии законов или анализируют нормативные акты в своих монографиях и учебниках.

В процессе разъяснения результат толкования объективируется либо в устной форме (например, совет, рекомендация, консультация), либо в письменной (например, постановление палаты парламента, Пленума Верховного Суда РФ).

Толкование позволяет уточнить норму права по смыслу, объему регулирования, конкретизировать ее цель, время применения. Однако надо иметь в виду, что толкование — это не правотворчество. Новые нормы права в процессе толкования не создаются. Толкование всегда вторично, а норма права первична. Отсюда следует, что толкователь — это человек, обслуживающий, а не творящий право. В лучшем случае он может только исправить право (и то речь идет о толковании норм права судами высших инстанций страны).

Причины толкования норм права

Законы пишутся не для юристов, а для обычных людей. Следовательно, их смысл должен быть им понятен. Тогда зачем их толковать? Справедливо ли в связи с этим упрекать законодателя в том, что он не справляется с возложенными на него обязанностями?

Можно назвать множество причин, вызывающих необходимость в толковании.

Объективные причины — это причины, которые нельзя устранить и которые не могут быть поставлены в вину законодателю. Среди них можно назвать следующие:

  • абстрактный характер норм права. Однако абстрактные правовые нормы применяются к конкретным ситуациям. Поэтому норму права нужно растолковать и понять, охватывается ли се содержанием и объемом регулируемая ситуация, т. е. норму «привязать» к конкретной ситуации.
  • усложнение жизни и возникновение ситуаций, которые приобрели новые признаки, не известные на момент принятия нормы права. Конечно, на каждое изменение в социальной жизни не следует формулировать новое правило поведения; в противном случае велика опасность правовой инфляции. Возможно, с помощью толкования удастся объединить под одной «крышей» и старые, и новые ситуации.
  • уяснение воли законодателя, которая может меняться с течением времени. Данную метаморфозу претерпело понятие «выпуск недоброкачественной продукции». Ранее таковой считалась продукция, не соответствовашая требованиям, установленным Государственным комитетом постандартам. В новых рыночных условиях, когда стандарты на многие виды продукции отменены, нестандартной считается продукция, способная нанести вред здоровью людей;
  • уяснение связей между нормами права. Дело в том, что нормы права действуют во взаимосвязи. Чтобы понять истинный смысл одной, надо отыскать несколько других, с которыми она связана, поскольку они могут работать только вместе.
  • уяснение любой формы речи, которая имеет определенную автономность от мысли. Нормы права выражаются посредством слов, предложений, формулировок. Для того чтобы понять их смысл и значение, логические связи между ними, необходимо проделать немалую мыслительную работу.
  • уяснение специальных терминов («оферта», «акцепт», «невменяемость», «вина», «неустойка»), юридических конструкций («состав преступления», «состав правоотношения», «состав договора» и др.), системы отсылок и т. п. Одним словом, порой необходимо «дешифровать» нормативный текст, который написан с учетом требований юридической техники. Для этого нужны специальные знания;
  • использование оценочных понятий, имеющих открытое содержание, или, иначе, неточных, неопределенных понятий. Нельзя сказать, что их наличие в законе есть результат недоработки законодателя. Напротив, они являются своего рода амортизаторами в праве и позволяют учитывать особенности регулируемых жизненных ситуаций.

Субъективные причины есть результат упущений субъектов правотворчества, и при внимательном отношении к делу создания нормативных актов они вполне могли быть устранены. Их достаточно много:

  • неумелое применение правил правотворческой техники (содержательных, логических, структурных, языковых);
  • плохая редакция текста нормативного акта;
  • отсутствие предвидения обстоятельств, при которых норма права будет применяться;
  • отсутствие изменений в нормативном акте, когда изменились предполагаемые обстоятельства или появились новые;
  • отсутствие специальных знаний автора нормативного акта, который касается той или иной специальной области;
  • наличие коллизий между нормативными актами, регулирующими один вопрос, и др.


Просмотров