Статья 200 начало течения срока исковой давности. Теория всего

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Комментарий к Ст. 65 ЗК РФ

1. В настоящее время формами платы за землю являются земельный налог и арендная плата. Конкретный правообладатель земельного участка уплачивает либо земельный налог, либо арендную плату: обязывание производить оба указанных платежа незаконно. Вместе с тем обе формы платы могут быть установлены за один земельный участок для разных лиц (собственника и арендатора) и служат ориентиром друг для друга, о чем свидетельствует абз. 4 (последний) п. 3 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ.

Земельный налог, как следует из п. 1 комментируемой статьи, является временным видом налога, поскольку может взиматься до введения налога на недвижимость. Как было отмечено в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г. «О бюджетной политике в 2007 году», «необходимо завершить разработку и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих основы и процедуры массовой оценки недвижимости в целях обеспечения введения единого местного налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного и имущественного налогов с 2009 года» . Однако к середине 2008 года соответствующий законопроект не был внесен в Государственную Думу.
———————————
Пенсия. 2006. N 6.

2. До введения налога на недвижимость взимается земельный налог, установленный гл. 31 НК РФ , действующей с 1 января 2005 г.

Земельный налог — местный налог. Его суммы подлежат зачислению в местные бюджеты в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Он устанавливается НК, детализируется нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге — их законами) и обязателен к уплате на территориях этих образований.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, за исключением:

1) изъятых из оборота в соответствии с федеральным законодательством;

2) занятых особо ценными объектами культурного наследия народов, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) участков из состава земель лесного фонда;

5) занятых находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом либо договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

— предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельных участков.

3 — 4. Плательщиками арендной платы являются арендаторы земельных участков.

Ставки арендной платы за земли, на которые разграничена государственная собственность, устанавливаются Правительством РФ (если земли находятся в федеральной собственности), органами исполнительной власти субъектов РФ (если земли находятся в собственности субъектов РФ) и органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (если земли находятся в собственности муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения). Например, все земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Поэтому ставки платы за аренду лесных участков из состава земель лесного фонда утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года N 310 (в ред. от 6 мая 2008 г.).

Размер арендной платы за земли, на которые не разграничена государственная собственность (например, занятые городскими лесами), должен устанавливаться договором аренды земельного участка, сформированного из состава таких земель, стороной которого является, как правило, соответствующий орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение неразграниченными в государственной собственности земельными участками Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ (см. комментарий к ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК).

Во всех случаях, в том числе если земельный участок находится в частной собственности (физического или юридического лица, общей собственности частных лиц), размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения должны указываться в договоре аренды в качестве существенных условий, без соблюдения которых он не может считаться заключенным и быть зарегистрирован (если заключался на срок один год или более).

5. См. комментарий к ст. 66 ЗК.

В соответствии с которым установлен общий принцип платности использования земли, и исключения из этого принципа могут быть установлены только федеральными законами и законами субъектов РФ.

Впервые плата за землю была предусмотрена в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле 1990 г. В РСФСР плата за землю (земельный налог, арендная плата за землю и плата за приобретение земли в собственность) была установлена положениями Земельного кодекса РСФСР 1991 г. (гл. VIII), которые получили развитие и конкретизацию в Законе РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".

Целью введения платы за землю являлось стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Законодатель, устанавливая в ст. 65 ЗК одну из форм платы за землю в виде земельного налога, делает оговорку: такая форма платы применяется до введения в действие налога на недвижимость. Действительно, до 1 января 2005 г. НК в состав региональных налогов был включен налог на недвижимое имущество (ст. 14 НК РФ). Такое положение позволяло сделать вывод, что земельный налог должен был прекратить свое действие с момента введения регионального налога на недвижимость на территории всех муниципальных образований (входящих в состав соответствующего субъекта РФ), который должен был поглотить сразу три налога: на имущество организации, на имущество физических лиц и земельный налог. Вопрос о сроке введения в действие налога на недвижимость был отнесен к компетенции законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но установить этот налог субъект РФ мог только после принятия соответствующей главы части второй НК РФ .

В порядке эксперимента по налогообложению недвижимости в 1997 - 2005 гг. в городах Великом Новгороде и Твери был установлен налог на недвижимость. В соответствии с ФЗ от 20.07.1997 N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3582) ставки налога на недвижимость должны были устанавливаться представительными органами местного самоуправления этих городов с учетом максимальных ставок, определенных в данном Законе. На указанные представительные органы местного самоуправления была возложена обязанность по представлению в Федеральное собрание РФ и Правительство РФ после завершения 2005 г. и по окончании эксперимента отчетов о результатах введения налога на недвижимость и предложений по совершенствованию налогообложения. Не дождавшись окончания 2005 г., законодатель 24 июля 2004 г. внес изменения в НК, исключив из состава региональных налогов налог на недвижимость. ФЗ от 29.11.2004 в НК была включена специальная гл. 31, регулирующая отношения по установлению и уплате земельного налога.

В то же время в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ от 30.05.2006 "О бюджетной политике в 2007 году" Президент РФ отметил, что необходимо завершить разработку и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих основы и процедуры массовой оценки недвижимости в целях обеспечения введения единого местного налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного и имущественного налогов с 2009 г.

2. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК).

С 1 января 2005 г. вступили в силу нормы гл. 31 НК. Согласно нормам НК земельный налог является местным налогом и устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и обязателен к уплате соответственно на территориях этих муниципальных образований и на территориях указанных субъектов.

Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели - собственники земельных участков, землевладельцы, а также лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Следует учитывать, что фактический владелец земельного участка не может быть освобожден от уплаты земельного налога, если документальное оформление права владения участком земли зависело от волеизъявления самого владельца и владелец не принял надлежащих мер к закреплению за ним права на землю и в связи с этим у него отсутствует документ, удостоверяющий такое право. Подобные решения были вынесены ВАС РФ по спорам, когда право пользования земельным участком переходило "автоматически" с переходом прав на недвижимость, расположенную на этом участке (Постановления Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 N 7486/01, от 14.10.2003 N 7644/03, от 12.07.2006 N 11403/05).

Объектами налогообложения признаются объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

Изъятые из оборота в соответствии с российским законодательством;

Ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

Из состава земель лесного фонда;

Занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Максимальные ставки определены в ст. 394 НК, в соответствии с которой:

За земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения; земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; за земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства или животноводства, а также за занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства земельный налог не должен превышать 0,3% от кадастровой стоимости этих земельных участков;

В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не должна быть более 1,5% от кадастровой стоимости участка.

В отношении земель, приобретенных в собственность для жилищного строительства, НК продублировал правила о применении повышающих коэффициентов для земельных участков, предоставленных для строительства. Правила введены 29 ноября 2004 г. в Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 44. Ст. 1424) и вступили в силу с 1 января 2005 г. Эти положения затрагивают только отношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность с 1 января 2005 г. физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, и различны в зависимости от вида строительства.

Глава 31 НК предусматривает две формы льгот по уплате земельного налога: полное освобождение от налогообложения (например, организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций), уменьшение налоговой базы путем установления не облагаемой налогом суммы. На одного налогоплательщика (например, Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, инвалидов с детства, ветеранов и инвалидов ВОВ) на территории одного муниципального образования (городов Москвы, Санкт-Петербурга) не облагаемая налогом сумма составляет 10 тыс. руб.

Представительные органы муниципальных образований и городов федерального значения имеют право устанавливать дополнительные льготы по уплате земельного налога (ч. 2 п. 2 ст. 387 НК).

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты земельного налога для организаций и индивидуальных предпринимателей не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет важнейшее правило о том, что размер арендной платы является существенным условием договора аренды. В силу п. 1 ст. 432 ГК России договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Следовательно, при недостижении сторонами соглашения о размере арендной платы по договору аренды земельного участка такой договор не считается заключенным.

Размер арендной платы при заключении договора аренды государственных или муниципальных земельных участков должен определяться с учетом соответствующих правовых норм. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно ставки арендной платы устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка, размер ставки арендной платы зависит от зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рассмотрела в судебном заседании дело о признании недействующими некоторых положений Перечня поправочных коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.04.2006 г. N 211. Этими положениями предусмотрено определение размера арендной платы за земельные участки с применением дифференцированного повышающего коэффициента к ставкам земельного налога в зависимости от вида использования земель и категорий арендаторов. Как было указано в Определении Судебной коллегии от 02.04.2008 N 11-Г08-6, ограничений для определения поправочных коэффициентов в рамках одного вида разрешенного использования земельного участка действующим законодательством не установлено.

В п. 3 комментируемой статьи говорится только о том, что компетентные органы в зависимости от формы собственности на земельные участки вправе устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения. В отношении неразграниченных земель такое право предоставлено органам государственной власти субъектов РФ, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК). В то же время федеральное законодательство для некоторых случаев устанавливает требования к максимальным ставкам арендной платы. Так, ФЗ о введении в действие ЗК содержит нормы о предельных размерах годовой арендной платы за земельные участки, на которые право постоянного (бессрочного) пользования было переоформлено юридическими лицами на право аренды (п. 2 ст. 3). Годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и используемые для размещения платной автомобильной дороги либо предоставленные концессионеру для строительства, реконструкции и использования платной автомобильной дороги, определяется в договоре аренды и не может превышать 1% кадастровой стоимости этих земельных участков (ст. 39 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, например, устанавливает ставки арендной платы за земельные участки, предоставляемые резидентам особых экономических зон.

В целях стимулирования жилищного строительства законодатель в комментируемой статье закрепил специальное правило о размере арендной платы за государственный или муниципальный земельный участок, предоставленный для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства).

Возможно изменение размера арендной платы по соглашению сторон (но не чаще одного раза в год), если договор аренды не содержит условия, не допускающего пересмотра арендной платы. Данное правило распространяется на земельные участки независимо от формы собственности на них. Соглашение сторон об изменении размера арендной платы, указанного ими в договоре аренды недвижимого имущества, подлежащем государственной регистрации, также подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 4; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.02.2007, 13.02.2007 N Ф03-А51/06-1/5509).

4. Вопросы, связанные с уплатой арендных платежей за использование частных земельных участков, должны решаться самостоятельно сторонами договора аренды. Если договором аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде земельного участка, аналогичного по качеству, назначению, местоположению и другим характеристикам (ст. 614 ГК).

5. О кадастровой стоимости см. комментарий к п. 2 ст. 66.



1. Использование земли в Российской Федерации являетсяплатным. Формами платы за использование земли являются земельныйналог (до введения в действие налога нанедвижимость) и аренднаяплата.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налогаустанавливаетсязаконодательством Российской Федерации о налогах исборах.

3. За земли, переданные в аренду,взимается арендная плата.

Порядок определения размера аренднойплаты, порядок, условия исрокивнесения арендной платы за земли, находящиеся в собственностиРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации илимуниципальной собственности, устанавливаются соответственноПравительством Российской Федерации, органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления.

Размер арендной платы являетсясущественным условием договораарендыземельного участка.

В случае, если по истечении трех лет с датыпредоставления варенду земельного участка, находящегося в государственной илимуниципальной собственности, для жилищного строительства, заисключением случаев предоставления земельных участков дляиндивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатациюпостроенный на таком земельном участке объект недвижимости,аренднаяплата за такой земельный участок устанавливается в размеренеменее двукратной налоговой ставки земельного налога насоответствующий земельный участок, если иное не установленоземельнымзаконодательством (абзац введен Федеральным законом от 18декабря2006 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2006, N 52, ст. 5498).

4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы заземельные участки, находящиеся в частной собственности,устанавливаютсядоговорами аренды земельных участков.

5. Для целей налогообложения и в иныхслучаях, предусмотренныхнастоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливаетсякадастроваястоимость земельного участка. Кадастровая стоимостьземельногоучастка также может применяться для определения аренднойплатыза земельный участок, находящийся в государственной илимуниципальнойсобственности (в ред. Федеральногозакона от 22 июля2008г. N 141-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2008,N 30, ст. 3597).

СТ 200 ГК РФ

1. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

2. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

3. По регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.

Комментарий к Ст. 200 Гражданского кодекса РФ

1. По общему правилу срок исковой давности начинает течь со дня когда:

Лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права;

Лицо узнало о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите его права.

Причем течь срок исковой давности начинает со дня, когда оба этих условия выполнены.

Данное общее правило действует в случаях, если законом не установлено иное. ГК РФ, федеральные законы могут устанавливать иные моменты начала течения срока исковой давности. Например, такие случаи установлены п. 2 ст. 402 КТМ РФ, п. 2 ст. 128 ВзК РФ.

2. Если установлен срок исполнения обязательства, то срок исковой давности начинает течь по окончании срока исполнения. Так, в кредитном договоре определен срок возврата кредита. Если кредит не возвращен в установленный срок, то начинает течь срок исковой давности для предъявления требований о возврате кредита.

Если в обязательстве срок исполнения не определен, то срок исковой давности начинает течь с момента предъявления требования об исполнении обязательства. Аналогичное правило действует и в отношении обязательств, исполнение которых непосредственно связывается с предъявлением требования об их исполнении.

Если кредитор в требовании об исполнении обязательства указывает срок, в течение которого оно должно быть исполнено, то срок исковой давности начинает течь по окончании срока, установленного для исполнения.

Однако в любом случае срок исковой давности не должен превышать 10 лет со дня возникновения обязательства.

3. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 325 ГК РФ должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого. Пункт 3 ст. 200 ГК РФ устанавливает, что исковая давность по регрессным обязательствам начинает течь с момента исполнения основного обязательства. То есть с того момента, как должник исполнил солидарную обязанность, начинает течь срок исковой давности, установленный для предъявления им регрессного требования к остальным солидарным должникам.

4. Судебная практика:

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016) (см. п. 16);

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) (утв. Президиумом ВС РФ 23.12.2015) (см. п. 6);

Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (см. п. п. 1 - 6, 8);

Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (см. п. п. 58, 59, 82);

Текущая редакция ст. 200 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
2. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

3. По регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ.

Комментарий к статье 200 ГК РФ

1. По общему правилу срок исковой давности начинает течь со дня когда:
лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права;
лицо узнало о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите его права.

Причем течь срок исковой давности начинает со дня, когда оба этих условия выполнены.

Данное общее правило действует в случаях, если законом не установлено иное. ГК РФ, федеральные законы могут устанавливать иные момента начала течения срока исковой давности. Например, такие случаи установлены п.2 ст. 402 КТМ РФ, п.2 ст. 128 ВК РФ (подробнее см. комментарий к ст. 198 ГК РФ).

2. Если установлен срок исполнения обязательства, то срок исковой давности начинает течь по окончании срока исполнения. Так, в кредитном договоре определен срок возврата кредита. Если кредит не возвращен в установленный срок, то начинает течь срок исковой давности для предъявления требований о возврате кредита.

Если в обязательстве срок исполнения не определен, то срок исковой давности начинает течь с момента предъявления требования об исполнении обязательства. Аналогичное правило действует и в отношении обязательств, исполнение которых непосредственно связывается с предъявлением требования об их исполнении.

Если кредитор в требовании об исполнении обязательства указывает срок в течение, которого оно должно быть исполнено, то срок исковой давности начинает течь по окончании срока установленного для исполнения.

Однако в любом случает срок исковой давности не должен превышать 10 лет со дня возникновения обязательства.

3. Согласно подп.1 п.1 ст. 325 ГК РФ должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого. Пункт 3 ст. 200 ГК РФ устанавливает, что исковая давность по регрессным обязательствам начинает течь с момента исполнения основного обязательства. То есть с того момента как должник исполнил солидарную обязанность, начинает течь срок исковой давности установленный для предъявления им регрессного требования к остальным солидарным должникам.

4. Применимое законодательство:
- ГПК РФ;
- АПК РФ;
- ЖК РФ;
- КВВТ РФ;
- КТМ РФ;
- ФЗ от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации";
- ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";
- ФЗ от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
- ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
- ФЗ от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
- ФЗ от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- ФЗ от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах";
- ФЗ от 01.06.95 N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах";
- ФЗ от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

5. Судебная практика:
- постановление КС РФ от 27.04.2001 N 7-П;
- постановление Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 42;
- постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;
- постановление Пленума ВС РФ от 12.11.2001 N 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18;
- постановление Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 N 5257/13 по делу N А07-5384/2012;
- постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2014 по делу N А32-14280/2009;
- постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2014 по делу N А22-4/2013;
- постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.01.2014 по делу N А63-947/2013;
- информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 126.



Просмотров