Прекращение гражданства. Основания прекращения гражданства

Вопросы утраты, прекращения гражданства решаются внутренним правом государства и решаются по-разному.

Гражданство может быть утрачено лицом по собственной воле или по инициативе государства. В последнем случае говорят о лишении гражданства. Оно может быть автоматическим, т.е. в силу закона, который предусматривает, что при определенных условиях гражданство прекращается, например, в случае приобретения другого гражданства, длительного проживания за рубежом, поступления на службу в иностранные вооруженные силы. Иной вид лишения гражданства состоит в издании специального акта государства, декрета высшего органа или приговора суда.

Конституция России закрепила единство и равенство гражданства независимо от оснований его приобретения. ч. 1 ст. 6 Конституции РФ

Отмеченная ранее тенденция находит отражение и в международном праве. Согласно общепризнанной норме, отраженной во Всеобщей декларации прав человека, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ч.2 ст.15).

Ряд норм относительно утраты гражданства содержится в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. Если закон государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого-либо изменения в личном статусе, как-то: вступление в брак или его прекращение, узаконение, признание или усыновление, такая утрата ставится под условие приобретения другого гражданства (ст.5).

Гражданин не утрачивает своего гражданства в результате выезда, длительного проживания за границей, нерегистрации или иной подобной причины, если в результате утраты оп станет лицом без гражданства.

Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, длительно проживающим за границей, но устанавливает, что длительным считается проживание не менее семи последовательных лет. Это правило установлено, чтобы по возможности избежать случаев злоупотребления иностранным гражданством, когда его приобретают из соображения той или иной выгоды, не собираясь устанавливать реальную связь с соответствующей страной.

Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства. Вместе с тем, государству предоставлено право делать определенные исключения из этого правила, если оно сделает соответствующую оговорку к Конвенции. В таком случае законы государства могут предусмотреть право лишать гражданства по одному или нескольким из следующих оснований:

  • а) игнорируя прямое запрещение государства, лицо оказывало или продолжает оказывать услуги другому государству, либо получило или продолжает получать от него вознаграждение;
  • б) поведение лица наносит существенный ущерб жизненным интересам государства;
  • в) лицо сделало заявление о верности другому государству. Лишение гражданства в таких случаях может быть оспорено в судебном порядке

Недопустимо лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст.9). Неправомерен и отказ в приобретении гражданства по этим основаниям. К сожалению, массовые случаи такого рода имеют место в прибалтийских республиках в отношении русскоязычного населения.

В целом Конвенция направлена на обеспечение принципа непрерывности гражданства, в соответствии с которым утрата гражданства допускается лишь при одновременном обретении нового. Значение этого принципа для прав человека не требует пояснений.

В соответствие еще с Законом о гражданстве 1991 г. в Российской Федерации было запрещено лишать людей гражданства России. Это же запрещение подтверждено в Конституции РФ и поддержано Законом о гражданстве 2002 г.

Законными основаниями утраты гражданства Российской Федерации считаются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства, усыновление.

Естественно, что субъектом всех этих способов утраты гражданства является физическое лицо, обладающее Российским гражданством; процедура прекращения различна, так же как и документы, которыми оформляется это прекращение.

Выход из гражданства - добровольный акт достигшего 18 лет гражданина, проживающего на территории России, осуществляется по его личному письменному заявлению на имя Президента Российской Федерации, подаваемому через органы МВД. Выход из гражданства России лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в упрощенном порядке.

Каждый взрослый член семьи изъявляет намерение выйти из гражданства самостоятельно. Дети до четырнадцати лет автоматически следуют за родителями. С четырнадцати до восемнадцати лет - должны выразить свое согласие с решением родителей.

Ходатайство о выходе из Российского гражданства может быть отклонено, если гражданин имеет неисполненные обязательства перед государством.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, или он еще не исполнил обвинительный приговор суда.

Решения об отказе в выходе из гражданства или регистрации прекращения гражданства, также как и споры между родителями о гражданстве детей, если гражданство утрачивает лишь один родитель, обжалуются в суде.

Решение о приеме в гражданство может быть отменено, если лицо получило гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, причем этот факт установлен в судебном порядке. Отмена возможна только в течение пяти лет после приема.

Выбор гражданства (оптация) другого государства при изменении границы Российской Федерации. Это право имеют граждане, постоянно проживающие на данной территории, в порядке и в сроки, определяемые международным договором.

Усыновление, установление опеки и попечительства со стороны иностранных граждан над гражданами России. При этом необходимо ходатайство усыновителей и гарантия предоставления усыновленному или подопечному иного гражданства. Это компетенция органов МВД или МИД. Спорные вопросы решаются в суде.

Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства в различных государственных органах не может превышать шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента России. Конституционное право РФ: Учебное пособие: Схемы и комментарии. - 4-е изд., стер./ О.А.Кудинов. - М.: «Ось-89», 2009. С.96-97

Добрый день, друзья!

Сейчас важная тема для тех, кто имеет казахское гражданство, но собирается переезжать, оформляя статус позднего переселенца. Утрата гражданства Казахстана в Германии — что это значит, зачем нужно или нужно ли вообще? Что делать со старым загранпаспортом?

Из этой статьи Вы узнаете:

Паспорт Республики Казахстан

Давайте не будем забывать, что Германия готова принять вас, но будут условия, которые нужно выполнять. Чтобы вся эта волокита закончилась скорее, вы стали официально гражданами ФРГ, и наконец-то смогли жить новой жизнью.

Хочу отметить, что процедуру, о которой я расскажу, обязательно нужно провести. Это поможет вам, вашим детям и даже внукам. Важно понимать, что Республика Казахстан не допускает наличие двойного гражданства.

Закон о гражданстве Республики Казахстан (статья 21 параграф 5): лица, которые приобрели другое, иностранное гражданство, утрачивают гражданство Казахстана.

Здесь не важно, разрешает Германия или нет иметь двойное гражданство. Переезжаете в Германию, получаете гражданство, а на руках документ, удостоверяющий личность гражданина Казахстана — загранпаспорт. Он официальный и действующий.

А это уже идет вразрез с Законом о Гражданстве. Вы теперь гражданин Германии, а документ у вас на руках остался. Наказание — штраф за двойное гражданство, причем размер штрафа крупный. Может быть 1200, а может доходить до 3000 евро.

Если поговорите с соотечественниками, которые давно уже переехали, то они могут сказать — за этим никто не следит. Вы приезжаете в Казахстан, например, родственников или друзей навестить. На границе могут без проблем пропустить. А могут — начислить штраф и устроить проблемы с выездом из страны.

Лишение, утрата или выход?

Сейчас буду много цитировать законы Казахстана, прошу обратить особое внимание, прочтите все очень внимательно! Знание закона вам может сэкономить силы, время, деньги и нервы.

Кто, по закону, считается гражданином Казахстана?

Статья 3. Принадлежность к гражданству Республики Казахстан

Гражданами Республики Казахстан являются лица, которые:

  1. постоянно проживают в Республике Казахстан на день вступления в силу настоящего Закона (принят от 20 декабря 1991 г);
  2. родились на территории Республики Казахстан и не состоят в гражданстве иностранного государства.

Так что, получается, что как только выдается немецкое гражданство, казахское — автоматически пропадает? Лишить вот так просто точно НЕ МОГУТ потому, что:

Статья 20-1. Лишение гражданства Республики Казахстан

Лишение гражданства Республики Казахстан допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также преступлений, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Республики Казахстан, в результате которых причинен иной тяжкий вред жизненно важным интересам Республики Казахстан.

Получив гражданство ФРГ, причем, абсолютно законно, как потомок немца, вы не совершаете преступления. А значить, лишить вас точно не имеют права.

Паспорт РК

Статья 20 Закона РК о гражданстве разрешает выход из гражданства по ходатайству заявителя. Если это возможно, то проводится такая процедура. Но, стоит помнить, что:

  • это долго;
  • подавать нужно на территории Казахстана.

А вот вариант с Утратой Гражданства я бы хотела рассмотреть подробнее.

Статья 21. Утрата гражданства

Гражданство Республики Казахстан утрачивается:

  1. вследствие поступления лица на воинскую службу в службу безопасности, полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления другого государства, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами Республики Казахстан;
  2. если гражданство Республики Казахстан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
  3. по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан;
  4. исключен в соответствии с Законом РК от 22.07.11 г. № 478-IV (см. стар. ред.)
  5. если лицо приобрело гражданство другого государства;
  6. если брак с гражданином Республики Казахстан, послуживший основанием для приобретения лицом гражданства Республики Казахстан, признан судом недействительным;
    Статья 21 дополнена подпунктом 7 в соответствии с Законом РК от 09.04.16 г. № 501-V
  7. по добровольному волеизъявлению ребенка, являющегося гражданином Республики Казахстан, переданного на усыновление иностранцам, при достижении им совершеннолетия;
  8. вследствие участия лица в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства.

Обратите внимание на пояснение к данному закону:

Лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и принявшее гражданство иностранного государства, в течение тридцати календарных дней со дня приобретения им иного гражданства обязано сообщить о факте приобретения иностранного гражданства в органы внутренних дел Республики Казахстан или загранучреждения Республики Казахстан и сдать паспорт и (или) удостоверение личности Республики Казахстан.

Несообщение в установленный частью второй настоящей статьи срок о факте приобретения иностранного гражданства влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Если заглянуть в прошлую редакцию закона от 2004 года, то был такой пункт:

4. Если лицо, постоянно проживающее за пределами Республики Казахстан, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет.

Очень многих граждан Казахстана этот момент смущал. Прошло 3 года, ничего не делалось, паспорт пылится на полке. Они считали, что теперь автоматические больше не являются гражданами Казахстана, а значит — сдавать паспорт не нужно.

согласно статье 37 Закона о Гражданстве РК:

Гражданство Республики Казахстан прекращается в день:

  • регистрации его утраты государственными органами в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
  • регистрации выхода из гражданства Республики Казахстан в порядке, предусмотренном межгосударственными договорами Республики Казахстан.

Никакой регистрации проведено не было, в Консульство РК не обращались. Так что, у нас появляется следующая и самая важная проблема.

Именно к этому я веду весь разговор с цитированием законов. А состоит она в следующем:

В Rathaus, паспортном столе о вас информация «висит». В графе гражданство стоит запись: «deutsch, kasachisch». Что по закону Казахстана запрещено. А еще, ваши дети тоже получат такую запись. А это значит, что по достижении 18 лет они не смогут получить свой Personalausweis или Reisepass, пойти на гос.службу.

Да и вообще, появится масса сложностей и ограничений. Если же ваши дети с этим ничего не решат, то такая же запись перейдет к внукам. К сожалению, многие из тех, кто переезжал в ФРГ по статусу столкнулись с этими проблемами.

Из инструкции вы узнаете: перевод каждой графы антрага, пример заполнения антрага, как заполнить каждую графу под вашу ситуацию, технический вопросы работы с ПДФ бланком антрага, как заполнять доверенность, как написать сопроводительное письмо, спорные вопросы и ответы на них. Подробности читайте в моей на блоге.

Паспорт ФРГ

А теперь несколько вопросов:

  1. Сохранятся ли ваши до того времени?
  2. Будут ли ваши внуки знать русский/казахский язык?
  3. Смогут ли они доказать, что более не являются гражданами Казахстана и стать полноценными гражданами Германии?

Чаще всего — это связано с большими трудностями. А все началось с того, что вы проигнорировали данную процедуру утраты гражданства. Для детей и внуков начать процедуру будет сложнее, чем для вас сегодня, пока есть все документы, знаете куда и зачем обращаться.

Мы продолжим говорить на эту тему. В следующей статье список документов и несколько советов лично от меня о том, как облегчить себе прохождение процедуру утраты гражданства через консульское отделение.

О том какие документы необходимо собрать для признания поздним переселенцем, я подробно рассказала в предыдущей . Если вы уже получили разрешение на въезд, то самое время начать собирать документы на

Подписывайтесь на мой блог. Находите еще больше полезных статей и правил, а так же вы получите в подарок — базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы.

С Вами была я, Наталья Глухова, желаю удачного дня!

Согласно статье 3 Закона Республики Казахстан "О гражданстве РК" от 20 декабря 1991 года, за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства.

Статья 21. Утрата гражданства Гражданство Республики Казахстан утрачивается:

1) вследствие поступления лица на воинскую службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления другого государства, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами Республики Казахстан;

2) если гражданство Республики Казахстан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;

3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан;

4) если лицо приобрело гражданство другого государства;

5) если брак с гражданином Республики Казахстан, послуживший основанием для приобретения лицом гражданства Республики Казахстан, признан судом недействительным;

6) по добровольному волеизъявлению ребенка, являющего гражданином Республики Казахстан, переданного на усыновление иностранцам, при достижении им совершеннолетия;

7) вследствие участия лица в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства.

Внимание! Лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и принявшее гражданство иностранного государства, в течение тридцати календарных дней со дня приобретения им иного гражданства обязано сообщить о факте приобретения иностранного гражданства в органы внутренних дел Республики Казахстан или загранучреждения Республики Казахстан и сдать паспорт и (или) удостоверение личности Республики Казахстан.

Внимание! Несообщение в установленный срок о факте приобретения иностранного гражданства влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан. Обращаем

Для оформления утраты гражданства Республики Казахстан лицам, у которых имеется разрешение на постоянное проживание заграницей, оформленное органами внутренних дел РК, необходимо предоставить следующие документы:

1. Заявление (в произвольной форме);

3. Фотографию размером 3,5х4,5 см (вклеить в анкету);

4. Нотариально заверенные копии свидетельства о рождении;

5. В случае внесения изменений в фамилию, имя, отчество, предоставить нотариально заверенную копию подтверждающего документа (Свидетельство о браке, Свидетельство о перемене Ф.И.О.);

6. Копию паспорта или сертификата о получении гражданства другой страны;

7. Оригинал казахстанского национального паспорта или паспорта СССР (в случае утери/кражи, необходимо предоставить переведенный на русский/казахский язык документ из полиции, подтверждающий факт утери/кражи), оригиналы удостоверения личности (при наличии), военного билета (при наличии);

8. В случае отсутствия разрешения на постоянное проживание, в дополнение к перечисленным документам предоставляется заявление на имя начальника Комитета миграционной службы МВД РК. Справка об утрате гражданства будет выдаваться только при получении положительного ответа МВД РК.

Внимание! Все документы, выданные иностранными госорганами должны быть переведены на казахский или русский язык и иметь штамп легализации или апостиля.

Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства.

Выход из гражданства осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом. Заявление обычно подается в местный орган министерства внутренних дел, но разрешение дает глава государства. Лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами государства вопреки желанию лица. В ряде стран разрешается лишать гражданства только натурализованных граждан за преступления, указанные в законе, но иногда в течение лишь определенного срока после натурализации (например, шести лет в Австрии). В отдельных странах закон предусматривает возможность лишения гражданства и урожденных граждан, но только за действия в пользу иностранного государства, которые причинили ущерб государству гражданина, или за умышленное уклонение от военной службы. В странах Латинской Америки лишение гражданства (в отношении как натурализованных, так и урожденных граждан) используется в качестве дополнительного наказания, назначаемого судом за некоторые преступления (шпионаж и др.). Новейшие конституции многих стран запрещают лишать гражданства. Утрата гражданства происходит также в результате рассмотренных выше оптации, трансферта и др., в некоторых из этих процедур есть элементы добровольности, в других - принудительности.

Высылка граждан из страны, ранее практиковавшаяся в некоторых государствах тоталитарного социализма, в большинстве стран запрещена. В отношении иностранцев она может быть осуществлена, но только по постановлению суда (Румыния). В Мексике любого иностранца может выслать орган исполнительной власти.

Экстрадиция (выдача лица от одного государства другому для следствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступления против другого государства или его граждан: таких лиц судит свой суд.

Правовая база гражданства

Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности. Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь, содержится источник существования и развития гражданства.

Институт гражданства связан не только с реализацией государственного суверенитета, а и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан данного государства. В соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека «право на гражданство является неотъемлемым правом человека». Гражданство, как субъективное право человека, признается многими конституциями народов мира. В этом выражаются требования международно-правовых стандартов обеспечения прав и свобод человека.

Правовой статус населения определяется, прежде всего, нормами внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем, связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и договорного международного права. По мере развития политических, социально-экономических культурных, научно-технических связей между государствами возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы правового статуса населения и по внутригосударственному, и по международному праву решаются в контексте обеспечения прав и основных свобод человека.

С незапамятных времен государства осуществляют сотрудничество по вопросам гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно развивающиеся международные торгово-экономические отношения.

Международно-правовая база относительно вопросов гражданства довольно обширна и включает ряд конвенций и международных договоров по различным проблемам, связанным с институтом гражданства. Основными из них являются: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства, Конвенция о равноправии граждан государства иностранцев и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения № 118, а также Протокол касающийся конкретного случая безгражданства от 12 апреля 1930 г., Специальный Протокол касающийся безгражданства и ряд иных актов международного характера.

В итоге мы получили самые важные признаки гражданства:

    Гражданство - это правовая связь лица и государства;

    юридические права и обязанности между субъектами правоотношений носят взаимный характер: государство вправе требовать от лица уважение и соблюдение своих законов, но в то же время обязано осуществлять защиту этого лица, как на своей территории, так и за её пределами; лицо же, в свою очередь, имеет право требовать от государства обеспечения такой защиты, но в то же самое время оно обязано соблюдать его законы;

    Гражданство - это политическая связь лица и государства, так как предполагает ту или иную степень участия лица в управлении делами государства и общества: участие в выборах, референдумах, уплату налогов и др.; устойчивость такой связи предполагает наличие потенциальной возможности ее разрыва (лицо вправе выйти из гражданства на основании своего волеизъявления и по основаниям предусмотренным законодательством).

Таким образом, суть политико-юридического статуса лица как гражданина конкретного государства состоит в участии индивида в делах по управлению обществом и государством, активном пользовании своими правами и добросовестном исполнении обязанностей, возложенных на него законом. Причем, установление такого статуса, является исключительной прерогативой данного государства. Но в некоторых случаях, это порождает коллизию норм о гражданстве различных государств, которая может найти свое разрешение только на уровне международного права посредством заключения соответствующего соглашения между заинтересованными государствами. Прежде всего, это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим гражданином. В принципе, оба такие государства обычно не признают принадлежность данного индивида к гражданству иного государства. Но это лишь осложняет его положение, поскольку, находясь в границах юрисдикции одного государства, индивид может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории иного государства в качестве его гражданина. Поэтому заинтересованные государства заключают, иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизировать последствия такой ситуации для индивида либо вообще её исключить.

Можно выделить три формы утраты гражданства: 1) автоматическую утрату гражданства; 2) выход из гражданства; 3) лишение гражданства.

Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какое-либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве).

В западной доктрине существует мнение, что безусловная свобода экспатриации является международной правовой нормой. Согласно этой точке зрения, лицо, натурализованное в каком-либо государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство. Но практика ее опровергает. Значительное число государств не придерживается свободы экспатриации. Великобритания в 1948 году от нее отказалась. В качестве международно-правовой нормы она выступает лишь в том случае, если предусмотрена международным договором (для участников договора).

Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.

Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличие от выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.

Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях, предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации обманным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретного лица или лиц определенной категории.

Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, длительно проживающим за границей, но устанавливает, что длительным считается проживание не менее семи последовательных лет. Это правило установлено, чтобы по возможности избежать случаев злоупотребления иностранным гражданством, когда его приобретают из соображений той или иной выгоды, не собираясь устанавливать реальную связь с соответствующей страной.

Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства. Вместе с тем государству предоставлено право делать определенные исключения из этого правила, если оно сделает соответствующую оговорку к Конвенции.

В таком случае законы государства могут предусмотреть право лишать гражданства по одному или нескольким из следующих оснований:

Игнорируя прямое запрещение государства, лицо оказывало или продолжает оказывать услуги другому государству либо получило или продолжает получать от него вознаграждение; поведение лица наносит существенный ущерб жизненным интересам государства;

Лицо сделало заявление о верности другому государству.

Лишение гражданства в таких случаях может быть оспорено в судебном порядке. Недопустимо лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям.

В целом Конвенция направлена на обеспечение принципа непрерывности гражданства, в соответствии с которым утрата гражданства допускается лишь при одновременном обретении нового. Европейская конвенция содержит общее положение о том, что государство не может предусматривать в своем внутреннем праве лишение гражданства по закону или по инициативе государства. Однако это общее положение сопровождается рядом исключений, которые более существенны, чем приведенные основания для лишения гражданства по Конвенции о сокращении безгражданства.

К таким исключениям отнесены:

Добровольное приобретение другого гражданства;

Приобретение гражданства путем обмана;

Добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

Поведение, наносящее серьезный ущерб интересам государства;

Отсутствие реальной связи между государством и гражданином, обычно проживающим за рубежом.

Нельзя не обратить внимания на то, как решается вопрос о выходе лица из гражданства. Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о гражданстве признают право на изменение своего гражданства, а не на безусловный отказ от него .

Вопросы утраты, прекращения гражданства решаются внутренним правом государства, и решаются по-разному. Гражданство может быть утрачено лицом по собственной воле или по инициативе государства. В последнем случае говорят о лишении гражданства. Оно может быть автоматическим, т. е. в силу закона, который предусматривает, что при определенных условиях гражданство прекращается, например в случае приобретения другого гражданства, длительного проживания за рубежом, поступления на службу в иностранные вооруженные силы. Иной вид лишения гражданства состоит в издании специального акта государства, декрета высшего органа или приговора суда.



Просмотров