Реорганизация территориальных органов статистики. Статистика попала под сокращение

От 29.11.2007 г, организации, их филиалы и представительства, ИП, органы власти и управления обязаны подавать отчетность в Федеральную службу государственной статистики (Росстат) по месту регистрации. Предпочтительнее делать это онлайн, по телекоммуникационным каналам связи.

Чаще всего юридические лица заключают договор с оператором-посредником и подают отчетность через него. При наличии усиленной цифровой подписи компания может отправлять информацию самостоятельно с помощью web-формы на сайте Росстата.

Сдача электронной отчетности предполагает ее формирование в 1C, затем загрузку на сайт Федеральной службы или в специальную программу оператора. В формах должны быть заполнены реквизиты организации, в том числе код территориального подразделения Росстата (ТОГС, ТОФСГС) , в который адресована информация. С этим связан наиболее частый вопрос, возникающий у бухгалтеров при формировании отчетности — как узнать код ТОГС?

Код ТОГС - оригинальный номер, присвоенный территориальному органу ФСГС. Определяется как XX-YY , где XX - это код региона (субъекта РФ), Y - участка.

В 80 субъектах (включая города федерального значения) используется единый код Росстата формы XX-00 . В Краснодарском крае, Кемеровской, Московской, Ростовской, Саратовской областях действуют несколько подразделений Государственной статистики (коды разные), контролирующие отдельные районы региона.

В Московской области (без города Москвы) действует 50 отделов Государственной статистики, каждому из которых присвоен свой код. Выбирать необходимо из списка на сайте Мособлстата msko.gks.ru . Если абонент не нашел свой район в перечне представленных, ему следует использовать «универсальный» код получателя 50-00.

Ростовстат (Ростовская область) , в основном, собирает информацию через аккредитованных операторов связи. Юридическому лицу необходимо выбрать одного из списка, заключить с ним договор и зарегистрироваться. Код территориального подразделения ФСГС будет зависеть от:

  • места регистрации (района, города);
  • оператора.

Для юридических лиц, пользующихся услугами компаний «Русь-Телеком», «Орбита», «Курьер», «Роста», «Удостоверяющий центр» и «Такском», код ТОГС всегда будет 61-01. Все остальные опираются на список на сайте Ростовстата.

Краснодарстат (Краснодарский край) получает и обрабатывает информацию от юридических лиц, зарегистрированных на территории региона и соседней республики Адыгея. Статистика в основном передается через операторов связи. Используются 3 кода получателя:

  • 23-00 - для респондентов городов Сочи и Краснодара;
  • 23-99 - для тех, кто зарегистрирован в других населенных пунктах края;
  • 01-00 - для юридических лиц из республики Адыгея.

Респонденты из Саратовской области независимо от места нахождения (района, города) сдают статотчетность с помощью операторов связи или самостоятельно через web-форму на сайте ФСГС, используя единый код адресата 64-05. То же касается юридических лиц, относящихся к Новокузнецкому отделу Росстата Кемеровской области : при подаче электронной отчетности они применяют код 42-00 (а не «свой» 42-01).

Респонденты Республики Крым и города Севастополя могут отправлять электронную отчетность по федеральным правилам с середины 2016 года.

Для этого Росстат заключил договоры с несколькими операторами (их можно выбрать из списка). Код ТОГС для Крыма - 91-00, для Севастополя - 92-00.

Некоторые регионы объединяются под контроль одного подразделения Росстата - регионального Управления Федеральной службы государственной статистики. Например, респонденты из Ненецкого автономного округа и Архангельской области присылают отчетность в единый УФСГС . Несмотря на это, коды они проставляют разные:

  • 29-00 используют юридические лица, зарегистрированные в Архангельской области;
  • 83-00 используют респонденты из Ненецкого АО.

Организации и ИП из Санкт-Петербурга и Ленинградской области подают отчетность в УФСНС Петростат. При этом первые адресуют формы на код 78-00, вторые - на 47-00. Похожая ситуация сложилась в УФСГС Тюменьстат :

  • 72-00 код предусмотрен для респондентов из Тюменской области;
  • 86-00 - из Ханты-Мансийского АО;
  • 89-00 - из Ямало-Ненецкого АО.

Необходимость

Впервые коды ТОГС были введены Приказом Росстата и Федеральной налоговой службы от 18.01.2008 г. № 5/ММ-3-11/14@. Это было необходимо для оптимизации информационного сотрудничества между двумя ведомствами (в тот период началось активное формирование единого государственного сетевого пространства).

ФНС делилась с Росстатом сведениями о налогоплательщиках-организациях, Росстат в ответ отправлял отчетность, которую эти юридические лица сдавали. Для регионального взаимодействия каждому отделению ФСГС на местах был присвоен код, соответствующий номеру территориального УФНС.

Сейчас этот код используется для сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде: через специализированное ПО оператора связи или web-сервис на сайте ФСГС online.gks.ru (при наличии ). Предварительно формы заполняются в 1C. Код ТОГС указывается в интерфейсе программы (в карточке с реквизитами организации) для того, чтобы отчеты были отправлены в нужное территориальное подразделение, а сервер Росстата смог его принять.

В большинстве случаев код ТОГС проставляется автоматически в зависимости от места регистрации юридического лица. Если этого не произошло, при попытке отправить форму с отчетом программа выдаст ошибку «Не найден адрес получателя». Как ее исправить:

  • в меню «Справочники и настройки учета» выбрать раздел «Организации», затем найти нужную;
  • во вкладке «Коды статистики» внести нужный параметр в поле «Код территориального органа Росстата», сохранить.

Если отчетность сдается «по-старинке», в бумажном виде лично или по почте, код ТОГС не требуется.

Как и где узнать

Не существует отдельных законодательных актов, в которых были бы перечислены коды территориальных органов Росстата. Приказ № 5/ММ-3-11/14@ не в полной мере отражает положение вещей, сложившееся к 2018 году. Так, в нем не учтено последующее выделение некоторых отделов на местах в самостоятельные подразделения , собирающие статистику с респондентов, не говорится про Республику Крым и город Севастополь.

Тем не менее, информацию можно узнать несколькими способами :

Специальное ПО операторов связи, которое юридические лица используют для отправки отчетности, предоставляется с уже заполненными реквизитами. Программы интегрируются с установленной на компьютере клиента 1C.

Если код ТОГС не был внесен автоматически — это системная ошибка. Исправить ее можно, связавшись с технической поддержкой оператора.

Смена места регистрации организации

Если организация меняет «прописку» - переезжает в другой регион - соответственно, меняется и территориальное подразделение Росстата. По закону, проходит через Федеральную налоговую службу.

После процедуры новая ИФНС в течение 5 рабочих дней обязана уведомить Росстат о респонденте, самостоятельно ничего сообщать не нужно.

При подаче отчетности по новому адресу код региона проставляется другой. Корректировки должны быть отражены в 1C. Чаще всего организация перезаключает договор с оператором связи, и тот синхронизирует бухгалтерию клиента со своим ПО. При подаче отчетности через web-форму на сайте ФСГС код следует поменять самостоятельно в 1C в карточке с реквизитами компании.

Если организация меняет место регистрации в пределах одного субъекта РФ, код ТОГС остается прежним .

Таким образом, коды территориальных подразделений Росстата - уникальные номера, закрепленные за отделениями Федеральной службы государственной статистики в субъектах РФ и на местах. Они необходимы для подачи форм бухгалтерской отчетности в виде электронного документа. С их помощью система определяет получателя (адресата).

Чаще всего в каждом регионе России действует свой код Росстата. Для респондентов из Краснодарского края, Московской и Ростовской областей он зависит от района, города регистрации организации или оператора-посредника. Узнать код своего получателя отчетности можно, обратившись в Росстат лично, по телефону или на сайте.

Как получить коды статистики онлайн? Узнайте из данного видео.

Приказ Росстата от 09.08.2016 N 404 "О реорганизации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу и создании Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

О РЕОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ТЮМЕНСКОЙ

ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ

ОКРУГУ - ЮГРЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ

ОКРУГУ И СОЗДАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ

И ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.07.2016 N 1602-р приказываю:

1. Реорганизовать Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу путем их слияния и создать в г. Тюмени Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.

2. Назначить председателем Комиссии по реорганизации территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (далее - Комиссия), указанных в пункте 1 настоящего Приказа, руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области Менову Н.Ф., заместителями председателя Комиссии - руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Ярлова В.М. и руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу Скряго М.А.

3. Председателю Комиссии:

3.1. Определить состав Комиссии и утвердить ее состав приказом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области;

3.2. Представить в срок до 20 августа 2016 г. в Росстат предложения по структуре создаваемого территориального органа.

4. Комиссии осуществить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий по реорганизации, предусмотренной в пункте 1 настоящего Приказа, в соответствии с утвержденным планом-графиком.

5. Руководителям реорганизуемых территориальных органов Росстата, указанных в пункте 1 настоящего Приказа, в установленном законодательством Российской Федерации порядке уведомить работников указанных территориальных органов о реорганизации и обеспечить соблюдение гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Финансово-экономическому управлению (Евдокимова И.А.), Управлению развития имущественного комплекса (Луговой Н.В.), Управлению информационных ресурсов и технологий (Бурдаков М.В.), Управлению организации проведения переписей и сплошных обследований (Базаров А.В.) обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией пункта 1 настоящего Приказа, в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных Федеральной службе государственной статистики на 2016 год.

7. Установить, что правопреемником по правам и обязанностям реорганизуемых Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Тюменской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу, является Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.

8.1. Территориальные органы образуются приказом Росстата для осуществления полномочий Росстата на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов Росстата (далее - схема размещения).

В приказе Росстата об образовании территориального органа определяются полное и сокращенное наименования территориального органа Росстата.

8.2. Подготовленная в Росстате схема размещения с пояснительной запиской вносится в Правительство Российской Федерации руководителем Росстата.

8.3. Пояснительная записка Росстата, прилагаемая к проекту схемы размещения, должна содержать:

а) цели создания и основные задачи территориальных органов;

б) виды (вид) образуемых территориальных органов;

в) сведения о территориях деятельности территориальных органов;

г) финансово-экономическое обоснование, в том числе сведения о необходимой численности и квалификации персонала территориальных органов.

8.4. Схема размещения территориальных органов Росстата утверждается Правительством Российской Федерации.

8.5. При необходимости образования территориального органа Росстата, не предусмотренного утвержденной схемой размещения, руководитель Росстата вносит в Правительство Российской Федерации предложение о внесении изменений в утвержденную схему размещения с соответствующей пояснительной запиской.

Образование территориального органа Росстата в этом случае осуществляется после внесения в установленном порядке изменений в соответствующие акты Правительства Российской Федерации.

8.6. Принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов Росстата производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.

В решении Росстата о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласование изменений, вносимых в схему размещения, осуществляется Росстатом в порядке, аналогичном порядку согласования проектов актов.

8.7. Территориальный орган Росстата осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной службе государственной статистики и положением об этом территориальном органе.

8.8. В каждом положении о территориальном органе Росстата определяются типовые правила:

а) осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, а также мер государственного принуждения (в случаях, предусмотренных федеральными законами);

б) реализации федеральных программ, планов и иных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

в) взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;

г) осуществления полномочий руководителя территориального органа Росстата.

8.9. В каждом положении о территориальном органе Росстата, утверждаемом руководителем Росстата, определяются основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности соответствующих руководителей и иных должностных лиц территориального органа за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, порядок представления отчетности территориального органа, а также порядок контроля за его деятельностью.

Руководители территориальных органов Росстата могут быть освобождены от должности руководителем Росстата в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

8.10. Руководитель территориального органа Росстата организует его деятельность и несет персональную ответственность за осуществление территориальным органом возложенных на него функций.

8.11. Росстат вправе приостановить действия и отменить решения своего территориального органа.

Порядок приостановления действий и отмены решений территориального органа устанавливается руководителем Росстата.

8.12. Исполнение поручений Росстата его территориальными органами осуществляется в порядке, аналогичном порядку исполнения поручений структурными подразделениями Росстата.

Информация об исполнении поручения направляется в Росстат руководителем территориального органа.

Контроль за исполнением поручений осуществляется Росстатом.

8.13. Поступившие в Росстат обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, руководители структурных подразделений Росстата направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в Росстате.

Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Росстате.

При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Руководители структурных подразделений Росстата могут запрашивать для информации копии ответов территориальных органов Росстата заявителям.

8.14. В территориальном органе Росстата рассматриваются и в соответствии с полномочиями принимаются решения по поступившим непосредственно в территориальный орган обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, а также граждан.

В случае если у территориального органа Росстата недостаточно полномочий или информации для ответа на поставленные в обращении вопросы, руководитель территориального органа направляет его на рассмотрение в Росстат с указанием срока регистрации обращения в территориальном органе.

Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) Росстата или руководителем структурного подразделения Росстата в течение 30 дней с даты регистрации обращения в территориальном органе.

При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен заместителем руководителя Росстата, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

8.15. Территориальные органы Росстата взаимодействуют в пределах своей компетенции с территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами Росстата. При решении совместных задач территориальные органы Росстата обеспечивают необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

8.16. Руководителем Росстата в целях повышения эффективности и координации работы территориальных органов образуется Совет руководителей территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (далее - Совет руководителей), который осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Положением о Совете руководителей.

Совет руководителей является постоянно действующим совещательным органом при руководителе Росстата и им возглавляется.

Состав Совета руководителей и порядок участия членов Совета руководителей в его заседаниях определяются руководителем Росстата и утверждаются приказом Росстата.

8.17. Территориальные органы в рамках соответствующего федерального округа, по согласованию с руководителем Росстата, могут образовывать региональные советы руководителей территориальных органов Росстата (далее - региональные советы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми руководителем Росстата.

Региональные советы являются постоянно действующими совещательными органами и возглавляются одним из руководителей территориальных органов Росстата, осуществляющих свою деятельность на территориях соответствующих федеральных округов.

Ликвидация управления Росстата в Курганской области негативно отразится на эффективности деятельности региональных органов власти и управления. Об этом сегодня, 24 августа, заявил «ФедералПресс» старший научный сотрудник Курганского филиала Института экономики УрО РАН, кандидат экономических наук, профессор Николай Кремлев.

«Руководитель Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) Александр Суринов, выполняя распоряжение правительства РФ № 1602 от 27 июля 2016 года о сокращении численности статистических органов страны, необоснованно начал проводить ликвидацию территориальных органов ФСГС в Российской Федерации за счет объединения статистических служб регионов на базе крупных субъектов РФ.

Такая стратегия негативно отразится на эффективности деятельности региональных органов власти и управления. Потому что получаемая из новых крупных структур региональная статистическая информация о состоянии экономики и социальной сферы будет иметь большие ошибки регистрации и репрезентативности. Региональная власть будет получать искаженную статистику о реальной действительности, как в кривом зеркале.

Даже существующая система статистики часто имеет ошибки, которые влияют на эффективное управление регионом. Например, в Курганской области практически ликвидированы муниципальные отделы статистики и у руководителей районов имеются большие расхождения между данными официальной статистики ФСГС и информацией, собираемой по федеральному закону о похозяйственном учете в муниципальных образованиях.

Росстат на эти расхождения данных не обращает внимания, его интересует только экономия содержания аппарата статистиков в регионах и укрепление центрального аппарата. Руководители Росстата ошибочно думают, что смогут собрать качественную информацию о деятельности муниципальных образований.

Произошло нарушение статей Конституции РФ (ст. 71-р «О статистическом и бухгалтерском учете» и закона № 282 от 29 ноября 2007 года «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Так, ст. 4, п. 1 федерального закона № 282 – «Полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации» будет нарушена для органов государственной власти и управления регионов страны. Особенно пострадает качество статистической информации, отражающей социально-экономические явления и процессы в субъектах РФ.

Например, важнейшее обследование домашних хозяйств, которое проводится в регионах уже около 100 лет (выборочным методом), не получит своего развития. Информация о жизнедеятельности 371 тысячи домашних хозяйств (семей), проживающих на территории Курганской области, будет недоступна для власти и населения. Собираемая сегодня выборочная статистическая информация всего о 400 домашних хозяйствах является репрезентативной. Данная уникальная работа, позволяющая определять структуры потребления у населения области, его уровень жизни и расчеты прожиточного минимума, будет практически ликвидирована.

Такая же перспектива ждет выборочное обследование общей безработицы (по методологии МОТ), состояния рынка труда и занятости населения. А состояние малого бизнеса, который в области насчитывает около 30 тысяч субъектов хозяйствования, также нельзя будет объективно оценить из Москвы или Екатеринбурга.

Не будет возможности качественно оценить динамику такого главного экономического показателя субъектов РФ, как валовой региональный продукт (ВРП), в который также входят показатели наблюдений и отчетов о деятельности малого и среднего бизнеса, муниципальной статистики и других досчетов в производстве товаров и услуг в торговле, общественном питании и социальной сфере.

В УрФО сокращение численности работающих в статистических органах проводится за счет Курганской области. Данный эксперимент руководства ФСГС нанесет значительный ущерб сложившейся за 73 года системе статистики области. В советские времена в управлении статистики работало более чем 400 человек, в 2015 – 190 статистиков, а после объединения со Свердловской областью будут ликвидированы все районные представительства, а в Кургане останутся одни сборщики отчетности.

Многие статистические наблюдения в социальной сфере и экономике уже переведены на выборочные исследования, что не обеспечивает необходимой точности информации о реальной действительности.

Такого эксперимента центральной власти с региональными статистическими органами не зафиксировано ни в одной стране мира. Например, власти Германии, наоборот, укрепляют статистические органы, а аналитику переводят на федеральный уровень. В США основой всей статистики являются штаты, а в России ликвидируют основу статистики – сбор статистической информации с мест, что нарушает не только научные принципы учета, но и обеспечение качественной информацией региональные органы власти для эффективного управления территориями.

Поэтому считаю такое решение Александра Суринова и правительства РФ ошибочными, противоречащими Конституции РФ и законодательству».

МОСКВА, 24 марта. /Корр. ТАСС Елена Рожкова/. Основные проблемы Росстата - это отсутствие молодых специалистов, снижение качества первичной отчетности, невысокие заработные платы, считают опрошенные ТАСС экс-замминистры экономического развития РФ Андрей Клепач и Алексей Ведев, которые в периоды своей работы курировали в министерстве макроэкономический блок.

По их мнению, перевод статистического ведомства обратно в подчинение Минэкономразвития эти глобальные проблемы не решит: Росстат нуждается в финансовой защите и должен оставаться независимым.

Вечером 23 марта Минэкономразвития опубликовало проект постановления о передаче Росстата в ведение министерства. Согласно пояснительной записке к документу, Минэкономразвития также перейдут функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета. По данным источника ТАСС в правительстве РФ, совещание по этому вопросу у первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова может пройти уже на следующей неделе.

Нерепрезентативная статистика

Росстат подчиняется напрямую правительству РФ с 2012 года, когда по рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда Россия пока не входит, он был выведен из-под контроля Минэкономразвития.

22 марта глава Минэкономразвития Максим Орешкин выступил перед журналистами с резкой критикой работы Росстата. По его словам, опубликованная статистика за февраль нерепрезентативна как по фундаментальным, так и по техническим причинам. Министр аргументировал свое заявление тем, что база прошлого, високосного года, принятая за основу, и перенос на февраль этого года дополнительных праздничных дней исказили статистические данные.

Кроме того, Орешкин считает, что переход Росстата на новую методологию с технической точки зрения оказался крайне неудачным: в начале года возникли частые переносы сроков публикации, текущие оценки не всегда базируются на реальных отчетных данных. Резюмировал свое заявление министр тем, что публикуемые Росстатом данные за январь и февраль текущего года могут быть значительно пересмотрены.

С 1 января 2017 года все российские ведомства перешли на новые классификаторы: общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД-2) и общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2).

Европейские стандарты

Российские классификаторы созданы путем переноса кодов и описаний соответствующих позиций из европейских классификаторов. При этом ОКВЭД-2 кодирует структуру экономики, ОКПД-2 - товары и услуги в соответствии со структурой. Внедрением новых кодов и пересмотром старых занималось Минэкономразвития. Изначально переход на новые классификаторы предусматривался с 2015 года, однако потом был перенесен на 2017 год.

Действительно, первые два месяца 2017 года Росстат публиковал данные о промышленном производстве позднее обычного. Так, данные за январь были опубликованы на три дня позднее срока и в нерабочий день - субботу. Февральские данные также были опубликованы в субботу, на два дня позднее обычного срока. Росстат пояснил перенос сроков проблемами с переходом на новые версий ОКВЭД и ОКПД, что потребовало проведения дополнительной работы с респондентами. Эта работа, начатая в январе, продолжается и в марте текущего года при сборе данных за февраль.

Зарплаты и кадры

По мнению Ведева, который покинул министерство в конце февраля текущего года, переход Росстата обратно в ведение Минэкономразвития существенно качество работы статистического ведомства не улучшит.

Ведев считает, что сложности с переходом на новые классификаторы могут быть связаны и с кадровым составом, который, по словам экс-замминистра, в Росстате "довольно возрастной", а квалификация сотрудников уже не на высшем уровне. По словам Ведева, в Росстат неохотно идут молодые специалисты, и одной из причин этого могут быть невысокая зарплата.

Согласно опубликованным сведениям об использовании Росстатом и его территориальными органами выделенных на 2016 год средств, расходы на бюджет Росстата на 2016 год составляют 23,6 млрд рублей. Их них расходы на выплату зарплаты территориальным органам составляют более 10 млрд рублей, на центральный орган - чуть больше 800 млн. Средняя зарплата сотрудников в 2016 году составила 81,7 тыс. рублей при численности в 620 человек, рост по отношению к 2015 году составил 10,4%. Это не самый низкий показатель зарплат среди госслужб и агентств. Но для сравнения: средняя зарплата в Администрации президента РФ в 2016 году составила 218,6 тыс. рублей.

Клепач считает, что переход Росстата под контроль Минэкономразвития может сделать зарплаты сотрудников Росстата еще ниже. "При нынешних правилах это означает, что Росстат потеряет в зарплате - у нас в службах и агентствах, подчиняющихся правительству, получают больше. Росстат может и напрямую правительству подчиняться, и министерству, но надо укреплять и финансово Росстат, и по-любому сохранять правила и традиции, которые там есть", - сказал Клепач. Он добавил, что позиции Росстата необходимо укреплять в части первичной статистической информации, которая поступает от предприятий в регионах.

"И здесь надо укреплять позиции Росстата и ответственность предприятий за ту информацию, которую они предоставляют. Надо Росстату помочь работать с данными по крупным интегрированным холдингам, как у налоговой службы есть по крупным налогоплательщикам", - отметил замглавы ВЭБ.

Росстат должен быть независим

"Поддерживать Росстат надо финансово и организационно, укреплять. Ни в коем случае нельзя диктовать Росстату, какие цифры ему писать", - резюмировал Клепач.

С этим мнением солидарен глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. "Росстат с нашей точки зрения должен быть независимой организацией, как он сейчас есть, при правительстве, чтобы он не был в чьем-то ведомственном подчинении. Поскольку мы имели уже такой опыт, когда он был в структуре Министерства экономики, и после этого там цифры, статистические данные по росту экономики, по другим агрегирующим показателям, которые характеризуют состояние экономики, просто подправлялись", - сказал Шмаков.

По мнению профсоюзного лидера, МЭР заинтересовано в том, чтобы отчеты по экономике были хорошими. "Не в том, чтобы экономика была хорошая, а Министерство экономики как бюрократическая структура заинтересована в том, чтобы были хорошие отчеты о его деятельности, чтобы все думали, что экономика у нас развивается", - считает он. Шмаков высказал опасение, что в случае включения в состав Минэкономразвития, Росстат может "лакировать истинное положение", ссылаясь на "различные подходы, методики, международный опыт".

Мнения разделились

В свою очередь глава Минпромторга Денис Мантуров высказался в поддержку перехода Росстата под контроль Минэкономразвития. "Я считаю, это абсолютно профильная задача Минэкономразвития - заниматься прогнозированием и подведением, в том числе, статистических итогов для того, чтобы оперативно и качественно влиять на принятие решений и правительством, и ведомством для управления отраслям экономики", - сказал Мантуров.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина считает, что необходимо повышать доверие к данным Росстата. "Действительно, данные Росстата должны пользоваться доверием, потому что пользователи - не только органы власти, но и практически все экономические субъекты. И чем больше будет доверия к его профессионализму, независимости, тем будет лучше", - сказала она.

Председатель ЦБ отметила, что в оценках Росстата есть объективные сложности. "Когда Росстат делает оценки при серьезном изменении факторов - внешних факторов, изменения структурные происходят. Это нужно учитывать в динамике, поэтому неизбежны такие пересчеты", - считает Набиуллина.



Просмотров