Изменение и расторжение договоров при закупках компаний с государственным участием. Порядок расторжения договора в одностороннем порядке Расторжение договора в одностороннем порядке

) никак не регулирует вопросы, связанные с изменением и расторжением заключенных договоров. В 223-ФЗ речь идет о том, что заключенные договоры могут изменяться или расторгаться. Например, установлено, что если в договор были внесены изменения, то заказчики должны внести в реестр договоров соответствующую информацию и документы 1 , а в реестр недобросовестных поставщиков должны включаются сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров 2 .

Вместе с тем, в 223-ФЗ указывается, что заказчики в своей закупочной деятельности должны в числе прочего руководствоваться нормами гражданского законодательства, а порядок исполнения договоров должен устанавливаться заказчиками в своих положениях о закупке 3 .

Нормы гражданского законодательства

Гражданский кодекс РФ содержит подраздел 2 «Общие положения о договоре», в котором приводятся многочисленные нормы общего характера, в том числе касающиеся изменения и расторжения договора. Кратко их рассмотрим.

1) Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке 4 . Иными словами, в договоре можно предусмотреть изменение цены в ходе исполнения договора. Что касается изменения цены договора на условиях, предусмотренных законом, то здесь, в частности, идет речь о договоре аренды, где изменение размера арендной платы возможно не чаще, чем один раз в год 5 , или о договоре финансовой аренды (лизинга), где размер лизингового платежа может изменяться не чаще, чем раз в 3 месяца 6 .

2) Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором 7 . Если по какой-то причине одна из сторон договора пожелает изменить его или расторгнуть, а другая сторона будет с этим согласна, то в отличие от договоров, заключаемых по 44-ФЗ, сделать это будет очень просто - сторонам достаточно заключить соответствующее соглашение 8 . А с другой стороны, если в этом есть какая-то необходимость, заказчик может внести в договор условие о невозможности его изменения или расторжения по соглашению сторон.

3) Если на изменении или расторжении договора настаивает только одна из сторон по договору, а другая с этим не согласна, то в этом случае договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законами или сами договором; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора 9 . Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок 10 . На практике степень значительности ущерба определяется судами в каждом конкретном случае. Отметим, что на основании приведенной нормы заказчик может определить в договоре какие-то отдельные случаи, когда такое изменение или расторжение договора может произойти по решению суда. Кроме того, расторжение договора возможно судом (или по соглашению сторон) в случае так называемого существенного изменения обстоятельств - настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях 11 .

4) Односторонний отказ от исполнения заключенного договора возможен, но только в установленных законами случаях 12 . Наиболее актуальными могут быть случаи одностороннего отказа от исполнения договора поставки 13 и договора возмездного оказания услуг 14 . Например, заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок; а также если поставщик неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил сроки поставки товаров. А поставщик в свою очередь имеет такое же право, если заказчик неоднократно нарушило срок оплаты товаров или допустило неоднократную невыборку товаров. Что касается договора возмездного оказания услуг, то здесь заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель - лишь при условии полного возмещения учреждению убытков. Также такие случаи установлены рядом отраслевых федеральных законов - например, если заказчик нарушил сроки оплаты услуг связи и не устранил это нарушение в течение 6 месяцев после получения от оператора связи уведомления о намерении приостановить оказание услуг, оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор о предоставлении услуг связи 15 . Кроме того, отметим, что основанием для одностороннего расторжения договора и требования о возмещении убытков со стороны заказчика может быть и отсутствие у исполнителя договора лицензии на осуществление соответствующей деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору 16 .

5) Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора 17 .

6) По соглашению сторон обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора может быть обеспечена внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж), при этом обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем 18 . Применительно к договорам по 223-ФЗ здесь речь идет об обеспечении исполнения договора, которое заказчик вправе требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) перед заключением договора.

Нормы положений о закупке

В положениях о закупке, которые размещены заказчиками в ЕИС, можно встретить отдельные разделы, посвященные теме изменения и расторжения договоров - например, может присутствовать раздел «Изменение и расторжение договора». Но таких отдельных разделов может и не быть - правила исполнения договоров приводятся разрознено в отдельных разделах о применении тех или иных способов закупки. А бывает и так, что соответствующая информация содержится, так сказать, общим списком в одном разделе положения о закупке, который называется, например, «Заключение, исполнение, изменение и расторжение договора».

Представляется, что более логичной является конструкция, когда правила заключения договора приводятся в положении о закупке в разрезе применения тех или иных способов закупки, а вот правила исполнения и расторжения договора обозначены в положении о закупке в одном отдельном разделе.

Информация об изменении и расторжении договоров в положениях о закупке различных заказчиков может очень сильно отличаться друг от друга как по содержанию, так и по объему. Вообще отметим, что разнообразие здесь чрезвычайно большое. Ниже рассмотрим те нормы, которые могут встречаться на практике.

Изменение договора

Первое, на что необходимо обратить внимание - это то, что допускается изменять в уже заключенном договоре на этапе его исполнения. Напомним для сравнения, что федеральное законодательство о контрактной системе в этом отношении весьма строгое - оно устанавливает закрытый перечень случаев, когда изменение существенных условий контракта возможно по соглашению сторон 20 . Что касается правил изменения договоров, устанавливаемых в положениях о закупке конкретных заказчиков, то эти правила могут быть разные.

Например, в положении одного заказчика мы видим, что, хотя здесь содержится норма о том, что в ходе исполнения договора не допускается изменение его существенных условий по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам проведения закупки, но номенклатура исключений из этого правила настолько широка, что фактически изменять можно очень много условий. Так, в частности, допускается изменять объем продукции, срок исполнения обязательств, цену договора. При изменении объема продукции заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить объем закупаемой продукции без изменения цены за единицу продукции - при увеличении/уменьшении объема закупаемой продукции цена договора изменяется соответственно изменяемому объему продукции. При изменении срока исполнения обязательств заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить сроки исполнения обязательств по договору, в случае если необходимость изменения сроков вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или просрочкой выполнения заказчиком своих обязательств по договору - обратим внимание, что здесь заказчик предусмотрел возможность изменения сроков только в случае своего нарушения срока выполнения обязательств. При изменении цены договора (за исключением случая изменения объема продукции - см. выше) заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе уменьшить цену без изменения иных условий договора (обратим внимание, что только уменьшить, а не увеличить), а также изменить цену договора в любую сторону в случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством или муниципалитетами цен (тарифов). Также в положении о закупке данного заказчика говорится, что по согласованию заказчика с исполнителем договора допускается поставка (использование) товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в договоре. Это, конечно, несколько «скользкий» момент, ведь может быть сложно оценить, в какой степени характеристики нового товара действительно являются улучшенными или «под этим соусом» будет «подсовываться» просто более дешевый товар худшего качества - каких-либо процедурных уточнений о принятии такого решения в положении о закупке нет. Наконец, при исполнении договора допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В положениях о закупке можно встретить и другие основания для изменения договора в ходе его исполнения. Например, в качестве такого основания для изменения цены договора может быть указан случай инфляционного роста цен в соответствии с показателями прогнозного индекса дефлятора, публикуемого Министерством экономического развития РФ.

Иногда в отношении случая увеличения объема закупаемых товаров, работ услуг заказчики устанавливают в своих положениях о закупке определенные ограничения. Например, один заказчик установил правило, согласно которому он может увеличить данный объем, но не более, чем на 30 % от объема заключенного договора.

Также укажем, что в положениях о закупке, как это ни странно, может вообще не содержаться никаких правил внесения изменений в заключенный договор и его расторжения.

Расторжение договора

В положениях о закупке могут быть достаточно подробно прописаны условия расторжения договора.

Например, в положении о закупке одного заказчика говорится о том, что договор может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и заказчиком в одностороннем порядке. Условием первого случая является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора - фактически это означает, что, если обе стороны готовы расторгнуть договор, сделать это им очень просто. Условие второго случая заключается в возникновении обстоятельств, предусмотренных гражданским законодательством - например, если по договору поставки поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для учреждения срок; а также если поставщик неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил сроки поставки товаров (см. выше). Но также для этого возможность одностороннего расторжения договора заказчиком должна быть установлена и в самом договоре. Обратим внимание, что данная норма об одностороннем расторжении договора у этого заказчика полностью соответствует соответствующей норме федерального законодательства о контрактной системе 21 . В случае расторжения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому договору заказчик вправе заключить договор с участником закупки, с которым договор мог бы быть заключен при уклонении победителя от заключения договора, с согласия такого участника закупки. Договор заключается с данным участником закупки на условиях, указанных в поданной таким участником заявке на участие в закупке и в закупочной документации, с учетом особенностей, предусмотренных положением о закупке. Если до расторжения договора поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому договору, при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по договору, ранее заключенному с победителем процедуры закупки. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.

Правила расторжения договора могут быть установлены в положении о закупке и еще более детально. Например, в положении о закупке одного заказчика существует отдельный раздел «Расторжение договора», где указывается следующее.

Договор, может быть расторгнут заказчиком в одностороннем внесудебном порядке, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупок и договором, в том числе в следующих случаях:

  1. по договору поставки товаров:
    • поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок или невыполнения обязательства по замене товара в установленный срок;
    • поставки некомплектных товаров в случае, если поставщик, получивший уведомление заказчика, в установленный заказчиком разумный срок не выполнил требования заказчика о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;
    • поставки товара, не заявленного заказчиком или не содержащегося в перечне договорных товаров;
    • неоднократного (2 и более) или существенного (более 30 дней) нарушения сроков поставки товаров, указанных в договоре;
  2. по договору на выполнение работ (оказание услуг):
    • если подрядчик не приступает в установленный договором срок к исполнению договора или выполняет работу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному договором, становится явно невозможным;
    • если во время выполнения работы нарушены условия исполнения договора, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок подрядчиком такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
    • неоднократного (2 и более) или существенного нарушения сроков выполнения работ, указанных в договоре;
    • претензии к качеству работ;
    • превышение суммы договора;
    • если исполнитель не приступает в установленный договором срок к исполнению договора или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному договором, становится явно невозможным, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установленный договором;
    • если во время оказания услуги нарушены условия исполнения договора, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок исполнителем такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
    • неоднократного (два и более) или существенного (более 30 дней) нарушения сроков оказания услуг, указанных в договоре.

Кроме того, данный заказчик в своем положении о закупке установил, что он вправе расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке в случае, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным в документации об осуществлении закупок требованиям к участникам процедур закупок либо представил недостоверные сведения о требованиях к участникам процедур закупок, которые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры закупки. Для сравнения отметим, что в аналогичном случае в федеральном законодательстве о контрактной системе такое действие заказчика является не его правом, а его обязанностью 22 .

Таким образом, заказчики по 223-ФЗ, устанавливая «правила игры» в отношении изменения и расторжения договора в своих положениях о закупке, имеют достаточно большое «поле для маневра». Фактически они должны лишь следовать небольшому числу императивных норм, содержащихся в гражданском законодательстве (см. выше), а в остальном могут устанавливать эти правила в зависимости от собственного удобства и интересов. При этом заказчикам все-таки рекомендуется прописывать эти правила как можно более подробнее - ведь, осуществляя закупки по 223-ФЗ, заказчики в числе прочего должны руководствоваться положениями о закупке 23 .

1 Ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

2 Ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

3 Ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

4 Ч. 2 ст. 424 ГК РФ

5 Ч. 3 ст. 614 ГК РФ

6 Ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

7 Ч. 1 ст. 450 ГК РФ

8 Ч. 1 ст. 452 ГК РФ

9 Ч. 2 ст. 450 ГК РФ

10 Ч. 2 ст. 452 ГК РФ

11 Ст. 451 ГК РФ

12 Ч. 1 ст. 310 ГК РФ

13 Ст. 523 ГК РФ

14 Ст. 782 ГК РФ

15 Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»

16 Ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ

17 Ч. 5 ст. 453 ГК РФ

18 Ст. 381.1 ГК РФ

19 спользуются сведения из положений о закупке различных заказчиков, размещенные в ЕИС (www.zakupki.gov.ru)

20 См. ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

21 Ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

22 Ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В начале года по 223-ФЗ был заключен договор с единственным поставщиком на вывоз мусора. В конце июля этот поставщик, никого не поставив в известность, не передав свои обязанности никакой другой организации, прекращает свою работу. Как мы можем расторгнуть договор в одностороннем порядке?

Ответ

Вы вправе расторгнуть договор следующими способами:

  1. в одностороннем порядке, если такое право Заказчика установлено в договоре;
  2. в судебном порядке.

При расторжении договора в одностороннем порядке Заказчик направляет в адрес исполнителя письмо, которое должно содержать сведения о договоре, который планируется расторгнуть, причину расторжения, соответствующие правовые нормы.

После направления такого уведомления договор автоматически расторгается.

Если контракт расторгается по инициативе заказчика в судебном порядке, то сведения о поставщике передаются в РНП.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Вправе ли заказчик по Закону № 223-ФЗ расторгнуть договор в одностороннем порядке?

Да, вправе.

Закон № 223-ФЗ основан на положениях гражданского законодательства. Согласно ст. 310 ГК РФ в одностороннем порядке отказываться от исполнения обязательств и менять условия нельзя, за исключением предусмотренных законом случаев.

Такие действия также можно предпринимать в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Однако Законом № 223-ФЗ не регламентирован порядок расторжения договоров. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе принять положение, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать в том числе порядок заключения и исполнения договоров.

Таким образом, заказчик вправе установить в положении о закупке условие и возможность одностороннего расторжения договора. Основания для одностороннего аннулирования должны обязательно иметь соотнесение с положениями Гражданского кодекса РФ (письмо Минэкономразвития России от 24.02.2015 № ОГ-Д28-2482).

Как включить участника в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

В реестре недобросовестных поставщиков, или РНП, ФАС размещает сведения об участниках закупок, которые уклонились от заключения договора, а также о контрагентах, которые существенно нарушили условия сделки, и заказчик расторг договор по решению суда. Информацию в антимонопольный орган направляют заказчики. Такой порядок предусмотрен статьей 5Закона № 223-ФЗ.

Правительство РФ утвердило перечень сведений, которые включают в реестр, и Правила, по которым вносят информацию в РНП, в постановлении от 22 ноября 2012 года № 1211, далее – Постановление № 1211.

Какой поставщик недобросовестный

В РНП попадет:

  • участник, который уклонится от заключения контракта: своевременно не подпишет договор или не предоставит заказчику обеспечение исполнения договора;
  • контрагент, который грубо нарушит условия контракта, и заказчик через суд расторгнет договор.

Условия прописаны в части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ и в пункте 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1211.

Ситуация: поставщик нарушил срок поставки и готов заплатить неустойку. Включать ли его в реестр недобросовестных поставщиков

Нет. Документы о том, что включаете подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, отправляйте в ФАС, если через суд расторгнете договор. Такой вывод следует из части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ.

Какие сведения направлять в ФАС

Если победитель не подписал договор или контракт расторгли по решению суда, отправьте в ФАС обращение включить подрядчика в РНП. Об этом сказано в пунктах 2, 3, 4Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1211. Сроки, в которые отправите обращение, определяйте в зависимости от причины, по которой подрядчика включат в РНП. Кроме того, от причины зависит список документов и информации, которую заказчик направит в ФАС России.

Причина направления сведений в РНП Информация и документы для ФАС Срок подачи документов
Победитель закупки не заключил контракт
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • другие документы, которыми подтвердите, что победитель отказался заключать договор
30 календарных дней с даты, когда заказчик заключит договор со вторым участником

Второй участник закупки не заключил контракт

(если победитель отказался подписывать договор)

  • Наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц;
  • дата, когда закупку признали несостоявшейся, так как участник уклонился от заключения договора;
  • наименование товаров, работ, услуг по договору;
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • копия протокола, на основании которого заключаете договор со вторым участником;
  • другие документы, которыми подтвердите, что второй участник отказался заключать договор
Единственный участник закупки не заключил контракт
  • Наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц;
  • дата, когда подвели итоги закупки;
  • наименование товаров, работ, услуг по договору;
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • копия протокола, на основании которого заключаете договор с победителем закупки;
  • иные документы, которыми подтвердите отказ от заключения договора победителя закупок
30 календарных дней с даты, когда истечет срок подписания договора
Контракт расторгли по решению суда
  • Наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц;
  • дата заключения договора, который подрядчик не исполнил или исполнил некачественно, реквизиты документа, которым это подтвердите;
  • наименование товаров, работ, услуг по договору;
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • дата расторжения договора;
  • основания, на которых расторгли договор;
  • реквизиты решения суда;
  • копия решения суда
10 рабочих дней с даты, когда решение суда вступит в силу

Если закупка составляет государственную тайну либо Правительство РФ приняло решение не размещать сведения о закупке в ЕИС на основании частей 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, укажите только:

  • наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц.

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.

Документы направьте в ФАС в бумажном или электронном виде. Приложите сопроводительное письмо, которое подпишет уполномоченный сотрудник. Если отправляете документы по электронной почте, подпишите документ ЭЦП. В сопроводительном письме укажите перечень документов, который направляете в ФАС, и документ, которым подтвердите полномочия сотрудника действовать от имени заказчика. Такой порядок установлен в пункте 5 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.

Внимание: контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы, который не направит сведения о недобросовестных поставщиках в ФАС России, заплатит штраф – 20 000 руб. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В какие сроки ФАС включит информацию в РНП

ФАС проверит сведения, которые предоставил заказчик, и в течение трех рабочих дней включит информацию о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков. Через два года антимонопольная служба исключит сведения из реестра. РНП ведут в ЕИС в открытом доступе.

Если заказчик не представит какие-либо сведения о недобросовестном участнике закупки, ФАС приостановит рассмотрение обращения. В течение трех рабочих дней специалисты антимонопольной службы направят заказчику уведомление о том, что нет необходимых сведений, чтобы создать реестровую запись. Недостающие сведения направьте в ФАС в течение трех рабочих дней со дня, когда получите уведомление.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 7 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.

Ситуация: вправе ли заказчик предусмотреть свой реестр недобросовестных поставщиков

Заказчик имеет право вести свой реестр недобросовестных поставщиков. Закон № 223-ФЗ этого не запрещает.

В отличие от Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) не устанавливает строгих требований относительно изменения и расторжения заключенных договоров.

Вместе с тем, в Законе № 223-ФЗ указывается, что заказчики в своей закупочной деятельности должны руководствоваться нормами гражданского законодательства, а порядок исполнения договоров должен устанавливаться заказчиками в своих положениях о закупке.

Согласно гражданскому законодательству существует три способа расторжения заключенного договора:

По соглашению сторон

В одностороннем порядке

По решению суда.

Рассмотрим указанные способы более подробно.

Расторжение договора по соглашению сторон

Расторжение договора по соглашению сторон, пожалуй, самый предпочтительный способ расторжения договора согласно Закону № 223-ФЗ.

Особого порядка для расторжения договора, заключенного по результатам закупок, проведенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, по взаимному соглашению не существует. Соглашение о расторжении договора оформляется в письменном виде. С момента подписания обеими сторонами этого соглашения, заключенный договор теряет свою законную силу. При этом сведения о поставщике при расторжении договора по соглашению сторон не попадают в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), что, несомненно, выгодно для самого поставщика. Таким образом, предполагается разумным в случае возникновения каких-либо разногласий предпринимать усилия для их разрешения в договорном порядке.

Расторжение договора в одностороннем порядке

В заключенном договоре должна быть установлена возможность его одностороннего расторжения, а также случаи, при которых это допустимо. Как правило, это происходит при существенном нарушении одной из сторон условий договора.

Случаи, при которых договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, регламентируются Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ). Причиной этому служит существенное нарушение одной из сторон условий договора, например, условия о надлежащем качестве поставляемого товара либо условия об оплате выполненных работ, а также если поставщик неоднократно (то есть, более 1-го раза) нарушил сроки поставки товаров. Но также для этого возможность одностороннего расторжения договора заказчиком должна быть установлена и в самом договоре. Следует отметить, что данная норма об одностороннем расторжении договора полностью соответствует норме, предусмотренной ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В случае расторжения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому договору заказчик вправе заключить договор с участником закупки, с которым договор мог бы быть заключен при уклонении победителя от заключения договора, с согласия такого участника закупки. Договор заключается с данным участником закупки на условиях, указанных в поданной таким участником заявке на участие в закупке и в закупочной документации, с учетом особенностей, предусмотренных положением о закупке. Если до расторжения договора поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому договору, при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по договору, ранее заключенному с победителем процедуры закупки. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.

Следует отметить, что в случае расторжения договора по инициативе заказчика, сведения о поставщике передаются в РНП.

Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи.

Уведомление об одностороннем расторжении договора должно содержать следующие сведения:

Сведения о расторгаемом договоре: его наименование, дату, номер;

Наименование и реквизиты сторон, которые были указаны в договоре по итогам закупки;

Намерение расторгнуть контракт;

Момент, с которого договор считается прекращенным, - дата подписания соглашения либо иная дата (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

На практике возникает ситуация, когда у заказчика потребность в закупаемом товаре пропала (например, списывают оборудование, для обслуживания которого предназначался объект закупки), а к исполнению договора еще не приступили. Согласно условиям договора его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством. При этом указано, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ), в порядке, определенном действующим гражданским законодательством и Федеральным законом РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Возникает вопрос: может ли заказчик расторгнуть в одностороннем порядке данный договор, если стороны не достигнут соглашения о расторжении?

По общему правилу согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора осуществляются по соглашению сторон. Упомянутая норма означает, что в отсутствие оснований для прекращения договора по инициативе лишь одной из его сторон (п. 2 ст. 450, ст. 451, ст. 450.1 ГК РФ) или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (например, статьи 416, 417 ГК РФ), для расторжения договора, обязательства по которому не исполнены, необходимо обоюдное согласие сторон.

В силу п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. Согласно п. 2 этой же статьи односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Все предусмотренные законодательством основания для отказа покупателя от исполнения договора поставки, равно как и основания для расторжения договора судом по требованию покупателя, связаны с ненадлежащим исполнением поставщиком условий такого договора.

Как уже говорилось, непосредственно Закон № 223-ФЗ не предусматривает право на одностороннее расторжение договора и при разрешении данного вопроса следует обращаться к нормам ГК РФ.

Наиболее актуальными могут быть случаи одностороннего отказа от исполнения договора поставки и договора возмездного оказания услуг. Например, заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок. Что касается договора возмездного оказания услуг, то здесь заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель - лишь при условии полного возмещения учреждению убытков.

Например, между сторонами заключен договор хранения с протоколом разногласий и дополнительным соглашением.

Ответчик уведомил истца о расторжении договора в одностороннем порядке в связи с изменениями, внесенными Закона № 223-ФЗ.

Данный отказ является незаконным по следующим основаниям. Согласно п.1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено кодексом, другими законами или договором. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договором не предусмотрена возможность расторжения договора в одностороннем порядке. Закон № 223-ФЗ, на который ссылался ответчик в своем письме, не предоставляет ответчику права на одностороннее расторжение договора. Действующее гражданское законодательство не допускает возможность одностороннего отказа от договора хранения.

Расторжение контракта в судебном порядке

В случае, если не удается достигнуть соглашения, договор можно расторгнуть в судебном порядке. Естественно, для этого должны иметь место быть существенные нарушения условий договора. Перед обращением в суд должен быть соблюден претензионный порядок.

Судебное расторжение контракта также невыгодно для поставщика, поскольку в данном случае сведения о нем передаются в РНП. В данном случае у поставщика имеется возможность оспорить решение о внесении себя в РНП в судебном порядке.

Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-64692/17-147-572 от 15.08.2017.

Например, в одном из релевантных дел ООО обратилось в Арбитражный суд с заявлением к УФАС об оспаривании заключения о проверке сведений необходимости включения в РНП в соответствии с закупочной документации в случае если победитель запроса котировок, в срок, предусмотренный документацией, не представил Заказчику подписанный договор на условиях, указанных в поданной участником заявке и в извещении о проведении запроса котировок, а также обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, победитель признается уклонившимся от заключения договора.

Заказчиком в закупочной документации был установлен порядок заключения договора с победителем Закупки. ОО подписало договор на ЭТП без предоставления расчета стоимости работ, являющегося неотъемлемой частью договора.

Учитывая изложенное, ООО нарушил требования закупочной документации, регламентирующих порядок и условия заключения договора. Одновременно, ООО не представило объективного обоснования несовершения и невозможности совершения вышеуказанных действий. Исходя из вышесказанного, суд в удовлетворении требования ООО об оспаривании заключения о проверке сведений необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков отказал 1 .

Особенности изменения договора, заключенного согласно закону № 223-ФЗ

Изменение условий договора, заключенного в рамках Закона № 223-ФЗ по соглашению сторон допускается также нормами ГК РФ, а именно ст. 450 ГК РФ. При этом вносимые изменения не должны противоречить существующему законодательству и Положению о закупках. Изменить можно такие условия договора, как цена контракта, срок исполнения контракта, порядок исполнения, реквизиты сторон, объем товаров или услуг.

Не рекомендуется вносить в договор изменения о продлении сроков его исполнения, если процедура проведения закупки была конкурентной. Пролонгация контракта в таком случае может быть расценена проверяющими органами, как ограничение конкуренции, за что заказчик будет привлечен к ответственности.

При этом, следует отметить, что положение о закупках может включать в себя запрет на изменение условий контракта. В этом случае внесение каких-либо правок признается незаконным и не имеет юридической силы.

Согласно части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик обязан отразить в ЕИС внесение в договор изменений, касающихся цены поставляемых товаров или услуг, их объема, а также срока исполнения обязательств. Исключением из этого правила становятся контракты, которые содержат в себе сведения со статусом «государственная тайна».

Вся необходимая информация должна появиться в открытом доступе в срок не более 10 суток с момента вступления в законную силу дополнительного соглашения.

Изменение договора, заключенного по правилам Закона № 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.

Так, участник аукциона обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному унитарному предприятию и обществу - победителю аукциона - о признании недействительным дополнительного соглашения к договору на поставку топочного мазута.

Судами было установлено, что на основании дополнительного соглашения многократно увеличена цена договора. Такое изменение является произвольным, направлено на нивелирование условий проведенного аукциона (в частности, основной договор содержал условие о неизменности цены договора на протяжении всего срока его действия), не соответствует принципам осуществления закупок (эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе коррупции), нарушает требования пункта 8 статьи 448 ГК РФ о недопущении изменения договора, которое влияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах 2 .

Таким образом, процедура изменения и расторжения договора не регламентируется Законом № 223-ФЗ и поэтому в подобных случаях следует руководствоваться нормами гражданского законодательства. Самым быстрым и выгодным для сторон является расторжение договора по соглашению сторон. Особенно это выгодно для поставщика, ведь при других вариантах расторжения договора, он попадает в РНП, что, несомненно, негативно сказывается на его репутации.

Таким образом, заказчики, заключая договор по Закону № 223-ФЗ, вправе устанавливать свои правила в положении о закупке. При этом рекомендуется определять правила расторжения и изменения договоров достаточно подробно для того, чтобы спорных ситуаций по данному поводу возникало как можно меньше.

Младший юрист Юридической фирмы « BRACE »

Ольга Гусева

________________________

1 Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-64692/17-147-572 от 15.08.2017.

2 Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

Этого Закона, показывает, что изменение и расторжение договора возможно в следующих случаях:

1) по соглашению сторон;

2) ввиду одностороннего внесудебного отказа одной из сторон от исполнения договора полностью или частично;

3) по решению суда по требованию одной из сторон.


По соглашению сторон изменение и расторжение договора согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ возможны, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Закон N 223-ФЗ не содержит норм, прямо исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, равно как и расторжения договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС). Кроме того, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что сведения об изменении и расторжении договора должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками, а ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ указывает, что сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует также учитывать, что согласно п. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры автономных учреждений, подлежащие оплате за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, включается - по смыслу данной нормы - обязательно - условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А второй абзац п. 5 ст. 78.1 БК РФ указывает на возможность расторжения указанных договоров в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Как видим, закон прямо предусматривает возможность как изменения, так и расторжения договора, требуя от заказчика только размещения информации об изменении договора в ЕИС и в реестре договоров, заключенных заказчиками, а о расторжении договора - в реестре договоров, заключенных заказчиками, и в реестре недобросовестных поставщиков.


Вместе с тем, следует учитывать, что возможны различные варианты трактовки ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Так, в письме Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2349 высказано мнение, что изменены могут быть только условия, упомянутые в этой норме: условия об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора. Однако, на наш взгляд, это слишком расширительное толкование приведенной нормы. Во-первых, сама она не содержит никаких запретов на изменение условий договора, а только устанавливает обязанность сообщать об этих изменениях. Во-вторых, следует заметить, что она говорит об изменении конкретных условий - части тех условий, которые обязательно должны включаться и в извещение о закупке, и в документацию о закупке (п.п. 3 - 5 ч. 9 , п.п. 3 - 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а также вносятся в реестр договоров, заключенных заказчиками, отдельной строкой (пп. "д" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных на основании ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132). Соответственно, можно сделать вывод, что такие условия договора предполагаются наиболее значимыми, по причине чего об изменении некоторых из них необходимо уведомлять публично. Видимо, именно на таком подходе основаны разъяснения, данные в другом письме Минэкономразвития России - письме от 04.08.2015 N Д28и-2250, в котором со ссылкой на ту же норму говорится о невозможности изменения конкретно предмета договора, как раз относящегося к указанной выше категории условий.


Кроме того, по нашему мнению, в отдельных случаях изменение договора в виде увеличения количества товаров, объема работ или услуг по соглашению сторон по сути также может расцениваться как заключение нового договора и, следовательно, как новая закупка, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств . Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.


Односторонний отказ от договора (исполнения договора) полностью или частично , как следует из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, допускается в случаях, установленных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).

В отличие от законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в законе о закупках отдельными юрлицами никак не регулируются вопросы расторжения подписанных по результатам торгов по 223-ФЗ.

Возможность расторжения договора по 223-ФЗ

Законодательство только указывает на возможность расторжения договоров, заключенных по 223-ФЗ, а также на право сторон на изменения контрактов. Косвенно указывает на возможность изменения договора обязанность заказчика передать сведения о внесенных изменениях в договор в . Также в 223-ФЗ есть упоминание о необходимости внесения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщиках, договоры с которыми были расторгнуты в судебном порядке из-за существенных нарушений при исполнении контракта.

В 223-ФЗ указано, что, помимо самого закона о закупках отдельными юрлицами, заказчики должны руководствоваться в своей деятельности положениями гражданского законодательства (в частности, Гражданского кодекса) и локальным Положением о закупках.

Расторжение договора допускается по следующим основаниям:

  1. По соглашению сторон .
  2. В одностороннем порядке .
  3. По решению суда .

В Гражданском кодексе подчеркивается, что стороны могут договор по соглашению сторон. Но такая возможность должна быть предусмотрена договором. В некоторых соглашениях заказчики указывают на невозможность изменения договора по соглашению сторон.

Помимо Гражданского кодекса, заказчики должны учитывать нормы собственного Положения о закупке, которые он принимает в соответствии с ч. 2 ст. 2 223-ФЗ. Обычно в нем содержатся основания и порядок расторжения договора. Регламент расторжения контракта варьируется в разных закупочных Положениях заказчиков по 223-ФЗ. Так, в Положении о закупке допускается прописать, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон (при существенном изменении условий исполнения контракта) или в одностороннем порядке (при существенном нарушении одной из сторон своих обязательств по контракту).

Расторжение по соглашению сторон

В отношении расторжения контракта в согласительном порядке никаких специальных норм в 223-ФЗ не содержится. Поэтому стороны могут ориентироваться на ст. 450 ГК, согласно которой, договор допускается расторгнуть по соглашению сторон.

Порядок действий

Порядок расторжения контракта по соглашению сторон следующий:

  1. Заказчик направляет поставщику предложение в письменном виде о расторжении контракта .
  2. При согласии поставщика стороны подписывают в установленные сроки дополнительное соглашение .
  3. Дата расторжения договора указывается в или совпадает с датой его подписания обеими сторонами.

В случае если поставщик забирает поставленные товары, по которым заказчик перечислил аванс, то поставщик обязан вернуть средства заказчику, согласно Постановлению Пленума ВАС от 2014 года №35.

Заказчик по результатам расторжения государственного контракта обязаны внести сведения в реестр контрактов по ч. 2 ст. 4.1 ФЗ-223. При нарушении сроков для размещения сведений в реестр договоров должностное лицо должно заплатить в размере 30000-50000 р., юрлицо – 100000-300000 р. Такие санкции предусмотрены в ст. 7.32.3 КоАП.

В реестр недобросовестных поставщиков при подписании дополнительного соглашения о расторжении контракта информация не передается.

При отказе второй стороны расторгнуть договор в согласительном порядке заказчик-инициатор может расторгнуть его по решению суда. Основанием для обращения в суд может стать только существенное нарушение договора второй стороной или изменение внешних обстоятельств реализации контракта, которые нельзя было предвидеть при его заключении.

Требование в суд может быть направлено только в следующем случае :

  1. От второй стороны был получен отказ на предложение изменить договор.
  2. От второй стороны не было получено ответа в 30-дневные сроки.

Оформление

В дополнительном соглашении о расторжении контракта необходимо прописать следующие сведения:

  1. Реквизиты договора, который расторгается (дата и номер).
  2. Наименование сторон : заказчика и поставщика.
  3. Наименование документа : «Дополнительное соглашение о расторжении контракта».
  4. Указание на то, что стороны достигли соглашение расторгнуть контракт .
  5. Ссылка на контракт, в котором указано право сторон на расторжение контракта в согласительном порядке.
  6. Дата вступления договора в силу (при необходимости отложить дату расторжения).
  7. Дополнительные обязательства : например, обязанность заказчика вернуть исполнение контракта в установленные сроки или оплатить оказанные подрядчиком услуги на текущую дату.
  8. Дата подписания документа .
  9. Подписи и печати сторон (при наличии).

Дополнительное соглашение обязательно имеет письменный формат и оформляется по числу сторон контракта.

Расторжение в одностороннем порядке

Расторжение договора в одностороннем порядке допускается только в строго ограниченных случаях, которые содержатся в договоре, в Положении о закупке или Гражданском кодексе.

Случаи расторжения

По пояснениям письма Минэкономразвития России от 2015 года №ОГ-Д28-2482, основания для одностороннего расторжения должны опираться на нормы Гражданского кодекса. Согласно ст. 310 Гражданского кодекса, у заказчика и поставщика по умолчанию отсутствует право на расторжение контракта в одностороннем порядке, кроме предусмотренных законодательством случаев.

Заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщиком был поставлен товар , не соответствующий условиям закупки или с недостатками, которые не поставщик не смог устранить в приемлемые сроки. Также веской причиной станет то, что поставщиком неоднократно – два и более раз – нарушены сроки поставки товаров (обычно на период от 30 дней и более), а также если поставлен некомплектный товар, и поставщик в разумные сроки не устранил требование заказчика о доукомплектовании.

Поставщик вправе расторгнуть контракт, если заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты товаров или допускал неоднократно невыборку партии товаров, предусмотренной контрактом.

Основаниями для расторжения контракта по оказанию услуг могут стать:

  1. Ситуации, когда подрядчик не приступил в установленные сроки к исполнению контракта или выполняет работы так медленно, что закончить их в установленные сроки не представляется возможным.
  2. При неоднократном нарушении сроков .
  3. При нарушении условий выполнения работ и при неустранении недостатков в отведенные заказчиком сроки либо если недостатки работ являются неустранимыми и существенными.
  4. При существенных претензиях заказчика к качеству выполненных работ .
  5. При существенном контракта .

В отношении договора возмездного оказания услуг заказчик может отказаться от договора при условии оплаты фактически понесенных расходов, а исполнитель – если полностью возместит убытки учреждению. В отдельных федеральных законах предусмотрен особый порядок расторжения договора в одностороннем порядке. Например, если заказчиком были нарушены сроки оплаты услуг связи, и это нарушение не было устранено в течение 6 месяцев и более после получения уведомления о намерении приостановить оказание услуг, то оператор связи расторгает договор в одностороннем порядке.

Также основаниями для одностороннего расторжения договора могут стать несоответствие требованиям закупки, отсутствие членства в СРО или отсутствие лицензии, которые обязательны для исполнения контракта.

Заказчик вправе расторгнуть контракт, если им был выявлен факт фальсификации сведений победителем закупки в момент подачи заявки на участие. Стоит отметить, что в данном случае заказчик вправе расторгнуть контракт, а не обязан это сделать, как это сказано в 44-ФЗ.

Алгоритм действий

При расторжении контракта в одностороннем порядке порядок действий следующий:

  1. Заказчик передает в адрес исполнителя уведомление . Такое уведомление содержит сведения о расторгаемом контракте, причину для возможного расторжения договора со ссылками на пункт договора, Положение о закупках или Гражданский кодекс. Для соблюдения всех формальностей заказчик должен предоставить исполнителю возможность исправить допущенные недостатки: например, допоставить товары, устранить недостатки в оказанных услугах и пр. На это обычно отводится 10-30 дней. Отправку уведомления заказчику следует обеспечить несколькими способами, один из которых – почтовая отправка заказным письмом с уведомлением о вручении.
  2. После получения исполнителем уведомления и неустранения исполнителем недостатков в установленные сроки договор автоматически расторгается .
  3. При существенных нарушениях подрядчиком своих обязательств заказчик передает сведения о нем в РНП . Необходимость передачи сведений в реестр предусмотрена в ч. 2 ст. 5 223-ФЗ. Решение о включении сведений в реестр по результатам рассмотрения информации от заказчика принимает .

При расторжении договора вторая сторона может требовать возмещения убытков, которые были причинены при расторжении договора.

Заказчик вправе удержать обеспечение исполнения контракта, внесенное поставщиком, если такая возможность была предусмотрена условиями договора или получить выплаты в рамках предоставленной .

При расторжении договора из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по контракту заказчик вправе направить предложение подписать контракт участнику, который стал вторым. Такой договор подписывается с согласия участника и на условиях, которые были указаны в поданной им заявке на участие в закупке.

Если перед расторжением контракта поставщик частично исполнил обязательства по контракту, то при подписании нового договора объем работ, услуг и поставляемого товара уменьшаются с учетом поставленной партии. Пропорционально уменьшается и стоимость контракта.

Таким образом, в 223-ФЗ нет императивных норм относительно порядка расторжения контракта. Но право на расторжение контракта в одностороннем порядке и по соглашению сторон предусмотрено в законодательстве о закупке отдельными юрлицами. При расторжении контракта подрядчикам и заказчикам по 223-ФЗ необходимо опираться на Гражданский кодекс, условия Положения о закупках и сам контракт.

(Пока оценок нет)



Просмотров