Философские мотивы лирики Есенина (сочинение). Мотив преодоления смерти в лирике м

Философские мотивы лирики С.А. Есенина

У Сережи есть свой голос красивый. Он любит Россию по-своему, как никто другой. И воспевает ее по-своему. Березы, месяц, ржаные поля, озера - вот его песня. И поет он ее всем своим существом. А. Андреев За темную гряду леса садилось рыжее, нечесаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча раскиданные стога, пушистые облака, заглянуло мне в глаза. Может быть, оно хотело спросить, не слышала ли я что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами и чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой. Солнце, остановись на мгновенье! Я расскажу тебе о Сергее Есенине, расскажу о его лирике, расскажу, почему я полюбила его стихи. Стихи Есенина стали мне дороги сразу, как только я вошла в волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Все глубже изучая жизнь и творчество поэта, я полюбила его всей душой и хочу быть певцом его поэзии. Почему? Я часто задавала себе этот вопрос. Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его глубокой любви к своей родине, к своему народу, из-за безгра-ничной любви к природе, ее красоте, из-за того, что они учат меня понимать все прекрасное. Лирика поэта жива одной большой любовью - любовью родине. Чувство родины - основное в творчестве Сергея Есенина. Многие поэты пытались раскрыть тему родины в своих произведениях. Но так, как сделал это Есенин, по-мое-мy, не удавалось никому. Он с гордостью называл себя "крестьянским сыном" и "гражданином села". Где бы ни был Есе-нин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами. В стихах Есе-нина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера человека в ее будущее, великое будущее родного народа. Есенин застыл на месте. Ему представилась огромная, без конца и края Русь, вся залитая березовым светом, встала рядом изб вдоль Оки. "Родина моя, - прошептали губы, - Родина". И вдруг замерли, потому что нашлись другие слова: Гоп ты, Русь моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края, Только синь слепит глаза. Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Как он его любит! Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Уже давно все стихло вокруг. А он не мог заснуть. Ему вдруг захотелось увидеть маленькое лесное озерцо, где он, босоногий мальчишка, гонялся за косыми лучами солнца, молодую березку, что летом полоскала свои косы в воде, а зимой позванивала хрустально ими. Завтра - начало сенокосной поры. И сколько нужно сил, чтобы с рассвета дотемна махать косой. А человек ходит и ходит по родной земле. И невдомек звездам-проказницам, что не до сна поэту, что он безмерно счастлив, потому что весь мир - для него. Для него цветут травы, для него смеются озорные глаза озер, и даже они, звезды, светят для него. И невольно из сердца на волю рвутся слова: О Русь! Малиновое поле И синь, упавшая в реку - Люблю до радости, до боли Твою озерную тоску! Какая безграничная любовь к природе! Меня восхищает неповторимая есенинская лирика, понимание всех тонкостей родной природы и умение это передать в стихах. Свои стихи о природе Есенин создает по черновому рисунку, набросанно- му самой природой и сверенному с общей картиной природной жизни. Поэт сажает рябину у крестьянской избы. В "рябиновом костре" сгорают последние надежды: В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. У Есенина обострен взгляд на те черты природы, которые могут быть уподоблены вещественному миру. Даже небесные светила он приглашает на землю. Месяц схож с жеребенком, он тоже рыжий и "запрягается" в сани. Под луной происходят самые мучительные поиски и открытия самого себя. В стихах Есенина вся жизнь, со всеми поворотами, ухабами и взлетами. Есенин прошел небольшой, но тернистый жизненный путь. Он оступался, ошибался, впадал в народничество - это вполне естественные "издержки" молодости, личного характера. Однако Сергей Есенин всегда был в поисках, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным - любовью к родине. Что для человека самое дорогое в жизни? Я бы ответила: "Родина". И разве не счастье воспевать ее красоту! Нельзя жить на земле и не иметь дома, матери, родины. И нельзя ее не любить. На траву упала роса. Растаяли в небе звезды-насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, а оно полетит через всю землю. Где-то далеко занялась песня. На нее звонко откликнулись лес, озеро, солнце. А Есенину захотелось к людям. Он выбежал на луг, поглядел на родные, знакомые до боли поля и замер. Теперь он твердо знал: в какие бы края ни забросила его судьба, он никогда не расстанется ни с этой землей, ни с березкой над прудом. Слова сами выстраивались в ряд: Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". Это была его первая в жизни клятва в верности новой, стальной России. Слова поднимались в рассветной звонкой тишине к солнцу и летели над Русью вместе с вольными ветрами через леса, озера, луга, сквозь годы. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное наследство. Наполненная любовью к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, предельной искренностью, добротой, поэзия Есенина актуальна и современна и в наши дни. Многие его стихи стали песнями. И по жизни с собой я пронесу томик стихов Есенина.

В творчестве Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной, посвященной России. Философские мотивы переплетаются в его поэзии с мотивами любви к женщине, родной земле, с темой любования природой, ее красотой и гармонией. Все это составляет единый мир, единый космос, в котором существует человек — а ведь именно взаимоотношения человека и Вселенной составляют предмет философских раздумий. Философия Есенина рождается не из отвлеченных размышлений — она является, скорее, результатом прозрения, прочувствования, острого ощущения краткости человеческого существования в мире и неразрывной связи мира и человека.
В ранней человек и мир гармонично связаны, между ними нет противоречия, конфликта. Есенинский космос — это природа и родина, тот мир, с которым человек связан с колыбели. В природе все одушевлено и взаимосвязано, все переходит во все. Это основной принцип богатейшей образности, которая отличает поэзию Есенина. Образный мир его лирики построен на олицетворениях и метафорах, то есть на уподоблениях друг другу разнородных на первый взгляд явлений и предметов: органического и неорганического, растительного, животного, космического и человеческого. Это видно уже на примере стихотворения, которое принято считать первым поэтическим опытом Есенина:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

В этом четверостишии четко виден главный творческий и философский принцип Есенина. Благодаря неожиданным метафорам сближаются и «перетекают» друг в друга самые разнородные явления: свет зари становится «красной водой», листва — «зеленым выменем». Смелые олицетворения конкретны и зримы: они превращают восход в «огородника», поливающего капустные грядки, и наделяют два дерева — старое и молодое — чертами животных, предположительно коровы и теленка. Итак, все в мире связано, все наполнено единым жизнетворным началом.
Это ощущение единства порождает своеобразный пантеизм (с чертами крестьянской, следовательно христианской, традиции). Природа — храм, и человек в нем — богомолец и странник. Лирический герой Есенина ощущает себя присутствующим на таинственной литургии природы, начиная с раннего творчества («Я молюсь на алы зори, / Причащаюсь у ручья») и до поздней, «осенней» творческой поры («За прощальной стою обедней / Кадящих листвой берез»). Преобладающий мотив этих лет — радостное приятие жизни и своего места в ней, ощущение ее полноты и одухотворенности, гармония и взаимопонимание с миром в его различных и всегда живых проявлениях:

Я — пастух; мои хоромы –
В мягкой зелени поля.
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками в реке.

«Я пастух, мои палаты…», 1914

В то же время в поэмах появляются богоборческие, бунтарские мотивы, там речь идет уже не о смиренном принятии мира, но о способности человека преобразить мир, буквально перевернуть его, бросить вызов Творцу. Во многом это связано с тем, что поэт в это время находится под влиянием идей Февральской и Октябрьской революций, — отсюда строки, звучащие, например, в поэме «Инония» (1918):

Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых!

Однако этот богоборческий дух характерен почти исключительно для поэм и практически не отражен в лирике. К тому же вскоре он окончательно сменяется совсем другими мотивами и переживаниями.
Уже упоминавшийся выше мотив странничества — один из ключевых для всего творчества Есенина. Человек — странник и гость на земле, будь то странник-богомолец, бродяга или просто утративший все связи с прошлым человек. «Только гость я, гость случайный / На полях твоих, земля!» — говорит поэт. Образ дороги — один из самых частых в его лирике — представляет собой метафору жизненного пути человека, в его скоротечности и непрестанном движении. Человек приходит в мир, проходит свой путь и в свой срок уходит из жизни, как гость из гостеприимного дома:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник:
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом…

Мотив дороги, жизненного пути дополняется мотивом дома, примиряющим, роднящим человека с миром. Дом, который человек покидает для странствий — каликой, богомольцем или «бродягою и вором», — все равно существует, хотя бы в его памяти, как связующая нить между ним и его прошлым, его корнями, тем, что ему близко и дорого. Наряду с уходом в новое странствие мотив возвращения домой, как метафора завершения жизни, служит залогом возвращения всего в мире на круги своя, цикличности бытия.
В зрелом творчестве поэта все большее место занимает мотив предчувствия смерти, подведения итогов пройденного пути. Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» и «Отговорила роща золотая…» — яркие образцы того, как через взаимные уподобления человеческого и природного лирический герой приходит к примирению с неизбежным уходом и к благодарному приятию жизни.
В обоих стихотворениях звучит мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца. Зрелость как осень жизни — традиционная в русской поэзии метафора, однако у Есенина она получает особый смысл — делает акцент на сопричастности человеческой жизни природному, «растительному» циклу. Антитеза «юность — зрелость» («расцвет — увядание») прослеживается и на уровне зримых, конкретных образов (юность — «с белых яблонь дым», «души сиреневая цветь»; зрелость и старость — «увяданья золото», дерево, которое «роняет тихо листья»). Такой параллелизм между жизненной порой человека и состоянием природы подчеркивает, что они существуют по единым законам. Увядает человек, увядает дерево, но мир живет, и все повторится вновь.
Лирический герой благодарно принимает бытие и смерть как часть бытия:

Будь же ты навек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

«Не жалею, не зову, не плачу…», 1921

Это напоминает знаменитые пушкинские строки:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою чуждою сиять.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», 1829

Однако есенинская природа, есенинский космос далеко не так равнодушны к бренному человеку. Они гораздо теплее, человечнее, возможно, благодаря тому, что природа Есенина — не абстрактная, а предельно конкретная, имеющая свое географическое и национальное определение. Она и помнит и по-человечески грустит о краткости жизни:

О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

«Отговорила роща золотая…», 1924

Те же мотивы — предчувствия смерти и радостного приятия жизни — звучат и в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» (1921). Но здесь акцент сделан на радости земного бытия, в котором есть красота, любовь, поэзия, разнообразие эмоций, счастье:

И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверей, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Стихотворение, которое можно назвать итоговым — «Цветы мне говорят: прощай…» (1925), — повторяет и суммирует все философские прозрения поэта, всю сложность и гармоничность бытия. Стихотворение построено на антитезах: любви и разлуки, смерти и полноты жизни, цикличности и неповторимости. В то же время в нем нет непримиримых противоречий, оно полно гармонии; все крайности разрешаются в вечности и разнообразии бытия. Смерть сулит разлуку со всем, что дорого герою на земле: «Я навеки не увижу ее лицо и отчий край». Однако он приемлет смерть как лишь еще одно закономерное проявление жизни: «И эту гробовую дрожь / Как ласку новую приемлю». Поэт чувствует, что жизнь человека должна раствориться в круговороте бытия, «что все на свете повторимо». При этом в последней строке стихотворения заявлена его, быть может, главная мысль — о неповторимости каждого цветка, каждого индивидуального существования, которое именно благодаря этой своей неповторимости оказывается ценным.
Поэзия Есенина, к какому бы периоду — раннему или зрелому — она ни относилась, всегда оставляет у читателя ощущение гармонии бытия, щедрого разнообразия жизни с ее радостями и тревогами, весной и осенью. Она оставляет ощущение ценности каждой жизни во Вселенной, острое и живое чувство связи человека со всем живущим, со всем, что его окружает.

Рейтинг: / 1

ПлохоОтлично

В. А. Сухов (Пенза)

МОТИВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СМЕРТИ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА И С. А. ЕСЕНИНА

В лирике М. Ю. Лермонтова и С. А. Есенина можно выделить мотив предсказания смерти, который тесным образом связан с мотивом ее преодоления. Исследователями отмечалось, что в поэзии М. Ю. Лермонтова «смерть предстает не как финал земного пути», а «как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины» 1 . В соответствии с таким мироощущением написано стихотворение «Завещание» (1840). Рассказывая о судьбе смертельно раненного на Кавказе офицера, Лермонтов с поразительной достоверностью выражает чувства простого человека, монолог которого поражает своим стоицизмом и спокойствием: «…Скажи им, что навылет в грудь/ Я пулей ранен был;/Что умер честно за царя/Что плохи наши лекаря/И что родному краю/Поклон я посылаю» (1, 458) 2 . Здесь ярко проявляется гуманизм поэта и его способность выйти за пределы собственной трагической судьбы.
По воспоминаниям В. Рождественского, Есенин «от некоторых стихов Лермонтова готов был плакать и неподражаемо умел напевать вполголоса на какой-то собственный мотив его «Завещание» 3 . На самом деле, Есенина, который в последние годы своей жизни предчувствовал свой трагический исход, не могли не тронуть пронзительные лермонтовские строки: «Наедине с тобою, брат, /Хотел бы я побыть:/На свете мало, говорят,/Мне остается жить… Ты расскажи всю правду ей, /Пустого сердца не жалей/ Пускай она поплачет…/Ей ничего не значит!» (1, 458) 4 . Не случайно заключительное лермонтовское двустишие обрело свою вторую жизнь в есенинском стихотворении: (1925):«Пусть она услышит, пусть она поплачет./Ей чужая юность ничего не значит» (1, 241).
В «маленькой поэме» (1924) Есенин, вспоминая своих великих предшественников, после Пушкина переходит к характеристике Лермонтова. Проводя своеобразную психологическую параллель, он объясняет причины гибели поэта его мятежным характером: «За грусть и желчь в своем лице/ Кипенья желтых рек достоин,/ Он, как поэт и офицер,/Был пулей друга успокоен» (2, 108). Есенин подчеркивал, что приехал на Кавказ не только «обрыдать» «родной прах» любимых поэтов, но и «подсмотреть свой час кончины » (2, 108). На самом деле, незадолго до гибели Лермонтов и Есенин создают пророческие произведения, в которых мотив смерти тесным образом связан с мотивом сна - предсказания. В стихотворении «Сон» (1841) лирический герой Лермонтова собственную смерть видит в «долине Дагестана», где шли самые ожесточенные сражения с горцами: « Лежал один я на песке долины», «Солнце …жгло меня - но спал я мертвым сном» (1, 477). На дар предвидения, который особенно ярко проявился в этом произведении, обратил внимание философ В. Соловьев. Он писал: «Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел ее заранее» 5 . Мотив сна о собственной смерти, связанный с напряженными поисками разгадки вечной тайны бытия, возникает и в «маленькой поэме» Есенина . Предсказание смерти во сне - взгляд на себя со стороны - мертвого - все это напоминает лермонтовский «Сон». По роковому стечению обстоятельств поэма «Метель» была создана поэтом в декабре 1924 года, за год до ухода из жизни. Поэт видит себя «усопшего/В гробу» со стороны и даже принимает участие в собственных похоронах: «Я веки мертвому себе/Спускаю ниже…» (2, 151). Сравнивая лермонтовский и есенинский «сны о смерти», понимаешь, что поэты пророчески осознавали близость своего ухода в мир иной. При этом Есенин не исключал и того, что его противостояние с властью может для него закончиться трагически. С горькой иронией поэт заявлял: «И первого /Меня повесить нужно, /Скрестив мне руки за спиной» (2, 149). Есенин предпринял попытку снять тот трагический накал безысходности, который отличал поэму . Он пишет ее своеобразное продолжение - «маленькую поэму» (декабрь 1924), в которой представленной так зримо собственной смерти противопоставляет мотив ее преодоления. Устами своего лирического героя поэт с оптимизмом заявляет: «Припадок кончен./ Грусть в опале./Приемлю жизнь, как первый сон» (2, 153).
Для лирических героев Лермонтова и Есенина осознание близкой смерти связано с ощущением преодоления своеобразного духовного кризиса. Это сходство мироощущения поэтов ярко проявляется, если сравнить лермонтовскую и есенинскую элегии «Выхожу один я на дорогу» (1841) и (1924). Пророческая «тоска» сближает двух поэтов. Лирический герой Лермонтова делает исповедальное признание, которое подтверждает его невольное смятение перед лицом приближающейся смерти: «Что же мне так больно и так трудно? /Жду ль чего? Жалею ли о чем?» (1, 488). Есенинский лирический герой также не скрывает того, что, провожая близких друзей в последний путь, он всегда испытывает «дрожь». Разочарованный в жизни романтический герой Лермонтова заявляет: «Уж не жду от жизни ничего я,/И не жаль мне прошлого ничуть» (1, 488). Этому лермонтовскому разочарованию противостоит есенинское осознания «земного» счастья со всеми его радостями: «…И на этой на земле угрюмой/Счастлив тем, что я дышал и жил…» (1, 201). Лирический герой Лермонтова в духе романтизма заявляет: «Я ищу свободы и покоя! /Я б хотел забыться и заснуть!» (1, 488). Поэт противопоставляет смертный исход, связанный с «холодным сном могилы», с состоянием, пограничным, которое можно считать победой жизненных сил над смертью: «Я б хотел навеки так заснуть, /Что б в груди дремали жизни силы/ Что б дыша вздымалась тихо грудь» (1, 488). У Есенина в элегии «Мы теперь уходим понемногу» мотив преодоления смерти находит отражение в выстраданном признании лирического героя «И на этой на земле угрюмой/Счастлив тем, что я дышал и жил» (1, 201). Интересно отметить то, что и у Лермонтова и у Есенина жизнь ассоциируется прежде всего с дыханием, то есть с жизнью души. Лермонтовский лирический герой мечтает заснуть, но не «сном смерти», а «сном жизни». В связи с этим нельзя не вспомнить и признание лирического героя есенинской , которое нами уже цитировалось.
В заключение отметим, что лирические героя Лермонтова и Есенина связывают свое духовное возрождении с чувством любви к женщине и с символом вечной жизни - деревом. Лермонтовский дуб и есенинский клен - своеобразные символы бессмертия, воплотившие в себе мечту поэтов о победе жизни над смертью. Поэтому лирический герой Лермонтова мечтает о том, чтобы ему « про любовь» «сладкий голос пел». При этом песня о любви должна сливаться с шумом дуба - мифологическим образом «древа жизни». Опора на традиции славянской мифологии сближают Лермонтова и Есенина, поэтому они связывают мотив пути - дороги с образом древа жизни. «Дерево как метафора дороги, как путь, по которому можно достичь загробного мира - общий мотив славянских поверий…» 6 . Так начало лермонтовской элегии «Выхожу один я на дорогу» логично завершалось по кольцевому принципу композиции символичным обращением к образу дерева: «Надо мной чтоб вечно зеленея/Темный дуб склонялся и шумел» (1, 488).
Есенин подхватывает этот лермонтовский мотив преодоления смерти в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» (28 ноября 1925). В нем, завершая свой «древесный роман» (М. Эпштейн), поэт создает свою «метафору дороги» - образ клена. Есенинский клен, «как пьяный сторож, выйдя на дорогу,/Утонул в сугробе, приморозил ногу» (4, 233). Воспринимать эту метафору необходимо в контексте стихотворения «Я покинул родимый дом» (1918), в котором поэт также изображает старого сторожа: «Стережет голубую Русь/Старый клен на одной ноге» (1, 143). Осознавая приближение смерти, Есенин с присущим ему страстным жизнелюбием восклицает: «Сам себе казался я таким же кленом,/Только не опавшим, а вовсю зеленым./И, утратив скромность, одуревши в доску, /Как жену чужую, обнимал березку» (4, 233).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что именно трагическое мировосприятие Лермонтова и Есенина парадоксальным образом определяет их поразительное жизнелюбие. Чем ближе смерть, тем острее жажда жизни в душах их лирических героев. Это противоборство объясняется мощным напором страстных натур гениальных поэтов. Именно поэтому Лермонтов не хотел бы «заснуть холодным сном могилы», а в стихотворении (1922) Есенин утверждал: «Не умру я, мой друг, никогда». Таким образом, в лермонтовской и есенинской лирике «провиденциальное ощущение» скорой смерти преодолевается всепобеждающим чувством любви к жизни. Не случайно после слова «жить» автор в стихотворении «Завещание» ставит жизнеутверждающий восклицательный знак. Возможно, именно поэтому Есенин начинает свое предсмертное стихотворение так, как будто отвечает лирическому герою лермонтовского «Завещания»: «До свиданья, друг мой, до свиданья/Милый мой, ты у меня в груди/Предназначенное расставанье/ Обещает встречу впереди» (1, 153).

Примечания
1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 310.
2. Здесь и далее в тексте приводятся ссылки на издание: М. Ю. Лермонтов. Собр. соч. в 4 т. Ленинград. 1979. В скобках указываются том и страница.
3. Рождественский В. Сергей Есенин //О Есенине. Стихи и проза писателей -современников поэта. М., 1990. С. 316.
4. Здесь и далее в тексте приводятся ссылки на издание: С. А. Есенин Полное собр. соч. в 7 т. Москва.1995 - 2001.В скобках указывается том и страница.
5. Соловьев В. Из литературного наследия. М.,1990. С. 274.
6. Славянская мифология. М., 1995. С. 225.

Образование и педагогические науки УДК 81 Education and Pedagogical Sciences DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.148-152 КЕЛЬБЕХАНОВА Мадина Рагимхановна, кандидат филологических наук, доцент KELBEKHANOVA Madina Ragimhanovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА В статье рассмотрены стихотворения С. Есенина «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Отговорила роща золотая», «Этой грусти теперь не рассыпать». Автор показывает, как в них сочетаются две темы: жизни и смерти. Лирический герой в большинстве стихотворений – человек, влюбленный в жизнь, в природу, но не забывающий и о том, что его ожидает смерть. Основной композиционный прием, использованный в стихотворениях, – противопоставление. В статье показывается, что любимое поэтическое средство поэта – метафора, которую он использует мастерски. THE PROBLEM OF LIFE AND DEATH IN YESENIN’S WORKS The article studies the problem of life and death in Yesenin’s verses “I Do Not Regret, And I Do Not Shed Tears”, “The Golden Birch-Tree Grove Has Fallen Silent”, “We’ll Depart This World For Ever, Surely”, “Now My Grief Won’t Be Split By The Ringing”, “I Am The Last Poet Of The Village”, “Forty Days Prayers For The Dead”. Persona of the most of Yesenin’s verses is a man infatuated with love and nature, but abidingly aware of death, and this sadness penetrates all his poems. The poet skillfully employs antithesis as a compositional device and metaphor as a figure of speech. Ключевые слова: поэт, Есенин, стих, сердце, душа, Keywords: poet, Yesenin, verse, heart, soul, life, death, жизнь, смерть, природа, печаль, антитеза, метафора. nature, sadness, antithesis, metaphor. Тема жизни и смерти – вечная и общечеловеческая. Нет поэта или писателя, которого бы она не интересовала по той или иной причине, в той или иной мере. В творчестве С. Есенина эта тема занимает большое место, особенно до 1917 г. Было ли это стремлением разгадать ее тайну или уже в то время поэт предчувствовал смерть? Ответить на этот вопрос трудно. Из стихотворений, в которых 15–17-летний автор пишет о смерти, особенно показательны «Подражание песне», «Покойнику», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Я пришел на землю эту, чтоб скорей ее покинуть», «О дитя, я долго плакал над судьбой твоей», «Наша вера не погасла», «В том краю, где желтая крапива», «Устал я жить в краю родном». В советское время С. Есенин написал немало замечательных стихотворений в жанре элегии; их содержанием является не только смерть, как в произведениях дооктябрьского периода, но и жизнь, в них дано сочетание жизни и смерти. Тут прежде всего следует отметить сти1 хотворение «Я последний поэт деревни», написанное в 1920 г., в период «военного коммунизма» [о военном коммунизме см.: 1, с. 238–239] под впечатлением конкретного случая. Из перечисленных нами стихотворений лучшее – «Край любимый! Сердцу снятся». Рассмотрим его первую строфу: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. В этой строфе следует обратить внимание на метафоры. Именно они делают стихотворение настоящим поэтическим шедевром: «скирды солнца», «воды лонные», «зеленя стозвонные». Лирический герой словно заворожен красотой природы, вот почему он хочет затеряться в зеленях. Последняя строфа стихотворения – это выражение его основной мысли: Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть, Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. Здесь использована антитеза. Первые два стиха – мажорные, свидетельствующие о большой любви поэта к жизни, последующие два напоминают о смерти. Конечно, каждый чело- В отдельных изданиях и в собраниях сочинений С. Есенина как год опубликования стихотворения указывается 1921 г. Это ошибка. В первый раз это стихотворение вошло в его книгу «Трерядница», вышедшую в 1920 г. Поэт, очевидно, забыл об этом. 1 - 148 - ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015 век смертен. Но этот мотив, очень часто повторяющийся в стихотворениях Есенина этого периода, заставляет нас задуматься: отчего все-таки это? Стихотворение «О дитя, я долго плакал над судьбой твоей» начинается и заканчивается обращением лирического героя к некоему ребенку («дитя»), над судьбой которого он долго плакал. Однако во втором двустишии трагическое переносится на лирического героя, который предсказывает свою смерть: Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня… Понесут с могильным пеньем хоронить меня… Ты увидишь из окошка белый саван мой, И сожмется твое сердце от тоски немой. Следующие стихи опять заставляют задуматься: обращение «дитя» относится к тому, кого лирический герой оставляет на земле, или касается его самого? В этом двустишии внимание следует уделить метафорам «тайна теплых слов» и «слезы, ставшие бисером жемчугов», передающим состояние лирического героя. И завершается стихотворение опять обращением к «дитяти»: И связал я ожерелье для тебя из них, Ты надень его на шею в память дней моих. В письме Е.И. Лившиц (август 1920 г.) С. Есенин писал: «Трогает меня… грусть за уходящее, милое, родное, звериное и незыблемая сила мертвого, механического. Вот вам наглядный случай из этого. Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно и что же? Видим: за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни и ликом Махно. Она и он в революции страшно походят на этого жеребенка, тягательством живой силы с железной» . Другая реакция поэта на положение деревни приводится в статье М. Бабенчикова «Есенин»: «Зима 1922 года. Москва, Пречистенка, 20. Искаженное мучительной гримасой лицо, в красных отсветах от пылавшей кирпичной времянки. Бурный поток слов, образов, воспоминаний и заключительное: "Был в деревне… Все рушится…Надо быть самому оттуда, чтобы понять…Конец всему…"» . В 1922 г. Есенин написал одно из лучших своих элегических стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу». История его создания, как пишет С. Толстая-Есенина, такова. «Есенин рассказывал, что это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в "Мертвых душах". Иногда полушутя прибавлял: "Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь". Место в "Мертвых душах", о котором говорил Есенин, это вступление к шестой главе, которое заключается словами: "…то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!"» . Л.Л. Бельская справедливо отмечает: «Отрывок из "Мертвых душ" Гоголя, безусловно, не был единственным источником есенинского стихотворения. Традиционна сама тема прощания с юностью и размышления о быстротекущем времени и образы весны-молодости и осенистарости. В поэзии всех времен и народов мы находим бесчисленные вариации на эти темы» . Однако в традиционную тему Есенин вдохнул новую жизнь и в этом отношении явился новатором. Обратим внимание на первые строки стихотворения: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Эти стихи выдержаны по принципу градации. Поэт с самого начала усиливает основную мысль произведения. Этому же подчинено замечательное сравнение «Все пройдет, как с белых яблонь дым». В этих стихах все прозрачно, и они не нуждаются в комментариях. Эти два стиха – удачный композиционный ход, определяющий все дальнейшее движение текста, что подтверждают и последующие два стиха: - 149 - Образование и педагогические науки Education and Pedagogical Sciences Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Теперь уже становится ясно, что стихи эти (да и все стихотворение) строится на противопоставлении прошлого и настоящего: молодость прошла, и она не вернется. Эта мысль передана с помощью замечательной метафоры «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Отметим, что все последующие строфы – это ее вариации, в которых ключевым смыслообразующим поэтическим средством является тоже метафора. Проследим это. Две мысли выражены во второй строфе: Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Первая мысль стихотворения: «Тронутое холодком» сердце – синоним грядущей смерти. Другая мысль: молодость прошла и «не заманит шляться босиком», она уже ушла в прошлое. Эти строки свидетельствуют и о любви лирического героя к природе. Здесь мы уже имеем синтез двух планов – человеческого и природного. Третья строфа по мысли близка второй: Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Однако поэт, как и в предыдущих строфах, продолжает говорить об «утраченной юности» и об ослаблении чувств, которые характерны для зрелой поры. Предпоследняя строфа – о быстротечности жизни. Отсюда – риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» О быстро прошедшей жизни, в первую очередь юности, и предпоследние стихи элегии: Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Можно сказать, «Весенняя рань» – ранняя пора юности, начало жизни. А «розовый конь», который проскакал, – это романтические надежды, мечты, которые остались в прошлом. Заключительная строфа, с одной стороны, утверждает, что бессмертия нет, с другой – дает благословение всему, что «пришло процвесть и умереть». А это уже выражение великой любви к людям, ко всему живому, к природе – позиция, характерная для многих гуманистов. У Есенина есть немало других стихотворений на рассматриваемую нами тему. Они тоже относятся к числу шедевров элегического жанра. В первую очередь тут следует назвать стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» Оно было написано на смерть поэта А.В. Ширяевца, близкого друга Есенина (15 мая 1924 года) и через несколько дней опубликовано в журнале «Красная новь» под заглавием «Памяти Ширяевца». В своих воспоминаниях С.Д. Фомин пишет: «Я помню, как ошеломила Есенина смерть Ширяевца. Всем, кто вернулся в тот день с Ваганьковского кладбища на поминки Ширяевца в Дом Герцена, не забудется плакавший Есенин, с хрипотцой прочитавший весь ширяевский "Мужикослов"» . Смысл первой строфы Есенина выражен ясно: пришедшие в мир рано или поздно уходят из него. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Предположение поэта, что и ему, может быть, пора скоро в дорогу, куда ушел его друг, имело основание. Об этом же он говорит и в стихотворении «Я последний поэт деревни». Вторая строфа по содержанию отличается от первой. Здесь на переднем плане – любовь поэта ко всему, что его окружает, что ему дорого. Это утверждение любви – главное в произведении. С другой стороны, поэт свидетель того, как люди (в первую очередь друзья) по- - 150 - ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015 кидают мир. И это не может не оказывать психологического воздействия на него, что и приводит к тому, что он не в силах «скрыть» своей тоски. В следующей строфе доминирует та же мысль, что и в первой. Поэт опять говорит о своей великой любви ко всему, что «душу облекает в плоть». Но эта мысль у него связана с природой, неотделимой от людей. Природа и люди у поэта составляют единство. Поэт не может мыслить себя вне этого единства. Строфа композиционно делит стихотворение на две части и является связующей между ними. Тут утверждение «жизнь – счастье» является основным: «…на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил». Следующая строфа – продолжение и развитие этой мысли. Здесь налицо восхищение поэта земной красотой, тем, что для него является самым важным, превалирующим в земной жизни. Красота для поэта – это не только люди, прежде всего женщины, к которым поэт никогда не был равнодушен, это и звери, наши «братья меньшие». И это опять-таки важная для поэта мысль о единстве человека и природы. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. В этих стихах поэт охватил суть жизни, а именно: во имя чего человек должен жить на земле. Дальше следует композиционный поворот: перекличка пятой строфы со второй. Во второй строфе доминирует тоска, в пятой – поэт испытывает дрожь перед «сонмом уходящих», эти чувства не противоречат друг другу, они взаимосвязаны: Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь, Оттого пред сонмом уходящих, Я всегда испытываю дрожь. Два последних стиха из приведенных – вариация первых двух стихов начала стихотворения, но с усилением, утяжелением мысли. В целом в стихотворении переплетены горькие и радостные чувства. Мастерство поэта заключается в том, что в его стихотворении невозможно исключить ни одно слово, каждое связано с другим. Такая целостность создает его гармонию. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. Лирический сюжет оказывается органически связан со всеми композиционными элементами стихотворения. Последняя строфа логически замыкает текст и подытоживает выраженную в нем философию жизни и смерти. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ 1. 2. 3. 4. 5. 6. Советский энциклопедический словарь. – М., 1980. С. 238–239. Есенин С. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5. Автобиографии, статьи, письма. – М., 1962. Белоусов В. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 2. – М., 1970. Есенин Сергей. Литературная хроника. – М., 1970. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. – М., 1990. Фомин С.Д. Из воспоминаний / Памяти Есенина. – М., 1926. REFERENCES 1. 2. 3. Soviet Encyclopedia Dictionary . Moskva, 1980 Pp. 238–238 (in Russ.). Esenin Sergey. Collection of works in five volumes. V.5. Autobiographies, articles, letters . Moskva, 1962 (in Russ.). Belousov V. Sergei Esenin. Literary chronicles. Part 2. Moskva, 1970 (in Russ.). - 151 - Образование и педагогические науки 4. 5. 6. Education and Pedagogical Sciences Esenin Sergey. Collection of works in five volumes. V. 2. (Primechaniya V.F. Zemskova) Moskva, 1961 (in Russ.). Belskaya L.L. The word of songs. Poetic mastership of Sergey Esenin . Moskva, 1990 (in Russ.). Fomin S.D. Memoires Remembering Esenin. Moskva, 1926 (in Russ.). Информация об авторе Information about the author Кельбеханова Мадина Рагимхановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, Дагестанского государственного университета, Махачкала (Республика Дагестан) Россия nuralievakatiba @yandex.ru Kelbekhanova Madina Ragimhanovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Chair of Russian Literature Daghestan State University, Makhachkala city, (Republic of Dagestan), Russian Federation nuralievakatiba @yandex.ru Получена: 11.04.2015 Received: 11.04.2015 - 152 -

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми?

Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы.

Яркий тому пример - элегия «Отговорила роща золотая» (1924). «Золотая роща» - это и конкретный природный образ, но это и метафора - жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Философское содержание раскрывается через пейзажные зарисовки.

Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень - время тишины, ярких красок, но в то же время - пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего земного существования. Журавли - это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с «сиреневой цветью» природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием: «Стою один среди равнины голой, // А журавлей относит ветер в даль, // Я полон дум о юности веселой, // Но ничего в прошедшем мне не жаль». Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг…

Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: «В саду горит костер рябины красной, // Но никого не может он согреть». Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни, так как бытие воспринимается им как преходящее. «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…» - в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас - крошечная песчинка в мировом космосе, каждый из нас - неотъемлемая часть природы. Поэтому-то лирический герой сравнивает свой предсмертный монолог с осенним листопадом: « Так я роняю грустные слова».

Несмотря на трагическое звучание стихотворения, воспоминания о прошумевшей жизни вызывают у лирического героя приятие смерти как данности. Вообще, эта элегия очень похожа на исповедь лирического героя - Есенин поднялся над своей личной трагедией к общечеловеческим высотам.

Схожие мысли звучат в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» «Увяданья золотом охваченный, // Я не буду больше молодым» - в этих строках размышление о невозможности повернуть время вспять. «Весенняя гулкая рань» - олицетворение молодости природы и молодости жизни. Чувство неизбывной печали, мотив неотвратимой беды лирического героя перед лицом всепоглощающего времени и вечной природы снимается словом «процвесть» в последней строфе: «Все мы, все мы в этом мире тленны, // Тихо льется с кленов листьев медь... // Будь же ты вовек благословенно, // Что пришло процвесть и умереть». Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты.

Человеческая душа и Мир едины, однако, порою это единство нарушается, трагическая дисгармония разрушает идиллическое существование. Это может проявляться в бытовых, житейских ситуациях. Так, в «Песне о собаке» человек с жестокостью нарушает законы природы, отнимая у матери новорожденных щенков. Это не только вызывает материнское горе, личную трагедию, но и становится причиной беды вселенского размаха: «Покатились глаза собачьи Золотыми слезами в снег», « В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил, тонкий, И скрылся за холм в полях»

Есенин убежден, что нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменять её темп. По-особенному звучат строки из стихотворения «Мы теперь уходим понемногу»: «И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове». Так и нужно жить, понимая, что ты - не хозяин природы, мира, а их часть. Нужно наслаждаться возможностью созерцать красоты земли, нужно просто жить, беря от нее все, что можно. В этом, по мнению поэта, и есть смысл жизни: «Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве».

Видя уход в мир иной близких ему людей, лирический герой и сам ощущает приближение смерти. Он понимает, что это может произойти в любой момент. От такой мысли становится жутко и тоскливо, ведь жизнь так прекрасна и так не хочется прощаться с ней. Тем более лирический герой уверен, что мир усопших не имеет ничего общего с нашим миром:

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Но стихотворение заканчивается жизнеутверждающе, как и почти вся философская лирика Есенина. Пока еще есть время, нужно ценить и дорожить тем, что ты живешь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Размышляя о природе, о Родине, о своей личной судьбе, поэт неизбежно приходит к мысли о том, жизнь нужно принимать такой, какая она есть: «Как прекрасна Земля И на ней человек!»



Просмотров