Промбезопасность группы. Области аттестации по промышленной безопасности

Вконтакте

Одноклассники

Понятия массовая и элитарная культура определяют собой два типа культуры современного общества, которые связаны с особенностями способа существования культуры в обществе: способами ее производства, воспроизводства и распространения в обществе, позицию, которую культура занимает в социальной структуре общества, отношение культуры и ее творцов к повседневной жизни людей и социально-политическим проблемам общества. Элитарная культура возникает прежде массовой, но в современном обществе они сосуществуют и пребывают в сложном взаимодействии.

Массовая культура

Определение понятия

В современной научной литературе имеются различные определения массовой культуры. В одних массовая культура связывается с развитием в ХХ веке новых коммуникативных и репродуктивных систем (массовая пресса и книгоиздание, аудио- и видеозапись, радио и телевидение, ксерография, телекс и телефакс, спутниковая связь, компьютерная технология) и глобальным информационным обменом, возникшим благодаря достижениям научно-технической революции. В других определениях массовой культуры подчеркивается ее связь с развитием нового типа социальной структуры индустриального и постиндустриального общества, которая привела к созданию нового способа организации производства и трансляции культуры. Второе понимание массовой культуры является более полным и всесторонним, т. к. оно не только включает в себя изменившуюся технико-технологическую основу культурного творчества, но и рассматривает социально-исторический контекст и тенденции трансформаций культуры современного общества.

Массовой культурой называют такой вид продукции, которая ежедневно производится в больших объемах. Это совокупность явлений культуры XX века и особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление. Другими словами, это поточно-конвеерное производство по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная по самым широким каналам, в том числе и по ТВ.

Возникновение массовой культуры

Относительно предпосылок появления массовой культуры существует несколько точек зрения:

  1. Массовая культура зародилась на заре христианской цивилизации. В качестве примера называются упрощенные варианты Библии (для детей, для нищих), рассчитанные на массовую аудиторию.
  2. В XVII-XVIII веках в Западной Европе появляется жанр приключенческого, авантюрного романа, что значительно расширило аудиторию читателей за счет огромных тиражей. (Пример: Даниэль Дефо - роман «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописание людей рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. п.).
  3. В 1870 г. в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман. Но это лишь предыстория массовой культуры. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Появление массовой культуры связано с массовизацией жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. В это время возросла роль людских масс в различных областях жизни: экономике, политике, управлении и общении людей. Ортега-и-Гасет так опре­деляет понятие масс:

Масса - это толпа . Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. Масса - средний человек. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыде­ленных ничем. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «не отличается от остальных и повторяет общий тип».

К числу предпосылок массовой культуры можно также отнести возникновение в период становления бужруазного общества системы массовых коммуникаций (пресса, массовое книгоиздание, затем радио, телевидение, кино) и развитие транспорта, позволивших сократить пространство и время, необходимые для передачи и распространения в обществе культурных ценностей. Культура выходит из местного, локального существования и начинает функционировать в масштабах национального государства (возникает национальная культура, преодолевающая этнические ограничения), а затем и входит в систему межнационального общения.

К числу предпосылок массовой культуры следует отнести также создание в рамках буржуазного общества особой структуры институтов для производства и распространения культурных ценностей:

  1. Появление общественных институтов образования (общеобразовательные школы, профессиональная школа, высшие учебные заведения);
  2. Создание институтов, производящих научные знания;
  3. Появление профессионального искусства (академии изобразительного искусства, театр, опера, балет, консерватория, литературные журналы, издательства и объединения, выставки, публичные музеи, выставочные галереи, библиотеки), которое включало также возникновение института художественной критики как средства популяризации и развития его произведений.

Особенности и значение массовой культуры

Массовая культура в наиболее концентрированном виде проявляется в художественной культуре, а также в сфере досуга, общения, управления и экономики. Термин «массовая культура» был впервые введен немецким профессором М. Хоркхаймером в 1941 году и американским ученым Д. Мак-дональдом в 1944 году. Содержание этого термина достаточно противоречиво. С одной стороны, массовая культура - «культура для всех» , с другой - это и «не вполне культура» . В определении массовой культуры подчеркивается распрост раненность и общедоступность духовных ценностей, а также легкость их усвоения, не требующая особого развитого вкуса и восприятия.

Существование массовой культуры основывается на деятельности средств массовой информации , так называемых технических видов искусства (кино, телевидения, видео). Массовая культура существует не только в демократических общественных системах, но и в тоталитарных режимах, где все являются «винтиками» и все уравнены.

В настоящее время некоторые исследователи отказываются от взгляда на «массовую культуру» как на область «дурного вкуса» и не считают ее антикультурной. Многими осознается, что массовая культура имеет не только отрицательные черты. Она влияет на :

  • способность людей приспосабливаться к условиям рыночной экономики;
  • адекватно реагировать на резкие ситуативные общественные изменения.

Кроме того, массовая культура способна :

  • компенсировать недостаток личностного общения и неудовлетворенность жизнью;
  • увеличивать причастность населения к политическим событиям;
  • повышать психологическую устойчивость населения в сложных социальных ситуациях;
  • делать доступными для многих достижения науки и техники.

Следует признать, что массовая культура - это объективный индикатор состояния общества, его заблуждений, типичных форм поведения, культурных стереотипов и реальной системы ценностей.

В сфере художественной культуры она призывает человека не бунтовать против общественной системы, а вписаться в нее, найти и занять свое место в индустриальном обществе рыночного типа.

К негативным последствиям массовой культуры относится ее свойство мифологизировать человеческое сознание, мистифицировать реальные процессы, происходящие в природе и обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании.

Были некогда прекрасными поэтически образами. Они говорили о богатстве фантазии людей, которые не могли еще правильно понять и объяснить действие сил природы. Ныне мифы обслуживают нищету мышления.

С одной стороны, можно подумать, что целью массовой культуры является снятие напряженности и стресса у человека индустриального общества - ведь она носит развлекательный характер. Но на самом деле эта культура не столько заполняет досуг, сколько стимулирует потребительское сознание у зрителя, слушателя, читателя. Возникает тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. А раз так, создаётся личность, сознанием которой легко ма нипулировать, эмоции которой легко направлять в нужную сторону.

Иными словами, массовая культура эксплуатирует инстинкты подсознательной сферы чувств человека и, прежде всего, чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения .

В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы - имиджи и стереотипы.

Массовая культура создаёт формулу героя , повторяющийся образ, стереотип. Подобная ситуация создаёт идолопоклонство. Создаётся искусственный «Олимп», боги - «звёзды» и возникает толпа фанатичных поклонников и поклонниц. В этом плане массовая художественная культура успешно воплощает в себе самый желанный человеческих миф - миф о счастливой мире . При этом она не зовет своего слушателя, зрителя, читателя строить такой мир - ее задача предложить человеку убежище от реальности.

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерческом характере всех общественных отношений . Понятие «товар» определяет все многообразие социальных отношений в обществе.

Духовная деятельность: кино, книги, музыка и т. д., в связи с развитием средств массовой коммуникации, становятся товаром в условиях конвейерного производства. Коммерческая установка переносится в сферу художественной культуры. А это определяет развлекательный характер художественных произведений. Надо, чтобы клип окупился, деньги, потраченные на производство кинофильма, дали прибыль.

Массовая культура формирует в обществе общественный слой, получивший название «средний класс» . Этот класс стал стержнем жизни индустриального общества. Для современного представителя «среднего класса» характерно:

  1. Стремление к успеху . Достижение и успех - вот ценности, на которые ориентируется культура в таком обществе. Не случайно так популярны в ней рассказы, как кто-то вырвался из бедняков в богачи, из бедной эмигрантской семьи в высокооплачиваемую «звезду» массовой культуры.
  2. Вторая отличительная черта человека «среднего класса» - обладание частной собственностью . Престижная машина, замок в Англии, дом на Лазурном берегу, апартаменты в Монако... В результате отношения между людьми подменяются отношениями капиталов, доходами, т. е. носят обезличено формальный характер. Человек должен быть в постоянном напряжении, выживать в условиях жёсткой конкурентной борьбы. А выживает сильнейший, т. е. преуспевающий в погоне за прибылью.
  3. Третья ценность, свойственная человеку «среднего класса» - индивидуализм . Это признание прав личности, её свободы и независимости от общества и государства. Энергия свободной личности направляется в сферу экономической и политической деятельности. Это способствует ускоренному развитию производительных сил. Равенство возможно стей, конкуренция, личный успех - с одной стороны, это хорошо. Но, с другой, это ведёт к противоречию между идеалами свободной личности и действительностью. Иными словами, как принцип отношения человека к человеку индивидуализм антигуманен , а как норма отношения человека к обществу - антисоциален .

В искусстве, художественном творчестве массовая культура выполняет следующие социальные функции:

  • приобщает человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз;
  • пропагандирует господствующий образ жизни;
  • отвлекает широкие массы людей от социальной активности, заставляет приспосабливаться.

Отсюда использование в искусстве таких жанров, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзиклы, комикс, реклама и др.

Элитарная культура

Определение понятия

Элитарная культура (от франц. elite — отборное, лучшее) может быть определена как субкультура привилегированных групп общества (при этом иногда их единственной привилегией может быть право на культурное творчество или на сохранение культурного наследия), которая характеризуется ценностно-смысловой обособленностью, закрытостью; элитарная культура утверждает себя как творчество узкого круга «высочайших профессионалов», понимание которого доступно столь же узкому кругу высокообразованных ценителей . Элитарная культура претендует на то, что она стоит высоко над «обыденностью» повседневной жизни и занимает позицию «высшего суда» в отношении социально-политических проблем общества.

Элитарная культура рассматривается многими культурологами как антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точки зрения высший, привилегированный слой общества - элита . В современной культурологии утвердилось понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями.

Элита — это не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе.

Элита - это часть общества, наиболее способная к ду ховной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками . Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление») и Ф. Ницше («Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра»).

А. Шопенгауэр делит человечество на две части: «людей гениев» и «людей пользы». Первые способны к эстетическому созерцанию и художественной деятельности, вторые ориентированы только на чисто практическую, утилитарную деятельность.

Размежевание элитарной и массовой культуры связано с развитием городов, книгопечатания, возникновением заказчика и исполнителя в сфере . Элитарное - для искушенных знатоков, массовое - для обычного, рядового читателя, зрителя, слушателя. Произведения, выступающие в качестве эталона мас­сового искусства, обнаруживают, как правило, связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями, которые существовали раньше. В XX веке элитарную концепцию культуры резюмировал Ортега-и-Гасет. В работе этого испанского философа «Дегуманизация искусства» утверждается, что новое искус­ство обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно необязательно искусство должно быть популярным, общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» - и есть основа нового искусства ХХ века. В обществе есть полярные классы - большинство (массы) и меньшинство (элита) . Новое искусство, по Ортеге, разделяет публику на два класса - тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает, т. е. на художников и тех, кто художниками не является.

Элита , по мнению Ортега, это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает «особым органом восприятия» . Именно эта часть способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художники. Новое искусство и должно содействовать тому, чтобы «...Лучшие познавали самих себя, учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством».

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства» , которая нашла свое воплощение в западноевропейской и русской культуре на рубеже ХІХ-ХХ веков. Так, например, в России идеи элитарной культуры активно развивало художественное объединение «Мир искусства» (художник А. Бенуа, редактор журнала С. Дягилев и др.).

Возникновение элитарной культуры

Элитарная культура, как правило, возникает в эпохи культурного кризиса, слома старых и рождения новых культурных традиций, способов производства и воспроизводства духовных ценностей, смены культурно-исторических парадигм . Поэтому представители элитарной культуры осознают себя либо «творцами нового», возвышающимися над своим временем, и потому не понимаемыми своими современниками (такими в большинстве своем являются романтики и модернисты — деятели художественного авангарда, совершающие культурную революцию), либо «хранителями основополагающих основ», которые следует защитить от разрушения и значение которых не понимается «массой».

В такой ситуации элитарная культура приобретает черты эзотеричности — закрытого, потаенного знания, которое не предназначается для широкого, всеобщего использования. В истории носителями различных форм элитарной культуры выступали жрецы, религиозные секты, монашеские и духовно-рыцарские ордена, масонские ложи, ремесленные цехи, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, подпольные организации. Такое сужение потенциальных адресатов культурного творчества рождает у ее носителей осознание своего творчества как исключительного : «истинной религии», «чистой науки», «чистого искусства» или «искусства для искусства».

Понятие «элитарного» в противовес «массовому» вводится в оборот в конце XVIII века. Разделение художественного творчества на элитарное и массовое проявилось в концепциях романтиков. Первоначально у романтиков элитарное не­сет в себе смысловое значение избранности, образцовости. Понятие образцового, в свою очередь, понималось как тождественное классическому. Особенно активно понятие классического разрабатывалось в . Тогда нормативным ядром было искусство античности. В этом понимании классическое олицетворялось с элитарным и образцовым.

Романтики стремились ориентироваться на новаторство в сфере художественного творчества. Тем самым они отделили свое искусство от привычных адаптированных художественных форм. Триада: «элитарное - образцовое - классическое» начала рассыпаться - элитарное уже не являлось тождественным классическому.

Особенности и значение элитарной культуры

Особенностью элитарной культуры является интерес ее представителей к созданию новых форм, демонстративное противопоставление гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективность мироощущения.

Характерными признаками элитарной культуры являются:

  1. стремление к культурному освоению предметов (явлений природного и социального мира, духовных реалий), которые резко выделяются из совокупности того, что входит в поле предметного освоения «обычной», «профанной» культуры данного времени;
  2. включение своего предмета в неожиданные ценностно-смысловые контексты, создание его новой интерпретации, неповторимого или исключительного смысла;
  3. создание нового культурного языка (языка символов, образов), доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует от непосвященных специальных усилий и широкого культурного кругозора.

Элитарная культура является двойственной, противоречивой по своей природе . С одной стороны, элитарная культура выступает в качестве инновационного фермента социокультурного процесса. Произведения элитарной культуры способствуют обновлению культуры общества, вносят в нее новую проблематику, язык, методы культурного творчества. Первоначально в границах элитарной культуры рождаются новые жанры и виды искусства, вырабатывается культурный, литературный язык общества, создаются неординарные научные теории, философские концепции и религиозные учения, которые как бы «выламываются» за устоявшиеся границы культуры, но затем могут входить в культурное достояние всего общества. Поэтому, например, говорят, что истина рождается как ересь, а умирает как банальность.

С другой стороны, позиция элитарной культуры, противопоставляющей себя культуре общества, может означать консервативный уход от социальной действительности и ее злободневных проблем в идеализированный мир «искусства для искусства», религиозно-философских и социально-политических утопий. Такая демонстративная форма неприятия существующего мира может быть как формой пассивного протеста против него, так и формой примирения с ним, признания собственного бессилия элитарной культуры, неспособности ее воздействовать на культурную жизнь общества.

Эта двойственность элитарной культуры обуславливает и наличие противоположных — критических и апологетических — теорий элитарной культуры . Демократические мыслители (Белинский, Чернышевский, Писарев, Плеханов, Моррис и др.) критически относились к элитарной культуре, подчеркивая ее отрыв от жизни народа, ее непонятность народу, ее обслуживание потребностей богатых, пресыщенных людей. При этом такая критика порой выходила за пределы разумного, превращаясь, например, из критики элитарного искусства в критику всякого искусства. Писарев, например, заявлял, что «сапоги выше искусства». Л. Толстой, создавший высокие образцы романа Нового времени («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»), в поздний период своего творчества, когда он перешел на позиции мужицкого демократизма, считал все эти свои произведения ненужными народу и стал сочинять лубочные рассказы из крестьянской жизни.

Другое направление теорий элитарной культуры (Шопенгауэр, Ницше, Бердяев, Ортега-и-Гассет, Хайдеггер и Эллюль) защищало ее, подчеркивая ее содержательность, формальное совершенство, творческий поиск и новизну, стремление противостоять шаблонности и бездуховности повседневной культуры, рассматривало ее как приют творческой свободы личности.

Разновидностью элитарного искусства в наше время является модернизм и постмодернизм.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Массовая культура - порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанная с формированием массового общества. Отношение к ней исследователей разного профиля - культурологов, социологов, философов и пр., неоднозначно. Одних она пугает и отталкивает своей агрессивностью и напором, отсутствием каких-либо морально-нравственных ограничений, других приводит в восторг, третьи проявляют индифферентность. Феномен массовой культуры понимается по-разному. Некоторые исследователи трактуют ее буквально, т.е. как культуру масс, создаваемую массами , тем самым отождествляют с народной культурой. Иногда ее рассматривают как профессиональную, институционализированную культуру, заменившую якобы окончательно ушедшее в прошлое традиционное народное творчество в его классическом (историческом) варианте. Есть точка зрения, согласно которой массовая культура предстает как всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры (в масштабах планеты), когда профессиональная (классическая), модернистская и пр. культурные ипостаси превращаются в субкультуры. Каждая из них заключена в своем ограниченном социокультурном пространстве и ориентирована на узкую аудиторию.

Истоки массовой культуры иногда видят в античности, ссылаясь на аналоги относительной массовости и доступности популярных игрищ Древней Греции и Рима, или в начале зарождения христианской цивилизации (упрощенные варианты Священного писания типа "Библии для нищих" и т.д.). Большинство исследователей относят зарождение массовой культуры к эпохе становления буржуазного индустриального общества, основанного на частной собственности, характеризующимся бурным развитием техники, внедрением унифицированных технологий, прежде всего технических средств тиражирования, транслирования материальной и культурной продукции. Однако не только техника, которая сама по себе нейтральна, но политические и социокультурные условия составляют ту почву, на которой произрастает феномен, получивший название массовой культуры.

Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой. Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), как производитель и потребитель этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой с точки зрения как западных, так и отечественных социологов, культурологов высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Тем самым утверждается разделение общественной структуры на высших, привилегированных и низших, элиту и остальную массу. Определения элиты в разных социологических и культурологических теориях неоднозначно.

Выделение элитарного слоя имеет немалую историю. Уже Конфуций видел общество, состоящим из благородных мужей, т.е. меньшинства, и народ, нуждающийся в постоянном моральном воздействии и руководстве со стороны этих благородных. По сути дела на элитарных позициях стоял Платон. Римский сенатор Менений Агриппа большую часть населения относил к "тягловому скоту", для которого нужны погонщики, т.е. аристократы.

В современной отечественной культурологии (и социологии) элиту в целом понимают как высший привилегированный слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющие важные социальные и культурные функции, прежде всего функции управления.

Элитарная культура формируется в рамках привилегированных в какой-либо сфере (в политике, коммерции, искусстве) слоев, общностей и включает, как и культура народная ценности, нормы, идеи, представления, знания, образ жизни и т. д. в знаково-символическом и материальном их выражении, а также способы практического их использования (см. Народная культура). Эта культура охватывает разные сферы социального пространства: политическую, экономическую, этико-правовую, художественно-эстетическую, религиозную и др. области общественной жизни. Ее можно рассматривать в разных масштабах.

В широком смысле элитарная культура может быть представлена достаточно обширной частью общенародной (общенациональной) культуры. В этом случае она имеет в ней глубинные корни, включая и народную культуру, в другом, узком смысле - заявляет о себе как о "суверенной", подчас противостоящей общенациональной культуре, в определенной мере изолированной от нее.

В узком смысле элитарная культура выступает как субкультура (культура группы, относительного ограниченного слоя), т.е. она отличается от общенациональной культуры, отделяется, даже противостоит ей, приобретая смысловую самодостаточность, закрытость, иногда изолированность, вырабатывая свои специфические особенности (идеалы, нормы, знаковые системы). Некоторые исследователи вообще склонны видеть в элитарной культуре только субкультуру "привилегированных групп общества, отличающуюся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью" * . Такая субкультура складывается в религиозно-философских собраниях, масонских ложах, аристократических салонах, при дворах государей, литературно-художественных, интеллектуальных кружках, научных обществах и т.д.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Массовая и элитарная культура

1. Массовая культура

Начнем с более распространенной культуры, а именно - массовой. Она более близко и понятна людям.

Массовая культура - это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции - массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.

1.1 Становление массовой культуры

Существует несколько точек зрения появления массовой культуры. В одной из них утверждается, что предпосылки массовой культуры формируются уже с момента рождения человека, главным образом, с начала христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.

Другие же считают, что истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Особенно большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности.

И все-таки все вышеизложенное - это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков.

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

Например, X. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс» вывел понятие «масса» из определения «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество, с точки зрения социологии, и есть масса, поясняет Ортега. Также он утверждает, что меньшинство - это совокупность лиц, выделенных особо, тогда как масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры не отличается от остальных и повторяет общий тип.

Американский социолог Д. Белл в своей книге «Конец идеологии» рассматривает особенности современного общества, определяющиеся возникновением массового производства и массового потребления. Так же он даёт несколько определений понятию «масса».

Масса - как недифференцированное множество (т.е. противоположность понятию класс). Масса - как синоним невежественности (как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет). Массы - как механизированное общество (т.е. человек воспринимается как придаток техники). Массы - как бюрократизированное общество (т.е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности). Массы - как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе - это варвар.

И Д. Белл делает вывод: массы - есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Еще более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М. Маклюэн. Он так же, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В своих работах «Галактика Гутенберга», «Понимание средств связи», «Культура наше дело» Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И. Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего когда-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная информация». По словам Маклюэна, печатная техника - создала публику, электронная - массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэнь подчеркивал эскейпистскую (т.е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.

1.2 Философские основы массовой культуры

Одной из старейших философских школ прошлых веков была греческая школа - киренаиков, основанная в V веке до н.э. другом Сократа - Аристипом. Это школа создала этическое учение - гедонизм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения является целью всего поведения человека. Наличие у массовой культуры столь древних идейных источников является аргументом против тех теорий, которые утверждают, что только одни технические средства породили якобы в XX веке новый тип «глобальной культуры». Но, конечно, наиболее интенсивно мировоззренческо-методологические основы феномена массовой культуры начинают формироваться с момента восхождения на историческую арену буржуазии. Именно с этого момента развлекательная ветвь гедонистической функции художественной культуры становится одной из определяющих в массовой культуре.

В качестве идейной основы современной массовой культуры выступает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявился как натурализм. Для него характерно сведение социального к биологическому.

Обрела второе дыхание и практическое воплощение в массовой культуре ключевая идея английского позитивиста Г. Спенсера (1820-1903). Суть ее состоит в том, что индивидуализм, конкурентная борьба и выживание наиболее приспособленных необходимы для поступательного развития общества.

В рамках позитивистской концепции социального дарвинизма реанимируется и так называемый «культ казенного оптимизма», перерастающий порой в настоящий национал-шовинизм. По всему миру ведутся ожесточенные кампании за создание парадигм произведений художественной культуры. Это, как правило, ведет лишь к появлению отлакированных картин вымышленной жизни, которые не всегда адекватны реальной ситуации. Данная позитивистская концепция реализует и концепцию так называемой «американской мечты». Американская мечта - это совокупное представление об «исключительности» развития Америки и то, что каждый американец имеет равные возможности в достижении счастья и успеха. В контексте американской жизни содержание понятия «американская мечта» менялось, наполнялось различным смыслом, превратилось в официальный лозунг, в своего рода эквивалент «американского образа жизни».

Ситуация по созданию псевдореалистических художественных произведений была характерна до недавнего прошлого и в нашей стране. Парадно-официальные книги, фильмы, спектакли о наших гигантских стройках, колхозах-миллионерах и прочее - это и есть проявление все той же позитивистской концепции социального дарвинизма, правда, уже в нашей отечественной интерпретации.


1.3 Жанры массовой культуры

Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры. может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них: детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или как его называют последнее время, «чиллер» (от англ. chill - дрожать от страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.

Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культурыдолжны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.

В ХХ в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в 1920-х гг. В.Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать и представить в логических символах.

Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются.

Повторяемость - это свойство мифа - в этом глубинное родство массовой и элитарной культуры , которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.

Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино - «Чапаев», «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны» - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры. формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми, элементами повседневной жизни языка.

1.4 Массовая культура в наше время

Истоки распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.

Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена «Дух времени» (1962 г.). Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т.е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа - имиджа или стереотипа) - это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.

Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособление людей к существующим условиям, конформизм.

Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все».

Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях.

2. Элитарная культура

Термин элитарная культура, обычно противопоставляют массовой, и народной культурам, и связывается с понятием элита.

Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Таким образом, утверждается разделение общественной структуры на высших, привилегированных и низших, элиту и остальную массу.

Элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристокраизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Выделение элиты берет начало из глубокой древности человечества.

Очевидно, когда в первобытной общине стало происходить разделение труда, отделение духовной деятельности от материальной, процессы расслоение по имущественному, статусному и пр. признакам, и стали выделяться не только категории богатых и бедных, но и людей наиболее значимых в каком-либо отношении - жрецы (волхвы, шаманы) как носители особого сокровенного знания, организаторы религиозно-ритуальных действ, вожди, родоплеменная знать. Но собственно элита формируется в классовом, рабовладельческом обществе, когда за счет труда рабов привилегированные слои (классы) освобождаются от изнурительного физического труда. Причем, в обществах разного типа наиболее значимые, элитные слои, составляющие меньшинство населения - это прежде всего, те, кто обладает реальной властью, подкрепленной силой оружия и закона, экономическим и финансовым могуществом, что позволяет им влиять на все другие сферы общественной жизни, в том числе социокультурные процессы (идеологию, образование, художественную практику и т.д.). Такова рабовладельческая, феодальная аристократия, высшее духовенство, купечество, промышленная, финансовая олигархия и др.

Группы, сообщества «лучших» избранных выделяются также и по другим признакам. Элитами считаются наиболее искусные и талантливые художники, ученые, философы, литераторы. Таким образом, формируются группы интеллектуально-художественной элиты, которые могут быть относительно автономными от политико-экономических слоев, но могут в определенных ситуациях взаимопроникать друг в друга.

2.2 Философские основы элитарной культуры

Усиление социально-культурного расслоения способствовало формированию необходимости теоретически обосновать социально-культурное неравенство. В определенную систему такие теории сложились на рубеже Х1Х-ХХ вв. Достаточно назвать Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассета, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса, Ч.Р. Миллса, Дж. Скотта, А. Тойнби, Д. Белла, Т. Адорно, Н. Бердяева и многих других. Одни связывают понятие элиты с политико-экономической влиятельностью, а то и с прямой принадлежностью к власти (власть - основа привилегий и орудие элиты у Т. Дай); другие - с уровнем квалификации, статусом, наличием творческого начала (Т. Лансуэлл), третьи - как творческое меньшинство, лучшие, наиболее квалифицированные в своей сфере деятельности (лучшие шахматисты, летчики и пр.) и т.д.

Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» разделил человечество на две группы: высших - людей гения, способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, и низших - людей пользы, уделом которых является чисто практическая, утилитарная деятельность. Х. Ортега-и-Гассет видит общество как «орден людей выдающихся и орден людей заурядных». Народ же - это только один из элементов социальной структуры, косная материя исторического процесса, второстепенный компонент бытия.

Вообще, во всех западных теориях элита рассматривается, как неизбежный, необходимый элемент любой цивилизации.

В отечественной общественной мысли проблемы элиты и элитарной культуры наиболее последовательно представлены, например, в работах Н. Бердяева, выступившего против идеи социального равенства, которое, по его мнению, ведет к исчезновению элиты, аристократии, а, значит, принципов организации общества. Поэтому народовластие, демократия воспринимается им как угроза творческой личности, элите, культуре.

В современное время западные социологи и культурологи рассматривают понятие элита с двух сторон: с позиции ее роли в управлении, принадлежности к властным структурам и с позиции рассмотрения ее, как лучшей части общества, наиболее способной к духовной деятельности, одаренной высокими нравственными и эстетическими качествами.

Еще Н. Бердяев высказывал мысль, что «не только существует аристократия как класс, как социальная группа, но и каждый класс, каждая группа выделяет свою аристократию. Выделяется и подбирается аристократия крестьянская, купеческая, профессорская, литературная, художественная и т.д.»

2.3 Элитарная культура в наше время

Увеличение числа различных художественных течений свидетельствует об интенсивности идейно-художественных поисков в среде художественной и интеллектуальной элиты. Это происходит на фоне усиливающегося кризиса, охватившего все сферы социального бытия, затронувшего культурное самоопределение человека. Особенно остро встали проблемы отчуждения человека - от общества, от природы, от себе подобных, от труда и его результата, т.е. превращение их в самостоятельную силу, господствующую над человеком, враждебную ему, подчинение его технике. Человек почувствовал себя одиноким и потерянным в мире, перенасыщенном социальными и политическими и другими конфликтами. Возросло ощущение приближающейся катастрофы. Все это стало осознаваться как нарушение культурной целостности. Поиски выхода из кризисной ситуации породили разные философские концепции, отражающие разочарование в силе разума, ощущение бесчеловечности мира, тотальной изолированности человека от социума, обусловили поворот философии в сторону иррационализма, иными словами, поворот к иррациональной реальности, внутреннему бытию человека, познаваемому только интуитивно. Происходит противопоставление человека миру. Идеи иррационализма стали опорой для многих элитарных «сверхноваторских» направлений в художественной культуре. Хотя эти течения не создавались какой-либо единой группой авторов, а разные направления возникали в различных странах, в разные годы, в разных видах искусства, но, несмотря на это есть основания говорить об общности идейно-эстетических позиций (отношение искусства и действительности, проблемы коммуникативности и др.). Эти направления получили название модернистских.

Модернизм (moderne - франц. новый) - это общее название для различных течений в современном искусстве, которое характеризуется ориентацией на создание абсолютно новых форм, демонстративным разрывом с национальными традициями, принимающим бунтарский, даже скандальный характер. Протест против всего «консервативного», обывательского, выливается в уход от реального мира с его предметностью, погружение в глубины подсознания, тайны духовности, создание странных, алогичных, иногда завораживающих культурных текстов (произведений) явилось реакцией на невиданный ранее глобальный культурно-цивилизационный перелом.

Примером этого направления является абстрактное искусство (нефигуративное), провозглашающее освобождение живописцев от форм видимого мира во имя наиболее полного выражения духовности.

Так же это сюрреализм (сверхреализм) еще одно протестное направление в литературе и изобразительном искусстве Франции, ориентированное на поиск пути выхода из одиночества, возможности активной деятельности вне связи с революционностью и империалистической действительностью. Сюрреалисты стремились соединить в своем творчестве элементов реальности и алогичной фантастики, чтобы создать мир новой реальности, где самые неправдоподобные события кажутся нормальными.

Футуризм (futurum - будущее) - искусство будущего, отвергая человеческие чувства, идеалы как слабости, провозглашал силу, энергию, скорость. Художники-футуристы видели объектом искусства не предметный мир, а движение, передаваемое синтезом времени, места, формы, цвета, этот синтез на деле выглядел как многократное повторение линий, красок, изображение многократно повторяемых предметов.

В настоящее время элитарным стал профессионализировавшийся классический джаз, требующий специальной подготовки, обучения навыкам джазовой импровизации, изощренного звукоизвлечения, вокального и инструментального, инструментовки и пр. Элитарный характер приобрел в настоящее время независимый (андерграундный) молодежный рок, следующий своим принципам - сопротивление обществу зрелищ, потребительства, насаждению лицемерия, алчности, тупости и серости. Рок-музыканты провозгласили свободу от штампов, поиск собственный музыкальных идей, стилей, массовой культуре в целом.

В киноискусстве существуют направления, где нет деформации реальности и человека, но сложность, ассоциативность «языка», уход в тайные глубины сознания и подсознания делает их ориентированными на относительно ограниченный круг зрителей. Это творчество таких выдающихся как кинорежиссеров, как Ф. Феллини, М. Антониони, И. Бергмана, А. Тарковского, М. Хуциева, С. Параджанова, А. Куросавы и многих других.

Перспективы элитарных направлений могут быть различны. Если обратиться к художественной практике, то, во-первых, возможна их демократизация, включение в более широкий социально-культурный контекст. Это произошло, например, с элитарной дворянской художественной культурой в России Х1Х века на пути ее сближения с народной культурой, проникновения в святая святых народного творчества. В результате миру явилось самобытное национальное искусство, давшее такие имена как А. Пушкин, М. Глинка, А. Венецианов, Ф. Достоевский и мн. др. Во-вторых, возможно замыкание в узком кругу единомышленников на почве творческих экспериментов, углубления в мир субъективных представлений, интуитивных прозрений и, в итоге, отрешение от жизненных реалий, от человека дадаизм, супрематизм и пр.

3. Взаимосвязь между массовой и элитарной культурой

В период формирования тоталитарных общественных систем в исследованиях акцентировалась разрушительная в истории роль масс, становящихся социальной опорой диктатур (К. Манхейм, Э. Ледерер, Х. Арендт). С 50-х годов, когда была сформулирована и стала одной из ведущих на Западе теория индустриализма, массовая культура стала рассматриваться как феномен массового индустриального общества.

Новая эра в понимании взаимоотношений между массовой и элитарной культурой открывается в 1970-х годах, после оформления постиндустриальных и информационных концепций, в которых акцентировалась особая роль культуры, неизбежно подвергающейся «демассификации», «дестандартизации», «персонализациии способствующей формированию новой системы ценностей - «постматериалистической» - «имеющей символическую природу и связанной со статусными аспектами.

В России рассмотрение этой проблемы выстраивалось вокруг иных идеологических доминант. Русские философы тоже говорили об идее кризиса культуры, погибающей в омассовлении. Однако наряду с критикой массовой культуры с элитистских позиций, отечественные исследователи акцентировали не столько характерные для нее тенденции упрощения, сколько ее духовной пустоты и нравственной ущербности, что определило актуальность сопоставления не массовой и элитарной культур, а массовой и традиционной.

Эти тенденции принципиально изменились в послереволюционной России. Так как была провозглашена «власть масс», наделявшееся положительными коннотациями («пролетарская масса», «революционная масса»). К 60-70-м годам XX века привычный оборот «культура масс» станет неактуальным, «массовая культура» будет рассматриваться как явление, атрибутивное западному буржуазному обществу и подвергаться критике, а оппозиция массовой, элитарной, традиционной культур для советской науки будет существовать, в большей степени, как проблема идеологическая.

Сейчас мы живем в эпоху глобализации и, конечно же, глобализация влияет на все стороны и сферы нашей жизни. Несомненно, самое непосредственное влияние она оказывает и на культуру.

Вообще, под термином глобализация понимается исторически обусловленный феномен, появление которого связано с переходом большинства экономически развитых стран к постиндустриальному и информационному обществу, с процессом становления глобальной экономики и формированием транснациональных отношений. Несмотря на выделение различных аспектов глобализации, очевидно, что это явление объединяет в себе целый комплекс взаимообусловленных процессов, которые протекают в экономической, финансовой, политической. Очевидно, что та форма, в которой глобализация выступает сегодня, ведет к унификации культурных миров, сокращению поливариантности культурного и социального развития, культурной гомогенизации, формированию монополярного мира. Практика показывает, что относительно безболезненным для любых культур является процесс обмена поверхностными элементами, более же глубинные установки, отражающиеся в картине мира, ценностной системе, представлениях о мироустройстве, в характере символического опредмечивания мира, не поддаются унификации, генерализации и механическому совмещению.

Если говорить об рассматриваемых мной типах культуры, то они в условиях глобализации проявляют себя принципиально различным образом. Массовая и элитарная культуры выступают так называемыми «агентами глобализации». Элитарная культура, как обладающая общечеловеческим значением, стремящаяся к специализации и воплощающая стремление к инновационным моделям, а также элита как группа людей, обладающих возможностью управлять самыми разнообразными процессами в обществе, становятся «проводниками» глобализации, создавая идентичность, связанную с принадлежностью к структурам управления информационной экономикой, стремясь к нивелировке культурных границ и созданию специфической глобальной, интернациональной культуры.

Однако в гораздо более значительной степени, чем элитарная, в качестве универсального культурного проекта, основы формирующейся транснациональной культуры выступает массовая культура. Создавая особую реальность и особую технологию производства этой реальности, массовая культура в своем североамериканском варианте производит и соответствующее ей глобальное, унифицированное, безальтернативное сознание, опирающееся на ценности западной цивилизации и ее мировоззренческую программу, основу которой составляет философия позитивизма и прагматизма с ее принципами инструментализма и операционализма. Характерно, что культурная унификация, осуществляемая массовой культурой, отчасти нивелируется за счет многообразия форм, в которых она выступает. В этом проявляется высокая адаптивность, пластичность и гибкость массовой культуры, ее способность сохранять свои сущностные качества при значительных внешних трансформациях.

В ситуации диалога элитарная и массовая культуры проявляют себя различным образом. Массовая культура выступает, в большей степени, не как диалогическая, а как коммуникативная система, одна из основных функций которой состоит в создании тех каналов коммуникации, по которым циркулирует социально значимая для общества в целом информация. Именно способность этой культуры апеллировать к общезначимому, общепринятому в социальном и этическом смысле, исходить из того, что способно объединять людей различных социальных и культурных систем, акцентировать общее, а не особенное - все это позволяет рассматривать массовую культуру как актуальную современную культуру, принципиально коммуникативную по своей природе, способную осуществлять информационный обмен и с традиционной культурой, уходящей своими корнями в наиболее ранние пласты истории, и с элитарной культурой, производящей основные смыслы культуры.

массовый позитивизм культура элитарный

Заключение

В завершение работы, хотелось бы отметить некоторые детали.

Проследив историю становления каждого из типа культур, можно сделать вывод, что массовая и элитарная культура являются противоположностями, то есть появление одной, не могло произойти при отсутствии другой. Такое положение, говорит о взаимосвязи этих типов культур.

В пункте «Взаимосвязь между массовой и элитарной культурой» я попыталась ответить на такие вопросы как:

§Как взаимодействуют два типа культур.

§Что является их точкой соприкосновения.

§Где проходит граница между тем, что предназначается для «избранных» и для тех, кто является остальной потребляющей массой.

Я считаю, что представленный мной материал дает ответы на поставленные вопросы.

Список литературы

1. В.П. Руднев Словарь культуры ХХ века Массовая культура

А.Я. Флиер «Массовая культура и её социальные функции», Высшая школа культурологи Государственного университета культуры

Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994

Костина А.В. Соотношение и взаимодействие традиционной элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности.

Руководители и специалисты организаций, чья деятельность включает в себя такие виды работ, как:

  • изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт
  • транспортирование опасных веществ
  • инженерные изыскания на ОПО;
  • строительство и ;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности
  • подготовка и переподготовка руководителей и специалистов в указанных областях (преподаватели по промышленной безопасности)
обязаны проходить аттестацию по правилам промышленной безопасности не реже, чем один раз в пять лет .

Проверку знаний по промышленной безопасности проводят территориальные аттестационные комиссии (ТАК) Ростехнадзора . Ознакомиться с территориальными управлениями по федеральным округам Вы можете на официальной сайте РОСТЕХНАДЗОРА .

В случае, если численность работников организации более 5 000 человек - руководители и их заместители, ответственные за промышленную безопасность, обязаны пройти аттестацию в Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора (ЦАК) , которая находится в Москве.

Области аттестации по промышленной безопасности

А1. Общие требования промышленной безопасности

Б. Специальные требования промышленной безопасности (по отраслям промышленности)

Б.1- химия, нефтехимия и нефтепереработка

Б.2- нефтяная и газовая промышленность

Б.3- металлургическая промышленность

Б.4- горнорудная промышленность

Б.5- угольная промышленность

Б.6- маркшейдерские работы

Б.7- объекты газораспределения и газопотребления (газ)

Б.8- оборудование, работающее под давлением (котлонадзор)

Б.10- транспортирование опасных веществ

Б.11- взрывоопасные объекты хранения и переработки растительного сырья

Б.12- производство взрывных работ

Г. Энергетическая безопасность

Г.1- Требования к порядку работы в электроустановках потребителей

Г.2- Требования к порядку работы на тепловых энергоустановках и тепловых сетях

Г.3- Требования к эксплуатации электрических станций и сетей

Для аттестации по правилам энергетической безопасности необходимо иметь действующие результаты (для Г1 и Г3) и теплу (Г2).

Д. Требования безопасности гидротехнических сооружений

Каждая область представлены набором правил в соответствии со спецификой деятельности предприятия и должностными обязанностями конкретного руководителя (специалиста).

Внутренняя аттестационной комиссия по промышленной безопасности

На предприятии, приказом руководителя, может быть создана внутренняя аттестационная комиссия (АК), в состав которой входят руководители и главные специалисты предприятия, начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности, представители аварийно-спасательных служб и формирований, прошедших проверку знаний в РОСТЕХНАДЗОРЕ.

Деятельность аттестационной комиссии считается правомочной, если в принятии решения об аттестации (проверке знаний) участвовало не менее 3 человек - членов комиссии , включая председателя или заместителя председателя этой комиссии. К слову сказать, необходимое количество членов комиссии по промышленной безопасности, на сегодняшний день, нигде не оговорено, поэтому принимают минимальное количество - 3, рекомендуемое количество - 5 человек .

Главой комиссии является один из руководителей организации. Программы подготовки сотрудников и график прохождения проверки знаний в обязательном порядке должны быть согласованы с местным управлением РОСТЕХНАДЗОРА. Необходимость участия представителей РОСТЕХНАДЗОРА в работе внутренних АК определяется решением территориального органа Ростехнадзора, если это участие в обязательном порядке не установлено соответствующими нормативными правовыми актами.

Компания "ТЕХНОКОНС" организует обучение руководителей и специалистов по правилам промышленной безопасности с последующей аттестацией в Территориальных комиссиях РОСТЕХНАДЗОРа:
- ТАК Северо-Западного управления Ростехнадзора (г. Санкт-Петербург),
- ТАК Северо-Уральского управления Ростехнадзора (г. Тюмень),
- ТАК Центрального управления Ростехнадзора (г. Москва),
- Центральная аттестационная комиссия Ростехнадзора (г. Москва).


Формы обучения:
  • дистанционно

Основным документов, определяющим области аттестации является Приказ №233 от 06.04.2012 года "Области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору" Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Внимание!
Согласно Приказу Ростехнадзра №122 от 27 марта 2013 г. утратили силу следующие области аттестации: Б.1.8., Б.1.18., Б.1.21., Б.1.24., Б.2.14, Б.2.17., Б.3.12., Б.9.5.
Кроме того, в основной документ приказом Ростехнадзора было внесено изменение: Приказ №344 от 9 августа 2013 г. "О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. №233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Внимание!
В соответствии с этим приказом:
- область аттестации А1 изменена на "Основы промышленной безопасности";
- области аттестации А.2, А.3, А.4 признаны утратившими силу;
- подраздел Б.5 изменен на "Требования промышленной безопасности в угольной промышленности".
Ниже приведен актуальный перечень областей аттестации по промышленной безопасности (исключенные пункты выделены красным цветом и зачеркнуты).

А1. Основы промышленнной безопасности
А1. Аттестация руководителей и специалистов организаций по основам промышленной безопасности.
А2. Аттестация по основам промышленной безопасности руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование опасных производственных объектов.
А3. Аттестация по основам промышленной безопасности руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов.
А4. Аттестация по основам промышленной безопасности руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих подъемные сооружения.

Области аттестации по промышленной безопасности
А. Общие требования промышленной безопасности

Б. Специальные требования промышленной безопасности
Б.1. Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

Б.1.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих лакокрасочные производства.
Б.1.2. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих объекты нефтепереработки.
Б.1.3. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих объекты химии и нефтехимии.
Б.1.4. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуати.
Б.1.5. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих объекты, использующие хлор.
Б.1.6. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих производства минеральных удобрений.
Б.1.7. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих аммиачные холодильные установки.
Б.1.8. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих объекты нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, склады нефтепродуктов).
Б.1.9. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих эксплуатацию газоперерабатывающих заводов и производств.
Б.1.10. Аттестация руководителей и специалистов организаций электроэнергетики, эксплуатирующих объекты нефтехимии.
Б.1.11. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование объектов химической промышленности.
Б.1.12. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование объектов химической и нефтехимической промышленности.
Б.1.13. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование объектов нефтеперерабатывающей промышленности.
Б.1.14. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов химической промышленности.
Б.1.15. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов химической и нефте-химической промышленности.
Б.1.16. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов нефтеперераба-тывающей промышленности.
Б.1.17. Аттестация руководителей и специалистов о порядке безопасного проведения ремонтных работ на химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих опасных производственных объектах.
Б.1.18. Аттестация руководителей и специалистов по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и пожароопасных объектах.
Б.1.19. Аттестация руководителей и специалистов организаций по организации безопасного проведения газоопасных работ.
Б.1.20. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих дымовые и вентиляционные промышленные трубы.
Б.1.21. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих технологические трубопроводы.
Б.1.22. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих компрессорные установки с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах.
Б.1.23. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих стационарные компрессорные установки, воздухопроводы и газопроводы.
Б.1.24. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих факельные установки.
Б.1.25. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих производство водорода методом электролиза воды.
Б.1.26. Аттестация руководителей и специалистов организаций, связанных с производством и потреблением продуктов разделения воздуха.

Б.2. Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности

Б.2. Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности
Б.2.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих объекты нефтяной и газовой промышленности.
Б.2.2. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих ремонт нефтяных и газовых скважин.
Б.2.3. Аттестация руководителей и специалистов организаций, проектирующих объекты нефтегазодобычи.
Б.2.4. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих ремонтные, монтажные и пусконаладочные работы на опасных производственных объектах нефтегазодобычи.
Б.2.5. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих разработку нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе.
Б.2.6. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство нефтяных и газовых скважин.
Б.2.7. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы.
Б.2.8. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих магистральные газопроводы.
Б.2.9. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих магистральные трубопроводы для транспортировки жидкого аммиака.
Б.2.10. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих нефтепромысловые трубопроводы для транспорта нефти и газа.
Б.2.11. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих производство, хранение и выдачу сжиженного природного газа на ГРС МГ и АГНКС.
Б.2.12. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих эксплуатацию подземных хранилищ газа в пористых пластах.
Б.2.13. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов нефтяной и газовой промышленности.
Б.2.14. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих технологические трубопроводы.
Б.2.15. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих компрессорные установки с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах.
Б.2.16. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих стационарные компрессорные установки, воздухопроводы и газопроводы.
Б.2.17. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих факельные установки.

Б.3. Требования промышленной безопасности в металлургической промышленности

Б.3.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций с литейными производствами черных и цветных металлов.
Б.3.2. Аттестация руководителей и специалистов организаций с медно-никелевыми производствами.
Б.3.3. Аттестация руководителей и специалистов организаций с коксохимическим производством.
Б.3.4. Аттестация руководителей и специалистов организаций, производящих первичный алюминий.
Б.3.5. Аттестация руководителей и специалистов организаций, производящих редкие, благородные и другие цветные металлы.
Б.3.6. Аттестация руководителей и специалистов организаций сталеплавильных производств.
Б.3.7. Аттестация руководителей и специалистов организаций ферросплавных производств.
Б.3.8. Аттестация руководителей и специалистов организаций с полным металлургическим циклом.
Б.3.9. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование объектов металлургической промышленности.
Б.3.10. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов металлургической промышленности.
Б.3.11. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих дымовые и вентиляционные промышленные трубы.
Б.3.12. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих технологические трубопроводы.
Б.3.13. Аттестация руководителей и специалистов организаций, связанных с производством и потреблением продуктов разделения воздуха.

Б.4. Требования промышленной безопасности в горнорудной промышленности

Б.4. Требования промышленной безопасности в горнорудной промышленности
Б.4.1. Аттестация в области промышленной безопасности руководителей и специалистов организаций, осуществляющих дробление, сортировку, обогащение полезных ископаемых и окускование руд и концентратов.
Б.4.2. Аттестация в области промышленной безопасности руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт подземных сооружений.
Б.4.3. Аттестация в области промышленной безопасности руководителей и специалистов организаций, осуществляющих разработку месторождений полезных ископаемых открытым способом.
Б.4.4. Аттестация в области промышленной безопасности руководителей и специалистов организаций, осуществляющих разработку рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом.
Б.4.5. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование объектов горнорудной промышленности.
Б.4.6. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов горнорудной промышленности.

Б.5. Требования промышленной безопасности в угольной промышленности

Б.5. Требования промышленной безопасности в угольной промышленности.
Б.5.1. Разработка угольных месторождений открытым способом.
Б.5.2. Обогощение и брикетирование углей (сланцев).
Б.5.3. Разработка угольных месторождений подземным способом.

Б.7. Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления

Б.7.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций, ответственных за обеспечение безопасности при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления.
Б.7.2. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих объекты, использующие сжиженные углеводородные газы.
Б.7.3. Аттестация руководителей и специалистов организаций по промышленной безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного углеводородного газа.
Б.7.4. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих системы газораспределения и газопотребления.
Б.7.5. Аттестация руководителей и специалистов организаций, ответственных за ведение технического надзора по проектированию и строительству систем газораспределения и газопотребления.
Б.7.6. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование объектов газораспределения и газопотребления.
Б.7.7. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов газораспределения и газопотребления.

Б.6. Требования по маркшейдерскому обеспечению безопасного ведения горных работ

Б.6.1. Аттестация в области маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ руководителей и специалистов организаций, осуществляющих работы, связанные с пользованием недрами и их проектированием.
Б.6.2. Аттестация в области маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ руководителей и специалистов организаций, осуществляющих пользование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также строительство и эксплуатацию гидротехнических сооружений.
Б.6.3. Аттестация в области маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ руководителей и специалистов организаций, осуществляющих разработку рудных и нерудных месторождений полезных ископаемых.
Б.6.4. Аттестация в области маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ руководителей и специалистов организаций, осуществляющих разработку платовых месторождений полезных ископаемых.
Б.6.5. Аттестация в области маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ руководителей и специалистов организаций, осуществляющих разработку месторождений углеводородного сырья и гидроминеральных ресурсов.

Б.8. Требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением

Б.8.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование паровых и водогрейных котлов.
Б.8.2. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование электрических котлов и электрокотельных.
Б.8.3 Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование сосудов, работающих под давлением.
Б.8.4. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование трубопроводов пара и горячей воды.
Б.8.5. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих изготовление, монтаж, наладку и ремонт паровых и водогрейных котлов.
Б.8.6. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих изготовление, монтаж, наладку и ремонт электрических котлов и электрокотельных.
Б.8.7. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих монтаж, ремонт, изготовление и наладку сосудов, работающих под давлением.
Б.8.8. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих монтаж, ремонт, изготовление и наладку трубопроводов пара и горячей воды.
Б.8.9. Аттестация членов аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих паровые и водогрейные котлы.
Б.8.10. Аттестация членов аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих электрические котлы и электрокотельные.
Б.8.11. Аттестация членов аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих сосуды, работающие под давлением.
Б.8.12. Аттестация членов аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих трубопроводы пара и горячей воды.
Б.8.13. Аттестация лиц, ответственных за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
Б.8.14. Аттестация лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию паровых и водогрейных котлов.
Б.8.15 Аттестация лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию электрических котлов и электрокотельных.
Б.8.16. Аттестация лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением.
Б.8.17. Аттестация лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов пара и горячей воды.
Б.8.18. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование объектов, проектная документация которых предусматривает использование оборудования, работающего под давлением.
Б.8.19. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, проектная документация которых предусматривает использование оборудования, работающего под давлением.
Б.8.20. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих дымовые и вентиляционные промышленные трубы.

Б.9. Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям

Б.9.1. Аттестация руководителей и специалистов, ответственных за безопасное производство работ кранами.
Б.9.2. Аттестация руководителей и специалистов, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии.
Б.9.3. Аттестация руководителей и специалистов, ответственных по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.
Б.9.4. Аттестация членов аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих грузоподъемные краны.
Б.9.5. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих лифты.
Б.9.6. Аттестация членов аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих подъемники (вышки).
Б.9.7. Аттестация по промышленной безопасности специалистов по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников (вышек).
Б.9.8. Аттестация по промышленной безопасности специалистов, ответственных за содержание подъемников (вышек) в исправном состоянии.
Б.9.9. Аттестация по промышленной безопасности лиц, ответственных за безопасное производство работ подъемниками (вышками).
Б.9.10. Аттестация специалистов организаций, ответственных за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками.
Б.9.11. Аттестация специалистов организаций по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-трубоукладчиков.
Б.9.12. Аттестация специалистов организаций, ответственных за содержание в исправном состоянии кранов-трубоукладчиков.
Б.9.13. Аттестация членов аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих краны-трубоукладчики.
Б.9.14. Аттестация специалистов организаций по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов-манипуляторов.
Б.9.15. Аттестация специалистов организаций, ответственных за содержание в исправном состоянии грузоподъемных кранов-манипуляторов.
Б.9.16. Аттестация специалистов организаций, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами-манипуляторами.
Б.9.17. Аттестация членов аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих краны-манипуляторы.
Б.9.18. Аттестация специалистов по надзору за безопасной эксплуатацией строительных подъемников.
Б.9.19. Аттестация специалистов, ответственных за содержание строительных подъемников в исправном состоянии.
Б.9.20. Аттестация лиц, ответственных за безопасное производство работ строительными подъемниками.
Б.9.21. Аттестация членов аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих строительные подъемники.
Б.9.22. Аттестация специалистов организаций по надзору за безопасной эксплуатацией эскалаторов.
Б.9.23. Аттестация членов аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих эскалаторы.
Б.9.24. Аттестация членов аттестационных комиссий организаций, эксплуатирующих платформы подъемные для инвалидов.
Б.9.25. Аттестация лиц, ответственных за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту платформ подъемных для инвалидов.
Б.9.26. Аттестация лиц, ответственных за организацию безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов.
Б.9.27. Аттестация в области промышленной безопасности руководителей и специалистов канатной дороги.
Б.9.28. Аттестация в области промышленной безопасности начальников канатных дорог.
Б.9.29. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих проектирование объектов, проектная документация которых предусматривает использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов, эскалаторов, канатных дорог, фуникулеров.
Б.9.30. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, проектная документация которых предусматривает использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов, эскалаторов, канатных дорог, фуникулеров.

Б.12. Требования промышленной безопасности, относящиеся к взрывным работам

Б.12.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих взрывные работы в подземных выработках и на поверхности рудников (объектах горнорудной и нерудной промышленности), угольных и сланцевых шахт опасных (не опасных) по газу или пыли. Специальные взрывные работы.
Б.12.2. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих взрывные работы на открытых горных разработках и специальные взрывные работы.

Г. Требования по энергетической безопасности
Г.1. Требования к порядку работы в электроустановках потребителей

Г 1.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих эксплуатацию электроустановок.

Г.2. Требования к порядку работы на тепловых энергоустановках и тепловых сетях

Г.2.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей.

Г.3. Требования к эксплуатации электрических станций и сетей

Г.3.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих тепловые электрические станции.
Г.3.2. Аттестация руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих электрические сети.

Д. Требования безопасности гидротехнических сооружений

Д.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций в области безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности.
Д.2. Аттестация руководителей и специалистов организаций в области безопасности гидротехнических сооружений объектов энергетики.
Д.3. Аттестация руководителей и специалистов организаций в области безопасности гидротехнических сооружений объектов водохозяйственного комплекса.
Д.4. Аттестация руководителей и специалистов экспертных организаций, осуществляющих экспертизу деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

В. Экологическая безопасность

В.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций в области экологической безопасности

Е. Использование атомной энергии

Е.1. Аттестация руководителей и специалистов организаций в области работ связанных с использованием атомной энергии.



Просмотров